Продуктивность реализации инновационной программы по воспитанию общей культуры дошкольников на основе краеведческого компонента
статья

       Новизна опыта заключается в построении инновационной модели образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающей доступность и новое качество образования при формировании культуры будущего у дошкольника , основанной на личностно – деятельном подходе к воспитаннику в процессе осуществления технологии «образовательный терренкур в разных направленностях программы.

        Инновационность  состоит  в специально созданных в ДОУ условиях для интеграции педагога и ребенка в проектной деятельности, направленной на поддержку детской инициативы и оформление ее в виде культурно – значимого продукта, оригинальной творческой работы, приобретения воспитанником опыта продуктивного взаимодействия со взрослым.

        Значимость инновационного проекта в том, что педагоги, реализуя его в интеграции с родителями и воспитанниками, смогут поделиться опытом работы с коллегами  по вопросам создания особого пространства в ДОУ, в котором ребенок не только осваивает культуру прошлого, но и  принимает участие в построении культуры будущего, проявляет продуктивную инициативу, основанную на оригинальности мышления.  Реализация данного  проекта будет способствовать распространению, обогащению и интеграции  опыта работы с дошкольными учреждениями города и края, СКИРО ПК и ПРО в процессе практических занятий курсов повышения квалификации на базе нашего ДОУ, городских методических объединений ДОО  по построению  развивающего пространства – образовательных маршрутов, центров свободного творчества в интерьере и на территории  ДОУ,   ориентированного на развитие  продуктивной позиции ребенка – творца.

        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Продуктивность реализации инновационной программы по воспитанию общей культуры дошкольников на основе краеведческого компонента.

                                                    Барабаш Е.Ю.,

                                           кандидат психологических наук,

                                          научный руководитель МБДОУЦРР – д/с   №14 «Росинка»,

                                               Марченко О.А., заведующий                     МБДОУ ЦРР - д/с №14 «Росинка»

Целью инновационной деятельности дошкольного учреждения в 2021 – 2024 гг. являлось 

формирование у детей дошкольного возраста культуры будущего в современной предметно – пространственной среде ДОО через реализацию технологии «образовательный терренкур». В соответствии с поставленной целью осуществлялась следующая методическая работа:

  1. Изучена  и проанализирована психолого-педагогическая и учебно – методическая литература, представляющую собой теоретическую основу успешного процесса создания « образовательных терренкуров» и построения культуры будущего в ДОУ.
  2. Разработаны  показатели культуры будущего  детей дошкольного возраста на основе технологии «образовательный терренкур»  и методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей по созданию пространства детской реализации.
  3. Социальным педагогом Желонкиной Н.А. совместно с педагогами и воспитанниками старшей группы  № 17 создан в образовательном пространстве  библиотечный: литературный и краеведческий проект «Тропинки Ставрополья», ориентированный на проявления индивидуальности, креативности   дошкольников при изучении знаменательных мест нашего края, создание нового  продукта, в котором воплощен детский замысел, при иллюстрировании и озвучивании сказок ставропольских писателей.
  4. Проведены консультации с педагогами с целью совершенствования педмастерства по   формированию  образовательных маршрутов для дошкольников с целью развития их интересов, способностей, получения продукта от  самостоятельной и совместной   деятельности со взрослыми и воспитанниками.
  5. Заключен договор МБДОУЦРР – д/с №14 «Росинка» со школой искусств, краевой детской библиотекой Сляднева для развития партнерских отношений   взрослых и детей с целью расширения кругозора и развития творческого воображения воспитанников, для формирования умения понять детский замысел, помочь его реализовать, создать условия, направленные на поддержку его востребованности.
  6. Проведены научные советы с целью совершенствования профессионального мастерства педагогов в процессе инновационной  работы  на основе формирования у них  мотивации  к  самореализации.
  1. Разработан  комплекс диагностических методик, направленных на исследование критериев механизма  развития культуры будущего старшего  дошкольника на основе инновационной технологии.
  2. Составлен  и осуществлен  мониторинг готовности педагогов к инновационной деятельности и результативности участия в ней.

       Новизна опыта заключается в построении инновационной модели образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающей доступность и новое качество образования при формировании культуры будущего у дошкольника , основанной на личностно – деятельном подходе к воспитаннику в процессе осуществления технологии «образовательный терренкур в разных направленностях программы.

        Инновационность  состоит  в специально созданных в ДОУ условиях для интеграции педагога и ребенка в проектной деятельности, направленной на поддержку детской инициативы и оформление ее в виде культурно – значимого продукта, оригинальной творческой работы, приобретения воспитанником опыта продуктивного взаимодействия со взрослым.

        Значимость инновационного проекта в том, что педагоги, реализуя его в интеграции с родителями и воспитанниками, смогут поделиться опытом работы с коллегами  по вопросам создания особого пространства в ДОУ, в котором ребенок не только осваивает культуру прошлого, но и  принимает участие в построении культуры будущего, проявляет продуктивную инициативу, основанную на оригинальности мышления.  Реализация данного  проекта будет способствовать распространению, обогащению и интеграции  опыта работы с дошкольными учреждениями города и края, СКИРО ПК и ПРО в процессе практических занятий курсов повышения квалификации на базе нашего ДОУ, городских методических объединений ДОО  по построению  развивающего пространства – образовательных маршрутов, центров свободного творчества в интерьере и на территории  ДОУ,   ориентированного на развитие  продуктивной позиции ребенка – творца.

              Новшеством является создание проекта, в котором  предметом проектирования становится формирование культуры будущего в пространстве детской реализации на основе образовательных маршрутов   как системы,

  • заложены механизмы, этапы, конечные результаты развития системы,
  • механизмы задаются не в чистом виде, а как условия для формирования новых механизмов и способов управления в процессе реализации проекта.

В процессе реализации педагогического опыта педагогом – психологом совместно с творческой группой педагогов подобран комплекс диагностических методик, направленных на выявление уровня сформированности критериев механизма развития предпосылок  культуры будущего дошкольников; социальным педагогом совместно с воспитателями и родителями разработан  социальный проект «Тропинки Ставрополья, который  включает «Библиотечный терренкур» и «Занимательный терренкур по краеведению»,  то есть систематизацию краеведческого материала на культурно – исторической и природно – географической основе, результатом которых  стало:

  • иллюстрирование и озвучивание воспитанниками сказки ставропольской писательницы «Фонарщик», а также стихов и рассказов ставропольских писателей;
  •  совместный виртуальный и визуальный детско – родительский маршрут совместно с ученым, писателем , краеведом Гаазовым В.Л.  по знаменательным местам города и Ставропольского края, что отражено в проектной деятельности социального педагога (создание детьми карты терренкура, иллюстрирование маршрутов по знаменательным местам, создание воспитанниками ст.гр. №17 журнала для сверстников  «Люби и знай свой город и край»);

          Система повышения квалификации педагогов, участвующих в инновации, включает в себя работу  творческих групп, основанную на взаимопосещениях углубленной работы,  проведении научно - методических семинаров («Особенности организации инновационной деятельности в дошкольных группах», «Анализ промежуточных результатов инновации»), выступлениях педагогов перед педагогами края на  курсах повышения квалификации по обобщению опыта работы по  темам «Театральный терренкур в ДОУ», «Тропинки Ставрополья – занимательный краеведческий маршрут» .  Данная  деятельность способствует интеграции между воспитателями, повышению их профессионального мастерства, широкому использованию передового педагогического опыта.

На основе задач, решаемых в процессе инновационной деятельности, осуществлялось взаимодействие социального педагога, воспитателей, родителей и детей с библиотекой В.И.  Слядневой. На групповых родительских он-лайн собраниях сотрудники библиотеки давали рекомендации педагогам и родителям по вопросам организации детского чтения, знакомили с новинками детской художественной и познавательной литературы.  Инновационная деятельность дошкольного учреждения за 2021 – 2024 учебный год отражена на сайте дошкольного учреждения stavsad14. ru. В рамках осуществления социального проекта «Занимательное краеведение» на основе технологии «образовательный терренкур» реализовано  создание видеоклипов с участием дошкольников  в литературных творческих мастерских.                                                                                                            Изучив столь обширный опыт, мы пришли к своему видению краеведческого проекта. Его уникальность заключается в систематизации краеведческого материала в комплексе всех региональных условий и особенностей: географических, природных, исторических, культурных, а также интеграции культуры прошлого и будущего дошкольников на основе краеведческих маршрутов – терренкуров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ "ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОГРАММ"

В  статье освещаются вариативные программы, используемые мной при перспективном планировании музыкальной деятельности в ДОУ (с опорой на музыкально-ритмическую деятельность)....

Воспитание патриотических чувств у дошкольников на основе краеведческого материала.

В статье  раскрывается смысл работы по воспитанию патриотических чувств у дошкольников: помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимо...

Доклад "Экологическое воспитание дошкольников на основе регионального компонента"

Выступление на районной конференции дошкольных работников....

2018 год - "Воспитание экологической культуры дошкольников на основе поисково-исследовательской деятельности»"

laquo;Воспитание экологической культуры дошкольников  на основе поисково-исследовательской деятельности»...

Рабочая программа экологического воспитания и образования дошкольников на основе народных традиций и культуры "Берёзка"

Программа экологического воспитания и образования дошкольников на основе Федерального государственного образовательного стандарта. ...

"Воспитание патриотических чувств у дошкольников на основе краеведческого материала"

Сегодня возникла необходимость взглянуть на воспитание с современных позиций, реализовать на практике условия для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника через грамот...

Формирование общей культуры дошкольников в краеведческом проекте «Тропинки Ставрополья»

Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитан...