Перспективный план работы с родителями в старшей группе
методическая разработка (старшая группа)

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьёй – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Основные формы взаимодействия с семьёй

Знакомство с семьёй: посещение семей, анкетирование семей.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские праздники, создание памяток.

Совместная деятельность: привлечение родителей к организации и проведению праздников, конкурсов, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_roditelyami_starshaya_gruppa.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 4 «УЛЫБКА»

ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

Перспективный план

взаимодействия с родителями воспитанников

старшей группы

                                                                                                                                                                                                                   Клягина Н.В.

                                                                                                                                                                                                                 воспитатель  

п. Новокумский

2024 – 2025

Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьёй – создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.

Основные формы взаимодействия с семьёй

Знакомство с семьёй: посещение семей, анкетирование семей.

Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские праздники, создание памяток.

Совместная деятельность: привлечение родителей к организации и проведению праздников, конкурсов, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.

Содержание направлений работы с семьей по образовательным областям.

Образовательная область «Физическое развитие».

Объяснять родителям, как образ жизни семьи воздействует на здоровье ребенка.

           Информировать родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движения). Рассказывать о действии негативных факторов (переохлаждение, перегревание, перекармливание и др.), наносящих непоправимый вред здоровью ребенка. Помогать родителям в сохранении и укреплении физического и психического здоровья ребенка.

           Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.

           Знакомить родителей с оздоровительными мероприятиями, проводимыми в детском саду.  Разъяснять важность посещения детьми секций, студий, ориентированных на оздоровление дошкольников. Совместно с родителями и при участии медико-психологической службы детского сада создавать индивидуальные программы оздоровления детей и поддерживать семью в их реализации,

           Разъяснять родителям (через оформление соответствующего раздела в «уголке для родителей», на родительских собраниях, в личных беседах, рекомендуя соответствующую литературу) необходимость создания в семье предпосылок для полноценного физического развития ребенка.

           Ориентировать родителей на формирование у ребенка положительного отношения к физкультуре и спорту:  привычки выполнять ежедневно утреннюю гимнастику (это лучше всего делать на личном примере или через совместную  утреннюю зарядку); стимулирование двигательной активности ребенка совместными спортивными занятиями, совместными подвижными играми, длительными прогулками в парк или лес; создание дома спортивного уголка; покупка ребенку спортивного инвентаря (мячик, скакалка,  велосипед, самокат и т.д.); совместное чтение литературы, посвященной спорту; просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.

           Информировать родителей об актуальных задачах физического воспитания детей на разных возрастных этапах их развития, а также о возможностях детского сада в решении данных задач.

Знакомить с лучшим опытом физического воспитания дошкольников в семье и детском саду, демонстрирующим средства, формы и методы развития важных физических качеств, воспитания потребности в двигательной деятельности.

Создавать в детском саду условия для совместных с родителями занятий физической культурой и спортом. Привлекать родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях, организуемых в детском саду (а также районе, городе).

Образовательная область «Познавательное развитие».

Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду.

Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов.

Показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.). Совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые маршруты выходного дня к историческим, памятным местам, местам отдыха горожан (сельчан).

Привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности. Проводить совместные с семьей конкурсы, игры-викторины.

        Показывать родителям значение развития экологического сознания как условия всеобщей выживаемости природы, семьи, отдельного человека, всего человечества.

Знакомить родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями, возникающими дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема, и способами поведения в них. Направлять внимание родителей на развитие у детей способности видеть, осознавать и избегать опасности,

Информировать родителей о необходимости создания благоприятных и безопасных условий пребывания детей на улице (соблюдать технику безопасности во время игр и развлечений на каруселях, на качелях, на горке, в песочнице, во время катания на велосипеде, во время отдыха у водоема и т.д.).  Рассказывать о необходимости создания безопасных условий для  пребывания детей дома  (не держать в доступных для них местах лекарства, предметы бытовой химии, электрические приборы; содержать в порядке электрические розетки; не оставлять детей без присмотра в комнате, где открыты окна и балконы).

 Информировать родителей о том, что должны делать дети в случае непредвиденной ситуации (звать на помощь взрослых; называть свои фамилию и имя; при необходимости — фамилию, имя и отчество родителей, адрес и телефон; при необходимости звонить по телефонам экстренной помощи).

Привлекать родителей к активному отдыху с детьми, расширяющему границы жизни дошкольников и формирующему навыки безопасного поведения во время отдыха. Оказывать помощь родителям в планировании  выходных дней  с детьми, обдумывая проблемные ситуации, стимулирующие формирование моделей позитивного поведения в разных жизненных ситуациях.

Подчеркивать роль взрослого в формировании поведения ребенка. Побуждать родителей на личном примере демонстрировать детям соблюдение правил безопасного поведения на дорогах, бережное отношение к природе и т.д. Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной сохранению и укреплению здоровья, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.

Знакомить родителей с формами работы дошкольного учреждения по проблеме безопасности детей дошкольного возраста.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

Изучать особенности общения взрослых с детьми в семье. Обращать внимание родителей на возможности развития коммуникативной сферы ребенка в семье и детском саду.

Рекомендовать родителям использовать каждую возможность для общения с ребенком, поводом для которого могут стать любые события и связанные с ними эмоциональные состояния, достижения и трудности ребенка в развитии взаимодействия с миром и др.

Показывать родителям ценность диалогического общения с ребенком, открывающего возможность для познания окружающего мира, обмена информацией и эмоциями. Развивать у родителей навыки общения, используя семейные ассамблеи, коммуникативные тренинги и другие формы взаимодействия. Показывать значение доброго, теплого общения с ребенком, не допускающего грубости; демонстрировать ценность и уместность как делового, так и эмоционального общения. Побуждать родителей оказывать помощь ребенку в установлении взаимоотношения со сверстниками, младшими детьми; подсказывать, как легче решить конфликтную (спорную) ситуацию.

Привлекать родителей к разнообразному по содержанию и формам сотрудничеству: подготовке концертных номеров  для родительских собраний, досугов детей, способствующему развитию свободного общения взрослых с детьми в соответствии с познавательными потребностями дошкольников.

Знакомить родителей с достижениями и трудностями общественного воспитания в детском саду.

Показывать родителям значение матери, отца, а также дедушек и бабушек, воспитателей, детей (сверстников, младших и старших детей) в развитии взаимодействия ребенка с социумом, понимания социальных норм поведения. Подчеркивать ценность каждого ребенка для общества вне зависимости от его индивидуальных особенностей и этнической принадлежности.

Заинтересовывать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение тендерного поведения.

Создавать у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых.

Поддерживать семью в выстраивании взаимодействия ребенка с незнакомыми взрослыми и детьми в детском саду (например, на этапе освоения новой предметно-развивающей среды детского сада, группы — при поступлении в детский сад, переходе в новую группу, смене воспитателей и других ситуациях), вне его (например, в ходе проектной деятельности).

Привлекать родителей к составлению соглашения о сотрудничестве, программы и плана взаимодействия семьи и детского сада в воспитании детей. Сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий.

Изучать традиции трудового воспитания, сложившиеся и развивающиеся в семьях воспитанников.

Знакомить родителей с возможностями трудового воспитания в семье и детском саду; показывать необходимость навыков самообслуживания, помощи взрослым, наличия у ребенка домашних обязанностей. Знакомить с лучшим опытом семейного трудового воспитания посредством выставок, мастер-классов и других форм взаимодействия.

Побуждать близких взрослых знакомить детей с домашним и профессиональным трудом, показывать его результаты, обращать внимание на отношение членов семьи к труду. Развивать у родителей интерес к совместным с детьми проектам по изучению трудовых традиций, сложившихся в семье, а также родном селе.

Привлекать внимание родителей к различным формам совместной с детьми трудовой деятельности в детском саду и дома, способствующей формированию взаимодействия взрослых с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за результаты общего труда.

Ориентировать родителей на совместное с ребенком чтение литературы, посвященной различным профессиям, труду, просмотр соответствующих художественных и мультипликационных фильмов.

Проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно-обоснованные принципы и нормативы.

Образовательная область «Речевое развитие».

Показывать родителям ценность домашнего чтения, выступающего способом развития пассивного и активного словаря ребенка, словесного творчества.

Рекомендовать родителям произведения, определяющие круг семейного чтения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка. Показывать методы и приемы ознакомления ребенка с художественной литературой.

Обращать внимание родителей на возможность развития интереса ребенка в ходе ознакомления с художественной литературой при организации семейных театров, вовлечения его в игровую деятельность, рисование. Ориентировать родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на развитие художественного вкуса ребенка.

Совместно с родителями проводить конкурсы, литературные гостиные и викторины, театральные мастерские, встречи с писателями, поэтами, работниками детской библиотеки, направленные на активное познание детьми литературного наследия. Поддерживать контакты семьи с детской библиотекой.

Привлекать родителей к проектной деятельности (особенно на стадии оформления альбомов, газет, журналов, книг, проиллюстрированных вместе с детьми). Побуждать поддерживать детское сочинительство.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям актуальность развития интереса к эстетической стороне окружающей действительности, раннего развития творческих способностей детей. Знакомить с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в художественном воспитании детей.

Поддерживать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома; организовывать выставки семейного художественного творчества, выделяя творческие достижения взрослых и детей.

Привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности, способствующим возникновению творческого вдохновения: занятиям в художественных студиях и мастерских (рисунка, живописи, скульптуры и пр.), творческим проектам, экскурсиям и прогулкам. Ориентировать родителей на совместное рассматривание зданий, декоративно-архитектурных элементов, привлекших внимание ребенка на прогулках и экскурсиях; показывать ценность общения по поводу увиденного и др.

Организовывать семейные посещения музея изобразительных искусств, выставочных залов, детской художественной галереи, мастерских художников и скульпторов.

Знакомить родителей с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в музыкальном воспитании детей.

Раскрывать возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка. На примере лучших образцов семейного воспитания показывать родителям влияние семейного досуга (праздников, концертов  и др.) на развитие личности ребенка, детско-родительских отношений.

Привлекать родителей к разнообразным формам совместной  музыкально - художественной деятельности с детьми в детском саду: семейные праздники, концерты, досуги.

Месяц

  Неделя

Название мероприятия

        Цель проведения мероприятия

Сентябрь

       1

Совместная подготовка к учебному году.

Оформление родительского уголка: режим дня, план образовательно-воспитательной работы

Оформление стенда по Правилам дорожного движения.

Консультация «Дорожная азбука для детей и взрослых»

Приобщать родителей к активной совместной работе в новом учебном году.

Педагогическое просвещение родителей. Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения

       2

Оформление фотоальбома «Моя  семья и веселое лето»

Формирование у родителей и детей заинтересованности и желания совместно принять участие в создании фотоальбома. Сплочение родительского коллектива.

       3

Консультация «Дети в сетях всемирной паутины»

Памятка «Компьютерные игры в детском возрасте: польза или вред»

Обогащение педагогических знаний родителей

Вовлечение родителей в дискуссию «Компьютер и дети»

       4

Папка – передвижка «Здоровый образ жизни»

Индивидуальные беседы «Прививка от гриппа: плюсы и минусы»

Педагогическое просвещение родителей о привитии детям дошкольного возраста привычки к здоровому образу жизни

Пропагандировать здоровый образ жизни

       5

Индивидуальные рекомендации для родителей «Что и как читать детям»

Конкурс  семейных работ «Книга своими руками»

Октябрь

       1

Проект «Моя семья – мое богатство»

Создание родовых ддеревьев

       2

Родительское собрание – диспут «Защита прав и достоинств ребенка»:

- Мини - представление

- Беседа

- Педагогический всеобуч

- Памятка «Наказывая, подумай: «Зачем?»

- О наказании и поощрении

- Рефлексия

- Упражнение «Как мы наказываем?»

- Разное

- Принятие решения

Обсудить вопросы взаимодействия детей и родителей, организации работы в соответствии с международными нормами о правах ребенка; уточнить, закрепить и углубить знания родителей о правах человека; систематизировать знания по осуществлению прав ребенка в семье; развивать у родителей инициативу, творчество

       3

Консультация «Детское

 конструирование. Что это такое?»

Индивидуальные беседы с родителями «Одежда детей осенью»

Педагогическое просвещение родителей о неоспоримом влиянии детского конструирования на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста

Педагогическое просвещение родителей

       4

Краткосрочный проект к дню пожилого человека «Бабушка, дедушка и я – неразлучные друзья»

Создание фотоальбома «Папа может…» к Дню отца

Педагогическое просвещение родителей по вопросам нравственного воспитания детей

Ноябрь

       1

Памятка «Читаем сказки детям»

Консультация для родителей «Что и как читать детям?»

Педагогическая помощь родителям по вопросам семейного чтения

       2

Консультация «Здоровье – всему голова»

Памятка «Игры для укрепления здоровья малышей»

Повышение педагогической компетенции родителей по привитию детям основ здорового образа жизни

       3

Памятка для родителей «Речевые игры для детей 5-6 лет»

Повышение педагогической компетенции родителей

       4

Выставка домашних рисунков (рисунки старших членов семьи) «Осенняя палитра»

Сплочение родительского коллектива

Декабрь

       1

Конкурс самоделок «Новогодние гирлянды» (выставка елочных украшений)

Памятка «Создание благоприятной семейной атмосферы»

Формировать у родителей и детей заинтересованность и желание совместно изготовить новогодние игрушки и украсить группу. Сплочение родительского коллектива.

Повышение педагогической компетенции родителей

       2

Консультация «Музейная педагогика в детском саду»

Обогащение педагогического опыта родителей по нравственному и эстетическому развитию детей дошкольного возраста

       3

Фотоальбом «Я и мои предки»

Информация для родителей «Безопасность детей: зимние каникулы»

Привлечь и заинтересовать родителей созданием фотоальбома. Продолжать повышать педагогическую компетенцию родителей по вопросам нравственного воспитания детей

Привлечение внимания родителей к опасностям, которые могут подстерегать детей в период зимних каникул

       4

Новогодний утренник «В гости ёлочка пришла»

Украшение участка новогодними атрибутами

Родительское собрание – лекция «Семья – здоровый образ жизни»:

- Вступительное слово ведущего. Обозначение проблемы.

- Лекция

- Практическая част

- Разное

- Подведение итогов собрания.

Вовлечение родителей в совместную подготовку к новогоднему празднику. Создание тёплой, доброжелательной атмосферы в группе.

Повышение педагогического мастерства родителей по теме «Семья – здоровый образ жизни»; формирование у родителей ответственности за здоровье своих детей и свое здоровье, мотивации на здоровый образ жизни

Январь

       1

Консультация «Почему дети разные?»

Повышение педагогической компетенции родителей

       2

Ширма «Подборка игр для родителей на развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»

Педагогическое просвещение родителей

       3

Акция «Берегите птиц зимой»

Домашнее задание «Кормушка для птиц»

Привлечение родителей к изготовлению самодельных кормушек для птиц

       4

Фотоальбом «Елочка нарядная в гости к нам пришла»

Привлечение детей и родителей к совместной деятельности

Февраль

       1

Консультация «Русская мудрость о воспитании детей»

Повышение педагогической компетенции родителей

       2

Индивидуальные консультации «Как оградить ребёнка от опасных предметов?»

Педагогическое просвещение родителей

       3

Ширма «одежда детей на зимних прогулках»

Индивидуальные беседы о зимних прогулках

Привлечение внимания родителей к необходимости одевать ребёнка по сезону, выбирая удобную и комфортную одежду и обувь

       4

Памятка «Как научить ребёнка правильно вести себя за столом?»

Выставка фотографий «Солдатский привал»

Обратить внимание родителей на то, что они во всём пример для своих детей. Советы родителям, как научить ребенка вести себя за столом: самостоятельно и правильно держать ложку, чашку, тщательно пережёвывать пищу, не разговаривать во время еды, не играть с пищей и посудой.

Привлечение детей и родителей к совместной деятельности.

Март

       1

Краткосрочный проект «Мама может…»

Консультация «Развитие математических способностей у дошкольников»

Привлечение пап к реализации проекта и выпуску поздравительной открытки для мам

Повышение педагогической компетенции родителей

       2

Ширма «Весна без авитаминоза»

Памятка «Где живут витамины?»

Повышение педагогической компетенции родителей.

Пропаганда здорового образа жизни

       3

Консультация «Осторожно: ядовитые ягоды и грибы»

Индивидуальные беседы о недопущении задолженности по оплате

Продолжать работу по соблюдению правил безопасности в природе.

       4

Консультация «Гиперактивный ребенок»

Памятка «Рекомендации родителям по воспитанию гиперактивных детей»

Повышение педагогической компетенции родителей.

Привлечение родителей к решению педагогических проблем

       5

Консультация «Как научить детей беречь природу: решение проблемных ситуаций»

Памятка «Задачи воспитательно-образовательной работы по ознакомлению с природой детей 5-6 лет»

Привлечение родителей к решению педагогических проблем

Повышение педагогической компетенции родителей

Апрель

       1

Создание фотоальбома «Мы – эколята, юные помощники защитников природы»

Памятка «Одежда детей ранней весной»

Приобщение родительского коллектива к активному участию в жизни группы, детского сада

Педагогическое просвещение родителей

       2

       3

Консультация «Как победить застенчивость?»

Памятка «Игры по ПДД для детей дошкольного возраста

Повышение педагогической компетенции родителей

Педагогическое просвещение родителей

       4

Организация субботника по благоустройству территории участка

Способствовать сплочению родительского коллектива

Май

       1

       

Консультация «Как рассказывать детям старшего дошкольного возраста о войне?»»

Ширма «День Победы»

Акция «Бессмертный полк»

Педагогическое просвещение родителей

Привлечение родителей к участию в акции «Бессмертный полк»

       2

Родительское собрание – познавательно – игровая программа «Красный. Желтый. Зеленый»

- Вступительное слово

- Совместные задания

- Задания для детей

- Задания для родителей

- Выставка рисунков детей и родителей на тему ПДД

- Рефлексия. Оценка родителями эффективности собрания.

- Вручение благодарственных писем особо активным родителям

Привлечь родителей к совместному проведению развлечения с целью закрепления у детей представлений о назначении светофора и его сигналов; о транспорте разного вида (грузовом, пассажирском, воздушном, водном); о знаках дорожного движения; о правилах дорожного движения;; вызвать желание действовать дружно, сообща, подарить детям радость от общения с родителями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы с родителями в старшей группе

Работа с родителями, выяснение социального благополучия семьи, помощь в работе с ребенком...

Перспективный план работы с родителями в старшей группе ДОУ

Перспективный план по взаимодействию с родителями в старшей логопедической группе «Радуга» на 2013-2014 уч.г.Цель: повышение педагогической роли родителей, направленной на успешное развитие и воспитан...

Перспективный план работы с родителями в старшей группе.

Перспективный план работы с родителями в старшей группе....

Перспективный план работы с родителями в старшей группе

План работы с родителями разработан на весь учебный год.  В плане описаны активные формы с родителями, индивидуальная работа, наглядная информация....

Перспективный план работы с родителями в старшей группе ДОУ

Материал представляет из себя подробный перспективный план работы с родителями в старшей группе ДОУ, который был разработан и апробирован в ГБДОУ детский сад № 67 Приморского района Санкт-Петербурга в...

Перспективный план работы с родителями в старшей группе

Перспективный план работы с родителями на год в старшей группе, в соответствии с ФГОС...