Перспективный план работы по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с лекарственными растениями Городецкого района
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Сбитнева Ольга Николаевна

Перспективный план работы поможет педагом построить в системе работу по ознакомлению детей старшего возраста с лекарственными травами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnoe_planirovanie.doc181 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный  план работы по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с лекарственными растениями Городецкого района

Месяц  - Апрель

Организованная образовательная  деятельность

О.О. «Познавательное развитие»/Ребенок и окружающий мир/

Тема: «Царство растений: травы».

Цель: Систематизировать знания детей о травах и цветах как представителях флоры Земли. Дать детям  представление о многообразии трав и их пользе: травы, так же, как и все другие растения, очищают воздух от пыли, обогащают его кислородом; травы- это пища для многих видов травоядных животных, их семена – это корм для птиц; лекарственные травы помогают излечивать многие  наши болезни порой даже лучше, чем таблетки.

Источник: Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Часть 2, стр. 66.

                ООД в режимных моментах

Педагогическая диагностика:  

Беседа с целью выявления   представлений детей о лекарственных растениях

Наблюдения   с целью   выявления отношения  детей к  объектам живой природы

О.О. «Социально-коммуникативное развитие» /Труд в природе/

1.Посев семян лекарственных растений на рассаду (календула, тысячелистник)

2.Пикировка, уход за рассадой лекарственных растений.

/Игровая деятельность/

Настольно-печатная игра: «Береги живое».

Цель: уточнение представлений детей об экологически правильном поведении.

О.О. «Познавательное развитие»  /Наблюдения/

Цикл наблюдений за мать-и-мачехой.

  1. «Мать-и-мачеха-первые цветы на участке».

Цель: побуждать детей радоваться первым весенним цветам, познакомить с их названием, с особенностями строения: стебель покрыт чешуйками, он без листьев. Цветок жёлтый, по форме похож на корзиночку.

  1. «Где можно найти мать-и-мачеху».

Цель: развивать наблюдательность-умение замечать, что в первую очередь цветы появляются на хорошо прогреваемых солнцем местах, где быстро сходит снег, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи: цветы растут потому, что в этих местах условия жизни лучше, чем в других, больше тепла. Влаги, почва оттаявшая.

  1. «Сколько цветов мать-и-мачехи на нашем участке?»

Цель: Отметить с детьми, что цветов стало больше: они группами растут на всех солнечных местах; связать появление цветов с благоприятными условиями – обилием света, тепла, влаги в этих местах.

  1. «Какие листья у мать-и-мачехи (почему её так назвали)?

Цель: определить с детьми форму, размер, окраску.  Количество появляющихся листьев мать-и-мачехи; отметить различный характер поверхности верхней и нижней сторон листа растения(нижняя сторона бледно-зелёная, тёплая и мягкая на ощупь-«как родная мать», верхняя сторона тёмно-зелёная, гладкая и холодная на ощупь-«как мачеха»); уточнить только цветы, а листья вырастают позже).

  1. «Как растут листья и как появляются семена у мать-и-мачехи?»

Цель: вызвать у детей интерес к самостоятельным наблюдениям за знакомым растением, замечать его изменения; уточнить их представления о последовательности роста и развития растения (после цветов бывают семена, появившиеся листья растут и увеличиваются в размере). Рассмотреть пушистые семена мать-и-мачехи, наблюдать, как они летают от дуновения ветра.

Источник: С. Н. Николаева Юный эколог. Система работы в старшей группе детского сада с.61

Просмотр видео «Чем полезна мать и мачеха» https://www.youtube.com/watch?v=NYIZDlHfwUM

/Познавательно – исследовательская деятельность/

Моделирование: «Путешествие семечки»

Цель: дать понятие о жизненном цикле растения (от семени до взрослого растения), рассматривание семян и фиксация наблюдений за ростом развития ростков в дневнике наблюдений.

Опыт: «В семечке спрятан росток»  (Положить семечко в мокрый бинт. Через некоторое время из семечка появится росток).

О.О. «Речевое развитие» /Коммуникативная деятельность/

Беседы

«Травы, которые лечат».

Цель: Рассказ-беседа о лекарственных растениях, произрастающих на территории Городецкого района и их целебных свойствах.

Цель: заинтересовать детей рассказом о лечебных растениях; вызвать желание собрать совместно с родителями информацию о них.

«Безопасность детей в природе»

Цель: Расширение представления о правильном поведении в природе. Воспитание чувства бережного отношения к природе и своему здоровью

Восприятие художественной литературы.

Г. Н. Кадаева «Лекарственные растения» (чтение отрывков)

Пальчиковые игры: «Цветы», «Первоцветы».

Организация РППС

  • Создание «Фитоогорода на окне».
  • Выставка книг: «Я книгой открываю мир природы».

Взаимодействие с родителями.

  • Анкетирование родителей

Цель: выявить уровень знаний родителей по данной теме.

  • Помощь в организации книжной выставки: «Я книгой открываю мир природы».
  • Сообщение: «Участвуем в проекте «Зелёная аптека не службе человеке».
  • Оказание помощи в сборе семян лекарственных растений для посева на рассаду.
  • Встреча с родителями: «Природа и мы».

Цель: Повышение уровня экологической компетентности родителей; формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой; повышение роли семьи в воспитании у детей любви к природе, развитию фантазии и творческих способностей детей

Месяц – Май

Организованная образовательная  деятельность

Тематическая неделя: «Разноцветный мир» (травы и цветы)

О.О «Познавательное развитие» /Ребенок и окружающий мир/

Тема: «Царство лекарственных трав»

Цель: формировать познавательный интерес к миру растений, систематизировать знания детей о некоторых особенностях строения, их значении, применение их людьми в быту.

Источник: «Комплексные занятия подготовительная группа» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой,  с. 283 №3

Тема: «Матушка Природа — кладовая здоровья».

Цель: Актуализировать знания детей о разнообразии лекарственных растений Городецкого района. Закреплять знания детей об их внешнем виде, строении. Формировать представления об использовании лекарственных растений в медицине, пользе при использовании  для организма человека. Познакомить детей с приготовлением настоя из растений.

Просмотр видео: «Юсь рассказывает о лечебных растениях» https://www.youtube.com/watch?v=UuXwOAPKE0g

О.О. «Художественно-эстетическое развитие» / Рисование/ Ручной труд/ Лепка/

Рисование  Тема: «Одуванчики» (батик)

Цель: развивать навыки рисования на ткани, умение видеть разницу материала, используемого для рисования. Продолжать знакомить детей с лекарственными растениями – одуванчиками,   их  внешним строением,  о том, какую пользу приносят эти растения человеку.

Источник: Скоролупова О.А. «Тематическое планирование воспитательно - образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Часть 2, стр. 69.

Тема: «Как прекрасны и просты мать-и-мачехи цветы!»

Цель: расширять представления детей об окружающем мире, с внешним видом первого весеннего цветка – мать-и-мачехи.

Продолжать знакомить с техникой рисования тычком жесткой кистью.

Воспитывать эстетически-нравственное отношение к природе через изображение её образа в собственном творчестве.

Ручной труд (бумагопластика).

Тема: «Сколько одуванчиков в жёлтых сарафанчиках!»

Цель: Совершенствовать приемы бумагопластики в изображении одуванчика, стараясь передать особенности внешнего вида растения. Формировать умение детей работать со схемами, пооперационными картами.

Лепка.

Тема: «Как горошинки резные на высокой ножке,

Ландыши цветут лесные прямо у дорожки».

Цель: Создание условий для развития у детей умений изображать ландыши способом – барельеф. Закреплять умение самостоятельно лепить предметы или их части круглой, овальной формы, пользуясь движениями всей кисти и пальцев, использовать стеку для придания объема цветку, делать надрезы на листочках. Развивать творческие способности, усидчивость, аккуратность, умение доводить начатое до конца.

ООД в режимных моментах

О.О. «Социально-коммуникативное развитие»

 /Труд в природе/

  • Разбивка поляны лекарственных трав на территории участка детского сада
  • Высадка рассады, выращенной детьми на окне в «Фитоогороде».
  • Посев семян в открытый грунт.
  • Пересадка саженцев лекарственных растений на поляну, растущих на лугах, полях, в лесу Городецкого района (пижма, чистотел, иван-чай, тысячелистник, ромашка аптечная, подорожник, ландыш, зверобой, полынь, крапива)
  • Уход за растениями на поляне «Лекарственных трав».

Цель: Закреплять у детей представления об основных стадиях роста и развития растений (семя, проросток, стебель с листьями); об основных способах выращивания растений. Привлекать к уходу за ними (сажать в рыхлую землю, поливать, рыхлить почву, пропалывать). При высадке рассады соблюдать осторожность, т. к. растения очень хрупкие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями.

/Игровая  деятельность/

Сюжетно ролевая игра: «Играем в журналистов»

Цель: Посредством игры находить и узнавать необходимую информацию о растениях.

Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Я знаю пять лекарственных растений», «Узнай растение».

Цель: упражнять детей в узнавании и назывании  лекарственные растения среди других травянистых растений.

О.О. «Художественно – Эстетическое развитие»

Развлечение «Лесная аптека».

Цель: Закрепить знания детей о лекарственных травах, об их целебных свойствах. Закрепить правила поведения на природе, научить детей оценивать хорошие и плохие поступки.Создать условия для развития творческой активности детей

О.О. «Речевое развитие»

Восприятие художественной литературы

  • Д. Еловикова «Вырос он сегодня прямо на дорожке -
    Желтый одуванчик
    ,солнышко на ножке!»
  • Н. Чупрова «Одуванчики».
  • Л. Алейникова «Лишь солнышко пригрело, у тропинки в ряд…».
  • Е Благинина «Одуванчик».
  • М. Пришвина «Золотой луг» рассказ.
  • Сказка про цветок, который похож на солнышко.
  • Чтение легенды об одуванчике.
  • Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет».
  • Разучивание с детьми стихов, загадок о лекарственных растениях.

/Коммуникативная деятельность/

Беседа: «Правила поведения на фитоогороде».                                          

Цель: Способствовать усвоению нравственных норм поведения в природе (не наносить им вред).

«Пальчиковая игра: «Распускается одуванчик», «Цветок»

О.О. «Физическое развитие»

Подвижная игра «Садовник и растения»

Цель:  развить умение перебегать на противоположную сторону площадки, уворачиваться от ловишки, развивать ловкость, быстроту реакции.

О.О. «Познавательное развитие»

Наблюдения

Экскурсия по территории детского сада.

Цель: познакомить детей с природным окружением территории детского сада,

показать  многообразие  трав произрастающих на нашей территории детского сада Городецкого района (крапива, одуванчик подорожник, ромашка, чистотел). Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

Цикл наблюдений за одуванчиком

 1.«Где растут одуванчики и как можно их узнать?»

Цель: уточнять знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия.

2.«Как одуванчики ложатся спать?»

Цель: Обратить внимание детей на интересное явление-цветы открыты в полдень и закрыты вечером.

3.«Как выглядят одуванчики во влажную погоду и во время дождя?»

Цель: развивать у детей наблюдательность, умение замечать изменения в состоянии растений в связи с избытком влаги.

4.«Чем одуванчик отличается от мать – и – мачехи.

Цель: сравнить листья растений по форме, окраске, характеру поверхности. Показать, что листья мать-и-мачехи продолжают расти и увеличиваться. Рассмотреть их нижнюю часть и верхнюю, выявить различия, предложить детям объяснить название растения (мать- тёплая и мягкая часть листа, мачеха-холодная и гладкая его сторона).

5.«Мать-и-мачеха и одуванчик -лекарственные растения»

Цель: Познакомить детей с тем, что оба растения- лекарственные, полезные травы. Крупные листья мать-и-мачехи собирают, сушат, затем заваривают, как чай, и пьют при кашле. У одуванчиков в лечебных целях используют корневища. Молодые листья иногда употребляют в салат. Одуванчиков очень  много, потому что их семена имеют «парашютики», летают по воздуху и легко прорастают в любой земле. Одуванчики служат пищей многим животным: цветы, листья охотно едят кролики, морские свинки, семена клюют птицы. Семена можно заготовить для зимней подкормки птиц.

/Познавательно – исследовательская деятельность/

Наблюдение за ростом и развитием  лекарственных растений на поляне. Фиксация в дневнике наблюдений.

Цель: учить детей замечать все изменения, связанные с ростом и развитием растений, высаженных на поляне лекарственных трав на участке группы.

Задания  для самостоятельного наблюдения: выяснить, как «спят» цветы одуванчика, когда «ложатся спать» и когда «просыпаются».

Рассматривание и сравнивание черенков, корневищ лекарственных перед посадкой.

Проблемная ситуация от героя Ученого Кота: «Где лучше посадить растения?»

Организация РППС

  • Разбивка поляны лекарственных трав.
  • Выбор детьми персонажа-героя поляны лекарственных растений.
  • Изготовление табличек - указателей с названиями растений.

Взаимодействие с родителями

  • Соц. опрос: Какими лекарственными средствами пользуетесь Вы и члены Вашей семьи?»

Цель: Выяснить предпочтения родителей.

  • Помощь в приобретение необходимого оборудования для создания   поляны лекарственных трав.
  • Помощь в пересадке саженцев растений.

Месяц – Июнь - Июль – Август

ООД в режимных моментах

О.О. «Познавательное развитие»

/Природоведческие (познавательные) экскурсии/

Экскурсия на вал.

Экскурсия по экологической тропе ДОУ на видовую точку «Зелёная аптечка Календулы»

Взаимодействие с социальными партнёрами:

Экскурсия в библиотеку. Тематическое мероприятие, посвящённое творчеству Виталия Бианки.

Цель: познакомить детей с творчеством Виталия Бианки (натуралист, очень любил природу, наблюдал ее, писал рассказы; в библиотеке много его книг).

Экскурсия   в кабинет медицинской сестры: «Играем в журналистов».

Экскурсия в аптеку.

Цель: расширять знания о профессиях работников социальной сферы: с работой аптеки и ее сотрудниками, содержании и значимостью их труда для жителей города.
Рассматривание   иллюстраций Красной книги Нижегородской  области.

Цель: познакомить детей с исчезающими видами растений  нашего края. Сформировать у дошкольников знания об   основных  причинах сокращения численности видов растений.

Наблюдения:

  • «Подорожник»

Цель: продолжать знакомить детей с растениями, имеющими лечебные свойства; с местами, где произрастают растения; с особенностями его внешнего вида и строения; учить анализировать, делать несложные умозаключения.

  • «Зверобой»

Цель: познакомить детей с внешним видом растения, его отличительной особенностью, уточнить, где обычно можно увидеть это растение и какими лечебными свойствами оно обладает.

  • «Ромашка аптечная»

Цель: продолжать знакомить детей с растениями, имеющими лечебные свойства; с местами, где произрастают ромашки; с особенностями их внешнего вида и строения,  сформировать представление о  применении ромашки в лекарственных целях

  • «Тысячелистник»

Цель: познакомить детей с тысячелистником, объяснить, что это лекарственное растение. Напомнить правила поведения в природе.

  • «Иван – чай (кипрей)»

Цель: познакомить с его двойным названием, особенностями  цветения и лечебными свойствами.

  • «Наш верный друг – чистотел»

Цель: познакомить детей с ядовитым лекарственным растением - чистотелом, с его внешним строением, рассказать о том, какую пользу приносит это растение человеку; рассмотреть листья чистотела, стебли, цветы познакомить детей с тем, какие внешние условия необходимы чистотелу, для того чтобы он рос. Воспитывать любовь к природе и бережное к ней отношение.

  • «Пижма - дикая рябинка».

Цель: познакомить с лекарственным растением, произрастающим на территории Городецкого района, с внешним видом, местом роста, с народным названием.

  • «Календула»

Цель: развивать умение детей   узнавать и называть лекарственное растение- календула. Познакомить с народным название - ноготки, ее отличительными признаками, местом ее произрастания, со способом ухода.

  • «Полынь-горькая трава»

Цель: познакомить детей с лекарственным растением полынью, ее внешним видом, народным названием, ее свойствами.

  • «Ландыш» (на поляне лекарственных трав)

Цель: формировать представление о ландыше, как о лекарственном цветке, о том что его не встретишь на открытом месте, ни на лугу,  ни в поле. Показать красоту цветка и его неповторимый аромат.

  • «Крапива»

Цель: уточнить представления детей о крапиве – сорной траве и в тоже время как о лекарственном растении, познакомить с ее особенностью -жжётся; с использованием людьми  (съедобное растение,  лакомятся им бабочки)

/Познавательно – исследовательская деятельность/

  • Посчитать количество лепестков у «Иван чая» (кипрея).
  • Найти два одинаковых цветка.
  • Измерить высоту стебля Иван чая.
  • Найти самый высокий (низкий) кипрей
  • Найти растения: кипрей, календулу, мать-и-мачеху, крапиву, подорожник, мяту, ромашку.
  • Наблюдение за ростом растений и уход за ними.

Цель: побуждать детей фиксировать изменения внешнего вида растения в «Дневнике наблюдений»

«Пыльца ромашки». Цель: познакомить детей с особенностями пыльцы ромашки. (Необходимо заранее выяснить, нет ли у кого из детей аллергии на пыльцу). Пыльца – это еда бабочкам, шмелям, осам. Они сыты. А у ромашки будут семена.

«Растения пьют воду».

Поставить букет ромашек в воду. Через некоторое время уровень воды значительно уменьшится.

Вывод: Растения «пьют» воду.

«Влияние света на рост растения».

Надо взять два одинаковых зеленых растения в горшочках. Поместить одно растение на солнце, второе в темный шкаф. Оставить растение на неделю. Сравните их цвет.

Вывод: Растение, которое было в шкафу, стало бледнее по цвету и увяло.

О.О. «Речевое развитие» /Коммуникативная деятельность/

Беседы:

  • «Друг или враг»
  • «7 июля — днем Ивана Купалы»

Цель: познакомить детей с одной из дат народного земледельческого календаря: 7 июля -день  Ивана Купалы, после которого следует собирать лекарственные растения;

  • «Как правильно запасать лекарственные травы»

Цель: познакомить детей с правилами сбора растений.

  • «Народный летний праздник Троица».

Цель: познакомить детей с традициями русского народа, воспитывать у них эстетический вкус

Составление рассказов детей от имени растений (перевоплощение):

«Я- подорожник…», «Я- ромашка…», «Я- крапива…»

Составление творческих рассказов о лекарственных растениях по схеме.

Рассматривание энциклопедий лекарственных растений, ситуативные беседы по содержанию.

/Восприятие художественной литературы/

Чтение:

  • Н. Павлова «Загадки цветов».
  • А. Плешакова «Зеленые страницы».
  • А. Онегова «Тропинка полевая».
  • В.Н. Андреева «Трава-путешественница».
  • А.А. Плешаков «Спасибо подорожнику».
  • С.Г. Козлов «Волшебная травка зверобой».
  • А. Пришвин «Иван чай».
  • Т. Белозеров «Одуванчик».

Разучивание загадок и стихов о лекарственных  растениях.

Упражнения на развитие дыхания: «Аромат цветов», «Одуванчик».

Пальчиковые  игры: «Цветок», «Одуванчик», «На лугу растут цветы», «Каждый бутончик», «Ромашка», «Ромашка-краса».

О.О. «Социально-коммуникативное развитие»

Труд в природе.

  • Прополка, полив, рыхление лекарственных  растений, на видовой точке  «Зелёная аптечка календулы» и  на поляне лекарственных трав группового участка.
  • Заготовка цветов ромашки, календулы, листьев мелиссы, мяты, подорожника.
  • Сбор листьев мать-и-мачехи.
  • Сбор экземпляров растений для изготовления гербария.

Цель: Поддерживать инициативу детей при выполнении посильной трудовой деятельности.

/Игровая деятельность/

Дидактические игры:

  • «Угадай растение по листу»

Цель: упражнять детей в умении узнавать и называть растения по его отдельной части.

  • «Вершки корешки»

Цель: упражнять детей в умении определять и называть, какие части лекарственных растений используются для лечения.

  • «Узнай, назови, расскажи»

Цель: сформировать у дошкольников представления о разнообразии растений, о лечебных свойствах, а также влиянии их на здоровье человека.

  • «Полезное – опасное»

Цель: закрепить знания детей о полезных (лекарственных растениях) и опасных и ядовитых.

  • Цепочка слов"

Цель: Закрепить знания о названиях лекарственных растений.

Сюжетно – ролевые  игры:

 «Цветочный магазин», «Поликлиника», «Аптека».

О.О. «Художественно-Эстетическое развитие» /Изобразительная деятельность/

Аппликация (коллективная)  «Ромашковое поле»

Цель: Формировать у детей умение создавать композицию из отдельных деталей, используя знания и представления об особенностях внешнего вида ромашек. Закреплять умение работать с ножницами. Развивать координацию движений рук, мелкую моторику,  эстетическое восприятие и эстетический вкус. Воспитывать любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве.

Лепка: «Цветочная корзинка».

Цель: Совершенствовать умение лепить предметы или их части круглой, овальной, дискообразной формы. Развивать умение передавать характерные особенности строения и окраски цветка. Упражнять  в использовании  стеки для придания пышности цветку, делать надрезы на листочках.  Развивать творческие способности, усидчивость, аккуратность, умение доводить начатое до конца. Воспитывать интерес к живой природе.

Рисование «Наш друг – подорожник».

Цель: Формировать умение передавать в рисунке характерные особенности данного растения: большие, широкие зелёные листья с белыми прожилками и ровными краями.

Самостоятельная изобразительная деятельность. Раскрашивание готовых форм.

Цель: Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых форм

/Музыкальная деятельность/

Слушание музыки.

Цель: Вызывать эмоциональную отзывчивость, побуждать  высказываться об эмоционально-образном содержании музыки. Прививать любовь к музыке, к творчеству разных композиторов.

  • В. Моцарт «Цветы».
  • П. И. Чайковский «Цикл времена года», «Вальс цветов».
  • Ю. Антонов «Не рвите цветы».
  • Чичков «Волшебный цветок», «Это называется природа».
  • М. Протасов «Одуванчики».

Хороводные игры: «Мы на луг ходили», «Галя по садочку гуляла», «На лужайке поутру»,

Цель: Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста, развивать речевую и двигательную активность, творческое воображение.

Физическое развитие.

Двигательные упражнения: «А в лесу растет черника», «Вместе по лесу идем», «Мы с друзьями»

Подвижные игры: «Добеги до растения», «Садовник».

Организация РППС

  • Письма детей любимому растению.
  • Сбор информации для создания «Именной книги».
  • Выставку книг, энциклопедий, справочников по теме: «Лекарственные растения Городецкого района».
  • Изготовление дидактической игры: «Собери растение».
  • Изготовление дидактической игры: Лото «Лекарственные растения».
  • Картотека загадок и стихов о лекарственных травах.

Взаимодействие с родителями

  • Папка-передвижка: «Лекарственные растения вместо таблеток», «Лекарственные растения нашего края».
  • Привлечение родителей к сбору и сушке лекарственных растений Городецкого района для дальнейшего создания гербария.
  • Помощь  в организации экскурсии в аптеку.
  • Информирование о создании  в группе мини музея лекарственных растений.
  • Сбор экспонатов для мини музея.
  • Привлечение родителей к сбору сказок, легенд о лекарственных растениях.

Месяц – Сентябрь

ООД в режимных моментах

О.О. «Познавательное развитие»

Просмотр презентаций: «Календула, календула-цветочек золотой»

http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/11/04/kalendula1.pdf

Просмотр видео

 «Сказка про лекарственные травы» https://www.youtube.com/watch?v=y4Z4_tnhQxU

«Лекарственные растения. АБВГДейка» https://www.youtube.com/watch?v=nEvqJuYQayE

/Познавательно – исследовательская деятельность/

Рассматривание-исследование семян лекарственных растений  с помощью  лупы.

О.О. «Социально-Коммуникативное развитие»

Труд в природе

  • Прополка от сорняков, рыхление почвы. 
  • Сбор семян лекарственных растений.

Цель: Поощрять желание детей выполнять посильные трудовые поручения. Воспитывать ответственность, умение доводить начатое дело до конца.

Дидактические игры:

  • «Кто быстрее найдёт растение по названию?

Цель: закрепить представления детей о внешнем виде растения.

  • «Узнай растение по картинке»

Цель: Упражнять в узнавании и назывании лекарственных растений на иллюстрациях и фотографиях.

Сюжетно-ролевые игры: «Фармацевты», «Поликлиника», «Семья», «Косметический салон»

О.О. «Речевое развитие» /Коммуникативная деятельность/

Беседы:

«Кто любит цветы, тот не может быть злым».

 «Что где растёт, когда цветёт».

Цель: обогащать детей знаниями, побуждать в детях желание беречь природу.

Рассматривание иллюстраций с изображением картин известных художников:

  • Е. Е.Волков «Поле ромашек»
  • И. И. Левитан «Одуванчики»

Восприятие художественной литературы.

Чтение:

  • Шорыгина Т. «Колокольчики и гном»
  • Дмитриев Ю. «Хоровод лепестков»
  • Онегов А. «На лугу»
  • Смирнов А. «Цветок солнца»
  • Соколов-Микитов И. «Цвета леса», «Легенды о цветах».

Разучивание стихов, пословиц и поговорок о лекарственных растениях.

Пальчиковые игры.

Одуванчики (А уж ясно солнышко…), «На лугу растут цветы»

О.О. «Художественно-Эстетическое развитие» /Изобразительная деятельность/

Раскрашивание цветов, лекарственных трав  в раскрасках.

Рисование «Календула, календула, какая ж ты полезная!»

Цель: совершенствовать умение детей рисовать по памяти. Развивать наблюдательность, эстетическое восприятие, умение пользоваться палитрой для  создания нужного оттенка цвета. Обобщать и систематизировать знания о растении –календула, как о лекарственном растении.

/Музыкальная деятельность/

Слушание

  • «Ландыши» Стихи Петра Ильича Чайковского
  • Музыка - "Времена Года" Чайковского "Май"
  • «Цветочные поля»  Алексей Рыбников

Цель: Предложить детям выполнить импровизированные движения.

Организация РППС

  • Дополнить  атрибуты для игры «Фармацевты».
  • Пополнить « Именную книгу» детскими  рисунками.
  • Пополнение экспонатов мини-музея «Царство лекарственных растений».
  • Создание гербария лекарственных трав.

Взаимодействие с родителями

  • «Творческая мастерская» Мастер-класс: Ароматические подушечки - саше.
  • Выставка ароматических подушечек.
  • Информирование о создании  в группе мини музея лекарственных растений.
  • Сбор  информации о лекарственных растениях для именной книги.

Месяц – Октябрь

ООД в режимных моментах

О.О. «Речевое развитие» / Коммуникативная деятельность/

Восприятие художественной литературы

Чтение:

  • Н. Ю. Васильева «Растения России»
  • Т. А. Шорыгина «Цветы. Какие они?»
  • Н. Павлова «Хитрый одуванчик»

О.О. «Художественно-Эстетическое развитие» Ручной труд.

Самостоятельная деятельность.  Изготовление пакетиков для семян лекарственных растений.

Организация РППС

  • Оформление альбома «Бабушкины рецепты».
  • Изготовление пакетиков для семян лекарственных растений.
  • Создание коллекции: «Семена растений».
  • Изготовление куклы оберега, хозяйки мини музея.

Взаимодействие с родителями

  • Оформление альбома: «Бабушкины   рецепты».        

Цель: привлечь родителей к совместному поиску рецептов для лечения заболеваний с помощью лекарственных трав.

  • Сбор семян для дальнейшего выращивания и создания коллекции семян растений.
  • Папка передвижка: «Народная кукла-оберег. Травница»
  • «Творческая мастерская»: изготовлении  куклы-оберега для мини музея.
  • Помощь родителей в поиске выкроек  куклы оберега» Травницы».

Месяц – Ноябрь

Организованная образовательная  деятельность

О.О «Познавательное развитие»

Экологическая викторина: «Знатоки лекарственных растений», решение кроссвордов.

Цель:Уточнить и расширить знание детей о лекарственных растениях. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.

О.О. «Художественно-Эстетическое развитие» /Изобразительная деятельность/

Рисование, Лепка: «Моё любимое лекарственное растение»

Цель: Закрепить освоенные детьми навыки и умения в работе с разными материалами, дать каждому ребёнку возможность творчески применить их. Создать  эмоциональный настрой.

Развивать фантазию, творческое воображение.

ООД в режимных моментах

О.О «Познавательное развитие»

Просмотр видео и презентаций по теме.

Наблюдения:

  • «Как лекарственные растения вступают в зиму».

Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о приспособлении лекарственных растений к сезонным явлениям (зимой мало света, холодно, снег, растения прекращают свой рост, отдыхают).

  • Работа с коллекцией семян лекарственных растений (классификация)

О.О. Речевое развитие»

Восприятие художественной литературы.

  • Легенды, сказки, стихи, загадки о лекарственных травах.
  • В. Бианки «О травах»
  • Р. Кудашева «Песенка долгой жизни»
  • Б. Заходер «Дождик и зернышко».
  • Б. Александров «Сказка о ромашках».

Дидактические игры:

  • «Узнай по описанию»

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках лекарственных растений, помогающих при простудных заболеваниях.

  • «Найди, что лечит»

Цель: учить детей находить те части лекарственных растений, которые являются целебными.

  • «Зелёная аптека»

Цель: закреплять знания детей о лекарственных растениях, их значении для здоровья человека; закреплять знания о правилах сбора, заготовки, применения. Упражнять в их распознавании на иллюстрациях.

О.О. «Художественно-Эстетическое развитие»

Релаксация. Цель: регуляция циклов мышечного напряжения и расслабления.

Упражнение «Я цветок», «Я бутон», «Цветы и ветерок»

Этюд «Дождик и цветок»

Самостоятельная изобразительная деятельность

Рисование: «Растение улыбается»

Цель: Развивать воображение, творчество, фантазию. Совершенствовать технические умения.

Организация РППС

  • Выставка детских рисунков: «Моё любимое лекарственное растение».
  • Продолжать сбор рецептов для альбома «Бабушкины рецепты».
  • Работа с коллекцией семян лекарственных растений (использование в экспери-ментальной деятельности и для сюжетно ролевых игр.
  • Изготовление куклы оберега, хозяйки мини музея.
  • Презентация мини-музея: «Царство лекарственных растений».

Взаимодействие с родителями

  • Буклет: «Использование лекарственных растений при лечении часто болеющих детей»
  • Родительское собрание: «Как сохранить здоровье ребёнка».

Месяц-Декабрь

ООД в режимных моментах

О.О «Познавательное развитие»

  • Экскурсия в библиотеку. Викторина «Путешествие в страну лечебных растений»

О.О. «Социально-Коммуникативное развитие»

Дидактическая игра: «Собери картинку».

Цель: учить собирать разрезную картинку (о лекарственных растениях). Развивать память, внимание, мышление; закреплять представления о лекарственных растениях.

  • Сюжетно-ролевая игра: «Лесное путешествие».

Цель: побуждать  детей выступать в роли деревьев, цветов; развивать любознательность, память, мышление; закреплять названия лекарственных растений; воспитывать активность, самостоятельность.

О.О. Речевое развитие»

Восприятие художественной литературы.

  • Легенды, сказки о лекарственных травах.

Организация РППС

  • Выпуск газеты «Зелёный доктор-календула»
  • Создание гербария.

Взаимодействие с родителями

Папка передвижка: «Какие ядовитые лекарственные растения применяются в народной медицине?»

Месяц – Январь

ООД в режимных моментах

О.О. «Познавательное развитие» /  Познавательно – исследовательская деятельность/

Опыт: Почему снег греет?  Проблема: Почему снег греет?

Цель: Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания, защищает растения от вымерзания корневой системы.

Моделирование: «Как вылечить друзей?». Приготовление лекарственного чая.

Цель: Познакомить с  алгоритмом  заваривания ромашкового чая из пакетиков.

О.О. «Социально-Коммуникативное развитие» /Игровая деятельность/

Дидактическая игра: «Что лечит это растение?», От какого растения часть?»

Сюжетно-ролевые игры по замыслу детей.

/Труд в природе/

Сгребание снега в кучу для укрытия от мороза многолетних лекарственных растений  на участке на «Поляне лекарственных растений».

Цель: Помочь детям понять, что снег согревает землю от промерзания, защищает от вымерзания корневую систему растений. Воспитывать гуманно-деятельное отношение к лекарственным растениям.

О.О. «Художественно-Эстетическое развитие»

  • Самостоятельная изобразительная деятельность: «Корзинка с растениями» (лепка, аппликация по выбору детей)
  • Слушание и разучивание песни: ««Это называется природа» (Ю. Чичков – М. Пляцковский)

Организация РППС

  • Альбом «Лекарственные травы Городецкого района».

Взаимодействие с родителями

  • Экскурсия по мини-музею: «Царство лекарственных растений».
  • Папка передвижка: «Зеленые доктора».

Месяц – Февраль

Организованная образовательная деятельность.

О.О. «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-Эстетическое развитие»

Экологическая игра «Поле чудес»: «Травы, которые нас лечат!»

Цель: В занимательной форме активизировать знания старших дошкольников о лекарственных растениях, стимулировать их познавательную активность.

ООД в режимных моментах

О.О. « Художественно-Эстетическое развитие», «Речевое развитие»

Вечер загадок о лекарственных растениях «Угадай и назови».

Рассматривание иллюстраций о лекарственных растениях.

О.О. «Социально-Коммуникативное развитие» /Игровая деятельность/

Дидактические  игры: «Вершки – корешки, «Четвертый лишний»

Цель: систематизировать  и обобщать знания  детей о том, какие части лекарственных растений используются для лечения. Одуванчик – листья, корень. Календула – цветы, семена. Ромашка – цветы. Лопух – листья, корни. Подорожник – листья.

Организация РППС

  • Выпуск газеты «Зелёный доктор-подорожник»

Взаимодействие с родителями

  • Участие родителей в оформление альбома: «Зеленая аптека».

Месяц – Март

Организованная образовательная  деятельность

О.О. «Познавательное развитие»  /Ребенок и окружающий мир/

Итоговое интегрированное

Тема: «Путешествие за эликсиром  здоровья»

Программное содержание: Систематизировать и обобщить представления детей о лекарственных растениях, об их целебных свойствах и применении. Совершенствовать  умение узнавать растения не только по картинке, но и по описанию. Формировать интерес к занятию, положительную установку на участие в занятии. Закреплять  умение  работать в нетрадиционной технике рисования (рисование вилками). Способствовать развитию речевой активности, любознательности в процессе занятия. Воспитывать умение слушать ответы детей, дополнять их. Воспитывать отзывчивость, доброту, потребность приходить на помощь тем, кто в этом нуждается.

Педагогическая диагностика

Организация РППС

  • Экскурсии в мини музее лекарственных трав детей старшего дошкольного возраста.
  • Игровая деятельность с использованием экспонатов музея.

Взаимодействие с родителями

  • Итоговое анкетирование родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно – экспериментальная работа по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой

Опыт - это основанное на практике чувственно-эмпирическое познание объективной действительности; единство знаний и умений, навыков. Опыт выступает и как процесс практического воздействия человека на в...

Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой"

·         передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;·...

Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой

Мастер-класс "Внедрение в практику работывоспитателей ДОУ метода экспериментированиякак средства развития познавательного интереса удетей старшего дошкольного возраста приознакомлении с неживой п...

Доклад Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с окружающей природой

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он зна...

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природным миром Земли

Развитие познавательного интереса дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования, призванного воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствован...


 

Комментарии

Кузнецова Екатерина Павловна

Грамотно спланированный, раскрытый, подробный перспективный план работы по развитию познавательного интереса у детей через ознакомление с лекарственными травами. Советую на заметку всем педагогам ДОУ!