Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой Алтайского края
проект (старшая группа)
Что может быть ближе и роднее, чем природа родного края?
С самого раннего возраста ребенка знакомят с природой, воспитывают у него любовь к родному краю. Знакомство это начинается с малого: с места, где живет ребенок, с того, что его окружает. Но мало показать красоту родного края, надо научить детей наблюдать, беречь все в природе, привить им чувство ответственности за окружающее. Влияние природы на детей огромно, и впечатления детства остаются на всю жизнь. Общение с природой расширяет кругозор, развивает речь, воспитывает чувство прекрасного. Чем больше дети будут узнавать природу своей Родины, тем больше они будут любить её.
Ввести ребёнка в мир природы, воспитать способность видеть красоту родной природы, привить любовь к ней — задача дошкольного учреждения. Многие дети не знают названия цветов, деревьев, растений, насекомых, животных, которых могут встретить в наших лесах, возле дома, во время путешествия с родителями.
Именно поэтому я занялась экологическим воспитанием детей посредством ознакомления с природой Алтайского края. Главной задачей моей работы является - сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.
В дошкольном возрасте формирование экологической культуры, по моему глубокому убеждению, проходит через ознакомление детей с природой, а это является важным аспектом всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Чем больше дети будут узнавать природу своей Родины, тем больше они будут любить её. Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по- своему привлекателен, и описывая его, ребенок учится определять своё отношение к природе, передавать его в образах, рисунках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reg._proekt_4_gruppa.docx | 37.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Берёзка» с. Мамонтово
Проект на тему:
Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с природой Алтайского края
Составила: Бахарева А. А.
2023 год
Содержание:
Проблема
Актуальность
Цель, задачи проекта
Новизна
Средства, условия реализации
Рабочий план реализации проекта
Предполагаемый результат
Мониторинг
«Умейте открывать перед ребенком в окружающем мире, что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ребенком всеми красками радуги, оставляйте всегда что–то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». В.А. Сухомлинский
Тип, вид проекта:
Долгосрочный, групповой, информационно-практический.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители воспитанников.
Сроки реализации: один год
Актуальность.
Что может быть ближе и роднее, чем природа родного края?
С самого раннего возраста ребенка знакомят с природой, воспитывают у него любовь к родному краю. Знакомство это начинается с малого: с места, где живет ребенок, с того, что его окружает. Но мало показать красоту родного края, надо научить детей наблюдать, беречь все в природе, привить им чувство ответственности за окружающее. Влияние природы на детей огромно, и впечатления детства остаются на всю жизнь. Общение с природой расширяет кругозор, развивает речь, воспитывает чувство прекрасного. Чем больше дети будут узнавать природу своей Родины, тем больше они будут любить её.
Ввести ребёнка в мир природы, воспитать способность видеть красоту родной природы, привить любовь к ней — задача дошкольного учреждения. Многие дети не знают названия цветов, деревьев, растений, насекомых, животных, которых могут встретить в наших лесах, возле дома, во время путешествия с родителями.
Именно поэтому я занялась экологическим воспитанием детей посредством ознакомления с природой Алтайского края. Главной задачей моей работы является - сформировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой природы; убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.
В дошкольном возрасте формирование экологической культуры, по моему глубокому убеждению, проходит через ознакомление детей с природой, а это является важным аспектом всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Чем больше дети будут узнавать природу своей Родины, тем больше они будут любить её. Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по- своему привлекателен, и описывая его, ребенок учится определять своё отношение к природе, передавать его в образах, рисунках.
Цель проекта:
Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с родным краем.
Задачи:
- Дать знания детям о родном крае, селе: истории, символике, достопримечательностях, промышленных объектах, их вреде и пользе, экологической ситуации в крае.
- Расширить знания детей о флоре и фауне Алтайского края.
- Формировать умение и желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыки элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.
Предполагаемый результат:
- У детей будут сформированы знания о родном крае, городе: истории, символике, достопримечательностях, промышленности.
- у детей будут сформированы знания о флоре и фауне Алтайского края.
- У детей будет формироваться умение и желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыки элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении.
Новизна заключается в том, что, работа по ознакомлению детей с природой родного края, с разнообразием флоры и фауны, воспитанию гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, края местным достопримечательностям предусматривает творчество педагога в процессе планирования и проведения мероприятий проекта. Рабочий план реализации проекта может варьироваться в зависимости от условий ОУ и группы, в которой реализуется проект. Сочетание познавательного материала с конструированием, рисованием, аппликацией предполагает в итоге наличие продуктов детского творчества, которые могут затем использоваться в самостоятельной и совместной деятельности взрослых и детей.
Дальнейшее развитие проекта.
Вся работа, которая проводится в ходе реализации проекта, может быть использована в дальнейшем на создание нового проекта «Россия – Родина моя».
Пути и средства реализации проекта:
- Беседы с детьми в совместной деятельности.
- Чтение художественной литературы
- Рассматривание альбомов, иллюстраций, фотографий
- Дидактические игры и упражнения
- Виртуальные экскурсии
- Походы, прогулки, экскурсии.
Методы и формы работы по формированию основ экологической культуры средствами природы родного края могут быть весьма разнообразны.
1. Очень эффективны игровые методы формирования основ экологической культуры старших дошкольников на примере природы родного края. В среднем дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью. В играх различного вида (сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, словесных и др.) дети получают возможность получить в интересной, увлекательной форме самые разнообразные знания о родной природе.
2. Сохраняют свою актуальность: метод наблюдения за объектами живой и неживой природы родного края, целевые экскурсии по территории детского сада, беседы.
Полезны и интересны для детей выходы на природу в ближайшее окружение.
Экскурсии - это интересное комплексное мероприятие, в процессе которого решаются разные педагогические задачи: оздоровительные, познавательные, природоохранные, эстетические. Экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем не сравнимые живые и яркие впечатления о красоте природы родного края.
3. Иллюстративно-наглядный метод помогает закрепить и уточнить представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент наблюдать невозможно (например, о жизнедеятельности редких видов животных родного края).
К иллюстративно-наглядным материалам следует относить: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, модели. Помимо перечисленных, традиционных видов наглядно-иллюстративного материала, желательно использовать наглядные материалы на электронных носителях.
4. Использование ресурсов музейной педагогики. Регулярное посещение краеведческого музея, а также организованные сотрудниками музея тематические мероприятия для дошкольников - огромный вклад в процесс формирования экологической культуры средствами родной природы.
5. Чтение художественной литературы. В настоящее время существует немало литературы в помощь изучению экологии. Экологические сказки несут "экологическую информацию", т.е. дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Они в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. Помогают открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир. Они нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе.
6. Продуктивная деятельность: рисование, аппликация, создание макетов.
7.Составление творческих рассказов о крае, знакомство с творчеством детских писателей Алтая, разучивание стихов, песен об Алтайском крае.
Условия реализации проекта.
Для внедрения проекта необходимо:
- Наличие в достаточном количестве демонстрационного материала.
- Желание педагога создавать условия для познавательной краеведческой деятельности детей.
- Наличие комфортной обстановки для проведения занятий и других видов деятельности.
- ПК.
- Энциклопедии познавательного характера.
Принципы.
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с природой Алтайского края положены следующие принципы:
- Принцип историзма.
Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). С этой целью создан уголок краеведения в группе, подобран материал о городе Алейске, включающий как сведения об историческом прошлом, так и современном культурном облике родного края.
- Принцип гуманизации.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству.
- Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
- Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй, детской центральной детской библиотекой, музеем города и т.п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями села.
Продукт проекта: пополнение материалом уголка по краеведению: создание альбома о животных, растениях Алтайского края, о выдающихся людях края, «Птицы Алтайского края».
Этапы осуществления проекта:
1) Подготовительный этап:
Диагностика.
Отображение цели и задач проекта.
Составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.
2) Практический этап - реализация проекта: ООД, беседы, чтение художественной литературы, инсценировка сказок, создание ситуаций нравственного характера, игровая деятельность, экскурсии, природоохранные акции.
3) Итоговый:
Диагностика
Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
Презентация проекта.
Подведение итогов.
План реализации проекта.
Содержание деятельности | Участники | Сроки реализации |
Беседа «Мы - часть природы» Цель: Сформировать понятия «природа» и «не природа»; живая и неживая природа. Развивать память и мышление детей. Воспитывать чувство бережного отношения к природе | Воспитатель, дети | сентябрь |
Рисование «Наш дом - природа» Цель: закреплять навыки рисования разными материалами, воспроизводить картины природы, воспитывать любовь к природе, бережное отношение. | Воспитатель, дети | |
Конструирование из природного материала. Цель: развивать фантазию детей, учить использовать для создания разные материалы, показать, как из природных материалов: листьев, шишек, желудей, семян деревьев можно создавать интересные поделки. | Воспитатель, дети, родители | |
Поход в парковую зону «Наблюдение за сезонными изменениями в природе» Цель: Формировать понятия о явлениях природы (убывание дня, пребывание ночи, иней, заморозки). Закреплять знания о солнце (светит, но не греет), познакомить с породами деревьев в парке, познакомить с правилами поведения в походе. | Воспитатель, дети | |
Беседа «Наш край-Алтай» Цель: систематизировать знания детей о родном крае, достопримечательностях, природе. Воспитывать любовь к природе. | Воспитатель, дети | октябрь |
Беседа «Хлеб всему голова» Цель: расширять представления детей о профессии комбайнёра, о людях, выращивающих хлеб, воспитывать бережное отношение к хлебу. | Воспитатель, дети | |
Рисование «Хлебное поле» Цель: учить воспроизводить в рисунке картины уборки хлеба, злаковых культур, учить использовать разные материалы для создания рисунка, воспитывать желание доводить работу до конца. | Воспитатель, дети | |
Дидактическая игра «От зёрнышка до булки» Цель: формировать систему знаний у детей дошкольного возраста о выращивании хлеба, других злаков. | Воспитатель, дети | |
Деревья нашего края. Цель: познакомить детей с многообразием пород деревьев края, с разновидностями лесов, воспитывать гордость за красоту нашей природы. | Воспитатель, дети | ноябрь |
Дидактическая игра «С какой ветки детки», «с какого дерева листок» Цель: учить детей определять по листьям и семенам названия деревьев. | Воспитатель, дети | |
Рисование хвойных деревьев нашего края. Цель: учить передавать в рисунке отличительные особенности хвойных пород деревьев, использовать разные материалы для изображения деревьев, учить рисовать на всём листе, любоваться изображением природы. | Воспитатель, дети | |
Беседа «Животные Алтайского края». Цель: познакомить с обитателями наших лесов, полей, горной местности. | Воспитатель, дети | |
Беседа «Как звери нашего края готовятся к зиме» Цель: формировать систему знаний о животных: питании, проживании в зимнее время. Воспитывать заботливое отношение к животному миру. | Воспитатель, дети | Декабрь |
Дидактическая игра «Кто где живёт?» Цель: уточнить знания детей о местах обитания животных нашего края. | Воспитатель, дети | |
Рисование «На опушке леса» Цель: учить рисовать разных животных доступными методами, формировать систему знаний о многообразии животного мира. | Воспитатель, дети | |
Беседа «Птицы нашего края» Цель: познакомить с многообразием зимующих птиц, их местом обитания, воспитывать заботливое отношение к пернатой зиме. | Воспитатель, дети | январь |
Изготовление кормушек для птиц. Цель: познакомить детей с простейшим способом изготовления кормушки для птиц из коробки, воспитывать заботливое отношение к птицам, желание подкармливать их. | Воспитатель, дети, родители | |
Дидактическая игра экологического содержания «Птицы нашего края» Цель игры: Формировать обобщённые представления у детей о зимующих и перелётных птицах нашего края, их повадках, внешнем виде, питании, местах обитания. Учить различать птиц по внешнему виду и находить их на картинках. | Воспитатель, дети | |
Беседа «Архитектура родного села» Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях родного села. Учить детей рассказывать о зданиях. Постройках, отмечая характерные особенности архитектуры. Дать знания о том, что такое архитектура, познакомить с некоторыми архитектурными памятниками города. | Воспитатель, дети | февраль |
Беседа «Мамонтово - трудовое село» Цель: познакомить детей с промышленностью города, воспитывать гордость за людей труда. | Воспитатель, дети | |
Беседа «Отдых в родном селе» Цель: систематизировать знания детей о местах отдыха в нашем селе, развивать связную речь, узнавать места отдыха по описанию. | Воспитатель, дети | |
Беседа «Что такое музей?» Цель: познакомить с историей создания музея, дать знания о краеведческом и историческом музее села Мамонтово. С помощью слайдов провести виртуальную экскурсию в музей. | Воспитатель, дети | |
Беседа «Барнаул - столица Алтайского края» Цель: познакомить детей с главным городом Алтайского края, символикой края. | Воспитатель, дети | март |
Беседа «Города Алтайского края» Цель: познакомить детей с городами нашего края, достопримечательностями, воспитывать гордость за свой край. | Воспитатель, дети | |
Рисование «Наше село» Цель: учить изображать достопримечательности города, здания, парки. Воспитывать любовь к родному селу. | Воспитатель, дети | |
Дидактическая игра «Угадай, где я нахожусь» Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях села. | Воспитатель, дети | |
Беседа «Знаменитые земляки Алтайского края» Цель: познакомить с людьми, прославившими наш край (Герман Титов, Калашников), воспитывать гордость за своих земляков. | Воспитатель, дети | апрель |
Сюжетно - ролевая игра «Путешествие по селу Мамонтово» Цель: учить использовать в игре полученные знания о селе, распределять самостоятельно роли (водитель, экскурсовод, продавец сувениров, музейный работник, кассир) | Воспитатель, дети | |
Совместный проект с родителями «Улицы села, названные в честь героев ВОВ» Цель: познакомить детей с героями ВОВ, в честь которых названы улицы нашего села, дать знания о боевых орденах и медалях, воспитывать гордость за воинов. Приобщать родителей к совместной проектной деятельности. | Воспитатель, дети, родители | |
Выставка детских работ «Пусть всегда будет мир» Цель: учить изображать красоту родной природы, мирной жизни, пользоваться разными материалами по выбору детей. | Воспитатель, дети, родители | |
Фотовыставка «Наш любимый край» Цель: формировать у детей систему знаний о достопримечательностях края, узнавать знакомые места, воспитывать любовь к родному краю. | Воспитатель, дети, родители | май |
Викторина «Что мы знаем об Алтайском крае?» Цель: систематизировать знания детей об Алтайском крае, выявить уровень знаний о крае. | Воспитатель, дети | |
Диагностика «Родной город, родная природа» Цель выявить уровень развития детей по данному разделу программы. | Воспитатель, дети |
Литература:
- Логинова В.И., Бабаева Т.И. Программа развития и воспитания в детском саду «Детство», – С.-Петербург: Детство-пресс, 2000.
- Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007.
- Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Средняя группа / Сост. Т.В. Иванова – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008.
- Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2005.
- Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. – М.: УЦ «Перспектива», 2008.
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.
- Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо–туристской деятельности: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» / Под ред. А.А. Останца, Г.Н. Абросимовой, М.Е. Трубачевой. – М.: АРКТИ, 2004.
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2007.
- Меремьянина О. Р. «Давайте сохраним…» Учебно – методическое пособие по краеведению Для работы с детьми 4 – 7 лет. Барнаул 2007 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на тему: "Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста на основе пособия «Народный календарь: времена года»
Цель работы - формирование у детей первых представлений о причинно-следственных связях в природе на основе эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира и наблюдение за его цветово...
Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.
С учетом ФГОС в дошкольном образовании на первое место выходит игровой, интегративный принцип развития и обучения детей дошкольного возраста. Перед педагогами дошкольных учреждений стала задача пересм...
Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством речевой деятельности
Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством речевой деятельности....
Проект: "Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края: «Стань природе другом!»
.Формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края...
Рабочая программа: «Развитие экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой Алтайского края».
Рабочая программа: «Развитие экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с природой Алтайского края»....
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"Автор: воспитатель МБДОУ д/с №261 г.о. Сам...
Формирование основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментально-исследовательской деятельности
Тезисы доклада на конференции и презентация...