Перспективно-тематическое планирование по патриотическому воспитанию в старшем дошкольном возрасте
календарно-тематическое планирование (старшая, подготовительная группа)

Шестакова Наталья Ивановна

Данное планирование можно использовать в учебные планы 

Скачать:


Предварительный просмотр:

2024-2025

Перспективно-тематическое планирование по патриотическому воспитанию в подготовительной группе № 2

Месяц

Содержание работы

Программное содержание

сентябрь

Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.

Задачи: развивать у детей познавательный интерес к окружающему миру.

Пение песен и чтение стихов о детском саде.

Задачи: развивать речь детей.

Беседа «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать».

Задачи: воспитывать любовь и уважение к родителям.

Рисование на тему «Моя семья»

Задачи: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

Беседа «Русский национальный

Костюм»

Задачи: познакомить детей с женским и мужским национальным костюмом.

Беседа «Русская матрешка»

Задачи: воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России, познакомить детей с русской матрешкой, формировать представление о матрешке как

о самом знаменитом русском сувенире.

Беседа «История моего города».

Задачи: познакомить детей с историей возникновения города; развивать умение

понимать неразрывную связь «прошлое» – «настоящее».

Беседа «За что я люблю народные русские сказки?»

Задачи: развивать познавательный интерес к русским народным сказкам.

Рассматривание открыток, книжек о Благовещенске.

Задачи: развивать познавательный интерес о родном городе.

«Жилище человека»

Задачи: закрепить знания детей о жилище человека, о том из чего они сделаны. Прививать любовь к родному дому, Родине.

Чтение художественной литературы М.А.Козловой.

Задачи: знакомить с произведениями амурской писательницы. Воспитывать любовь к литературе родного края.

октябрь

Рассматривание пшеничного колоса.

Задачи:  рассказать детям о злаковых культурах

Беседа «Откуда хлеб пришёл?»           - познакомить с процессом выращивания хлеба; формировать представления о том пути, который проходит хлеб до появления на столе, показать разнообразие хлебобулочных изделий, развивать память, внимание, речевую активность, восприятие, воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб.

Задачи:  познакомить с процессом выращивания хлеба; формировать представления о том пути, который проходит хлеб до появления на столе, показать разнообразие хлебобулочных изделий, развивать память, внимание, речевую активность, восприятие, воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб.

Рассказывание творческих сказок «Приключения хлебного зёрнышка».

Задачи: воспитывать уважение к ответам товарищей. Развивать умение внимательно слушать рассказы сверстников. Развивать внимание, память, монологическую речь. Расширять  словарный запас. Учить составлять творческий рассказ, опираясь на примерный план рассказа.

Беседа «Дом, улица, адрес».

Задачи:  продолжать знакомить детей с родным городом, развивать коммуникативные умения.

Рассматривание карты Амурской области «Города Амурской  области»

Задачи: способствовать закреплению знаний о городах области.

Рассказ воспитателя «Государственный гимн России»

Задачи:  познакомить с государственным гимном России и правилами его использования, рассказать о его происхождении, назначении, содержании; определить его признаки, сходные с признаками других музыкальных произведений и отличные от них.

Рассказ воспитателя о  гербе России

Задачи:  познакомить о  гербе России

Беседа «Наши любимые дедушка и бабушка».

Задачи: рассказать детям о празднике, истории его возникновения. Воспитывать любовь и уважение к пожилым людям.

Изготовление фотоальбома «Достопримечательности родного города».

Задачи: воспитывать у детей патриотические чувства к малой Родине.

Рисование «Хохломские ложки», «Гжельский чайник», «Городецкая шкатулка», «Филимоновская свистулька»

Задачи: развивать художественные навыки.

Чтение художественной литературы М.А.Козловой.

Задачи: знакомить с произведениями амурской писательницы. Воспитывать любовь к литературе родного края.

ноябрь

Беседа «Наша Родина-Россия».

Задачи: уточнить, углубить знания и представления о России (территория, президент, столица, язык).

Беседа «Россия – огромная страна,  народы, живущие рядом»

Задачи: формировать представление о том, что Россия многонациональная страна. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов, развивать любознательность и интерес; обогащать словарный запас детей.  

Беседа «Государственный флаг РФ».

Задачи:  познакомить с Государственным флагом РФ, назначении, символике цветов и их взаиморасположении

«Столица Амурской области - город Благовещенск»

Задачи: познакомить детей с достопримечательностями, улицами, памятниками, связанными с именами знаменитых людей, прославивших город Благовещенск.

Праздник «Мама, ты на свете лучше всех!»

Задачи:  прививать чувства любви и заботы о маме.

«Наш край родной – Приамурье»

Задачи: познакомить детей с достопримечательностями, улицами, памятниками, связанными с именами знаменитых людей, прославивших  в Амурской области.

Беседа на тему: «Моя мама – какая она».

Задачи: закрепить знания о труде мамы дома и на работе, воспитывать чувства любви, уважения и заботы о женщинах; расширять представления о профессиях

Рассматривание картин с видами Москвы (Кремль, Красная площадь).

Слушание песен о Москве.

Задачи: продолжать знакомить детей с главным городом нашей Родины.

Развивающая игра «Праздники России»

Задачи: продолжать знакомить детей с праздниками нашей страны.

Чтение художественной литературы М.А.Козловой.

Задачи: знакомить с произведениями амурской писательницы. Воспитывать любовь к литературе родного края.

декабрь

Беседа «Природа России».

Задачи: формировать представление детей о красоте природы России, воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной стране.

Беседа  «Я и мои права».

Задачи: познакомить с Конвенцией о правах ребенка в доступной для дошкольников форме.

Рассматривание открыток «За что мы любим свой город».

Задачи: закрепить знания детей о достопримечательностях родного города. Формировать гражданско-патриотические чувства.

Беседа «Животный мир нашего края».

Задачи: формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения в нашем крае; развивать у детей познавательный интерес к жизни животных нашего края; воспитывать бережное отношение к животным.

Игра «Интервью»

Задачи: учить детей составлять небольшой связный рассказ по теме: «Мой город». Воспитывать  уверенность в себе, любовь к родному городу, желание поделиться своими впечатлениями с другими.

Беседа «Символика города»

Задачи: закрепить и обобщить знания детей о символе родного города - гербе. Формировать уважительное отношение к гербу. Воспитывать патриотические чувства. Знакомство с гербом и флагом. Рассматривание иллюстраций герба. Беседа о том, где можно увидеть герб города.

Беседа: «Что за праздник Новый год?»

Задачи:  расширять и углублять знания детей о новогоднем празднике, семейном, добром, весёлом.

Праздник «Новогодний карнавал».

Задачи:  создать у детей радостное настроение.

Игра «Путешествие по городу».

Задачи: знакомить с родным городом.

Рассматривание альбома «Чем славится Амурская область».

Задачи: познакомить детей с картой амурской области. Побуждать интересоваться историей родного края.

январь

Беседа «Народные праздники на Руси. Рождество»

Задачи: знакомить детей с традицией празднования православного праздника Рождество Христово; воспитывать интерес к национальным традициям. Расширять знания детей о народных праздниках на Руси.

Развлечение «В гости коляда пришла».

Задачи: воспитывать интерес к народным русским праздникам.

Беседа «История моего города».

Задачи:  познакомить детей с историей возникновения города; развивать умение понимать неразрывную связь «прошлое» – «настоящее».

Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в районе, городе.

Задачи:  прививать интерес и любовь к родному городу, району.

Рассматривание картинок «Птицы нашего города»

Задачи: закреплять представления детей о птицах нашего города. Уметь отличать их по характерным признакам, образу жизни.

Беседа «Мои друзья».

Задачи: формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны; воспитывать у детей уважение и терпимость к людям, независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, внешнего облика, физических недостатков.

Рассказ с рассматривание картинок «Жизнь людей на Севере»

Задачи: познакомить детей с особенностями жизни людей на Севере: с природными условиями, погодой, животным и растительным миром, занятиями коренных жителей. Формировать чувство уважения к жизни и

труду людей в тяжелых климатических условиях.

Экскурсия по Амурскому краю на «автобусе» (по фотографиям).

Задачи: знакомить детей с достопримечательностями Амурского края, воспитывать любовь к родному краю.

Рисование на тему «Моя Родина».

 

Задачи: вызвать у детей желание отражать в рисунке свои впечатления и представления. Воспитывать любовь и уважение к Родине.

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия по городу»

Задачи: закреплять у детей навыки ориентировки, знания об административных, культурных зданиях, жилых  кварталов.

Чтение художественной литературы М.А.Козловой.

Задачи: знакомить с произведениями амурской писательницы. Воспитывать любовь к литературе родного края.

февраль

Беседа «Как жили славяне»

Задачи: познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой.

Рассматривание картины Васнецова

«Три богатыря».

Задачи: расширение кругозора; вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях; воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Слушание в записи былин об Илье Муромце, Алеше Поповиче и Тугарине Змеёвиче, Никите Кожемяке.

Задачи: познакомить с подвигами богатырей.

Беседа «Славные воины России»

Задачи: закрепить представление детей об армии, о родах войск; воспитывать уважение к защитникам отечества.

Беседа «Русский лес – чудесный лес»

Задачи: уточнить и систематизировать знания детей о растительном и животном мире русского леса. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы. Воспитывать патриотические чувства.

Чтение пословиц и поговорок о храбрости, героизме воинов

Задачи: объяснение смысла пословиц о храбрости, героизме воинов («Смелость города берет», «Тот герой, кто за Родину горой» и др.).

Изготовление подарков для пап и дедушек.

Задачи:  прививать желание заботиться о своих близких родных.

Спортивное развлечение «Хочется мальчишкам в армии служить».

Задачи: развивать у детей быстроту, выносливость, силу, внимание.

Сюжетно-ролевая игра «Пора в армию»

Задачи: расширять знания детей о военной службе.

Развлечение «Масленица».

Задачи:  воспитывать интерес к народным русским праздникам, интерес к истории России, национальную гордость.

Беседа «Моя улица»

Задачи: рассказать о происхождении названий улиц. Формировать у детей  интерес к своей малой родине, улицам, жилым домам, закрепить знание домашнего адреса, учить детей правилам безопасного перехода через дорогу.

Чтение художественной литературы М.А.Козловой.

Задачи: знакомить с произведениями амурской писательницы. Воспитывать любовь к литературе родного края.

март

Беседа «О мамах родных и очень важных».

Задачи: воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей

Изготовление подарка мамам, бабушкам.

Задачи:  воспитывать желание порадовать мам, бабушек.

Праздник «Мы поздравляем мам с 8 марта».

Задачи: воспитывать желание поздравить мам, бабушек, заботиться о них.

Конкурс чтецов «Стихи о маме».

Задачи: воспитывать чувства любви, уважения и заботы о маме.

Беседа «Русские народные

Промыслы»

Задачи: закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах, средствами эстетического воспитания формировать чувство восхищения творениями народных мастеров.

Игра – путешествие «Москва - столица России».

Задачи: познакомить детей с достопримечательностями Москвы. Формировать у детей понятие о Москве – столице, главном городе России; воспитывать патриотические, гражданские чувства.

Беседа «Голубые реки России»

Задачи: познакомить детей с названиями крупных рек России: Волга, Лена, Обь, Енисей, Ангара, Амур, Зея, озеро Байкал. Формировать понимание значимости воды для жизни всего живого. Побуждать детей бережно относиться к природным богатствам России.

Сюжетно - ролевая игра «Дочки – матери».

Задачи: способствовать возникновению игр на темы из окружающей жизни, развивать умение ладить друг с другом в совместной игре.

Беседа «Что такое заповедник?»

Задачи: познакомить детей с назначением природных заповедников, «Красной книгой»; воспитывать бережное отношение к природе, патриотические чувства.

«Малая красная книга»

Задачи: закрепить знания детей о редких растениях и животных , птиц нашего края занесенных в « Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю, чувство ответственности.

Беседа «Городские здания»

Задачи: познакомить детей с разными видами городских зданий, их назначением, объяснить, что дома бывают жилые и нежилые; познакомить детей с сооружениями культуры и досуга, их назначением.

Развлечение «Веснянка».

Задачи: уточнить и систематизировать представление детей о весне; формировать интерес к культуре своего народа.

Чтение художественной литературы М.А.Козловой.

Задачи: знакомить с произведениями амурской писательницы. Воспитывать любовь к литературе родного края.

апрель

Рассказ с рассматриванием иллюстраций «Знаменитые спортсмены России»

Задачи: познакомить детей со знаменитыми российскими спортсменами в разных видах спорта. Формировать уважительное отношение к их спортивным достижениям. Подчеркнуть, что такие люди – «настоящие граждане своей страны». Объяснить, что значит слово «патриот».

Беседа «Я и моѐ имя».

Задачи: познакомить со значением имен детей, родителей; объяснить понятие имя, отчество, фамилия; закрепить умение понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье.

Беседа «Покорение космоса».

Задачи:  дать представление о космосе космическом пространстве; о ближайшей звезде – Солнце, о спутнике земли – Луне; воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта. Учить фантазировать

Чтение художественной литературы.

Чтение: М. Водопьянов «Космонавт-1», «106 минут вне Земли», Г. Юрмин «Счастливого пути, космонавт». А. Леонова «Переход», «Орбитальная станция», «Луноход»; иллюстрации: «Земля из космоса», «Земля из космоса», «Звездное небо».

Рассматривание иллюстраций «Природные богатства России»

Задачи: формировать в представлении детей образа России, как огромной по территории стране, имеющей богатую и разнообразную природу; познакомить детей с климатическими зонами России: тундрой, тайгой, средней полосой, степью. познакомить с наиболее известными заповедниками на территории нашей страны, их назначением.

Беседа «Климатические зоны России»

Задачи: обобщить знания детей о климатических зонах РФ. Воспитывать чувство гордости за необъятные просторы нашей Родины. Побуждать детей восхищаться красотой родной природы.

Изготовление альбома «Родная сторонушка».

Задачи: прививать любовь, бережное отношение к природе, расширять знания детей о родном Амурском крае.

Игра «Где находится памятник?»

Задачи: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе.

Домино «Народные промыслы»

Задачи: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Чтение художественной литературы М.А.Козловой.

Задачи: знакомить с произведениями амурской писательницы. Воспитывать любовь к литературе родного края.

май

Беседа «Знамя Победы».

Задачи: формировать элементарное представление об истории Отечества, закрепить и обобщить знания о видах флагов, об их назначении; дать краткие сведения из истории знамен.

Занятие «Этот день Победы».

Задачи: познакомить с жизнью детей во время Великой Отечественной войны; формировать патриотические чувства, интерес к прошлому России.

Экскурсия к  памятнику вечному огню с возложением цветов к обелиску павших солдат.

Задачи: донести до детей мысль, что спустя много лет люди помнят о событиях грозной войны, чтят память погибших.

Оформление стенда «Мои папа и дедушка – защитники Отечества».

Задачи: воспитывать любовь и уважение к близким родным людям, как к защитникам Родины.

Беседа «Знаменитые земляки»

Задачи: познакомить детей со знаменитыми земляками, людьми, которые своим трудом способствуют процветанию города. Воспитывать уважение к их труду и подвигам, желание быть на них похожими.

Беседа «Что сажают в нашем крае»

Задачи: расширять знания детей о посадке растений на огородах и в полях. Познакомить с уникальностью почвы Амурской области. Воспитывать любовь к труду.

Беседа «Растительный и животный мир родного края»

Задачи: расширять представления детей о природе и животном мире родного края. Воспитывать патриотические чувства, побуждать детей восхищаться красотой родной природы, формировать основы экологического мировоззрения.

Чтение художественной литературы М.А.Козловой.

Задачи: знакомить с произведениями амурской писательницы. Воспитывать любовь к литературе родного края.

Викторина «Знаешь ли ты свой город»

Задачи: закрепить знания детей о родном городе, его достопримечательностях, транспорте.

Игра «Русские узоры»

Задачи: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Игра «Я - экскурсовод»

Задачи: учить детей находить и называть памятные места родного города, рассказывать о них.

Беседа «О творчестве А. С. Пушкина»

Задачи: познакомить детей со знаменитым соотечественником – А. С. Пушкиным. Побуждать детей восхищаться его творчеством. Воспитывать интерес к его произведениям.

Итоговое занятие – викторина «Что

мы знаем о России»

Задачи: обобщить и систематизировать знания детей о России, формировать уважительное отношение к государственным символам, закрепить названия крупных российских городов и рек, названия народных промыслов. Воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно-тематический план работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем (старшая, подготовительная гр.)

«Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через народное творчество»Исполнитель:Федина Альбина Алексеевнавоспитатель МКДОУ Савинского детского сада №2 п. Сав...

Перспективное планирование по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: ознакомление с историческим наследием Нижнего Новгорода

В данном материале представлено перспективное планированиии работы с детьми старшего дошкольного возраста при ознакомлении с историческим наследием Нижнего Новгорода...

Рабочая тетрадь «Широка страна моя родная» по гражданско - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста, Методические рекомендации к рабочей тетради по гражданско - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.

Развитие государства самым непосредственным образом связано с тем, что на данный момент закладывается в подрастающем поколении в качестве социального фундамента. Общественные деятели, социологи, педаг...