ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Малая Родина – большая любовь»
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа по ознакомлению с родным краем для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) «Малая родина – большая любовь» (далее Программа) разработана в соответствии с Образовательной программой дошкольного образования МДОБУ «Детский сад №7 «Белочка». Программа ориентирована на специфику национально-культурных, социальных, природных условий, в которых осуществляется образовательный процесс ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Малая Родина – большая любовь» | 57.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад № 7 «Белочка» общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей»
Рассмотрено: на педагогическом совете от " " 2024 г. протокол № | Утверждено Заведующий МДОБУ «Детский сад № 7» /Теряева О.В./ " " 2024 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Малая Родина – большая любовь»
Направленность – туристско-краеведческая
Уровень программы – стартовый
Возраст обучающихся – 5-7 лет
Срок реализации – 1 год
Автор-составитель: Банина Ирина Сергеевна, учитель-логопед |
г. Минусинск, 2024 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи дополнительной образовательной программы
1.3. Содержание программы
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации и оценочные результаты
1.1. Пояснительная записка
Настоящая дополнительная общеразвивающая программа по ознакомлению с родным краем для детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) «Малая родина – большая любовь» (далее Программа) разработана в соответствии с Образовательной программой дошкольного образования МДОБУ «Детский сад №7 «Белочка». Программа ориентирована на специфику национально-культурных, социальных, природных условий, в которых осуществляется образовательный процесс ДОУ.
Актуальность программы
В настоящее время одной из важных проблем является воспитание патриотизма. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости. Д. С. Лихачев говорил, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. К сожалению, у современных детей пробелы в знаниях о родном городе, посёлке, стране, особенностях русских традиций. Поэтому возникла необходимость в дополнительных занятиях по изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности, гражданина и патриота России.
Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей познания личности самого ребенка, жизни его семьи. Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков.
Направленность программы
Программа «Малая родина – большая любовь» является дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программой, имеет туристско-краеведческую направленность, стартовый уровень и ориентирована на развитие познавательных и творческих способностей учащихся, а также их гражданской позиции.
Новизна программы
• в подборе содержания краеведческого образования применительно к дошкольному возрасту;
• в определении критериев и уровней сформированности краеведческой культуры дошкольника;
• в создании системы формирования краеведческой культуры у дошкольников.
Педагогическая целесообразность
В «Концепции модернизации российского образования» отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитывать патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью». Региональность - опора на объект ближайшего окружения, учёт природных, экологических, социальных, культурных особенностей региона. Одним из важных этапов работы с детьми по социальному развитию является формирование накопления жизненного опыта о своём ближайшем окружении, усвоения принятых норм поведения и приобщения к культурным ценностям. Именно поэтому краеведческая работа должна вестись уже с детского сада - с возраста, когда начинается процесс социализации и становления личности.
Адресат программы
Программа ориентирована на детей 5 - 7 лет, без начальной подготовки. Минимальный возраст учащихся для зачисления на прохождение программы не менее 5 лет.
Возрастная характеристика детей 5-7 лет
Возрастает познавательная активность, интерес к миру, желание узнать новое. Ребенок обладает устойчивыми социально-нравственными чувствами и эмоциями. Мотивационная сфера дошкольника расширяется за счёт развития таких мотивов, как познавательные, социальные (побуждающие делать добро), самореализации.
С развитием морально-нравственных представлений возрастает возможность эмоционально оценивать свои поступки и поступки других. Происходит активное проявление добрых чувств по отношению к родителям, близким родственникам, членам семьи. Проявляет интерес к родословной семьи, имеет представления о семейных и родственных отношениях, о досуге семьи, правилах общения в семье, значимые события и традиции. Умеет выражать к близким свою любовь, внимание, готов помочь.
Участвует в играх проектного типа, в которых, принимая на себя роли, ребенок создает определенный продукт, который в дальнейшем может быть использован в других играх.
Имеет представления о нравственных качествах людей, их проявлении в поступках и взаимоотношениях (доброта, справедливость, ответственность, уважение, честность, чувство собственного достоинства). Оценивает свои и чужие поступки с позиции норм и правил.
К концу дошкольного возраста начинает развиваться логическое мышление, способность к анализу и синтезу, умение выделять индивидуальные и общие признаки предмета, делать обобщения (например, обобщить различные группы животных по признакам питания, движения, добывания пищи, места обитания и т.д.). Расширяются представлений о жизни растений и животных в среде обитания, о многообразии признаков приспособления к среде обитания. Отслеживает цикличность сезонных изменений в природе (цикл года, последовательная смена времен года, другие изменения).
Ребенок овладевает представлениями о местах труда и отдыха людей в городе, об истории города, традициях городской жизни, архитектурных особенностях, достопримечательностях. Понимает и активно осваивает с помощью взрослых назначение общественных учреждений, разных видов транспорта.
Активно использует в речи слова и выражения, отражающие представления ребенка о нравственных качествах, эстетических чувствах. Высказывается о причинах природных явлений, рассуждает о красоте природы, города, составляет творческие рассказы, сказки.
Проявляет интерес к ярким фактам из истории и культуры страны, города. Испытывает гордость за достижения выдающихся россиян и России в целом, любовь к «малой» и «большой» Родине, толерантность по отношению к людям разных национальностей. Проявляет желание активно участвовать в праздновании государственных праздников и социальных акциях на уровне детского сада и города. Продолжает осваивать традиции, культуру разных народов. Формируется начало гражданственности
Срок реализации программы и объем учебных часов
Срок обучения 1 год. Общее количество часов за весь период обучения составляет 72 часа.
Форма обучения - очная
Режим занятий
Состав группы учащихся – постоянный.
Количество занятий 2 раза в неделю по 1 академическому часу.
Оптимальное количество учащихся в группе 10-13 человек.
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Цель программы: создание условий для развития у дошкольников интереса к малой родине, её культурно-историческим и природным особенностям.
Задачи:
Предметные:
- обогатить знания дошкольников о родном городе (история, символика, достопримечательности) и посёлке, познакомить с именами тех, кто прославил город (художники, поэты, писатели, музыканты, спортсмены и др.);
- познакомить с бытом, народными традициями и праздниками жителей Красноярского края; его культурой, хозяйственной деятельностью, рассматривая их в неразрывном органическом единстве;
- формировать знания о природных богатствах края;
- научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок.
Метапредметные:
- развивать познавательный интерес к изучению родного города, посёлка, края;
- развивать такие качества, как наблюдательность, воображение, фантазию, творческое начало;
- формировать интерес к устному народному творчеству;
- формировать у детей чувство ответственности за жизнь, природу, а также сознание необходимости ее защиты;
-способствовать развитию познавательной и творческой активности детей дошкольного возраста, формирование у дошкольников желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае. Личностные:
- воспитывать чувство гордости за свой край, родной город, за своих земляков посредством материалов по краеведению;
- воспитывать бережное отношение к природе.
- воспитывать у детей чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.
1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№ | Наименование разделов | Количество часов | Форма контроля | ||
Теор. | Прак. | Всего | |||
1 | 1.− входной контроль - выявление уровня знаний детей о родном крае . «Я – моя семья – мой дом» | 1 | 0,5 0,5 | 2 | диагностика, диагностические игры. Опрос, дидактические игры |
2 | «Город, в котором я живу» | 4 | 2 | 6 | Викторина, опрос |
3 | «Знаменитые земляки» | 2 | 2 | 4 | Беседа |
4 | «Наш дом – природа» | 2 | 11 | 13 | Беседы, проекты |
5 | «Россия-Родина моя» | 4 | 4 | 8 | Опрос |
6 | «Государственные праздники России» | 2 | 4 | 6 | дидактическая игра «Какой это праздник». |
7 | «Путешествие в прошлое…» | 1 | 3 | 4 | Беседа |
8 | «Народные промыслы» | 1 | 10 | 11 | Выставка работ, викторина в форме презентации. |
9 | «Наши защитники» | 2 | 2 | 4 | Беседы |
10 | «Этих дней не смолкнет слава» | 4 | 3 | 7 | Беседы, проекты |
11 | «Времена года» | 4 | 4 | Беседы, дидактические игры | |
12 | «Календарь народных праздников» | 4 | 4 | Беседы | |
13 | Итоговый контроль - выявление уровня знаний детей о родном крае и определение степени реализации программы | 1 | 1 | Диагностика. (Педагогическая диагностика см. Приложение 1) | |
Итого | 23 | 49 | 72 |
Содержание учебного плана программы
Раздел 1. «Я – моя семья – мой дом»
Теория: Понятие «семья», родственных отношениях, обязанности членов семьи, особенностях поведения мужчин и женщин; профессии родителей, русские национальные традициями приёма гостей. Понятие о доме, о его устройстве, предметах быта. Сформировать представления о многообразии домов, о том, что каждый дом имеет свой адрес.
Практика: игра-презентация «Кто здесь живёт», «Чей это предмет» (знакомство с понятием «семья», «родственные отношения» и т.д.), дидактическая игра «Древо моей семьи» (дети заранее дома готовят фотографии родственников и сведения о них).
Формы контроля: опрос, дидактические игры.
Раздел 2. «Город, в котором я живу»
Теория: История появления города; географическое положение, улицы, площади, достопримечательности (архитектурные и культурные памятники), социально-экономическая значимость города. Государственные символы Минусинска, Красноярска.
Практика: презентация «История города Минусинска», коллективная работа «Карта нашего города», экскурсия «Особенности нашего посёлка. Его достопримечательности».
Формы контроля: опрос, викторина.
Раздел 3. «Знаменитые земляки»
Теория: Выдающиеся люди нашей Малой Родины: герои войны, труда, люди искусства, спорта и т.п.
Практика: посещение школьного музея, экскурсия в сквер к Стеле Памяти.
Формы контроля: беседа.
Раздел 4. «Наш дом – природа»
Теория: Географическое положение. Климатические условия. Животный и растительный мир края, водоемы. Красная книга Красноярского края. Взаимодействие человека и природы. Основы экологической культуры Практика: презентации, интерактивная игра, проекты.
Формы контроля: беседа, выступление с проектом.
Раздел 5. «Россия-Родина моя»
Теория: Россия – наша Родина, символы государства, географическое положение. Достопримечательности России: природа (животный и растительный мир), народные промыслы, многонациональность (образ жизни люде в регионах России), национальные костюмы. Москва-столица России; исторические названия улиц, площадей; достопримечательности.
Практика: презентации, интерактивная игра.
Формы контроля: опрос.
Раздел 6. «Государственные праздники России»
Теория: Основные государственные праздники России. История появления, значение, традиции празднования.
Практика: посещение библиотеки, просмотр презентации, дидактическая игра «Какой это праздник», выступление на праздниках «День народного единства», «Новый год», «День защитника Отечества», «Международный женский день», «День весны и труда», День Победы.
Формы контроля: дидактическая игра «Какой это праздник».
Раздел 7. «Путешествие в прошлое…»
Теория: история возникновения города Минусинска. Образ жизни, предметы быта, устройство русской избы, национальная одежда, традиции. Народные игры, в том числе традиционные в Красноярском крае.
Практика: презентации, народные игры.
Формы контроля: беседа.
Раздел 8. «Народные промыслы»
Теория: Программное содержание: Народное декоративно-прикладное искусство (гжель, хохломская и др. росписи, народные игрушки). Истории возникновения, их характерные особенности.
Практика: рассматривание альбомов, лэпбук, роспись шаблонов.
Формы контроля: Выставка работ, викторина в форме презентации.
Раздел 9. «Наши защитники»
Теория: Программное содержание: Былинные богатыри. Военные профессии. Рода войск.
Практика: чтение отрывков из былины «Илья Муромец», презентация, игра «От богатыря до военнослужащего».
Формы контроля: беседа.
Раздел 10. «Этих дней не смолкнет слава»
Теория: Великая Отечественная война. Памятные даты. Подвиг народа. Знаменитые земляки - защитники Отечества. Достопримечательности Красноярского края, памятные места.
Практика: рассматривание альбомов, ролик о Вов, экскурсия в школьный музей, библиотеку, к стеле.
Формы контроля: беседа.
Раздел 11. «Времена года»
Теория: Сезонные изменения в природе. Погодные явления. Живая и неживая природа края. Наблюдения в природе.
Практика: рассматривание альбомов, презентаций, изготовление гербария для детского сада, праздник «Осенины. Покров».
Формы контроля: Беседы, дидактические игры.
Раздел 12. «Календарь народных праздников»
Практика: Традиционные русские народные праздники, их происхождение и назначение; обычаи и традиции, связанные с их организацией и проведением. Сочетание сезонного труда и развлечений. Праздники «Осенины. Покров» «Рождество. Святки», «Сороки», «Народный праздник Масленица», Вербное воскресенье, Пасха.
Формы контроля: беседы.
Планируемые результаты
Предметные:
-дошкольник имеет некоторые представления об истории города, края.
-знает дату своего рождения, свое отчество, домашний адрес, номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада, знает название близлежащих улиц;
- имеет представление о труде взрослых; знает профессии своих родителей
- имеет представление о жизни и быте жителей города и края.
-узнает на фотографиях достопримечательности города, умеет рассказывать о них;
- знает символику Красноярского края и города Минусинска;
-имеет представление о родном крае: историческом прошлом, национальной одежде, достопримечательностях, о национальных обычаях, традициях, фольклоре и т.д.;
- умеет рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
- имеет представления о погодно-климатических и сезонных изменениях в природе Красноярского края;
- знает разнообразие растений: лиственница, пихта, кедр, карликовая ива, карликовая береза, клюква, брусника, мхи;
- знает условия обитания и приспособления к ним животных. Знает обитателей местной фауны;
- знает виды растений и животных, занесенных в Красную книгу Красноярского края.
Метапредметные:
- проявляет интерес к изучению родного города, посёлка, края;
- проявляет наблюдательность, воображение, фантазию, творческое начало;
- испытывает интерес к устному народному творчеству;
- знает и стремится выполнять правила поведения в городе, в природе;
-высказывает желание в дальнейшем самостоятельно получать и приобретать знания о родном крае.
Личностные:
- испытывает чувство гордости за свой край, родной город, за своих земляков; проявляет любознательность по отношению к родному городу, его истории, необычным памятникам, зданиям;
- проявляет желание бережно относиться к природе к природе, понимает, что её надо беречь;
- проявляет чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, использует местоимение «мой» по отношению к городу.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ.
2.1. Календарный учебный график
№ п/п | Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий | Сроки проведения промежуточной итоговой аттестации |
1 | 2024-2025 | 01.09.2024 | 30.05.2025 | 36 | 72 | 72 | 2 раза в неделю по 1 часу | Сентябрь входной контроль в форме диагностики Май –итоговый контроль в форме диагностики |
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение развивающая предметно-пространственная среда кабинета педагога дополнительного образования оборудована в соответствии с требованиями. Для организации образовательного процесса в наличии наглядный и дидактический материал, соответствующий принципам дидактики и санитарно-гигиеническим нормам. Дидактические материалы:
- гербарий культурных растений;
- гербарий дикорастущих растений;
- коллекция плодов, семян, шишек, грибов;
- карточки условных топографических знаков;
-тематические альбомы: грибы, ягоды, цветы, лекарственные растения, ядовитые растения, «Дикие животные Сибири», «Птицы» (перелетные, зимующие), «Земноводные и пресмыкающиеся», «Рыбы», «Насекомые», «Народы Крайнего Севера» и др.;
- пособия: живые цепочки, городской транспорт и т. д.;
- плакаты: правила поведения в природе, герб, флаг города Минусинска и Красноярского края, карта города Минусинска и Красноярского края, портрет главы города,
- портрет губернатора, Карта России и др.;
- игрушки – модели животных и птиц;
- Красная книга России, Красная книга Красноярского края.
- макет детского сада, план города;
- стихи о родном городе и крае, рассказы;
- изделия народных промыслов;
- папки-передвижки с иллюстрациями: «Природа родного края», «Растительный и животный мир Красноярского края», «Наш город в разные времена года»;
-картотека «Подвижные игры народов Красноярского края»
Информационно обеспечение
- видеозапись о городе Красноярске и Красноярском крае;
- презентации по направлению программы;
Ссылки на интернет-ресурсы
- Енисейская губерния – Краеведческий портал
https://енисейскаягуберния.рф/
https://gnkk.ru/list/kraevedenie/
https://ostrovlib.ru/index.php/sajty-po-kraevedeniyu
https://www.kkkm.ru/posetitelyam/ekskursii/muzeynye-programmy/osnovy-kraevedeniya
https://vk.com/story_krsk
Кадровое обеспечение – Банина Ирина Сергеевна, учитель-логопед, образование – высшее педагогическое.
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов.
Формы отслеживания: беседа, опрос, наблюдение, праздничные мероприятия, диагностика, диагностические игры.
Формы фиксации: протоколы диагностики, готовые работы.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: диагностические карты, защита творческих работ, выставки.
Оценочные материалы
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся:
− входной контроль - выявление уровня знаний детей о родном крае в форме диагностики, диагностических игр.
− текущий контроль - в форме бесед, опросов, наблюдения.
− итоговый контроль - выявление уровня знаний детей о родном крае и определение степени реализации программы в форме диагностики. (Педагогическая диагностика см. Приложение 1)
Самая распространенная оценочная система связана с уровнями освоения содержания программы – высоким, средним и низким (либо оптимальным, достаточным и недостаточным).
Оценка индивидуального развития детей по формированию навыков краеведческой культуры осуществляется через:
• анализ детской деятельности (рассказы о городе, творческие работы, детские проекты, участие в социально-значимых событиях города, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры);
• наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ и общественных местах).
Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения программы.
Реализация программы предполагает оценку индивидуального творческого развития каждого воспитанника. Такая оценка производится педагогом, в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за деятельностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики – Карта развития дошкольника, позволяющая фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации деятельности детей в рамках реализации программы (в том числе поддержка одаренных детей);
2) оптимизации работы с группой воспитанников;
3) оценка индивидуального развития детей, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе дальнейшего планирования.
Карта заполняется педагогом 2 раза в год (в начале учебного года и в конце учебного года). Педагог заполняет карту на основе наблюдений за детьми.
Уровни усвоения Программы:
Низкий
Объем представлений о растениях и животных в лесах края незначителен. Ребенок знает некоторые признаки внешнего строения, отдельные части растений. Интерес к природе не постоянен, эмоциональные реакции в общении с ней слабо развиты. Знает домашний адрес. Умеет ориентироваться в помещении детского сада и на территории детского сада.
Средний
Ребенок узнает и называет несколько растений, некоторых животных в лесах Красноярского края, опираясь на отдельные признаки. Интерес и желание ухаживать за растениями и животными не устойчивы. Имеет представление о природных богатствах Красноярского края. Знает, что такое Красная книга; какие растения и животные занесены в нее. Знает понятие «улица» «город», знает название прилегающих к детскому саду улиц. Знаком с достопримечательностями города Минусинска.
Высокий
Ребенок знает достаточно большое количество растений и животных в лесах Красноярского края, их характерные признаки. Правильно определяет их принадлежность к живым существам на основании выделения у конкретных объектов признаков живого. Проявляет интерес к особенностям их жизни, радость от общения, сочувствие попавшим в беду. Знаком с проблемой загрязнения окружающей среды. Знает свой полный адрес, памятные места и историю города Минусинска. Знает достопримечательности, символику своего города. Знает обычаи, традиции русского народа.
Методические материалы
особенности организации образовательного процесса: очно;
методы обучения:
Словесные:
- беседы;
- рассказ;
- чтение художественной литературы;
- заучивание стихотворений;
Наглядные:
- наблюдения;
- выставки, конкурсы;
- рассматривание иллюстраций;
- ознакомление с художественными образами искусства;
- информационные стенды.
- личный пример взрослых.
Практические:
- дидактические игры;
- сюжетно-ролевые игры;
- подвижные игры;
- создание развивающей среды;
- экскурсии и наблюдения;
- Создание мини-музеев в ДОУ;
- оформление уголков для нравственно-познавательного развития;
- реализация проектов.
формы организации образовательного процесса:
- Коллективная;
- Индивидуальная;
- Групповая.
Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части.
формы организации учебного занятия:
-экскурсия;
- проекты;
- наблюдения;
- беседы;
- рассказ педагога;
- исследовательская деятельность;
- художественное творчество;
- дидактические игры.
алгоритм учебного занятия:
1 этап - подготовительный
Мотивация ребенка к обучению через игру, беседу, рассказ, связанных с темой занятия.
2 этап – основной
3 этап – заключительный
Релаксация, подведение итогов занятия.
формы взаимодействия с родителями:
- проектная деятельность;
- организация экскурсий;
- совместные мероприятия;
- помощь в изготовлении макетов.
Дидактические пособия:
1.Государственные символы России: Наглядно – дидактическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2011.
2.Деревья и листья: Наглядно – дидактическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2015 – 2011.
3.День Победы: Наглядно – дидактическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2005 - 2011.
4.Животные средней полосы: Наглядно – дидактическое пособие. – М.: Мозаика –
Синтез, 2005 - 2011.
5.Насекомые: Наглядно – дидактическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2005 – 2011.
6.Цветы: Наглядно – дидактическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2005 - 2011.
7.Ягоды лесные: Наглядно – дидактическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2005 - 2011.
8.Расскажите детям о деревьях: Наглядно – дидактическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2011.
9.Расскажите детям о птицах: Наглядно – дидактическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2011.
10.Расскажите детям о насекомых: Наглядно – дидактическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2011.
11 Расскажите детям о грибах: Наглядно – дидактическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2011.
12.Расскажите детям о лесных животных: Наглядно – дидактическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2011.
13.Времена года: Наглядно – дидактическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2005 - 2011.
14.Профессии: Наглядно – дидактическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2005 - 2011.
15.Мой дом: Наглядно – дидактическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2005 – 2011.
16.Родная природа: Наглядно – дидактическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2005 – 2011.
Список литературы для педагога
1. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. - М.: ТЦ «Сфера», 2004
2. Белоусова Р.Ю., Егорова А.Н., Калинкина Ю.С. Парциальная программа духовно- нравственного воспитания «С чистым сердцем», - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019
3. Ватин В. А. Город Минусинск. Ч. 1 Исторический очерк: к 100-летнему юбилею города Минусинска 1822-1922 / В. А. Ватин; Гос. Музей им. Н.М. Мартьянова. – Минусинск: Гос. типография, 1916-1922. – 394 с
4. Герасимова И.Е. «Красноярский край – наша малая родина». (Из опыта работы) - Красноярск. 2010 год.
5. Зарубенко А. Творчество Александры Зарубенко. Сборник «Я – частица земли Минусинской»: стихи /. – Минусинск: Офсет-Сервис, 2005.
6. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е.. Мы живем в России. - М., 2010
7. Кириллов М. В. Природа Красноярского края и ее охрана: научно-популярная литература/М.В.Кириллов. -Красноярское книжное издательство, 1983 г.
8. Кириллов М.В., Тихонова С.П. «География Красноярского края». - Красноярское книжное издательство, 1970.
9. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина. Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ - М.: ТЦ «Сфера», 2005
10. «Красная книга Красноярского края». В 2-х т. Т.1. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных. 3-е изд. перераб. и доп., СФУ. - Красноярск. - 2012. - 205 с
11. Кривошеев, А. Какой хочется видеть Минусинскую протоку? [Текст] / А. Кривошеев // Надежда и Мымая. - С. 4.
12. Матова В. М. «Краеведение в детском саду». ООО «Издательство «Детство – пресс», 2013
13. Памятники истории и культуры Красноярского края. В четырёх выпусках. – Красноярск, 2010
14. Ривина Е.К. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников и младших школьников с государственными символами». М.: АРКТИ, 2005
15. Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьей и родословной: Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2009 – 2010.
16. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. «Мини-музей в детском саду». М.: «Линка-пресс», 2008
17. Фёдоров Николай: Фотолетопись старинного Минусинска / Минусинский региональный краеведческий музей им. Н. М. Мартьянова; руководитель проекта С. А. Борисова; под ред. В. Г. Чернышёвой; сост. В. Г. Чернышёва, Е. Ю. Сидорина, В. В. Ермилова, Н. А. Голованенко. — Красноярск: Поликор, 2021. — 240 с.: ил. — (Серия «История в кадре»).
18. Чащина Л., Л. Федот Самков - первый строитель Минусинска [Текст] / Л. Чащина // Власть труда мая.
19. Шорыгина Т.А. Детям о самом важном: Наша Родина Россия. М.: ТЦ Сфера, 2014
Список литературы для детей и родителей
1. Алексеев Н.А. Этнография и фольклор народов Сибири / Н. А. Алексеев. - Новосибирск: Наука, 2008.
2. Астафьев В. П./ В тайге, у Енисея; рис. Н. Устинова. - М.: Малыш, 1982. - 95с.:
3. Басалаева Е. Сокровища старого дома. – ООО «ИД Класс ПЛЮС», 2023.
4. Беличья тропа. Сборник экологических сказок – Минусинск: Инф. – издат. агентство «Надежда и мы», 2011
5. Веселовский П. Город помидоров. – ООО «ИД Класс ПЛЮС», 2022.
6. Зарубенко А. В. Два века городу родному: стихотворения / Александра Зарубенко. – Минусинск, 2023
7. Ковригина С.Г. Сказки Северного сияния. – ООО «Издательство ОФСЕТ», 2021.
8. Непомнящая С. Богатство Сибири. Приключения Кости и Коли. – ООО «ИД Класс ПЛЮС», 2022
9. Шумкина Е. Сказки о городе К. – ООО «ИД Класс ПЛЮС», 2022.
Приложение 1
Критерии определения уровня сформированности представления о родном крае
1 | Происхождение названия города, в котором живет ребенок. 3 б. – уверенно, правильно и сразу отвечает на вопрос. 2б. – отвечает правильно, но при помощи наводящих вопросов. 1 б. – не знает, но пытается предположить. 0б. – не знает. |
2 | Домашний адрес 3б. – знает домашний адрес и уверенно отвечает. 2б.- отвечает правильно, но при помощи наводящих вопросов. 1б. – не знает, но пытается предложить свой ответ. 0б. – не знает. |
3 | Адрес детского сада 3б.- может рассказать, где находиться детский сад (название улицы, номер дома, какие объекты находятся рядом) 2б.- знает, где находится детский сад, но рассказывает при помощи наводящих вопросов. 1б - имеет нетвердые представления, может перепутать, нужны наводящие вопросы 0б. - не знает |
4 | Название улиц ближайшего окружения 3б.- знает и называет 2-3 улицы, может рассказать о них (почему так называются, чем интересны, какие здания на них находятся) 2б.- знает и называет 1-2 улицы, может рассказать о них или называет 2- 3 улицы, но может рассказать только об одной из них 1б. – называет 1-2 улицы, но не может ничего о них рассказать 0 б. – не знает |
5 | Городская символика 3б. – узнает городскую символику, пытается рассказать о ней и объяснить ее значение. 2б. - узнает и уверенно выбирает городскую символику среди изображения других, но затрудняется что-либо рассказать о ней. 1б. – испытывает затруднения при выборе городской символики. 0б. – не узнает. |
6 | Выдающиеся земляки. 3б. – называет фамилии, имена выдающихся земляков (2-4), знает, чем они прославили родной край. 2б. – называет фамилии выдающихся земляков (2-3), с помощью наводящих вопросов рассказывает о них. 1б. – называет фамилии выдающихся земляков, но не может ничего о них рассказать. 0б. – не может никого назвать |
7 | Достопримечательности города 3б. – выбирает среди фотографий и рисунков изображения достопримечательностей родного города, называет их. Может рассказать о достопримечательностях (1-3), где находится. 2б. - выбирает среди фотографий и рисунков изображения достопримечательностей родного города, называет их с помощью наводящих вопросов. 1б. - выбирает среди фотографий и рисунков изображения достопримечательностей родного города, назвать не может. 0б. – не знает, не выбирает. |
8 | Название страны. 3б. – уверенно называет страну. 2 б. – не сразу называет, вспоминает, думает. Может помочь опора на наглядный материал. 1 б. – знает название, но может перепутать с названием города, района. Нужны наводящие вопросы. 0 б. – не может ответить на вопрос |
9 | Называет столицу своей страны 3 б. – уверенно называет столицу России 2 б. – не сразу называет, вспоминает, думает. Может помочь опора на наглядный материал. 1 б. – знает название, но может перепутать с названием страны, города. Нужны наводящие вопросы. 0 б. – не может ответить на вопрос |
10 | Знание о том, как выглядит герб России 3б. – узнает государственный герб России, уверенно выбирает его среди изображений гербов других стран. Может рассказать, что изображено на гербе нашей страны (двуглавый орел, всадник), знает, что всадник олицетворяет победу добра над злом. 2б. – не сразу выбирает изображение герба России среди изображений гербов других стран. 1б. – испытывает затруднение, нуждается в наводящих вопросах. 0б. - не знает, как выглядит герб России |
11 | Знание о том, как выглядит флаг России 3б. – узнает флаг России, уверенно сразу выбирает его изображение среди изображений флагов других стран. Знает цвета флага, значение. 2б. – правильно, но не сразу выбирает изображение государственного флага России. 1б. – испытывает затруднения, нуждается в наводящих вопросах. 0 б. – не знает, как выглядит флаг России. |
12 | Знания и представления о гимне России. 3б. – узнает и называет гимн России, определяет характер музыки гимна как величественный и торжественный, знает, как нужно себя вести, когда исполняется гимн. 2б. – узнает и называет гимн России. 1б. – узнает и называет гимн России после наводящих вопросов взрослого. 0б. – не имеет представления о гимне России |
13 | Представление о функциональном назначении государственных символов. 3б.- имеет представление о том, что герб и флаг нужны стране, чтобы объединить людей, живущих в ней, поэтому в праздники вывешивают флаги России, а также для того, чтобы можно было отличить монеты (на них изображен герб) нашей страны, машины, самолеты, принадлежащие нашей стране (на них изображен флаг). 2б.- отвечает правильно, но при помощи наводящих вопросов. 1б. – не знает, но пытается предложить свой ответ. 0б. – не знает |
14 | Интерес к иллюстративным материалам, отражающим историю, знакомящим с природой и достопримечательностями родного города, страны. 3б. – часто рассматривает иллюстрации по собственной инициативе, делятся впечатлениями, показывает понравившиеся фотографии другим детям, воспитателю, задает вопросы. 2б. – иногда самостоятельно рассматривает иллюстрации, задает вопросы 1б. – рассматривает иллюстративные материалы по инициативе взрослого. 0б. – не проявляет интереса. |
15 | Эмоционально – положительная реакция на изображения, фотографии улиц, достопримечательностей города. 3б. – эмоциональная реакция ярко выражена: узнает, радуется, дает эстетическую оценку, когда видит знакомые объекты. 2б. – положительная эмоциональная реакция на знакомые объекты. 1б.- эмоциональная реакция выражена слабо. 0б. – эмоциональная реакция отсутствует |
16 | Бережное отношение к оборудованию участка и группы, зеленым насаждениям ближайшего окружения. 3б. – бережно относится к окружающему и напоминает об этом другим. 2б. – бережно относится к окружающему. 1б.- необходимо напоминание взрослого. 0б. – бережное отношение не сформировано (ломает ветки, игрушки, пачкает оборудование и т.п.) |
17 | Проявление эмпатии по отношению к героям, эмоциональное восприятие событий из истории города. 3б.- сочувствие и сопереживание выражены в мимике, высказываниях, вопросах. 2б.- сочувствие и сопереживание отражены в мимике лица. 1б.- внимательно слушает рассказ взрослого. 0б. – равнодушно воспринимает рассказ. |
18 | Соблюдение в повседневной жизни правил поведения в природе и на улице. 3б. – самостоятельно соблюдает правила. 2б. – соблюдает правила, но иногда необходимо напоминание взрослого. 1б.- не всегда и не все правила соблюдает. 0б. – не соблюдает правила. |
19 | Помощь взрослым в благоустройстве территории детского сада (сажать растения, ухаживать за ними и т.п.) 3б.- охотно помогает взрослым, проявляя инициативу. 2б. – помогает взрослым, инициативу не проявляет 1б.- пассивно участвует в совместной деятельности и трудовых поручениях. 0б. – не помогает |
Оценка результатов диагностики
47 б. – 57 б. – высокий уровень
2 0 б. - 46 б. - средний уровень
19 б. и менее – низкий уровень
Приложение 2
Календарно-тематическое планирование
Наименование раздела | Тема | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия | |||
СЕНТЯБРЬ | |||||||
Раздел 1. «Я – моя семья – мой дом» Раздел 2. «Город, в котором я живу» | Тема 1.1. «Я и моя семья. Родственные связи. Профессии родителей» Тема 1.2. «Мой любимый детский сад. Кто о нас заботится» Тема 2.1. «Улицы нашего посёлка. Правила поведения на улице» Тема 2.2. «Минусинск на карте России. Государственные символы Минусинска, Красноярского края» Тема 2.3. «Улицы нашего города. Истории их названий» Тема 2.4. «Прогулка на воздушном шаре. Площади нашего города» Тема 2.5. «Знакомство с памятниками родного города» Тема 2.6. «Особенности нашего посёлка. Его достопримечательности» | 8 | 1 1 1 1 1 | 1 1 1 | |||
ОКТЯБРЬ | |||||||
Раздел 11. «Времена года» Раздел 12. «Народный календарь праздников» Раздел 4. «Наш дом – природа» | Тема 11.1. «Осень в гости к нам пришла» Тема 12.1. «Осенины. Покров» Тема 4.1. «Растения Красноярского края» Тема 4.2. «Животные Красноярского края. Тема 4.3. «Что мы знаем о птицах нашего края» Тема 4.4. «Этот удивительный мир насекомых» Тема 4.5. «Лес – многоэтажный дом» Тема 4.6. «Реки и водоемы Красноярского края, и их обитатели» | 8 | 1 1 1 1 1 1 1 1 | ||||
НОЯБРЬ | |||||||
Раздел 4. «Наш дом – природа» Раздел 6. «Государственные праздники России»
Раздел 5. «Россия - Родина моя» | Тема 4.7. «Откуда хлеб пришел?» Тема 4.8. «Зеленая аптека» Тема 4.9 «Красная книга» Тема 6.1 «День народного единства» Тема5.1. «Помощники в путешествии: глобус и карта» Тема 5.2. «На экскурсию в Москву» Тема 5.3. «Достопримечательности Москвы» Тема 5.4. «Улицы Москвы» | 8 | 1 1 1 1 | 1 1 1 1 | |||
ДЕКАБРЬ | |||||||
Раздел 5. «Россия - Родина моя»
Раздел 7. «Как жили в старину»
Раздел 6. «Государственные праздники России» | Тема 5.6 «Россия многонациональная» Тема 5.7 «Быт, одежда, традиции народов России» Тема 5.8 «Широка страна моя родная» Тема 7.1 «Одежда, жилища, утварь, орудия труда. Тема 7.2«История русского костюма» Тема 7.3. «Народный костюм» Тема 7.4. «Как играли в старину» Тема 6.2 «Новый год» | 8 | 1 | 1 1 1 1 1 1 1 | |||
ЯНВАРЬ | |||||||
Раздел 12. «Календарь народных праздников» Раздел 11. «Времена года» Раздел 8. «Народные промыслы» | Тема 12.2 «Рождество. Святки» Тема 11.2. «Зима -волшебница» Тема 8.1. «В гости к мастерам Гжели» Тема 8.2. «В гости к мастерам Хохломы» Тема 8. 3. «В гости к дымковским мастерам» | 8 | 1 1 2 2 2 | ||||
ФЕВРАЛЬ | |||||||
Раздел 8. «Народные промыслы» Раздел 9. «Наши защитники» Раздел 6. «Государствен ные праздники России» | Тема 8.4. «В гости к минусинским мастерам» (виртуальная экскурсия) Тема 8.5. «Помидорный рай» («День помидора») Тема 8.6 «Ярмарка мастеров (итоговое) Тема 9.1. «Есть такая профессия - Родину защищать» Тема 9.2. «Богатыри земли русской» Тема 6.3 «День защитника Отечества» | 8 | 1 1 | 2 1 1 1 | |||
МАРТ | |||||||
Раздел 10. Времена года. Раздел 6. «Государствен ные праздники России» Раздел 12. «Народный календарь праздников» Раздел 4. «Наш дом – природа» | Тема 10.3. «Весна-красна» Тема 6.4 «Международный женский день» Тема 12.3 «Сороки» Тема 12.4 «Народный праздник Масленица» Тема 4.10 «День земли» Тема 4.11 Голубая планета Земля Тема 4.12 Зеленый патруль (о бережном отношении к природе родного края) Тема 4.13 «Красная книга России» | 8 | 1 | 1 1 1 1 1 1 1 | |||
АПРЕЛЬ | |||||||
Раздел 3. «Знаменитые земляки» Раздел 12. «Народный календарь праздников» Раздел 6. «Государствен ные праздники России» Раздел 10. «Этих дней не смолкнет слава» | Тема 3.1 «Писатели и поэты земли Минусинской» Тема 3.2 «Музыкальное наследие края» Тема 3.3 «Минусинцы -художники» Тема 3.4. «Минусинцы -спортсмены»
Тема 12.5 «Народные праздники: Вербное воскресенье. Пасха» Тема 6.5 «День весны и труда» Тема 6.6 День Победы Тема 10.1 «Минусинцы - защитники Отечества» | 8 | 1 1 1 1 1 1 | 1 1 | |||
МАЙ | |||||||
Раздел 10. «Этих дней не смолкнет» слава»
Раздел 11. Времена года. | Тема 10.2 «Юные защитники Родины Тема 10.3 «Памятники защитникам Отечества» Тема 10.5 «Ордена и медали» Тема 10.6 «Я поведу тебя в музей» Тема 10.7 «Этих дней не смолкнет» (итоговое занятие)
Тема 11.4. «Лето-краше тебя нету» | 8 | 1 1 1 | 1 1 1 1 1 | |||
ИТОГО | 72 | 23 | 49 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «С чего начинается Родина?» для детей 4-5 лет
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный в...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательной направленности «Моя Родина-Россия»
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я и моя Родина»
Программа патриотической направленности, расчитанная на три года обучения детей дошкольного возраста....
Знакомство дошкольников с малой родиной по средствам дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Белый медвежонок»
Знакомство дошкольников с малой родиной по средствам дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Белый медвежонок»...
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) Программа Туристско-краеведческой направленности «Моя родина, мой Абакан» Старшая группа
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) ПрограммаТуристско-краеведческой направленности «Моя родина, мой Абакан»Старшая группа...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа нравственно-патриотической направленности «С чего начинается Родина»
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программанравственно-патриотической направленности«С чего начинается Родина»...