ПРОЕКТ «Воспитание патриотических чувств дошкольников через привитие любви к родному краю «Маленький патриот»
проект по окружающему миру
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vospitanie_patrioticheskih_chuvstv_doshkolnikov_.docx | 44.73 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Воспитание патриотических чувств дошкольников
через привитие любви к родному краю «Маленький патриот»
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
Современные дети растут в эпоху, разительно отличающуюся от детства и юности предыдущих поколений: другие ценности, другие идеалы, другие правила. Изменилось отношение людей к Родине.
Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры в обществе явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа и его героической истории.
Стержнем всего воспитания должен быть патриотизм, который призван способствовать формированию у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, проявлению чувства гордости за свою Родину, за достижения страны, в которой живет, готовности к любым подвигам во имя Отечества, желанию стать его защитником, гражданином России.
Современная образовательная политика требует исполнения международных стандартов, требующих построения образовательного процесса на основе удовлетворения интересов детей, с учетом их возможностей и социальной ситуации развития.
Основная цель каждой дошкольной образовательной организации направлена на поиск форм и методов организации образовательной процесса, позволяющего реализовать основную задачу дошкольного образования по созданию условий для «возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.
Поэтому проблема формирования разносторонней и полноценной личности в условиях детского сада приобретает особое значение.
Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего образовательного процесса.
В первую очередь это означает отказ от авторитарного способа обучения и воспитания детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.
Необходимо ясное понимание того, как мы хотим воспитывать патриотизм у дошкольников. Патриотизм - чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка, быта.
Любовь к родному краю, к его природе, истории, культуре – то зернышко, из которого вырастает чувство патриотизма.
В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историей, культурой, экономикой, бытом родного края.
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. .. И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.
В связи с этим огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. В этой связи успешность развития ребенка 4-7 лет при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Актуальность темы
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается Искитиму - городу, который является Родиной моих воспитанников.
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Проблема
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.
Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Следовательно, мы считаем данную проблему актуальной не только для нашего детского сада, но и для общества в целом.
Концептуальные основы проекта.
«Знать - значит любить» говорится в русской поговорке. Поэтому мы и начинаем знакомить детей с нашей малой Родиной - городом Искитимом в дошкольном возрасте. Эти знания, а значит и чувство гордости за свой город, народ помогут ребенку правильно распоряжаться, владеть, сохранить и приумножить наследие, полученное от предшествующих поколений.
Освоение этих знаний возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.
Таким образом, исходя из вышесказанного, мы сформулировали цель, задачи, предполагаемый результат, критерии оценки результативности проекта.
Цель проекта: создание педагогических условий для патриотического воспитания дошкольников посредством включения материала о родном крае в образовательную деятельность; формирование нравственных правил и норм поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное уважительное отношение ко всем жителям нашего города, позитивное восприятие национальных различий, языка, традиций.
Задачи проекта:
- создание условий для развития у ребенка патриотических чувств, любви и привязанности к своей семье, дому, родному городу;
- предоставление возможности дошкольникам почувствовать себя маленькими горожанами, участниками жизни города;
- формирование интереса каждого дошкольника к истории своего города, края, страны, основы экологической культуры, гуманного отношение ко всему живому, умение видеть историю вокруг себя;
- взаимодействие с родителями по приобщению детей к приумножению и сохранению богатств родного города.
Эти задачи возможно разрешить через различные виды организованной образовательной деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту – так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формирует его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, и затрагивают все образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Участники проекта
Дети 4-7 лет (средняя, старшая и подготовительная группы)
Проект предусматривает активное участие родителей, детей и воспитателей.
Тип проекта: информационно-творческий
Сроки реализации проекта: 3 года
Принципы
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом положены следующие принципы:
Принцип историзма.
Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан краеведческий минимузей, подобран материал о городе Искитиме и Новосибирской области, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.
Принцип гуманизации .
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеями города и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями города Искитима.
Прогнозируемый результат.
- Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Искитима, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Реализация проекта
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап - подготовительный, включает в себя:
- анкетирование родителей с целью выявления заинтересованности в воспитании гражданских чувств у детей по отношению к своему городу;
- диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений о названии города, в котором они живут, своего адреса, о городских объектах, о профессиях горожан.
II этап - основной, включает в себя:
- Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,
- Совместные мероприятия с семьями воспитанников,
- Совместные мероприятия с детьми разного возраста,
- Экскурсии по городу,
- Пополнение развивающей среды,
- Выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников.
Перспективный план работы с детьми старшей группы на 2019-2020 учебный год | |||
Время прове- дения | Содержание | Задачи | Формы работы |
сентябрь | «Наш детский сад» | Помочь детям лучше узнать свою группу, свой детский сад, полюбить его. Воспитывать уважение к старшим, умение играть дружно со сверстниками. | Беседа |
«Кто о нас заботится?» | Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых. Желание оказывать посильную помощь. | Экскурсия на кухню | |
«Кому что нужно для работы» | Дать детям элементарные знания о профессиях, обратить внимание на трудовые действия и их результат. Воспитывать уважение к чужому труду. | Дидактическая игра | |
октябрь | «Кто больше знает улиц в нашем городе?» | Расширить представления детей о городе, воспитывать интерес к окружающему миру | Дидактическая игра, викторина |
«Дом, в котором я живу» | Продолжать расширять представления детей о своей семье, объяснить понятие «близкие родственники» | Беседа, составление рассказов | |
«Моя семья в фотографиях и воспоминаниях» | Расширение знаний о своей семье | Художественное творчество-рисование, фотовыставка | |
«Бабушкины рассказы о детстве» | Воспитывать у детей чувство любви, привязанности к своей семье, гордость за принадлежность к своему роду, желание стать продолжателем лучших качеств своих предков. | Рассматривание иллюстраций. | |
Ноябрь | «О моих близких с любовью» | Учить детей называть членов семьи, прививать детям чувство гордости за свою семью, уважительное отношение и заботу к пожилым родственникам. | Беседа, составление рассказов о своей семье, оформление альбомов |
«Родной очаг» | Прививать любовь к своему дому; желание поддерживать в нем порядок; помогать взрослым членам семьи. | Экскурсии к месту жительства некоторых детей. | |
«Я горжусь своей фамилией» | Закреплять у детей умение называть членов своей семьи. Воспитывать чувство гордости, умение изображать родных на листе бумаги, характерные особенности. | Составление генеалогического древа | |
«Наши мамы – лучше всех» | Воспитывать у детей любовь и заботливое отношение к самому близкому человеку - маме. | Художественное творчество-рисование Оформление стенда, изготовление подарков | |
декабрь | «Зима пришла в город» | Учить детей видеть красоту города в зимнее время года. | Экскурсия, беседа. |
«Кто в лесу живет?» | Дать детям представление о животных населяющих леса Новосибирской области. Воспитывать любовь и бережное отношение. | Беседа | |
«Синичкина столовая» | Знакомить детей с птицами зимующими в нашей местности, прививать бережное и заботливое отношение. | Изготовление кормушек с помощью родителей. | |
«Зимушка-зима» | Учить детей замечать сезонные перемены в природе. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. | Рассматривание альбома | |
январь | « Моя малая родина» | Познакомить с историей возникновения Искитима, его названия, вызвать интерес к своей малой родине; прививать чувство гордости, любви за него. | Беседа, рассказ об истории города |
« Улицы города» | Дать понятие о происхождении названий улиц. | Рассказ о людях в честь которых названы улицы. | |
«Чем славен Искитим?» | Знакомить детей с достопримечательностями города; воспитывать интерес к малой родине, уважение к труду людей, обустраивающих его. | Рассматривание фотографий | |
февраль | «Город, строящий города» | Познакомить с названием города Искитима; месторасположением; Вызвать интерес к своей малой родине; прививать чувство гордости, любви | Беседа |
« Природа родного края» | Учить детей видеть красоту природы родного края в любое время года. | Дидактическая игра | |
«Флора и фауна Новосибирской области» | Воспитывать у детей любовь к родному краю, интерес к совместной работе. | Просмотр фильма, обсуждение | |
«Лучшие в мире мужчины» | Воспитывать у детей чувство гордости и уважения к папе | Беседа, выставка фотографий | |
март а р т | «Дружат дети на планете» | Формировать у детей доброжелательное отношение к друг другу. | Беседа рассматривание иллюстраций. |
«Масленица» | Знакомство детей с народными традициями. | Развлечение | |
«Мамин праздник» | Воспитывать у детей заботливое отношение к самому близкому человеку - маме. | Праздник, изготовление подарков. | |
«Я и мама так похожи» | Воспитывать интерес к своим корням, наследию | Оформление папки с фотографиями | |
апрель | «Профессии наших родителей» | Воспитывать у детей чувство гордости за своих родителей, уважение к их труду. | Беседа, выставка рисунков. |
«Подвижные игры» | Знакомство с подвижными играми Сибири. | Разучивание игр | |
«Птицы – наши друзья» | Расширение представлений о птицах нашего города | Развлечение | |
«Спортивным рекордам Ваши Славные имена» | Воспитание физически здорового поколения, привитие навыков здорового образа жизни | Физкультурное развлечение | |
май | «Праздники нашей страны» | Познакомить детей с праздником «Весны и труда», воспитывать уважение к людям труда, желание помогать взрослым. | Беседа, рассматривание иллюстраций |
«День Победы» | Воспитывать патриотические чувства; побуждать детей уважительно относиться к подвигу наших солдат. | Беседа, экскурсия к Аллее Славы. | |
Церковь иконы Божией Матери "Неупиваемая Чаша" в городе Искитиме | Воспитывать убеждение у детей о необходимости мира во всем мире. | Экскурсия | |
«Озелени планету» | Воспитывать у детей бережное отношение к природе желание ее беречь | Акция «Росток» |
Перспективный план работы
с детьми подготовительной группы на 2020 -2021 учебный год
Время прове дения | Содержание | Задачи | Формы работы |
сентябрь | «Страна, где мы живем» | Знакомить детей с названием страны; местом расположения на карте. Воспитывать любовь и гордость к своей Родине | Беседа, рассматривание иллюстраций |
«Город - это…» | Систематизировать знания детей о городе Искитиме | Беседа, рассматривание фотографий | |
«Как я провел лето с семьей» | Развивать у детей наблюдательность, внимание, воспитывать нравственные и гражданские чувства. | Художественное творчество, выставка рисунков вместе с родителями | |
«Осенние фантазии» | Формировать у детей понятие - растительный мир, развивать наблюдательность и зрительное внимание, желание совместного труда. | Оформление выставки работ из природного материала | |
октябрь | «Для чего нужны деревья?» | Знакомим с растительным миром области. Воспитывать эстетические чувства, любовь к природе родного края, желание охранять ее и беречь. | Беседа, рассматривание иллюстраций. |
«Русская красавица» | Познакомить детей с символом России - березой. Воспитывать доброе отношение к растительному миру. | Беседа, просмотр фильма. | |
«Найди картинку» | Углублять и конкретизировать представления о растительном мире края. | Вместе с родителями найти иллюстрации для оформления стенда «Природный мир Искитима» | |
ноябрь | «Животный мир России» | Знакомить с животным миром нашей страны, прививать бережное, заботливое отношение к животному миру. | Беседа, просмотр фотографий, иллюстраций. |
«Загадки родного леса» | Продолжать знакомить дошкольников с представителями живой природы: насекомыми, дикими животными, растительностью. | Викторина с использованием ИКТ-презентации | |
«Птичья столовая» | Формировать заботливое отношение к братьям нашим меньшим, желание помочь пережить им суровые условия зимы. | Беседа, конкурс на лучшую кормушку для птиц. | |
«Россия – родина моя!» | Формирование умения декламировать стихи, воспитывать чувство гордости за свою страну | Конкурс чтецов | |
декабрь | «Чем богаты недра?» | Знакомить детей с полезными ископаемыми нашего города - известняке. Расширять представления о свойствах полезных ископаемых и их значении для человека | Беседа, рассматривание образцов, фотографий известкового карьера. |
«День Здоровья» | Воспитывать основы здорового образа жизни подрастающего поколения | Спортивное развлечение | |
«Собери картинку» | Упражнять детей в узнавании и назывании полезных ископаемых. Развивать внимание, мелкую моторику, терпение, трудолюбие. | Коллективный труд –подготовка материала для стенда | |
январь | «Город, строящий города» | Знакомить детей с Цементным заводом, трудовыми действиями; воспитывать уважение к людям труда. | Беседа, рассматривание фотографий, иллюстраций. |
«Славные люди Искитима» | Познакомить детей с знаменитыми людьми нашего города; формировать положительное отношение к труду взрослых. | Просмотр видеофильма о Доске Почета города Искитима. | |
«Все профессии важны, все профессии нужны» | Расширять знания детей о людях разных профессий. Развивать наблюдательность, любознательность. Воспитывать нравственные и гражданские чувства. | Создание альбома | |
февраль | «Герб» | Знакомство с гербом города, области. Усвоить важность и необходимость знаков геральдики | Рассматривание герба, беседа |
«Его именем назван наш городской парк» | Закрепляем название городского парка и историю его появления. Узнавать, называть людей прославивших свой город. | Рассматривание фотографий, составление рассказов. | |
«Кем работают мои родители» | Закрепляем знания детей о профессии своих родителей. | Беседа, рассматривание фотографий | |
«Нарисуй герб семьи» | Учить передавать символами характерные черты своей семьи. | Совместная изодеятельность детей с родителями. | |
март | «Ты - частица России, город мой Искитим!» | Воспитывать чувство любви и уважения к своей малой родине, к городу Искитиму | Организованная образовательная деятельность |
«Мама – солнышко мое!» | Формирование умения декламировать стихи, воспитывать уважительное отношение к маме | Конкурс чтецов | |
«Русское народное прикладное творчество» | Воспитывать уважение к культуре русского народа | Создание совместно с родителями мини-музея в группе | |
«История предприятий города» | Закрепить знания, полученные ранее о предприятиях города, об их продукции. | Посещение Искитимского краеведческого музея | |
апрель | «Дети разных народов» (право на культурную и национальную самобытность, родной язык) | Знакомство с правом на культурную и национальную самобытность, родной язык. Воспитывать уважение к людям разных национальностей. | Беседа, рассматривание иллюстраций. |
«Я – гражданин своей страны» (право на гражданство) | Ознакомление детей с разными странами и народами; формирование терпимого отношения к представителям разных народов | Рассматривание карты мира, беседа. | |
«Хочу все знать» (право на образование) | Формирование представлений о школе; углубление представлений о роли образования в жизни каждого человека, повышение мотивации к обучению. | Экскурсия в школу, беседа со школьниками, встреча с учителями. | |
«Изготовление паспорта дошкольника» | Формирование представлений о том, что шестилетние дети - самые старшие в детском саду; об изменении статуса людей и документах, подтверждающих этот статус. | Творческая работа | |
май | «Никто не забыт, ничто не забыто» | Воспитывать патриотические чувства; побуждать детей уважительно относиться к подвигу наших солдат. | Возложение цветов к Мемориалу воинов-искитимцев |
«Эхо войны» | Воспитывать патриотические чувства за Великую Победу | Оформление мини-музея, стенда Великой Победы | |
Мини-проект «Искитимцы Великой Отечественной войны» | Воспитывать у детей чувство гордости за своих земляков, их подвиге в годы ВОВ. | выпуск Книги памяти «Мы помним и гордимся своими героями» | |
«Счастливый май» | Воспитывать патриотические чувства, уважительное отношение к старшему поколению | праздничный концерт для ветеранов ВОВ и тружеников тыла | |
«Озелени планету» | Воспитываем у детей желание украшать планету, вносить посильную помощь. | Акция «Посади цветок за того парня» |
III этап - итоговый, включает в себя:
- итоговое диагностирование детей,
- повторное анкетирование родителей.
Данные мероприятия продемонстрируют количественные и качественные изменения, произошедшие к концу учебного года.
Вывод: Данный проект можно реализовать в условиях большинства дошкольных учреждений. Проект не требует значительных материальных затрат, в его реализацию активно включаются родители воспитанников. Сведения о городе, знаменитых жителях Искитима и Новосибирской области доступны и интересны не только детям, но и взрослым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект "Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю"
В проекте определены задачи патриотического воспитания детей, показаны различные формы и методы работы с детьми, которые помогают им лучше расширить свои знания о родном крае, селе,обычаях, профессиях...
«Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю».
Основной идеей является формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории родного края, чувства любви к своему Отечеству на основе разнообразия форм работы....
Методическая работа. Самоанализ по проблеме: «Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю».
Актуальность темы заключается в том, что современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств. Поэтому проблема формир...
Самоанализ по проблеме: «Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю».
Анализ работы с детьми дошкольного возраста по теме: "Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю"....
«Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю»
Основной идеей является формирование у детей старшего дошкольного возраста системных знаний по истории родного края, чувства любви к своему Отечеству....
Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю
Патриотическое воспитание...
«Воспитание патриотических чувств через привитие любви к родному краю».
Нравственность, патриотизм – это приобретение личности, то есть осознанная свобода выбора и ответственность.Необходимо ясное понимание того, как мы хотим воспитывать патриотизм у дошкольников. П...