Статья, Сайфуллина И. Г.
статья
Статья раскрывает систему работы с детьми по гражданско – патриотическому воспитанию через организацию партнерства ДОУ и семьи, направленную на формирование духовно – нравственных ценностей личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
125._statya_sayfullina_i.g.docx | 26.04 КБ |
Предварительный просмотр:
И.Г. Сайфуллина
Н.А. Солодухина
МБДОУ «Детский сад № 57», г. Бийск, Россия
ОРГАНИЗАЦИЯ ПАРТНЕРСТВА ДОУ И СЕМЬИ КАК УСЛОВИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
Аннотация. Статья раскрывает систему работы с детьми по гражданско – патриотическому воспитанию через организацию партнерства ДОУ и семьи, направленную на формирование духовно – нравственных ценностей личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины.
Ключевые слова: гражданско – патриотическое воспитание, педагогическое партнерство, патриотические чувства, духовно – нравственные ценности, толерантность, патриотизм.
В условиях реформирования системы дошкольного воспитания все более актуальной становится проблема становления дошкольника как личности, формирование его гражданской позиции, патриотических чувств, усвоение национальных традиций и социокультурных норм. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года определяет приоритеты государственной политики в области воспитания и социализации детей, основные направления и механизмы развития институтов воспитания, включающие: поддержку семейного воспитания, развитие воспитания в системе образования.
Одной из пробелов гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, на наш взгляд остается проблема практического отсутствия педагогического и родительского партнерства: семья – детский сад. Из-за повседневной занятости родителей, современные дети мало знают о родном городе, крае, стране, не в полной мере знакомы с воинской славой своих героев-защитников, не всегда проявляют толерантность по отношению к близким людям.
Современным детям мало знакомы особенности народных традиций, а народная игра постепенно исчезает из детства. А ведь именно приобщение дошкольников к народным традициям помогает решить целый ряд педагогических и социальных проблем - воспитать здоровую, гармоничную личность, стать настоящим гражданином и патриотом своей страны. Только привлекая родителей в образовательный процесс можно говорить об эффективности и целесообразности реализации системы патриотического воспитания, формировании таких ценностей, как добро, милосердие, дружба, труд, семья, любовь, сотрудничество, Родина.
Семья определяет и содержание эмоционально-нравственного опыта ребенка. Чтобы, комплексно решать вопросы гражданско-патриотического воспитания, укрепить механизм педагогического партнерства дошкольного образовательного учреждения и семьи мы разработали проект «Отчизне нашей мы верны!», направленный на вовлечение семьи в единое образовательное пространство по формированию гражданско-патриотического воспитания у детей дошкольного возраста. Мы создали для родителей условия для осмысления, формирования и совершенствования знаний по вопросам ценности семьи и влиянии родительских воспитательных установок на развитие нравственных качеств ребенка, которые помогут ему стать в будущем гражданином и патриотом своей Родины.
Решение поставленных задач мы осуществляем через разработку методических рекомендаций, организацию клубной работы с родителями по патриотическому направлению в старших группах, проводим обучающие семинары, дни открытых дверей, совместные экскурсии, различные виды музыкально – досуговой деятельности, в инфраструктуре учреждения используем элементы музейной педагогики, «говорящие» стены, рассказывающие о подвигах и заслугах нашего народа в разные исторические периоды. Дошколятами и их родителями оформлен уголок памяти, собрана мини – библиотека славы.
Погрузить воспитанников и их родителей в военное прошлое нам помогают виртуальные экскурсии. Так как, в патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей мы транслируем опыт положительного семейного воспитания, приглашаем родителей, старшее поколение на проведение нравственно – патриотических бесед с воспитанниками. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи проводим работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято называть «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д.
В нашем учреждении создан этномузей «Русская горница», где дети знакомятся с историей и бытом русского народа. Рассказы педагога сопровождаются показом этнографичеких предметов. В работу по сбору культурного наследия привлекаются и родители. На площадке детского сада апробируется авторская программа «От Рождества до Покрова», предполагающая проведение праздников народного календаря: «Осенины», «Масленица», «Рождество». При активной поддержке родителей, дети принимают участие в фольклорных фестивалях и конкурсах разного уровня «Соловушка», «Солнцеворот». В рамках сетевого проекта «Мы из Наукограда!», ставшего призером Федерального научно – общественного конкурса «Восемь Жемчужин дошкольного образования – 2023» была представлена системная работа с воспитанниками и родителями по патриотическому направлению, мотивирующее участников проекта на формирование уважения и гордости за свою Малую Родину – город Бийск. Оформление медиатеки явилось своеобразным информационным центром накопленных педагогических знаний и опыта в вопросах гражданско-патриотического воспитания участников образовательных отношений.
Необходимо помнить, что программа воспитания также является одним из средств для создания условий воспитания и защиты традиционных российских духовно-нравственных ценностей, формирования у воспитанников чувств патриотизма, гражданственности, укрепления института семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, воспитания уважения к старшему поколению, регулирует партнерское взаимодействие педагогического и родительского коллективов. В рамках ее реализации по патриотическому направлению педагоги МБДОУ «Детский сад № 57» проводят работу с воспитанниками по темам:
1. «Я и моя Семья», воспитание у ребенка любви к самому близкому – к родному дому и семье, как основе патриотического воспитания. Прикосновение к истории своей семьи (старшего поколения) вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого.
2. «Страна моя – Россия!» Одно из целевых направлений работы по гражданско-патриотическому воспитанию – любовь к своей Родине. Углубляем знания о стране нашей - России, рассматриваем ее территорию на глобусе, карте. В видеороликах учим дошколят любоваться красотой ее неповторимой природы и бережливому отношению к ней. Воспитываем уважительное отношение к символам нашей страны – гербу, флагу, гимну. Формируем у детей образ национального героя – защитника государства, прививаем любовь к Отечеству. В рамках этих задач проводим серию мероприятий, в которых принимают участие родители. Это праздники «День Российского флага», «День России», «Родина моя – бескрайняя Россия», не забывая и про Малую Родину – Алтайский край – город Бийск.
;Наша гордость! Педагоги вовлекают детей и родителей в исследовательскую деятельность о воинах-героях, в честь которых названы улицы родного города, просмотр кадров военной кинохроники, почетных тружеников тыла, беседы с участниками военных действий, оформление фотоальбомов. Воспитывая уважительное отношение к человеку-труженику и результатам его труда, педагоги знакомят детей с различными профессиями, с трудом людей своего города, страны. Большое внимание уделяем совместной волонтерской деятельности, объясняя воспитанникам, как важно творить добро, помогать людям, нуждающимся в поддержке и заботе.
4. «Культура и история». Это тема реализуется нами через досуговую деятельность, так как позволяет полнее и глубже познакомить детей с событиями культурно - исторического прошлого и настоящего нашей Родины.
В заключении хочется отметить, что все начинается с семьи и детского сада, поэтому хочется выразить уверенность, что проводимая нами системная работа по гражданско-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста будет хорошим ориентиром для воспитания будущего поколения детей, обладающих духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурно-историческое прошлое и настоящее нашей великой страны – России!
Библиографический список
- Белоусова, Р. Ю. Парциальная программа духовно-нравственно воспитания детей 5-7 лет «С чистым сердцем» / Р. Ю. Белоусова, А. А. Егорова, Ю. С. Калинкина. – Москва, 2017. – 112 с.
- Вагина, Т. М. Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа / Т. М. Вагина // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. – № 4 (14). – С. 3-10. – URL: (дата обращения: ).
- Вохманова, Е. В. Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников при ознакомлении с историей Великой Отечественной войны / Е.В. Вохманова, М.А. Карсункина, Н.В. Максимова // Поволжский вестник науки. – 2019. – № 3 (13). – С. 60-62.
- Комарова, О. А. Развитие духовно-нравственной сферы личности ребенка в условиях введения ФГОС ДО / О. А. Комарова, В. Ю. Комарова // Воспитатель ДОУ. – 2015. – № 3. – С. 18-26.
- Комратова, Н. Г. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие / Н. Г. Комратова, Л. Ф. Грибова. – Москва, 2007. – 128 с.
- Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. – URL : / (дата обращения: ).
- Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования : приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028. – URL: (дата обращения: ).
- Стратегия развития воспитания до 2025 года : распоряжение Правительства РФ от № 996-р. – URL: (дата обращения: ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...
Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...
Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...
Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....
статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...
СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...
Индивидуальный план работы на межаттестационный период по повышению профессионального уровня воспитателя Сайфуллиной Гульнар Рустямовны
Программа профессионального развития педагога в межаттестационный период...