картотека дидактических игр на тему "Малая родина"
картотека (старшая группа)
дидактические речевые игры с патриотическим содержанием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igr_po_maloy_rodine.docx | 150.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №27
«БЕРЕЗКА»
607662, Нижегородская область, г.Кстово, ул. Свободы, д. 3.
тел. (83145) 2-51-12, 4-48-54
е-mail: kstovoDOU27@yandex.ru
Картотека дидактических игр
по формированию представлений
о малой Родине
у старших дошкольников.
Составила:
воспитатель МБДОУ д/с № 27 «Березка»
первой квалификационной категории
Миляева Нина Александровна
Кстово, 2024 год
«Малая Родина ».
Цель: Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях.
Материал: иллюстрации, фотографий города и нашей области.
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают.
« Мой адрес ».
Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу города, номер дома, квартиры, телефона, этаж закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.
Материал: мяч.
Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т.д.
«Наш детский сад ».
Цель: закрепить знаний детей о детсаде, о работниках детсада. Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, музыкальный зал, и т.д. Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве.
Материал: фотографии и иллюстрации детского сада, работников детсада. Планы детсада, 1, 2 этажа, группы.
Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках детсада. По плану дети ориентируются в пространстве.
Дидактическая игра «Собери герб нашего города».
Цель: закреплять представление детей о гербе родного города, развивать умение выделять его характерные и отличительные признаки.
Материалы: образец герба города, шаблоны разных форм и разных цветов
Ход игры: Дети собирают герб по памяти.
Дидактическая игра «Собери и назови достопримечательность нашего города».
Цель: закреплять представление детей о местах и достопримечательностях родного города, развивать умение составлять картину из частей, развивать память, мышление, речь..
Материалы: фотографии вечного огня, дворца Нефтефтехимиков, академии спорта «Самбо», и т.п.
Ход игры: Дети собирают картинки, узнают
достопримечательность или место, называют что получилось.
Дидактическая игра «Составь слово из букв и прочитай»
Цель: развивать умение составлять слова, обозначающие названия улиц, города, названия городского транспорта из отдельных букв.
Материалы: слова, разрезанные на отдельные буквы, каждая буква пронумерована. Буквы, относящиеся к одному слову, имеют одинаковый цвет.
Ход игры: Дети собирают слова, читают название, находят подходящее фото.
«Поиски добрых слов».
Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости, связь слова и поступка, слово и отношение.
Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том ,как следует извиняться , где и когда, как применяются эти вежливые слов.
«Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений».
Цель: обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения.
Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения.
Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том, как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие..
«Наша страна».
Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице.
Материал: иллюстраций, фотографий.
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают полными предложениями.
«Расскажи о своей семье».
Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.
Материал: Фотоальбом, составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи.
«Как я дома помогаю?».
Цель: Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.
Материал: Картинки с изображением людей, которые исполняют разную работу по дому.
Ход игры: Воспитатель показывает карточку, предлагает составить рассказ по ней и рассказать, кто и какие обязанности выполняет дома.
«Вежливые слова».
Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.
Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т.д.
Ход игры. Воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине
«Наш микрорайон».
Цель: Закрепить знания детей о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении детсада.
Материал: фотографии и иллюстрации, макет микрорайона.
Ход работы : По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении детсада.
«Кто в какой стране живет?»
Цель: расширить знания детей о мире, людях которые населяют его. Материал: картины и иллюстрации с разными странами мира и народами. Развитие речи, логического мышления, формирование умения употреблять суффикс – «ец».
Ход: Воспитатель показывает изображения и просит определить из какой страны этот человек и как его назовут (Китай-китаец, Африка-африканец…)
«У кого какой домик ».
Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища. Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища животных.
Ход игры: Медведю – берлога. Белке – дупло.
«Зеленая аптека».
Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.
Материал: гербарий, картотека лечебных трав.
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы, дети отгадывают. Воспитатель рассказывает о ее целебных свойствах.
«Страны и народы».
Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира.
Материал: глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира.
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением разных стран и народов мира. Рассказывает о них.
«Как найти дорожку в детский сад?».
Цель: Закрепить умение детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу. Закреплять умение определять направление движения. Развивать абстрактное мышление. Материал: план местности (микрорайона) макет местности микрорайона.
Ход игры : дети ориентируются по плану и на макете.
«Птицы нашего города (края)».
Цель: знакомить детей с птицами родного города(края).Прививать любовь к родине, родному краю, к животному миру , желание помочь и ухаживать . Материал: карточки с изображениями птиц, альбом «Птицы нашего города, края», составленный совместно с родителями.
Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.
«На суше, в небе, по воде, под водой (животный мир )».
Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.
Материал; таблица, на которой изображены небо, море, картинки: животного мира.
Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение.
«Отгадывание и толкование загадок».
( об армии, солдатах, Родине, растительном и животном мире)
Цель: знакомить с устным народным творчеством, способствовать самовыражению детей, умению загадывать и отгадывать загадки на нравственно - патриотическую тему.
Материал: загадки и картинки с отгадками.
Ход игры: воспитатель загадывает, дети отгадывают загадку.
«Скажи какая».
Цель: развивать логическое мышление, память , речь, формировать навыки подбора определений к слову.
Материал: карточки с изображением, Родины, флага, герба и т.д.
Ход игры: Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать то что изображено на ней, подобрать определения к изображению.( Родина – огромная, могучая, красивая, бескрайняя) и т.д.
«Составь семейку».
Цель: развивать логическое мышление, память, речь, формировать навыки подбора однокоренных, родственных слов.
Материал: карточки с изображением Родины, флага, герба и т.д.
Ход игры: Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать, что нарисовано на ней и подобрать родственные однокоренные слова к нему: родина, родной, родители, родственник, родинка; герой - геройский, героический, героизм; защита - защитник, защищать.
«Особенности жизни в современном городе».
Цель: познакомить с предметами обихода, их функциями и назначением, воспитывать бережное отношение к предметам созданными человеком.
Материал: картины и изображения различных предметов, созданных людьми. Ход игры: Дети поочередно выбирают картинку и объясняют, для чего нужен этот предмет.
« Природа и человек».
Цель: закрепить знания детей о том что создано человеком и что дает человеку природа. Формировать навыки бережного отношения к природе Материал: картинки и иллюстрации по теме.
Ход игры: Воспитатель проводит беседу , и предлагает рассказать что сделано человеком,, а что природой и как человек использует природу для того чтобы людям лучше жилось.
«Какие праздники ты знаешь?»
Цель: Развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах.
Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.
Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том, что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.
Дидактическая игра «Городские силуэты».
Цель: Закреплять представления о внешнем облике скульптурного убранства города, развитие восприятия внимания памяти, речи.
Игровой материал: Иллюстрации с цветными изображениями достопримечательностей. Карточки с изображением силуэтов скульптурного убранства города, каждая из которых включает в себя включает только один правильный силуэт.
Ход игры: Предлагается рассмотреть и назвать все цветные изображения.
Выбрать из прилагаемых вариантов карточек с силуэтами соответствующий цветному изображению.
Усложнение игры:
1. выбрать силуэт по памяти.
2. составить небольшой рассказ о памятнике или скульптуре.
Дидактическая игра «Узнай, обведи, назови».
Цель: Закреплять знания о символах города, развитие восприятия, внимания и речи, подготовка руки к письму.
Игровой материал: Рабочие листы с контурными изображениями символами, скульптурами и памятниками.
Правила игры: Узнать по контурному изображению символ, памятник или скульптуру. Обвести контур цветным карандашом.
Дидактическая игра «Какой дом?».
Цель игры: развивать внимание, сообразительность, мышление, речевую активность.
Правило игры: поймав мяч быстро назвать слово.
Игровое действие: воспитатель бросает мяч ребенку, который ловит его, называя:
- Дом из 2 этажей (какой) - …. (двухэтажный) .
- Дом из 3 этажей (какой) - (трехэтажный)
- Дом из 5 этажей (какой) - (пятиэтажный)
- Дом из 9 этажей (какой) - ….
- Дом из 12 этажей (какой) - ….
Дидактическая игра «Какой дом?».
Цель игры: развивать внимание, сообразительность, мышление, речевую активность.
Правило игры: поймав мяч быстро назвать слово.
Игровое действие: воспитатель бросает мяч ребенку, который ловит его, называя:
- Дом из дерева (какой) - …. (деревянный) .
- Дом из кирпича (какой) - (кирпичный)
- Дом из глины (какой) - …
- Дом из камня (какой) - ….
- Дом из стекла (какой) - ….
- Дом изо льда (какой) - … .
- Дом из снега (какой) - …
- Дом из бумаги (какой) - … .
- Дом из картона (какой) - … .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека дидактических игр и упражнений для старшего дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим по теме моя Родина- Россия
активизация в речи слова-предметы, слова-признаки, слова-действия по теме....
Картотека дидактических игр "Моя "малая" Родина"
Дидактические игры позволяют наиболее полно реализовать национально - регональные подходы к развитию детей дошкольного возраста. Они знакомят с культурным наследием региона, природным своеобразием, ра...
Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию «Моя Родина — Россия»
С раннего возраста дети активно познают мир, исследуя всё происходящее вокруг. Основным видом деятельности детей является игра, поэтому развивающие дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ...
Картотека дидактических игр по формированию представлений о малой Родине у дошкольников.
Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу города, номер дома, квартиры, телефона, этаж закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища....
Картотека дидактических игр «Моя малая родина- Красноярский край»
Игры направлены не только на развитие представлений о родном городе и крае, но и на развитие речевой активности детей, расширении словарного запаса. При использовании представленных игр следует придер...
Картотека дидактических игр, бесед о малой Родине (Любимый край – Горный Алтай)
В ФГОС ДО определены принципы дошкольного образовании, одним из которых является приобщение детей ...
Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию «Моя Родина - Россия»
Дидактические игры по патриотическому воспитанию...