Знакомство дошкольников со старокалмыцкой письменностью
план-конспект занятия (старшая группа)

Занятие про вертикальное письмо калмыков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема занятия «Истоки калмыцкой письменности и культуры. Знакомство с Зая-Пандитой – основателем ясного письма.(старшая группа)

Цели:

1.Познакомить детей с основателем ясного письма Зая – Пандитой.

2.Познакомить детей с вертикальным старым и современным письмом.

3.Прививать любовь к родному языку , к родной культуре.

4.Развитие родной речи детей.

Слова для разучивания :Зая-Пандита , «Тодо бичиг», «Цаһан толһа».

Наглядность:портрет Зая-Пандиты,книга  Д.А.Павлова «Тодо бичг»,дедушка Кееда, кибитка,современные буквы, магнитофон,шлемы –шапки.

Предварительная работа:рассматривание книги Д.А.Павлова «Тодо бичг»

Ход коротко:

Мендвт, ребята,сегодня нам пришло интересное письмо , сейчас мы отправимся в путешествие по следам прошлого.

1.Дети одевают шлемы –шапки , садятся в машину времени (на стулья) и отправляются в путешествие(играет калмыцкая мелодия.)

2.Перед ними кибитка , возле нее сидит дедушка Кееда.

Дедушка Кееда:Мендвт, ребята,это я вам отправил письмо , я сейчас вам расскажу интересную историю.Давным давно  наши  предки жили в степи , в кибитках, разводили четыре вида скота,  они были умными, наблюдательными , постоянно наблюдали за природой и всегда были заинтересованы чем-то.Они сочиняли песни, сказки, фольклор ,они не умели писать поэтому все сохраняли все это в памяти.Фольклор передавался из поколения в поколение, и чтобы это как то сохранить нужно было письмо , и такое письмо создал Зая-Пандита.

3.(Рассматривание портрета Зая-Пандиты) Ребята ,когда ему было пять лет , его отец отдал его богатым родственникам. Он учился в большом хуруле , откуда вышел умным , способным мальчиком . Он создал «Ясное письмо»- старокалмыцкий алфавит .

С тех пор калмыки стали иметь свой алфавит и назывался он «Цаһан толһа».

4.С тех пор наши предки научились читать и писать, мы читаем книги и узнаем много интересного.

5.Физминутка.

6.Дедушка Кееда показывает детям интересные книги.

а)Рассматривание книги Д.А.Павлова «Тодо бичг».

б)Сравнение «Тодо бичг» с алфавитом нашего времени.

в)Дети называют калмыцкие звуки :ә ,ʏ ,ѳ ,җ ,һ ,ӊ .

7.Дидактическая игра: «Кто больше назовет?»(учитель показывает букву ,дети называют слова с этим  звуком , кто больше назовет, тот побеждает.

Дедушка Кееда:Ребята , вы молодцы, много слов знаете  с калмыцкими звуками,а кто знает пословицы про ученье ?(дети говорят пословицы )

Багш:Ребята нам нужно отправляться в детский сад, (благодарят дедушку Кееду , садятся на машину времени и едут обратно.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство дошкольников с русским народным творчеством

Посредством русскоого народного творчества приобщать детей к русской культуре,традициям и обычаям....

Знакомство дошкольников с миром профессий в контексте личностного развития.

Представлена чёткая система работы по ознакомлению дошкольников с миром профессионального труда. Формы и приёмы изучения различных профессий в сочетании с развитием психических свойств (внимание, памя...

Знакомство дошкольников с малой Родиной - Красное Село

Статья предназначена для воспитателей детсих садов с целью познакомить детей с малой Родиной....

Опыт работы воспитателя по теме: «Подготовка дошкольника к овладению письменным навыком»

предложенные материалы помогут педагогам организовать работу по подготовке руки дошкольников к овладению письменным навыком. Опыт работы включает задачи, мониторинг, тесты , планирование по возрастам,...

Презентация Знакомство дошкольников с письменностью через игру "Типография"

игра "Типография" как средство обучения чтению и знакомство с грамотой...

"Знакомство с письмом и письменностью через игровой опыт»

quot;Знакомство с письмом и письменностьючерез игровой опыт»...

Знакомство дошкольников со старокалмыцкой письменностью

Знакомство детей с вертикальным письмом калмыков...