«Знакомство с родным краем , как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников »
статья

Жукова Светлана Николаевна

 Статья из опыта работы над проектом "Талдом-журавлиный край"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon taldom.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №2 "Ромашка"

«Знакомство с родным краем ,

как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников »

 

Из опыта работы  :  

воспитателя  Жуковой С.Н.

 

Талдом  2019

Воспитание любви к Родине – важная задача нравственного воспитания подрастающего поколения.

Чувство родины… Оно начинается с восхищения тем что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что находит отклик в его душе.

Одним из средств воспитания у дошкольников нравственно-патриотических чувств является ознакомление с родным городом, его историей, культурой, традициями, достопримечательностями

Цель нашей работы- показать красоту родного города, привить чувство любви и привязанности к месту, где ребенок родился, где прошло его детство. Для наших детей – это Талдом. Наш город не молод. В 2015 году исполняется 338 лет со дня его основания. Талдом имеет свою богатейшую историю, нам есть чем гордиться, что рассказать и что показать своим детям.

Люди, которые создавали и строили наш город,  делали это с большой любовью.

Архитекторы, строители, озеленители, жители делают все, чтобы Талдом имел свое неповторимое лицо, был уютным и запоминающимся.

 На начальном этапе детям необходимо создать в группе определенную развивающую среду. Для того, чтобы заинтересовать детей в группе должны быть: открытки, альбомы, планы улиц, макеты домов, различные конструкторы и строительные материалы.

При ознакомлении дошкольников с  родным городом  мы используем следующие формы работы: беседы, экскурсии, занятия, закрепление полученных знаний в свободной деятельности.

Дошкольников следует привлекать к рассмотрению иллюстративного материала, они должны учиться высказывать свое мнение по поводу увиденного. Беседы должны проходить в форме совместного поиска на поставленные воспитателем вопросы. Беседы имеют различную тематику: «Расскажи об улице, на которой ты живешь», «Дом, в котором я живу», «Памятные места нашего города» ,«Город и городские дома», « Что мы видели на экскурсии», «Памятники нашего города» и др.

 Важной формой  ознакомления  дошкольников  с родным  краем являются экскурсии. Маленьких жителей нашего города можно познакомить с множеством замечательных мест, достопримечательностей старинных и современных построек. Знакомство с городом начинается с экскурсий по микрорайону «Юбилейный» и прилегающих к нему улиц. Во время экскурсий учим детей узнавать знакомые здания, выделять особенности внешнего вида ,их назначение ( школа, детский сад ,почта ,магазин  и т.д.)

 Наш детский сад давно и успешно сотрудничает с  Талдомским  историко-литературным музеем  ,его сотрудники  проводят для ребят старших и подготовительных групп краеведческие уроки ,рассказывают об истории города , его достопримечательностях , о наших знаменитых земляках.  Со старшими дошкольниками мы  регулярно посещаем   выставки организуемые в музее. В экспозиции материалы  о семье купцов Волковых, башмачном промысле, керамике Вербилок, природе района ,  о М.Е.Салтыкове -Щедрине и других наших земляках.  Кроме того само здание музея представляет большой интерес ,это  дореволюционная постройка в стиле модерн   бывший дом куца Волкова.

Также  наши дети частые гости в городской библиотеке. Ее сотрудники регулярно проводят для дошкольников различные мероприятия и беседы, которые  позволяют больше узнать о нашем городе и районе – его прошлом и настоящем.

 Также администрация ДОУ организует автобусные экскурсии по достопримечательностям Талдомского района.

Мы с ребятами неоднократно посещали село Спас-Угол, где родился и жил наш великий земляк М.Е. Салтыков-Щедрин  В родовой   церкви господ Салтыковых сейчас расположен музей писателя  . В экспозиции воссозданы интерьеры   деревенской избы, помещичьего дома, стилизованное рабочее место писателя  ,там же находятся  прижизненные издания книг Салтыкова -Щедрина.  Ребята смогли увидеть макет  усадьбы писателя,  одежду, в которой  ходили крестьяне и баре. Здесь же представлено генеалогическое древо семьи Салтыковых.  Напротив храма недавно  был установлен верстовой столб «135 верст до Москвы» , который вызвал у ребят неподдельный интерес.

Так же мы со старшими дошкольниками дважды посещали Александровский женский монастырь ,экскурсию проводили сотрудники Талдомского историко -литературного музея. Монахини  тепло принимали наших ребят ,нам показали все постройки монастыря , керамическую и художественную мастерскую, иконостасы украшенные мозаикой и керамикой . На территории обители расположен  красивый садик с прудом и небольшим зверинцем. В клетках зверинца живут павлины, куры и черно-бурая лиса.  Везде  много клумб с цветами, небольшой  источник с колодцем, декоративная повозка с фигурками птичек и зверей .Ребята также побывали на пасеке , молочной  ферме ,с удовольствием покатались на лошадях ,покормили ручного пони.

Из особо запомнившихся экскурсий можно также отметить поездку в село Павловичи ,в школьный этнографический музей.

 Были в доме-музее С. Клычкова, в деревне Дубровки.

Ежегодно осенью мы совершаем автобусные экскурсии в заказник Журавлиная Родина, где дети могут наблюдать не только серых журавлей, но и  побывать в лесу , увидеть бобровые хатки , понаблюдать  как растет клюква на болоте , закрепить знания о  грибах и растениях леса .

Знания , полученные детьми на экскурсии мы закрепляем в организованной образовательной деятельности.

Например, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром мы рассматриваем такие темы как:

 «Наш Талдом»,

«Путешествие по родному городу»,

«Из окна ,из окна –наша улица видна»,

«Журавлиная родина – Талдомский край»,

« Виртуальная экскурсия по Талдому» и др.

Дети учатся составлять рассказы, руководствуясь собственным опытом, выражать свое отношение к увиденному.

Особое место в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников занимает  тема Победы в Великой Отечественной войне . Каждый год , мае  в нашем детском саду проходят торжественные мероприятия на которые мы приглашаем ветеранов ВОВ.

    Затем  мы с детьми обязательно идем  к памятнику погибшим воинам   чтобы возложить цветы и почтить  память погибших минутой молчания .

Кроме того мы посещаем экспозицию в музее ,посвященную ВОВ.

Знания, полученные на занятиях дети с успехом, применяют в самостоятельной деятельности. С удовольствием используют  полученные знания в сюжетно-ролевых играх. Также нами изготовлены дидактические  пособия: «Наш город», «Прогулка по городу», «Талдомская азбука» и др.

Кроме того нами были разработаны и осуществлены на практике два проекта : «Журавлиная родина» и «Не забудем их подвиг великий».

Результат  нашей  работы  :

-  у детей расширились знания о родном городе и местном крае, о их достопримечательностях, истории и символах ,

- сформировался интерес к своей малой Родине – городу, улицам, жилым домам ,природным обьектам,

- расширились представления об окружающем мире.

-  дети научились составлять большие по объему ,последовательные рассказы    -дети умеют выражать в продуктивной деятельности полученные знания и умения.

Но самым главным результатом нашей работы, по моему мнению, является воспитание у ребят чувства глубокой привязанности к родным местам, уважительного отношения к своему городу и любви к своей стране. Очень надеюсь на то, что  наши  воспитанники будут гордиться тем, что живут в нашем замечательном городе и сделают его еще краше.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания

Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания...

Природа родного края, как средство нравственно-патриотического воспитания

Природа умеет удивлять своими красками и настроением в каждое время года. Весна - радость и пробуждение, лето - благоухание и свежесть, осень - усталость и грусть, а зима - тишина и сказка. Самые ярки...

Консультация для воспитателей: Природа родного края, как средство нравственно-патриотического воспитания

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чув...

Консультация для пед.совета "Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания"

Какой высокий смысл заложен в одном коротком слове — родина. И для каждого человека это слово содержит в себе что-то свое, личное, особенное и что-то общее, более значительное. Думая о родине, мы...

Консультация для воспитателей: «Природа родного края, как средство нравственно – патриотического воспитания»

Консультация для воспитателей: «Природа родного края, как средство нравственно – патриотического воспитания»...

Консультация для педагогов "Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников"

Консультация для педагогов "Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников"...