Проект «С любовью к природе моей Родины»
проект (младшая группа)
В предметное окружение ребенка входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с явлениями неживой природы, растениями, животными неизбежен – это естественный процесс познания и приобретения социального опыта.
Многогранный мир природы пробуждает у детей любознательность и интерес. Дети задают много вопросов о мире природы и должны получать ответы, которые направлены на уяснение связей, отношений между предметами и явлениями, на систематизацию представлений о живых и неживых объектах.
Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера поведения взрослых. Поэтому воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_s_lyubovyu_k_prirode_moey_rodiny.docx | 25.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«С любовью к природе моей Родины»
в первой младшей группе
Руководитель проекта:
Шульгина Елена Борисовна
Софрино
2024 г.
Срок реализации проекта: 4 месяца
Участники проекта: дети, педагог и родители.
Возраст участников проекта: дети младшего дошкольного возраста.
Вид проекта: информационно-творческий
Цели:
- Формирование системы элементарных научных и экологических знаний детей о природе родного края.
- Создание условий для воспитания осознанного, бережного отношения к земле и воде как источников жизни и здоровья человека.
- Активизация познавательной деятельности участников проекта.
- Научить детей с помощью взрослых находить полезную информацию о живых объектах природы.
- Научить детей использовать полученные знания на практике во время экспериментальной деятельности.
- Воспитание эмоционального отклика во время наблюдений и экскурсий, бережного отношения к природному миру.
Задачи:
- Привить детям интерес к своей малой Родине и формировать бережное отношение к природе своего края
- Развивать познавательный интерес и речевую деятельность детей в процессе совместной деятельности.
- Расширять представление детей о различных природных объектах: животных, растениях, явлениях погоды.
- Приобщать детей к выполнению правил безопасного поведения человека в окружающей природе.
- Воспитывать у детей желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезным окружающим.
- Учить детей коммуникативному общению с детьми и взрослыми.
- Формировать у детей эстетическое отношение к явлениям живой природы.
Интеграция областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Актуальность проекта:
В предметное окружение ребенка входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с явлениями неживой природы, растениями, животными неизбежен – это естественный процесс познания и приобретения социального опыта.
Многогранный мир природы пробуждает у детей любознательность и интерес. Дети задают много вопросов о мире природы и должны получать ответы, которые направлены на уяснение связей, отношений между предметами и явлениями, на систематизацию представлений о живых и неживых объектах.
Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера поведения взрослых. Поэтому воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи.
Идеи проекта:
Вся деятельность направлена на:
- подведение детей к пониманию основ экологического воспитания;
- соблюдение основных норм поведения в природе;
- формирование умения находить причинно-следственные связи.
Непосредственно образовательная деятельность:
- Совместная деятельность взрослого и ребенка.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Экскурсии и наблюдения.
- Чтение художественной литературы.
- Изобразительная деятельность.
Основные формы реализации проекта:
НОД, оснащение предметно-развивающей среды, работа с родителями.
Обеспечение: учебно-методическое, информационное, материально-техническое.
Методы исследования:
- Теоретический анализ.
- Наблюдение.
- Беседа.
- Простейшие опыты.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении возможностей детей младшего дошкольного возраста в усвоении экологических представлений в процессе ознакомления с многообразием растений и животных в природе, определение методов, средств, способствующих эффективному формированию экологических представлений.
Практическая значимость исследования заключается в создании педагогических условий для ознакомления с многообразием растений и животных в природе, разработке простейших опытов и наблюдений для детей младшего дошкольного возраста по формированию экологических представлений в практической деятельности ДОУ.
Методика формирования элементов экологической культуры у младших дошкольников должна учитывать психологические и физические особенности детей 2-3 лет, которые характеризуются качественно новыми чертами:
- начало формирования личности ребенка;
- самостоятельная деятельность: для получения результатов в группе необходимо создать условия для окружающей среды;
- экологическое направление: дети самостоятельно познают окружающий мир, выделяют связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явлениями живой и неживой природы и активно взаимодействуя с взрослыми.
Формирование элементарных экологических представлений детей осуществляется круглый год в процессе разнообразных видов деятельности.
Предполагаемый результат:
- обогащение знаний детей, расширение словарного запаса, формирование начал экологической культуры младших дошкольников – стремление бережно, ответственно и доброжелательно относиться к миру природы;
- заинтересованность родителей и детей, привитие чувства коллективизма;
- использование полученных знаний на практике, формирование чувства любви к природе родного края, восприятие её красоты и многообразия.
Работа педагога с родителями и законными представителями детей включает:
- анкетирование родителей;
- консультации для родителей и законных представителей детей по воспитанию у дошкольников любви к природе и бережному к ней отношению;
- Мастер-класс "Создание нетрадиционного физкультурного оборудования"
- Экологическая акция "Классные штучки из мусорной кучки"
- Экологическая акция "Огород на окне"
- подбор материалов для презентации.
Продукты от реализации проекта:
- семейная фотовыставка «Мой забавный питомец»;
- дидактические игры «Кто живёт в лесу?», «Кто что ест?»;
Конечный результат:
- Оформление коллективной презентации «Мы любим родную природу!».
Этапы реализации проекта.
- Подготовительный этап.
Разработка проекта «С любовью к природе родного края»:
- Изучить методическую литературу по теме.
- Анкетирование родителей.
- Изучение условий реализации проекта.
- Подобрать материал для развития творчества детей.
- Обсудить с родителями проблему и определить пути решения.
- Планирование деятельности в режиме дня, содержания предметно-развивающей среды.
- Определение необходимого материала (дидактические пособия, литература, игры, атрибуты и т.д.).
- Этап реализации проекта.
Реализация проекта представляет собой следующие виды непосредственно образовательной деятельности:
- Разработка проекта.
- Составление картотек, папок-передвижек и заданий.
- Разработка НОД.
- Составление консультаций для родителей.
- Изготовление дидактических игр.
- Беседы с детьми об охране окружающей природы.
- Чтение стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, чистоговорок о природе, обсуждение значений пословиц о родной земле.
- Разучивание стихов и потешек о природе.
- Непосредственная реализация проекта.
- Совместные мероприятия с родителями – изготовление альбомов, папок-передвижек, пособий и материалов для различных игр.
- Самостоятельная деятельность в уголке экспериментальной деятельности, изобразительная деятельность, работа в уголке природы – полить цветы вместе с воспитателем, изучение фольклора о природе родного края, чтение потешек и песенок (о дожде, о небе, о тучах, о листьях).
- Фотовыставка «Мой забавный питомец».
- Дидактические игры: «Кто живёт в лесу?», «Кто что ест?».
- Видео ролик (для демонстрации проекта педагогам-воспитателям)
Взаимодействие с родителями и законными представителями воспитанников
Важной задачей в экологическом воспитании, является работа с родителями и законными представителями детей. Она ведется непрерывно.
В группе проводятся родительские собрания, где родители узнают, какую роль в развитии личности и нравственном воспитании ребенка, навыки заботливого, бережного отношения ко всему живому. В процессе работы с родителями рассказать им, как познакомить детей с миром природы родного края. Главная задача – развивать умственные способности ребенка, гуманное отношение ко всему живому, умение заботиться о растениях и животных. А также развивать их воображение, обогащать словарный запас знаний, развивать связную речь, учить трудиться в присутствии взрослых (поливать, рыхлить землю). Экологическое просвещение родителей – очень важное и сложное направление работы дошкольных учреждений, которое во многом определяет воспитание ребенка, требует целенаправленной систематической работы.
Результаты работы с родителями и законными представителями воспитанников:
- Анкетирование родителей на тему «Экологическое воспитание в семье».
- Проведение дискуссии (консультации) «Поговорим о природе».
- Оформление фотовыставки «Мой забавный питомец».
- Аналитический (итоговый) этап.
- Подведение итогов реализации проекта.
- Анализ результатов деятельности участников проекта, выводы, составление отчёта по результатам проектной деятельности.
Использованная литература:
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию / О.А. Воронкевич. – С-Пб.: Детство-Пресс, 2010.
- Голицын М. Сокровища Земли. Я познаю мир. – М., 2002.
- Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в детском саду. – Учитель, 2008.
- Иванова А.А. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Маневцева Л.М. Мир природы и ребёнок. – СПб: Детство-пресс, 2003.
- Маркова В.В. и др. Экологическое образование детей дошкольного возраста. – Белгород, 2007.
- Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М: Просвещение, 2005.
- Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М., 2010.
- Плешаков А.А. От земли до неба. – М., 2005.
- Потапова Т.В. Детский сад – эталон экологической культуры. – М: ЦС ВООП, 2000.
- Рыжова Н.А. Наш дом – природа. – М., 2010.
- Стручаева Т.М., Епачинцева Н.Д., Брыткова О.А., Колесникова Я.Н., Лепетюха В.В. Белгородоведение. Парциальная программа для дошкольных образовательных организаций. – Белгород, 2015.
Практическая значимость проекта:
- Воспитание любви и бережного отношения к природе родного края.
- Развитие эмоциональной сферы младших дошкольников.
- Практический материал может быть полезен педагогам ДОУ при планировании и осуществлении образовательной деятельности.
Заключение
В результате проведённой работы мы предполагаем положительные тенденции в приобщении младших дошкольников к природным богатствам родного края.
Благодаря проектной работе, дети станут внимательнее относиться к природе, замечать даже небольшие изменения объектов наблюдения, научатся анализировать, контролировать, оценивать своё поведение в природе, разрешать возникшие проблемы.
Наблюдения в природных условиях помогли нам решить в комплексе ряд задач: формирование у детей знаний о природе, умение наблюдать, размышлять, развитие наблюдательности, воспитание эмоционального и эстетического отношения к природе.
Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, открыток, альбомов о природе дали детям возможность подробно рассмотреть природу, сосредоточить на них внимание, подвести ребят к пониманию зависимости изменений в жизни растений и животных в зависимости от изменения погодных условий. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечило становление мировоззрения ребёнка, его личностный рост, активизировало у него познавательную активность.
Анкетирование родителей группы показало, что родители довольны работой ДОУ, проводимой по экологическому воспитанию младших дошкольников. Совместные мероприятия сблизили детей, родителей и воспитателей группы.
С большой уверенностью можно сказать, что из наших детей вырастут настоящие ценители родной природы.
Приложение
Перспективный план образовательной деятельности
по реализации проекта
Месяц | Тема и содержание мероприятия | Участники |
Декабрь | 1.Изучение методической литературы по теме проекта, презентация проекта. | Воспитатели, дети, родители (законные представители). |
Январь | 1.Составление картотек, папок-передвижек и заданий по теме проекта. | Воспитатели, дети, родители (законные представители). |
Февраль | 1.НОД «Весенняя капель» | Воспитатели, дети, родители (законные представители). |
Март | 1.Чтение стихотворений, загадок, пословиц, поговорок, чистоговорок о природе, обсуждение значений пословиц о родной земле. | Воспитатели, дети, родители (законные представители). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края"
Нравственно-патриотическое воспитание стало одной из главных задач МДОУ...
ПРОЕКТ В ДОУ ТЕМА «ПРИРОДА МОЕГО РОДНОГО ПОСЕЛКА»
ПРОЕКТ В ДОУТЕМА «ПРИРОДА МОЕГО РОДНОГО ПОСЕЛКА» Тип проекта: информационно-творческий.Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.Срок реализации: краткосрочн...
Проект на тему: «Формирование любви к родине через любовь к природе родного края»
Формировать у детей любовь к родному краю, расширять познания детей о природе родного края....
Информационно-творческий проект в старшей группе "ПРИРОДА МОЕГО РОДНОГО КРАЯ"
Познакомить детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны. Сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, п...
Экологический проект «Через любовь к природе – к добрым поступкам».
Формировать потребность в эколого-краеведческой деятельности дошкольников....
Экологический проект «Через любовь к природе – к добрым поступкам»
Формирование экологического сознания и поведения дошкольников через воспитание любви к родной природе....