Конспект занятия " Куклы -обереги"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ОО «Социально-коммуникативное развитие» в подготовительной группе
« Изготовление оберега – куклы Зерновушка».
Едомских Наталья Ивановна
воспитатель
МБДОУ «ДС № 243 г. Челябинска»
Цель: ознакомление и приобщение детей к народной культуре, углубление знаний по изготовлению кукол-оберегов.
Задачи:
- приобщить детей к народной культуре; формировать представление о русской тряпичной кукле, об истории её возникновения.
- развивать творческий подход к изготовлению народных кукол (подбор круп и зерна), развивать творческое мышление, память, наблюдательность.
- воспитывать любовь и интерес к народным традициям, историческому прошлому.
Оборудование и материалы:
- Куклы: - Зерновушка, - Колокольчик, - соломенная.
- Схема алгоритма работы по создания куклы - Зерновушки
- Контейнеры с зерном и крупой: пшеница, ячмень, рис, горох, перловка, гречка, пшено.
- На каждого ребенка:
- Мешочек-основа (лоскут льняной или плотной х/б ткани зашит с боков заранее) – 18*20 см;
- Крупа или зерно (по выбору) - 300гр.;
- Стаканчик пластиковый (200мл) для крупы;
- Стаканчик пластиковый (200мл) под мешочек;
- Нитки красного цвета для крепления поделки;
- Юбка - лоскут яркой х/б ткани - 10*22 см;
- Фартук - лоскут х/б ткани - 4*8см;
- Тесьма, тонкое кружево под косынку – 35 см;
- Косынка (треугольный лоскут ткани) – ½ 40*40 см.
Словарная работа: Зерновушка,
Предварительная работа:
- Рассматривание иллюстраций «Как жили люди в старину» (быт, труд, отдых, развлечения);
- - Беседы:
- «Одежда людей я в старину»,
- «Не красна изба углами, красна пирогами»,
- «Тряпичные куклы»,
- «Хлеб, да каша – еда наша»;
- - Разучивание поговорок;
- - Рассматривание различных видов круп;
- - Дидактические игры:
- «Шнурочки»; «Завяжи платок»; «Подскажи словечко».
Ход занятия
Магнитная доска с иллюстрациями «Как жили люди в старину».
Центральная доска: закреплена схема алгоритма «Зерновушки».
На двух столах стоят контейнеры с крупой.
В: Во время подготовки к занятию обращаю внимание детей на куклу.
Посмотрите, дети, какую куклу я сделала.
Нравится кукла? Это тряпичная кукла Зерновушка.
В: приглашаю детей подойти к столу с куклами и крупами, провожу вступительную беседу:
«История возникновения народной куклы»
В: Такие куклы делали в старину. Тряпичная кукла безлика. Безлика это как…
Д: Без лица, у нее нет глаз, носа, рта.
В: Играя в куклы, дети учились разговаривать, шить, понимать, что такое семья: Ребята, семья это кто…
Д: мама, папа, сестры, братья, бабушки, дедушки;
В: Крестьянские семьи в ту пору были очень большие, в каждой по 10 детей и больше, поэтому и кукол было много (иногда до 100 штук насчитывалось).
Считалось, чтобы девочка выросла хорошей матерью, она должна была уметь играть в куклы, заботится о них. Ребята, что, значит заботиться?….
Д: Кормить, одевать, играть…
В: В каждой семье кукол делали по-своему. Куклы Ивановых отличались от кукол Петровых, так как каждая кукла была сделана в единственном виде и с особой родительской любовью и мудростью. Дети чувствовали это, и относились к ним бережно. Разве можно выбросить родительскую любовь?
Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах. Их брали на жатву и на посиделки.
В: Вы хотите сделать такую же куклу как у меня?
Д: выражают желание сделать такую же куклу.
В: Проходите на свои места.
Тряпичные куклы бывают: игровые, обрядовые и обереги.
(Указание на иллюстрации «Как жили люди в старину»)
Игровые куклы для забавы детям, в них проигрывалась вся деревенская жизнь.
Обрядовые куклы делали на праздник Масленица, свадьбы.
Обереги - люди верили, что они оберегают и спасают человека от опасностей
Кукла Зерновушка - оберег. Куклу хранили до следующего сева в красном углу избы рядом с иконами и верили, что следующий год будет сытым и богатым. Называют её по-разному: Крупеничка, Зерновушка, Зернушка, потому, что внутри куклы мешочек с зерном.
Творческая работа.
В: Для работы нам нужен стакан зерна или крупы.
Ребята, берите стаканчики, подходите к контейнерам и набирайте по полному стакану, но знайте, что каждая крупа имеет свое значение.
В то время, когда дети набирают, рассказываю о назначении каждого зерна.
Гречиха – на сытость и богатство;
Рис - самое дорогое зерно, на праздник;
Перловка - на сытость;
Пшено - для радости, защита от сглаза
Пшеница – на рост;
Ячмень - на силу.
Горох - дружба и мир в семье;
Можно и все крупы положить.
Так же на дно куклы иногда кладут монетку.
Проходите на места.
В работе мы будем ориентироваться на схему на доске.
Показ последовательности изготовления куклы - Зерновушки:
Для этого я сшила заготовки – рукава.
- Делаем донышко. Одно отверстие завязать нитками.
(Предлагаю детям выполнить эту работу в парах, помочь другу подержать мешочки).
Мешочек вывернуть, поместить в пустой стаканчик для устойчивости и удобства завязывания.
- Мешочек наполнить крупой (не полностью).
Предложить взять ещё зерна, у кого не хватило.
- Затянуть мешочек нитками сверху.
- Оформить голову, завязав нитку на уровне шеи.
- Разложить юбку лицевой стороной ткани вверх, фартук положить посередине юбки; сверху положить мешочек с крупой таким образом, чтобы голова была выше низа юбки; обернуть мешочек концами слева и справа;
- Завязать ниткой, отогнуть юбку вниз;
- Ленту - кружево повязываем на голову куклы на уровне лба.
- Повязать ситцевый платок (в нашем случаи косынка), завязав его сзади, вокруг шеи куклы.
Во время выполнения работы хвалю детей:
- Как ты стараешься сделать узелок….,
- хорошо завернул(а),
- завязала аккуратно и т.д.
Обращаю внимание детей на последовательность работы (придерживаться схемы алгоритма). Оказываю индивидуальную помощь в случае затруднения.
Рефлексия:
- Ребята, у меня теперь есть еще одна кукла.
- А у вас кукла получилась?
- Что больше всего понравилось?
- Чья кукла больше всего понравилась? Почему?
- С кем ты хочешь поиграть?
- Сможешь ли сам сделать куклу? А научить братьев, сестер?
Предлагаю свое настроение отметить смайликами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "куклы наших бабушек".
на занятие дети знакомятся с разными видами народных кукол...
Конспект занятия "Семейный оберег" для родителей дошкольников
Мягкая, нежная, уютная тряпичная кукла, сделанная добрыми руками мастерицы, наполненная ее материнскими чувствами, приносит в дом и в детство ребенка душевное тепло и добрые чувства. В этом — гл...
Конспект занятия "Кукла - оберег"
«Кукла - оберег»Цель: Продолжать знакомить детей с народной игрушкой. Подвести к мысли о неоднозначности куклы в народной традиции (кукла-игрушка, кукла-оберег, кукла обрядовая). Через игрушку познако...
Презентация к занятию "Кукла оберег".
История создания тряпичной куклы....
Презентация для занятия "Куклы обереги с использованием ЦОР"
Методическое пособия, для использования с интерактивной доской....
Занятие "Куклы - обереги. Куватка"
Куклы - обереги интересны детям. А сделатьсвоими руками - одно удовольствие!...
Конспект занятия «Кукла оберег на колечко»
Конспект занятия«Кукла оберег на колечко»...