Статья "Педагогический потенциал народной игрушки в цифровую эпоху".
статья (подготовительная группа)

Вера Николаевна Юркина

В статье раскрываются  проблемы  педагогического потенциала народной  игрушки  и её влияния на формирование картины мира  ребенка в традиционном и современном обществе.     

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_igrushka_v_tsifrovuyu_epohu.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

«Педагогический потенциал народной игрушки в цифровую эпоху»

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в прошлом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Шефнер В. С.

    Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его обычаи, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.    Народная игрушка  наиболее близка детям и в тоже время связана со многими аспектами национальной культуры.  

     На современном этапе возникла нравственная проблема игрушки современных детей.  В семье, да и в детском саду  изобилие игрушек,  но они  не несут художественного смысла и выражения.   Они стилизованы под героев американских мультфильмов, в результате,  дети не владеют информацией о традиционной русской игрушке. Да и многие родители не знают, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. Порой поток информации поступает большой и очень сложный. Дети, окунувшись в него, плывут, как и взрослые, по течению. Теряется интерес к нашим народным сказкам, традиционным играм, национальным игрушкам. Им на смену приходят иностранные мультфильмы и компьютерные игры.  

    Технологический прогресс цивилизации сильно повлиял и на детские игрушки. Сегодня их изготавливают из пластмассы, появились игрушки с батарейками и пультами управления. Если раньше они были самодельными, делались вручную из природного материала,  то сейчас существует целая индустрия игрушек с массовым производством и механизмами реализации.  

  Народную игрушку рассматривают как средство развития психики: она является помощником для выражения негативных или положительных эмоций и развития творческого потенциала. В педагогике к основным функциям игрушки относят воспитательную и развивающую.   Она закладывает в душу ребенка первоначальные понятия добра и зла, дает яркие, запоминающиеся образы.  

    Сохранение культуры, традиций, связи поколений, возрождение нравственных и духовных устоев возможно в системе дошкольного образования через народное творчество и осмысление значимости народной игрушки.  На протяжении более века народная игрушка является предметом пристального внимания не только историков, но и педагогов. Не иначе как традиционной народной кукле придавалось значение в обучении и воспитании ребенка. Кукла из века в век, из поколения в поколение передавала огромную смысловую нагрузку и играла немаловажную роль в укладе жизни наших предков. Кукла несла в себе доброе начало и, по мнению славян, обретала душу. Народная игрушка была рядом с дитем от самого рождения, служила ему и оберегом, и первой игрушкой, и незаменимым другом. В мир взрослых ребенок входил с неизменным спутником – куклой. Она готовила его к самостоятельному труду, хранила и передавала от старшего к младшему поколению накопленный веками бесценный опыт. Каждое событие в жизни предшествовалось изготовлением куклы.   Все куклы делились на игровые, обереги и обрядовые.

    Сегодня вряд ли можно найти сохранившиеся с давних времен оригинальные куклы.   В каждой области куклы отличались друг от друга, но главные ценности у них были общие.    

     В дошкольном возрасте начинается знакомство детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской,  каргопольской, филимоновской игрушками. Ребят приобщают к устному народному творчеству, народным играм и хороводам. От возраста к возрасту усложняются задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, образов народно-прикладного искусства.   Следует отметить роль народной игрушки в ходе обучения дошкольников фактически всем видам детской деятельности. Образы народного творчества содействуют развитию эстетического восприятия дошкольников. Общение детей с произведениями народного  творчества, важно для художественного развития дошкольников.

Проводя занятия по ознакомлению дошкольников с народной игрушкой, педагог имеет возможность решать целый комплекс задач:

 - образовательные (знакомство с историей создания народной игрушки, исследование отличительных черт производства, символики, узора, укрепление понимания связи декоративно-прикладного искусства и российского фольклора);

 - развивающие (развитие небольшой моторики рук, внимания, мышления, восприятия, памяти, творческих способностей);

- воспитательные (образование бережного отношения к игрушке, труду народных мастеров и так далее).  

    Приобщение дошкольников к декоративно-прикладному искусству исполняется с учетом их психофизических отличительных черт. Вступление в мир красочных образов можно начинать со средней группы дошкольных образовательных учреждений. В этой группе занятия целенаправленно проводить, делая упор на эмоционально-чувственную основу восприятия материала: начинать занятия с сюрпризных факторов, художественного слова, музыкальных образов.  Игрушка имеет возможность использоваться как в групповых упражнениях, так и в рамках самостоятельной работы дошкольника.  Представляется необходимым уделить внимание формированию патриотических чувств через организацию музея народной игрушки  в учреждении дошкольного образования.

   Создание мини – музея в группе детского сада очень  актуально в настоящее время, поскольку расширяет кругозор детей, обогащает знания дошкольников об окружающем мире,  наполняет предметно – развивающую среду новыми формами работы с детьми и их родителями, вовлекая  семьи в жизнь детского сада. Происходит формирование у дошкольников представления о музее.  Народная культура — это богатый материал для воспитания любви к Родине, к традициям своего народа. И делать это надо как можно раньше, чтобы формировать духовно-нравственные качества, развивать личность ребёнка. Знакомство с культурой и бытом русского народа не обходится без наглядных пособий. Особенно хороши те, которые дети могут потрогать, с которыми могут поиграть или изготовить самостоятельно. Так пришла идея создания мини-музея курской народной  игрушки. Мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

 В качестве примера можно рассмотреть мини-музей народной игрушки в нашей группе, поскольку именно его можно представить, как наглядное средство развивающей фольклорной среды. Музей является действенной предметно развивающей пространственной средой, выступает как средство индивидуализации образовательного процесса, способствует сотрудничеству со всеми участниками образования, в том числе. Ребенок является созидателем, творцом, автором предметов выставки.    Народная игрушка, как экспонат детского музея, имеет огромную ценность в том, что нет необходимости заниматься собирательством редких предметов для музея, нет необходимости тратить средства на их приобретение. Все, что необходимо – это творческая группа участников образовательного процесса детского сада. Народная игрушка побуждает к труду и творчеству – это главное достоинство самодельной игрушки. Не только взрослый, но и ребенок старшего дошкольного возраста сможет сделать куклу самостоятельно. Исключительностью народной игрушки, как средства формирования нравственных чувств старших дошкольников, является то, что с куклой можно связать все виды детской деятельности по этой направленности.  Мини-музей народной игрушки создан  для реализации задач общих и отдельных разделов программы дошкольного учреждения и способствует осуществлению интегрированного подхода в образовательной деятельности.    Бесспорно, первостепенным условием применения музея народной игрушки как средства формирования патриотических чувств старших дошкольников остается правильно организованная целенаправленная педагогическая система работы воспитателя. Педагог должен быть готов мобилизовать свой опыт, умения, знания для достижения поставленных целей и задач. Только воспитатель, владеющий педагогическими компетенциями в отношении обоснования программ, форм, способов, методов, педагогических инновационных технологий, знающий особенности детского развития разных категорий детей способен достичь высоких результатов. Поэтому воспитание патриотических чувств средствами национального воспитания старших дошкольников мы проводим  на основе русских народных традиций. В частности, привлечение детей к проведению народных обрядов, таких как «Праздник осени», «Пасха», «Троица», «Масленица» и др.  

     Подводя итог вышесказанному, следует еще раз подчеркнуть значимость народной игрушки для патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в цифровую эпоху. В частности, русская народная игрушка   позволяет сформировать у детей представления о культуре народа, его истории, традициях. Игрушку можно использовать как средство развития у них знаний о своей семье, родном крае, стране. Использование игрушки в игре помогает формировать у детей положительные эмоции по отношению к родным, близким, природе, истории, культуре города, страны.  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по приобщению детей младшего дошкольного возраста к народной игрушки "Народная игрушка"

Проект по приобщению детей младшего дошкольного возраста к народной игрушки "Народная игрушка"...

Народные игрушки , как средство развития творческого и образовательного потенциала детей

Изготовление с детьми  различных  видов игрушек своими руками:*Выявляет и раскрывает потенциал каждого ребёнка*Развивает индивидуальность*Создаёт условия для обогащения жизненного опыта и ли...

Сертификат участника Всероссийского форума «Воспитатели России»: «Воспитаем здорового ребенка. Цифровая эпоха», 06.10.2021

Сертификат участника Всероссийского форума «Воспитатели России»: «Воспитаем здорового ребенка. Цифровая эпоха», 06.10.2021...

06.10.2021 участник Всероссийского форума "Воспитатели России": "Воспитаем здорового ребенка.Цифровая эпоха"

06.10.2021 участник Всероссийского форума "Воспитатели России": "Воспитаем здорового ребенка.Цифровая эпоха"...