Перспективный план работы с родителями в старшей группе
методическая разработка (старшая группа)
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьёй – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Основные формы взаимодействия с семьёй
Знакомство с семьёй: посещение семей, анкетирование семей.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские праздники, создание памяток.
Совместная деятельность: привлечение родителей к организации и проведению праздников, конкурсов, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_roditelyami_starshaya_gruppa.doc | 118.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 4 «УЛЫБКА»
ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Перспективный план
взаимодействия с родителями воспитанников
старшей группы
Клягина Н.В.
воспитатель
п. Новокумский
2024 – 2025
Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьёй – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Основные формы взаимодействия с семьёй
Знакомство с семьёй: посещение семей, анкетирование семей.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские праздники, создание памяток.
Совместная деятельность: привлечение родителей к организации и проведению праздников, конкурсов, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям.
Образовательная область «Физическое развитие».
Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье ребенка.
Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движения). Рассказывать о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др.), наносящих непоправимый вред здоровью ребенка. Помогать родителям в сохранении и укреплении физического и психического здоровья ребенка.
Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду. Разъяснять важность посещения детьми секций, студий, ориентированных на оздоровление дошкольников. Совместно с родителями и при участии медико-психологической службы детского сада создавать индивидуальные программы оздоровления детей и поддерживать семью в их реализации,
Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в «уголке для родителей», на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка.
Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту: привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего делать на личном примере или через совместную утреннюю зарядку); стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями, совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес; создание дома спортивного уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка, велосипед, самокат и т.д.); совместное чтение литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в решении данных задач.
Знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском саду, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств, воспитания потребности в двигательной деятельности.
Создавать в детском саду условия для совместных с родителями занятий физической культурой и спортом. Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (а также районе, городе).
Образовательная область «Познавательное развитие».
Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду.
Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов.
Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.). Совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые маршруты выходного дня к историческим, памятным местам, местам отдыха горожан (сельчан).
Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности. Проводить совместные с семьей конкурсы, игры-викторины.
Показывать родителям значение развития экологического сознания как условия всеобщей выживаемости природы, семьи, отдельного человека, всего человечества.
Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями, возникающими дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема, и способами поведения в них. Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности,
Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице (соблюдать технику безопасности во время игр и развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во время катания на велосипеде, во время отдыха у водоема и т.д.). Рассказывать о необходимости создания безопасных условий для пребывания детей дома (не держать в доступных для них местах лекарства, предметы бытовой химии, электрические приборы; содержать в порядке электрические розетки; не оставлять детей без присмотра в комнате, где открыты окна и балконы).
Информировать родителей о том, что должны делать дети в случае непредвиденной ситуации (звать на помощь взрослых; называть свои фамилию и имя; при необходимости — фамилию, имя и отчество родителей, адрес и телефон; при необходимости звонить по телефонам экстренной помощи).
Привлекать родителей к активному отдыху с детьми, расширяющему границы жизни дошкольников и формирующему навыки безопасного поведения во время отдыха. Оказывать помощь родителям в планировании выходных дней с детьми, обдумывая проблемные ситуации, стимулирующие формирование моделей позитивного поведения в разных жизненных ситуациях.
Подчеркивать роль взрослого в формировании поведения ребенка. Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах, бережное отношение к природе и т.д. Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
Знакомить родителей с формами работы дошкольного учреждения по проблеме безопасности детей дошкольного возраста.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».
Изучать особенности общения взрослых с детьми в семье. Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду.
Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др.
Показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями. Развивать у родителей навыки общения, используя семейные ассамблеи, коммуникативные тренинги и другие формы взаимодействия. Показывать значение доброго, теплого общения с ребенком, не допускающего грубости; демонстрировать ценность и уместность как делового, так и эмоционального общения. Побуждать родителей оказывать помощь ребенку в установлении взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную) ситуацию.
Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничеству: подготовке концертных номеров для родительских собраний, досугов детей, способствующему развитию свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями дошкольников.
Знакомить родителей с достижениями и трудностями общественного воспитания в детском саду.
Показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек и бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения. Подчеркивать ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности.
Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение тендерного поведения.
Создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых.
Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка с незнакомыми взрослыми и детьми в детском саду (например, на этапе освоения новой предметно-развивающей среды детского сада, группы — при поступлении в детский сад, переходе в новую группу, смене воспитателей и других ситуациях), вне его (например, в ходе проектной деятельности).
Привлекать родителей к составлению соглашения о сотрудничестве, программы и плана взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей. Сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий.
Изучать традиции трудового воспитания, сложившиеся и развивающиеся в семьях воспитанников.
Знакомить родителей с возможностями трудового воспитания в семье и детском саду; показывать необходимость навыков самообслуживания, помощи взрослым, наличия у ребенка домашних обязанностей. Знакомить с лучшим опытом семейного трудового воспитания посредством выставок, мастер-классов и других форм взаимодействия.
Побуждать близких взрослых знакомить детей с домашним и профессиональным трудом, показывать его результаты, обращать внимание на отношение членов семьи к труду. Развивать у родителей интерес к совместным с детьми проектам по изучению трудовых традиций, сложившихся в семье, а также родном селе.
Привлекать внимание родителей к различным формам совместной с детьми трудовой деятельности в детском саду и дома, способствующей формированию взаимодействия взрослых с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за результаты общего труда.
Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной различным профессиям, труду, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.
Проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно-обоснованные принципы и нормативы.
Образовательная область «Речевое развитие».
Показывать родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом развития пассивного и активного словаря ребенка, словесного творчества.
Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.
Обращать внимание родителей на возможность развития интереса ребенка в ходе ознакомления с художественной литературой при организации семейных театров, вовлечения его в игровую деятельность, рисование. Ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие художественного вкуса ребенка.
Совместно с родителями проводить конкурсы, литературные гостиные и викторины, театральные мастерские, встречи с писателями, поэтами, работниками детской библиотеки, направленные на активное познание детьми литературного наследия. Поддерживать контакты семьи с детской библиотекой.
Привлекать родителей к проектной деятельности (особенно на стадии оформления альбомов, газет, журналов, книг, проиллюстрированных вместе с детьми). Побуждать поддерживать детское сочинительство.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».
На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, раннего развития творческих способностей детей. Знакомить с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в художественном воспитании детей.
Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома; организовывать выставки семейного художественного творчества, выделяя творческие достижения взрослых и детей.
Привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующим возникновению творческого вдохновения: занятиям в художественных студиях и мастерских (рисунка, живописи, скульптуры и пр.), творческим проектам, экскурсиям и прогулкам. Ориентировать родителей на совместное рассматривание зданий, декоративно-архитектурных элементов, привлекших внимание ребенка на прогулках и экскурсиях; показывать ценность общения по поводу увиденного и др.
Организовывать семейные посещения музея изобразительных искусств, выставочных залов, детской художественной галереи, мастерских художников и скульпторов.
Знакомить родителей с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в музыкальном воспитании детей.
Раскрывать возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка. На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям влияние семейного досуга (праздников, концертов и др.) на развитие личности ребенка, детско-родительских отношений.
Привлекать родителей к разнообразным формам совместной музыкально - художественной деятельности с детьми в детском саду: семейные праздники, концерты, досуги.
Месяц | Неделя | Название мероприятия | Цель проведения мероприятия |
Сентябрь | 1 | Совместная подготовка к учебному году. Оформление родительского уголка: режим дня, план образовательно-воспитательной работы Оформление стенда по Правилам дорожного движения. Консультация «Дорожная азбука для детей и взрослых» | Приобщать родителей к активной совместной работе в новом учебном году. Педагогическое просвещение родителей. Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения |
2 | Оформление фотоальбома «Моя семья и веселое лето» | Формирование у родителей и детей заинтересованности и желания совместно принять участие в создании фотоальбома. Сплочение родительского коллектива. | |
3 | Консультация «Дети в сетях всемирной паутины» Памятка «Компьютерные игры в детском возрасте: польза или вред» | Обогащение педагогических знаний родителей Вовлечение родителей в дискуссию «Компьютер и дети» | |
4 | Папка – передвижка «Здоровый образ жизни» Индивидуальные беседы «Прививка от гриппа: плюсы и минусы» | Педагогическое просвещение родителей о привитии детям дошкольного возраста привычки к здоровому образу жизни Пропагандировать здоровый образ жизни | |
5 | Индивидуальные рекомендации для родителей «Что и как читать детям» | Конкурс семейных работ «Книга своими руками» | |
Октябрь | 1 | Проект «Моя семья – мое богатство» | Создание родовых ддеревьев |
2 | Родительское собрание – диспут «Защита прав и достоинств ребенка»: - Мини - представление - Беседа - Педагогический всеобуч - Памятка «Наказывая, подумай: «Зачем?» - О наказании и поощрении - Рефлексия - Упражнение «Как мы наказываем?» - Разное - Принятие решения | Обсудить вопросы взаимодействия детей и родителей, организации работы в соответствии с международными нормами о правах ребенка; уточнить, закрепить и углубить знания родителей о правах человека; систематизировать знания по осуществлению прав ребенка в семье; развивать у родителей инициативу, творчество | |
3 | Консультация «Детское конструирование. Что это такое?» Индивидуальные беседы с родителями «Одежда детей осенью» | Педагогическое просвещение родителей о неоспоримом влиянии детского конструирования на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста Педагогическое просвещение родителей | |
4 | Краткосрочный проект к дню пожилого человека «Бабушка, дедушка и я – неразлучные друзья» Создание фотоальбома «Папа может…» к Дню отца | Педагогическое просвещение родителей по вопросам нравственного воспитания детей | |
Ноябрь | 1 | Памятка «Читаем сказки детям» Консультация для родителей «Что и как читать детям?» | Педагогическая помощь родителям по вопросам семейного чтения |
2 | Консультация «Здоровье – всему голова» Памятка «Игры для укрепления здоровья малышей» | Повышение педагогической компетенции родителей по привитию детям основ здорового образа жизни | |
3 | Памятка для родителей «Речевые игры для детей 5-6 лет» | Повышение педагогической компетенции родителей | |
4 | Выставка домашних рисунков (рисунки старших членов семьи) «Осенняя палитра» | Сплочение родительского коллектива | |
Декабрь | 1 | Конкурс самоделок «Новогодние гирлянды» (выставка елочных украшений) Памятка «Создание благоприятной семейной атмосферы» | Формировать у родителей и детей заинтересованность и желание совместно изготовить новогодние игрушки и украсить группу. Сплочение родительского коллектива. Повышение педагогической компетенции родителей |
2 | Консультация «Музейная педагогика в детском саду» | Обогащение педагогического опыта родителей по нравственному и эстетическому развитию детей дошкольного возраста | |
3 | Фотоальбом «Я и мои предки» Информация для родителей «Безопасность детей: зимние каникулы» | Привлечь и заинтересовать родителей созданием фотоальбома. Продолжать повышать педагогическую компетенцию родителей по вопросам нравственного воспитания детей Привлечение внимания родителей к опасностям, которые могут подстерегать детей в период зимних каникул | |
4 | Новогодний утренник «В гости ёлочка пришла» Украшение участка новогодними атрибутами Родительское собрание – лекция «Семья – здоровый образ жизни»: - Вступительное слово ведущего. Обозначение проблемы. - Лекция - Практическая част - Разное - Подведение итогов собрания. | Вовлечение родителей в совместную подготовку к новогоднему празднику. Создание тёплой, доброжелательной атмосферы в группе. Повышение педагогического мастерства родителей по теме «Семья – здоровый образ жизни»; формирование у родителей ответственности за здоровье своих детей и свое здоровье, мотивации на здоровый образ жизни | |
Январь | 1 | Консультация «Почему дети разные?» | Повышение педагогической компетенции родителей |
2 | Ширма «Подборка игр для родителей на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста» | Педагогическое просвещение родителей | |
3 | Акция «Берегите птиц зимой» Домашнее задание «Кормушка для птиц» | Привлечение родителей к изготовлению самодельных кормушек для птиц | |
4 | Фотоальбом «Елочка нарядная в гости к нам пришла» | Привлечение детей и родителей к совместной деятельности | |
Февраль | 1 | Консультация «Русская мудрость о воспитании детей» | Повышение педагогической компетенции родителей |
2 | Индивидуальные консультации «Как оградить ребёнка от опасных предметов?» | Педагогическое просвещение родителей | |
3 | Ширма «одежда детей на зимних прогулках» Индивидуальные беседы о зимних прогулках | Привлечение внимания родителей к необходимости одевать ребёнка по сезону, выбирая удобную и комфортную одежду и обувь | |
4 | Памятка «Как научить ребёнка правильно вести себя за столом?» Выставка фотографий «Солдатский привал» | Обратить внимание родителей на то, что они во всём пример для своих детей. Советы родителям, как научить ребенка вести себя за столом: самостоятельно и правильно держать ложку, чашку, тщательно пережёвывать пищу, не разговаривать во время еды, не играть с пищей и посудой. Привлечение детей и родителей к совместной деятельности. | |
Март | 1 | Краткосрочный проект «Мама может…» Консультация «Развитие математических способностей у дошкольников» | Привлечение пап к реализации проекта и выпуску поздравительной открытки для мам Повышение педагогической компетенции родителей |
2 | Ширма «Весна без авитаминоза» Памятка «Где живут витамины?» | Повышение педагогической компетенции родителей. Пропаганда здорового образа жизни | |
3 | Консультация «Осторожно: ядовитые ягоды и грибы» Индивидуальные беседы о недопущении задолженности по оплате | Продолжать работу по соблюдению правил безопасности в природе. | |
4 | Консультация «Гиперактивный ребенок» Памятка «Рекомендации родителям по воспитанию гиперактивных детей» | Повышение педагогической компетенции родителей. Привлечение родителей к решению педагогических проблем | |
5 | Консультация «Как научить детей беречь природу: решение проблемных ситуаций» Памятка «Задачи воспитательно-образовательной работы по ознакомлению с природой детей 5-6 лет» | Привлечение родителей к решению педагогических проблем Повышение педагогической компетенции родителей | |
Апрель | 1 | Создание фотоальбома «Мы – эколята, юные помощники защитников природы» Памятка «Одежда детей ранней весной» | Приобщение родительского коллектива к активному участию в жизни группы, детского сада Педагогическое просвещение родителей |
2 | |||
3 | Консультация «Как победить застенчивость?» Памятка «Игры по ПДД для детей дошкольного возраста | Повышение педагогической компетенции родителей Педагогическое просвещение родителей | |
4 | Организация субботника по благоустройству территории участка | Способствовать сплочению родительского коллектива | |
Май | 1
| Консультация «Как рассказывать детям старшего дошкольного возраста о войне?»» Ширма «День Победы» Акция «Бессмертный полк» | Педагогическое просвещение родителей Привлечение родителей к участию в акции «Бессмертный полк» |
2 | Родительское собрание – познавательно – игровая программа «Красный. Желтый. Зеленый» - Вступительное слово - Совместные задания - Задания для детей - Задания для родителей - Выставка рисунков детей и родителей на тему ПДД - Рефлексия. Оценка родителями эффективности собрания. - Вручение благодарственных писем особо активным родителям | Привлечь родителей к совместному проведению развлечения с целью закрепления у детей представлений о назначении светофора и его сигналов; о транспорте разного вида (грузовом, пассажирском, воздушном, водном); о знаках дорожного движения; о правилах дорожного движения;; вызвать желание действовать дружно, сообща, подарить детям радость от общения с родителями |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы с родителями в старшей группе
Работа с родителями, выяснение социального благополучия семьи, помощь в работе с ребенком...
Перспективный план работы с родителями в старшей группе ДОУ
Перспективный план по взаимодействию с родителями в старшей логопедической группе «Радуга» на 2013-2014 уч.г.Цель: повышение педагогической роли родителей, направленной на успешное развитие и воспитан...
Перспективный план работы с родителями в старшей группе.
Перспективный план работы с родителями в старшей группе....
Перспективный план работы с родителями в старшей группе
План работы с родителями разработан на весь учебный год. В плане описаны активные формы с родителями, индивидуальная работа, наглядная информация....
Перспективный план работы с родителями в старшей группе ДОУ
Материал представляет из себя подробный перспективный план работы с родителями в старшей группе ДОУ, который был разработан и апробирован в ГБДОУ детский сад № 67 Приморского района Санкт-Петербурга в...
Перспективный план работы с родителями в старшей группе на 2014-2015 учебный год
Годовой план работы с родителями....
Перспективный план работы с родителями в старшей группе
Перспективный план работы с родителями на год в старшей группе, в соответствии с ФГОС...