Статья " Народные игрушки"
статья (подготовительная группа)
Статья
Скачать:
Предварительный просмотр:
СТАТЬЯ
«НАРОДНЫЕ КУКЛЫ»
Едомских Наталья Ивановна,
воспитатель МБДОУ «ДС № 243 г. Челябинска»
Игрушки – важнейшие составляющие любой культуры. Одной из наиболее любимых игрушек всегда была кукла. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ориентация современной педагогики на народную культуру и приобщение к условиям народного быта, дает положительные результаты в воспитании дошкольников. Особое значение имеет народная кукла.
Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике самобытность и характерные черты создающего её народа.
Наши предки считали , что кукла – это оберег , посредник между человеком и неведомыми силами природы. Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции русского народа. И даже через много-много лет мы можем узнать о старинных праздниках и обычаях через куклу.
При опросе детей и родителей в детском саду о народных куклах мною было выявлено, что дети ничего о них не знают, мало знакомы с традициями и обычаями русского народа, народными - календарными праздниками.
Для решения данной проблемы мною была поставлена цель: Сформировать интерес к истории и культуре русского народа через образ традиционной народной куклы.
Для достижения цели я поставили следующие основные задачи:
- Обогащать знания дошкольников о музее, как хранителе истории культуры родной страны;
- Приобщать детей к историческому, культурному, народному наследию через занятия в мини-музее «Народная кукла».
- Познакомить детей с различными видами народных кукол: обереговыми, обрядовыми, игровыми.
- Научить детей изготавливать народных кукол по традиционной технологии;
- Формировать умение детей самостоятельно проводить экскурсии в мини – музее;
- Развивать мелкую моторику кисти руки, инициативность, творческую активность детей при изготовлении народных кукол и их декоративном оформлении;
- Воспитывать у дошкольников основы музейной культуры, умение самостоятельно выполнять правила поведения в мини-музее;
- Воспитывать у детей устойчивый интерес к русским народным традициям, художественному творчеству.
На занятиях в мини-музее у детей появился интерес к рассматриванию экспонатов различных видов кукол обереговых, обрядовых, игровых, кукол народного фольклора/, знакомству с их историей возникновения, материалом для их изготовления и желание мастерить самому.
На полочке в отведённом месте находится материал для изготовления народных кукол , представлены различные материалы для создания кукол: разноцветные лоскутки, тесьма, ленточки, бусинки, нитки. Здесь дети могут не только сами создавать кукол, но и играть с ними.
В нашем мини-музее экспонируются разнообразие народных кукол отличается не только своим назначением, но и способом изготовления, использованием различных материалов. Самую первую обереговую куклу, сделанную своими руками, дарить или отдавать не принято – плохая примета. Поэтому первую куклу сохраните у себя.
Например:
- из лыка (обрядовая кукла Кукушка, Кострома, Филиповка- кукла рукодельниц)
- из соломы (из соломы, Барыня, Масленица и др.)
- из травы (куклы-травушки, Кубышка-травница ткань и трава)
- из крупы (Крупеничка –Зерновушка, Богач (пара Крупенички)
- из ниток шерстяных и льняных (Мартиники, Ловушка для снов, Десятиручка , Параскева Пятница, Леший)
- из ткани (Пеленашки, Дарья Колокольчик, Куватка, Столбушка, Неразлучники, Домовушка, День-Ночь, Веснянка, обрядовые куклы Коляда, Купавка и др.)
В своей работе я использую разнообразные формы и методы обучения:
-экскурсии;
- занятия ;
-музейные (домашние) задания, художественно-продуктивная деятельность
(аппликация, рисование, изготовление поделки);
-взаимодействие с игровым персонажем;
-музейные игротеки;
-самостоятельная практическая деятельность детей по изготовлению и художественному оформлению кукол;
-работа совместно с родителями;
-театрализованная деятельность;
-календарно-обрядовые праздники (с использованием обрядовой куклы)
Я считаю, что русская народная кукла из глубины веков является - прородительницей наших современных кукол, она продолжает утешать, развивать и воспитывать современных детей. Именно народная кукла имеет непрерывную связь старшего поколения и современных детей, которая передаст им культурное наследие и национальное достояние русского народа.
Считалoсь, что куклы, сделанные свoими руками из пoдручных материалoв, oбладают магическими свoйствами. Наши предки верили, что куклы спoсoбны oтгoнять злых духoв и принoсить счастье в дoм. Навернoе, поэтoму эти кукoлки, дoвольно, частo нoсились как талисманы. На примере нарoднoй игрушки можнo расширить знания детей o традициях в использoвании кукoл, пoвысить интерес к изгoтовлению разнoобразных кукoл и испoльзованию их в детскoй деятельности, вoспитывать бережнoе отнoшение к культуре своегo нарoда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Русская народная игрушка, как средство формирования и развития личности ребенка"
Основная цель: формирование и развитие личностиребёнка через русскую народную игрушку....
статья "Забытые народные игрушки"
русские народные традиции...
Статья . Тема: "Народная игрушка-матрёшка" (рекомендации для родителей).
В своей работе я знакомлю родителей с историей возникновения матрёшки, указываю на уникальность и педагогическую ценность народной игрушки, предлагаю варианты игр.Выбор темы не случаен,так как основно...
СТАТЬЯ "НАРОДНАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ"
НАРОДНАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ...
статья Духовно – нравственное воспитание дошкольников средствами народной игрушки.
Основной задачей государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно- нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. ...
Статья. «Детская игрушка» как средство возрождения и приобщения детей к истокам народной культуры.
Мини музей «Детская игрушка» как средство возрождения и приобщения детей к истокам народной культуры....
Статья "Педагогический потенциал народной игрушки в цифровую эпоху".
В статье раскрываются проблемы педагогического потенциала народной игрушки и её влияния на формирование картины мира ребенка в традиционном и современном обществе. ...