"Когалым - город нефтяников"
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
Тема: «Когалым – город нефтяников»
Цель: формировать у детей познавательный интерес к истории города; расширять знания о профессиях нефтедобывающей отрасли, добычи нефти.
Программные задачи:
Расширять знания детей о истории возникновения станции «Когалымской», её первых жителях; познакомить с производством добычи нефти, посредством путешествия на месторождение.
Развивать интерес к профессиям связанных с добычей нефти, к профессиям родителей; закрепить знания о значении нефти для человека.
Прививать интерес к истории родного города, к нефтедобывающей отрасли; воспитывать уважение к труду.
Словарная работа: месторождение, долото, нефтяники, скважина, станция, нефтепровод, парафин.
Методы и приёмы:
Наглядные: просмотр презентации картинок «Наш край родной», картинки «символика Когалыма», видео-презентация месторождения.
Словесные: слушание рассказа воспитателя, обсуждения, выводы.
Игровые: экскурсия на месторождение, дидактическая игра «Что нам нефть даёт»
Материалы и оборудование: демонстрационные картинки «Станция Когалымская», телевизор, импровизационный автобус, макет нефтяной качалки, долото, нефть, корзина с различными предметами для дидактической игры.
Раздаточный материал:
Предварительная работа: - беседы и рассматривание иллюстраций о символике родного края; - знакомство с профессиями связанными с добычей нефти: геолог, бурильщик, нефтяник. - беседы о истории возникновения города Когалыма; - просмотр презентации о пользе добычи нефти для человека.
Ход занятия:
Дети заходят в зал и встают полукругом Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями (дети здороваются), а теперь поприветствуйте друг друга.
Поскорее встанем в круг, Ты мой друг и я твой друг! Мы ногами топнем, в ладоши хлопнем! Друг другу подмигнём, И с радостью день начнём!
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение, а потом скажите, догадались ли вы, о чем сегодня мы с вами поговорим.
Великолепный город Когалым - Весёлый, молодой, жизнелюбивый, Растёт на радость жителям своим, Как юный рыцарь – строгий и красивый!
Воспитатель: Вы уже догадались, о чём сегодня пойдёт речь? (Ответы детей)
- Правильно, ребята, сегодня мы поговорим о нашей малой родине, Когалыме.
я приглашаю вас в мини-музей города «Когалым – город нефтяников», который расположен в нашей группе. Присаживайтесь на стульчики.
- Ребята, кто знает, к какому округу относится наш город? (Наш город относится к Ханты-Мансийскому Автономному округу).
Перед вами флаг ХМАО.
- А почему он так называется? (Потому что коренные жители нашего края ханты и манси).
Воспитатель: ребята перед вами герб города Когалыма, расскажите о значении цветов и символов из которых он состоит.
- Кто мне скажет, откуда произошло название города Когалым? Что оно обозначает? (Название города Когалым, в переводе с хантыйского языка, означает «болото», «гиблое место»).
(картинка 1)
(Верхняя часть герба разделена на две части голубого и зеленого цвета. Они обозначают принадлежность к Ханты-Мансийскому автономному округу
Посмотрите ребята на флаг Ханты - Мансийского АО, на нём присутствуют те же цвета что и на гербе , это говорит о том, что герб Когалыма отображает флаг ХМАО
(эти же цвета - символы обилия рек, озер и лесов). В центре изображение медведя - символа мудрости и силы. В нижней части герба на белом поле (символ чистоты и невинности никем ранее не тронутых земель) синие полосы, обозначающие две реки: Ингу - Ягун и Кирилл - Высьягун, между которыми расположен город. Под ними нефтяная капля - обозначает, что здесь добывают нефть и это один из ключевых моментов для основания города
(картинка 2)
- Кто мне скажет, откуда произошло название города Когалым? Что оно обозначает? (Название города Когалым, в переводе с хантыйского языка, означает «болото», «гиблое место»).
Считается, что название города произошло от названия озера «Когалым –Лор», что в переводе с хантыйского языка на русский означает «Гиблое место, болото»
- Когалым – красивый, молодой город. А всегда ли он был таким? (Нет).
- А что было раньше, хотите узнать? (Да)
( картинка 3)
Воспитатель: Когда-то на месте нашего города были только леса и болота.
Но люди, которые сюда приехали, остановиться на этом месте и разбили здесь палаточный лагерь. Тут не было ни тепла, ни электричества и никаких удобств для житья.
- А как вы думаете, почему люди решили поселиться на таком месте? Ведь само название говорит «Болото», «гиблое место» ( потому что на этом месте нашли нефть) - А кто эти люди, которые первые приехали на это место? (Геологи и Нефтяники)
(картинка 4)
Воспитатель: Много лет назад наш город был просто рабочим поселком, куда съезжались бригады нефтяников. Даже городом он не назывался, здесь была просто станция «Коголымская». Да, ребята, сейчас трудно представить, что там, где мы живем, не было домов и улиц, а были дремучие леса и были болота. Сначала люди жили в палатках. Им было очень трудно, т. к. не было воды, света и тепла. Несмотря на это, люди жили и работали.
(картинка 5) Потом началось строительство деревянных домов, некоторые из них до сих пор стоят в поселке.
(картинка 6)
Только спустя несколько лет появились первые кирпичные дома. У нефтяников были семьи. Строители для детей построили садики и школы, потом магазины и больницы. Со временем станции «Коголымской» был присвоен статус города.
(картинка 7)
А сейчас мы с вами живём в современным и красивом городе.
- Ребята, а кто такие нефтяники? (Это люди, которые работают на нефтяных месторождениях) - А в ваших семьях есть нефтяники? (Ответы детей, с названием профессии родителей) - А вы когда-нибудь были на месторождениях? (Ответы детей) - А хотели бы побывать? (Да, хотим)
Тогда я вас приглашаю отправиться на одно из месторождений нашего города, но прежде чем мы отправимся, предлагаю вам немного размяться.
Физминутка:
Мы насосы, мы качалки, (наклоны вперед)
Нефть качаем, нефть качаем, (приседание, руки вытянуты вперед)
И по трубам, и по трубам (руки в стороны)
На заводы отправляем. (руки в стороны, наклоны в стороны)
Теперь приглашаю вас пройти к автобусу и занять свои места.
Воспитатель: занимайте свои места, пристёгивайтесь - поехали! Воспитатель: Ребята на месторождениях очень важно соблюдение техники безопасности, поэтому прибыв на место мы наденем каски и жилетки.
-Вот мы с вами приехали, выходите из автобуса надевайте жилетки и каски (Дети надевают приготовленные каски и жилетки)
Воспитатель: проходите в кабинет, где вы узнаете как добывают нефть.
Проходите и вставайте так, чтобы всем было хорошо видно экран. Сейчас мы с вами посмотрим как нефтяники бурят и качают нефть.
На экране фотография месторождения, а затем короткое видео, с комментарием воспитателя, о том, как бурят скважину и качают нефть.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, работа нефтяников важна для нашего города Дети: Важна, не только для нашего города, и для всей нашей страны.
Потому что из нефти делают очень нужные и важные для людей вещи, предметы , оборудование и многое другое.
Д/И «Что нам нефть даёт?»
По количеству детей приготовлены разные предметы, если они сделаны из нефти, дети кладут их на нефтяную каплю, остальные в корзину.
Воспитатель: Вот сколько полезных и нужных вещей делают из нефти. Наша экскурсия на месторождение подходит к концу и нам пора возвращаться в детский сад.
– Ребята, снимайте спецодежду, садитесь в автобус и занимайте свои места, отправляемся в детский сад. Водитель, мы готовы, поехали!
Воспитатель:
- Ребята вы сегодня были молодцы, показали свои знания, отвечали на вопросы.
- Вам понравилось наша экскурсия ? (Ответы детей)
- А что-нибудь новое вы сегодня для себя узнали? (ответы детей?)
- Что больше всего понравилось и запомнилось? ( ответы детей)
Ребята, выходите из автобуса и подходите ко мне.
Воспитатель: теперь вы знаете историю и причину возникновения нашего города среди болот, и о том, как важна работа нефтяников, для нас и всей нашей Родины. В заключении на память о нашем путешествии хочу подарить вам значки с изображением нефтяной капли. (Воспитатель крепит детям значки).
- Ребята, теперь вы можете походить по нашему мини-музею и посмотреть на экспонаты более подробно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в старшей группе "Наш город Когалым"
Цель: расширить и углубить знания детей об истории возникновения города Когалыма. ...
Мой город- Когалым
Это занятие в подготовительной группе о родном городе...
Буклет " Мой любимый город- Когалым"
Буклет о родном сибирском городе - жемчужине Западной Сибири....
Проект "Родной сердцу город-Когалым"
Малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать – все.Какая притягательна...
Сценарий праздника "Когалым - любимый город"
Сценарий праздника "Когалым - любимый город"...
Презентация "Мегион - это город нефтяников"
Для педагогов и родителей воспитанников...