Статья, Сайфуллина И. Г.
статья
Статья раскрывает систему работы с детьми по гражданско – патриотическому воспитанию через организацию партнерства ДОУ и семьи, направленную на формирование духовно – нравственных ценностей личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.04 КБ |
Предварительный просмотр:
И.Г. Сайфуллина
Н.А. Солодухина
МБДОУ «Детский сад № 57», г. Бийск, Россия
ОРГАНИЗАЦИЯ ПАРТНЕРСТВА ДОУ И СЕМЬИ КАК УСЛОВИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Аннотация. Статья раскрывает систему работы с детьми по гражданско – патриотическому воспитанию через организацию партнерства ДОУ и семьи, направленную на формирование духовно – нравственных ценностей личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины.
Ключевые слова: гражданско – патриотическое воспитание, педагогическое партнерство, патриотические чувства, духовно – нравственные ценности, толерантность, патриотизм.
В условиях реформирования системы дошкольного воспитания все более актуальной становится проблема становления дошкольника как личности, формирование его гражданской позиции, патриотических чувств, усвоение национальных традиций и социокультурных норм. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года определяет приоритеты государственной политики в области воспитания и социализации детей, основные направления и механизмы развития институтов воспитания, включающие: поддержку семейного воспитания, развитие воспитания в системе образования.
Одной из пробелов гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, на наш взгляд остается проблема практического отсутствия педагогического и родительского партнерства: семья – детский сад. Из-за повседневной занятости родителей, современные дети мало знают о родном городе, крае, стране, не в полной мере знакомы с воинской славой своих героев-защитников, не всегда проявляют толерантность по отношению к близким людям.
Современным детям мало знакомы особенности народных традиций, а народная игра постепенно исчезает из детства. А ведь именно приобщение дошкольников к народным традициям помогает решить целый ряд педагогических и социальных проблем - воспитать здоровую, гармоничную личность, стать настоящим гражданином и патриотом своей страны. Только привлекая родителей в образовательный процесс можно говорить об эффективности и целесообразности реализации системы патриотического воспитания, формировании таких ценностей, как добро, милосердие, дружба, труд, семья, любовь, сотрудничество, Родина.
Семья определяет и содержание эмоционально-нравственного опыта ребенка. Чтобы, комплексно решать вопросы гражданско-патриотического воспитания, укрепить механизм педагогического партнерства дошкольного образовательного учреждения и семьи мы разработали проект «Отчизне нашей мы верны!», направленный на вовлечение семьи в единое образовательное пространство по формированию гражданско-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста. Мы создали для родителей условия для осмысления, формирования и совершенствования знаний по вопросам ценности семьи и влиянии родительских воспитательных установок на развитие нравственных качеств ребенка, которые помогут ему стать в будущем гражданином и патриотом своей Родины.
Решение поставленных задач мы осуществляем через разработку методических рекомендаций, организацию клубной работы с родителями по патриотическому направлению в старших группах, проводим обучающие семинары, дни открытых дверей, совместные экскурсии, различные виды музыкально – досуговой деятельности, в инфраструктуре учреждения используем элементы музейной педагогики, «говорящие» стены, рассказывающие о подвигах и заслугах нашего народа в разные исторические периоды. Дошколятами и их родителями оформлен уголок памяти, собрана мини – библиотека славы.
Погрузить воспитанников и их родителей в военное прошлое нам помогают виртуальные экскурсии. Так как, в патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей мы транслируем опыт положительного семейного воспитания, приглашаем родителей, старшее поколение на проведение нравственно – патриотических бесед с воспитанниками. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи проводим работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято называть «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д.
В нашем учреждении создан этномузей «Русская горница», где дети знакомятся с историей и бытом русского народа. Рассказы педагога сопровождаются показом этнографичеких предметов. В работу по сбору культурного наследия привлекаются и родители. На площадке детского сада апробируется авторская программа «От Рождества до Покрова», предполагающая проведение праздников народного календаря: «Осенины», «Масленица», «Рождество». При активной поддержке родителей, дети принимают участие в фольклорных фестивалях и конкурсах разного уровня «Соловушка», «Солнцеворот». В рамках сетевого проекта «Мы из Наукограда!», ставшего призером Федерального научно – общественного конкурса «Восемь Жемчужин дошкольного образования – 2023» была представлена системная работа с воспитанниками и родителями по патриотическому направлению, мотивирующее участников проекта на формирование уважения и гордости за свою Малую Родину – город Бийск. Оформление медиатеки явилось своеобразным информационным центром накопленных педагогических знаний и опыта в вопросах гражданско-патриотического воспитания участников образовательных отношений.
Необходимо помнить, что программа воспитания также является одним из средств для создания условий воспитания и защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей, формирования у воспитанников чувств патриотизма, гражданственности, укрепления института семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, воспитания уважения к старшему поколению, регулирует партнерское взаимодействие педагогического и родительского коллективов. В рамках ее реализации по патриотическому направлению педагоги МБДОУ «Детский сад № 57» проводят работу с воспитанниками по темам:
1. «Я и моя Семья», воспитание у ребенка любви к самому близкому – к родному дому и семье, как основе патриотического воспитания. Прикосновение к истории своей семьи (старшего поколения) вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого.
2. «Страна моя – Россия!» Одно из целевых направлений работы по гражданско-патриотическому воспитанию – любовь к своей Родине. Углубляем знания о стране нашей - России, рассматриваем ее территорию на глобусе, карте. В видеороликах учим дошколят любоваться красотой ее неповторимой природы и бережливому отношению к ней. Воспитываем уважительное отношение к символам нашей страны – гербу, флагу, гимну. Формируем у детей образ национального героя – защитника государства, прививаем любовь к Отечеству. В рамках этих задач проводим серию мероприятий, в которых принимают участие родители. Это праздники «День Российского флага», «День России», «Родина моя – бескрайняя Россия», не забывая и про Малую Родину – Алтайский край – город Бийск.
;Наша гордость! Педагоги вовлекают детей и родителей в исследовательскую деятельность о воинах-героях, в честь которых названы улицы родного города, просмотр кадров военной кинохроники, почетных тружеников тыла, беседы с участниками военных действий, оформление фотоальбомов. Воспитывая уважительное отношение к человеку-труженику и результатам его труда, педагоги знакомят детей с различными профессиями, с трудом людей своего города, страны. Большое внимание уделяем совместной волонтерской деятельности, объясняя воспитанникам, как важно творить добро, помогать людям, нуждающимся в поддержке и заботе.
4. «Культура и история». Это тема реализуется нами через досуговую деятельность, так как позволяет полнее и глубже познакомить детей с событиями культурно - исторического прошлого и настоящего нашей Родины.
В заключении хочется отметить, что все начинается с семьи и детского сада, поэтому хочется выразить уверенность, что проводимая нами системная работа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста будет хорошим ориентиром для воспитания будущего поколения детей, обладающих духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурно-историческое прошлое и настоящее нашей великой страны – России!
Библиографический список
- Белоусова, Р. Ю. Парциальная программа духовно-нравственно воспитания детей 5-7 лет «С чистым сердцем» / Р. Ю. Белоусова, А. А. Егорова, Ю. С. Калинкина. – Москва, 2017. – 112 с.
- Вагина, Т. М. Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа / Т. М. Вагина // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. – № 4 (14). – С. 3-10. – URL: (дата обращения: ).
- Вохманова, Е. В. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников при ознакомлении с историей Великой Отечественной войны / Е.В. Вохманова, М.А. Карсункина, Н.В. Максимова // Поволжский вестник науки. – 2019. – № 3 (13). – С. 60-62.
- Комарова, О. А. Развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка в условиях введения ФГОС ДО / О. А. Комарова, В. Ю. Комарова // Воспитатель ДОУ. – 2015. – № 3. – С. 18-26.
- Комратова, Н. Г. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие / Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. – Москва, 2007. – 128 с.
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. – URL : / (дата обращения: ).
- Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования : приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028. – URL: (дата обращения: ).
- Стратегия развития воспитания до 2025 года : распоряжение Правительства РФ от № 996-р. – URL: (дата обращения: ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/01/picture-121758-1430499300.jpg)
СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/03/picture-69470-1364989472.jpg)
Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/06/picture-328533-1449412705.jpg)
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/15/picture-499115-1413368325.jpg)
Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/13/picture-549911-1418465336.jpg)
статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/01/picture-118614-1585721635.jpg)
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/07/picture-682152-1444237091.jpg)
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня воспитателя Сайфуллиной Гульнар Рустямовны
Программа профессионального развития педагога в межаттестационный период...