Травы донской степи
план-конспект занятия (старшая группа)

Суркова Олеся Викторовна

Цель: Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории Донского края, к жизни предков в разные исторические эпохи, к их быту и культуре.

Задачи:
      - приобщать дошкольников к культуре донского края;

- расширять представления детей о быте казаков в далеком прошлом;

- учить видеть красоту донских степей;

- развивать и обогащать словарный запас, пополнять новыми понятиями и словами, связанными с предметами быта: лекарственными травами; чабрец, донник, активизировать в речи детей слова; курень, казаки, станица.

- прививать уважение к традициям родного народа, воспитывать чувства патриотизма и любви к малой Родине.

Материал: презентация «Путешествие по Донской степи», телевизор, картинки с лечебными травами, корзиночка с сушеными травами (мята, чабрец)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл travy_donskoy_stepi.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по ознакомлению с культурой Дона «Образ природы как кормилицы и врачевательницы. «Травы донской степи»

Цель: Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста интереса к истории Донского края, к жизни предков в разные исторические эпохи, к их быту и культуре.

Задачи:
      - приобщать дошкольников к культуре донского края;

- расширять представления детей о быте казаков в далеком прошлом;

- учить видеть красоту донских степей;

- развивать и обогащать словарный запас, пополнять новыми понятиями и словами, связанными с предметами быта: лекарственными травами; чабрец, донник, активизировать в речи детей слова; курень, казаки, станица.

- прививать уважение к традициям родного народа, воспитывать чувства патриотизма и любви к малой Родине.

Материал: презентация «Путешествие по Донской степи», телевизор, картинки с лечебными травами, корзиночка с сушеными травами (мята, чабрец)

Ход НОД:

Ход занятия

Воспитатель предлагает детям встать в круг и взяться за руки:

- Ребята, давайте улыбнемся друг другу, передадим с теплом своих рук хорошее настроение.

- Скажите, как называется город, в котором мы живем? (Новошахтинск)

- Как называется наша область? (Ростовская область)

- А как ещё называют наш край? (Донской край)

- Почему донской край? (потому что мы живем на берегах большой реки Дон)

- Кто живет на донской земле? (казаки)

- А кто такие казаки? (войны, вольные люди)

Молодцы! Как много вы знаете.

С приходом весны, казачки выводили своих детей за порог да учили привечать: где подснежники, а где ландыши; когда появляются листочки душистой да полезной черемши (первые витамины); когда зацветет черемуха, а когда зажжет свои желтые огоньки одуванчик.

Живем мы с вами на Донской земле, окружают нас степи. А что же такое степь(Ответы детей). Океан трав – так величаво называют степь. Это огромное открытое пространство, где почти нет деревьев, а только травы. А были ли вы в степи(Ответы детей). Я предлагаю вам отправиться в путешествие по Донской степи.

1 слайд Презентация «Путешествие по Донской степи».

2 слайд. Океан трав – так величаво называют степь. Это огромное открытое пространство, где почти нет деревьев, а только травы.

Налетит ветер, всколыхнутся травы, и точно волны пойдут гулять по степи, как по безбрежному океану.

3 слайд. Первыми, когда в почве еще достаточно влаги, зацветают гусиный лук, тюльпаны, ирисы.

4 слайд.  Во второй половине мая зацветает ковыль и его серебристые метелочки делают донскую степь непередаваемо красивой. Цветущий ковыль похож на серебряные волосы.

5 слайд. Трава чабрец, который иначе называют чабер или тимьян ползучий, а у нас его называют чабурок, издавна любим народом. Собрав траву чабреца, можно приготовить очень полезный чай. Применяют чай чабреца при простуде.

6 слайд. Шалфей. Чай с шалфеем прекрасное средство для лечения заболеваний горла, он обладает противовоспалительными свойствами.

7 слайд. Мать-и-мачеха. Благодаря строению своих листьев мать и мачеха получила такое название. Ее нижняя часть листа покрыта мягким ворсом и приятная на ощупь, словно прикосновение руки матери, а верхняя же ее сторона - гладкая и холодная, как мачеха. Это растение использовали для лечения многих болезней, а именно для лечения: кашля.

8 слайд. Знахари очень любят Зверобой. Он обладает противовоспалительными свойствами, заживляет раны, порезы, ожоги. Чай из зверобоя помогает при простуде, снижает температуру.

9 слайд. Донские степи, как, известно, покрыты степными колючками. Отвар из колючек пьют при смягчении кашля и простуде.

10 слайд. Полевая мята или Душица, свое название получила за приятный аромат. Широко применяется для легкого засыпания после тяжелого трудового дня.

11 слайд. В нашей сегодняшней действительности случаются войны. Казаки спешили отыскать на поле боя травку тысячелистника, его листья и цветы растирали в ладонях и прикладывали его к ранам. Практически в каждой казачьей семье хранились сухие листья и цветки тысячелистника, которые перетирались в порошок и этим порошком присыпали им раны и бинтовали их.

 Вос-ль: Ребята, так что же такое степь? Какие травы растут в степи? А для чего можно использовать травы, кроме настоев, отваров? (Травяные чаи.)

Вос-ль: Пора нам возвращаться в детский сад. Ребята, вот вы и посмотрели на травы донской степи. А для лучшего знакомства, траву можно понюхать, пощупать.

Вос-ль: пока мы с вами путешествовали по степи, на столе появилась корзиночка. Ой, как хочется узнать, что там. А вам? Все внимательно рассматриваем. А давайте мы с вами аромат растений. В корзиночке оказались сушеные травы (мята, чабрец). Возьмите, рассмотрите, понюхайте и определите какие это травы и для чего они.

Знакомый запах? Вы знаете, что это за трава? Показать картинку и сушеную траву чабреца и мяты. Вместе с детьми произнести название травы. Рассмотреть засушенную траву и вдохните её аромат.

Вос-ль: Давайте представим, что вы в руки взяли колючку, лист мать-и-мачехи. Что они вам напоминают, какие они на ощупь.

Да, красива наша степь веснойТравы радуют глаз, а еще лечат тело. Лечебные травы собирали весной и в начале лета, сушили и хранили до следующей весны. Даже казакам на войне помогали травкисобранные в степи. Жены и дети шили кисеты (мешочки, которые наполняли лечебными травами (подорожником, ромашкой, крапивой, тысячелистником и т. д.)Травы лечили, а запах трав, запах родной степи придавал солдату сил.

А теперь, я вам предлагаю вам изготовить своими руками подушечку-думочку, с травами донской степи.  

Маленькие подушечки с ароматными травами донской степи изготавливали казачки, для хорошего сна и профилактики кашля. Находились эти подушечки-думочки в подушках, в казачьих кроватях.С ними спали, вдыхая аромат вольной казачьей степи.

Рефлексия:

Ребята, что вам сегодня понравилось? Что запомнилось? Какие лечебные травы вы теперь знаете?

А сейчас мы с вами отправимся на прогулку и найдем уже знакомые вам травы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На дворе – трава, на траве – дрова! (консультация для родителей)

Консультация для родителей о речевых дефектах, о необходимости оказания помощи ребенку и каким образом....

донские легенды о травах

содержание легенд прикреплено к файлам...

Конспект по ознакомлению детей с природой Донского края Тема: «Донская аптека».

Цель: Создать условия для ознакомления детей с лекарственными растениями Донского края.Задачи:Познакомить детей с растениями: чабрец, подорожник, крапива, одуванчик, ромашка; их внешним видо...

ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ ДОНСКОГО КРАЯ «ЛЮБЛЮ ТЕБЯ Я КРАЙ ДОНСКОЙ» (средняя группа)

ПРОЕКТ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ ДОНСКОГО КРАЯ«ЛЮБЛЮ ТЕБЯ Я КРАЙ ДОНСКОЙ»(средняя группа)...

План тематической недели "Донская степь"

План проведения тематической недели "Донская степь" в подготовительной к школе группе...