Продуктивность реализации инновационной программы по воспитанию общей культуры дошкольников на основе краеведческого компонента
статья
Новизна опыта заключается в построении инновационной модели образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающей доступность и новое качество образования при формировании культуры будущего у дошкольника , основанной на личностно – деятельном подходе к воспитаннику в процессе осуществления технологии «образовательный терренкур в разных направленностях программы.
Инновационность состоит в специально созданных в ДОУ условиях для интеграции педагога и ребенка в проектной деятельности, направленной на поддержку детской инициативы и оформление ее в виде культурно – значимого продукта, оригинальной творческой работы, приобретения воспитанником опыта продуктивного взаимодействия со взрослым.
Значимость инновационного проекта в том, что педагоги, реализуя его в интеграции с родителями и воспитанниками, смогут поделиться опытом работы с коллегами по вопросам создания особого пространства в ДОУ, в котором ребенок не только осваивает культуру прошлого, но и принимает участие в построении культуры будущего, проявляет продуктивную инициативу, основанную на оригинальности мышления. Реализация данного проекта будет способствовать распространению, обогащению и интеграции опыта работы с дошкольными учреждениями города и края, СКИРО ПК и ПРО в процессе практических занятий курсов повышения квалификации на базе нашего ДОУ, городских методических объединений ДОО по построению развивающего пространства – образовательных маршрутов, центров свободного творчества в интерьере и на территории ДОУ, ориентированного на развитие продуктивной позиции ребенка – творца.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 19.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Продуктивность реализации инновационной программы по воспитанию общей культуры дошкольников на основе краеведческого компонента.
Барабаш Е.Ю.,
кандидат психологических наук,
научный руководитель МБДОУЦРР – д/с №14 «Росинка»,
Марченко О.А., заведующий МБДОУ ЦРР - д/с №14 «Росинка»
Целью инновационной деятельности дошкольного учреждения в 2021 – 2024 гг. являлось
формирование у детей дошкольного возраста культуры будущего в современной предметно – пространственной среде ДОО через реализацию технологии «образовательный терренкур». В соответствии с поставленной целью осуществлялась следующая методическая работа:
|
- Разработан комплекс диагностических методик, направленных на исследование критериев механизма развития культуры будущего старшего дошкольника на основе инновационной технологии.
- Составлен и осуществлен мониторинг готовности педагогов к инновационной деятельности и результативности участия в ней.
Новизна опыта заключается в построении инновационной модели образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающей доступность и новое качество образования при формировании культуры будущего у дошкольника , основанной на личностно – деятельном подходе к воспитаннику в процессе осуществления технологии «образовательный терренкур в разных направленностях программы.
Инновационность состоит в специально созданных в ДОУ условиях для интеграции педагога и ребенка в проектной деятельности, направленной на поддержку детской инициативы и оформление ее в виде культурно – значимого продукта, оригинальной творческой работы, приобретения воспитанником опыта продуктивного взаимодействия со взрослым.
Значимость инновационного проекта в том, что педагоги, реализуя его в интеграции с родителями и воспитанниками, смогут поделиться опытом работы с коллегами по вопросам создания особого пространства в ДОУ, в котором ребенок не только осваивает культуру прошлого, но и принимает участие в построении культуры будущего, проявляет продуктивную инициативу, основанную на оригинальности мышления. Реализация данного проекта будет способствовать распространению, обогащению и интеграции опыта работы с дошкольными учреждениями города и края, СКИРО ПК и ПРО в процессе практических занятий курсов повышения квалификации на базе нашего ДОУ, городских методических объединений ДОО по построению развивающего пространства – образовательных маршрутов, центров свободного творчества в интерьере и на территории ДОУ, ориентированного на развитие продуктивной позиции ребенка – творца.
Новшеством является создание проекта, в котором предметом проектирования становится формирование культуры будущего в пространстве детской реализации на основе образовательных маршрутов как системы,
- заложены механизмы, этапы, конечные результаты развития системы,
- механизмы задаются не в чистом виде, а как условия для формирования новых механизмов и способов управления в процессе реализации проекта.
В процессе реализации педагогического опыта педагогом – психологом совместно с творческой группой педагогов подобран комплекс диагностических методик, направленных на выявление уровня сформированности критериев механизма развития предпосылок культуры будущего дошкольников; социальным педагогом совместно с воспитателями и родителями разработан социальный проект «Тропинки Ставрополья, который включает «Библиотечный терренкур» и «Занимательный терренкур по краеведению», то есть систематизацию краеведческого материала на культурно – исторической и природно – географической основе, результатом которых стало:
- иллюстрирование и озвучивание воспитанниками сказки ставропольской писательницы «Фонарщик», а также стихов и рассказов ставропольских писателей;
- совместный виртуальный и визуальный детско – родительский маршрут совместно с ученым, писателем , краеведом Гаазовым В.Л. по знаменательным местам города и Ставропольского края, что отражено в проектной деятельности социального педагога (создание детьми карты терренкура, иллюстрирование маршрутов по знаменательным местам, создание воспитанниками ст.гр. №17 журнала для сверстников «Люби и знай свой город и край»);
Система повышения квалификации педагогов, участвующих в инновации, включает в себя работу творческих групп, основанную на взаимопосещениях углубленной работы, проведении научно - методических семинаров («Особенности организации инновационной деятельности в дошкольных группах», «Анализ промежуточных результатов инновации»), выступлениях педагогов перед педагогами края на курсах повышения квалификации по обобщению опыта работы по темам «Театральный терренкур в ДОУ», «Тропинки Ставрополья – занимательный краеведческий маршрут» . Данная деятельность способствует интеграции между воспитателями, повышению их профессионального мастерства, широкому использованию передового педагогического опыта.
На основе задач, решаемых в процессе инновационной деятельности, осуществлялось взаимодействие социального педагога, воспитателей, родителей и детей с библиотекой В.И. Слядневой. На групповых родительских он-лайн собраниях сотрудники библиотеки давали рекомендации педагогам и родителям по вопросам организации детского чтения, знакомили с новинками детской художественной и познавательной литературы. Инновационная деятельность дошкольного учреждения за 2021 – 2024 учебный год отражена на сайте дошкольного учреждения stavsad14. ru. В рамках осуществления социального проекта «Занимательное краеведение» на основе технологии «образовательный терренкур» реализовано создание видеоклипов с участием дошкольников в литературных творческих мастерских. Изучив столь обширный опыт, мы пришли к своему видению краеведческого проекта. Его уникальность заключается в систематизации краеведческого материала в комплексе всех региональных условий и особенностей: географических, природных, исторических, культурных, а также интеграции культуры прошлого и будущего дошкольников на основе краеведческих маршрутов – терренкуров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ "ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОГРАММ"
В статье освещаются вариативные программы, используемые мной при перспективном планировании музыкальной деятельности в ДОУ (с опорой на музыкально-ритмическую деятельность)....
Воспитание патриотических чувств у дошкольников на основе краеведческого материала.
В статье раскрывается смысл работы по воспитанию патриотических чувств у дошкольников: помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимо...
Доклад "Экологическое воспитание дошкольников на основе регионального компонента"
Выступление на районной конференции дошкольных работников....
2018 год - "Воспитание экологической культуры дошкольников на основе поисково-исследовательской деятельности»"
laquo;Воспитание экологической культуры дошкольников на основе поисково-исследовательской деятельности»...
Рабочая программа экологического воспитания и образования дошкольников на основе народных традиций и культуры "Берёзка"
Программа экологического воспитания и образования дошкольников на основе Федерального государственного образовательного стандарта. ...
"Воспитание патриотических чувств у дошкольников на основе краеведческого материала"
Сегодня возникла необходимость взглянуть на воспитание с современных позиций, реализовать на практике условия для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника через грамот...
Формирование общей культуры дошкольников в краеведческом проекте «Тропинки Ставрополья»
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитан...