«Знакомство с родным краем , как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников »
статья
Статья из опыта работы над проектом "Талдом-журавлиный край"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
taldom.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №2 "Ромашка"
«Знакомство с родным краем ,
как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников »
Из опыта работы :
воспитателя Жуковой С.Н.
Талдом 2019
Воспитание любви к Родине – важная задача нравственного воспитания подрастающего поколения.
Чувство родины… Оно начинается с восхищения тем что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что находит отклик в его душе.
Одним из средств воспитания у дошкольников нравственно-патриотических чувств является ознакомление с родным городом, его историей, культурой, традициями, достопримечательностями
Цель нашей работы- показать красоту родного города, привить чувство любви и привязанности к месту, где ребенок родился, где прошло его детство. Для наших детей – это Талдом. Наш город не молод. В 2015 году исполняется 338 лет со дня его основания. Талдом имеет свою богатейшую историю, нам есть чем гордиться, что рассказать и что показать своим детям.
Люди, которые создавали и строили наш город, делали это с большой любовью.
Архитекторы, строители, озеленители, жители делают все, чтобы Талдом имел свое неповторимое лицо, был уютным и запоминающимся.
На начальном этапе детям необходимо создать в группе определенную развивающую среду. Для того, чтобы заинтересовать детей в группе должны быть: открытки, альбомы, планы улиц, макеты домов, различные конструкторы и строительные материалы.
При ознакомлении дошкольников с родным городом мы используем следующие формы работы: беседы, экскурсии, занятия, закрепление полученных знаний в свободной деятельности.
Дошкольников следует привлекать к рассмотрению иллюстративного материала, они должны учиться высказывать свое мнение по поводу увиденного. Беседы должны проходить в форме совместного поиска на поставленные воспитателем вопросы. Беседы имеют различную тематику: «Расскажи об улице, на которой ты живешь», «Дом, в котором я живу», «Памятные места нашего города» ,«Город и городские дома», « Что мы видели на экскурсии», «Памятники нашего города» и др.
Важной формой ознакомления дошкольников с родным краем являются экскурсии. Маленьких жителей нашего города можно познакомить с множеством замечательных мест, достопримечательностей старинных и современных построек. Знакомство с городом начинается с экскурсий по микрорайону «Юбилейный» и прилегающих к нему улиц. Во время экскурсий учим детей узнавать знакомые здания, выделять особенности внешнего вида ,их назначение ( школа, детский сад ,почта ,магазин и т.д.)
Наш детский сад давно и успешно сотрудничает с Талдомским историко-литературным музеем ,его сотрудники проводят для ребят старших и подготовительных групп краеведческие уроки ,рассказывают об истории города , его достопримечательностях , о наших знаменитых земляках. Со старшими дошкольниками мы регулярно посещаем выставки организуемые в музее. В экспозиции материалы о семье купцов Волковых, башмачном промысле, керамике Вербилок, природе района , о М.Е.Салтыкове -Щедрине и других наших земляках. Кроме того само здание музея представляет большой интерес ,это дореволюционная постройка в стиле модерн бывший дом куца Волкова.
Также наши дети частые гости в городской библиотеке. Ее сотрудники регулярно проводят для дошкольников различные мероприятия и беседы, которые позволяют больше узнать о нашем городе и районе – его прошлом и настоящем.
Также администрация ДОУ организует автобусные экскурсии по достопримечательностям Талдомского района.
Мы с ребятами неоднократно посещали село Спас-Угол, где родился и жил наш великий земляк М.Е. Салтыков-Щедрин В родовой церкви господ Салтыковых сейчас расположен музей писателя . В экспозиции воссозданы интерьеры деревенской избы, помещичьего дома, стилизованное рабочее место писателя ,там же находятся прижизненные издания книг Салтыкова -Щедрина. Ребята смогли увидеть макет усадьбы писателя, одежду, в которой ходили крестьяне и баре. Здесь же представлено генеалогическое древо семьи Салтыковых. Напротив храма недавно был установлен верстовой столб «135 верст до Москвы» , который вызвал у ребят неподдельный интерес.
Так же мы со старшими дошкольниками дважды посещали Александровский женский монастырь ,экскурсию проводили сотрудники Талдомского историко -литературного музея. Монахини тепло принимали наших ребят ,нам показали все постройки монастыря , керамическую и художественную мастерскую, иконостасы украшенные мозаикой и керамикой . На территории обители расположен красивый садик с прудом и небольшим зверинцем. В клетках зверинца живут павлины, куры и черно-бурая лиса. Везде много клумб с цветами, небольшой источник с колодцем, декоративная повозка с фигурками птичек и зверей .Ребята также побывали на пасеке , молочной ферме ,с удовольствием покатались на лошадях ,покормили ручного пони.
Из особо запомнившихся экскурсий можно также отметить поездку в село Павловичи ,в школьный этнографический музей.
Были в доме-музее С. Клычкова, в деревне Дубровки.
Ежегодно осенью мы совершаем автобусные экскурсии в заказник Журавлиная Родина, где дети могут наблюдать не только серых журавлей, но и побывать в лесу , увидеть бобровые хатки , понаблюдать как растет клюква на болоте , закрепить знания о грибах и растениях леса .
Знания , полученные детьми на экскурсии мы закрепляем в организованной образовательной деятельности.
Например, на занятиях по ознакомлению с окружающим миром мы рассматриваем такие темы как:
«Наш Талдом»,
«Путешествие по родному городу»,
«Из окна ,из окна –наша улица видна»,
«Журавлиная родина – Талдомский край»,
« Виртуальная экскурсия по Талдому» и др.
Дети учатся составлять рассказы, руководствуясь собственным опытом, выражать свое отношение к увиденному.
Особое место в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников занимает тема Победы в Великой Отечественной войне . Каждый год , мае в нашем детском саду проходят торжественные мероприятия на которые мы приглашаем ветеранов ВОВ.
Затем мы с детьми обязательно идем к памятнику погибшим воинам чтобы возложить цветы и почтить память погибших минутой молчания .
Кроме того мы посещаем экспозицию в музее ,посвященную ВОВ.
Знания, полученные на занятиях дети с успехом, применяют в самостоятельной деятельности. С удовольствием используют полученные знания в сюжетно-ролевых играх. Также нами изготовлены дидактические пособия: «Наш город», «Прогулка по городу», «Талдомская азбука» и др.
Кроме того нами были разработаны и осуществлены на практике два проекта : «Журавлиная родина» и «Не забудем их подвиг великий».
Результат нашей работы :
- у детей расширились знания о родном городе и местном крае, о их достопримечательностях, истории и символах ,
- сформировался интерес к своей малой Родине – городу, улицам, жилым домам ,природным обьектам,
- расширились представления об окружающем мире.
- дети научились составлять большие по объему ,последовательные рассказы -дети умеют выражать в продуктивной деятельности полученные знания и умения.
Но самым главным результатом нашей работы, по моему мнению, является воспитание у ребят чувства глубокой привязанности к родным местам, уважительного отношения к своему городу и любви к своей стране. Очень надеюсь на то, что наши воспитанники будут гордиться тем, что живут в нашем замечательном городе и сделают его еще краше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания
Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания...
Природа родного края, как средство нравственно-патриотического воспитания.
Консультация для воспитателей....
Природа родного края, как средствонравственно-патриотического воспитания
Природа умеет удивлять своими красками и настроением в каждое время года. Весна - радость и пробуждение, лето - благоухание и свежесть, осень - усталость и грусть, а зима - тишина и сказка. Самые ярки...
Консультация для воспитателей: Природа родного края, как средство нравственно-патриотического воспитания
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чув...
Консультация для пед.совета "Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания"
Какой высокий смысл заложен в одном коротком слове — родина. И для каждого человека это слово содержит в себе что-то свое, личное, особенное и что-то общее, более значительное. Думая о родине, мы...
Консультация для воспитателей: «Природа родного края, как средство нравственно – патриотического воспитания»
Консультация для воспитателей: «Природа родного края, как средство нравственно – патриотического воспитания»...
Консультация для педагогов "Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников"
Консультация для педагогов "Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников"...