Педагогический опыт «Воспитание патриотизма у детей через привитие любви к малой Родине»
материал
Данный опыт может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений, работающим в группах старшего дошкольного возраста, а так же родителям дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_24.docx | 112.15 КБ |
Предварительный просмотр:
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи
начинается с малого - с любви к своей семье,
к своему жилищу, к своему детскому саду.
Постепенно расширяясь, эта любовь переходит
в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и
настоящему, ко всему человечеству».
Л. С. Лихачев.
Введение
Воспитание любви к Родине является одной из главных составляющих нравственного воспитания подрастающего поколения, а воспитание любви к Отчизне невозможно без привития интереса к своей «малой» Родине, её людям, их культуре, творчеству. Приобщение ребёнка к истокам народной культуры, ознакомление с обрядами, традициями, бытом важно в воспитании духовно-нравственной личности. Нельзя прерывать связь времён и поколений, чтобы не исчезла и не растворилась душа русского народа: тот народ, который не помнит своих корней, не имеет своей культуры, перестаёт существовать как этническая единица.
В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”
Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. “Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом” (С. Михалков). В основе этого сложного педагогического процесса лежит развитие чувств. Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. В. А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, ее историко-культурному наследию.
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В.А. Сухомлинского как нельзя точно отражают специфику и суть работы педагогического коллектива детского сада в работе по патриотическому воспитанию детей. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…
И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Существует такое понятие как «малая Родина». И необходимо пробудить у ребёнка чувство любви к малой Родине. «Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке живописи…». Именно поэтому родная культура, как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность, проявляющую лучшие человеческие качества.
Источником формирования у ребенка любви к родным местам является и участие его в общественно-полезном труде, и гражданская ответственность родителей, близких. С умения видеть красоту родной природы начинается чувство Родины.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социальной культурной среды. Таким образом, формирование у дошкольников любви к Родине с раннего периода следует считать этапом накопления ими социального опыта жизни в условиях малой родины, усвоения принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру родной культуры.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности. Своевременное формирование у детей чувства патриотизма необходимо начинать в младшем дошкольном возрасте с воспитания любви и привязанности к малой Родине: к самым близким людям — отцу, матери, дедушке, бабушке, к тому месту, где ребёнок родился, где находится его дом, улица, детский сад. «Патриотизм начинается с колыбели, — отмечал В. А. Сухомлинский. — Не может быть настоящим сыном своего Отечества тот, кто не стал истинным сыном матери и отца».
Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.
Суть патриотического воспитания дошкольников состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детских душах семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к ближайшему окружению ребёнка, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, а также руками тех, кого зовут соотечественниками.
Чтобы быть патриотом, гражданином, надо любить свою Родину. А чтобы любить Родину, надо её знать.
Условия возникновения и становления опыта
Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.
Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. С этой точки зрения работу воспитателя трудно переоценить, именно ему присуща роль «проводника» в мир детского восприятия окружающего мира, приобщению ребенка к красоте и любви своего родного края.
Начиная работу по воспитанию любви к родному краю у дошкольника, необходимо проанализировать качество знаний детей о родном крае, продумать этапы работы, направленные на рациональное донесение материала по формированию культурной личности наиболее характерное для данной местности. Успех патриотического воспитания детей во многом зависит от атмосферы, которая царит дома, в детском саду.
Задача воспитателей и родителей:
- пробудить в растущем человеке любовь к родной земле;
- развивать интерес к доступному ребенку явлениям общественной жизни;
- формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества;
- воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу.
Актуальность
Актуальность патриотического воспитания дошкольников состоит в том, что в последнее время привитие чувства патриотизма приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан» определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов».
Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатства.
Воспитание патриотических чувств у дошкольников – одна из задач нравственного воспитания, которая включает в себя воспитание любви к близким людям, к родному городу и природе родного края. В настоящее время эта работа актуальна и трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Многие взрослые, даже коренные жители, имеют недостаточно знаний о своем городе, о природе нашего амурского края.
Проблема
Проблема патриотического воспитания одна из сложнейших в педагогике. Сложность ее связана, прежде всего, с самим понятием патриотического воспитания, с тем содержанием, которое вкладывается в определенный период времени и которое определяет методы, средства, формы работы с детьми. Стоит отметить, что патриотическое воспитание востребовано всегда.
Проблема воспитания подрастающего поколения во все времена была одной из самых важных и насущных проблем общества. Особую остроту эта проблема приобрела в наше время. Современная жизнь диктует необходимость возвращения к приоритетам любви к Отечеству. И этот процесс должен начинаться в дошкольном детстве.
Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей. Необходимо понимать, в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается. Тем не менее, практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте. Глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников является базой для формирования любви к Родине.
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.
Эта проблема актуальна потому, что сейчас, в период нестабильности в обществе, возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как Родина и преемственность поколений.
Суть проблемы хорошо отражают строки:
Должны быть обязательно,
Кроме родителей, четыре коня,
Как четыре матери:
Родная земля. Родной язык,
Родная культура. Родная история.
Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности служить Отечеству. Воспитание любви к Родине разносторонне: это любовь к семье, родному дому, природе, истории и культуре своего города и края. На современном этапе дошкольное образование – первый, самый важный уровень образования.
Цели и задачи
Новизна опыта заключается в разработке системы работы по воспитанию гражданско-патриотических чувств детей к родному городу в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Исходя из выше сказанного, я поставила цель: воспитать в детях – маленьких граждан и патриотов своей малой Родины через разные виды детской деятельности.
Для реализации поставленной цели я определила следующие задачи:
- создать условия для развития у ребенка патриотических чувств любви и привязанности к своей семье, дому, родному городу;
- предоставлять возможности дошкольникам почувствовать себя маленькими горожанами, участниками жизни города;
- формировать интерес каждого дошкольника к истории своего города, края, страны, основы экологической культуры, гуманного отношение ко всему живому, умение видеть историю вокруг себя;
- развивать интерес к русским традициям и промыслам;
- развивать чувство ответственности и гордости за достижения Родины;
- формировать толерантность, чувство уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
- воспитать в душе каждого ребенка любознательность, чувство красоты, чувство любви и привязанности к своей семье, к родному дому, к своему народу, его обычаем, традициям;
- воспитывать у дошкольников любовь к родной земле, уважение к традициям Благовещенска, своего города, его культуре и людям труда;
- взаимодействовать с родителями по приобщению детей к приумножению и сохранению богатств родного города;
- реализовывать системы мероприятий, направленной на повышение уровня развития патриотических качеств.
По отношению к себе как педагогу (и применительно к коллегам):
- повысить собственную компетентность в вопросе ознакомления детей дошкольного возраста с окружающим миром через патриотическое воспитание с перспективой дальнейшей предоставления опыта работы.
Приоритетной задачей для родителей считаю:
- помочь родителям осознать важность и ценность патриотического воспитания;
- обогатить опыт родителей в вопросах организации семейного нравственно-патриотического развития детей;
- привлекать семьи воспитанников к участию в мероприятиях, организованных для успешной работы в данном направлении.
Система педагогической работы
Выбрав тему педагогического опыта «Воспитание патриотизма у детей через привитие любви к малой Родине» я начала работу с воспитанниками средней группы. Работа над опытом продолжается третий год, с 2022 года по настоящее время. Суть моего опыта работы направлен на формирование патриотического воспитания и состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Федеральная Образовательная Программа дошкольного образования (от рождения до школы), по которой работает наш детский сад, направлена на развитие у детей нравственно-патриотических чувств, гражданского долга.
Свою работу я начала с изучения современных программ, нормативных документов по патриотическому воспитанию, изучение литературы. Анализ научно-методической литературы, связанной с темой моей работы, позволил определить круг вопросов, требующих разрешения, конкретизировать задачи, выявить условия, при которых воспитание патриотических чувств будет происходить наиболее успешно. Анализируя литературу по данной теме выяснила, что патриотическое воспитание в сфере дошкольного образования занимает одну из приоритетных областей.
Изучив теоретические основы проблемы воспитания и любви и к родному краю у детей дошкольного возраста, свою работу начала с диагностики. Для диагностики уровня воспитанности у дошкольников основ патриотизма использовали следующую технологию М.Ю. Новицкой, С.Ю. Афанасьевой, Н.А. Виноградовой, Н.В. Микляевой «Мониторинг нравственно - патриотического воспитания в детском саду». Мною были проведены с детьми беседы, игровые тренинги, наблюдения, игр и упражнений по выявлению уровня знаний о родном крае, городе. Оценку осуществляла по таким критериям:
- знание государственной, городской символики;
- знание родного города, его достопримечательностей, богатств родного города, края;
- знание о труде взрослых, профессиях родителей;
- природный и животный мир родного края;
- народные праздники (Масленица, Рождество, Пасха);
- знание русских, народных сказок.
На основе обзора литературы и интернет ресурсов мною был разработан план работы в рамках темы опыта работы:
1.создание предметно-развивающей среды по нравственно-патриотическому воспитания, художественно-эстетическому развитию включающие в себя уголки по художественной деятельности, уголок книги;
2.подбор программно-методического обеспечения, методической литературы и пособия по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала;
3.организация образовательной деятельности через реализацию основной образовательной программы, разработать конспекты занятий, изготовить картотеку прогулок.
4.подбор дидактических игр по окружающему миру;
5. создание условий для свободной образовательной деятельности детей, по данной теме;
7.участие детей в конкурсах;
8.организация различных экскурсий, целевых прогулок (в городской парк, музеи, театры, на набережную р. Амур и др.);
9.работа с родителями: подготовить консультацию для воспитателей и родителей по патриотическую воспитанию, составить план совместных праздников, досугов, фотовыставок, развлечений.
Проанализировав результаты мониторинга, позволило мне взяться за последовательную, поэтапную работу с детьми средней, старшей и подготовительной групп.
Этапы осуществления опыта работы включали в себя:
- мониторинг нравственно-патриотического воспитания детей в группе;
- составление перспективного плана кружка;
- организация кружка;
- создание предметно-развивающей среды;
- совместная деятельность педагога с детьми во всех видах деятельности;
- участие в городских и всероссийских конкурсах;
- работа с родителями;
- повторный мониторинг детей, проведение анализа полученных результатов;
- перспектива дальнейшей работы.
Для того чтобы выяснить отношение родителей к проблеме патриотического воспитания и определить уровень их знаний о нашем крае, городе, стране, я провела анкетирование.
Проведя мониторинг выявления знаний нравственно-патриотического воспитания своей группе на основе анализа диагностики и индивидуальной работы с детьми и их родителями, я выявила проблему: дети имеют поверхностные знания о родном крае, городе, о Родине в целом; родители не всегда уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников.
Проведенное анкетирование показало, что родители знакомы с понятием патриотизма. Имеют представление об этом понятии, выделяют качества, которые присуще патриоту. Результаты анкетирования дали возможность выявить настроенность, степень заинтересованности в сотрудничестве и очертить круг проблем, в решении которых родителям нужна помощь. Исходя из данных анкетирования и собеседований с родителями, был составлен перспективный план мероприятий с родителями.
Свою работу по патриотическому воспитанию я начала, прежде всего, с составления перспективного - тематического плана в календарных планах, в организации кружка «Юные патриоты».
Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своем городе, о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой возрастной группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы приурочены к конкретным событиям и государственно-гражданским праздникам: Дню защитника Отечества, Дню Победы.
При разработке содержания своей педагогической работы с детьми и выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом я учитываю следующие принципы.
- Принцип историзма. Реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (наши дни). Это обусловлено тем, что детям трудно представить историческую прямую времени, определить свое место на ней проследить удаленность тех или иных событий.
- Принцип гуманизации. Предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также опираться на высшие человеческие понятия - любовь к Родине, родному краю, Отечеству.
- Принцип дифференциации. Заключается в создании условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоений знаний о родном городе, с учетом возраста, пола, накопленного им опыта.
- Принцип интерактивности. Это сотрудничество с семьей, библиотекой, домом творчества, школой; эколого-биологическим центром, краеведческим музеем; а также сочетание всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Благовещенска (с его малой Родиной).
- Принцип наглядности. Используются наглядные средства (игрушки, пособия, картинки, технические средства), которые создают развернутую картину действий и результатов.
- Принцип поэтапности. Содержание комплексных познавательных занятий основывается на поэтапной работе, которая вычленяет и интегрирует взаимосвязанные части.
- Принцип успешности. Дошкольники получают задания, которые способны успешно выполнить, доступны по форме и содержанию.
- Принцип социализации. У дошкольников воспитывается потребность в общении со сверстниками и взрослыми, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья глаза на дорогое и родное.
- Принцип индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе.
- Принцип сезонности. Планирование деятельности происходит с учетом сезонных изменений.
- Принцип систематичности (систематические занятия – гарантия всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению).
- Принцип единства чувств и знаний (полученные детьми знания должны прорабатываться не только в сфере интеллекта, но и в эмоционально – чувственной сфере).
- Принцип учета этнокультурной ситуации развития детей (приобщение детей к национальной культуре, обычаям и традиция).
- Принцип обратной связи (педагог должен постоянно интересоваться впечатлениями детей от прошедшего занятия);
- Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи. Родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье, что обеспечивает интерес к экологическому воспитанию, мотивацию, а затем и потребность в ней.
Интерес и любовь к родному краю начинается с ближайшего окружения – со знакомства с детским садом, городом, своей улицей, со страной, ее столицей и символами. Поэтому свою работу с детьми я начинаю с семьи, постепенно переходя от малого к большому — детский сад, родной город, страна. Оформила наглядные пособия, была организована предметно-развивающая среда.
Чтобы реализовать раннее поставленные задачи, мною были определены этапы работы по патриотическому воспитанию:
- Моя семья - знакомство с ближайшим окружением: семьей, ее членами, значением имен детей.
- Детский сад. Труд взрослых - знакомство с детским садом и его сотрудниками, с профессиями родителей.
- «Родной город» - знакомство с родным городом, его достопримечательностями.
- «Родная природа» - знакомство с флорой и фауной родного края, города.
- «Культура и традиции» - знакомство с культурой, традициями и обычаями русского народа, России.
- «Наши защитники» - знакомство с земляками, почетными тружениками родного города, ветеранами Великой Отечественной войны.
- «Моя Родина — Россия» - знакомство детей со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства, с богатствами Родины.
Система и последовательность работы по блокам.
Первый блок дети знакомились с ближайшим окружением. Для уточнения представления об именах самих детей. Дети познакомились со значением своего имени, проводились дидактические игры «Назови друга ласково», «Расскажи о своем имени», «Что означает мое имя».
Понимание родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - маме, папе, бабушке, дедушке.
В детском саду мы учим детей: добру, проявлять Отвагу, не делать никому зла, помогать младшим, почитать старших, любить и уважать свою семью. не забывать народных традиций, со всеми жить в мире и дружбе.
Воспитывая любовь и привязанность к своей семье, родному дому, своим близким, был собран фотоматериал к альбому «Моя семья», который оформлялся совместно с родителями. На этом этапе проводились совместные праздники: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Красна изба пирогами, а семья – традициями», «Когда семья вместе – тогда и душа на месте», «Праздник бабушек и дедушек», «Мамин день», «Наши папы». Все это способствовало тому, что у детей воспитывалось гуманное отношение к членам семьи, их занятиям, формировались представления о семейных ценностях и традициях.
Большая работа была проведена по формированию представлений о своей семье, своем роде. Учили родителей строить со своими детьми генеалогическое древо, которое способствовало составлению рассказов о своей семье, своей родословной. Данная работа вызвала большой интерес, как у детей, так и у родителей.
Второй блок работы было знакомство детей с детским садом и его сотрудниками. Проводились экскурсии по детскому саду, беседы «Кто работает у нас в саду», «Кому, что нужно для работы», дидактические игры «Кто что делает», «Узнай по имени-отчеству».
Итогом работы по данному направлению стало оформление альбома «Мой любимый детский сад», куда были помещены фотографии всех сотрудников детского сада.
Работа на третьем блоке была направлена на ознакомление детей с родным городом, его достопримечательностями, трудовой деятельностью людей, живущих в Благовещенске. Дети посещали музей, библиотеку, знакомились с достопримечательностями Благовещенска, улицами родного города», «Мой любимый дворик», ездили на экскурсии, где активными участниками были и дети и родители. Цикл занятий о родном городе способствовал формированию чувства гордости за свой город, Знакомя детей с достопримечательностями нашего города, была использована дидактическая игра «Где мы были – мы расскажем». Дети по изображению отгадывали и рассказывали о достопримечательностях города: о памятниках, зданиях. Было обращено внимание ребят на особые здания, например: церковь и ее на его купола. Детей знакомили с промышленностью, с историей города.
Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжалась и на занятиях по изобразительной деятельности.
Для расширения и углубления знаний об укладе жизни коренных жителей Приамурья, мы организовывали экскурсии в городской краеведческий музей. В нем дети получили много полезных сведений о коренных жителях, об их прошлом и настоящем.
Большое внимание на данном этапе уделялось ознакомлению детей с трудом взрослых, как родителей, так и жителей Благовещенска. Знакомя детей с профессиями пожарных, пограничников, лётчиков, пилотов, были организованы экскурсии в музей пожарников, в аэропорт, погранзаставу, где ребята познакомились с трудом этих людей и узнали о значимости их труда.
В старшем дошкольном возрасте содержание работы по патриотическому воспитанию усложнилось: от родного города мы перешли к четвертому блоку изучению родного края, дети знакомились с флорой и фауной Амурской области, главным городом – Благовещенском и другими городами Амурской области. Знакомя с природой края, мы решили не только природоохранные задачи, но и воспитывала любовь к каждому объекту в природе. Обязательным компонентом всей работы в течение трех лет являлась природоохранная деятельность детей. Ведь охранять природу – значит охранять Родину. Подводили детей к пониманию того, что все жители любят свой край и многое делают для того, чтобы он был чище и краше.
Пятый блок работы стало знакомство с традициями и обычаями русского народа, амурского народа дети знакомились, участвуя в народных праздниках «Осенины», «Праздник прилета птиц», «Масленица», «Колядки» и др. Это способствовало приобщению детей к фольклорному наследию России. Также дети знакомились с народными праздниками. Русскими народными сказками, с предметами народно-прикладного искусства, знакомила с устным народным творчеством, русским гостеприимством, почитании родителей, с историей возникновения народных игрушек. Особое место отвожу произведениям детской художественной литературе, русским народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству.
В шестом блоке – дети знакомились с российской армией, с воинами, которые охраняют нашу Родину. Знакомила с некоторыми родами войск. Предоставляла знания о ВОВ, празднике День победе, опираясь на конкретные факты из жизни старших членов семьи, воспитывала в детях уважение к подвигу земляков-амурцев в годы Великой Отечественной войны, проводили акции: «Подарок ветерану», «Помним и чтим», «Подарок воину», в рамках которых дети ходили в гости к ветеранам Великой Отечественной войны, возлагали цветы к Вечному огню. Был оформлен стенд «Чтим и помним», на котором разместили фотографии военных лет. Все это способствовало тому, что у детей формировалось чувство уважения, гордости и большой благодарности тем, кто воевал.
Седьмой блок работы стало знакомство детей со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства, с богатствами Родины. Сформировали знания о символике нашей страны, нашего края – Амурской области, нашего города Благовещенска.
Методы и приемы работы с детьми
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию проводится регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми.
Результативность процесса обучения зависит от методов. Выбор метода обучения зависит, прежде всего, от цели и содержания предстоящего занятия, при этом я отдаю предпочтение тому или другому методу, исходя из оснащенности педагогического процесса.
В процессе работы по теме своего опыта работы использую такие ведущие методы как:
- словесные – беседы, чтение художественной литературы, прослушивание аудио;
- наглядные – экскурсии, рассматривание книг, иллюстраций, фотографий, наблюдения;
- практические – дидактические игры, оформление альбома, изготовление поделок, создание стенгазет, работа в природе, показ тематических театрализованных постановок, участие в досугах, развлечениях, праздниках, встречах.
Приемы: обращение к жизненному опыту детей, исследовательские действия, игровые приемы.
Для активизации творческого воображения и мышления использую приемы ТРИЗ-технологий, например, даю детям задание нарисовать рисунок по фантазийным темам «Город моей мечты», «Новые виды транспорта в нашем городе», «Новые микрорайоны нашего города»; рисование по необычным словам которые придумывают сами дети «Снегоеды», «Зайцемух»; рисунок по ассоциативным темам «Грусть», «Злость», «Радость».
Работа с детьми.
Патриотическое воспитание детей в нашем детском саду красной нитью проходит через все виды деятельности: ИЗО, краеведение, ознакомление с окружающим, ознакомление с художественной литературой, развитие речи.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию проводится регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. И основной идеей является формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории родного края, чувства любви к своей малой родине на основе разнообразия форм работы.
В своей деятельности с детьми использовала такие формы работы:
- Беседы; чтение художественной литературы, сказки.
Русский фольклор - особенная область народного творчества. Она включает целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров, воспевающих мужество, смекалку, лучшие дела и чувства людей. В течение многих веков фольклор любовно и мудро поучает дошкольника, приобщает его к высокой моральной культуре своего народа. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает с дошкольником эмоциональный контакт и эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание дошкольника, доставляют ему радость и в то же время оказывают свое воспитательное воздействие. Русский фольклор несет в себе многогранный и в тоже время цельный и неповторимый характер нашего народа. Мужественный, сильный, суровый – по легендам. Хитроватый и озорной – по бытовым сказкам и играм; веселый, задорный, неунывающий – по плясовым и шуточным песням; мудрый, наблюдательный – по пословицам. Много читаем русских народных сказок – как неотъемлемое нравственно-патриотического воспитания.
- Прослушивание народной музыки, разучивание песен о Родине.
- Просмотр и анализ мультфильмов и сказок по нравственно-патриотическому воспитанию.
- Проведение занятий. Были разработаны конспекты и проведены ряд занятий «Летят перелётные птицы в родные края», «Ромашка – символ русской природы», «Берёза – символ России», «Достопримечательности родного Благовещенска», «Улицы нашего города», «Путешествие в Дымково» и др. В результате таких занятий возрастает познавательный интерес к истории города, уважение к знаменитым землякам. Знания и представления о жизни и труде взрослых в нашем городе и области дети получают на таких занятиях как «Откуда хлеб пришел», «Профессии моих родителей». Это дает детям понимание многообразия социальных ролей, выполняемых взрослыми, учит проявлять любовь к труду, уважение и любовь к людям, населяющим наш амурский край. Такие занятия, проведенные с детьми как, беседы «С чего начинается родина», «Блокада Ленинграда», инсценировка «Пусть мой район будет чист» пробуждают у воспитанников гордость за свой родной край.
- Наиболее эффективная форма работы по ознакомлению с малой Родиной и привитию любви к родному краю – тематические прогулки, экскурсии. Ведь непосредственное восприятие изучаемого объекта значительно острее. Изучение родных мест начинаем со знакомства с детским садом, его местонахождением. Используя повседневные наблюдения за тем, что встречают на своем пути в детский сад, замечая изменения в погоде, смену времен года, сезонные работы, производственные и социокультурные объекты, учу детей выделять интересное, красивое.
Целевые экскурсии в магазин, школу, на почту, школьный стадион помогают детям понять принципы функционирования различных учреждений района, формируют у дошкольников представления о разнообразных потребностях людей и о том, кто и как заботится о жителях города.
Экскурсии – живые впечатления. Согласно поговорке «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», можно построить свою работу с детьми в форме путешествий по родному городу. Путешествуя по неизвестным ранее и уже знакомым детям местам, любоваться красотой города, узнавать много нового о нем, учить беречь и любить свою малую Родину.
Расширить знания о родном крае помогла экскурсия в краеведческий музей. Музейный работник познакомила детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта. Из беседы дети узнали, что такое ухват, чугунок, горшок, крынка, самовар, познакомились со старинными предметами быта. В другом зале дети увидели разнообразие фауны нашего края. Дети с восторгом разглядывали зайцев, лосей, медведей, птиц, лис и других животных нашего края. Расспрашивали о незнакомых насекомых, рыб.
Так организованные экскурсии в библиотеку, Амурский кукольный театр позволили познакомить ребят с культурной жизнью нашего города, профессией библиотекаря, кукловода, костюмера, актера, гардеробщика.
В рамках программы по региональному компоненту, мы с детьми посетили палеонтологический музей «Затерянный мир. Основой музейной экспозиции служат уникальные находки из местонахождений Амурской области: трехметровая задняя конечность молодого амурозавра, зубные кости утконосых растительноядных динозавров, хвостовые, шейные и туловищные позвонки, ребра шлемоголовых амурозавра и олоротитана, плоскоголового керберозавра, зауроподного динозавра - архаравии и другие редкие находки.
Следующая экскурсия у нас была в музей пожарной охраны. Это не просто музей, где собрана коллекция предметов, посвященных нелегкой работе пожарных. Музей Центра противопожарной пропаганды — это наглядное пособие. Здесь можно найти сложные экспозиции, созданные для демонстрации страшных пожаров, личные коллекции сотрудников МЧС, образцы пожарной техники, экспонаты, которые рассказывают об истории пожарного дела. В выставочных залах представлены история и современность пожарной охраны. Детям рассказали о нелегкой и героической работе пожарных-спасателей.
Невозможно привить любовь к родной земле, не познакомив с ее природными богатствами, красотой. С растительным и животным миром нашего района, с красотой родной природы. На следующей нашей экскурсии мы побывали в эколого-биологическом центре.
Возвращаясь на автобусе с экскурсий в детский сад по пути мы наблюдали, за значимыми объектами: ветеринарная аптека, почта, детская поликлиника, собор Ксении Петербургской, новые жилые микрорайоны и др. Ребята с удовольствием рассказали об их назначении.
Совместная экскурсия с родителя на аллею славы, показала воспитанникам важность уважать ветеранов войны, гордится своей страной и ее героями.
В качестве после экскурсионной работы, направленной на расширение, уточнение, систематизацию знаний, на упрочнение чувств, отношений, зародившихся на экскурсии я проводила с детьми беседы. Также свои впечатления об экскурсиях воспитанники оставляли в своих рисунках, аппликациях, лепке и конструировании.
- Путешествия на занятиях. Свои путешествия по городу мы продолжали на занятиях, которые были бы взаимосвязаны с экскурсиями, дополняли и обогащали их. Это способствует активизации познавательной активности, развитию мышления. Чтобы правильно дозировать познавательный материал, предлагаемый детям, устанавливать логическую связь между различного рода сведениями все занятия нужно проводить в определенной последовательности: настоящее города; город в прошлом; что есть в нашем городе (улицы, дома и др.); город в котором мы живем.
- Одной из форм работы, стали «Экскурсии в прошлое». На таких экскурсиях с детьми я провожу рассказы, беседы, рассматривание иллюстраций, альбомов об историческом прошлом города Благовещенска. Мы оформили фотоальбом «Мой город – в прошлом и настоящем». Это помогает понять детям, как со временем меняются облик города, и формирует патриотические чувства.
- Природоохранная деятельность. На территории нашего детского сада и микрорайона, растительный мир разнообразен, так как по близости много разновидностей деревьев, кустарников, в летнее время посажено большое количество клуб с разными видами цветов. Обязательным компонентом всей работы в течение трех лет являлась природоохранная деятельность детей. Ведь охранять природу – значит охранять Родину. Подводили детей к пониманию того, что все жители любят свой край и многое делают для того, чтобы он был чище и краше. На протяжении всего времени всего времени пребывания детей в детском саду мы организуем с ними целевые прогулки, наблюдения, Дети дышат свежим воздухом, получают эстетическое наслаждение от красоты природы в любой сезон. прогулки позволяют донести разнообразную информацию о природе родного края, сезонных изменениях в растительном и животном мире. Практическое взаимодействие с живой природой нельзя заменить или восполнить – только в наблюдениях дети приобретают навыки правильного поведения в природе, я учу детей действительно соблюдать правила посещения парков, леса. Обращаю внимание детей, что, к сожалению люди, порой бездушны к природе, что бросается в глаза даже детям: мусор, сломанные ветки на деревьях, мойка машин в реке и пр. всё это видят и оценивают наши дети. Так рождаются у нас природоохранные акции: «Ёлочка-зелёная иголочка», «Берегите лес от пожара», «Накормите птиц зимой», «Посадим деревце» напоминающие о правилах поведения в природе. У детей накапливаются впечатления не только о красоте природы, но и о том, как она меняется, если приложить к ней труд. Они могут ухаживать за растениями на огороде, цветами, «лечат» сломанную веточку и т.д., а также наблюдают за трудом взрослых в природе. На территории детского сада дети имеют возможность наблюдать за разными птицами, белочками, жучками, за деревьями, цветами и тех которые входят в Красную книгу. Ребята не забывают и про кормушки, наполняют их различными семенами.
В группе собран богатый природный материал и гербарий, коллекция камней, почв. Дети различают породы деревьев, растущих в нашей местности, знают обитателей дикой природы, а так же разнообразие мира птиц. Уделяю внимание природоохранительному вопросу. Знакомлю детей с растениями, встречающимися в нашей местности, которые занесены в Красную книгу Амурской области.
- Использование игр для закрепления знаний и впечатлений. Игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности и, именно играя, дети могут лучше усвоить материал, закрепить его. Для игр приобрели открытки, иллюстрации, подобрали фотографии и самостоятельно изготовили игры, например: «Узнай по фотографии», «Найди по описанию», «Мой город», «Собери герб, флаг», «Достопримечательности города» и др. Дети играют с большим удовольствием, закрепляют знания о городе, его достопримечательностях. Проводимые мною дидактические игры на материале фольклора, «Из каких мы сказок», «Сказочный герой», «Позовем сказку» способствовали тому, что сказка оставалась в душе ребенка, как что-то целое, необычное, надолго запоминаемое. Живой интерес вызвали у детей русские народные сказки, их инсценировки.
Особенный восторг и интерес у детей вызывают народные подвижные игры нравственно-патриотического характера. Детям нужно дать почувствовать радость от прикосновения к прекрасному, а именно - к богатейшему наследию русской национальной культуры; помочь ощутить национальную принадлежность, постичь своеобразие русского национального характера, его прекрасные самобытные качества на примере народных игр.
1. Игры, отражающие отношение человека к природе. Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Эти игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру. «В коршуна», «Заинька беленький», «В медведя», «Ручеёк» и т.д.
2. Игры, отражающие историческое наследие русского народа. "Быт русского народа", в котором применяются народные игры, отражают повседневные занятия наших предков. "Горшки", "Башмачник", "Лапти", "Поясок», «Кузнецы» и т.д.
3. Игры, отражающие игры сверстников прошлых столетий. Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию. Иры: "Горелки", "Жмурки", "Ловишка", "Растяпа", "Краски" и др. Эти игры способствуют укреплению дружбы, выявлению симпатий детей, сплочению коллектива.
4. Игры, которые дают возможность помериться силой и ловкостью, побуждают стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. "Тяни в круг", "Бой петухов", "Достань камешек", "Перетяни за черту", "Взятие снежной крепости", "Цепи кованы", "Перетягивание каната", "Вытолкни за круг". Эти игры очень нравились детям, особенно мальчиками. В них, каждый желающий может проявить себя, ведь они не только развивают силовые качества, но и учат честным отношениям друг к другу.
- Продуктивные виды деятельности. Полученные знания и впечатления в результате занятий, бесед, экскурсий дети отражают в продуктивной творческой деятельности, которая включает рисование, аппликацию, лепку, ручной труд. Так вместе с детьми были созданы композиции, рисунки, поделки: «Наш город», «Мой дворик», «Аллея славы», «Памятные места» и др. Кроме того, у детей формируется чувство ответственности за свою работу, бережное отношение к результатам своего труда и труда других детей. Гуляя летом на улице мы с ребятами наблюдали за птицами, рассматривали одуванчики. Развивая тем самым у детей любовь к природе, животным. После наблюдения мы изобразили в своих рисунках.
- Развлечения и праздники. Ярким событием для детей являются праздники и развлечения. В нашей группе есть свои традиции и праздники, такие как «День именинника», «Бабушкины посиделки», которые помогают нам создать дружеские отношения с семьями детей. Так же проводим праздники «День птиц», «День экологии», «День помощи природе города», «День Победы», «Военно-спортивные соревнования» и др., в которых семья становится активным помощником и партнером. Знакомим с народными праздниками. Еще с глубокой древности пришел к нам любимый праздник «Масленица» - это проводы зимы и встреча весны. На масленице мы играем в народные игры, водим хороводы, печь блины и сжигаем чучело. На праздники водим в одежду элементы праздника: платки, бусы из баранок, маски. У детей всегда остается очень много незабываемых впечатлений после такого праздника.
- Использование регионального компонента.
Все мы знаем, что дети слабо знакомы с растительным и животным миром нашего края. Из деревьев и кустарников они называют ель, березу, сосну. Единицы узнают и называют птиц, животных, насекомых, обитающих в лесах, живущих рядом с нами. В связи с этим я старалась показать детям особенности взаимоотношений человека и природы на примерах региона, в котором он живет. Пройдя курсы в ГАУ ДПО «АмИРО» «Реализация регионального компонента дошкольного образования в практике работы образования» и набравшись опыта, я использую новые формы работы с детьми. Оформлены экологические альбомы: «Гербарий листьев деревьев и кустарников Амурской области», «Дары природы», «Кора деревьев нашего края».
Во время бесед закрепляли, какие птицы и животные проживают у нас в Амурской области и какие встречаются в нашем городе. Дети расширяли знания о животных и птицах нашего региона, изготовили «Книжки-малышки» о правилах поведения в природе для малышей. Ребята знакомились с Красной книгой Амурской области, после знакомства мы изготовили с детьми книжку-самоделку «Красная книга Амурской области».
Но самое главное это приобщение дошкольников к творчеству писателей родного края включает знакомство с доступными детям фактами биографии, наиболее ярко характеризующими их творчество. Была организована с амурским писателем Козловой Марией Александровной встреча в детском саду, где писательница подробно рассказала о своем творчестве, познакомила с новыми книгами, подарила детям для чтения в группе. Наши дети гордятся личным знакомством с настоящими писателями. В детском саду собраны все книги, поэтические сборники наших местных авторов. Дети с удовольствием заучивают стихи о нашем крае. В календарном планировании я один раз в неделю включаю чтение художественной литературы писателей Амурской области. В художественном творчестве мы рассматривали фотографии наших амурских лотосах, дети рассказывали, кто видел эту красоту на озерах. Изготовили поделки «Амурские лотосы», «Аисты в гнезде».
Еще одна форма работы по патриотическому воспитанию – встречи с интересными людьми. Самое значимое было – это проведение тематического праздника в детском саду «Казачий переполох», где я сама играла роль казачки. Мы оформили зал, пригласили представителей казачьего общества города Благовещенска. Казаки рассказали об истории казачьей жизни, показали фотографии, знамя казачьей дружины, кубки, которыми были награждены наши казаки за победы в различных соревнованиях и смотрах. Дети с удовольствием примеряли казачьи фуражки, держали в руках настоящие казачьи нагайки, участвовали в играх, пели и танцевали казачьи песни. Хочу отметить, как активно участвовали родители в организации праздника, изготовили детям костюмы и атрибуты, даже приобрели напрокат шашки и шапки.
- Фотовыставки, выставки рисунков. На основе полученных впечатлений от посещения музеев, экскурсий в природу, посещения театров и прочитанных художественных произведений оформляем выставки детского художественного творчества: «Достопримечательности нашего города», «Праздник в городе», «Животные нашего леса», «Наша улица», «Самое красивое место в нашем городе», «Мой край», «Мой любимый домашний питомец», «Флаг России», «Мой папа служил в Армии», «Чем богат наш край», «В Первомайском парке» и др.
В детском саду прошла выставка детский рисунков «Пусть всегда будет солнце». Каждый ребенок нарисовал то, что хочет пожелать людям всего мира, своей семье, то, что он считает самым главным в жизни. В своих рисунках дети выразили протест против войны.
- Участие в конкурсах. В группе активизирую детей и родителей к участию в различных мероприятиях: выставках, конкурсах, посвящённых «Дню матери», «Дню народного единства», «Дню защитника Отечества», Дню Победы, Дню Семьи, Дню Космонавтики; нравственно-патриотического характера: конкурс на лучшую масленичную куклу «Красна Масленица», «Профессия отца глазами ребёнка», «Стоит на страже Родины солдат», «Библиотека русских народных сказок», «Я и моя семья», «Русская сказка», «Символы России», «Слава Армии Российской, самой мирной на земле!», «Семья глазами ребёнка», «В этот день Победы…», «Профессии родителей» и др. Конкурс чтецов «Мы помним, мы гордимся!», «Пушкинский день». Творческий конкурс семейного творчества «Символ года 2024 - Дракоша», «Каждой птичке по домику» «Дары осени», «Вечный огонь».
Использование современных технологий в работе с детьми.
Большое внимание я уделяю в решении организации здоровьесберегающего процесса на занятиях с детьми. Создаю условия для детей, а именно гимнастика для глаз и пальчиковая гимнастика, гимнастика дыхательная, физкультминутки, подвижные сюжетные игры.
Релаксация. Дети нуждаются в том, чтобы их научили расслабляться. Мышечное расслабление снимает внутреннюю напряженность, усталость и раздражительность. Воображение служит хорошим помощником для расслабления.
После упражнений на расслабление дети могут свободно и непринужденно фантазировать и воображать, они готовы неординарно мыслить и творить.
Интересными для детей являются тематические физкультурные и спортивные дни, отражающие текущие события города, страны, жизнь детского коллектива, увлечения, праздники, связанные с народными традициями.
Использование народных подвижных игр способствует приобщению детей к духовно-нравственным ценностям нашего народа.
С целью оздоровления дошкольников я использую авторские игры Н.М. Елецкой, «Программу оздоровления детей дошкольного возраста» М.Д. Маханевой, «авторскую программу и технологию физического воспитания «Играйте на здоровье!» Л..В. Волошиной, здоровьесберегающие технологии М. В. Якурина, Е. Г. Докиной.
С помощью игровых технологий развиваю и творческие способности детей. У детей формируется гибкое, оригинальное мышление. Игровые образовательные ситуации состоят из трех частей: чтобы заинтересовать совместной деятельностью детей в первой части провожу постановку игровой проблемы, игровой мотивации (кому-нибудь помочь, исправить чьи – то ошибки). Во второй части происходит обогащение детского творческого опыта, вместе с детьми мы рассматриваем произведение искусства и обсуждаем его, или активизирую детскую деятельность на создание какого – либо продукта детского творчества. В третьей части обобщаю полученный опыт, обыгрываем ситуацию, и она плавно перетекает в игру. Вместе с детьми мы отправлялись в путешествие или сказку, по дороге выполняя творческие задания, помогая персонажам.
Обязательно в конце каждой игровой ситуации провожу анализ детских работ, уделяю этому большое внимание.
В педагогическом процессе использую народные игры, например: «Ручеек», «Гори ясно», «Теремок» «Репка» и др., я не только реализую обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они одновременно приобщают воспитанников к народной культуре. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада, которое пока еще развито недостаточно.
Наблюдая за сюжетно – ролевыми играми детей мы видим, что дети играют в основном в игры, отображающие реальную жизнь: «Магазин», «Детский сад», «Больница», «Почта», «Парикмахерская». В игровой деятельности дети отражают знание о труде взрослых (продавца, врача, воспитателя, парикмахера, используют настоящие трудовые процессы (продавец - взвешивает, отпускает товар; воспитатель - играет с детьми, читает сказки, укладывает спать; врач - лечит, делает уколы, дает витамины; парикмахер- стрижет, делает прически) . Сюжетно-ролевые игры : «Семья», «Дочки-матери» - углубляют представление о семье, родственных отношениях, понимания того, как поддерживаются родственные связи, культурные традиции семьи. Воспитывают уважение и любовь к родным людям, гордость за свою семью.
В своей работе я использую технологии И. С. Сергеевой, Ф. С. Гайнулловой.
Правильное и грамотное использование современных информационно- коммуникационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Показав информацию на экране в игровой форме, я вызываю у детей огромный интерес. В доступной форме, ярко, образно, преподношу детям материал, что соответствует наглядно-образному мышлению.
Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы, интерактивные игры. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему.
Невозможно посетить все природные объекты нашего региона, но я считаю важным познакомить детей с ними. Использование компьютерных технологий, а именно мультимедийные презентации помогают на занятиях. Мной разработаны презентации «Природные достопримечательности Амурской области», «Памятники и скульптуры Амурской области», «Достопримечательности Благовещенска», «Красная книга Амурского края», «Правила поведения в природе», «Угадай русскую народную сказку», «Народные промыслы», которые я использую на занятиях. Любая экскурсия требует соответствующей подготовки и планирования. Помогает мне в этом ИКТ, в свободное время показываю познавательные мультфильмы, слушание аудиозаписей, знакомлю с трудом взрослых, знакомством с природным и животным миром нашей Родины и её природными богатствами на мультимедийных проекторах.
Роль виртуальных экскурсий велика, так как ребенок может являться активным участником событий данной экскурсии. «Виртуальная экскурсия» даёт возможность посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие детям. Например: «Хинганский заповедник», «Экскурсия по городу», «Улицы нашего города», Экскурсия по Москве», «По Красной площади» и т.п. Для таких экскурсий я использую интернет. Дети их принимают с огромным удовольствием. Во время занятий использую слайдовые презентации, с помощью которых знакомлю детей с любой недоступной темой нравственно-патриотического характера.
В своей работе использую следующие средства информационно-коммуникативных технологий: компьютер, мультимедийный проектор, принтер, видеомагнитофон, DVD плейер, телевизор, магнитофон, фотоаппарат, видеокамера.
Активно применяю на родительских собраниях мультимедийные презентации для более точного изложения материала. Использование в работе Интернет-ресурсов помогает мне подбирать материал для занятий, бесед, праздников.
Вместе со своими воспитанниками принимаю участие в различных всероссийских творческих конкурсах, публикую свои педагогические методические разработки на сайте МААМ, https://nsportal.ru/, Просвещение, Инфоурок. В использовании и реализации ИКТ я использую литературу Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008, Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. 2005 г.
Одним из современных методов приобщения детей к художественной литературе является проектный метод. Именно в его основе заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой.
Метод проектов актуален и эффективен. Метод проектной деятельности позволяет развивать познавательный интерес, формировать коммуникативные навыки и нравственные качества. Участие в проекте помогает ребенку почувствовать полноправным участником событий, способствует усилению позиций «Я сам», «Я сделаю», «Я умею». У детей появляется возможность внести свою лепту в общее дело, проявить индивидуальность. Он даёт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания; развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет успешно адаптировать к изменившейся ситуации школьного обучения. Технология проектной деятельности не только интересна и полезна детям, но также дает возможность педагогу сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по данным проблемам.
Проектную деятельность строю поэтапно. На первом подготовительном этапе происходит постановка цели, задач проекта, определение методов исследования, выбор и подготовка необходимого оборудования и материалов. На втором исследовательском этапе провожу поиск ответов на поставленные вопросы. На третьем заключительном этапе происходит обобщение результатов работы, их анализ. Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире. При использовании метода проектов, учитывала принцип интеграции с другими образовательными областями.
Используемые мной проектные технологии классифицируются как:
- «Игровые» — детские занятия, участие в групповой деятельности (игры, народные танцы, драматизации, разного рода развлечения);
- «Экскурсионные», направленные на изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью;
- «Конструктивные», нацеленные на создание конкретного полезного продукта: сколачивание скворечника, устройство клумб, посадка саженцев.
С детьми среднего возраста организовала проекты «Люблю берёзку русскую», «Красная книга Амурской области», «Огород на окошке», «Наши деревья», «Книжки-малышки по мотивам русских народных сказок», «Мир театра», «Все профессии важны». Результаты, которые производились в проекте, проговаривались с детьми на занятиях и отражались в продуктивной деятельности. Дети средней группы принимали участие в проектах: «Наши младшие друзья». «Птицы наши друзья» - дети наблюдали за птицами, развешивали кормушки, скворечники. С ребятами старшей группы, организовывали проект «Достопримечательности нашего города Благовещенска», в результативности проекта был оформлен фотоальбом «Достопримечательности, памятники и скульптуры Благовещенска» В подготовительной группе планирую организовать проект «Растение – доктор» там дети будут учится распознавать лекарственные растения и узнают об их целебных качествах. Сейчас с детьми мы работаем над проектом «Ёлочка бывает разная», цель которого – воспитание чувства любви к малой Родине, родному краю; природоохранной деятельности; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям.
Реализация проекта «Люблю берёзку русскую» научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна.
В реализации проектов я использую литературу Е.В. Михеева «Современные технологии обучения дошкольников», Киселевой Л. С., Данилиной Т. А. «Проектный метод в деятельности ДОУ»,
Условия реализации предметно-развивающей среды в группе
Создание предметно-развивающей среды является необходимым условием для первоначального ознакомления детей с природой. Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
В оформление патриотического уголка, уголка природы, книги и уголка ИЗО я проявила свой индивидуальный вкус и творчество – главные условия, это удобство и целесообразность. Создала условия для того, чтобы уголок был уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с природой и художественной деятельности. В оформление уголка использовала основные требования:
• рациональное размещение в группе;
• соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей группы;
• соответствие интересам детей;
• постоянная сменяемость;
• эстетическое оформление;
• востребованность.
В природном уголке, подобрала - комнатные растения и необходимые инструменты по уходу за ними. В течение всего учебного года мы с детьми каждый день ухаживаем за комнатными растениями. Дети учатся видеть, какие необходимы условия объектам природы, учатся определять, чего им не хватает в данный момент, учатся выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда.
Предметно-пространственная среда в уголке природы позволяет:
- наблюдать и ухаживать за комнатными растениями;
- вести календарь погоды;
- вести дневник наблюдений;
- рассматривать картины и иллюстрации о природе;
- играть в дидактические игры, с муляжами животных;
- делать поделки из природного материала;
- ухаживать за посадками «огород на подоконнике».
У нас есть разнообразный материал для проведения экспериментирования и опытнической деятельности, природный материал, дидактические игры, много разнообразного наглядного материала, а также художественной литературы.
В уголке есть календарь природы, таблички с названием комнатных растений, дневник наблюдений за погодой, график дежурства по уголку природы, паспорт комнатных растений, круговорот воды в природе и т. д.
Имеется «Библиотека природы», в которой представлены детские экологические книги, географические атласы, глобус, определители животных. Подборка книг и журналов природоведческого характера. Физическая карта России, компас и глобус.
Мини-библиотека книг на патриотическую тему. Мы подобрали высокохудожественные произведения разных жанров: стихи, рассказы, очерки. В патриотическом воспитании детей важна роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию. Одна из любимых книг детей – книга Л. Кассиля «Твои защитники». Каждый рассказ в ней пример героизма.
В мини-библиотеке подобрана художественная литература, через которую дети усовершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о Благовещенске, о России, о Российской армии, устном народном творчестве, «Красная книга Амурской области и России», ну и конечно творчество амурских писателей.
В книжном уголке находятся русские народные сказки, сказки народов России, потешки, загадки, былины о богатырях.
В группе я оформила зону нравственно-патриотическому воспитания, где дети могут в условиях ежедневного свободного доступа пополнять знания о родном крае, городе, стране. Имеется широкий спектр иллюстраций, открыток и фотографий с видами родного города, родной страны, столицы, климатических зон России. Также детям представлены снимки достопримечательностей, картины с изображением родных пейзажей, иллюстрации народных промыслов, произведения устного народного творчества, образцы российского, амурского герба и флага, материал для ознакомления с защитниками Отечества. Для познавательного развития имеются развивающие игры, литература о родном крае, городе. Материал для детей меняется в зависимости от изучаемых тематических блоков.
Оформлены альбомы: «Природа родного края», «Память» (памятные места района), «Достопримечательности Благовещенска и Амурской области». Собраны тематические папки «Знаменитые земляки», альбомы «Память», «Природа нашего края»,
Подобраны тематические картинки, иллюстрации, фотографии, открытки; систематизирована картотека стихов, дидактических игр о родном городе. Подготовила дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос», «Улицами родного города» «Заселим реку Амур и Зею», «Промыслы», «Кому, что нужно для работы», «Угадай профессию» «Найди нужный флаг», «Найди место недостающим элементам герба города», «Сложи картинку»; настольно-печатная игра «Путешествие по городу». Дидактический материал (фотографии, иллюстрации, библиотека книг, подборку дидактических игр) размещаются так, чтобы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа самостоятельно пополнять знания о своей малой Родине.
В группе создана развивающая среда уголок «Центр искусства и творчества», способствующая изобразительной, творческой активности детей: в изоуголке имеются различные материалы: гуашь, акварель, восковые мелки, трафареты, нитки, трубочки, бумага различной фактуры, природный материал, палитры, баночки для экспериментов с красками, дидактические игры и др.; есть уголок экспериментирования, оформлена выставка работ местного художника. Регулярно меняются выставки репродукций русских художников. Постоянно функционирует выставка детских работ.
Дети с удовольствием участвуют в украшении группы своими работами, это позволяло дополнительно мотивировать детей к творческой деятельности.
При выборе месторасположения художественного уголка в группе я учитывала дидактические принципы удобства расположения уголка и доступности его для детей.
В уголке ИЗО оформила предметами народно-прикладного искусства.
В уголке ряженья: народные костюмы, наряды с элементами народного творчества.
Педагогическое сопровождение семьи.
Важным направлением в организации художественно-эстетической деятельности является работа с родителями, которые привлекаются к творческому взаимодействию с детьми в различных направлениях. Только тесное сотрудничество с семьей позволяет решать проблему, над которой я работаю.
При этом я использую различные формы взаимодействия: индивидуальные (беседы и консультации), коллективные (собрания), наглядно – информационные (родительские уголки, стенды, выставки методической литературы).
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Давайте познакомимся!», «Патриотическое воспитание в семье». В ходе диагностики были выявлены следующие проблемы: дети владеют недостаточной информацией о родном городе; отсутствие гордости за свой родной город, осознание своей гражданской принадлежности; родители не уделяют должного внимания проблеме патриотического воспитания дошкольников; отсутствие единой системы ценностей (семья-люди-город) в сознании дошкольника и родителей. Далее в ходе работы я столкнулась с тем, что родители, не могут рассказать своим детям о городе, потому что сами не знают историю города, историю достопримечательностей, известных земляков, символику города. Поэтому появилась необходимость донести до них важность данной проблемы. Для этого я разработала перспективный план работы с родителями по патриотическому воспитанию.
Включаю родителей в процесс оформления группы, территорию детского сада. На участках детского сада родителями вместе с детьми были посажены деревья, а на клумбах цветы.
Проводится традиционный конкурс на лучшую поделку из природного материала, изготовление кормушек для зимующих птиц, экологические праздники.
Организация семейных конкурсов. Но особый интерес наблюдается у детей и родителей, когда в детском саду объявляется конкурс. Чтобы привлечь родителей к участию, в родительских уголках заранее вывешивается интригующее, яркое сообщение. Темы конкурсов выбираются исходя из современных интересов семей. Так ежегодно в рамках празднования международного Дня Семьи в детском саду проходят семейные конкурсы: «Герб моей семьи», «Генеалогическое древо семьи», «Самый, самый снеговик»», «Самый быстрый папа». Организация совместных творческих домашних заданий, например: составление творческих рассказов о городе, изучение символики, чтение книг об истории города. Совместные экскурсии, викторины, праздники. Все это обогащает знания, как детей, так и родителей. Ребята совместно с родителями изготавливали генеалогические древа и гербы своих семей, которые они потом презентовали и защищали.
Индивидуальная работа с родителями. В практике работы с семьей хорошо зарекомендовали себя отдельные поручения и просьбы, с которыми воспитатели обращаются к родителям: сшить национальные костюмы для кукол, починить игрушку, помочь оформить помещение к празднику, написать статью в стенную газету. Многие родители с удовольствием откликаются на такие просьбы и проявляют свою выдумку и фантазию. Так в детском саду появились куклы в костюмах разных национальностей.
С удовольствием родители принимает примерные темы маршрута выходного дня: «Семейный поход по памятным местам родного города», «Памятные места героического прошлого города», «Исторические достопримечательности города», «Улицы города» - обзорные семейные экскурсии по улицам района, познакомить с новостройками, социальными объектами, зонами отдыха.
Охотно участвовали в конкурсах детского сада «Моя мама рукодельница», «Хобби моей мамы».
В день открытых дверей я приглашаю родителей на открытые занятия.
Взаимосвязь с родителями позволяет обеспечить целостность педагогического процесса, делает работу по теме информационно насыщенной и разнообразной. Оформляются консультации в информационном уголке для родителей, такие как: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста», «Путешествие по родному городу, району», «Познакомьте ребёнка с родным городом», «Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю», «Актуальность патриотического воспитания в современном обществе», «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников», «Как воспитать патриота», «Как приучить детей охранять природу», «Как рассказать детям о Великой Отечественной войне», «Вместе с ребенком смотрим телепередачи о природе» и др.. Родители с радостью участвуют в жизни группы: проводят с детьми самостоятельную работу, принимают участие в заранее объявленных мероприятиях.
Результаты освоения программы образовательной области «Познавательное развитие»
Анализ результатов педагогического мониторинга на начало 2022 г. и конец 2024 уч.года показал положительную динамику освоения образовательной программы моими воспитанниками. По итогам мониторинга дети овладели, знаниями, усвоенными на занятиях и в повседневной жизни по нравственно-патриотическому воспитанию:
- Знают свое имя, фамилию, название города, страны, свой адрес.
- Имеют представление о членах семьи и ближайших родственниках.
- Проявляют активный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного города.
- Называют и узнает (по иллюстрации) достопримечательности.
- Знают некоторые сведения об истории, достопримечательностях, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей, знаменитых людях.
- Имеют представления о природных богатствах родного края.
- Проявляют интерес к стране, в которой живут.
- Знают и узнает флаг, герб, гимн России; герб города.
- Называют народные праздники, игрушки, предметы быта;
- Выражают положительное отношение к миру, к своему городу, дружбе, ко всему живому.
- Называют природные богатства России, знает природно-климатические зоны, ландшафты.
- Заботятся об окружающей природе, близких, оказывают помощь.
- Стали внимательны к эмоциональному состоянию других, проявляют сочувствие, активно выражают готовность помочь.
- Осуществляют элементарный самоконтроль.
Анализируя данные исследования, я убедилась, что программа может быть актуальна не только для нашего детского сада, но и для других ДОО, интересующихся проблемой повышения качества образования. Успешному повышению качества образования способствуют методы развивающего обучения, модернизация образовательного процесса, использование современных технологий.
Таким образом, полученные результаты позволяют считать, что совершенствование нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, развитие личностной культуры ребенка, как основы его любви к Родине, своей семье и родному краю нами достигнуты в процессе решения цели и задач.
Анализ проведенной работы результата моей педагогического опыта.
Проработав 3 года по теме своего педагогического опыта работы: «Воспитание патриотизма у детей через привитие любви к малой Родине» и проанализировав работу, я пришла к выводу, что дети стали открытыми в проявлении чувств: они говорят о своей любви к городу, родной природе, проявляют уважение к ветеранам, людям-труженикам, проявляют желание узнавать историю родного края, любознательность. У детей развилось умение сравнивать и сопоставлять события и явления, появилось разграничение старого и нового, умение воспринимать конкретные исторические события, возрос познавательный интерес. У детей накоплен опыт по культуре, традициям родного края, сформировано понимание неповторимости культуры своего народа.
В процессе работы по ознакомлению дошкольников с малой Родиной у детей обогатился и активизировался словарь, сформировался интерес к исследованию природы родного края, значительно расширилось представление об окружающем мире. В процессе познания малой Родины дети учатся любить ее, любить и уважать людей, живущих рядом.
У детей сформирован интерес и потребность к посещению музеев. Дети узнали, что много интересного и полезного можно узнать, посетив музей.
Результатом работы так же явились положительные изменения в отношении родителей к проблеме патриотического воспитания. У родителей выработалась активная позиция, появилось чувство ответственности за духовно-нравственное становление детей.
Стараясь научить детей не только восхищаться красотой окружающего мира, города, бережно относиться к природе, но и самостоятельно решать проблемы опытно-экспериментальным путем, использовать свои знания на практике. Я думаю, что смогла, зародить первые ростки патриотизма у детей моей группы, которые в будущем превратятся в огромную любовь к своей семье, своему городу, своей Родине, так как они увидели всю красоту и богатство своими глазами.
Перспективы в дальнейшей работе.
1. Обобщить и систематизировать педагогическую деятельность по формированию патриотических качеств у дошкольников.
2. Разработать серию игровых интегрированных занятий по нравственно-патриотическому воспитанию с применением разных видов деятельности.
3. Разработать консультации для родителей о роли сотрудничества с ребёнком, о совместных экскурсиях, беседах о природе с детьми.
4. Повышать свой профессиональный уровень через посещение, семинаров, методобъединений, курсов, отслеживание печатной информации и Интернет - сайтов.
5. Использовать в дальнейшем проектный метод работы.
6. Выйти с опытом работы ДОУ на городской уровень.
В дальнейшем планирую продолжить работу по данной теме, изготовить новые макеты, альбомы для расширения и углубление знаний старших дошкольников о родном крае, что влечет за собой более глубокое развитие патриотических чувств.
Заключение
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников подтверждает то, что в любом детском образовательном учреждении для осуществления патриотического воспитания, обязательно необходимо проводить цикл мероприятий, направленных на привитие детям любви к семье, городу и, конечно же, Родине.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. В этой связи нам представляется, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного региона.
Ребенок — это открытая книга. Он с радостью открывает для себя окружающий мир, вносит свой вклад, чтобы сделать свой дом лучше.
Реализация современного образования невозможна без знаний своего города и края, уклада жизни, быта, обрядов, истории и культуры предков. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, формируются духовно-нравственные ценности, гуманное отношение к окружающему, воспитывается любовь к родным городу и краю, Родине.
Таким образом, патриотическое воспитание носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольника. Открываются широкие возможности в организации совместной познавательно-поисковой, продуктивной деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что данный опыт работы был достаточно актуальным и результативным, а также имел практическую направленность.
В заключении хочу отметить, детство – это совсем не маленькая страна, это – огромная планета, где каждый ребенок имеет право быть юным патриотом своей Родины!
Данный опыт может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений, работающим в группах старшего дошкольного возраста, а так же родителям дошкольников.
«Только тот, кто ценит и уважает
накопленное и сохранённое
предшествующим поколением,
может любить Родину, узнать её, стать
подлинным патриотом».
С. Михалков
Список используемой литературы
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие.-М.: ЦГЛ., 2005
- Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999.
- Александрова Е.Ю. Система патриотического воспитания в ДОУ / Е.Ю. Александрова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 203 с.
- Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ №1-2005.
- Васильченко Н.Р. Нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики. / Н.Р. Васильченко . Дошкольная педагогика . 2009.- №5 (54). – с.6-8.
- Ветохина А.Я. Дмитриенко З.С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста - «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2009
- Волчкова В.Н. Степанова Н.В. Познавательное развитие/ Педагогика нового времени, издатель, 2010
- Гладкова Ю.А. Метод проектов в руководстве работой по нравственно-патриотическому воспитанию. / Ю.А.Гладкова. Ребенок в детском саду. 2008.- №2 .- с. 11-14.
- Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы « Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». –М.: АРКТИ, 2004
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России, подготовительная группа, Москва, 2008.
- Комарова Т. С. Искусство как фактор воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание 2006 № 2
- О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс,2004.
- Н.Корепанова. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий.
- Литвинова, М. Ф. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2003.
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. – М., 2005.
- Мини программа «Малая родина» из воспитательной системы «Маленькие россияне». Опыт работы детского сада №2 пос. Рамонь Воронежской области. – «Мозаика-Синтез», 2008. – 85 с.
- Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. – М., 2005.
- Парциальная программа духовна-нравственного воспитания детей 5-7 лет "С чистым сердцем"
- Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 - 55.
- Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий /под. Ред Е. Ю. Александровой. — Волгоград: Учитель, 2007. — 203 с.
- Тихонова О.Г. Дошкольнику о музейной культуре / О.Г. Тихонова. - М.:АРКТИ, 2006. - 75 с.
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации
- Чумалова Т. «Живой» музей в дошкольном учреждении. / Т.Чумалова. Дошкольное воспитание. 2010 - №7 – с.32 – 39.
- Шаламова Е.И. Патриотическое воспитание: создание развивающей среды. /Е.И.Шаламова. Ребенок в детском саду. 2009. - №5 – с.26 – 32.
- Ястребцова А. О. Мониторинг уровней развития патриотических чувств любви к родному городу у старших дошкольников // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — №1. — С. 64-68.
- http://www.moi-detsad.ru/konsultac704.html
- http://dohcolonoc.ru/cons/3071-priobshchenie-detej-doshkolnogo-vozrasta-k-istokam-traditsiyam-maloj-rodiny.html
- http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/11/03/nravstvenno-patrioticheskoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta
- https://www.maam.ru/
Шестакова Наталья Ивановна Страница
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание у детей дошкольного возраста любви к малой родине через создание благоприятной образовательно-воспитательной среды в группе.
Первые годы жизни у ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, продумать ус...
Презентация Патриотическое воспитание детей через привитие любви к природе и фольклору
Воспитать чувство любви к своей Родине, к своему народу и к традициям....
«Воспитание у детей дошкольного возраста любви к малой Родине»
Проблема воспитания гражданина-патриота древняя, как мир. Она встала перед человечеством, когда возникло первое государство. Патриотическое воспитание создает определенные предпосы...
Консультация "Воспитание у детей дошкольного возраста любви к малой Родине"
Консультация "Воспитание у детей дошкольного возраста любви к малой Родине"...
ПРОЕКТ «Воспитание патриотических чувств дошкольников через привитие любви к родному краю «Маленький патриот»
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только...
статья: "Воспитание у детей дошкольного возраста любви к малой Родине".
В Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, н...
Воспитание у детей дошкольного возраста любви к малой Родине
Воспитание у детей дошкольного возраста любви к малой Родине....