«Балалар баҡсаhында башҡорт теленə өйрəтеʏ». «Обучение башкирскому языку в ДОУ».
учебно-методический материал

Ибрагимова Венера Ханифовна

Ата-әсәләр өсөн кəӊəштәр.  Рекомендации для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл balalar_baksahynda_bashkort_telen_oyrtey.docx35.11 КБ

Предварительный просмотр:

«Балалар баҡсаhында башҡорт теленə өйрəтеʏ».

«Обучение башкирскому языку в ДОУ».

Ата-әсәләр өсөн кəӊəштәр.

Рекомендации для родителей.

Обучение башкирскому языку в ДОУ основывается на принципе коммуникативности. Поэтому все методы обучения направлены на изучение башкирского языка, как средства общения.

Обучение башкирскому языку ставит перед собой следующие задачи:

1. Обогащение словарного запаса.

2. Правильное произношение звуков, свойственных только башкирскому языку.

3. Составление предложений.

4. Развитие связной речи.

5. Ознакомление детей с башкирской литературой и фольклором, культурой башкирского народа (традициями, национальной одеждой, праздниками, декоративно-прикладным искусством и т.д.).

Изучение башкирского языка начинается с запоминания отдельных слов, правильное их произношение и умение использовать их в предложении. Материал объясняется с помощью демонстрационного материала (картин, игрушек, муляжей), наглядных пособий, мимики, жестов и телодвижений.

Как известно, в жизни детей дошкольного возраста главный вид деятельности – игра. Поэтому на занятиях башкирского языка для закрепления знаний и умений используются различные игры (словесные, дидактичекие,

сюжетно-ролевые, подвижные и т.д.) Например, изучая темы «Посуда», «Части тела», «Продукты» целесообразно организовывать сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница», «Магазин».

При изучении темы «Семья» используются пальчиковые игры. Например, «Был бармаҡ…» («Этот пальчик»):

Был бармаҡ – олатай,

Был бармаҡ – өлəсəй,

Был бармаҡ – атай,

Был бармаҡ – әсәй,

Был бармаҡ – мин,

Исемем минеӊ ʏҙем!

На различные темы можно испльзовать дидактические игры: “Если назовешь, отдам», «Что делает?», «Один – много», «Большой-маленький», «Что изменилось?», «Из какой сказки?», «Что лишнее?», «Чего нет?» и т.д.

Подвижные игры: «День – ночь», «Карусель», «Ветер дует», «Покажи-ка мне, дружок».

Например:

Күрhәт әле, үҫкәнем, (покажи-ка мне, дружок,)

Нисек елдәр иҫәләр? (как дует ветер)

Бына шулай, бына шулай, (вот так, вот так)

Шулай елдәр иҫәләр. (вот так дует ветер)

Курhәт әле, үҫкәнем,

Нисек япраҡ ҡойыла? (как листья падают)

Бына шулай, бына шулай,

Шулай япраҡ ҡойыла.

Күрhәт әле, үҫкәнем,

Нисек ҡоштар осалар? (как летают птицы)

Бына шулай, бына шулай,

Шулай ҡоштар осалар!

Технические средства также играют немаловажную роль в изучении татарского языка. Песни желательно прослушивать на магнитофонной записи. Это развивает у детей эстетический вкус и любовь к природе. Также прослушивая мелодии разных народов, дети учатся узнавать их национальные особенности.

На сегодняшний день есть сборник мультфильмов на стихотворения великого татарского поэта Г.Тукая. При изучении его творчества просмотр мультфильмов позволяет лучше запоминать содержание произведений и повысить интерес у детей к творчеству поэта.

К концу года у детей должен быть следующий набор знаний, умений и навыков по татарскому языку:

1. Уметь отвечать на вопросы по теме «Знакомство»: Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Где ты живешь?

2. Отвечать на вопрос: Кто это? Что это? (среди десяти предметов)

3. Знать вежливые слова: иҫәнмеhегеҙ

(здравствуйте), hау булыгыҙ (до свидания), рәхмәт (спасибо), иҫән бул (будь здоров), зинһар өсөн (пожалуйста) и т.д.

4. Отвечать на вопрос «какой?» (по форме, цвету, вкусу, величине, свойству и т.д.)

5. Считать до 10.

6. Называть слова в единственном и множественном числах.

7. Отвечать на вопрос «что делает?» (основные виды движений: стоит, сидит, играет, бежит, прыгает, пишет, читает, говорит, спит, летает и т.д.)

8. Из слов составлять предложения.

9. Из простых предложений составлять маленький рассказ.

Основные фразы.Фекерҙәр

• Сәләм! — Привет!

• Һаумыһығыҙ! — Здравствуйте! (Обычно используется для приветствия старших)

• Һаумы! — Здравствуй!

• Хәйерле иртә! — Доброе утро!

• Хәйерле көн! — Добрый день!

• Хәйерле кис! — Добрый вечер!

• Рәхим итегеҙ! — Добро пожаловать!

• Һау булығыҙ! — До свидания! ; Будьте здоровы!

• Һау бул! — До свидания! ; Будь здоров!

• Яңынан осрашҡанға тиклем! — До новой встречи!

• Иртәгәгә тиклем! — До завтра!

• Иртәгә күрешербеҙ! — Увидимся завтра!

• Тыныс йоҡо! — Спокойной ночи!

• Сәләм тапшырығыҙ! — Передайте привет!

• Рәхмәт! — Спасибо!

• Ғәфү ит! — Извини!

• Ғәфү итегеҙ! — Извините!

• Yпкәләмәгеҙ! — Не обижайтесь!

• Онотмағыҙ! — Не забывайте!

• Иҫән булығыҙ! — Счастливо оставаться!

• Беҙгә тағы ла килегеҙ! — Приезжайте к нам еще раз!

• hеҙҙе байрам менән ҡотлайым! — Поздравляю Вас с праздником!

• Хәйерле юл! — Счастливого пути!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов и родителей по обучению башкирскому языку в ДОУ

Представлены методические рекомендации для педагогов и родителей по следующим темам:- Обучение башкирскому языку в ДОУ;- Обучение башкирским обрядам и играм в ДОУ;- Использование л...

Буклеты обучение башкирскому языку. Легенды, обычаи.

Буклеты обучение башкирскому языку. Легенды, обычаи....

Диагностика воспитанников по обучению башкирского языка

Дана диагностика по каждому воспитаннику обучающего по дополнительной программе "Обучение башкирскому языку"...

Работа с родителями по обучению башкирского языка.

Памятка для родителей, как закрепить дома учебный материал с детьми....

«Методы и приемы обучения башкирскому языку»

Методы и приемы воспитания у воспитанников чувство уважения к традициям, языку, истории башкирского народа, обладающих высокой нравственностью, эстетической культурой....

Рабочая программа работы кружка по обучению башкирскому языку с детьми 5-6 лет.

Наша Республика Башкортостан является одним из многонациональных регионов нашей огромной страны. В нашем детском саду образовательный процесс ведется на русском языке, по желанию многих родителей ввел...