Конспект занятия "Знакомство с элементами казачьей одежды и особенностями воспитания в казачьей семье"
план-конспект занятия (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с элементами казачьей одежды и особенностями воспитания в казачьей семье»
Конспект занятия в старшей группе «Знакомство с элементами казачьей одежды и особенностями воспитания в казачьей семье»
Цель: воспитание духовно-нравственных, культурных, образованных граждан Отечества, способных самостоятельно и творчески осваивать многообразную культуру казачества на основе осознания внутрикультурных, исторических корней и связей; привития у детей интереса к истории и культуре родного края, уважения и бережного отношения к семейным реликвиям.
Образовательные задачи:
- Продолжать углублять знания детей о жизни, быте и культуре казачества.
- Познакомить с казацкой одеждой, её назначение; со спецификой воспитания детей в казачьей семье;
- Расширить кругозор детей и обогащать словарный запас.
Развивающие задачи:
- Развивать интерес у детей к национальным костюмам, кубанскому орнаменту, к истории своего народа;
- Развивать наглядно-действенное мышление, зрительное восприятие, внимание, память, связную речь.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать желание следовать старинным народным традициям, чувство уважения к старшим поколениям.
Оздоровительные задачи:
- Приобщать к здоровому образу жизни.
Словарная работа: станица, сабля, жеребенок, лоза, горница, черкеска, шаровары, бешмет, башлык, газыри, зимняя бурка, папаха или кубанка, ноговицы, домовой.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций «Устройство хаты казака».
знакомство с предметами быта, обычаями и традициями в «уголке русской избы»; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание загадок; слушание русской народной музыки; организация и проведение русских народных игр («Заря-заряница», «Горелки», «Клубок» и др.)
Материал и оборудование: мультимедиа, презентация, русская печь, сундук, кубанская одежда, костюм Кузи, папаха, картинки с орнаментом винограда и цветов, пирожки.
Ход ООД:
Под фонограмму аудио записи «Распрягайте, хлопцы, кони…» дети заходят в группу, садятся.
- Ребята, вы сейчас услышали прекрасную, веселую песню. Как вы думаете, кто поет эту песню?
Дети: Казаки.
Ребенок: Гордый и лихой народ заслужил себе почет:
Честью с детства дорожат, любят холить жеребят,
Из лозы корзины вьют, песни звонкие поют.
Память предков охраняют, веру в Бога почитают.
Ребенок: Сабля – гордость казака, не прожить им без коня,
И готов любой казак за Россию постоять.
Нет на свете плясок краше, если вдруг казак запляшет,
Если хором запоет – удивит любой народ.
Ребенок: Сколько сказов и присказок, вам любой казак расскажет.
Независимый, свободный род казачий очень гордый.
И недаром на Руси всем знакомы казаки.
- А у нас на Кубани есть казаки?
- Как они называются?
- Правильно. Казаки, поселившиеся на Кубани, так и называются Кубанские казаки, это их малая Родина. Казаки построили много станиц, в центре которых строили церковь, школу, а вокруг располагались дома казаков. Как называлось жилище казаков? (Курень)
- Из чего строили куреня? (из глины, камыша, бревен)
- Чтобы хаты были еще красивей, казаки возле хат сажали сады, яркие цветы мальвы. Так и жили казаки: сеяли хлеб, растили детей, а самое главное – охраняли южные границы от врагов.
- Ребята, посмотрите, где мы с вами очутились?
- Правильно внутри хаты казака.
Горница у меня небольшая,
Да красивая какая!
Тёплый дух идёт от печки,
А в углу сундук стоит.
Много он добра хранит!
- Как вы думаете, что в нем находится? Что может храниться в этом сундуке?
- Что нам думать и гадать, давайте мы его откроем.
(Дети пробуют открыть, но он не открывается).
- А я, кажется, догадалась – этот сундук не прост, а с секретом. Он откроется тогда, когда вы вспомните пословицы и поговорки.
Дети говорят пословицы:
1. Казак родился – Отчизне пригодился.
2. Терпи, казак, – атаманом будешь.
3. Казачье братство – милее богатства.
4. Казак в беде не плачет.
5. Казаку честь – родину беречь.
6. Казаку конь-отец родной и товарищ дорогой.
7. Хлеб, соль да вода – то казачья еда.
8. У ленивого хозяина сапоги с ног стянули.
9. Труд кормит, а лень портит.
10. Спящему коту мышь в рот не прибежит.
- Молодцы, открылся сундук. Ой, чего здесь только нет!
Воспитатель достает из сундука юбку.
- Казаки очень любили наряжаться на праздники. Одежда казака состояла из черкеска, шаровары, бешмет, башлык, газыри, пояс, зимняя бурка, папаха или кубанка, сапоги или ноговицы.
Казачки носили длинную рубаху с длинными рукавами и круглым слегка присборенным воротом, кофточки («кирасы») и юбки из ситца с оборками и кружевами или бахромой на них. Важной деталью был фартук, он мог быть любой модели черного или белого цвета и обязательно с оборками и кружевами. Дополняли всю эту красоту черные или красные лакированные сапожки на каблучке и с блестящими застежками. Казачки носили еще кружевные платки.
Звучит фонограмма народной мелодии «Камаринская». Двое детей – мальчик и девочка, одетые в кубанские костюмы заходят в группу.
- Здравствуйте, гости дорогие, милости просим, заходите.
- Ребята, я пригласила наших гостей и попросила, чтобы они пришли в кубанских костюмах, для того, чтобы вы увидели, как одевались раньше люди на Кубани.
Казачок: Мама посмотри отныне я казак, как ни крути,
Шаровары, башлык, папаха, срочно все мне ты купи,
На коня я вскоре сяду, шашкой я смогу махать,
Сапоги мне так же нужно, чтоб в поход я смог попасть.
Мы – Казаки – славны парни, родину свою любя,
Жизнь свою отдать готовы, мы за честь и за Царя.
- В казачьих семьях глава семьи – казак. Настоящие казаки одевались в полный комплект, при них были обязательно конь и оружие.
- А теперь посмотрите на нашу нарядную гостью – казачку. Видите, какой красивый костюм, какая вышивка, какие яркие, сочные краски.
Казачка: Девушек казачек, нет милее их на свете,
Хоть спросите у бывалых,
Хоть ищите в интернете.
Кружева, оборки, ленты;
Вышивка и бисер – вот наш арсенал,
Чтоб казак меня увидев,
Про войну не вспоминал.
- А сейчас хотите поиграть, а заодно и проверим, как вы запомнили части костюма казака и казачки. Кто из вас назовет больше деталей одежды, тот и выиграет.
- Ребята, а что делали казаки после трудового дня, военных походов?
- Правильно, казаки всей станицей собирались на околице, чтобы отдохнуть от забот. Бабы вязали, девки играли, вышивали, а мужики решали свои дела. С того давнего времени по сей день казаки и казачки не только любили трудиться, но и петь песни, играть в казачьи игры. Вот и мы с вами сейчас поиграем.
Проводится игра «Иголка, нитка и узелок»
Ход игры
Игроки становятся в круг и берутся за руки. Считалкой выбирают «Иголку», «Нитку» и «Узелок».
Герои друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же «Нитка» или «Узелок» оторвались (отстали или неправильно выбежали, вбежали в круг, то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие герои.
Выигрывает та тройка, в которой дети двигались быстро, ловко, не отставая друг от друга.
Правила игры. «Иголку», «Нитку», «Узелок» надо впускать и выпускать из круга, не задерживая, и сразу же закрывать круг.
- Как и любого народа, у кубанских казаков были свои традиции: уважение к старшим, обучение мальчиков военному делу с ранних лет.
Воспитание мальчиков в семье казака С особой радостью встречали в казачьей семье рождение мальчика. Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку. Казак рождался воином, и с рождение мальчика было настоящей гордостью и радостью для казака, однако это означало, что буквально с раннего возраста малыш воспитывался не как обычный ребенок, а как воин. Игрушками ему служили, как правило, ружья и ножи, лук и стрелы, отец учил его стрелять с тех самых пор, как только ребенок мог удержать оружие в руках. В три года маленький казак умел оседлать коня и скакать по двору, а в пять уже вовсю разъезжал по степи в разновозрастной мальчишеской компании. А первыми словами малыша были не традиционные «мама» или «дай», а «нооо» и «пуу» - понукание коня двигаться и выстрел.
С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Когда мальчику исполнялось 7 лет, он собирал свою постель и переходил из детской комнаты, в комнату своих братьев. Братья говорили ему: «Все! Учись служить. Чай ты не дитя, а полказака».
Воспитание девочки в семье казака
Рождение девочки не праздновалось так широко, как мальчика. Девочка приносила в дом постоянное душевное тепло, доброту и ласку.
Девочки начинали работать с очень раннего возраста. Таскаясь «хвостиком» за матерью по дому, они участвовали во всех работах: стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы. С 5 лет учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком. Это умела каждая казачка.
Была и особая работа – нянчить младших! Трехлетнего брата могла нянчить пятилетняя сестра, а трехлетняя – годовалого.
Обычно в казачьей семье было 5-7 детей. Детей казаки воспитывали в трудолюбии, честном отношении к службе. Дети с 6-7 лет рано вставали, их приучали с раннего детства самим одеваться, убирать постель, помогать по хозяйству, пришить пуговицу, поставить заплатку на одежду, забить молотком гвоздь, ухаживать за домашней птицей, полоть огород. Родители учили казачат добру, трудолюбию, послушанию. Девочек учили ведению домашнего хозяйства: шить, убирать дом, готовить еду.
Казаки были суровыми отцами: ласка, объятия и поцелуи в отношении детей были редкостью. Казаки даже детей своих никогда не брали на руки, хотя очень любили. При встрече после долгой разлуки, при прощании между собой казаки обнимались и прикладывались щеками.
За печкой чихает домовёнок Кузя.
- А кто же тут чихает?
Кузя выходит из-за печки:
Я малютка домовой,
Пригласи меня домой -
Я порядок наведу,
Не пущу я в дом беду.
Я за печкою живу,
С ребятишками дружу,
Я хозяйке помогаю
И гостей я развлекаю.
- Домовёнок Кузя следит за порядком в нашем доме, оберегает его, защищает от всего плохого, видит всякую мелочь и много чего знает.
Рефлексия
Кузя: Услышал я, что вы ведёте речи о казаках наших. Предлагаю поиграть и вспомнить, о чем вам рассказывали.
Игра «Кубанку одеваю – на вопросы отвечаю!»
- Как называлось казачье поселение? (Станица)
- Как называется дом, в котором живут казаки? (Курень)
- Как называли девочек? (Казачки)
- Чем занимались казаки?
- В каком возрасте мальчика сажали на коня? (в три года)
- Какую работу по дому выполняла девочка казачка?
- Молодцы, вы хорошо запомнили, как жили казаки. Ой, что-то на полу разбросанно, давайте посмотрим. Как вы думаете, что это?
- Правильно, это фрагменты орнаментов казачьей одежды. Кому понравилось занятие собирает розы, а кому нет виноград.
- Ребята, а что это из нашей печи дым валит? Посмотрим?
Воспитатель достает из печи пирожки и раздает детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Знакомство с жилищем казаков, предметами быта и одеждой"
Цель: знакомить детей с укладом жизни казаков, расширять представления о казачестве, самобытности, культуре, традициях этого народа. Расширять кругозор детей и обогащать словарный запас, формиров...
Конспект занятия "Знакомство с элементами казачьей одежды и особенностями воспитания в казачьей семье
Цель: Продолжать знакомить детей с укладом жизни казаков, расширять представления о казачестве, самобытности, культуре, традициях этого народа, о специфике воспитания дет...
План-конспект занятия в старшей группе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников «Моя семья»
Данный конспект занятия можно использовать в старших группах....
Конспект занятия "Знакомство с элементами украшений деревянных домов города Иркутска через художественно- эстетическую деятельность "
Конспект занятия "Знакомство с элементами украшений деревянных домов города Иркутска через художественно- эстетическую деятельность "...
Конспект занятия по развитию элементов логического мышления в подготовительной группе «Моя семья»
Конспект занятия по развитию элементов логического мышления в подготовительной группе «Моя семья»Цели: Освоение действий по построению и использованию графической модели классификаци...
Конспект занятия в подготовительной группе по духовно-нравственному воспитанию: «Что значит семья?
Проводила открытое занятие в своем детском саду...
Конспект занятия "Знакомство дошкольников с национальной одеждой бурят"
Помочь детям понять духовную культуру народов Сибири – бурятов. Формировать представления об обычаях, традициях бурятского народа. Закреплять знания о жилище, священных животных, орнаменте, игра...