Дополнительная образовательная программа духовно-нравственного воспитания Социокультурные истоки
рабочая программа (средняя группа)
Духовно - нравственное воспитание дошкольников - сложный длительный процесс, требующий постоянных усилий педагогов, систематической и планомерной работы, эффективность которой прослеживается в следующих результатах: наличие у детей знаний об истории своей страны, ее природных богатствах, социально-экономической значимости; возникновение стойкого интереса к русской народной культуре, традициям и обычаям русского народа, осознанное употребление в активной речи русского фольклора (пословиц, поговорок, закличек, потешек) ; воспитание патриотических чувств через изучение государственной символики России
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное учреждение Детский сад №38
«Домовёнок
Проект
«ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»
в средней группе
(в рамках программы
«Социокультурные истоки»)
воспитатель
Бахтина Алина Аликовна
Нижневартовск, 2023 г.
- рамках программы «Социокультурные истоки»
Проект «ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ»
в средней группе
Тип проекта: Краткосрочный, информационно- творческий, познавательный.
Вид проекта: семейный, групповой.
Участники проекта: воспитатели группы, дети средней группы, родители.
Сроки реализации проекта: Февраль, март.
Пояснительная записка
Дошкольное детство является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как в этот период закладывается базовые качества личности. Целью современного дошкольного образования является организация индивидуального развития ребенка, воспитание творческой личности, которая способна к позитивным отношениям в социальной среде. К позитивным отношениям в социальной среде готова только та личность, у которой сформированы система жизненно важных ценностей, морально-нравственные установки и основы духовно-нравственного развития, а значит в соответствии с ФГОС на государственном уровне перед педагогами дошкольного образования ставится стратегическая задача объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Духовно-нравственное развитие личности осуществляется под влиянием многих факторов. Немаловажную роль среди них играют окружающая среда и, прежде всего, семья, где воспитывается ребёнок, а также образовательное учреждение, которое он посещает.
Проектная деятельность, как ни какая другая, поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях дошкольной образовательной организации и семьи. Проект создает условия для совместной деятельности с родителями присоединить детей и их семьи к единым социокультурным и духовно-нравственным ценностям.
Актуальность проекта
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – одна из актуальнейших задач отечественного образования. Это направление в настоящее время наиболее перспективно, поскольку связано с восстановлением традиций, уклада жизни, исторической преемственности поколений, сохранением, распространением и развитием национальных культур, и воспитанием бережного отношения к историческому наследию российского народа. Без ценностей, заложенных в семье люди неизбежно утратят человеческое достоинство. Благодаря семье ребенок первоначально познает окружающий мир.
Многие современные родители просто не знают, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.
.
- реализации проекта семья является равноправным субъектом образовательного процесса. В тесном сотрудничестве с родителями осуществляется единый целостный процесс воспитания и развития дошкольников. Объединение усилий дошкольной образовательной организации и семьи с целью формирования у детей системы духовно-нравственных социокультурных ценностей; Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в социокультурном и духовно-нравственном развитии и воспитании детей дошкольного возраста;
Цель проекта:
Способствовать развитию интереса к истории, к семейным ценностям и традициям своей семьи.
Приобщение родителей к полноценному участию в педагогическом процессе.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Формирование представлений о семье, семейных традициях, о родственных отношениях.
- Формирование представлений об осознании себя как члена семьи, понимания внутрисемейных отношений;
- Закрепить знания об именах и отчествах своих родителей и других ближайших родственниках, где и кем они работают.
- Создание условий для развития для активной и разнообразной творческой игровой деятельности.
Развивающие:
- Развивать коммуникативные навыки; расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений.
- Уточнить понятие «семья», «родственники», уметь гордиться своей семьёй;
- Развивать познавательный интерес, логическое мышление.
- Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Речевые:
- Развивать диалогическую и связную речь;
- Пополнить словарный запас посредством слов: семья, родственники, сын, дочь, внук, внучка, тётя, дядя.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях;
- Проявлять заботу о младших в семье и пожилых.
Направления работы в рамках проекта:
- Познавательное развитие
- Социально –коммуникативное развитие
- Речевое развитие. Чтение художественной литературы.
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие, здоровьесбережение.
- Сотрудничество с семьей.
- Анкетирование родителей по нравственно-эстетическому воспитанию детей.
- Участие родителей в жизни группы.
- Индивидуальная работа.
Формы работы с детьми:
- Занятия (НОД)
- Игры
- Беседы
- Театрализованные постановки с участием детей
Формы работы с родителями:
- Анкетирование родителей:
- Привлечение родителей к созданию предметно-развивающей среды в группе, изготовлению атрибутов к запланированным мероприятиям с детьми.
- Консультации для родителей;
- Папки-передвижки;
- Индивидуальные беседы с родителями:
- Рекомендации родителям.
- Совместные мероприятия.
Этапы реализации проекта:
- этап –подготовительный (февраль)
- Подбор и изучение методической литературы, подбор художественной литературы по данной теме.
- Подготовка необходимого материала для реализации проекта. Подобрать иллюстрации и дидактические игры.
- Оформить выставку семейных фотографий: «Дружная семья», выставку рисунков «Портрет семьи»
- Составить перспективный план мероприятий.
План работы по проекту
- Создание предметно-пространственной среды.
- Подготовка к внедрению проекта:
- Встреча: Знакомство родителей с темами проекта «Дружная семья» и их корректировка в зависимости от потребностей родителей.
- этап – основной
Реализация проекта
Социально-коммуникативное развитие
Игровая деятельность
- Сюжетно-ролевые игры : «Семья», «Наша дружная семья», «Театр», «Приготовим семейный обед», «День рождения бабушки», «Семейная прогулка с малышом», «Магазин», «Больница».
- Дидактические игры: «Кем быть», «Назови ласково»
- «Кому что нужно для работы», «Чьи детки? »
- Настольно-печатная игра с правилами «Семейная прогулка в лес»
- Игры-драматизации по сказкам «Красная Шапочка», «Репка».
- Игры-инсценировки «Три мамы», «Сказка для мамочки», «Из-за леса, из-за гор. Едет дедушка Егор».
- Строительные игры «Мебель для дома».
- Настольный театр «Волк и семеро козлят».
- Русская народная игра «У дедушки Трифона».
Познавательное развитие. Коммуникация
- Беседы: «Наша дружная семья», «С кем я живу», «Где работает мой папа», «Где работает моя мама», «У меня есть бабушка и дедушка», «Выходной с семьёй», «Как я помогаю папе», «Покажи членов своей семьи и расскажи о них».
- Беседы: «Как вы ходили в театр», «Как мы отмечаем мамин праздник», «Как вы ходили за покупками в магазин», «Что продают в аптеке», «Как работает продавец», «Как выразить сочувствие», «Попросить или отнять?», «Как встречать гостей?», «Почему любят честных и смелых», «Моя мама».
- НОД на тему: «Что такое семья? », «Моя дружная семья», «Моё имя».
- Рассматривание иллюстраций, изображающих времяпровождение семьи: «Семья на отдыхе в лесу», «Папа читает книгу детям», «Мама печёт булочки с дочкой», «Мама играет с малышом в кубики», «Мама убаюкивает своего малыша», обсуждение увиденного.
- Рассматривание сюжетных картин: «У мамы день рождения», «С папой в магазин» Классификация (мебель, посуда, бытовая техника, продукты питания) .
- Проведение тематического дня: «Совершаем добрые поступки».
- Фотовыставка «Моя семья».
Речевое развитие. Коммуникация
- Коммуникация: Составление рассказов о своей семье, составление рассказов из личного опыта на тему «Семейные праздники».
- Общение: «Чем можно порадовать близких», «Почему мама поздно ложится спать», «За что бы меня похвалили дома»
- Составление творческих рассказов на тему «Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома».
- Заучивание пословиц: «В хорошей семье хорошие дети растут»,
- «Дружную семью горе не берёт».
- Отгадывание загадок о семье.
Чтение художественной литературы на тему «Семья»:
Книга 1 для развития детей «Дружная семья».
Русский фольклор. Сказка. «Братец Иванушка и сестрица Аленушка».
Потешки. «Из-за леса, из-за гор», «Пошла Маша на базар». Отечественная
классическая литература. Рассказ. Л.Корсунская «Семья». Поэзия. И.Бунин
«Матушке», Е.Трутнева «Наша бабушка», Р.Гамзатов «Мой дедушка»,
В.Берестов «Любили тебя без особых причин», Е.А.Пермяк «Первая рыбка»;
Э.Шим «Брат и младшая сестра». Рекомендуемая литература для
дополнительного чтения. Рассказ. К.Д.Ушинский «Брат и сестра». Поэзия.
Е.Благинина «Посидим в тишине», К.Лукашевич «Садик». Изобразительная
деятельность. Оформление страницы Альбома «Наша дружная семья».
С. Капутикян «Моя бабушка», В. Чёрная «Хорошая внучка», Э. Успенский
«Если был бы я девчонкой», В. Осеева «Сыновья»
Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди»,
«Кукушка».
Художественно-эстетическое развитие
- Муз. движения: нар. игра «У дедушки Трифона» «У тетушки Ларисы»,
танец «Дружные пары» обр. Т.А. Попатенко;
Продуктивная деятельность
Рисование: «Портрет семьи», «Вагончики едут, колёса стучат, везут они
к бабушке милых внучат», «Моя семья». Изготовление подарков для мам.
Лепка: «Испечём торт для мамы», «Красивое блюдце для сестрёнки»
Аппликация: «Украсим фартук для мамы»
Конструирование: «Гараж для папиной машины».
Физическое развитие. ЗОЖ
Двигательная, игровая.
- Русские народные игры: «Бабушка Маланья», «Дедушка Рожок», «У дедушки Трифона», «У бабушки Ульяна», «Каравай».
- Пальчиковая гимнастика «Семья», «Дружная семейка», «Солнечные лучики», «Дружба», «Цветок», «Коза и козленок», «Ты кто?»
Безопасность
Беседа: «Если ты остался дома один»
Ситуация: «Что делать, если ты потерялся»
Сотрудничество с семьёй
Занятие с родителями на тему: «Дружная семья».
Семейное чтение 1 части книги 1 «Дружная семья».
Мастер – класс для родителей: «Сказка про курочку Рябу, а ещё про то, как мама любит папу и папа любит маму…»
Выставка рисунков «Мама», «Папа», «Портрет семьи»»
Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Совместные игры дома
Развивающая среда
Сюжетные картинки на тему: «Моя семья»
Книжки – раскраски на тему: «Помогаем дома»
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Период
1 неделя |
Вид деятельности. Цели, задачи | Сотрудничество с | ||||
семьёй | |||||
ФЕВРАЛЬ | |||||
Познавательное развитие. Коммуникация: | Встречи с | ||||
Беседы: «Где работает мой папа», «Где | интересными | ||||
работает моя мама», «Как работает продавец». | людьми: | ||||
НОД «Знакомство с профессиями. Кондитер». | Рассказы родителей | ||||
Формирование у детей отчетливые | о своей профессии. | ||||
представления о роли труда взрослых в жизни | Цель: Приобщение | ||||
общества и каждого человека. | родителей к | ||||
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», | ознакомлению | ||||
«Больница». | детей с различными | ||||
Дидактические игры: «Кем быть», «Кому что | профессиями. | ||||
нужно для работы». Формирование у детей | |||||
отчетливые представления о роли труда | |||||
взрослых в жизни общества и каждого | |||||
человека. | |||||
Экскурсии на прачечную. | |||||
Формирование у детей отчетливые | |||||
представления о роли труда взрослых в жизни | |||||
общества и каждого человека. | |||||
Экскурсии на прачечную. | |||||
Формирование у детей отчетливые | |||||
представления о роли труда взрослых в жизни | |||||
общества и каждого человека. | |||||
2 неделя |
3 неделя |
4 неделя |
НОД по рисованию: | |
«Транспорт нашего города». | |
Лепка: «Веселые вертолеты». | |
Аппликация: «Строим дом для зайчика». | |
Изготовление атрибутов для сюжетных игр. | |
Развитие творчества, фантазии, | |
изобразительных навыков, умений. | |
Конструирование: «Гараж для папиной | |
машины», «Вагончики едут, колёса стучат, везут | |
они к бабушке милых внучат». | |
Музыкальная деятельность: Слушание: | |
«Веселые путешественники» муз. М.Л. | |
Старокадомского, | |
ОБЖ: Беседа: «Если ты остался дома один» | Памятка для |
Ситуация: «Что делать, если ты потерялся» | родителей: «Уроки |
Закрепление умения самостоятельного | безопасности для |
безопасного поведения в повседневной жизни на | детей: опасности и |
основе правил безопасного поведения. | правила |
Экскурсии в медицинский кабинет. | поведения». |
Настольный театр «Волк и семеро козлят». | Цель: |
Просмотр мультипликационных фильмов из | Формирование у |
серии «Уроки тетушки совы: уроки | родителей чувства |
безопасности». Формирование умения | ответственности за |
самостоятельного безопасного поведения в | безопасность своего |
повседневной жизни на основе правил | ребенка. |
безопасного поведения. | |
Беседы: «Какие у нас мальчики», «Наши | Памятка для |
защитники». Учить понимать свою роль, ценить | родителей «Основы |
хорошие отношения, поступки, учить выражать | нравственных |
внимание и сочувствие; | отношений в семье». |
Чтение художественной литературы: Рассказ | Цель: |
Р.Гамзатов «Мой дедушка», В. Осеева «Сыновья». | Формирование |
Поддерживать у детей интерес к литературе, | социально – |
воспитывать любовь к книге, способствовать | нравственных |
углублению читательских интересов. | отношений в семье. |
Знакомство с различными произведениями | Конкурс: Наш |
авторов, иллюстрациями к произведениям. | любимый папочка». |
Разучивание пальчиковой гимнастики: «Наша | Цель: Дать |
семья», «Пальчик-мальчик». | возможность всей |
Рассматривание иллюстраций, изображающих | семье дома |
времяпровождение семьи: «Папа читает книгу | проявить |
детям», обсуждение увиденного. | творчество, |
Рассматривание сюжетных картин: «С папой в | выдумку. |
магазин». | Объединить в |
выходные всю | |
семью за общим | |
делом. | |
МАРТ
1 неделя |
Познавательное развитие. Коммуникация. Беседы: «Наша дружная семья», «С кем я живу», «Выходной с семьёй», «Как мы отмечаем мамин праздник», «Как вы ходили за покупками в магазин», «Моя мама».
НОД на тему: «Что такое семья?», «Моё имя». Интегрированное занятие «При солнышке тепло, при матери добро».
Рассматривание иллюстраций,
изображающих времяпровождение семьи:
«Мама печёт булочки с дочкой», «Мама играет с
малышом в кубики», «Мама убаюкивает своего
малыша», обсуждение увиденного.
Рассматривание сюжетных картин: «У мамы
день рождения».
Речевое развитие
Коммуникация: Составление рассказов о своей семье, составление рассказов из личного опыта на тему «Семейные праздники».
Общение: «Чем можно порадовать близких»,
«Почему мама поздно ложится спать», «За что
бы меня похвалили дома»
Составление творческих рассказов на тему
«Моя семья», «Мой домашний любимец», «Как я помогаю дома».
Заучивание пословицы: «В хорошей семье хорошие дети растут».
Пальчиковые игры «Семья», «Дружная семейка», «Солнечные лучики», «Дружба», «Цветок».
Продуктивная деятельность: Рисование: «Портрет семьи», «Моя семья». Изготовление подарков для мам. Лепка: «Испечём торт для мамы».
Аппликация: «Украсим фартук для мамы»
Чтение художественной литературы: Русский фольклор. Сказка. «Братец Иванушка и сестрица Аленушка». Потешка. «Пошла Маша на базар», Рассказ. Л.Корсунская «Семья». Поэзия. И. Бунин «Матушке», «Любили тебя без особых причин». Поэзия. Е.Благинина «Посидим в тишине».Сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди», «Кукушка».
Консультация: «Как воспитать ребенка или уроки вежливости дома».
2 неделя |
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Наша | ||
дружная семья». | ||
Дидактические игры: «Чьи детки? » | ||
Настольно-печатная игра с правилами: | ||
«Семейная прогулка в лес» | ||
Игры-инсценировки: «Три мамы», «Сказка для | ||
мамочки». | ||
Музыкальная деятельность. | ||
Пение: «Маме песенку пою» муз. Н. Мурычевой. | ||
Слушание: «Моя семья» муз. Н. Мурычевой. | ||
Физическое развитие. Двигательная, игровая. | ||
Русская народная игра: «Каравай». | ||
Речевое развитие: | Анкетирование | |
Общение: «За что бы меня похвалили дома». | «Воспитательная | |
Познавательное развитие .Коммуникация | роль бабушек и | |
Беседы: «У меня есть бабушка и дедушка», | дедушек» | |
«Покажи членов своей семьи и расскажи о них», | - выяснение проблем | |
«Как встречать гостей?». | и успехов | |
Чтение художественной литературы: | воспитании детей. | |
Поэзия.Е.Трутнева «Наша бабушка», В.Берестов | Памятка «Советы по | |
«Любили тебя без особых причин», Рассказ. | воспитанию внуков | |
К.Д.Ушинский «Брат и сестра», С. Капутикян | и внучек» | |
«Моя бабушка», В. Чёрная «Хорошая внучка». | ||
Продуктивная деятельность | ||
Лепка: «Красивое блюдце для сестрёнки». | ||
Музыкальная деятельность. | ||
Пение: «Бабушка» муз. Н. Мурычевой, | ||
Заучивание пословицы: «Дружную семью горе | ||
не берёт». Отгадывание загадок о семье. | ||
Сюжетно-ролевая игра: «День рождения | ||
бабушки». | ||
Дидактическая игра: «Назови ласково». | ||
Игра-драматизация по сказке «Репка». | Фотовыставка: «Моя | |
семья». | ||
Строительная игра «Мебель для дома» | ||
Классификация (мебель, посуда, бытовая | ||
техника, продукты питания). Поддерживать и | ||
стимулировать попытки самостоятельного | ||
познания детьми окружающих предметов, | ||
установление связи между ними. | ||
Физическое развитие. | ||
Двигательная, игровая. | ||
Русские народные игры: «Бабушка Маланья», «У | ||
бабушки Ульяны |
Комплексное занятие «Русская изба». | |||||
Сюжетно-ролевая игра: «Театр», | |||||
Беседы: «Как вы ходили в театр», «Попросить | |||||
или отнять?» | |||||
Чтение художественной литературы: | |||||
Рекомендуемая литература для | «Неделя добрых | ||||
дополнительного чтения. Поэзия. К.Лукашевич | |||||
«Садик». | дел: покормите | ||||
Музыкальная деятельность. | птиц». | ||||
Муз, движения: танец «Дружные пары» обр. Т.А. | |||||
Попатенко; | |||||
Дидактические игры и упражнения: | |||||
«Разноцветная семейка», | |||||
Продуктивная деятельность: | |||||
3неделя | «Построим театр, цирк». | ||||
Изготовление атрибутов для сюжетных игр. | |||||
Развитие творчества, фантазии, | |||||
изобразительных навыков, умений. | |||||
Музыка: Слушание музыки: И. Бах «Шутка», А. | |||||
Гречанинов: «Вальс», «Маленькая сказка», Д | |||||
Кабалевский .«Печальная история», | |||||
Беседа с детьми на тему: «Чему учит любимая | Выставка книг | ||||
сказка». | «Моя любимая | ||||
Викторина: «Узнайте сказку». | книга». | ||||
Игровая деятельность. | Цель: подборка | ||||
Театрализованная игра по мотивам русской | любимых | ||||
4 неделя | народной сказки: «Крошечка – Хаврошечка». | семейных книг для | |||
Словесная игра: «Узнайте сказку», (стр. 10 книга | приобщения | ||||
№4), «Назови сказку». | родителей и детей | ||||
Театрализованные игры по мотивам любимых | к совместному | ||||
детских сказок. | семейному чтению. | ||||
Музыкальная деятельность. | |||||
Слушание: «Сказочная музыка» муз. С.М. | |||||
Майкопара, «Сказка в музыке» муз. О. Радфнова | |||||
(из цикла музыкальные шедевры). | |||||
Муз. движения: игры по мотивам р.н. сказок | |||||
«Колобок», «Теремок», «Репка». | |||||
МДИ «Узнай музыку по картинке». | |||||
Художественная литература: | |||||
Русский фольклор. Сказка «Крошечка- | |||||
Хаврошечка». | |||||
Поэзия. В.Берестов «Недаром дети любят | |||||
сказку». | |||||
Загадки. О сказочных героях. | |||||
этап – заключительный
- Проведение диагностики;
- Презентация проекта «Дружная семья»;
Ожидаемые результаты:
- Создание положительной эмоциональной среды общения между
детьми, родителями и педагогами;
- Установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка.
- Выработка наиболее целесообразных методов и единого стиля воспитания
детей в ДОУ и семье.
- Совместная подготовка к посещению ДОУ будет способствовать
формированию у родителей потребности в частом общении с детьми.
- Повышение педагогической культуры и знаний у родителей.
Продукты проектной деятельности:
- Новые разработки, сценарии нетрадиционных форм работы с семьей.
- Анкеты
- Семейные стенгазеты.
- Проектная папка.
результате реализации проекта «Дружная семья», дети узнали, что семья - это мама, папа, бабушки, дедушки, братья и сестры.
Дети прикоснулись к историям семьи, их традициям, узнали много нового о своих дедушках, бабушках.
Семья –это поддержка, тепло, навыки общения, первые уроки любви.
Она помогает нам развивать характер, учит преодолевать трудности и т. д.
И чем семья благополучнее, чем больше в ней уделяется внимания каждому члену
семьи и малышу в том числе, тем увереннее ребенок будет чувствовать себя в жизни.
Литература
1.Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. М. : ТЦ Сфера, 2009. 128с.
(Библиотека 1. «Воспитатель ДОУ).
2.Зверева О. Х. , Кротова Т. В. , «Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М. : Т. Ц.
Сфера, 2005.
3.Козлова А. В. , Дешулина Р. П. «Работа с семьей»: -М. : Т. У. Сфера, 2004.
4.Свирская Л. , «Работа с семьей: необязательные инструкции»: - М. : Линка Пресс,
2007.
- Козлова А.В., Дешеулина Р. П. "Работа ДОУ с семьей", Творческий центр, Москва,
2005
- Книги для развития детей:
Книга 1 для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет); «В добрый путь». Книга 2 для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет); «Добрая забота». Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет); «Благодарное слово». Книга 4 для развития детей дошкольного возраста (4-5 лет); «Верность родной земле».
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тема «Дружная семья»
Цели: Дальнейшее наполнение социокультурной категории «Семья»
Задачи.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
- познакомить детей с социокультурной категорией «Семья»;
- формировать у детей представление о семье, где родные и близкие заботятся друг о друге, проявляют понимание и сочувствие, поддерживают и помогают друг другу, вместе делают доброе дело;
- формировать умение работать в паре;
- дать представление детям о понятии «дружная семья» на основе знакомства с художественными произведениями.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- развитие коммуникативно-речевых умений и навыков детей;
- развитие самооценки у детей;
- развитие способности проявлять доброту, заботу по отношению к близким.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- воспитание добрых чувств и отношений со сверстниками и взрослыми;
- воспитание уважительного отношения к близким и родным.
Виды деятельности: коммуникативная, речевая, восприятие художественной литературы, игровая, познавательная, музыкально-художественная.
Формы организации: групповая и индивидуальная (самостоятельная деятельность детей).
Формы реализации детских видов деятельности: Самостоятельная художественная речевая деятельность (чтение фольклорных текстов наизусть). Ситуативный разговор. Создание игровой ситуации. Игра. Разговор в ресурсном круге. Художественно-творческая деятельность родителей по оформлению страницы альбома «Наша дружная семья»
Оборудование или материал к НОД:
- Иллюстрация с изображение членов семьи.
- Первая книга для развития детей 4-5 лет под редакцией И.А.Кузьмина «Дружная семья»
- Аудиозаписи с песнями о семье.
Предварительная работа по плану интеграции:
- Беседа с детьми о СЕМЬЕ
- Знакомство детей с первой частью книги для развития «Дружная семья»
- Рассматривание иллюстраций и фотографий по теме.
- Разучивание русской народной игры «Как у бабушки Ларисы», разучивание пословиц, поговорок о семье;
- Сюжетно-ролевая игра «Наш дом», «Наша дружная семья»
- Театрализованная игра «Братец Иванушка и сестрица Аленушка».
- Слушание «Моя семья» муз. Н. Мурычевой, русская народная песня «Где был Иванушка»;
- Чтение: А.Плещеев «Внучка»; рассказ Л. Корсунская «Семья»; Э. Шим «Брат и младшая сестра».
- Подвижные игры: «Семья», «Кто у нас живет в квартире».
- пальчиковая игра «Семья»
Место проведения: групповая комната
ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Первая часть (вступительная)
Доброе утро! Ребята, давайте подарим друг другу наши улыбки. Предлагаем каждому поздороваться, будем передавать солнышко друг другу и говорить слово приветствие.
Организационный момент
Присоединение к теме
Воспитатель:
Ребята, попробуйте отгадать загадки и вы узнаете, о чем мы сегодня будем с вами беседовать.
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
Всех милее наша....мама.
Кто не в шутку, а всерьез
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно...папа.
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша...бабушка.
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед -
Мой родной, любимый...дед,
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная...семья.
Правильно! Мы поговорим о семье.
Ребята как вы думаете, что такое семья?
Предпологаемые ответы детей (Семья — это папа, мама, брат, сестренка, дедушка, бабушка.)
Воспитатель: Правильно. Семья — это самое дорогое, что есть у человека. Все члены семьи любят, уважают друг друга, заботятся друг о друге.
Ребята, давайте с вами вместе сделаем пальчиковую гимнастику «Моя семья»
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — Ванечка
Этот пальчик — Танечка,
Этот пальчик — Манечка,
Этот пальчик — Олечка,
Этот пальчик — Колечка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья.
Работа в круге
Воспитатель: Ребята, какие пословицы и поговорки вы знаете о семье? (выступление 2-3 детей). ( Вся семья вместе, так и душа на месте. В дружной семье и в холод тепло. Везде хорошо, но дома лучше)
Хороводная русская народная игра «Как у бабушки Просковьи» Все Играющие становятся в круг, один из них — водящий — становится в центре круга. Играющие идут по кругу со словами:
Как у бабушки Просковьи
Было семеро детей.
Они не пили, не ели,
Все на бабушку глядели,
Разом делали вот так....
Воспитатель показывает движения, имитирующие труд женщин (стирка, полоскание белья, вышивание, укладывание младенца, приготовление пищи).
И всё делали вот так!
Дети, повторяющие движения за ведущим наиболее точно, становятся при повторении игры бабушкой Ларисой.
2. Вторая часть (совместная деятельность).
Активная форма обучения (АФО)
Ресурсный круг.
Воспитатель: Как говорят в народе «Вся семья вместе так и душа на месте». Вы наверно догадались, что сегодня наш разговор пойдет о семье. Ведь семья – одна из самых великих ценностей жизни, к которой нужно относиться очень бережно.
Воспитатель: Сейчас я хочу обратить ваше внимание на фотоколлаж «Семья – мир самых близких людей».
-Кто изображен на фотографиях? » (дети перечисляют)
-Как можно назвать одним словом всех тех, кто изображен на фотографиях? (Семья)
-Какую семью можно назвать дружной? Почему? (В которой вместе помогают друг другу, читают книги, гуляют, вместе трудятся и т.д.).
Рассказ 2-3 детей о своей дружной семье.
Воспитатель: Семья- это слово греет душу. Оно напоминает о ласковом голосе мамы и о заботливой строгости папы. Она бывает большой и маленькой. В семье все чем-то похожи друг на друга: лицом, голосом, характером. Могут быть общие увлечения и любимые занятия. Главная забота родителей – чтобы дети выросли хорошими людьми. Они ни жалеют для этого ни сил, ни времени. В дружной семье все заботятся друг о друге. У каждого есть свои обязанности. Их выполняют без напоминания. В дружной семье все проявляют любовь друг к другу, заботу, а дети уважают и слушают своих родителей. Не зря говорят, что «не нужен и клад, когда в семье мир и лад».
Индивидуальный этап.
Работа в книгах «Дружная семья».
Воспитатель: Предлагаю детям сесть за столы так, чтобы вы сидели парами. Парами это сколько?
Воспитатель: Ребята, откройте пожалуйста книгу на той странице, где лежит закладка. Рассмотрите иллюстрации в книге для развития, выберите те, на которых изображена дружная семья, отметьте эти иллюстрации знаком «+». Время работы 3 минуты. (На иллюстрациях изображение дружной семьи: семейная прогулка, семейное чаепитие, семейное чтение, совместный труд на даче. При затруднении воспитатель помогает выполнить задание).
Воспитатель: По завершении индивидуального этапа прошу всех одновременно закончить работу и внимательно выслушать следующее задание.
Работа в паре. Воспитатель: Пододвиньтесь пожалуйста к друг другу, ещѐ раз внимательно рассмотрите эти иллюстрации. Выберите те, на которых изображена дружная семья. Расскажите друг другу почему вы выбираете именно эти иллюстрации. Придите к совместному решению. И отметьте знаком «+» те иллюстрации, которые вы выбрали вместе. Время работы – 3 минуты. (Воспитатель наблюдает за действиями детей, поощряет тех, кто общается в спокойной, доброжелательной форме. За минуту до окончания данного времени предупреждаю детей и родителей о своевременном завершении диалога).
Воспитатель: Теперь договоритесь кто из вас от каждой пары будет представлять совместное решение. Сначала вы должны обсудить, выполнить задание и решить кто будет отвечать из вашей пары.
Обсуждение в группе и экспертная оценка. Воспитатель предлагает одной из пар показать выбранные иллюстрации и объяснить свое решение. Ответ начинать со слов: «Мы решили… », «Мы думаем… », «Мы отметили», «Мы выбрали». Предлагаю детям, кто согласен с данным решением, поднять руку. Воспитатель: Поднимите руку кто выполнил эту работу по - другому? (Далее воспитатель даѐт экспертную оценку: показывает иллюстрации и объясняет правильность выбора).
Воспитатель: Послушайте пожалуйста внимательно, как правильно нужно было выполнить это задание. (Обобщает результаты работы, отмечает детей, которые внимательно слушали друг друга, вежливо общались, вовремя справились с заданием).
Экспертная оценка звучит мотивация о выборе всех 4 иллюстраций.
3. Третья часть НОД. Заключительная.
Рефлексия.
Воспитатель: Понравилось ли вам работать в паре?( Воспитатель предлагает детям договориться между собой, чем они совместно хотели бы заняться в группе: построить дом для куклы, слепить игрушку, подклеить книгу, нарисовать картинку и т. д. )
Воспитатель: Что интересного вы увидели сегодня на занятии? С каким настроением вы пойдете домой? В дружной семье есть любовь, забота, внимание, радость. Вы согласны? (Ответы детей)
Оформление страницы Альбома (в условиях семьи или дошкольной организации).
Творческое задание детям и родителям. Оформление страницы альбома «Дружная семья».
Используемые методы и приёмы: сюрпризный момент, д/и, беседы, вопросы, рассматривание, пояснения, поощрения, художественное слово (загадки, пословицы, показ, наблюдения.
Хороводная игра: «Где был Иванушка».
Иванушка стоит в центре круга. Дети спрашивают, Иванушка отвечает.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Курочку.
Курочка по сеничкам (Дети показывают, как курочка клюет)
Зернышки клюет,
Иванушка в горенке
Песенки поет.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Уточку.
Уточка по лужице (Дети показывают, как уточка плывет)
Взад — вперед плывет.
Иванушка в горенке
Песенки поет.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Ослика.
Ослик на лужайке (Дети показывают, как ослик щиплет травку)
Травушку жует,
Иванушка в горенке
Песенки поет.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа «Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами народных традиций» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Лебедянь Липецкой области
Цель: разработать и апробировать модель воспитания дошкольников через приобщение детей к русской национальной культуре, направленную на развитие духовно-нравст...
Рабочая программа по модулю «Народные игрушки» дополнительной общеразвивающей программы духовно – нравственной направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский са
Цель проекта: формирование интереса к народным игрушкам через ознакомление с матрёшкой, Ванько й-встанькой, неваляшкой, богородской игрушкой, романовской игрушкой, дымков...
Анализ работы по дополнительным образовательным программам духовно - нравственного развития детей и подростков
Основная цель дополнительной образовательной программы «Живая нить традиций» по духовно - нравственному развитию детей и подростков 7-18 лет (на основе Российских традици...
Анализ работы по дополнительным образовательным программам духовно - нравственного развития детей и подростков
Основная цель дополнительной образовательной программы «Живая нить традиций» по духовно - нравственному развитию детей и подростков 7-18 лет (на основе Российских традиционных ц...
ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «БУРЯТИЯ - НАШ КРАЙ РОДНОЙ»
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится именно патриотическое ...
«Вверх по лестнице, ведущей к духовности» дополнительная образовательная программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Срок реализаци
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30813963","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30813491","attributes":{"alt":"","class"...
Дополнительная общеобразовательная программа духовно – нравственного воспитания личности «Кукла – прошлого и настоящего»
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по иному, что то для себя открываем и переоцениваем заново. К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили бабушки и дедушки. Как жили русские л...