Дополнительная общеобразовательная программа духовно – нравственного воспитания личности «Кукла – прошлого и настоящего»
рабочая программа (подготовительная группа)

Хромцова Светлана Аркадьевна

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по иному, что то для себя открываем и переоцениваем заново. К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили бабушки и дедушки. Как жили русские люди, как отдыхали и как работали? О чем размышляли? Что переживали? Какие праздники отмечали? В какие игрушки играли? Что передавали своим детям, внукам, правнукам? Смогут ли ответить на эти вопросы наши дети, если мы на них сами не всегда можем дать ответ?

Мы должны восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие и исторические ценности. Без прошлого нет будущего. Приобщение детей к истокам народной культуры, одна из важнейших задач воспитания   в современной дошкольной педагогике, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: духовно-нравственное, художественно-эстетическое, патриотическое.

 И поэтому именно сегодня назрела необходимость обратиться к народной культуре: широко используя потенциал народной педагогики, предоставить детям возможность изучать быт, обряды, обычаи русского народа, принимать участие в народных праздниках, изготавливать народную куклу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kukla_-_proshlogo_i_nastoyashchego.docx441.05 КБ

Предварительный просмотр:


СОДЕРЖАНИЕ

1.

Пояснительная записка.

3 - 7

2.

Методическое обеспечение программы.

7 - 8

3.

Предполагаемые итоги реализации программы.

8

4.

Учебно-тематический план.

9 - 10

5.

Содержание программы.

11 - 19

6.

Список литературы

20

Приложения

7.

Памятка по технике безопасности

21

8.

Анкета для родителей.

22

9.

Кукольные сказки.

23 - 28

10.

Праздники на Руси

29 - 31


Пояснительная записка

Сегодня мы на многое начинаем смотреть по иному, что то для себя открываем и переоцениваем заново. К большому сожалению, мы успели растерять то, что годами копили бабушки и дедушки. Как жили русские люди, как отдыхали и как работали? О чем размышляли? Что переживали? Какие праздники отмечали? В какие игрушки играли? Что передавали своим детям, внукам, правнукам? Смогут ли ответить на эти вопросы наши дети, если мы на них сами не всегда можем дать ответ?

Мы должны восстановить связь времен, вернуть утраченные человеческие и исторические ценности. Без прошлого нет будущего. Приобщение детей к истокам народной культуры, одна из важнейших задач воспитания   в современной дошкольной педагогике, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: духовно-нравственное, художественно-эстетическое, патриотическое.

 И поэтому именно сегодня назрела необходимость обратиться к народной культуре: широко используя потенциал народной педагогики, предоставить детям возможность изучать быт, обряды, обычаи русского народа, принимать участие в народных праздниках, изготавливать народную куклу.

Актуальность в настоящее время важнейшим приоритетом современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура – это  богатый материал для воспитания любви к Родине, к традициям своего народа, средство обогащения представлений детей об окружающей жизни.

О роли и значении народного творчества в воспитании детей писали многие ученые (А.В.Бакушинская, П.П.Блонский, Т.С.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, Р.Н.Смирнова, К.Д.Ушинский и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

Данная программа «Кукла – прошлого и настоящего» является специализированной программой духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и их родителей, эффективно содействующей духовному и познавательному развитию, направленной на приобщение к народной культуре.  

В процессе разработки программы были рассмотрены: программа курса декоративно – прикладного направления «Традиционные народные куклы», авт.-сост. О. Я. Воробьева; программа «Русская тряпичная кукла» для детского творческого объединения, авт.-сост. С. В. Астраханцева.

Традиционная тряпичная кукла ярко и глубоко несет память народной культуры. Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить все богатство русской кукольной традиции, ведь она почти полностью исчезла из повседневного быта.

Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

На примере традиционной народной куклы происходит знакомство детей с историей России, историей родного края, формируется интерес к народным промыслам, дети знакомятся с народным фольклором, у детей развивается воображение, художественный вкус, моторика рук.

При всем многообразии кукол самой любимой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживленная собственной вдохновенной фантазией. В ней всегда присутствует что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняется сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем «душой».

Новизна программы заключается в форме проведения занятий, говорят: «Все новое – хорошо забытое старое», занятия проходят в тесном контакте всех участников процесса, в благотворной творческой обстановке, это своего рода традиционные русские посиделки за рукоделием на которых интересно будет присутствовать и родителям.

Занятие выстроено в форме мастер-класса, в последнее время такой вид обучения очень популярен, т.к. позволяет эффективно расходовать время. На самом деле, этот вид обучения (от мастера к ученику) известен с давних времен, и до сих пор является наиболее эффективным. Педагог одновременно показывает технологию изготовления и сопровождает процесс комментариями, сообщая теоретическую (историческую) часть темы.

 Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержание тем, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения.

Цель программы: приобщить детей и их родителей к истокам русской культуры, национальным традициям через знакомство с традиционной тряпичной куклой.

Задачи программы:

Обучающие:

  • познакомить с традициями русского народа;
  • познакомить с историей народной куклы, как одного из видов декоративно-прикладного искусства;
  • познакомить с основными приемами работы с тканью при изготовлении различных видов народной игрушки;
  • формировать умение работать с иголкой, познакомить со сметочным швом.

Развивающие:

  • способствовать развитию моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей;
  • формировать эстетический и художественный вкус;
  • побуждать к самостоятельному созданию игрушек, дать возможность экспериментировать с тканью;
  • предоставить максимальную свободу для проявления творческой инициативы.

Воспитательные:

  • содействовать духовно-нравственному воспитанию, через изучение культуры своей Родины, истоков народного творчества;
  • воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость;
  • прививать основы культуры труда;
  • способствовать улучшению психологической атмосферы в детском коллективе;

Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предполагает не только овладение техниками художественного творчества, но и  вводит детей в мир духовной культуры, знакомит с православными праздниками, обычаями, традициями.

Возраст обучающихся:

Дополнительная общеобразовательная программа «Кукла – прошлого и настоящего» рассчитана на детей  6 - 7 лет.

Занятия проводятся со всеми детьми без специального отбора. В подгруппе должно быть не более 10 человек. Практические занятия составляют большую часть программы.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы: – 1 учебный  год. Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия 30 мин. Программа рассчитана на 32 занятия

Формы и методы работы.

Художественно-творческая деятельность организуется в виде мастерской, в которой у каждого участника, включая воспитателя, имеется своё рабочее место. Все приступают к работе без «призывов» со стороны педагога, присоединяются к работе по собственному желанию.

В процессе работы детям предоставляется возможность свободного общения с педагогом, сверстником, родителями. Участники могут высказывать свои мысли о процессе создания куклы, поделиться своими знаниями, умениями, рассказать о своих ощущениях, настроении и т.д.

В процессе реализации программы используются разнообразные методы и приёмы обучения: словесные (беседа, диалог и рассказ педагога, обсуждение, чтение художественных произведений); наглядные (наблюдение, показ); практические (работа с тканью, нитками, моделирование); игровые.

На протяжении обучения, дети и их родители знакомятся: с историей народной куклы; с разновидностями обереговых, обрядовых и игровых моделей кукол; с обычаями и традициями народа; а также изготавливают разные виды тряпичных кукол.

Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с необходимыми инструментами.

Процесс усвоения учебного материала основывается на соблюдении

основополагающих дидактических принципов:

  • наглядности;
  • системности;
  • доступности предлагаемого материала;
  • перехода от простого к сложному;
  • индивидуального подхода;

Методическое обеспечение программы.

Оборудование: специально оборудованный кабинет для занятий с детьми, соответствующий санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям. Столы, стулья, стеллажи для хранения материалов, инструментов, образцов, методической литературы.

Дидактические материалы: образцы тряпичных кукол и схемы их изготовления по всем темам, художественные альбомы, журналы, книги, иллюстрации, фотографии, папки с рисунками, компакт-диски с записями русской народной музыки, методические разработки: пособия, методическая литература, готовые презентации.

        Материалы и инструменты:

  • ткань хлопчатобумажная: белая, разноцветная;
  • ткань хлопчатобумажная: с рисунком;
  • разноцветные ленточки шириной 0,5-1см;
  • кружево, тесьма: белая и разноцветная;
  • наполнители: вата, синтепон, обрезки ткани (ветошь);
  • природный материал – палочки разной длины и формы и др.;
  • хлопчатобумажные и шерстяные нитки;
  • ножницы;

Предполагаемые итоги реализации программы.

По окончании обучения дети должны знать:

  • технику безопасности при работе с иглой, ножницами;
  • историю русской народной куклы;
  • типы и назначения кукол (игровая, обрядовая, оберег);
  • технологию изготовления кукол;

По окончании обучения дети должны уметь:

  • выполнять требования безопасного труда;
  • подбирать материалы для изготовления куклы, учитывая цветовое решение;
  • изготовить тряпичную куклу под руководством педагога;

Формы подведения итогов реализации программы.

Подведение итогов работы необходимы в работе творческого коллектива. Так как работа не имеет чётких критериев определения результатов практической деятельности обучающихся, то наиболее подходящей формой оценки является совместный просмотр выполненных образцов и изделий, их коллективное обсуждение:

  • Умение определить название игрушки по внешнему виду, рассказать о её назначении;
  • Назвать факты из истории создания народной куклы.
  • Соблюдать правила безопасности труда;
  • Правильно подбирать цветовую гамму используемых материалов;
  • Правильно выбирать необходимый для изготовления кукол материал;
  • Владеет ли навыками изготовления различных видов народных кукол: сворачивание ткани, скручивание ниток, скрепление узелками.
  •  Декорировать игрушку различными материалами.

Такая форма работы позволяет детям критически оценивать не только чужие работы, но и свои.

Как для родителей, так и для детей очень важно видеть результат своего труда и возможность продемонстрировать его окружающим. Поэтому программа предполагает трансляцию опыта практических результатов, путем организации следующих мероприятий:

  • выставки детских работ в детском саду (тематические, праздничные);
  • художественные конкурсы (внутри дошкольного учреждения, городского, муниципального масштаба);
  • дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, малышам);
  • создание в МБДОУ мини-музея «Народная кукла»

Учебно-тематический план.

п/п

Тема занятия

Количество

занятий

часы

I

Организационно раздел

1

Вводное занятие.

1

0,30

II

Раздел: Игровые куклы

1

Узелковая кукла

1

0,30

2

Кукла "Бабочка"

1

0,30

3

Зайчик на пальчик"

1

0,30

4

Кукла «Птичка»

1

0,30

5

Кукла «Рождественский ангел»

1

0,30

6

Куклы-закрутки

1

0,30

7

Кукла «Хороводница»

1

0,30

8

Кукла «Сорока»

1

0,30

III

Раздел: Обрядовые куклы

0,30

1

 «Пеленашка»

1

0,30

2

«Веснушка»

1

0,30

3

«Кубышка-травница»

1

0,30

4

«Желанница»

1

0,30

5

«Кувадка»

1

0,30

6

«Неразлучники»

1

0,30

7

«Масленица»

1

0,30

8

«Пасхальная голубка»

1

0,30

9

«Купавка»

1

0,30

10

«Благодать»

1

0,30

IV

Раздел: Обереговые куклы

1

«Берестушка – столбушка»

1

0,30

2

 «Отдарок на подарок»

1

0,30

3

«Счастье»

1

0,30

4

«Берегиня»

1

0,30

5

«Зернушка» (Крупеничка)

1

0,30

6

«Подорожница»

1

0,30

7

«Десятиручка»

1

0,30

8

«Сонница – бессонница»

1

0,30

9

«Колокольчик»

1

0,30

10

«Покосница»

1

0,30

11

«День-Ночь»

1

0,30

12

«Мартинички»

1

0,30

13

 Обобщающее занятие - открытие «Мини-музея»

1

0,30

Всего

32

16

Содержание программы.

1. Вводное занятие

Кукла в истории народов мира. Кукла в культуре и традициях народов России. История традиционной русской народной куклы.  Виды русских народных кукол (оберег, обрядовые, игровые). Необходимые инструменты и материалы, правила ими пользования. Инструктаж по технике безопасности и правилах поведения на занятиях.

Раздел - Игровые куклы

1. Узелковая кукла

Теоретические сведения:

Познакомить с предназначением игровой куклы.

Рассматривание образцов узелковых кукол.

Практические работы:

Изготовление «Узелковой куклы»

Учить, завязывая прочные узелки.

2. Кукла "Бабочка"

Теоретические сведения: 

Познакомить с игровой куклой "Бабочка"; притчей «Всё в твоих руках»

Демонстрация готовой куклы "Бабочка"

Практические работы:

Изготовление игровой куклы “Бабочка” с помощью приемов наматывание и обережный крест

Учить заматывать нитки, завязывая прочные узелки.

3. Кукла «Зайчик на пальчик"

Теоретические сведения: 

Познакомить с игровой куклой «Зайчик на пальчик» с чтением народного фольклора о Зайчике.

Демонстрация готовой куклы «Зайчик на пальчик"

Практические работы:

Изготовление игровой куклы “Зайчик на пальчик” с использованием приемов обережный крест и наматывание.  

Складывая ткань в определённой последовательности.

Закреплять умение заматывать нитки, завязывая прочные узелки.

4. Кукла «Птичка»

Теоретические сведения:

Познакомить с куклами мотанками, с традициями и обрядами, связанными с птицами.

Рассматривание образцов кукол «Птичка».

Практические работы:

Изготовление народной лоскутной куклы «Птички»

Закреплять умение заматывать нитки, завязывая прочные узелки.

5. Кукла. «Рождественский ангел»

Теоретические сведения:

Познакомить с легендой появления куклы «Рождественский ангел».

Беседа о празднике Рождества и значении народной куклы «Рождественский ангел».

Демонстрация готовой куклы.

Практические работы:

Изготовление куклы «Рождественский ангел».

Учить скреплять детали путём сматывания ниток крестообразно, закрепляя узелками.

6. Куклы-закрутки

Теоретические сведения:

На основе народной сказки Афанасьева «Василиса Прекрасная». познакомить с куклами – закрутками.

Демонстрация кукол – закруток.

Практические работы:

Изготовление кукол -  закруток.

Закрепить навыки: складывание, сворачивание, скручивание, обматывание, завязывание.

7. Кукла «Хороводница»

Теоретические сведения:

Познакомить с историей и значением игровой куклы «Хороводницы»

Рассматривание образцов кукол.

Практические работы:

Изготовление куклы «Хороводницы» из лоскутков.

8. Кукла «Сорока»

Теоретические сведения:

Познакомить с праздником Сороки.

Игровой куклой «Сорокой» её историей и значением с использованием загадок, потешек про сорок (ворон).

Демонстрация готовой куклы  «Сорока»

Практические работы:

Изготовление куклы «Сорока»

Раздел - Обрядовые куклы

1. «Пеленашка»

Теоретические сведения: 

Познакомить с куклой «Пеленашка», с историей её создания.

Беседа о традициях материнства и детства на Руси.

Рассматривание образцов кукол «Пеленашка».

Практические работы:

Изготовление обрядовой куклы «Пеленашка» 

Учить делать простую закрутку, перевязывать её нитками в трёх местах.

2. «Веснянка»

Познакомить с обычаями и традициями встречи весны на Руси,  с народными приметами и поговорками, стихами о весне.

Демонстрация готовых кукол «Веснянка».

Практические работы:

Изготовлению «Веснянки».

Закрепление приемов : обережный крест, приматывание.

Украшение куклы яркими нитями и лентами.

3. «Кубышка-травница»

Теоретические сведения:

Познакомить с куклой «Кубышка - Травница».

Беседа о куклах оберегах здоровья, о народных приметах, использование лечебных трав для наполнения куклы.

Демонстрация готовых кукол, фотографий.

Практические работы:

Изготовление куколки «Кубышка-травница», с помощью приемов: наматывание, приматывание и  с применением сухой травы.

Учить  использовать в работе траву, украшать готовую куклу дополнительными элементами, сочетать цвета лоскутов, нитей.

4. «Желанница»

Теоретические сведения:

Познакомить с историей русской обрядовой куклы «Желанница» и её назначением.

Практические работы:

Изготовление куклы Желанница.

5. «Кувадка»

Теоретические сведения:

Познакомить с историей появления кукол Кувадок,  с обрядом Кувады  

Рассматривание образцов кукол «Кувадка», традиционные цвета, размеры тканей для изготовления кукол Кувадок.

Практические работы:

Изготовление обрядовых кукол Кувадок.

Упражнять детей в скручивании ткани, закрепления рулончика намоткой ниток и связывании узелками.

6. «Неразлучники»

Теоретические сведения:

Познакомить с народным обрядом – свадьбой. Дать понятие куклы как носителя определённой культурной информации. Познакомить с обрядовой свадебной куклой Неразлучники.

Демонстрация свадебных кукол.

Практические работы:

Изготовлению куклы «Неразлучники» с использованием приемов: обережный крест, наматывание, приматывание.

7. «Масленица»

Теоретические сведения:

Познакомить с народными традициями празднования Масленицы. 

Демонстрации готовых кукол «Масленица»

Практические работы:

Изготовление обрядовой куклы «Масленица».

Украшение куклы лентами, бусами, бисером, нитками.

8. «Пасхальная голубка»

Теоретические сведения:

Познакомить с историей праздника Пасхи, с историей тряпичной куклы «Пасхальная голубка» и её назначением.

Рассматривание образцов кукол.

Практические работы:

Изготовление обрядовых кукол «Пасхальная голубка»

9. «Купавка»

Теоретические сведения:

Познакомить с историей праздника Ивана Купалы, с историей тряпичной куклы «Купавки» и её назначением.

Рассматривание образцов кукол.

Практические работы:

Изготовление обрядовых кукол «Купавок»

10. «Благодать»

Теоретические сведения:

Познакомить с историей праздника Благовещения (7 апреля), с историей тряпичной куклы «Благодать» и её назначением.

Демонстрация готовых кукол, фотографий.

Практические работы:

Изготовление куклы «Благодать» посредством приемов приматывание и наматывание.

Раздел - Обереговые куклы

1. «Берестушка – столбушка»

Теоретические сведения:

Познакомить с куклой «Берестушка – столбушка» самой главной и первой куклой-оберегом в русской народной традиции.

Практические работы:

Изготовление куклы «Берестушка – столбушка»

 2. «Отдарок на подарок»

Теоретические сведения:

Познакомить с древним обычаем – одаривание. Поговорки, песенки по теме.

Демонстрация готовых кукол, фотографий.

Практические работы:

Изготовлению куклы «Отдарок на подарок».

3. «На счастье»

Теоретические сведения:

Познакомить детей с маленькой куколкой «На счастье» и её назначением.

Рассматривание образцов кукол.

Практические работы:

Изготовление обереговой куклы «На счастье»

Закреплять навыки скручивания ткани, скрепления её нитками красного цвета.

 4. «Берегиня»

Теоретические сведения:

Познакомить с обереговой куклой «Берегиня».

Рассказать о куклах «Обереги жилища» и их месте в русской избе.

Демонстрация готовых кукол.

Практические работы:

Изготовлению куклы «Берегиня»

5. «Зернушка» (Крупеничка)

Теоретические сведения:

Познакомить с одним из обрядовых праздников, используя сказку «Крупеничка»и куклу Зернушку.

Рассказ о красном угле в русской избе.

Демонстрация иллюстраций и готовых образцов.

Практические работы:

Изготовления куклы «Зернушка» (Крупеничка),  посредством строчного шва и приемов наматывание и приматывание.

6. «Подорожница»

Теоретические сведения:

Познакомить с традициями и обычаями, связанными со сборами в дорогу, с использованием народных примет «в дорогу».

Демонстрация готовой  куклы «Подорожница»

Практические работы:

Изготовление куклы «Подорожницы».

Выполнения работы с использованием приемов наматывание и приматывание.

7. «Десятиручка»

Теоретические сведения:

Познакомить с историей праздника Покрова пресвятой Богородицы.

Знакомство с обережной куклы «Десятиручка» используя сказку про Десятиручку и показа образцов куклы.

Практические работы:  

Изготовление обережной куклы «Десятиручка» с использованием приемов: наматывание и обережный крест.

8. «Сонница – бессонница»

Теоретические сведения:

Познакомить с куклой «Сонница – бессонница», с историей куклы.

Прослушивание колыбельных песен.

Рассматривание образцов куклы.

Практические работы:

Изготовление «Сонница – бессонница»

9. «Колокольчик»

Теоретические сведения:

Познакомить с куклой «Колокольчик», куклой добрых вестей и хорошего настроения.

Беседа о значении колоколов на Руси.

Демонстрация готовых кукол.

Практические работы:

Изготовление куклы «Колокольчик».

Выполнение куклы «Колокольчик» с помощью приемов приматывание и наматывание.

10. «Покосница»

Теоретические сведения:

Познакомить с обереговой куклой  «Покосница» с её назначением.

Беседа «Сенокос в жизни русской деревни».

Демонстрация готовой куклы.

Практические работы:

Изготовление куклы «Покосница»  посредством приемов: наматывание, приматывание.

11. «День-Ночь»

Теоретические сведения

Познакомить с русской народной куклой, олицетворяющей продолжение жизни, смену дня и ночи, смену времён года и благополучным переходом из одного года в другой - «День и ночь» с показом слайдов и образцов.

Практические работы:

Изготовление обережной куклы «День-Ночь»

Показ способа заматывания и завязывания ниток, подбирая их по цвету.

Закрепление завязывания рукавов с аккуратным сворачиванием ткани.

12. «Мартинички»

Теоретические сведения

Познакомить обережной куклой «Мартинички», рассказывание сказки «Мартинички»  с показом слайдов и образцов.

Практические работы:

Изготовление обережной куклы  «Мартинички»

13. Обобщающее занятие - открытие «Мини-музея»

Занятие в форме развлечения.

        Список литературы

1. Астраханцева С. В. Методические основы преподавания декоративного творчества: учебно – методическое пособие. – Ростов н / Д:

Феникс, 2006. – 347 с.: ил.

2.Традиционные народные куклы. – Волгоград: Учитель, 2009. – 140с.: ил.

3. Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007.- 120 с.

4. Зимина З. И. «Текстильные обрядовые куклы» Издательство «Ладога-100», 200.

5. Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла / И.Н. Котова, А.С. Котова. - СПб, Паритет, 2003. - 240 с.

6. Л. Грушина: Мастерилка. Лоскутные куколки

7. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

8. Е.Берстенева, Н.Догаева. «Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. – М. «Белый город».

9. В. Феррари «Игрушка своими руками».

«Делаем куклы». – М. Издательство «Ниола-прес», 2006 год.

Интернет ресурсы:

1. Народная кукла http: //vedjena.gallery.ru.

2. Русские обрядовые куклы: http://club.osinka.ru.

3. Ручная Работа: http://handmade.idvz.ru.

                                                                                                            Приложение №1.

Памятка по технике безопасности

Правила безопасной работы с ножницами

  • Соблюдай порядок на своём рабочем месте.
  • Перед работой проверь исправность инструментов.
  • Работай только исправными инструментами: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами. Работай ножницами только на своём рабочем месте.
  • Ножницы клади кольцами к себе.
  • Подавай ножницы кольцами вперёд.
  • Не оставляй ножницы открытыми.
  • Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.
  • Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
  • Используй ножницы по назначению.

                                                                                                            Приложение №2.

 Анкета для родителей.
«Народная тряпичная рукотворная кукла как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста».

Цель:1. Привлечь внимание родителей к проблеме влияния тряпичных рукотворных кукол на духовно-нравственное, патриотическое воспитание, познавательное и психическое развитие ребенка.

2. Повысить уровень психолога-педагогических знаний родителей.

3. Выяснить уровень знаний родителей о роли народных кукол в жизни человека.

Уважаемые родители!

Знаете ли вы о том, как раньше люди жили, какие песни пели, в какие игры играли, каких кукол мастерили?

Ведь «приданья старины забывать мы не должны»!

Когда появились первые куклы? Какими они были?

В какие куклы играли ваши бабушки и дедушки?

Чем отличаются куклы игровые от обрядовых?

Какие знаете обычаи, обряды , связанные с традиционной тряпичной куклой?

Как вы считаете, какую роль играет в жизни человека (это просто забава, носитель информации, дает первоначальное понятие о добре и зле)?

Рассказывают ли дома дети о том, что в гости к ним приходили в детском саду куклы-проводники (Бабушка-Забавушка, Домовенок, Забавушка Ариша и др.)
Хотели бы вы сами научиться делать рукотворные рукотворных тряпичных кукол?

Примите ли наши предложение принять участие в выставке народных тряпичных кукол и пополнении коллекции Мини-музея «Народной куклы»

Каких кукол вы покупаете своим детям? В какие игры ребенок с ними играет. Из каких материалов она сделана? Как вы думаете, от выбора куклы зависит будущая жизнь ребенка, его развитие и воспитание.

Спасибо!

                                                                        Приложение №3.

Кукольные сказки.

Десятиручка.

Давным-давно, на краю одного хутора, жила была баба по имени Пелагея. И была у Пелагеи дочка Агашка – красавица, всем на загляденье, да на удивленье. Одна беда: ленивая была та Агашка, ничего делать не хотела. Уж баба Пелагея ее и учила, и уговаривала, и хворостиной стегала. Да только все без толку.

Собралась однажды баба Пелагея в дальнюю дорогу. Шла она полем, лесом, снова полем и снова лесом, через болото по кочкам скакала, через высокий камыш лезла – лицо да руки ободрала. Очутилась баба на лесной полянке. Стоит на той полянке хатка ветхая-приветхая, вся перекошенная. Постучала Пелагея раз, потом другой, потом третий. Вышла к ней старуха: глаз сердитый, нос скрюченный, стоит косточками гремит:

- Чего тебе от меня надобно?

- Эх, Ведунья-Ведуньюшка, – запричитала баба Пелагея, – одна у меня доченька, одна у меня Агашенька. Всем хороша, да ленива больно. Женихи приходят свататься, а я и не знаю, как такую ленивую замуж отдавать. Это ж опосля, стыда не оберешься.

Послушала ее Ведунья, послушала, глаза прищурила и говорит:

- Заходи в мои хоромы, ложись на лавку, да спи крепким сном. Утром придумаем, что с твоей бедою делать.

Проснулась утром баба Пелагея, а старуха перед ней стоит да протягивает ей куколку. Пелагея на куклу глянула, да так и ахнула. Всем куколка хороша: белолица да румяна, коса русая под цветастым платком, сарафан жемчужинками розовыми расшит. Только рук у куколки не две, а целых десять.

- Бери куклу, - говорит старуха. – Неси домой. В дочкино приданое ее положи, между простынками да рушниками. И можешь смело свою Агашку замуж выдавать.

Послушалась Пелагея, сделала все, как старуха велела. Тут и жених для Агашки сыскался. Собрался на свадьбу весь хутор. Агашка и так всех краше была, а уж в свадебном наряде, совсем красавица, не описать.

Переехала Агашка в хату к мужу. Утром рано встает муж, коня запрягает, Агашке говорит:

- Поехал я на работу, к вечеру дома буду.

Агашка мужа проводила, на крылечке поцеловала, а как только его конь вороной за околицей скрылся, пошла в хату да легла спать. Только уснула Агашка, слышит, кто-то ее в бок легонечко толкает.

- Вставай, Агашка! Вставай! Не годится молодой жене белым днем в постели валяться.

Смотрит Агашка, стоит перед ней куколка Десятиручка, та самая, которую маменька ей в приданое положила, среди простынок да рушников вышитых. Осерчала Агашка:

- Ишь ты – подишь ты! Будет мне тут всякая кукла указывать. Отстань-перестань.

Укрылась Агашка с головой одеялом и снова заснула. Спит Агашка, а куколка по дому бегает. Одной ручкой пол метет, другой рубаху шьет, третьей щи варит, четвертой хлеб печет, пятой из печи золу выгребает, шестой сковородку чистит, седьмой крупу перебирает, восьмой кашу мешает, девятой пряжу прядет, а десятой кошку гладит. Управилась Десятиручка в хате, вышла во двор. И тут работы видимо - не видимо: двор подмети, в амбаре прибери, скотину накорми, корову подои, а тут еще и собачка Жучка хвостиком виляет: поиграй со мной, хозяюшка. Во дворе работы много, а в огороде еще больше: и полить надо, и сорняки вырвать надо, и подрыхлить, и подвязать, и проредить. Со всем справилась Десятиручка. Смотрит, а уже вечереет. Побежала она скорее к Агашкиному приданому, среди простынок да рушников спряталась.

К тому времени Агашка с постели встала, в сарафан красный нарядилась, щеки нарумянила, сидит у окна длину косу заплетает. А муж молодой тут как тут:

Ну, женушка дорогая, расскажи, как твой день прошел?

- Как-как, - отвечает Агашка. - В делах да заботах.

Муж глядит вокруг, не нарадуется. В хате чистота, во дворе чистота, вся скотина накормлена да напоена.

- Ай, молодец моя женушка. Вот тебе в подарок бусики.

На следующий день снова муж запрягает коня, с Агашкой до вечера прощается. Лишь скрылся конь из виду, Агашка шмыг в теплую постельку, под пуховое одеяло. Только сон пошел, слышит, кто-то в бок толкает.

Вставай, Агашка! Вставай! Не годится молодой жене белым днем в постели валяться.

Ишь ты - подишь ты! – снова сердится Агашка. - Будет мне тут всякая кукла указывать. Отстань-перестань.

- Мне одной тяжело со всем управиться, – не унимается куколка. – Вставай, помоги мне. Вчера у меня силы много было, а сегодня поменьше. Одна ручка болит, не сгибается.

Отшвырнула Агашка куколку, с головой одеялом укрылась и спит себе дальше.

А куколка больную ручку тряпочкой белой перевязала и за работу принялась. В хате все дела переделала, во дворе все дела переделала, в огороде грядки прополола. Смотрит, уже и вечереет.

Побежала куколка, спряталась среди приданого, а Агашка тем временем встала, щеки нарумянила, в сарафан нарядилась, сидит мужа поджидает.

А муж тут как тут:

Ай да женушка, ай да умницы. Когда ты только все успеваешь? Вот тебе в подарок атласная ленточка.

На третий день все точь-в-точь повторяется. Уехал муж, Агашка спать легла, а куколка тут как тут:

- Вставай, Агашка! Вставай! Не годится молодой жене белым днем в постели валяться. Мне одной со всей работой не справится. Вчера одна ручка болела, а нынче две ручки болят.

- Отстань! – кричит на куколку Агашка. – Захочу – встану, не захочу – не встану. Ты мне тут не указка.

Делать нечего. Куколка вторую ручку белой тряпочкой перевязала и за работу принялась.

Много ли мало ли времени проходит, снова куколка будит Агашку:

- Вставай! Вставай, хозяюшка. У меня одна только ручка осталась. Все остальные болят не сгибаются. Помоги мне, хозяюшка. Сил нету, одной мне с работой не справится.

Пошла вон! – сердится опять Агашка. - Захочу – встану, не захочу – не встану. Ты мне тут не указка.

Одной рученькой куколка всю работу переделала. Устала и меж рушников да простынок спряталась.

На другой день уехал муж на работу, а Агашка весь день в постели на пуховых подушках провалялась. Вернулся муж к вечеру, а в хате не метено, кушать не сварено, скотина кричит не кормлена и не поена, корова орет не доена, в огороде все полегло не политое. Рассердился муж, давай ругаться на Агашку, а бусы, что в подарок привез, швырнул со всей силы. Ударились бусы об стену, рассыпались, раскатились бусины по углам да по щелям, захочешь собрать – не соберешь. Агашка сразу расплакалась. А муж и утешать не стал. Легли спать голодными, а утром рано уехал муж, с Агашкою не попрощавшись, не поцеловав, как принято.

Агашка, тем временем, спать не легла, а полезла в свое приданое. Перерыла все сундуки и шкафчики, раскидала по хате простынки, скатерти, рубахи, да вышитые рушники, нашла таки куколку. Лежит куколка, все ручки белой тряпочкой перевязаны.

- Чего лежишь? – топнула ногой Агашка. – Из-за тебя муж на меня вчера осерчал, бусы новые порвал.

- У меня все ручки болят, - плачет куколка. – Ты ж мне не помогала, все на пуховых перинках и подушках бока отлеживала. Нет теперь у меня силушки, ослабли мои рученьки.

Расплакалась тут Агашка:

- Что же мне делать, куколка? Муж опять осерчает, подарочком не одарит, а вдруг вообще из дома погонит.

- Не погонит, – говорит куколка. – Заправь сначала свою кровать, застели покрывалом с прошвою, да посади меня среди белых подушечек.

Агашка так и сделала. Сидит куколка среди подушечек и говорит:

- А теперь Агашечка, ставь на печь котелок, неси воды, доставай крупу.

Агашка куколку слушает, а та, знай себе приговаривает:

- Бери метелку, да пауков по углам погоняй, теперь пол подмети, теперь скатерть чистую на стол застели.

Управилась Агашка в хате, а куколка ей говорит:

- Возьми меня на ручки, снеси во двор, посади на завалинку.

Снесла Агашка куколку, посадила на завалинку, а куколка давай снова приговаривать:

- Ой, коровушка не доена. Ой, цыплята зернышек просят да свежей травушки. Ой, двор не метен, ой хата давно не белена.

Бегает Агашка туда-сюда, то с метлой, то с лейкой. Все у нее получается. Притихла куколка, а Агашка спрашивает:

- Что еще куколка?

- А ничего, отдыхай сегодня. В сарафан наряжайся, щеки румянь да мужа жди.

Вернулся с работы молодой муж:

- Ай да Агаша, ай да умница! Узнаю свою женушку. Вот тебе в подарочек колечко с камешком.

На следующее утро, Агашка только мужа проводила, сразу к приданому кинулась:

- Поможешь мне куколка?

- Отчего ж не помочь? Я поработать всегда не прочь!

А белых тряпочек на ручках у тебя нет, это что ж не болят ручки?

- Уже не болят, – отвечает куколка. – Только не вздумай, Агашка, опять в постели весь белый день валяться, не вздумай опять на меня одну полагаться.

Агашка смеется:

- Не вздумаю, куколка, не вздумаю. Садись-ка среди пуховых подушечек, да наказывай, а я делать буду.

Все дела переделали Агашка с куколкой. Сели за стол, достала Агашка лукошко с лоскутами да тряпочками.

- Это зачем? – спрашивает куколка.

- Сарафан тебе новый сошью, - отвечает Агашка.

Так они и зажили с тех пор. Агашка совсем лениться перестала. А люди на том хуторе поговаривали, что хозяйки лучше, чем Агашка, нигде не видали. Стали бабы к ней ходить, да поглядывать, что и как она делает. Глядели, глядели да куколку и углядели. Стали себе таких куколок делать, приговаривать:

Ах, ты куколка моя, помогай.

Ты с хозяюшкой везде успевай.

Всю работу переделаем подряд,

Чтобы были в нашем доме мир да лад.

«Параскева-Пятница»

«Крупеничка»

«Куколка – Большуха»

«Куколка-Покосница»

«Талашечка»

«Кукла-мамушка»

«Рябинка»

«Мартинички»

«Василиса Прекрасная». Н. Афанасьев.

                                                                                                             Приложение №4

Праздники на Руси

7 января - Рождество Христово.

В народе сохранялось глубокое убеждение, что в ночь на 7-е открываются врата в добрую семейную жизнь. В Рождество было принято ходить к друг другу в гости и дарить подарки, а ребятишки рано утром бегали по домам, распевая величальные песни.

 Накануне Рождества – 6 января в «Сочельник» не ели до первой звезды. На праздничный стол подавалось «сочиво» (блюдо из пророщенной пшеницы с медом) и выпеченные из теста фигурки домашних животных.

Масленица.

Древний языческий праздник проводов зимы и встречи весны, справляется за 7 недель до Пасхи.

 «Масленица объедуха» - так называли самый веселый, разгульный и поистине всеобщий праздник на Руси. 

Празднование «Сырной недели» совершалось по строго расписанному порядку. Каждый день недели праздника имел свое название, за каждым закреплены были определенные обрядовые действия и правила поведения.

Чучело Масленицы выносили на улицу и сжигали. Так старались помочь солнцу растопить снега, прогнать зиму. Возле сгоревшего чучела плясали, водили хороводы и стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения.

Русская Масленица славится блинами, их качеством и количеством. «Блин – добро не один», «Без блинов – не Масленица», «Блин не

Благовещение – 7 апреля.

В канун Благовещенья жгли обрядовые костры, водили вокруг изб и даже целых деревень хороводы. Кострами приманивали на землю небесное тепло, помогали пробуждению Матери Сырой Земли.

Благовещение – общий для всех праздник. Считалось, что не только люди, но и звери, вся природа радуются этому празднику, даже солнце «играет» при своем восходе, приветствуя его.

Работать в этот день большой грех, люди говорили, что «Красна девка косы не плетет, птица гнезда не вьет». В этот день «гукали» весну, выпекали из теста фигурки жаворонков, соблюдали обряд «отпущения птиц на волю»; сжигали старые вещи и прыгали через костры, веря в очистительную силу весеннего огня.

Пасха.

Величайший христианский праздник, прославляющий победу добра над злом. Само солнце «играет» на Пасху!

 Все поздравляют друг друга с воскресением Христовым, прощают обиды, проникаются любовью к ближнему.

На Пасху принято поздравлять друг друга с воскресением Христа – христосоваться (целоваться) трижды и обмениваться пасхальными крашеными яйцами, чтобы только добро и свет приставали к душам людей, чтобы все плохое, под стать скорлупе, в этот день отстало, а наружу смогло проклюнуться все лучшее, что есть в человеке.

Есть такой обычай: если оставить освященное и окрашенное в красный цвет яйцо до следующей Пасхи, то оно может исполнять желания.

 Любимым развлечением на Пасху было катание яиц, для чего устраивали специальные  горки, желобки. Дети катали крашеные яйца с горки и чье яйцо сталкивало другие крашенки или дальше укатывалось, тот и победитель.

Сороки.

В этот праздник и день, и ночь равны. Возвращаются птицы, их ждут, желая скорейшего тепла.                                                                                 По преданию, если первым прилетал зяблик, то еще будут холода, но если жаворонок, ожидается потепление. Предки русских из обычного теста лепили птичек, пекли их и отдавали детям.         Те выносили их на улицу и показывали солнцу.                                                                                                        Во многих деревнях традиция все еще существует, фигурки зовутся жаворонками, из-за желания увидеть именно эту птаху. Да, и праздник часто носит название Жаворонки.

Иван Купала

Необычный и таинственный его праздновали не при свете дня, а обязательно ночью. Все гуляли на улице или шли на луг, где горели костры. Через них прыгая, очищали себя.

Не зазорно было прыгать вместе с детьми и молодежью и зрелым сельчанам. Девки и парни пели, хороводились.

Незамужние и одинокие плели венки из цветов и трав и пускали по течению речки, гадая на свое семейное будущее. Два растения символизируют этот праздник: папоротник и иван-да-марья.

 Считается, что никогда не цветущий папоротник в эту ночь вдруг выбрасывает свой бутон, а счастливчик, найдя его, найдет и клад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию дошкольников "Живое слово"

Программа кружка для детей старшего дошкольного возраста включает цель, задачи, формы проведения занятий, методы, методическое обеспечение занятий. Полностью отвечает требованиям предъявляемым к прогр...

"Әдәп төбе - яхшы гадәт" Зурлар һәм мәктәпкә хәзерлек төркемендә әхлак тәрбия бирү буенча өстәмә белем бирү программасы / Программа дополнительного образования по духовно-нравственному воспитанию детей старшей и подготовительной к школе группы

Әхлак тәрбиясе процессында тәрбиячеләрнең роле зур. Бала күп вакытын бакчада үткәрә. Шуңа күрә тәрбиячеләр балаларга әхлак тәрбиясе бирүне төп эшләре итеп алырга тиешләр дип уйлыйм мин. Ләкин балага б...

Дополнительная образовательная программа духовно-нравственного воспитания Социокультурные истоки

Духовно - нравственное воспитание дошкольников - сложный длительный процесс, требующий постоянных усилий педагогов, систематической и планомерной работы, эффективность которой...

Дополнительная общеобразовательная программа по нравственно-патриотическому воспитанию детей "Мы вместе"

Программа-через мир социальных отношений,позновательного и эстетического развития. 4 раздела:1.-"Семейный очаг"2.-"Город в котором я живу"3.-"Где мы живём"4.-"Ж...