«Экскурсия по родному городу как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
занимательные факты
Из опыта работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Из опыта работы: «Экскурсия по родному городу как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников»
«Город мой, нет на свете чудесней
Твоих улиц, парков, садов.
Ты рожден, как хорошая песня,
У амурских родных берегов…»
В настоящее время одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. В современном образовании выделяются задачи, ориентированные на духовную жизнь общества: Родина, семья, родная природа, история народа – то, что составляет фундамент становления личности.
Старший дошкольный возраст – период интенсивного формирования новых психических качеств, существенной перестройки познавательных процессов. Данный возраст является благоприятным для осуществления работы по патриотическому воспитанию. Дети рано начинают усваивать ценности того общества, в котором они живут. Воспитание гражданственности и патриотизма определяется субъективными усилиями педагогов и родителей и объективным состоянием общества.
Известны педагогические принципы: любовь к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок живет, детскому саду, школе, городу. Знакомить с достопримечательностями города и с родной природой лучше всего на экскурсиях. Экскурсии представляют собой особый вид занятий, которые дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными культурными объектами. Экскурсия обеспечивает наглядность и повторность восприятия учебного материала. Во время совместной образовательной деятельности я познакомила детей с историей и традициями города. Рассказала детям, что в нашем городе есть краеведческий музей, который поможет нам увидеть быт и условия наших предков.
Расширить знания о родном крае помогла экскурсия в музей. Музейный работник познакомила детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта. Из беседы дети узнали, что такое ухват, чугунок, горшок, крынка, самовар, познакомились со старинными предметами быта.
В другом зале дети увидели разнообразие фауны нашего края. Дети с восторгом разглядывали зайцев, лосей, медведей, птиц, лис и других животных нашего края. Расспрашивали о незнакомых насекомых, рыб.
Так организованные экскурсии в библиотеку, Амурский кукольный театр позволили познакомить ребят с культурной жизнью нашего города, профессией библиотекаря, кукловода, костюмера, актера, гардеробщика.
В рамках программы по региональному компоненту, мы с детьми посетили палеонтологический музей «Затерянный мир». Образован музей в 1997 году на базе самой крупной в стране коллекции российский динозавров, как источник краеведческих знаний и средство широкой репрезентации уникального научного материала. Музейная экспозиция рассказывает об истории открытия динозавров Приамурья, которая начинается в начале 20 века. Основой музейной экспозиции служат уникальные находки из местонахождений Амурской области: трехметровая задняя конечность молодого амурозавра, зубные кости утконосых растительноядных динозавров, хвостовые, шейные и туловищные позвонки, ребра шлемоголовых амурозавра и олоротитана, плоскоголового керберозавра, зауроподного динозавра - архаравии и другие редкие находки. После этой экскурсии дети находились под впечатлением долгое время.
Следующая экскурсия у нас была в музей пожарной охраны. Это не просто музей, где собрана коллекция предметов, посвященных нелегкой работе пожарных. Музей Центра противопожарной пропаганды — это наглядное пособие. Здесь можно найти сложные экспозиции, созданные для демонстрации страшных пожаров, личные коллекции сотрудников МЧС, образцы пожарной техники, экспонаты, которые рассказывают об истории пожарного дела. В выставочных залах представлены история и современность пожарной охраны. Посетителям рассказывают о нелегкой и героической работе пожарных-спасателей. При демонстрации макета «Печь в разрезе» гости узнают о последствиях халатности людей и причинах пожаров. «Сгоревшая комната» наглядно демонстрирует как красивое и уютное помещение за секунду превращается в пепелище. Также в музее есть мини-пожарная часть, экспозиция, посвященная работе государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, выставка «Современные системы пожарной безопасности», экспонаты пожарного автопарка. Наиболее заметный среди них — советский пожарный мотоцикл «Урал М 67-35». Дети охотно слушали рассказы пожарного, познакомились с пожарной машиной, даже побывали внутри самого автомобиля.
Возвращаясь на автобусе с экскурсий в детский сад по пути нам встретились продовольственные магазины, ветеринарная аптека, почта, детская поликлиника, собор Ксении Петербургской, новые жилые микрорайоны. Ребята с удовольствием рассказали об их назначении.
Совместная экскурсия с родителя на аллею славы, показала воспитанникам важность уважать ветеранов войны, гордится своей страной и ее героями.
В качестве после экскурсионной работы, направленной на расширение, уточнение, систематизацию знаний, на упрочнение чувств, отношений, зародившихся на экскурсии я проводила с детьми беседы. Также свои впечатления об экскурсиях воспитанники оставляли в своих рисунках, аппликациях, лепке и конструировании.
Результатом проделанной работы стало то, что у воспитанников расширились представления о родном городе Благовещенске: его улицах, достопримечательностях, истории, о его культурной жизни, о его создателях и героях. Удалось привлечь родителей воспитанников к патриотическому воспитанию детей, улучшились детско-родительские отношения. Развивающая предметно пространственная среда группы пополнилась замечательными дидактическими играми и пособиями, появились картотеки с видео и фото экскурсией.
Итогом данной экскурсии было создание фотоальбома: «Наш город».
Таким образом, экскурсия благодаря своей наглядности, доходчивости, эмоциональности является эффективной формой передачи знаний детям, способствует прочному усвоению приводимых фактов, оказывает сильное воздействие на ребёнка, прививает любовь к родному краю, к родной природе, воспитывает патриотизм к малой Родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме: «Ознакомление с родным городом, как средство нравственно-патриотического воспитания».
Известно, что дошкольное воспитание – важный период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Дошкольные образовательные учреждения, являются начальным звеном си...
Воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к родному городу (краю) посредством нравственно-патриотических чувств
Данные методические рекомендации помогут педагогам спланировать свою работу по воспитанию любви к родному городу (краю) посредством нравственно-патриотических чувств. Также здесь представлены разработ...
Ознакомление дошкольников с городом как средство нравственно- патриотического воспитания
Статья по нравственно- патриатическому воспитанию....
Консультация для педагогов Ознакомление с родным городом как средство нравственно-патриотического воспитания
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка - сложный педагогический процесс. Базовым этапом форммирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем город...
«Знакомство с родным краем , как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников »
Статья из опыта работы над проектом "Талдом-журавлиный край"...
Консультация для педагогов "Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников"
Консультация для педагогов "Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников"...
«Чтение художественной литературы Родного края, как средство нравственно -патриотического воспитания дошкольников»
laquo;Чтение художественной литературы Родного края, как средство нравственно -патриотического воспитания дошкольников»...