«Мир лекарственных растений Кулундинского района»
проект (старшая группа)
Важное значение в развитии ребенка имеет экологическое образование, которое необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения. В наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_lekarstvennyh_rasteniy_kulundinskogo_rayona.docx | 70.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №7 «Радуга»
Тема проекта:
«Мир лекарственных растений
Кулундинского района»
Автор проекта:
Романченко Ю.А.
Березенко Т.А.
с. Кулунда
Кулундинский район
2024г.
Информационная карта проекта
1. Полное название проекта: «Мир лекарственных растений Кулундинского района»
2. Авторы проекта: Романченко Ю.А., Березенко Т. А.
3. Участники проекта: дети, родители, воспитатели подготовительной группы, учитель-логопед.
4. Район, город, представивший проект: Алтайский край, Кулундинский район, с. Кулунда, МБДОУ №7 «Радуга».
5. Вид проекта: групповой, краткосрочный, творческий.
6. Цель проекта: создать условия для расширения и уточнения знаний детей о лекарственных растениях Кулундинского района, их свойствах, пользе для человека, сформировать знания о способах их сбора и применения.
7. Задачи:
Образовательные задачи: уточнить и расширить знания детей о названиях лекарственных растений, их ценности для здоровья, правил пользования. Познакомить с разнообразием целебных растений родного региона, их значимостью для всего живого на планете, а также с художественной литературой для создания целостного образа изучаемого объекта. Вовлечь дошкольников в природоохранную деятельность.
Развивающие задачи: развивать у дошкольников любознательность, наблюдательность, речь, а также умение сравнивать и анализировать. Развивать словарный запас детей и их знания о лекарственных растениях. Развивать чувства и эмоции дошкольников, полученные в процессе познания через организацию продуктивных видов деятельности.
Воспитательные задачи: воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие дошкольников, бережное отношение к растениям, любовь к родному краю, а также бережное отношение к природе.
8.Методы и формы работы:
- наблюдение;
- чтение художественной литературы;
- заучивание;
- рассказывание;
- художественное творчество;
- рассматривание произведений искусства;
- беседы;
- подвижные, пальчиковые, сюжетно – ролевые игры;
- опытно-экспериментальная деятельность;
- конструктивно-продуктивная деятельность.
8. Сроки проведения: 1 неделя августа 2024года.
9. Ожидаемые результаты (продукт проекта):
- Развитие диалогической и монологической речи, а так же коммуникативных способностей детей.
- Активизация словаря и грамматического строя речи .
- Развитие творческих способностей дошкольников в ходе совместной практической деятельности детей с педагогом и родителями.
- Развитие познавательных способностей.
- Развитие памяти детей, посредством запоминания стихотворений о березе.
- Развитие творческого воображения, мышления.
Актуальность проекта:
Важное значение в развитии ребенка имеет экологическое образование, которое необходимо начинать со знакомства с объектами природы ближайшего окружения. В наше время, когда ребенок очень мало общается с природой, а свободное время все больше занимает компьютер, телевизор и прочие достижения технического прогресса, очень важно помочь ребенку увидеть неповторимость, целостность природы, научить любить ее, уважать, вызвать желание общаться с ней.
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознание, взгляды и представления. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. Экологическое воспитание надо рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание. Формируя гуманные отношения к природе, главное, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем. Беседуя с детьми на тему растений, мы увидели, что дети имеют недостаточный уровень знаний по теме «Лекарственные растения». В ходе работы с родителями, мы также выявили, что многие из них плохо разбираются в многообразии целебных растений. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Мир лекарственных растений Кулундинского района».
1 этап – подготовительный. | |
| |
2 этап – основной. Практический этап | |
Работа с детьми: Познание:
- «Зелѐная аптека» Цель: Рассказать детям о том, какую большую пользу приносят человеку лекарственные растения, расширить представления детей о мире растений, познакомить детей о взаимосвязи растительного мира и человека. Познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение. - «Доктора природы» Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах сбора и хранения. Воспитывать бережное отношение к природе. -«Путешествие в мир лекарственных растений». Цель: Научить отличать лекарственные растения по внешним признакам, запаху, строению; закрепить знания детей о значении лекарственных растений для здоровья человека.
Дида3.. Дидактические игры: «Узнай растение» «Узнай по запаху» «От какого растения часть?» «Что лечит это растение?» Цель: продолжать закреплять знания о лекарственных растениях. Упражнять детей в умении распознавать какие болезни лечит это растение. «Четвёртый – лишний». Цель: закреплять названия лекарственных растений, умение детей выделять лишнее из предложенных растений, доказывать почему оно лишнее. «Назови растение» Цель: упражнять в умении распознавать растения по его частям. «Какой, какая, какие?» Цель: закреплять умение детей подбирать прилагательные к существительным мужского, женского рода в единственном и множественном числе. Закреплять названия лекарственных растений. Сюжетно-ролевая игра «Аптека». Цель: закреплять знания о лекарственных травах. Совершенствовать умение детей взаимодействовать во время игры, распределять роли самостоятельно. 4. Чтение художественной литературы: 5.Разучивание пословиц, поговорок, отгадывание загадок. 6. Заучивание стихов о лекарственных растениях. (Приложение) 7. Художественное творчество:
Цель: закреплять знания детей о месте произрастания лекарственных растений. Закреплять умение рисовать фломастерами, используя яркие цвета для выразительности образа. Развивать художественный вкус.
Цель: закреплять умения детей изображать знакомый образ с помощью нетрадиционного материала для аппликации. Закреплять знания о свойствах одуванчика. Формировать навыки аккуратной работы.
Цель: Продолжать формировать умение передавать форму частей ромашки с помощью налепа. Расширять знания о цветке. Развивать эстетическое восприятие. 8.Слушание музыки: Цель: формирование основ музыкальной культуры детей. 1. Ю. Антонов «Не рвите цветы» 2. В. Моцарт «Цветы» 3. П. И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов» 4. Ю. Чичков «Волшебный цветок» «Это называется природа» 5. М. Протасов «Одуванчики». 9. Оформление уголка «Мир лекарственных растений». |
Работа с родителями: 1. Выставка книг «Поэты и писатели о лекарственных растениях». 2. Оформление папки – передвижки «Лекарственные растения Кулундинского района ». 3. Оформление фото выставки « Увлекательный мир растений» (фотографии детей на фоне лекарственных растений)
|
3 этап – заключительный. | |
|
Заключение:
По итогам работы было отмечено:
1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.
2. Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к лекарственным растениям.
3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Мир лекарственных растений Кулундинского района»
4. Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.
Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умения приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения.
В ходе работы над проектом научились различать , узнавать растения по внешним признакам, познакомились с их лекарственным значением, правилами сбора и хранения, выявили меры по сохранению лекарственных растений в природе.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к лекарственным растениям. Педагогический коллектив нашего учреждения и дальше будет проводить проекты экологической направленности.
Приложение 1
Физминутки
«За малиной»
За малиной в лес пойдем, в лес пойдем. (дети водят хоровод, взявшись за руки)
Спелых ягод наберем, наберем.(идут по кругу, наклоняясь, как бы
собирая ягоды)
Солнышко высоко, (встают лицом в круг, тянутся
руками вверх)
А в лесу тропинка.(наклоняются и пытаются
достать пол)
Сладкая ты моя, (идут по кругу, взявшись за руки)
Ягодка-малинка.
«По ягоды»
Мы шли-шли-шли, (маршируют по кругу, держа руки на поясе)
Много клюквы нашли.(наклоняются, правой рукой достают
носок левой ноги, не сгибая колен)
Раз, два, три, четыре, пять, (опять идут по кругу)
Мы опять идем искать.(наклоняются, левой рукой касаются
носка правой ноги, не сгибая колен)
«В лесу растет…»
А в лесу растёт черника(шагают на месте)
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать.(приседания)
Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу.(ходьба на месте)
«Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик!
(приседают, потом медленно поднимаются)
Стебель тоненький, как пальчик.
Если ветер быстрый – быстрый
(разбегаются в разные стороны)
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит.
Одуванчика тычинки,
Разлетятся хороводом
(берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом.
Приложение 2
Загадки про растения:
Стоят в поле сестрички:
Желтый глазок, белые реснички. (ромашка)
Ах, не трогайте меня!
Обожгу и без огня! (крапива)
Стоит Алена: платок зеленый,
Тонкий стан, белый сарафан. (Береза)
«Кошачья травка» — Больным поправка:
Корешок в аптечку,
Чтоб помочь сердечку. (Валериана)
Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка,
Был цветок и нет цветка. (Одуванчик)
Сидит на палочке
В красной рубашечке,
Брюшко сыто —
Камнями набито. (Шиповник)
Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая — чернеет. (Смородина)
Стоит разбойник у дороги,
Под одеждой прячет ноги.
И кто ни появляется,
За каждой цепляется. (Репейник)
У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви — только на макушке. (Сосна)
Тонкий стебель у дорожки.
На конце его — серёжки.
На земле лежат листки —
Маленькие лопушки.
Нам он — как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук. (Подорожник)
Лист горбочком, с желобочком.
Шипы имеет, а ранить не умеет.
Зато лечит нас в любой день и час. (Алоэ)
Вдоль дороги и по скатам бегают до темноты,
Словно жёлтые цыплята, ... цветы.
А стемнеет – соберутся од листом, как под крылом,
В мягкий, тёплый пух уткнутся и заснут счастливым сном.
(Мать-и-мачеха.)
И в лесу, и в квасу,
И в конфетке, и в таблетке. (Мята.)
Это прозвище недаром
У красивого цветка.
Капля сочного нектара
И душиста, и сладка.
От простуды излечиться
Вам поможет ... (Медуница.)
Коготок короток,
А сквозь землю прошёл –
Шапку золота нашёл.
(Календула, или ноготки.)
Дольку этого плода
В чай кладём мы иногда,
Ароматней и вкусней
В чашке чай бывает с ней. (Лимон.)
Летом рад я свежей
Ягоде медвежьей,
А сушёная в запас
От простуды лечит нас. (Малина.)
Не болеем больше гриппом,
Не боимся сквозняка,
Все лекарства заменяет
Нам головка ... (Чеснока.)
Приложение 3
Стихи о лекарственных растениях:
Одуванчик
Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик.
Подрастёт— нарядится
В беленькое
платьице:
Лёгкое,
воздушное,
Ветерку
послушное.
Белая ромашка
Белая ромашка,
Лепестки — вразлёт,
Мчусь с тобой в ладони,
Словно вертолёт.
Лепестки – пропеллер,
Я чуть-чуть лечу.
Я ромашку маме
Подарить хочу!
Подорожник
Растет на поле вдоль дорожек
Чудесный доктор — подорожник.
Я вам сейчас открою тайну -
Он здесь дежурит не случайно!
Порежешь палец — он поможет.
Царапинку полечит тоже.
Собьешь коленку — не беда!
Зеленый доктор здесь всегда! (Н. Томилина)
Стихи про зверобой
Т. Голикова
А вот растенье – зверобой,
Лист – продырявленный такой;
Должно быть, шить училась пчелка,
Колола жалом, как иголкой,
Но знайте – нет его полезней,
Он прогоняет сто болезней!
В лес сегодня я пошла,
Зверобою набрала.
Засушу я зверобой
Своей собственной рукой.
А холодною зимой
Заварю я всем вам чай.
Пейте чай, пейте чай,
Пейте чай и не скучайте.
Стихи про тысячелистник
А. Алферова
Не играю, не мечтаю,
Сижу – листики считаю…
И не тысяча здесь вовсе,
А всего лишь триста восемь.
Кто-то был давно неправ:
Лепестки не сосчитав,
Без особого призвания
Дал неверное название.
Не считали, но напрасно:
Почемучка я ужасный,
Я в ботанике – отличник,
Почему тысячелистник?
Т. Голикова
Тысячелистник пахнет сладко и смолисто,
В зонт бело-розовый собрал свои цветочки
На стебле – тысяча мельчайших листьев
Возьмите сосчитайте, это – точно!
А. Полетаева
Цветков корзинка на стебле,
Однажды повстречалась мне.
А листиков мохнатых – тьма!
Зачем, не приложу ума?!
– Тысячелистник здесь растёт,
Цветами мелкими цветёт!
Да, бабушка всегда права…
– Полезна эта чем трава?
Чтоб тыщу лет нам не тужить?!
– Да нет, до ста хотя б дожить!
Стихи про пижму
Т. Голикова
Пусть пижма скромна, да лечебная все же,
Не зря же цветки на таблетки похожи,
Еще – на цыплят ярко-желтых пока,
На ощупь – на замшевый носик щенка.
Стихи про лютик
А. Алферова
Лютики-лютики –
Жёлтые салютики
Разлетелись по полям,
Словно парашютики.
Разлетелись по садам
И желтеют тут и там.
А. Алферова
За горою рос герой –
Золотистый зверобой…
Это не охотник
И не лиходей!
Он от хвори лечит
Взрослых и детей
Стихи про колокольчик
С. Лосева
Колокольчик зазвенел,
Свою песенку запел:
«Динь-динь, динь-динь:
На дворе – неба синь,
Солнце яркое,
Красное, жаркое!
Вылетайте, мошки!
Выползайте, блошки!
Н. Сергеева
Колокольчик – синий цвет
Ты открой нам свой секрет:
Почему ты не звенишь,
Хоть головкой шевелишь,
То от ветра клонишься,
То от солнца скроешься.
А. Алферова
– Дон-дин-дон! –
Пел колокольчик.
– Я с утра звенеть бы мог,
Но мой синенький платочек
От росы совсем промок.
А звенеть мне, между прочим,
Помогает ветерок.
Я пою намного громче,
Если солнечный денёк!
М. Пиудунен
С травкой, нежно-голубой
Я склоняюсь над рекой,
Стебелек мой тонкий-тонкий,
Голосок прозрачно-звонкий!
Только песенку свою
Я кузнечикам пою.
Стихи про Иван-чай
А. Алферова
На полянке невзначай
Раскраснелся Иван-чай:
«Мой пурпурный цвет, друзья,
Обойти никак нельзя!..».
Он раскланялся любезно:
«Чай душистый пить полезно!»
А. Полетаева
Цветочков белых очень много!
Растёт, как травка у дороги.
И знаю я из года в год –
Пастушья сумка здесь цветет!
Раскрою я для всех ребят:
Цветы – секрет в себе таят.
Ведь спрятаны в листочках
Зелёные кружочки.
...Когда-то брал пастух с собой
Вкуснейшие лепёшки,
Лежали в сумочке такой,
Как у травы листочки.
В листочках этих семена,
Хранит такой цветочек.
Раскрой его, увидишь сам
Зелёных много точек!
Стихи про садовые цветы
А. Полетаева
В апреле юном так малы
Ещё листочки были,
Когда лимонные чехлы
Нарциссы распустили.
И звёздно-жёлтый водопад,
На солнышко похожий,
Безумно радовал мой взгляд
И мамин с папой тоже!
Прекрасный цветочек
На клумбе расцвёл
И весь в чёрных точках
Его ореол.
Он, словно тигровую шкуру надел,
На толстом стебле, очень вид его смел!
Оранжевый с чёрным – его лепесток,
Тигровая лилия – этот цветок!
В. Черняева
Листья, выпустил, как стрелы.
Он цветёт цветочком белым,
В серединке жёлт цветок,
Голову склоняет вбок,
Смотрит скромно-скромно вниз.
А красавца звать... НАРЦИСС!
Жёлтый цвет на ножке,
Семена немножко
Вам напомнят коготки,
Что на лапках кошки.
Семена цветка легки,
Те цветочки – … НОГОТКИ!
Н. Меркушова
Словно солнышки в саду!
Я сейчас к ним подойду!
Жёлтые цветочки,
В волосках листочки.
Распускают коготки
Озорные… НОГОТКИ!
А. Алферова
Не фиалка, не левкой
И не амариллис,
Распустился над рекой
Величавый ирис.
Он сказал своим друзьям:
– Просто неприлично,
Оказалось, вырос я
Из луковки обычной.
– Ты не прав, – сказал левкой,
– В корне, совершенно:
Вырос ты, мой дорогой,
Из луковки волшебной!
Е. Груданов
Ноготки лучистые
Озарили дом.
Светят золотистые
Прямо под окном.
В утро ли ненастное,
В пасмурный закат,
Будто солнце ясное
В дом они глядят.
Как посланцы сказочных
Жарких летних дней,
С ними сердцу радостней
И душе теплей!
С. Лосева
Летним солнышком на грядке
Вспыхнул простенький цветок.
Так похож он на ромашку,
Но зовётся ноготок!
Нет на клумбе ему места
Среди роз и хризантем –
Не в обиде. Рад любому!
И улыбки дарит всем!
Ф. Полак
Свои частицы подарив цветам,
По саду солнце разбросало блики.
Как огоньки, сверкают тут и там:
С утра раскрылись алые…ГВОЗДИКИ!
С. Мельников
Есть коробка-погремушка у цветка.
Отцветёт – тряхни над ушком, но слегка!
Пирожки из семени – просто смак!
От цветка по имени… АЛЫЙ МАК!
Т. Лаврова
Лилия-красавица
Всем в округе нравится.
Вот – румяна, словно зорька,
В этой – солнечные дольки,
Эта – нежная невеста:
Так бела, чиста, прелестна!
Лепесточки раскрывает,
Пчёл нектаром угощает.
Что за странные цветки
Под названьем Ноготки?
Так похожи на ромашки –
Все в оранжевых рубашках.
Выросли у лавочки
Солнечные бабочки!
Целый день в саду порхают,
Ночью глазки закрывают.
Утром солнце заиграет –
И цветочки оживают.
Целый день они смеются,
К озорному солнцу рвутся.
На зелёных тонких ножках
В новых лаковых сапожках
Стройные красавицы –
Маки называются.
В ярко-алых юбочках
И тычинках-трубочках.
– Ах! – воскликнула пчела.
– Я ваш сок весь день пила.
До чего он вкусный был,
В сон волшебный заманил!
Я в мечтах теперь витаю
И от счастья таю, таю…
Н. Сергиянская
Фиалка, виола. Анютины глазки –
Такие простые названья-подсказки
Помогут на клумбах цветок отыскать.
Он скромен, но пышным тюльпанам под стать.
А если – зима и бушуют метели,
И листья с деревьев давно облетели,
Подарит нам радость цветочек знакомый,
Украсив цветами обыденность дома!
Приложение 4
Беседа «Правила сбора лекарственных растений».
Ребята, сейчас мы будем собирать с вами лекарственные растения, но
прежде мы должны повторить правила сбора лекарственных растений.
Правила сбора лекарственных растений.
1. Хорошо знать лекарственное растение и отличать его от ядовитых
растений.
2. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет
роса.
3. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы
думаете?
(Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб
транспорта.
4. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их,
а то выделится сок.
5. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.
6. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с
корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей).
7. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу. Почему? (Ответы
детей).
Воспитатель: ребята, чтобы нам с вами было веселей собирать
лекарственные растения, мы с вами разделимся на 2 команды: команду
девочек и команду мальчиков. Каждой команде я загадаю загадки, а вы
постарайтесь отгадать и собрать именно эти растения.
Загадка для команды девочек:
Стоят в поле сестрички –
Жѐлтый глазок, белые реснички (Ромашка).
Это лечебный цветок. Вот несколько советов:
- Поласкай ромашкой рот и зубная боль пройдѐт.
- Чай из ромашки с мѐдом дают детям на ночь – сон будет крепким.
- Если вы поранились – можно промыть рану настоем из ромашки, чтобы
смыть микробы.
- Если случится тебе простудиться, появится жар, придвинь к себе кружку, в
которой дымится слегка горьковатый, душистый отвар…
Итак, девочки, ваша команда собирает ромашку.
А теперь загадка для команды мальчиков:
Каждый лист мой любит тропки
У обочины дорог
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог (Подорожник).
Почему он так называется? Правильно, он растѐт вдоль дорог.
Команда мальчиков собирает подорожник.
Итог: Ребята, вам понравилась собирать растения? Все свои
сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только одного:
беречь ее!
.
«Путешествие в мир лекарственных растений»
Цели:
1. Научить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.
2. Научить детей делать соответствующие выводы, какое значение имеют
растения для здоровья.
Воспитатель: Луг всегда прекрасен и молод! Всегда был и будет другом
человека. Когда выйдешь на луг в любое время года, хочется молчать и
слушать тишину, пение птиц. А как приятно побегать по лугу в летнюю
пору и подышать полной грудью живительным воздухом, наполненным
ароматом трав и цветов. Прогулка на луг в любое время года - это источник
радости и здоровья.
- Когда вы заболеете, мама лечит вас микстурой и отварами из
лекарственных трав. Эти травы называют зеленой аптекой. Почему?
- Потому что, они помогают нам избавиться от болезней. Особую помощь
они оказывают человеку в походе, на прогулке вдали от дома. Растительной
аптекой пользуются и животные. А теперь познакомимся с вами с
некоторыми лекарственными травами.
Путника друг - подорожник,
Скромный, невзрачный листок, -
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лег.
Многим из нас невдомек,
Что отыскалось лекарство
Тут же, на тропке, у ног.
Свежий лист подорожника нужно помять в руках, чтобы появился сок, и
приложить к ранке или ожогу. Вскоре станет легче.
- Никто не любит лечиться таблетками, ведь они горькие и неприятные. Но
есть и сладкие лекарства, их можно съесть целую тарелку. Ну, конечно же -
это ягоды!
Летом созревает вкусная ягода черника. Она помогает при
расстройствах желудка, нервной системы, малокровии (Показать).
Растет ягодный кустарник очень медленно, поэтому собирать ягоды
черники нужно осторожно, чтобы не повредить корни, стебли и ветви. А эту
ягоду вы, конечно, все знаете.
На проталинке лесной
Земляничка под сосной.
Земляничка - невеличка
Хорошо цвела весной.
Солнце грело много дней
Пушистый кустик у камней.
Становилась земляничка
Все пригожей, да крупней.
Покраснела каждым боком,
Налилась душистым соком. (Е. Трутнева).
Земляника - не только вкусная, но и очень полезная ягода. Ее применяют
при простудных заболеваниях, при малокровии. Очень полезны
земляничное варенье и чай, заваренный с листьями земляники.
Следующая душистая и сладкая ягода, которую очень приятно съесть не
только больному, но и здоровому человеку - это лесная малина. Любят ее и
лесные животные - насекомые, птицы, звери. Малина хорошо помогает при
простуде.
Многие растения - настоящие кладовые витаминов. Их употребление в
пищу быстро восстанавливает силы человека. Это одуванчик. Из его
листьев делают салат. Крапиву используют для салатов и супов. Много
витаминаС содержат плоды шиповника. А ягоды этого растения помогают
людям, у которых больное сердце.
А вот еще один рецепт:
Если случится тебе простудиться,
Привяжется кашель, поднимется жар,
Придвинь к себе кружку, в которой дымится
Слегка горьковатый, душистый отвар.
Так говорится об отваре из ромашки аптечной.
О лекарственных растениях можно рассказывать очень долго, ведь их в
природе очень много - в огороде, в саду, на лугу, у водоема, в лесу. Это еще
и деревья, многие кустарники.
Нужно только не лениться,
Нужно только научиться,
Находить в лесу растенья,
Те, что для людей полезны, -
И отступят все болезни!
Беседа «Что о травах мы узнали – Колобку всѐ рассказали…»
Цель: закрепить умение узнавать и называть лекарственные травы (4-5
наименований). Расширить знания о пользе и применении лекарственных
растений. Закрепить правила поведения при сборе лекарственных растений.
Ход беседы
Дети сидят полукругом. Перед ними: доска с картинками лекарственных
растений. На столах - гербарий.
Ведущий – Колобок: Здравствуйте, ребята! Я катился по полям, лугам,
дорогам. Собрал много лекарственных растений, а как они называются, не
знаю. Помогите мне, (на колобке приколоты растения из гербария).
Колобок снимает с себя мать-и-мачеху.
Колобок: Что это за растение? (Дети отвечают). А вы знаете, почему оно
так называется? У него с одной стороны листочек тѐплый – добрая мать, а с
другой холодный - злая мачеха. После зимы мать-и-мачеха раньше всех
появляется. А чем же она полезна? (Лечит кашель). Верно, вспомнил, меня
дедушка с бабушкой мать-и-мачехой лечили.
А что это за цветок, похожий на мать-и-мачеху?
Дети: Одуванчик.
Колобок: А кто знает, как его бабушка с дедушкой называет? Если дети не
знают, колобок объясняет - "одуван". Дети должны объяснить почему. Если
не смогут, Колобок подсказывает.
Колобок: А зачем он нужен?
Дети: Из его цветов варят первое варенье или иначе "майский мѐд"
Колобок: Молодцы, всѐ знаете. А листья одуванчика пригодятся?
Дети: Из листьев делают салат. В нѐм много витаминов.
Колобок: Надо попробовать. Ну а это что за растение, маленькие лопушки?
Дети: Подорожник.
Колобок: Слышал такое название. Он, наверное, растѐт вдоль дороги. Чем
же он полезен?
Дети: Лечит наши раны, когда мы падаем или порежемся.
Колобок: Надо попробовать. Сейчас как уколюсь или порежусь. Нет, не
буду. Лучше другую травку вам покажу. Что это?
Дети: Крапива.
Колобок: Ой, боюсь ужалит. От неѐ - то какая польза?
Дети: Из крапивы щи варят и голову настоем крапивы моют.
Колобок: А мне дедушка рассказывал, что из неѐ раньше ткань делали и
шили рубашки и штаны, а рыбаки даже паруса делали. А вот это растение
похоже на "лошадиный хвост" никто не знает что это? (Если дети не знают,
то Колобок вспоминает бабушкин рассказ о хвоще). Им его бабушка
лечила, когда у него болело горло. А чем ещѐ горло поласкают?
Дети: Ромашкой.
Колобок: Верно, и про этот цветок мне бабушка рассказывала. А вот
ещѐ растение, похожее на гусиные лапки. Это когда я объелся зелѐных ягод
и у меня болел живот, бабушка мне давала пить эту траву. Запомнили.
Теперь давайте поиграем, а потом я ещѐ чего-нибудь расскажу.
Физкультминутка "Одуванчик".
-Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на поляне растут
(дети встают);
-Ветер налетел, стал дуть на одуванчик (дети раскачивают поднятыми
вверх руками);
-Ветер подул еще сильнее (дети разбегаются в разные стороны на
носочках);
-Вдруг с головок одуванчиков полетели белые лѐгкие
парашютики(дети приседают);
-Там где упали парашютики, снова будут расти одуванчики (дети
встают).
Повторить 2-3 раза.
Колобок: Лето скоро закончится, цветы отцветут, а мы болеем - то осенью
то зимой, когда цветочков уже нет. Поэтому, летом запасают
лекарственные растения.
Только собирать их надо правильно, а вы запомнили правила сбора
лекарственных растений? Давайте повторим.
1. Нельзя рвать много растений, а то на следующий год они не вырастут
на этом месте.
2. Нельзя пробовать ягоды, корневища и плоды: можно отравиться.
3. После сбора лекарственных растений следует тщательно вымыть руки,
так как на руках может остаться много пыльцы, грязи.
Колобок: Молодцы, ребята, вижу многое вы узнали о лекарственных
растениях. Ну а мне пора возвращаться к дедушке и бабушке. До свидания,
ребята! Не забудьте, про наш разговор, помните о нѐм и расскажите
родителям.
Беседа-игра «Доктора природы».
Цель: расширить представления детей о лекарственных растениях;
Оборудование:
Картинки и фотографии растений, высушенные лекарственные растения,
аптечные упаковки с травяными сборами, пузырьки с настойками трав,
травяной чай в кружках по количеству детей.
Ход занятия
Ребята, вы уже много знаете о растениях нашего края. Без растений жизнь
на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем
живым существам дышать, но также помогают им лечиться от болезней.
Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них –
лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться.
Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные
растения помогают от разных болезней. Много лет подряд люди передавали
своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги:
«Травники», «Цветники», «Зельники». По названиям этих книг можно
догадаться об их содержании. А вы догадались о чем написано в
«Травнике»? «Цветнике»? (Ответы детей).
За много лет народные лекари накопили множество знаний о полезных
свойствах растений. В современных аптеках можно увидеть разнообразные
травы, настойки, таблетки и микстуры из трав.
Часто люди сами собирают травы. Может быть кто-то из знакомых вам
взрослых тоже собирал лекарственные растения. Кто из вас видел в аптеке
лекарственные растения? Какие? Кого из вас лечили с помощью трав? От
каких болезней? Какими травами?
Взгляните на это растение. (Показ душицы). А еще лучше понюхайте. Что
вы можете сказать о его запахе? (Ответы детей).Запах у него приятный,
ароматный, душистый. Вот и получило это растение за свой душистый
запах название «душица». Чаем из душицы хорошо вылечивается простуда.
А кто угадает это растение?
Тонкий стебель у дорожки,
На конце его – сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг,
Лечит раны ног и рук. (Подорожник)
Найдите это растение среди других. Попробуйте догадаться, почему это
растение так называется. Кто из вас пользовался подорожником? (Ответы
детей).
Подорожник люди используют с давних пор для заживления ран.
Ну а следующее растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его
название.
В поле сестрички стоят,
Желтые глазки на солнце глядят,
У каждой сестрички –
Белые реснички. (Ромашка)
Может быть кому-то из вас приходилось лечиться с помощью ромашки?
(Ответы детей). Ромашка поможет больному животику.
Посмотрите на эти цветы. Это шалфей. Его еще зовут «чабан-чай». Кто
такой чабан? Это пастух, который пасет овец. Так вот, пастухи – чабаны
пили чай из шалфея для того, чтобы не заснуть, быть бодрыми и
внимательно следить за овцами и баранами.
А еще шалфей замечательно лечит больное горлышко.
Еще очень много лекарственных растений можно найти на лугах, в лесу, в
горах. Повсюду животные, птицы, люди могут найти помощь у природы.
Только изучай, люби, знай! На каждую болезнь есть свое лекарственное
растение. Мы живем в мире лекарств. Самая лучшая аптека – это
Природа.Но необходимо знать, что лекарственные растения могут
заготавливать и делать из них лекарства только взрослые. Дети могут
только помогать.
Все свои сокровища природа щедро отдает человеку и за все просит только
одного: беречь ее!
А сейчас угощайтесь травяным чаем из зверобоя. Вот так скромно выглядит
этот цветок, но зато от многих болезней лечит, а нам поможет остаться
здоровыми и не заболеть. (Показ зверобоя).
Давайте поиграем в «Аптеку». Чтобы купить какое-либо лекарственное
растение, нужно описать его, рассказать от чего вы собрались лечиться,
нельзя только говорить название. Его должен угадать «аптекарь».
Постарайтесь не только правильно описать словами растение, но и быть
вежливыми покупателями.
Приложение 5
Консультация для родителей
«Лекарственные растения. Правила лечения - это
полезно знать…»
Осложнений у детей после приема различных медикаментозных средств
боятся все родители, тем более, для этого есть серьезные основания. Поэтому
врачи сегодня изучают и используют в практике лечения детей лекарства
растительного происхождения. По данным отечественных и зарубежных
медиков, при фитотерапии частота осложнений не превышает 1%, в то время
как при медикаментозном лечении осложнения возникают у каждого
третьего-четвертого ребенка. Лекарственные травы помогают быстро и
надежно избавиться от многих недугов, но не занимайтесь
самолечением, а обязательно посоветуйтесь с врачом. Это особенно
важно, если у ребенка есть предрасположенность к аллергии.
• Детям с гастритом и пониженной кислотностью в период,
предшествующий сезонным ухудшениям, следует пить сборы
подорожника, ромашки, мяты и мелиссы.
• Если ваш ребенок реагирует на изменение погоды обильным
газообразованием, то при первых признаках непогоды дайте ему чай из
фенхеля, ромашки и укропа.
• При повышенной нервной возбудимости перед приходом гостей или
другим «стрессовым» событием для профилактики следует дать ребенку
настои корня валерьянки, пустырника, шишек хмеля и синюхи голубой.
• Ребенку, склонному к эмоциональным реакциям, летом рекомендуется
спать на подушке, набитой молодыми шишками хмеля.
• Если ребенок к вечеру перевозбужден, то дайте ему понюхать настой
корня валерьяны — по три-четыре вдоха каждой ноздрей попеременно.
• Детям, которые реагируют на первые ягоды поносом и тошнотой,
стоит заварить мяту перечную в пропорциях 2 чайных ложки на стакан
воды. Пить настой нужно небольшими глотками в течение дня.
• При расстройстве кишечника помогает фитосбор из зверобоя и
тысячелистника.
• Боль от укуса комара, овода или пчелы проходит, если потереть
укушенное место размятым перышком зеленого лука.
• С проявлениями кожной аллергии помогают справиться брусника
обыкновенная, горец птичий, зверобой, калина, шиповник и другие.
Если вы решили использовать лекарственные травы для лечения своего
малыша, необходимо соблюдать следующие правила:
— Проконсультируйтесь у врача-фитотерапевта или врача общего
профиля, который знает состояние здоровья ребенка.
— Лекарственные растения каждому малышу назначаются строго
индивидуально в соответствии с диагнозом, с учетом сопутствующих
заболеваний и точным знанием действия фито-препаратов.
— Для детей от младенчества до трех лет используются сборы из
одного, двух, максимум трех растений. Детям постарше можно
принимать сборы более сложного состава.
— Детям противопоказаны сильнодействующие и ядовитые
лекарственные растения: эфедра, безвременник, белена, дурман, плоды
мордовника, багульник, чистотел, барбарис, чилибуха и некоторые
другие.
— Помните, что передозировки лекарственных растений небезопасны.
Приобретая травы в аптеке, на упаковке вы видите дозы,
рекомендованные для взрослых.
Для детей действуют другие нормы —
для расчета можно использовать такой способ: доза для взрослого
принимается за единицу, а ребенок должен получать часть дозы
взрослого
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о здоровом образе жизни на основе ознакомления со спортивными традициями Кулундинского района"
Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать уже в дошкольном возрасте, закладывая нравственные основы, любовь в своей семье, к малой Родине, традициям своего народа....
Презентация "Лекарственные растения нашего района"
Презентация предназначена для иллюстрирования образовательной ситуации с элементами познавательного развития (познание) с региональным компонентом в подготовительной к школе группе....
Перспективный план работы по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с лекарственными растениями Городецкого района
Перспективный план работы поможет педагом построить в системе работу по ознакомлению детей старшего возраста с лекарственными травами....
Творческая защита экологического проекта "Лекарственные растения Сосновского района"
Творческая защита экологического проекта "Лекарственные растения Сосновского района"...
Проект "Лекарственные растения Сосновского района"
Проект "Лекарственные растения Сосновского района"...
Районная конференция «Лучшие педагогические практики в организации образовательной деятельности с воспитанниками» Тема: "Лекарственные растения родного края"
проект "ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ РОДНОГО КРАЯ"Основная цель проекта заключалась в формировании представления детей о лекарственных растениях, их свойствах, создание условий для озн...
Районная конференция «Лучшие педагогические практики в организации образовательной деятельности с воспитанниками» Тема: «Лекарственные растения родного края»
1. Актуальность В настоящее время экологическое образование - одно из приоритетных направлений, проблема экологического воспитания дошкольников пр...