«Экология и театр»
консультация
Дошкольный возраст – неоценимый этап в становлении экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Поэтому главная задача экологического воспитания в детском саду – научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы. Поскольку у дошкольников еще преобладают сказочные представления о живой природе, то особая роль в формировании экологической культуры ребенка отводится театрализованной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol_ekologiya_i_teatr.docx | 46.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №7 «Солнышко», Топкинский МО, г. Топки
Консультация для воспитателей на тему: «Экология и театр».
(Выступление для «Круглого стола»)
Воспитатель: Леонова А.В.
Ноябрь, 2021г.
Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения.
Свое начало экологическая культура берет в дошкольном возрасте. Ее становление происходит при участии и под руководством взрослого, а развивается на протяжении всей жизни человека.
Дошкольный возраст – неоценимый этап в становлении экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Поэтому главная задача экологического воспитания в детском саду – научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы. Поскольку у дошкольников еще преобладают сказочные представления о живой природе, то особая роль в формировании экологической культуры ребенка отводится театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность – одна из нетрадиционных форм экологического образования и воспитания детей. Нетрадиционных, потому что проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов, песен, танцев, сказок, которые показывают неприглядность потребительского отдыха, загрязняющего все вокруг, и направлены на охрану и бережное отношение к природе.
Поэтому наряду с традиционными формами работы, такими как наблюдение, проведение опытов, чтение художественной литературы на экологическую тематику, прогулки и экскурсии, игровые обучающие ситуации, экологические занятия, воспитатели приобщают детей к эколого-природоведческому образованию посредством чтения экологических сказок и экологического театра.
Экологический театр способствует развитию чувства коллективизма, ответственности, формирует опыт нравственного поведения, влияет на духовно-нравственное развитие личности. Занятия экологическим театром предоставляют возможность не только изучать и познавать окружающий мир, но и жить в гармонии с ним.
Задачами экологического театра являются:
- Привлечение внимания к проблемам окружающей среды
- Развитие творческих способностей детей
- Вовлечение детей в активную природоохранную деятельность
- Повышение эффективности работы по экологическому воспитанию.
Сказки, используемые для экологического театра, в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причин их появления, помогают осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношения людей со средой обитания. В них в доступной форме описана жизнь животных, растений, явлений природы. Сказка не только развлекает, но ненавязчиво воспитывает. Знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель. Если в сказку внесены некоторые биологические знания и понятия о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей их средой, то сказка будет источником развития основ экологической культуры и экологических понятий.
Главное в любой экологической сказке – это мораль, сказка учит нравственности, доброте.
Сказка, представленная сочетанием образного слова с иллюстрациями в книге или театрализацией игрушками, или в виде драматизации сильно воздействует на эмоции детей. Но следует заметить, что работе со сказкой должен предшествовать цикл организованных наблюдений за теми объектами живой и явлениями неживой природы, с которыми детям предстоит встретиться в сказке, поскольку непосредственный опыт общения с ними в реальной жизни облегчит и ускорит процесс понимания экологического содержания сказки.
После чтения художественных произведений организуется беседа, цель которой состоит в том, чтобы помочь детям глубже осознать явления природы, обобщить и систематизировать знания о прочитанном.
А в дальнейшем сказка инсценируется или ставиться кукольный спектакль.
Спектакли всегда вызывают у воспитанников море эмоций, поэтому, сюжет просмотренной сказки в дальнейшем используется ими для сюжетно-ролевой или режессерской игр.
Особое место в экологическом воспитании занимают сказки, написанные самими детьми. Их можно разделить на две категории:
- Созданные по аналогии с уже известными литературными произведениями
- Созданные на основе личного творчества.
Они представляют собой область, которая помогает понять детские интересы, их направленность. Их также можно использовать в качестве театральных постановок.
Чтобы сыграть экологический спектакль, сказку, требуются и экологические знания, и умение вжиться в роль, и умение сформулировать идею, желание донести ее до других. Поэтому одним из важных моментов экологического театра является непосредственная работа над экологической постановкой.
Сценарии во всех дошкольных группах могут продумываться совместно с детьми и взрослыми. Затем придуманная сказка читается с детьми, фрагментарно обыгрывается, делится на эпизоды, проходит поиск выразительных интонаций, выражений, движений.
Персонажи обыгрываются всеми детьми по очереди. Для овладения навыками актерского мастерства много внимания должно уделяться этюдной работе (если же разыгрывается сказка с помощью кукол или игрушек того или иного вида театра, то внимание уделяется выразительной передаче образа, интонации, умению управлять куклой или игрушкой).
Этюдная работа освобождает творческую природу ребенка и включает в себя игры и специальные упражнения, развивающие внимание, которые могут адресоваться к любому из пяти чувств: зрению, обонянию, осязанию, слуху и вкусу.
Постепенное знакомство с сюжетом дает возможность хорошо разобраться в поступках героев, в нравственном уроке сказки. Вся серьезная экологическая информация становится доступной благодаря яркому языку, фантастическим сюжетам, в которых есть и волшебство, и приключения, и неожиданности.
В процессе работы над экологическим спектаклем, должен учитываться возраст зрителей, продолжительность сказки, пьесы, необходимо сделать ее легкой для восприятия: спектакли разюавляются играми, зрители становятся активными участниками событий.
В группах помимо живых объектов (цветов), материалов по уходу за растениями, макетов и т.д. в экологические центры можно поместить подборку игрового материала, с помощью которого разыгрываются следующие обучающие ситуации:
- Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами.
Аналоги – это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2-3 лет можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях живых организмов на основе ряда существенных признаков.
- Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами.
В данных игровых ситуациях сказочные герои «выходят» за пределы сюжета произведения, действуя в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения.
- Игровые обучающие ситуации типа путешествий.
Путешествия – это собирательное название различного рода игр в посещение выставок, ферм, зоопарка, салона, походы, экспедиции, поездки. Посещая интересные места, дети в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная роль в игре педагога.
Огромное влияние на формирование у детей основ экологического мировоззрения оказывает семья. Необходима непрерывная целенаправленная работа по привлечению родителей к созданию экологического театра. Родители могут принять активное участие в сочинении частушек, стихов, песенок и сказок на экологическую тематику, оказывать помощь в изготовлении костюмов из бросовых материалов, декораций.
Таким образом, можно сделать вывод, что природоведческая сказка и театр расширяют экологические представления дошкольников, конкретизируют их, углубляют теоретические знания в экологическом воспитании, формируют ряд основополагающих экологических и нравственных понятий.
Сценарий театрализованной деятельности «Теремок»
на тему экологии для детей старшего дошкольного возраста
Цель: развитие творческих способностей средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
- совершенствовать умение драматизировать сказку, выразительно передавать образы героев;
- развивать связную речь у детей через театрализованную деятельность;
- использовать для воплощения образа выразительные средства: интонацию, мимику, жест;
- побуждать детей к активному участию в театрализованной игре, развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки;
- совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи, обогащать словарь детей новыми словами, упражнять в четком произношении;
- развивать интерес детей к театрализованной игре;
- воспитывать экологически правильное поведение в природе, любовь к родному городу, окружающей природе.
Предварительная работа:
Чтение сказки «Теремок», беседа по содержанию сказки.
Рассматривание иллюстраций к сказке.
Беседа о бережном отношении к природе.
Оборудование:
Сцена оборудована под лесную поляну, костюмы для каждого персонажа сказки, декорация леса, теремок.
Действующие лица: ведущая-воспитатель; лягушка, мышка, лиса, волк, медведь, туристы – дети.
Ход театрализованной деятельности.
Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?
Дети: Да.
Воспитатель: Хотите совершить необычное путешествие?
Дети: Да.
Воспитатель: Я предлагаю прямо сейчас совершить необычное путешествие. А вот куда, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Плохой герой наденет маску,
Бывает разная развязка.
Даю вам я подсказку,
Все дети на ночь любят ...
Дети: Сказку
Воспитатель: А вы любите сказки? А какие сказки у вас самые любимые? (ответы детей).
Воспитатель:
Давайте попросим ветерок помочь нам. Возьмитесь за руки, закройте глаза и дружно скажите: «Ветерок подуй сильней, унеси нас в сказку поскорей». (Звучит звук ветра).
Основная часть.
На экране появляется видеозапись леса.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, мы с вами очутились в сказке, и расскажет она вам как в лесу себя ведут, зверей, природу берегут.
Под музыку входят туристы.
Турист: Вот полянка просто класс
Разведём костёр сейчас
Здесь устроим мы пикник
Жарить будем мы шашлык.
Турист: Будем весело играть
Бегать, прыгать и скакать
Будем бабочек ловить
И немножечко шалить.
Туристы разводят костёр, рассаживаются на поляне, ловят бабочек, разбрасывают мусор и уходят.
Воспитатель: В этой сказке стоит теремок, теремок;
Он не низок, не высок, не высок.
Но вокруг ни красота………
И не чистые леса….
Речка грязная бежит…
А на солнечной полянке — тут и там пустые банки.
И, как будто нам назло, даже битое стекло.
Видно здесь до нас сидели: пили, ели,
Жгли костер, бумагу жгли, насорили и ушли.
Разве это красота??? Нет! Нет!
Это просто беда!!!
Ведь нельзя природу обижать,
Рвать, крушить, сорить, ломать.
Надо, надо, природе помогать!
Вот Лягушка мимо шла,
К теремочку подошла.
Лягушка (скачет под музыку по полянке, останавливается)
Все болота осушили –
Меня домика лишили.
Где икринки отложить?
Своих деток как растить?
Исчезла влага из земли –
Далеко ли до беды?
(Видит теремок; с восхищением)
Ах, какой уютный дом!
Мне комфортно будет в нем –
Видно, теремок пустой –
В нем останусь на постой!
Смотрит на мусор.
Лягушка
Ай-Ай-Ай, непорядок!
Пора прибраться!
Убирает мусор.
Лягушка
Ну вот! Теперь красота!
Ква-ква-ква.
Воспитатель. По полю Мышка пробегала,
Теремок тот увидала.
(Появляется под музыку Мышка.)
Мышка (горькая вздыхая).
Здесь вдали от всех очей
Проведу остаток дней…
Лягушка. Кому плохо? Кто страдает?
Мышка. Это я, мышь полевая.
Дом мой раньше был на поле –
Жила в сытости, в приволье,
Зерна ржи семью кормили.
Так нас всех и… потравили
Пестициды и нитраты…
(Плачет)
Жуки, птицы пострадали –
Сердце рвется от печали…
Лягушка (успокаивая ее).
Полечу тебя, подружка.
(Наливает в чашку чай)
Чай целебный – выпей кружку.
Оставайся на постой –
Будем жить мы здесь с тобой.
Воспитатель. Стали жить они вдвоем,
Не вспоминая о былом.
Живут дружно, не скучают
И друг другу помогают.
По полю Зайка ковыляет,
Одну из лапок поджимает.
(Появляются Зайка под музыку)
Зайка. В теремочке кто живет?
Кто на помощь мне придет?
Лягушка (осматривая лапу).
Тут порез!
Мышка. Откуда ранка?
Зайка. Я поранился о склянку…
Стр-а-а-ашно жить теперь в лесу.
Лягушка. Боишься Волка и Лесу?
Зайка. Нет, пока я жив-здоров,
Не боюсь лис и волков!
Опасаюсь битых склянок,
Брошенных консервный банок…
Мышка. Удалим осколок склянки.
В теремок наш проходи!
Хочешь, здесь всегда живи.
Воспитатель. Стали жить они втроем,
Не вспоминая о былом.
Живут дружно, не скучают
И друг другу помогают.
Лисичка по полю петляет,
Хвостом след свой заметает.
(Под музыку появляется Лисичка).
Лисичка (со страхом оглядываясь)
Устала по лесу метаться
И от охотников скрываться.
Лишь раздается «пиф!» и «бах!»-
В душу закрадывается страх.
Мой пушистый рыжий мех
Имеет у людей успех.
Желание его добыть
Способно всех нас истребить.
Лягушка. Ох доля горькая твоя…
Зайчик. Здесь теперь твой новый дом-
Безопасно будет в нем.
Но должна ты твердо знать,
Как здесь мирно проживать.
(нравоучительно)
Об одном не забывать:
Живущих в доме уважать…
Воспитатель. Живут в согласии вчетвером,
Не вспоминают о былом.
Живут дружно не скучают
И друг другу помогают.
Волчок с оглядкой по полю бежит,
Хвост поджал и от страха дрожит.
(Под музыку появляется раненый Волчок).
Волчок. Умоляю, защитите!
От охотников спасите!
На меня ради забавы
Они устроили облаву:
Псов вдогонку выпускали,
Из ружья в меня стреляли
И в ловушку заманили…
Да случайно упустили.
Лягушка. Обещаем жизнь в покое.
Тут не кто тебя не тронет.
Зайка. Но ты должен твердо знать,
Как здесь мирно проживать.
(нравоучительно)
Об одном не забывать:
Живущих в доме уважать…
Лисичка. Каждого жильца ценить,
Добрым милосердным быть!
Воспитатель. Живут мирно впятером,
Не вспоминают о былом.
Живут дружно, не скучают
И друг другу помогают.
Вот по полю Мишка идет
И так громко от горя ревет.
(Под музыку появляется хромой Мишка)
Мишка. Ой, как больно! Помогите!
Из капкана извлеките!
Никого не обижал,
Ни на кого не нападал.
Я в берлогу возвратился
И в капкане очутился.
Лягушка. Чья же это злая шутка?
Воспитатель. Лапа выглядела жутко!
Лиса. Заползай к нам в теремок,
Спилим мы с цепи замок.
От оков освободим –
Твою лапу сохраним.
Рану травами полечим,
Исцелим вмиг от увечий.
Освобождают Мишку из капкана.
Звучит фоновая музыка.
Воспитатель. Так и жил наш теремок,
На дверь не вешая замок.
Всех несчастных и больных
Принимали, как своих.
Лягушка. И пусть Земля - единый дом –
Станет всем нам теремком…
Мышка. Где каждому комфортно будет:
Как животным, так и людям!
Зайка. Где никого не обижают
И беззащитным помогают.
Лисичка. Мы дом не станем загрязнять,
Природу будем охранять…
Волчок. И беречь цветы, и травы,
И зеленые дубравы…
Мишка. Воздух, речку и поля…
Все. Это все наш дом – Земля!
Мишка. Сохраним его живым,
Чтоб для всех пригоден был.
Все. Вот тогда наш общий дом
Станет лучшим теремком!
Воспитатель:
Пусть все живут на свете вместе
И только так спасём мы мир
Ведь если каждый человек
Устроив на поляне пир,
Забрать с собой захочет мусор,
Костер потушит и зальет,
Не будет каждая зверюшка
Свой новый дом опять искать.
Давайте дошколята, природу охранять!
О ней ни на минуту не надо забывать!
Воспитатель:
Артистами ребята побывали,
И сказку показали
Вы старались, молодцы.
Похлопаем вам от души!
Воспитатель: Давайте все вместе встанем в круг и возьмёмся за руки.
А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся,
И друг другу на прощанье мы подарим обещанье:
БУДЕМ С ЛЕСОМ МЫ ДРУЖИТЬ, ОХРАНЯТЬ ЕГО ЛЮБИТЬ!
Воспитатель: А теперь, нам пора возвращаться в детский сад! Давайте возьмемся за руки, сделаем круг, закроем глаза и скажем: "Ветерок подуй сильней унеси нас в сад скорей". Звучит музыка ветра.
Открываем глаза мы с вами в саду.
Воспитатель:
- Дети, скажите, пожалуйста, вам понравилось наше путешествие в сказку?
- Чему учит эта сказка?
- Как нужно вести себя в лесу? Что нельзя делать? А что нужно сделать, чтобы помочь природе?
(ответы детей).
Нельзя:
1. Слушать громко музыку.
2. Бросать мусор.
3. Топтать цветы.
4. Топтать грибы.
5. Ловить жуков и бабочек.
6. Разводить огонь.
7. Разорять муравейники.
8. Рвать паутины.
9. Разорять птичьи гнёзда.
10. Ломать ветки деревьев.
11. Ловить птиц.
12. Обижать животных.
13. Рвать цветы.
14 . Рубить деревья.
Можно или нужно делать:
1.Ходить по тропинкам.
2.Подкармливать птиц.
3.Высаживать молодые деревья.
4.Тушить за собой костёр.
5.Бросать мусор в мусорный бак.
Театральная постановка экологической сказки
«Вы нам очень нужны, деревья»
для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Расширять представления детей о значимости деревьев в жизни человека.
Программные задачи: Показать взаимосвязь человека и природы; убедить детей в полезности каждого живого существа. Учить детей передавать эмоциональное состояние героев театрализованной деятельности, через мимику, жесты, телодвижения и русские народные игры.
Расширять кругозор детей. Развивать внимание, память. Способствовать развитию выразительной связной речи. Воспитывать интерес и любовь к природе.
Ход занятия:
Воспитатель: Много разных сказок есть на белом свете.
Очень любят слушать их взрослые и дети.
Сказки учат жизни, учат нас дружить,
Охранять природу, Родину любить!
Под музыку в зал заходят дети – играют в «Ручеёк».
Во время игры в зал заходит мальчик Петя с рогаткой: «Ребята, можно с вами поиграть?»
Все дети: «Нет, не возьмём тебя играть, ты деревья обижаешь и в птиц из рогатки стреляешь»
Петя: «Ну и не надо». (Уходит)
Ребёнок:
Какой чудесный день, и солнце ярко светит.
Вас прогуляться в лес я приглашаю, дети!
Ребёнок:
Что такое лес?
Это чудо из чудес.
Там деревья и кусты,
и красивые цветы.
Ребёнок:
Много ягод и грибов,
много птичьих голосов,
Насекомых и зверей.
Мы в лесу найдём друзей!
Под музыку «Ручеек»дети уходят.
В зал заходят «деревья» (дети в костюмах) танец)
Первое дерево: Смотрите, уж солнце сгоняет росу.
Какие же новости нынче в лесу?
Второе дерево: Рыжие белочки скачут по веткам,
Готовят запасы пушистеньким деткам.
Третье дерево: Птенчиков кормит заботливо мать.
Скоро они смогут сами летать.
Четвёртое дерево: Под кустиком ёжик свернулся в клубочек.
С ним рядом ежонок – любимый сыночек.
Вместе: А главная новость такая у нас:
«Сегодня сосёнка в лесу родилась!»
Сосёнка: Зелёная красавица выросла в лесу,
Всем деревьям и зверям радость я несу.
Будет солнце мне светить, дождик поливать.
Хорошо на свете жить и не унывать.
Слышу чьи – то я шаги, чьи – то голоса.
Может зайчик к нам идёт, волк или лиса?
Под музыку в зал заходят дети, обходят змейкой деревья, встают полукругом.
Ребёнок читает отрывок из стихотворения С. Погореловского «Здравствуй, лес»:
Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес.
Что в глуши твоей таится? Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи, ты же видишь, мы свои!
Деревья: День рождения сосёнки мы сегодня отмечаем.
Вас, ребята, в гости приглашаем.
С нами пойте и пляшите,
именинницу повеселите!
Дети и «деревья» встают в хоровод вокруг сосёнки.
1. Посмотрите - чудеса,
в лесу выросла сосна,
сосенка красавица,
всем ребятам нравится.
2. Мы с сосёнкой в пляс пойдём,
хоровод свой заведём,
будем веселиться,
радостно кружиться.
Сосёнка:
Спасибо, ребята, повеселили меня, песней потешили.
А теперь вы не стесняйтесь, дарами леса угощайтесь!
(Под музыку дети собирают грибы и ягоды)
Дети: Спасибо тебе, зелёный лес!
Много ты хранишь чудес!
До свиданья, нам пора!
Деревья: До свиданья, детвора! (под музыку дети уходят)
Деревья: Что там за шум? Кто стучит и кричит?
Может ещё, кто к нам в гости спешит?
Заходит Петя: «Скучно, никто со мной не играет. Говорят, что я деревья обижаю.
Ну, подумаешь, несколько веток сломал,
Да корни у дуба слегка раскопал,
И вырезал имя своё на берёзе,
А белая неженка бросилась в слёзы.
Что я вижу – гнездо, и птенчики в нём.
Сейчас из рогатки по птицам пульнём!»
Деревозагораживает ветвями гнездо:
«Стой, мальчик злой, стой, не стреляй!
Птенчиков маленьких не убивай!»
Петя: «Скрыли гнездо, я в бельчонка пульну.
Колючих ежей я ногой сейчас пну»
Деревья загораживают белочек и ежей, нарисованных на картоне.
Петя: «Ах, вы так! Ну, погодите!»
«Ты, мальчик, зверюшек не обижай,
Не руби деревьев, веток не ломай! (Колет Петю хвоинками)
Петя: «Ой, больно! Колючих таких не люблю.
Тебя я, сосёнка, первой срублю!»
Деревья: «Если ты её обидишь – мы исчезнем из жизни людей навсегда!»
Петя: Исчезайте, никто о вас плакать не будет». (Замахивается на сосёнку. Слышится грохот. Деревья исчезают).
Вот и хорошо – сами исчезли, и рубить ничего не надо.
Я деревья проучил! Всех один победил!
Я доволен собой, пойду домой». (Уходит)
Под музыку выходят дети с иллюстрациями в руках, встают полукругом.
Дети: Но рано радовался Петя,
не знал, что случилась беда на планете. (Дети по – очереди убирают иллюстрации, согласно тексту)
1 ребенок: Не стало вокруг деревянных домов.
2 ребенок: Стульев, кроватей, шкафов и столов.
3 ребенок: Лодки исчезли, лыжи и клюшки.
4 ребенок: Исчезли кисточки, карандаши, деревянные игрушки.
5 ребенок: Не стало бумаги, журналов, газет.
6 ребенок: Альбомов, тетрадей и книг тоже нет.
7ребенок: Некому воздух вокруг очищать.
8ребенок: Людям становится трудно дышать.
Все: Солнце безжалостно с неба палит.
Планету в пустыню оно превратит!
Испугался Петя,
расплакался Петя:
Что же мне делать –
подскажите, дети!
Дети: Перед деревьями ты извинись,
в пояс немедленно им поклонись!
Петя: «Прошу вас, деревья, меня извините.
Цветущую землю людям верните!»
Слышится грохот. Деревья возвращаются. Дети поднимают иллюстрации.
Дети: «Вы нам очень нужны, деревья!
Как прожить нам без вас на свете.
Вы нам очень нужны, деревья,
Будет пусто без вас на планете».
Песня: «Лес большой зеленый»
Воспитатель:
«Вот и сказочке конец.
А кто слушал – молодец!
Сказка – ложь да в ней намёк.
Добрым молодцам урок!».
Сценарий экологической сказки для детей старшего дошкольного возраста
«Как Мышка искала секреты здоровья»
Цель: формирование ответственного и бережного отношения к природе
Задачи:
- формировать элементарные экологические знания;
- воспитывать заботливое отношение к окружающему миру;
- развивать экологический кругозор;
- обогащать положительный эмоциональный опыт взаимодействия со сверстниками;
- пополнять словарный запас.
Ведущий: Утром солнце просыпалось,
Вся природа пробуждалась,
Только мышка все лежит.
Мышка: Что- то горлышко болит
Ломит хвостик, ломит лапки,
Как же встать мне из кроватки?
Кто подскажет, как мне быть,
Где лекарство раздобыть?
Как здоровье сохранить,
И до ста всем лет прожить?
Чтобы люди, чтобы звери
Жили долго, не старея.
Ведущий: Солнце Мышку услыхало,
Мышке Солнышко сказало.
Солнце: Ты сходи-ка, Мышка, в лес
Там полным-полно чудес.
У зверей совет спроси,
Как здоровьице спасти.
Что же нужно делать впредь,
Чтоб не болеть и не стареть?
Ведущий: Мышка Солнцу помахала,
По дорожке побежала.
Повстречала Мышка Мишку,
Косолапку-шалунишку.
Мишка по лесу гулял,
Ягоды он собирал.
Много раз он кувыркался,
И на турнике качался.
Мишка вдруг как заревет,
Песню громко запоет.
Мишка: В обязательном порядке
Утром делайте зарядку.
Потянитесь, повернитесь
Вправо, влево наклонитесь.
Еще важно закаляться,
Водой холодной обливаться
Мышка: вот спасибо тебе, Мишка,
Косолапый шалунишка.
Свой секрет ты мне открыл,
Закаляться научил.
Ведущий: Мышка лапкой помахала
Да и дальше побежала.
Мышка: Я Мышка, Мышка, Мышка,
Мышка я малышка.
Хочу узнать секрет
Как жить всем много лет
Ведущий: Слышит Мышка прыг-скок,
Села Мышка под кусток.
Это Заинька скакал,
Овощами угощал.
Мышка: Заинька, открой секрет,
Как прожить всем много лет?
Зайка: Мышка, Заиньку ты слушай,
Овощи всегда ты кушай.
Жить ты будешь до ста лет,
Это вовсе не секрет.
Объясню сейчас тебе:
Витамины прячутся везде,
Ты из фруктов овощей
получай их поскорей.
Мышка: Вот спасибо тебе, Зайка,
Добрый Зайка- попрыгайка.
Ты секрет мне свой открыл,
Как быть здоровой научил.
Ведущий: Мышка лапкой помахала,
Да и дальше побежала.
Мышка: Я Мышка, Мышка, Мышка,
Мышка я малышка.
Хочу узнать секрет
Как жить всем много лет?
Ведущий: Мышка по полю бежала,
Мышка Пчелку увидала.
Мышка: Пчелка, Пчелка, подожди,
Секрет здоровья расскажи.
Пчела: Тружусь я лето напролет
Собираю в соты мед
И цветочный, и с деревьев,
Как только что- то зацветет
Сладкий мед полезный
Он от всех болезней
Мышка: Дай мне с каждого цветка
Килограмма два медка
Придет зима, на окнах лед
А на столе душистый мед. (Пчелка угощает Мышку медом)
Спасибо Пчелке я скажу,
Мед волшебный я люблю.
Ведущий: Мышка лапкой помахала,
Да и дальше побежала.
Мышка: Я Мышка, Мышка, Мышка,
Мышка я малышка.
Хочу узнать секрет,
Как жить всем много лет?
Ведущий: По тропиночке бежала,
Белочку вдруг увидала.
Мышка: Белка, Белка, подожди,
Секрет здоровья расскажи.
Белка: В дупле на дереве живу,
Грибы я на зиму сушу.
Ягоды, орешки
Все делаю без спешки.
Есть арахис, есть миндаль
Поделиться мне не жаль.
Тебе грецкий дам орех
Среди других полезней всех. (Белочка дает Мышке орех)
Мышка: Белочке скажу «спасибо»,
Свой секрет ты мне открыла
Ведущий: Мышка лапкой помахала
Да и дальше побежала.
Мышка: Я Мышка, Мышка, Мышка,
Мышка я малышка.
Хочу узнать секрет
Как жить всем много лет?
Вед: По дорожке побежала,
вдруг Лисичку увидала.
Мышка: Ты, Лисичка, подожди,
Секрет здоровья расскажи.
Лисичка: Я по лесу хожу, гуляю
Полезную травку собираю.
Кровь крапива очищает,
Это в лесу каждый знает.
Мята перечная тоже
от бессонницы поможет.
Лапку вдруг поранишь ты,
Подорожник приложи.
Ромашка лечит тонзиллит,
Горло больше не болит.
А еще солодка, ценная находка,
Кто отвар из корня пьет
Очень долго проживет.
Мышка: Лисичке я скажу «спасибо»,
Свой секрет ты мне открыла
Ведущий: Мышка лапкой помахала
Да и дальше побежала
Мышка: Я Мышка, Мышка, Мышка,
Мышка я малышка.
Хочу узнать секрет,
Как жить всем много лет.
Ведущий: Дальше Мышка побежала,
вдруг Ежонка увидала.
Мышка: Ёжик, Ёжик подожди,
Секрет здоровья расскажи.
Ёжик: Посмотри скорей вокруг,
Видишь, ягоды растут?
При любой болезни
Ягод нет полезней.
Морс брусничный от простуды
Изумительное чудо,
Жар снимает, гонит пот
Помогает точно, вот!
А животы вдруг заболели
Ничего три дня не ели,
Ежевика вас спасет
Вся болезнь тотчас уйдет.
Вишня силы укрепляет
Все на свете это знают
Много витаминов в ней
Для людей и для зверей
Мышка: Спасибо, Ёжику скажу
И домой я побегу
Ведущий: Мышка по лесу гуляла,
Орехи, травку собирала,
Ягоды, цветы и мед,
Все, что здоровье нам дает
Мышка: Вот узнала я секрет,
Как прожить всем до ста лет.
Нужно спортом заниматься,
И почаще улыбаться,
Фрукты, овощи любить,
Чай с травой и медом пить.
Ведущий: И, поверьте нам, друзья.
Вместе: Здоровы будете всегда!
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА «ВОЛШЕБНЫЙ ЛЕС»
для театрализации с детьми 5–7 лет.
Цель: развивать творческие, артистические способности детей, навыки и умения участия в театрализованной деятельности, умение помогать природе деятельно; создать совместными усилиями детей, родителей и педагогов образ чистого красивого родного края, воспитывать экологически правильное поведение в природе, любовь к родному городу, окружающей природе.
Сцена оформлена как лесная поляна. Звучит фонограмма «В лесу». Под музыку выходит ведущий и говорит:
Ведущая: - Солнечным летом, на лесной опушке, Было много света и собрались зверюшки. Им было очень грустно, и не хотелось играть, Не хотелось бегать и друг друга догонять. Тяжко вдруг вздохнул медведь: (Звучит фонограмма «Медведь»)
Медведь: - «Очень хочется реветь… Трудно стало мне медведю. Где берлога? Ну, ответьте! Лесорубы в лес пришли, деревья срубили, и берлогу разорили. Всю разрушили её – тяжело моё житьё. Где мне жить да поживать? Где мне зиму зимовать?»
Ведущая: Тихо молвила лисица: (звучит фонограмма «Лиса»).
Лиса: - «Да, жизнь такая не годится! Я – думу думаю себе, где лисяток спрятать мне? Ни деревьев, ни кусточка, остались лишь одни пенёчки. Браконьеров очень много, нам нужна скорей подмога!».
Ведущая: Зайчик плакал, возмущался, не бояться он старался: (Звучит фонограмма «Заяц»).
Заяц: - «Да, плохи дела в лесу, понимаю я лису! Негде спрятаться и мне. Кто поможет нам в беде?».
Ведущая: Вот и волк вздохнул устало: (Звучит фонограмма «Волк»).
Волк: - «Да, хорошего здесь мало! Люди костры в лесу разжигают. От них пожары возникают. А я от пожаров лесных бегу, не пожелаю такого врагу! У-у-у!».
Звери хором говорят: - «Что нам делать, как нам быть? Кого о помощи просить?
Ведущая: Думали до вечера и решили:
Звери хором: - «Делать нечего. К человеку утром идти нужно, и просить помощи дружно».
Ведущая: Легли спать – они очень устали, и сон чудесный они увидали. И приснился им волшебный лес, полный радости и чудес! (Звучит фонограмма «Волшебный сон в лесу», звери спят. В котором сытно, уютно, не страшно совсем. И места хватит всем, всем, всем).
Ведущая: Утром к дому ЧЕЛОВЕКА пришли, И в дверь постучали тихонько они.
Вышел к ним ЧЕЛОВЕК из дверей:
Человек:- «Зачем пожаловали? Говорите скорей!»
Звери говорят хором: - «Хотим в лесу без бед мы жить,
Медведь: - Дом свой иметь,
Лиса: - Детишек растить!
Заяц: - Браконьеров чтобы не было злых,
Волк: - И не бежать от пожаров лесных! Говорят звери хором: Помоги нам добрый ЧЕЛОВЕК, не забудем тебя мы вовек!»
Человек: - «Почему я должен вам помогать? Какая польза от вас прошу я сказать.
Волк: «Я – санитаром леса зовусь, для чистоты леса и тебе пригожусь.»
Лиса: - «А я вредным грызунам и насекомым враг, Для всех буду полезна – вот так!»
Заяц: - «Я хоть и трусливы, но очень красивый! Летом серый, зимой белый. Я всего боюсь, но тебе Человек пригожусь.»
Медведь: - «А я хороший рыболов, рыбу наловить готов. Я в лесу самый сильный и большой – буду ЧЕЛОВЕК дружить с тобой!»Звери говорят хором: - «Мы для природы очень нужны, мы на планете очень важны!»
Ведущая: И призадумался Человек…
Человек: - «Надо мне сберечь их всех! И Звери и цветы и травы на Земле не для забавы. Я смогу вам всем помочь и беду отведу от вас прочь! Поселю вас в лес волшебный, посажу деревья и цветы душевно. (Выносит и ставит елочки). Будут там ручьи звенеть, будут песни птицы петь. Речки будут там чистые и травы душистые. Браконьеров злых не будет. Костры не станут разводить люди. Я в этот лес вас поселю, и «Заповедником» его назову. (Человек одевает зеленую фуражку). А сам буду лес охранять, а все меня Лесничим станут называть».
Человек «приглашает» зверей в лес, звучит фонограмма «Радость в лесу».
Ведущая: Поклонились Лесничему звери, засмеялись и запели:
Звери вместе с Человеком встают перед зрителями и говорят:
1. Заповедный наш лес, заповедный наш мир.
Свет хрустальной зари, свет над миром встающий.
Мы хотим все здесь жить, мы хотим все здесь быть.
Ведь наш мир самый лучший, заповедник наш лучший.
2. Запах трав луговых, у медведя здесь дом.
Пусть лисята растут, птицы к нам прилетают.
Охраняйте зверей в заповеднике том.
Пусть вся наша Земля Заповедником станет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Экология - дошкольник - театр"
Семинар - практикум для педагогов детского сада на тему "Экология - дошкольник - театр"...
Статья в сборнике материалов по экологическому образованию в ДОО РБ: "От экологии природы к экологии души: путь в длиною в 20 лет", посвященный Году экологии и особо охраняемых природных территорий Республики Башкортостан. Уфа 2017.
Статья в сборнике методических материалов по экологическому образованию в ДОО РБ....
Выступление на межмуниципальных экологических чтениях «Экология природы – экология культуры» «Реализация индивидуальных запросов воспитанников детского сада через участие в экологическом проекте «Экология природы – экология души»
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение центр развития ребенка - детский сад «Аленький цветочек» - это образовательное учреждение, в котором экологическ...
НОД по экологии на тему « Миф о Вороне» с использованием теневого театра.
знакомить с различными жанрами устного народного творчества ; формировать умение с помощью теневого театра показывать содержание мифа с участием представителей животного и растительного мира; развиват...
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Экология, дошкольник, театр»
Цель: повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности Задачи:- Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии;-Раз...
Постановка кукольного театра на тему экологии и безопасности. «Маша под присмотром Сени изучает правила безопасного поведения на природе»
Задачами постановки кукольного театра на экологическую тему и тему безопасного поведения в лесу являются: Формирование у детей элементарных экологических знаний.Представлений об экологическ...
Проект «Театр и экология»
В основу данного проекта легло формирование основ экологической культуры дошкольников, через театрализованную деятельность....