Рабочая программа кружка «Солнышко» (фольклорно-патриотическое направление)
рабочая программа (старшая группа) на тему
В основу данной программы заложена программа О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_2018_shishkina.docx | 36.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Солнышко»
«Согласовано»Старший воспитательМБДОУ детский сад «Солнышко»___________А. В. Щербинина«______» ______________2018 г. | «Утверждаю»Заведующая МБДОУ детский сад «Солнышко»_____________Ю. В. Сорока«______»____________2018г. |
Рабочая программа кружка
«Солнышко»
(фольклорно-патриотическое направление)
Руководитель: С. А. Шишкина
с. Каратузское
2018-2019 учебный год
I. Пояснительная записка.
В основу данной программы заложена программа О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.
Россия – родина для многих. Но для того чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свой собственные.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Данная программа нацелена на приобщение воспитанников к ценностям национальной культуры, знакомство с народными традициями и обычаями русского народа, с сокровищами устного народного творчества, традициями декоративно-прикладного искусства и промыслами народных умельцев. Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с русским народным творчеством и культурой. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень материалов, необходимых для занятий.
Актуальность разработки программы.
Приобщение детей к традициям своего народа, к культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемы. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений
Народная культура - это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования. Это мировоззренческие, нравственные и этические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.
Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния региональной народной художественной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Обращение к фольклору в современном дошкольном воспитании и актуально, и естественно. Игровые, художественно-образные формы взаимодействия взрослых с малышами и детей друг с другом, запечатленные в жанрах фольклора, близки детскому восприятию, доступны переживанию в детском возрасте, соответствуют психике ребенка, отвечают его возможностям и потребностям. Традиционная празднично-обрядовая культура представляет поистине уникальные возможности для ее реализации. Общество без традиций также невозможно как общество без культуры. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня, не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше, как образно говорит наш народ: «С молоком матери» ребёнок должен впитывать культуру своего народа через колыбельные песни, частушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения декоративно-прикладного искусства. Только в этом случае народное искусство оставит в душе ребёнка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.
Исходя из вышеизложенного, для парциальной программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» были выбраны следующие приоритеты:
- Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребёнка, воспитывающие в нём чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они –часть великого русского народа.
- Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.п.)
- Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.
- Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью. Обобщая сказанное, можно заключить, что
Образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра. Именно такой представляется нам стратегия развития личностной культуры ребёнка как основы его любви к Родине. Темы занятий программы дают воспитанникам более целостное представление об особенностях быта русского народа, его всестороннего таланта, трудолюбия. Дети знакомятся шире с народными промыслами России, символикой русского декоративного искусства и её значением. Особенно ценны для применения на занятиях образцы детского фольклора: это игры, песни, хороводы, некоторые календарные обряды, которые были забыты взрослыми.
В программе предусматривается поэтапное знакомство детей с фольклором, предметами обихода, декоративно-прикладным искусством. Учебный материал, распределен в определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание. Материал расположен от простого к сложному. Программа рассчитана на детей с 3 до 7 лет, опирается на культурные традиции и инновационную направленность.
2. Цель программы
- приобщение детей ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра;
- знакомство детей с бытом, традициями, искусством и фольклором русского народа ;
- формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей.
Старший возраст
Задачи программы:
1.Обучающие:
- познакомить детей с историческим прошлым и традициями русского народа, с предметами русского быта и их назначением;
- пробудить интерес к русской народной культуре;
- дать представления о разнообразных древних ремеслах;
- познакомить с материалами, орудиями и результатами труда мастеров;
- познакомить с русским народным творчеством (игры, хороводы, колядки, песни и др.) ;
- формировать навыки самостоятельной творческой, изобразительной, конструктивной деятельности.
2. Развивающие:
- развивать творческие способности, речевую активность детей средствами фольклора;
- развивать устойчивый интерес к художественным произведениям и декоративно - прикладному искусству;
- способствовать развитию у детей логического мышления, наблюдательности, внимания, воображения, фантазии, творческой инициативы;
- развивать нравственно-патриотические и духовные качества детей;
- развивать двигательную активность, укрепление здоровья, ЗОЖ.
3. Воспитательные:
- прививать любовь и бережное отношение к родному краю, в котором живёшь, сохранение духовной культуры;
- сформировать умение находить прекрасное в народном творчестве; ➢ воспитывать у детей патриотические чувства и духовность;
- содействовать сближению поколений.
II. Организационно-методическое обеспечение.
1.Возраст детей, сроки реализации, наполняемость группы.
- Формы и количество занятий:
Занятия проходят 4 раз в месяц во второй половине дня в течение учебного года.
Занятия проводятся с детьми группы «Почемучки». Кружок «Солнышко» посещают дети 5-7 лет: старшей группы - 4 раза в месяц во вторую половину дня; подготовительной группы – 4 раза в месяц во вторую половину дня.
старшей группе - 25 минут
в подготовительной группе - 30 минут
2. Формы и методы, используемые в работе по программе.
Методы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством. Словесные методы:
- рассказ, беседа о народных обычаях и традициях;
- вопросы, разъяснения, заучивание потешек, прибауток, закличек;
- использование пословиц, загадок, поговорок, чтение художественной литературы;
- интеллектуальные и дидактические игры.
- Наглядные методы:
- использование экспонатов, подлинных вещей;
- просмотр фотографий, видеофильмов, картин, рисунков, макетов о русском быте.
Практические методы:
- использование русских народных песен и танцев;
- проведение русских народных игр;
- использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;
- применение игрушек и изделий народных промыслов;
- представление кукольного театра;
- разыгрывание сценок и эпизодов сказок;
- самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения.
- Формы работы с детьми. ➢ беседы;
- занятия на основе метода интеграции;
- рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
- выставки в мини-музее предметов обихода, изделий русского декоративно-прикладного искусства;
- дидактические игры;
- работа с различными художественными материалами;
- развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
- заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
- использование народных игр, в том числе хороводов.
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей: 1. Музыкальное развитие (разучивание образцов русского народного искусства, хороводов).
- Физическое развитие (комплекс активных игр).
- Изобразительная деятельность (аппликации, лепка, рисование, изготовление поделок).
- Художественная деятельность (чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений художественной литературы).
Предполагаемые результаты:
Старшая и подготовительная группы.
Использование в активной речи потешек, пестушек, прибауток, пословиц и поговорок, загадок, считалок, дразнилок, образных выражений.
- знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными предметами и делать соответствующие умозаключения.
- знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
- принимает осмысленное и активное участие в русских народных праздниках.
- знание и умение называть народных праздников и умеет объяснять, что это за праздник и когда он бывает.
- умеет играть в подвижные и хороводные народные игры.
- знает историю русского народного костюма, различает головные уборы (женские, девичьи, мужские).
- имеет представление о народных промыслах (Хохлома, Городец, Гжель, Дымка).
- имеет практические навыки в работе с тестом, с тканью. В украшении головных уборов тесьмой, бусинками и другими деталями, изготовлении тряпичных кукол.
- умеет отличать архитектурные сооружения древней Руси от современных построек .
Тематическое планирование включает в себя проведение интегрированных занятий с изучением следующих разделов:
1. Устный фольклор
Простейшие детские стихи, пестушки, считалки, положены в основу «ритмического настроя», с которого начинается каждое занятие, а также и в основу «пальчиковых игр», которые развивают у ребёнка свободу движений, образное мышление, память, внимание и речь. Сюда включены сказки, прибаутки, загадки.
2. Этнографические сведения
Имеют большое образовательное и воспитательное значение. Это беседы о традиционном быте народа и его исторических изменениях, праздниках, о значении в жизни декоративно – прикладного искусства.
3. Игры
Это важнейший компонент, воспитывающий наших детей. В этот раздел входят музыкальные, спортивные и драматические игры.
4. Фольклорный театр
Наряду с народными праздниками, это наиболее сильное средство для того, чтобы ребёнок почувствовал себя в той культуре, в которую его погружают на занятиях русского фольклора. Разыгрывая простейшие сцены, дети получают возможность попробовать себя в различных ролях.
4.Праздники – это самая яркая собирательная часть фольклора, в которой находят своё применение очень многие сферы фольклорного творчества народа. Здесь предполагается знакомство с календарными, трудовыми и русскими праздниками, включая подготовку и проведение таких праздников, как «Рождество», «Святки», «Троица», «Масленица».
5. Творческая мастерская
«Виды декоративной росписи в технике Папье -маше»
На протяжении всех занятий дети знакомятся с произведениями живописи, народного декоративно-прикладного искусства, изучают русские традиции развития промыслов и ремесел, знакомятся с различными видами декоративной росписи.
В процессе работы раскрываются индивидуальные и творческие способности детей.
III. Учебно-тематическое планирование.
Тематический годовой план занятий кружка по приобщению детей к истокам русской народной культуры
«Солнышко»
Старшая группа
Месяц/ Неделя | Тема занятия | Содержание |
Сентябрь 1 неделя | «Что летом родиться – зимой пригодится» | Беседа о лете. Народные приметы, пословицы, поговорки о лете. Загадки о летних явлениях. |
2 неделя | «Гуляй, да присматривайся» | Рассказ о первом осеннем |
месяце, его приметах. Дидактическая игра «с какого дерева детки». Песенка –попевка «Восенушка – осень». | ||
3 неделя | «Хлеб-всему голова» | Беседа с детьми «Откуда хлеб пришел» знакомство со старинными орудиями труда серпом и цепом. Пословицы и поговорки о хлебе. |
4 неделя | «Октябрь пахнет капустой» | Беседа о характерных явлениях октября, народных обычаях и праздниках. (Покров, Сергиев день). Знакомство с предметами обихода - деревянным корытцем, тяпкой. Песенка – попевка «Восенушка – осень». |
Октябрь 1 неделя | «Зайчишка - трусишка» | Знакомство со сказкой «Заяц – хваста» . Разучивание потешки «Зайчишка-трусишка». |
2 неделя | «У страза глаза велики» | Беседа о страхе. Знакомство со сказкой «У страха глаза велики». |
3 неделя | «Друг за дружку держаться - ничего не бояться» | Знакомство со сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный». |
4 неделя | «Знаешь ли ты сказки?» | Литературная викторина по сказкам «Крылатый, мохнатый да масляный», «Заяц Хваста», «У страха глаза велики». |
Ноябрь 1 неделя | Гончарные мастеровые | Дидактическая игра «Что как называется?» Рассказ о гончарном промысле. Знакомство со сказкой «Лиса и кувшин» |
2 неделя | Дикие животные | Знакомство со сказкой «Лиса и рак». Разучивание песенки- потешки о лисе. Беседа о диких животных с использованием загадок о них. |
3 неделя | «Что нам осень принесла?» | Беседа об осени с использованием соответствующих народных примет, песенок, загадок, пословиц. |
4 неделя | «Здравствуй, Зимушка – | Беседа о характерных признаках |
зима!» | декабря с использованием соответствующих загадок, пословиц, поговорок. Разучивание заклички «Ты, Мороз, Мороз, Мороз». | |
Декабрь 1 неделя | «Проказы старухи зимы» | Загадывание загадок о зиме. Повторение заклички «Ты, Мороз, Мороз, Мороз». Знакомство со сказкой К.Д. Ушинского «Проказы старухи зимы». |
2 неделя | «Лиса- обманщица» | Викторина по сказкам. Разыгрывание сюжета сказки «Лисичка – сестричка и серый волк» |
3 неделя | «Пришла Коляда – отворяй ворота!» | Рассказ о рождественских праздниках и колядовании. Разучивание колядок. |
4 неделя | «С Новым годом со всем родом» | Рассказ о традициях празднования Нового года. Пение колядок. |
Январь 1 неделя | «Гуляй, да присматривайся» | Беседа о характерных особенностях января. Знакомство со сказкой «Морозко» |
2 неделя | «Хорош город Городец» | Рассказ о городе Городце и городецкой росписи. Пение частушек. |
3 неделя | Городецкая роспись | Продолжение рассказа о Городецкой росписи. Составление узоров из готовых форм. Повторение пословиц и поговорок о мастерстве. |
4 неделя | «Гуляй, да присматривайся» | Беседа о характерных особенностях января и февраля. Знакомство со сказкой «Два Мороза» |
Февраль 1 неделя | Сказка для Кузи | Самостоятельное рассказывание детьми сказок. Словесная игра «Аюшки» |
2 неделя | Письмо Нафане | Составление детьми письма Нафане - другу домовенка Кузи. Знакомство с обрядовыми песнями, посвященными Масленице. |
3 неделя | «Ой ты, Масленица!» | Рассказ о масленице. Пение обрядовых песен. |
4 неделя | «Нет милее дружка, чем родная матушка» | Беседа о маме. Изготовление поделки в подарок маме. |
Март 1 неделя | «Мудрённому и счастье к лицу» | Знакомство со сказкой «Семилетка». Загадывание загадок. |
2 неделя | «Гуляй, да присматривайся!» | Беседа о характерных признаках начала весны. Разучивание заклички о весне «Жаворонки, прилетите». |
3 неделя | «Весна, весна, поди сюда!» | Пение закличек о весне, Словесное упражнение «Какие краски и для чего нужны весне». |
4 неделя | «Шутку шутить – людей насмешить» | Знакомство с потешным фольклором. Составление детьми потешного рассказа. Загадывание загадок о весенних явлениях. |
Апрель 1 неделя | «Небылица в лицах, небывальщина» | Знакомство с русскими народными небылицами. Самостоятельное придумывание детьми небылиц. |
2 неделя | «Красная горка» | Знакомство с традициями народных гуляний на пасхальной неделе. Словесные игры. Пение частушек.ой «Под кустом». |
3 неделя | «Апрель ленивого не любит, проворного голубит»
| Рассказ о весенних полевых работах. Самостоятельный посев детьми семян. |
4 неделя | «Весна красна цветами»
| Повторение закличек, песенок, пословиц о весне. Отгадывание загадок. Знакомство со сказкой Н.Павлов «Под кустом». |
Май 1 неделя | «Победа в воздухе не вьется, а руками достается» | Рассказ о воинах –защитниках Отечества. Знакомство со сказкой «Каша из топора» |
2 неделя | «Вершки да корешки» | Знакомство со сказкой «Мужик и Медведь» Загадывание загадок детьми. |
3 неделя | «А за ним такая гладь- ни морщинки не видать» | Знакомство детей с различными способами глажения белья. Загадывание загадок о предметах обихода. |
4 неделя | Закрепление изученного материала | Словесные народные игры. |
Рассказывание докучных сказок. Выпекание пирога и пение частушек. |
I V.Список использованных источников.
Литература:
- Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Деиство-Пресс, 2010. – 304с. : ил.
- Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий м сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт. -сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маркеева, О. Н. Корепанова и др. – 3-е изд., перераб. и дополн. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 400с., ил.
Знакомство детей с народными календарно-обрядовыми праздниками
Тема занятия | Содержание | Возрастная группа |
Зимние Святки | Рассказ о зимних праздниках, которые отмечают в период зимних Святок (Рождество, Новый год) | Средняя, старшая |
Знакомство детей | Занятие1. Рассказ о рождественских песнях – | Старшая |
с рождественскими колядками и новогодними песнями | колядках. Проведение русской народной игры «Скакалка»
Занятие 2. Рассказ об обычае на святки рядиться, чтобы изменить свою внешность. Пение колядок. Проведение русской народной игры «Прялица»
Занятие 3. Рассказ о новогодних песнях – «овсенях» | |
«Пришла Коляда отворяй ворота» | Разыгрывание сценок колядования. Рассказ об обычае колядования. Загадывание загадок. Проведение русских народных игр «Бабка Ежка», «Прялица», «Башмачник» | Средняя, старшая |
Масленица | Рассказ о Масленице. Проведение русских народных игр «Горшки», «Гори, гори ясно» | Средняя, старшая |
Знакомство детей с масленичными песнями | Занятие 1. Рассказ о праздновании первых двух дней Масленицы и пение песен, исполняемых в эти дни.
Занятие 2. Рассказ о праздновании остальных дней Масленицы. Пение песен этих дней. Проведение русских народных игр «Горелки», «Гори, гори ясно» | Средняя, старшая |
«Алексей - с гор потоки» | Рассказ о празднике «Алексей - с гор потоки». Проведение русских народных игр «Гуськи», «Ручеек», «Кораблики». Рассказывание докучных сказок, дразнилок. | Старшая
|
«Вербное воскресенье» | Рассказ о празднике «Вербное воскресенье» и о вербе. Проведение русских народных игр «Верба- вербочка», «Заря - зарница». Представление кукольного спектакля «Петрушка и солдат». Исполнение песенки «Солнышко» | Средняя, старшая |
Пасха | Занятие 1. Рассказ о праздновании Пасхи. Пение пасхальных песен этих дней. Проведение русских народных игр «Верба- вербочка», «Солнышко-ведрышко» | Средняя, старшая |
Занятие 2. Рассказ о традиции обмениваться яйцами на Пасху, о значении этого действа, о праздновании последнего дня пасхальной недели _ Красной горки. Проведение русских народных игр с яйцами и «Прялица» |
| |
Троица | Рассказ о праздновании Троицы, об обрядах «завивания» березки, «кумления», «проводов русалок». Проведение русской народной игры «Венок», «В кресты», хоровода «Во поле березонька стояла». Исполнение песни «Березынька» |
Средняя, старшая |
Семенов день | Рассказ о праздновании Семенова дня, о народных приметах и обычаях, с ним связанных. Отгадывание загадок, проведение русских народных игр «Муха «Карусель». Исполнение песни «Комарочек» | Старшая
|
Покров | Рассказ о празднике Покров, о народных приметах и обычаях, с ним связанных. Отгадывание загадок, проведение русских народных игр «В углы», «Карусель». Исполнение песни «Я по рыночку ходила» | Средняя, старшая |
«Кузьминки - об осени поминки» | Рассказ о народных обычаях и приметах, связанных с днем Кузьмы и Демьяна. Разыгрывание содержания песен «Во кузнице», «Ай, тари, тари, тари». Исполнение плясок, загадывание загадок. | Средняя, старшая |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по реализации художественно-эстетического направления
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Ромашка» Рассмотрена и рекомендована к утверждению педагогическим советом № 1«30» августа 2012 г....
Рабочая программа по реализации художественно-эстетического направления
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Ромашка» Рассмотрена и рекомендована к утверждению педагогическим советом № 1«30» августа 2012 г....
Рабочая программа дополнительного образования естественно – научного направления «Наша Вселенная»
Использование астрономического материала в дошкольной подготовке детей улучшает процесс элементарного естественно-математического образования и способствует формированию умения ориентироваться в ценно...
Рабочая программа педагога средней группы общеразвивающей направленности на 2018 - 2019 уч. год (по программе "Тропинки")
Нормативный документ...
Рабочая программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности «Приключения кляксы» Программа предназначена для детей 5-7 лет
Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. В нетрадиционном рисовании нет правильных или неправ...
Рабочая программа группы группы № 12 общеразвивающей направленности для детей 4 - го года жизни разработанная в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учётом основной образовательной программы дошкольного образования
Рабочая программа группы группы № 12 общеразвивающей направленности для детей 4 - го года жизни разработанная в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учётом основной образовательн...
Рабочая программа воспитания группы№4 общеразвивающей направленности детей 6 - го года жизни разработана в соответствии с ФГОС дошкольного образования и с учётом основной образовательной программы дошкольного образов
Программа воспитания является компонентом основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ДО). В связи с этим структура Программы воспитания включает три раздела – целе...