Проект По образовательным модулям программы «STEAM-образования» Тема «Спасём Байкал от спирогиры» старший дошкольный возраст
методическая разработка (старшая группа)
Цель проекта-
Создание условий для внедрение STEM-образования в работу группы, развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста средствами STEM-образования, развитие представлений дошкольников об озере Байкал.
Задачи проекта-
Образовательные: Закреплять знания об уникальных и природных особенностях озера Байкал. Выяснить, какую опасность представляет спирогира для обитателей Байкала. Обучать детей моделировать и конструировать из LEGO, формировать умение работать с ИКТ.
Развивающие: Развивать познавательный интерес, любознательность, творческую активность детей, интерес к робототехнике и мультипликационной деятельности.
Воспитательные: Формировать умение взаимодействовать в команде, формировать эмоциональный отклик на ситуацию. Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, умение доводить начатое до конца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnyy_proekt._karpova_i.v.docx | 879.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 13 «Ласточка»
665479 Иркутская область Усольский район р.п. Белореченский, 108
Тел.:8(39543)25765 E-mail: mdou13-83@mail.ru
Сайт:http://mdo13/uoura.ru
ОГРН 1023802140119 ОКПО 39113909 ИНН 384004782 КПП 3851010
Проект
По образовательным модулям программы
«STEAM-образования»
Тема «Спасём Байкал от спирогиры»
старший дошкольный возраст
Классификация | По количеству | Подгрупповой |
По типу | Творческо-исследовательский | |
По содержанию | Краткосрочный (Мини-проект) | |
По доминирующему виду проектной деятельности | Информационно-практико-ориентированный | |
Участники проекта | Дети старшей группы , родители воспитанников, воспитатель |
Автор – Карпова Ирина Валерьевна
Актуальность темы
«Кто Байкала не видел, тот в Сибири не бывал» - так говорят сибиряки. Озеро Байкал – это чудо природы. Озеро, которое является объектом мирового наследия. Самая актуальная проблема нашего времени – проблема загрязнение Байкала местными жителями и туристами. В результате неорганизованности туризма в воды озера попадает мусор.
Озеро Байкал является достопримечательностью не только России, а всего мира. Многих людей планеты это озеро привлекает своей неповторимой красотой и уникальной чистотой своих вод. Байкал обладает уникальными особенностями. Ему нет равных, в мире по возрасту, глубине, запасам и свойствам пресной воды, и многообразию органической жизни.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования большое значение отводится необходимости включения регионального компонента в образовательную систему работы по патриотическому воспитанию дошкольников с учётом их индивидуальных, возрастных особенностей, национальной культуры и национальных традиций.
На примере озера Байкал, его красоте неповторимости педагог может привить любовь к природе, зажечь огонёк любознательности и наблюдательности, и кроме того формировать исследовательский интерес и положительное отношение к природе. Проживая в непосредственной близости от него, многие никогда там не были, и мало знают о его флоре и фауне. Дети и их родители даже не задумываются о том, что будет с Байкалом и его окрестностями через 50, 100 лет.
Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста и их родителей. В ходе реализации проекта дети закрепят знания о том: где находится Байкал, кто живет в Байкале и около него, об уникальности озера, о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале. Начнут проявлять интерес к мировой проблеме - охране Байкала, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, сохранять познавательный интерес.
Гипотеза: возможно ли сохранение природной чистоты воды озера Байкал, его необычного животного и растительного мира? Необходимо ли человеку сохранять озера Байкал? Что может сделать человек для улучшения среды обитания?
Проблема: главная опасность - размножение спирогиры на Байкале, что грозит исчезновению некоторых эндемичных видов. А Байкалу, как известно, в этом нет равных среди других озер. И что самое опасное, по словам ученых, до 60 % этих уникальных живых организмов обитает именно в узкой прибрежной зоне, где и обосновалась спирогира. По мнению специалистов, источниками загрязнения байкальских вод, являются в первую очередь сами люди, проживающие на берегах Байкала и туристы, поток которых растет с каждым годом. Мы решили изучить проблему размножения спирогиры и помочь Байкалу и нерпам, которым тяжело жить в зеленом озере.
Цель проекта-
Создание условий для внедрение STEM-образования в работу группы, развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста средствами STEM-образования, развитие представлений дошкольников об озере Байкал.
Задачи проекта-
Образовательные: Закреплять знания об уникальных и природных особенностях озера Байкал. Выяснить, какую опасность представляет спирогира для обитателей Байкала. Обучать детей моделировать и конструировать из LEGO, формировать умение работать с ИКТ.
Развивающие: Развивать познавательный интерес, любознательность, творческую активность детей, интерес к робототехнике и мультипликационной деятельности.
Воспитательные: Формировать умение взаимодействовать в команде, формировать эмоциональный отклик на ситуацию. Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, умение доводить начатое до конца.
Рабочий план реализации проекта
Этапы проекта | Действия педагога | Действия детей | Действия родителей |
Подготовительный | -постановка цели, задач по теме: «Спасём Байкал от спирогиры»; -планирование индивидуальной и подгрупповой работы с детьми в совместной самостоятельной деятельности с учётом интеграции образовательных модулей по STEM-образованию; -создание развивающей среды по теме; -составление плана основного этапа, определение цели и задач проектной деятельности; -подбор методической и художественной литературы об озере Байкал. | -ознакомление детей с темой проекта, задачами и целями; -создание и формирование проблемного вопроса. | -консультация для родителей: «Что такое STEM – образование»; -ознакомление родителей с темой проекта, задачами и целями; -ознакомление с планом работы по проблеме; -участие родителей в создании развивающей предметно-пространственной среды по теме. |
Деятельностный | -знакомство с модулями и организация различных видов детской деятельности по STEM-образованию; -реализация поставленных целей и задач по теме «Спасём Байкал от спирогиры», при проведении индивидуальной и подгрупповой работы с детьми в самостоятельной и совместной с педагогом деятельности; -проведение занятий с детьми по развитию представлений об озере Байкале, о экологическом загрязнении озера. -подготовка презентации по теме «Спасём Байкал от спирогиры» | -участие детей в индивидуальной и подгрупповой работе в совместной деятельности с педагогом при интеграции образовательных областей. | -работа с родителями по знакомству и внедрению STEM-образования; -привлечение родителей к подготовке создания видео - ролика о Байкале; -подборка художественной литературы для детей о Байкале для чтения: |
Завершающий | -анализ результатов; -представление презентации проекта, видео ролика. -участие на фестивале РОБОСИБ - 2023 | -представление результатов проекта. | -участие родителей в работе проекта в соответствии с планом |
Знакомство с модулями и организация различных видов детской деятельности по STEM-образованию
Модуль | Детская деятельность |
1.Образовательный модуль «Дидактическая система Ф. Фребеля» | -дидактическое упражнение: «Соберём мусор возле Байкала» (модуль 10 «фишки»)- сортировать и упорядочивать фигуры по цвету, форме. Обучать счету с использованием фишек, выполнение простейших математических действий, развивать творческих способностей (составление узоров, картинок, развитие игровой деятельности). -дидактическое упражнение: «Построим фильтры» (модуль 13«башенки») - закрепить названия геометрических фигур, конструировать и создавать сложные конструкции. Развивать речевые способности в игровой деятельности. |
2.Образовательный модуль «LEGO - конструирование» | -создание роботов, фильтров для очистки Байкала с использованием конструктора «Простые механизмы» LEGO education и ПЛАНЕТА STEAM lego education – развивать способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщение, речевому планированию и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности. Развивать умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию. |
3.Образовательный модуль «Математическое развитие» | «Выкладываем из палочек Кюизинера» - упражнять детей в умении осуществлять поисковые действия умственного и практического плана. Создавать в воображении новые образы на основе восприятия схематических изображений. «Составь программу для робота» - упражнять детей в умении ориентироваться в программе и закреплять знания о числах в пределах 10, закреплять понятие о величине |
4.Образовательный модуль «Робототехника» | Использование конструктора Lego Wedo 2.0 –для создания
-развитие логики и алгоритмического мышления; -формирование основ программирования, развитие способностей к планированию, моделированию. |
5.Образовательный модуль «Мультстудия «Я творю мир» | Мультипликация – создание ролика
-рассказать о правильном поведении возле водоёма; -внедрение образовательного модуля «Мультистудия «Я творю мир»; -освоение медийных технологий; -организация продуктивной деятельности на основе синтеза художественного и технического творчества. |
6.Образовательный модуль «Экспериментирование с живой и неживой природой» | -опыт «Агрегатные состояния воды» - доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком (вода); твердом ( снег, лед); газообразном (пар). -опыт «Может ли растение (спирогира) дышать?» - выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. |
Ресурсное обспечение
Lego Wedo 2.0
LEGO education «Простые механизмы»
Планшеты для создания программ для роботов
Ноутбук для создания мультипликации
Наборы Ф. Фребеля
Художественная и научная литература по тему
Иллюстрации, картины, фотографии, зарисовки
Дидактические игры, настольно-печатные, словесные игры
Наборы для конструирования (строительный конструктор, палочки)
Предполагаемый результат
Дети способны проявлять инициативу и самостоятельность в разной деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании. Дети обладают развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, в конструировании, создании собственных образцов, творческих фантазиях, а так же вырабатываются инженерные навыки. Ребята получают опыт положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладают чувством собственного достоинства. Дети овладевает способностью договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, анализировать результаты проделанных мероприятий.
Использование полученных знаний, умений и навыков в самостоятельной деятельности. Дети активно проявляют любознательность, как во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, задавая вопросы, так и самостоятельно, устанавливая причинно-следственные связи.
Интеллектуальные способности детей проявляются в умении самостоятельно находить объяснение явлениям природы или поступкам людей. Дети склонны наблюдать, экспериментировать, активно формируя элементарные представления из области живой природы, естествознания, математики. Дети способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности, самостоятельной деятельности.
Мы хотим сберечь уникальную природу родного края, сохранить уникальный памятник природы для потомков. Мы понимаем, что на нас лежит ответственность за сохранение того, что нам досталось от Природы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по рисованию на тему"Золотая осень" для детей старшего дошкольного возраста
Цель: Закреплять умение рисовать разнообразные деревья, используя разные цвета для стволов (темно-коричневый, темно-серый, зеленовато-серый) и приемы работы кистью (всем ворсом концом)Задачи: Упражнят...
Конспект НОД образовательная область «Физическое развитие» по теме « Морское путешествие» с детьми старшего дошкольного возраста
Конспект на формирование основ здорового образа жизни.Формирование происходит с помощью наглядных, словесных и практический приемов, а также с использованием нетрадиционных форм и оборудования....
КОНСПЕКТ занятия по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «СИНИЧКИН ДЕНЬ» (для детей старшего дошкольного возраста)
Формирование у воспитанников ценностного представления о зимующих птицах родного края....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области Познавательное развитие на тему «Зимующие птицы» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области Познавательное развитиена тему «Зимующие птицы» для детей старшего дошкольного возрастаЦель: закреплят...
Конспект проведения образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Извержение вулкана» для детей старшего дошкольного возраста
Образовательные: обогащать сознание детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире; расширять представление детей об объектах и явлениях неживой природы; развивать...
Конспект проведения образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" на тему «Весёлая математика» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект проведения образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Весёлая математика»для детей старшего дошкольного ...