Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) Программа Туристско-краеведческой направленности «Моя родина, мой Абакан» Старшая группа
проект (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_obr_kruzhok_gr.5.docx | 44.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая)
Программа
Туристско-краеведческой направленности
«Моя родина, мой Абакан»
Старшая группа
Содержание
- Целевой раздел………………………………………………………………………3
- Цели и задачи, принципы реализации программы…………………………3
- Планируемые результаты…………………………………………………….5
- Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по программе……………………………………………………………………..5
- Содержательный раздел…………………………………………………………….6
- Содержание образовательной деятельности по программе……………….6
- Образовательный модуль «Достопримечательности моего города».....7
- Образовательный модуль «Растительный и животный мир Хакасии»…………………………………………………………..………8
- Образовательный модуль «Моя Родина, мой Абакан»…………….…..9
- Взаимодействие педагогического коллектива с семьей…………………..10
- Формы, методы и средства реализации программы………………………11
- Организационный раздел…………………………………………………………..11
- Организационно-педагогические условия реализации программы………11
- Материально-техническое, методическое обеспечение…………………...12
- Учебный план………………………………………………………………...12
- Список литературы………………………………………………………………….14
- Целевой раздел
В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед отечественным дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к культуре и традициям своего народа, к традициям семьи, родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека – дошкольного образования.
Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта жизни в своем Отечестве, усвоение принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.
Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.
1.1. Цели и задачи программы:
Цель: Создание условий для развития интереса к изучению окружающего мира; воспитание чувства собственного достоинства, патриотических чувств через расширение представлений о социальной среде родного края, об истории и традициях Республики Хакасия, об окружающей природе и месте человека в ней.
Задачи:
- Создать условия для развития познавательного интереса к прошлому и настоящему родного города и республики, расширения представлений об истории родного края. Познакомить с основами краеведческой работы; прививать навыки исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками.
- Воспитывать уважения к историческому прошлому родного края, бережное отношение к памятникам истории и культуры.
- Расширять представления о природных богатствах Республики Хакасия, быте, традициях разных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.
- Обогатить знания дошкольников о городе Абакане, его истории, достопримечательностях, богатствах города, людях-тружениках.
- Способствовать развитию личности, социализации воспитанников, создать условия для проявления нравственно-патриотических качеств: гордость за родину, гуманизм, желание сохранять и приумножать богатства города, республики.
- Создать условия для самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля, для развития наблюдательности, инициативности, ответственности, активности, творческого начала.
- Взаимодействовать с семьями воспитанников в гражданско-патриотическом воспитании детей, в культурно-досуговой деятельности.
Принципы и подходы к формированию программы
- Доступность.
Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
- Непрерывность.
На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
- Научность.
Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
- Системность.
Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
- Преемственность.
Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
1.2. Планируемые результаты
Воспитанники будут знать:
- природные особенности своего края, особенности животного и растительного мира;
- название улиц;
- архитектурные, скульптурные памятники города;
- имена и достижения знаменитых земляков;
-достопримечательности Республики Хакасия;
-традиции, обычаи хакасского народа.
Будут сформированы общие учебные умения и личностные качества:
- развитая зрительная, слуховая и моторная память;
- устойчивость внимания, наблюдательность;
- любознательность;
- дружелюбие.
Результаты освоения программы сформулированы в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения освоения программы.
1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по программе
Планируемый результат
Воспитанники будут знать:
- Основные этапы истории города: возраст города, происхождение его названия, географическое положение, историю символики;
- природные особенности своего края, особенности животного и растительного мира;
- название улиц;
- правила поведения в общественных местах;
- архитектурные, скульптурные памятники города;
- имена и достижения знаменитых земляков;
- героев Великой Отечественной войны уроженцев Осташкова;
- промышленные предприятия города;
Будут сформированы общие учебные умения и личностные качества:
- развитая зрительная, слуховая и моторная память;
- устойчивость внимания, наблюдательность;
- любознательность;
- дружелюбие.
- Содержательный раздел
2.1. Содержание образовательной деятельности по программе
Задачи:
1.Создавать условия для формирования нравственной основы первоначальных чувств патриотизма как общечеловеческой ценности (любви к своей семье, детскому саду, родному краю, стране, окружающим).
2.Приобщать к прошлому и настоящему своей родины. Знакомить с символикой Республики Хакасия, родного города. Воспитывать чувство любви к своей «Малой родине», уважительное и доброжелательное отношение к другим национальностям. Формировать чувство патриотизма и любви к природе родного края. Знакомить с наиболее часто встречающимися растениями, животными, грибами, природными материалами. Продолжать формировать основы экологически грамотного поведения, экологической культуры.
3.Знакомить с культурными традициями своего края, с народным декоративно-прикладным искусством, формировать представления о художественных ремеслах.
4.Формировать представления о профессиях, профессиональных принадлежностях и занятиях людей.
Решение задач по реализации и освоению содержания регионального компонента осуществляется как в форме образовательной деятельности (часть занятия), так и в форме совместной деятельности при организации режимных моментов через интеграцию с задачами различных образовательных областей.
- Растения Республики Хакасия. Растения луга, леса, водоемов. Что нам дает тайга. Лекарственные растения. Растения, которые надо охранять. Съедобные и несъедобные грибы. Посадка цветов, кустарников на территории детского сада.
- Животные Республики Хакасия. Животные луга, леса, водоема. Редкие животные своего края. Виртуальные экскурсии.
- Полезные ископаемые Республики Хакасия. Добыча каменного угля.
- Воды Республики Хакасия. Знакомство с основными реками, озерами своей местности. Значение рек, водоемов в жизни людей.
- Карта. Ориентирование на местности с картой. Условные знаки карт. Знакомство с картой Республики Хакасия, города Абакана. Путешествия по карте.
- Охрана природы. Правила поведения в природе.
- Прошлое своего края. Моя родословная, история моей семьи. Знакомство с историей города Абакан, Республики Хакасия. Памятники.
- Народы Республики Хакасия. Знакомство с национальностями, проживающими на территории Республики Хакасия, знакомство с обычаями, обрядами, народными играми, музыкой, танцами. Фольклор. Народные праздники. Чтение легенд, сказок.
- Искусство. Культура. Знакомство с художниками, композиторами, писателями, поэтами Республики Хакасия.
2.1.1. Образовательный модуль «Достопримечательности Хакасии»
Цель: Создание условия для расширения знаний детей старшего дошкольного возраста о достопримечательностях Хакасии.
Задачи:
1. Дать детям знания из истории Хакасии: о украшениях хакасского народа. Обогащать словарный запас дошкольников. Формировать умение детей в составлении узора.
2. Прививать интерес к истории родного края. Развивать творческие способности детей. Продолжать развивать навыки декоративной лепки. Ориентировать детей в сферах человеческой деятельности: наука, искусство, культура.
3. Воспитывать любовь к малой родине – Хакасия. Содействовать эстетическому воспитанию дошкольников. Оказывать эмоциональное воздействие через тексты прозы и поэзии о Хакасии.
Учебно-тематический план модуля «Достопримечательности Хакасии»
№ | Тема занятия | Количество часов | Формы аттестации/контроля |
1 | «Моя родина Хакасия» | 1 | Просмотр презентации, беседа |
2 | Достопримечательности моего города | 1 | Просмотр фотоальбома, беседа |
3 | Река Абакан | 1 | Путешествие по карте |
4 | Абаканский зоопарк | 1 | Развлечение |
5 | Памятник в парке Победы | 1 | Просмотр презентации, беседа |
6 | Рассказы о горных и лесных духах | 1 | Хакасские легенды |
7 | Игрушки моего народа | 1 | Просмотр презентации, беседа, мастерская игрушек. |
8 | «Хакасский краеведческий музей» | 1 | Просмотр презентации, беседа |
9 | «Музей-заповедник Казановка» | 1 | Просмотр презентации, беседа |
10 | Люблю тебя, моя Хакасия | 1 | Выставка книг и фотографий |
11 | Создание папки «Достопримечательности Хакасии» | 1 | Создание папки, беседа |
Итого: | 11 |
- Образовательный модуль «Растительный и животный мир Хакассии»
Цель: Познакомить детей с заповедниками, памятниками природы своей территории, своей местности. Показать, что на ней ценного, что охраняется. Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям родного края.
Задачи:
- Расширить представление детей о родном крае.
- Продолжать знакомить детей с животными заповедника. Закрепить представления о многообразии животного мира Хакасии: виды растений и животных, обитающих на этих территориях.
- Сформировать у детей представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности:
познавательную;
творческую (художественно-эстетическую);
коммуникативную.
- Развить интерес к изучению родного края.
- Воспитывать чувство гордости за родную природу.
Учебно-тематический план модуля «Растительный и животный мир Хакассии»
№ | Тема занятия | Количество часов | Формы аттестации/контроля |
1 | «Береги природу» | 1 | Просмотр презентации, беседа |
2 | «Что это? Кто это?» | 1 | Просмотр презентации, беседа |
3 | «Кому нужна моя помощь» | 1 | Просмотр презентации, беседа |
4 | «Три мира. Птицы на бубне» | 1 | Рисование бубна |
5 | «Зеленые ладошки земли» | 1 | Десант чистоты и порядка в детском саду |
6 | «Священные птицы Хакаской земли» | 1 | Просмотр презентации, беседа |
7 | «Пещера 5-ти озер» | 1 | Просмотр презентации, беседа |
8 | «Медведь- любимый сказочный герой» | 1 | Просмотр презентации, беседа |
9 | «Красная книга Хакасии» | 1 | Просмотр презентации, беседа |
10 | «Курган «Барсучий лог» | 1 | Просмотр презентации, беседа |
11 | Создание папки «Заповедные зоны Хакасии» | 1 | Создание папки, беседа |
Итого: | 11 |
2.1.3. Образовательный модуль «Моя Родина, мой Абакан»
Цель: развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с традициями и обычаями хакасского народа.
Задачи:
1. Осваивать знания о культуре родного края;
2. Развивать творческое мышление, умение наблюдать, характеризовать, рассуждать, сопоставлять объекты родного края;
3. Формировать целостное понимание культуры родного края, стремление к позитивному этнокультурному взаимодействию.
Учебно-тематический план модуля «Моя Родина, мой Абакан»
№ | Тема занятия | Количество часов | Формы аттестации/контроля |
1 | «Кто живет, с нами рядом» | 1 | Виртуальные экскурсии, беседа, Знакомство с народами, проживающими в Хакасии. |
2 | «Символика, республики, города» | 1 | Игровая деятельность |
3 | «Мы, все такие разные» | 1 | Просмотр презентации, беседа, Конкурс рисунков. |
4 | «Традиционная одежда, вышивка» | 1 | Просмотр презентации, беседа. Художественно-творческая деятельность. |
5 | «Город, в котором, я живу» | 1 | Просмотр презентации, беседа |
6 | «Рождение города» | 1 | Беседа. Фотографии старого и нового города. |
7 | «История города в названиях улиц» | 1 | Презентация исследовательских семейных проектов |
8 | «Быт хакасского народа» | 1 | Просмотр презентации, беседа |
9 | «Культура хакасского народа» | 1 | Просмотр презентации, беседа |
10 | «Моя семья, моя радость» | 1 | Развлечение |
11 | Создание лепбука «Моя Родина, мой Абакан» | 2 | Создание лепбука, беседа |
Итого: | 12 |
2.2. Взаимодействие педагогического коллектива с семьей
Формы обучения: проведение занятий, организация выставок, проведение совместных мероприятий, использование коллективных форм труда, работа с родителями.
- ознакомление детей с устно - поэтическим творчеством хакасского народа; - ознакомление детей с традициями, обычаями и обрядами народов, живущих в Хакасии. Уточняя знания детей о национальных особенностях края, в дошкольном учреждении актуально проведение национальных праздников. |
Мы решили начать работу с самого близкого, родного и знакомого для ребёнка: со знакомства с его семьёй и параллельно с народной традиционной культурой Хакасии.
2.3. Формы, методы и средства реализации программы
Режимные моменты | Совместная деятельность с педагогом | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Напоминание. Объяснение. Наблюдение. Развивающие игры. Проблемные ситуации. Игровые упражнения
| Показ. Наблюдение. Беседа. Занятия. Игровые занятия. Игровые упражнения. Игры (дидактические, подвижные). Виртуальные экскурсии. Проектная деятельность. Конкурсы. Продуктивная деятельность. Проблемно-поисковые ситуации. Чтение литературы. | Игры (дидактические, развивающие, подвижные). Наблюдение. Продуктивная деятельность | Опрос. Анкетирование. Консультации. Коллекционирование (создание папок по модулям) Беседа. Совместная продуктивная деятельность. Выставки. Совместные виртуальные экскурсии. Совместная театрализованная деятельность. Конкурсы |
3. Организационный раздел
3.1. Организационно-педагогические условия реализации программы
- Создание условий для успешной социализации ребенка;
- учет уровня развития и воспитанности ребенка, организация воспитательного пространства в соответствии с этим уровнем;
- обогащение содержательной деятельности путем включения культурно-исторического, духовно-нравственного, социально-психологического и других компонентов;
- динамичность работы;
- учет возрастных и психолого-физиологических особенностей ребенка; - объединение усилий и координация деятельности семьи, социальных институтов воспитания; совершенствование знаний, умений и навыков речевой культуры; - становление высоконравственных, этических норм поведения.
Реализация Программы в соответствии с ФОП ДО осуществляется во второй половине дня, в совместной (партнерской) деятельности педагога с детьми, в самостоятельной деятельности детей и предполагает последовательное, систематическое и разностороннее взаимодействие дошкольников с окружающим миром на базе деятельностного подхода и эмоционального восприятия.
3.2. Материально-техническое, методическое обеспечение
Материально-технические условия реализации Программы соответствуют требованиям:
- определяемым в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
- определяемым в соответствии с правилами пожарной безопасности;
- к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
- оснащенности помещений развивающей предметно-пространственной средой;
- к материально-техническому обеспечению программы: учебно-методический комплект, оборудование, оснащение.
Учебный план
Направленность программы | Название программы | Возраст обучающихся | Количество Групп/подгрупп | Сроки реализации программы | Группа | Название модулей | Количество часов в неделе | Количество часов в год |
Туристическо-краеведческая | «Моя Родина, мой Абакан» | 5-6 лет | 2 | 1 год | №5 «Колокольчик» | «Достопримечательности моего города» | 1 | |
Туристическо-краеведческая | «Моя Родина, мой Абакан»» | 5-6 лет | 2 | «Растительный и животный мир Хакасии» | 1 | |||
Туристско-краеведческая | «Моя Родина, мой Абакан» | 5-6 лет | 2 | «Моя Родина» | 1 | |||
Итого | 1 | 34 |
Расписание дополнительных образовательных услуг Туристско-краеведческой направленности на 2023-2024 учебный год
Старшая группа «Колокольчик»
«Моя родина, мой Абакан» | |
д/недели | |
Понедельник | |
Вторник | |
Среда | |
Четверг | |
Пятница | 15.30-15.55 (25 мин.) первая подгруппа 16.00-16-25 (25 мин.) вторая подгруппа |
Список литературы
- Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. М.: Академия, 1998 – 160 с.
- Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. М.: АРКТИ, 2005 – 72 с.
- Асочакова Л.В., Климова В.Д. и др. Программа Хакасия – земля родная.
- Бутанаев В.Я., Верник А.А. Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии.
- Кызласов А.С., Тугужекова В.Н. Писатели и художники Хакасии.
- Кириченко И.И., Боргоякова Т.А. Приобщение детей к культуре хакасского народа.
- Золотая чаша - хакасские народные сказки и предания
- Трояков П.А. Мифы и легенды хакасов.
- Пер. Козловского Я. Мудрое слово/ хакасские пословицы, поговорки, загадки
- Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов.
- Дошкольное воспитание. №2,5 - 2006 г.
- Обруч. №6 - 2003 г, №5 – 2004 г.
- Ребенок в детском саду. №3, 6 – 2004 г., №5 – 2005 г., №2, 3 – 2006 г.
- Управление образования в ДОУ. №4 – 2004 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому направлению для детей дошкольного возраста (5-7 лет)
Данная программа направлена на художественно – эстетическое развитие обучающихся. Раннее приобщение детей к изобразительному и декоративно-прикладному искусству формирует их мировоззрение, нравс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка социально – педагогической направленности "ЮНЫЙ ЭКОЛОГ"
laquo;Юный эколог» — это рабочая программа, которая имеет эколого-биологическую направленность. Она составлена в соответствии с требованиями нормативных документов:Федеральный закон от 29...
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Декоративные растения естественнонаучной направленности для обучающихся 6-7 лет
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программаДекоративные растенияестественнонаучной направленностидля обучающихся 6-7 лет ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа программа социально-педагогической направленности «Мой Урал» для детей старшего дошкольного возраста (5-7лет) срок реализации 1 год
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувстви...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа программа социально-педагогической направленности «Мой Урал» для детей старшего дошкольного возраста (5-7лет) срок реализации 1 год
Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувстви...