Проект «Театр и экология»
проект (старшая группа)

В основу данного проекта легло формирование основ экологической культуры дошкольников, через театрализованную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ekologiya_i_teatr.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Театр и экология»

Разработала: воспитатель Громакова С.А.

Актуальность проекта.

В основу данного проекта легло формирование основ экологической культуры дошкольников, через театрализованную деятельность.

Считаю, что для развития навыков грамотного поведения в природе послужит, реализация данного проекта, где дети могут найти и почерпнуть практический материал. Поставленные в проекте задачи, помогут нам в создании благоприятных условий для развития творческих способностей детей. Проект направлен на вовлечение взаимодействий взрослых и детей. Проект не ограничен во времени и количеств мероприятий.

Обоснованность.

Работая в детском саду, я всё чаще задавалась вопросом: «Почему небрежное, а порой жестокое отношение детей к природе? Это отсутствие необходимых знаний? Чему и как учить детей, чтобы сформировать у них на доступном им уровне современную научную картину мира, представление о месте человека в этом мире, об особенностях взаимоотношений?»

Проблема экологического образования сегодня волнует всех - учёных, педагогов, общественность. Кто как ни мы, воспитатели, в жизни насущной при нехватке средств и времени, прийти первыми на помощь. Научить детей таким ценностям, как любовь к природе, бережное отношение к «братьям нашим меньшим». Ведь в дошкольном возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально - ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно - экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Да, именно поэтому работу по осознанно - правильному отношению к природным явлениям и объектам, которые окружают ребёнка, необходимо начинать как можно раньше, при этом используя новые подходы к воспитанию образовательной деятельности. Путь освоения экологической культуры состоит в том, чтобы не только передавать знания, а формировать способ мышления, необходимый для решения и прогнозирования существующих проблем на всей планете.

Паспорт проекта.

Проект по теме: «Формирование элементарных норм и правил экологического воспитания детей через достижения в общении с природой и театрализованную деятельность» для воспитанников.

Вид проекта.

Информационно - творческий.

Участники.

Воспитатель – Громакова С.А., родители и дети группы «Звоночки» 

Цели.

Формирование у детей основ экологической культуры, через театрализованную деятельность.

Создание максимально благоприятных условий для развития у детей творческих способностей.

Задачи.

Формировать у детей умения налаживать партнёрские отношения, через театрализованную деятельность с экологическим содержанием.

Развивать познавательные интересы дошкольников через расширение представлений о видах театрального искусства. Пробудить в детях интерес к театральному искусству, его истории и развитию.

Методы реализации проекта.

В своей работе я стараюсь использовать театрализованные игры и постановки. Наряду с традиционными формами работы, такими как наблюдения, проведение опытов, чтение художественной литературы на экологическую тематику, прогулки и игровые обучающие ситуации.

Одна из нетрадиционных форм экологического воспитания и образования - театрализованная деятельность, так как проблемы окружающей среды дети раскрывают посредством костюмированных театральных постановок с включением стихов, песен, танцев, которые направлены на охрану и бережное отношение к природе. Например, в танце «огня» и «воды», где вода побеждает огонь, отправляет его в печь, дети понимают, как важно, когда светит солнце, поют птицы, журчит ручеёк и в природе всё спокойно, объяснить детям необходимость бережного отношения к первозданной чистоте природы. Показать неприглядность потребительского отдыха, загрязняющего «всё» вокруг нанося огромный вред нашей планете. Знакомство с сюжетом даёт возможность хорошо разобраться в поступках героев, в нравственном уроке сказки. Вся серьёзная экологическая информация становится доступной благодаря яркому языку, фантастическим сюжетам, в которых есть и волшебство, и приключения, и неожиданность. В процессе работы над экологическим спектаклем учитываю возраст зрителей и «актёров», продолжительность спектакля. Моя задача - помочь детям научиться, свободно ориентироваться, правильно использовать по назначению и ценить предметы, которые окружают его в повседневной жизни дома, в детском саду, на улице.

Рассказывая детям сказку, необходима наглядность. Это может быть «панно», магнитная доска, ведь действия многих сказок происходят в лесу. Куда интереснее видеть, как Машенька идёт среди настоящих сосен и берёз, да и лесные звери здесь выглядят как - то более убедительно. Зачастую проигрывая выбранный сценарий, по стихотворению или сказки, дети по нескольку раз меняются ролями. Им удаётся побывать и волком, и зайчиком, попробовать себя в роли бабочки, за которой бегает с сочком мальчик, или цветком, который вот - вот сорвёт девочка. У ребёнка появляется возможность многократного перевоплощения. Они это делают с большим удовольствием и непосредственностью. Но что главное, глядя друг на друга, удаётся расшевелить самого скованного, зажатого ребёнка, как Святослава В. Алёшу Б.

• Воспитывать эстетическое отношение к явлениям окружающей действительности.

• Развивать потребность в самостоятельной театральной деятельности, эмоционально - положительном отношении к сверстникам, воспитании воли в себе, формировать гуманное отношение к природе.

• Развивать внимание, память, воображение, эмоционально - волевую сферу, а также интеллектуальные, музыкальные и творческие способности.

• Формировать у детей первоначальные представления о средствах актёрской выразительности, умение перевоплощаться, брать на себя роль, быть актёром и зрителем. Совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельную деятельность детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр - драматизаций, этюдов.

Этапы реализации проекта.

1. Организованно - подготовительный.

• Обоснование актуальности темы, мотивация её выбора;

• Определение цели и задачи проекта;

• Составление тематического планирования мероприятий.

2. Основной.

• Деятельность с детьми в соответствии с тематическим планированием.

• Работа в режиме инновационной деятельности.

3. Заключительный.

• Обобщение результатов работы;

• Анализ деятельности;

• Презентация итогов работы через театрализацию.

А вот у агрессивных детей появляется возможность почувствовать себя беззащитной жертвой. В ходе игр - драматизаций детей приучаю владеть собой, вести себя правильно, так как поступают их герои. И это помогает им избавиться от затруднений и легко находить общий язык с друзьями.

Работа с родителями по реализации проекта.

На развитие у детей основ экологического мировоззрения, огромное влияние оказывает семья. В итоге родители воспитанников с удовольствием помогают нам. К развлечению «Что нам осень принесла» оказали помощь в изготовлении поделок из природного и бросового материала, в рисовании совместных рисунков, в изготовлении скворечников и кормушек для птиц. Всё это помогает сплочению коллектива: дети - родители - воспитатели.

Анкетирование родителей по вопросам экологического воспитания, которое помогает в выборе форм и методов работы с детьми.

Предлагаю советы и консультации по вопросам бережного и заботливого отношения к природе, о том, как развивать осознанное отношение к объектам природы, как читать и какие книги о природе.

Предлагаю также в день открытых дверей игру «Мастер класс» с участием детей.

Для детей младшего и среднего возраста показать спектакль «Дедушкин огород» с участием воспитанников.

Ожидаемые результаты.

1. Обладают особенностями свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками.

2. Дети импровизируют произведения средствами мимики, выразительных движений и интонации, при передаче характерных особенностей различных персонажей.

3. Сформированы представления о растениях, их значимости в жизни человека.

4. Умеют обобщать собственный опыт исследовательской работы в творческой деятельности.

5. Сформированы понятия бережного отношения к природе, элементарные понятия: «травы», «кустарники», «деревья», «растения», «насекомые», «рыбы», «птицы», «среда обитания», «сезонные изменения».

Заключение.

В заключении хочется сказать, что театрализованная деятельность, игра помогает воспитаннику почувствовать причастие к природе, ответственность за неё, что является началом экологической культуры его. Ведь, чтобы сыграть экологический спектакль, сказку - требуются и экологические знания, и умение вжиться в роль, и умение сформировать идею, желание донести её до других. В своей работе всегда хочу добиться того, что всё взаимосвязано - природа и человек.

Пускай я маленький, но я бесконечно сильный, потому, что в мире много существ меньше и слабее меня, и можно сделать им добро, хотя бы тем, чтобы пройти мимо, не задев, не затронув».

Е. Леонов.

Используемая литература.

• Л. С. Журавлёва «Солнечная тропинка» Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим. Изд. Москва 2006 г.

• Л. И. Иванова «Живая экология» Программа экологического образования дошкольников. Москва 2007 г.

• Т. А. Шорыгина «Стихи и сказки о живой природе» Москва 2006 г.

• М. А. Рунова, В. А. Бутилова «Ознакомление с природой через движение». Москва 2006 г.

• О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду». Изд. Москва 2008 г.

• Л. И. Грехова «В союзе с природой» Эколого - природоведческие игры и развлечения с детьми. Изд. Москва 2002 г.

• Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты, занятия». Волгоград 2008 г.

• О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко «Экологические проекты в детском саду». Изд. Учитель 2008 г.

• «Детские экологические театры». Вологда 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детско-родительский проект "Театр! Театр! Театр!"

В проекте  рассказывается об истории создания кукольного театра С.В.Образцова.О работе ребят в группе, показ сказки "Заюшкина избушка",коллективной поделки "Афиша"и создании макета часов с ф...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы на тему «Пригласительный билет в театр» в рамках проекта «Театр в нашей жизни»

Программное содержание:Продолжать знакомить детей с различными эмоциями: изображать радость, грусть и др. Продолжать учить детей работать ножницами: правильно держать их, сжимать и разжимать кольца, р...

проект "Театр-дети-театр"

Как развивается речь детей при постановке театральных мини-этюдов, вы найдёте полезную информацию в данной статье....

В рамках проекта "Театр для детей" консультация для родителей «Играем с детьми в театр дома».

Консультация для родителей «Играем с детьми в театр дома». «Волшебный край!» - так когда-то назвал театр   великий русский поэт...

Социализация ребенка в обществе в рамках проекта театр через сюжетно- ролевую игру театр «Репка»

cent;создать условия для театрализованной деятельности как одного из средств социализации детей дошкольного возраста...