Рабочая программа информационно-просветительских бесед патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном»
рабочая программа (подготовительная группа)
Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста патриотических отношений и чувств к своей семье, городу, к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razgovor_o_vazhnom_6-7_let_-_kopiya.docx | 28.7 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
информационно-просветительских бесед
патриотической, нравственной и экологической направленности
«Разговоры о важном»
Возраст детей: 6-7 лет
Срок реализации: 2024-2025 уч.год
Пояснительная записка
Детство – это каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота настоящего человека, величие и ни с чем несравнимая красота Отечества. Детство – ответственный этап в становлении личности. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма.
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальной. Ребенок не рождается патриотом, он им становится. Воспитание патриотизма это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознании ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребенку о родной стране, своих предках, наивно думая, что маленький ребенок ничего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного образования в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
Воспитание чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье, краю, в котором живешь - все это служит фундаментом для формирования чувства любви к своей Родине. Совершенствование детей дошкольного возраста по данному направлению невозможно без приобщения его к истории своего города, родного края и России в целом. Знакомство с родным городом и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительных результатов можно достичь только систематической работой, и эта работа должна проходить в основном вне занятий.
Рабочая программа разработана на основе программы Н.Г. Зеленовой, Л.Е. Осиповой «Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников» и Образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 255 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей» и отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и возрастным особенностям детей и Федеральной образовательной программы дошкольного образования.
Программа курса реализуется в нерегламентированной деятельности по понедельникам. Она позволяет на практике соединить образовательную и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка.
Цель:
- создание условий для формирования у детей дошкольного возраста патриотических отношений и чувств к своей семье, городу, к природе, культуре на основе историко-национальных и природных особенностей родного края.
Задачи:
- развитие у детей патриотических отношений и чувств к своей семье, городу, стране, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края;
- формирование чувства национальной гордости, гражданского достоинства;
- воспитание чувства собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родной страны, толерантного отношения к представителям других национальностей, любви к Отечеству, своему народу, готовности к его защите; освоение ребенком общечеловеческих ценностей — культурных, моральных, социальных.
Содержание тематического планирования материала
Тематическое планирование способствует эффективному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, помогает им устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями. Все предлагаемые темы связаны между собой логически и вместе представляют целостную картину сведений о России.
Родная семья. Мир ребенка начинается с его семьи, впервые он осознает себя человеком — членом семейного сообщества. В рамках этого блока дети средней группы получают знания о своем ближайшем окружении, семье, у них воспитывается гуманное отношение к своим близким, уточняются представления детей о занятиях, именах близких людей, семейных историях, традициях.
Родной город. Дети получают краеведческие сведения о родном городе (районе, селе), об истории его возникновения, о его достопримечательностях, промышленности, видах транспорта, городских зданиях и учреждениях, трудовой деятельности людей, деятелях культуры, знаменитых земляках. Воспитывается гордость за свою малую родину, желание сделать ее лучше.
Родная природа. Любовь к родной природе — одно из проявлений патриотизма. При ознакомлении с родной природой дети средней группы получают сначала элементарные сведения о природе участка детского сада, затем краеведческие сведения о природе и, наконец, в старшей и подготовительной группах — общие географические сведения о России, природе родного края, реках, растениях, лекарственных травах, животном мире. Воспитывается умение эстетически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно, желание больше узнать о родной природе.
Родная страна. На занятиях этого блока дети получают географические сведения о территории России, в средней группе знакомятся с государственными символами России: герб, флаг, гимн. В старшей и подготовительной группах расширяют представление о значении государственных символов России. Воспитывается уважительное отношение к гербу, флагу, гимну РФ. Дети знакомятся со столицей нашей Родины — Москвой и другими городами России, знаменитыми россиянами. Формируются представления о том, что Россия — многонациональная страна с самобытными, равноправными культурами, формируются основы гражданско-патриотических чувств: любовь, гордость и уважение к своей стране, ее культуре, осознание личной причастности к жизни Родины.
Родная культура. Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям и традициям русского народа. На занятиях этого блока дети знакомятся с устным народным творчеством: сказками, былинами, потешками, праздниками и обрядами, народным декоративно-прикладным искусством. Педагоги формируют у детей общее представление о народной культуре, ее богатстве и красоте, учат детей любить и ценить народную мудрость, гармонию жизни.
Результаты освоения курса
В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине — России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям.
В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.
В сфере физического воспитания: формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям.
В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Тематическое планирование
информационно-просветительских бесед
патриотической, нравственной и экологической направленности
«Разговоры о важном»
Дата | Тема | Цель |
02.09.2024 | «День знаний» | Показать детям общественную значимость праздника – День знаний. Формировать положительную мотивацию к учебной деятельности. |
16.09.2024 | «Наша страна – Россия» | Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия». |
09.09.2024 | «Символы России» | Познакомить детей с символами России. Воспитывать уважение к символам государства (герб, флаг, гимн), знакомство с гербом, правилами его составления. |
23.09.2024 | «День воспитателя и дошкольного работника» | Познакомить детей с праздником – С Днем Дошкольного работника. Познакомить, расширить и обобщить знания детей о профессиях дошкольного учреждения, изучить их особенности. |
30.09.2024 | «День пожилых людей» | Показать важность присутствия бабушки и дедушки в семье, их значимость в воспитании внуков. Воспитывать у детей любовь и уважение к пожилым людям. |
07.10.2024 | «Родной город» | Закрепить у детей название родного города, знание домашнего адреса, реки; формировать патриотические чувства, познакомить с достопримечательностями родного города, связанными с детским отдыхом: набережная, цирк, театр кукол, Роев Ручей и т.д. |
14.10.2024 | «Многонациональная Родина» | Формировать представление о том, что в родном городе дружно живут люди разных национальностей. Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей. Формировать понимание того, что все люди одинаковы и равны. |
21.10.2024 | Разноцветные люди | Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей к людям разных национальностей. Развивать коммуникативные способности, продолжать формировать у детей представление о мире и разных странах, о детях, населяющих эти страны, об их общности и различиях. Доказать сходство всех детей в мире независимо от их национальности |
28.10.2024 | «День народного единства» | Сформировать у детей первоначальные сведения о государственном празднике «День народного единства» (4 ноября). Вызвать у детей интерес к изучению истории России; – создать образовательную среду, направленную на формирование у школьников чувства гордости за победы российского народа. |
11.11.2024 | «Богатыри земли русской» | Познакомить с русскими былинными богатырями (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Микула Кожемяка), с тем, как наши предки защищали свою Родину. Воспитывать чувство восхищения подвигами русских богатырей. |
18.11.2024 | «Климатические зоны России» | Обобщить знания детей о климатических зонах Российской Федерации. Воспитывать чувство гордости за необъятные просторы нашей Родины. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы. |
25.11.2024 | «Мама – главное слово в каждой судьбе» | Воспитывать любовь, благодарность, заботливое отношение к матери, формировать уважение к семейным ценностям. |
02.12.2024 | «Я и моя семья» | Уточнить и обобщить знания детей о семье. Формировать чувство принадлежности к своей семье, видеть себя как её неотъемлемую часть. Расширять представления об основах нравственности во взаимоотношениях с родителями. Воспитывать бережное отношение к семейным ценностям и традициям. |
09.12.2024 | «Мы разные, мы вместе» | Показать детям многообразие и единство народов Российской Федерации, формировать потребность знакомиться с особенностями разных регионов нашей страны, подвести к осознанию, что узнавать новое о своей Родине, путешествовать по России очень интересно и увлекательно. |
16.12.2024 | «Что значит быть гражданином? Права и обязанности гражданина РФ» | Уточнить представления детей о России как о родной стране. Воспитывать гражданско-патриотические чувства, уважение к государственным символам России. Объяснить понятия «гражданство», «гражданин» |
23.12.2024 | «Дети и родители» | Формировать представление о значении семьи в жизни ребенка и о семейных традициях. Знакомить с особенностями и трудностями детей, живущих вне семьи. Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому. |
28.12.2024 | «Новый год – семейный праздник» | Формировать у детей представление о Новом годе как семейном празднике. Развивать в детях чувство семейной сплочённости и желание активно проводить праздники. |
13.01.2025 | «Что такое заповедник?» | Познакомить детей с назначением природных заповедников, «Красной книги». Воспитывать бережное отношение к природе, патриотические чувства. |
20.01.2025 | «Флора и фауна родного края» | Уточнить представления детей о животном и растительном мире родного края. |
27.01.2025 | «Знаменитые земляки» | Познакомить детей со знаменитыми земляками, людьми, которые своим трудом способствуют процветанию города, |
03.02.2025 | «Знаменитые россияне» | Познакомить детей со знаменитыми россиянами, своими делами и подвигами, прославившими страну. Сформировать понимание значимости их деятельности для страны. |
10.02.2025 | «Знаменитые спортсмены России» | Познакомить детей со знаменитыми российскими спортсменами в разных видах спорта. Формировать уважительное отношение к их спортивным достижениям. |
17.02.2025 | «День защитника Отечества» | Формировать чувство уважения к Вооружённым силам России, к подвигу наших соотечественников по защите Родины. |
03.03.2025 | «Мамин праздник» | Воспитывать добрые, нежные чувства к своим мамам, познакомить детей с женщинами, в разные годы прославившими нашу страну в области искусства, науки, спорта, космонавтики. |
17.03.2025 | «День труда. Мир профессий» | Расширять представление детей о значении труда в жизни общества, о профессиях; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий и результатам их труда. |
24.03.2025 | «Мы идем в театр» | Расширять представления о театре: его видах, театральных профессиях, театральной терминологии, театральной инфраструктуре города Красноярска. |
31.03.2025 | «Правила, по которым мы живем» | Формировать умения и навыки поведения в обществе; воспитывать осознанное отношение к нормам и правилам. |
07.04.2025 | «День космонавтики. Мы первые!» | Воспитание у детей интереса к достижениям нашей страны в области космических исследований, формирование интереса к областям знаний, связанных с космосом (космонавтике, астрономии), понимания значимости труда людей, связанных с изучением космоса. |
14.04.2025 | «Правила по которым мы живем» | Формировать умения и навыки поведения в обществе; воспитывать осознанное отношение к нормам и правилам. |
21.04.2025 | «День Земли» | Закрепить понимание того, что природа – наш общий дом, сформировать представление о взаимодействии живой и неживой природы, подвести к пониманию необходимости любить и беречь природу. |
28.04.2025 | «Россия – здоровая держава» | Формировать первоначальные представления о ценности здорового образа жизни, способствовать становлению полезных привычек в повседневной жизни, воспитывать ответственное отношение к собственному здоровью. |
05.05.2025 | «День Победы» | Обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать патриотические чувства. |
12.05.2025 | «Юные герои войны» | На примерах подвигов героев-школьников рассказать детям о войне с фашизмом; воспитывать чувство патриотизма, стремление быть похожими на таких героев. |
19.05.2025 | «Голубые реки России» | Познакомить детей с названиями крупных рек России: Енисей, Лена, Волга, Обь, Ангара. Формировать понимание значения воды для жизни всего живого. Побуждать бережно относиться к природным богатствам России. |
26.05.2025 | «Страна вежливости» | Учить детей уместно, в зависимости от ситуации, употреблять вежливые слова приветствия, обучать общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу. |
27.05.2024 | «Про счастье» | Расширять представление детей о счастье, обучать навыкам позитивного восприятия мира. Воспитывать чувство взаимоуважения друг к другу, стремление к совершению добрых поступков. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Формирование элементарных математических представлений» для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой). Средняя группа (4-5 лет).
Рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. Содержание программы по разделу "Формирование элементарных математических представлений" включает всебя темы занятий н...
Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми по экологическому воспитанию «Экологическое лукошко»
Программа расчитана на детей от 5 до 7 лет....
Рабочая программа кружка «Солнышко» (фольклорно-патриотическое направление)
В основу данной программы заложена программа О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»...
Рабочая программа по реализации образовательных областей в группе комбинированной направленности № 10 «Мальвина» старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) с интеграцией детей с ТНР Срок реализации Программы: 1 год
Рабочая программа по реализации образовательных областей в группе комбинированной направленности № 10 «Мальвина» старшего дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) с интеграци...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательной деятельности в средней группе «Весельчаки» общеобразовательной направленности на 2021-2022 учебный год составлена на основе инновационной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н.Е. Вераксы,
Рабочая программа в средней группе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 2 младшей группы (3-4 года) Общеразвивающей направленности «Колобок» составлена на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комар
Целью Программы является — создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком 3-4 лет дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие пс...