Конспект занятия " Как на Руси весну встречали"
план-конспект занятия (средняя группа)
Занятие- развлечение «Жаворонки, прилетите! Весну- красну принесите!»
Программное содержание:
Воспитывать у детей интерес к народным праздникам, культуре своего
народа. Расширять и обогащать знания детей о традициях русского народа.
Познакомить детей с народным праздником «Сороки» или «Жаворонки», его традициями, обрядами.
Развивать интерес к русскому фольклору через русские весенние заклички;
Дать представление о весеннем равноденствии, прилете птиц.
Продолжать знакомить детей с народными играми, хороводами, развивать
ловкость и координацию движений.
Материал и оборудование:
Декорации : изба, русская печь с предметами русского быта, кухонной
утварью, накрытым скатертью столом. На столе самовар, хохломская посуда.
Макет дерева, птицы, поделки детей , колокольчик, деревянные ложки, магнитофон.
Методы и приёмы :
беседа; словесное объяснение; игровая мотивация; вопросы к детям.
Словарная работа :
Обогащать словарный запас детей.
Предварительная работа:
Беседа: «Как на Руси весну встречали!», рассматривание иллюстраций о весенних явлениях природы, заучивание загадок о птицах, закличек, примет о весне, лепка жаворонков из соленного теста. Рассматривали с детьми предметы обихода, посуда, прялка, печка, лавки, народные игрушки: матрешки, ложки, свистулька. Играли в русские народные игры: «У медведя во бору», «Жаворонок», Водили хороводы о весне.
Звучит русская народная музыка.
Воспитатель с детьми в народных костюмах входят в празднично украшенный зал и становятся вокруг весеннего дерева.
В: Отшумела злая вьюга, стала ночь короче дня
Теплый ветер дует с юга, капли падают звеня.
Солнце землю нагревая, гонит с нашей горки лед.
Тает баба снеговая, и ручьями слезы льет.
В: Ребята, 22 марта - день весеннего равноденствия. Праздником близкой весны считается прилет птиц к родным гнездовьям. В деревнях 22 марта справляли детский праздник «Сорок сороков». В народе говорят, что к этому дню сорок сороков птиц прилетают из заморских стран. По старинной традиции в этот день пекли из ржаного теста фигурки птиц» жаворонков» - певцов полей, особенно любезных душе крестьянина. А ребята лепили птичек из глины, мастерили из бумаги, бегали с ними по улице, закликали весну.
В: Дети, назовите приметы весны.
-Идет матушка-весна – отворяй ворота.
-Первым март пришел – белый снег сошел,
-А за ним апрель – отворил окно и дверь,
-А как пришел май – солнце в дом приглашай.
-Увидал скворца - знай весна у крыльца.
-Грач на горе - весна на дворе.
-Ласточка весну начинает, соловей лето кончает.
В: Молодцы, знаете приметы весны, а загадки умеете отгадывать, но не просто отгадать, но еще найти эту птицу на весеннем дереве.
В: Тогда слушайте внимательно.(загадываю детям загадки)
1. Черный, проворный, кричит «Крак!» червякам враг. (Грач).
2. На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.
(Цапля)
3. На шесте -дворец,
Во дворце — певец,
А зовут его…
(Скворец)
4. Кто в беретке ярко-красном, в черной курточке атласной?
На меня он не глядит, все стучит, стучит, стучит. (Дятел)
5. Хочет — прямо полетит,
Хочет — в воздухе висит,
Камнем падает с высот,
А весной в полях поет.
(Жаворонок)
В: Ребята,а может кто из вас загадает загадку о птицах?(дети загадывают)
6. Гнездо под крышей — ловко строит,
Птенцов своих постоянно выводит,
Перед дождём очень низко летает,
Эту птичку, каждый ребёнок знает,
За ней мы любим, наблюдать,
Эту птичку (Ласточкой) звать.
7. Посмотрите – выше крыш
Небо режет быстрый ….
(Стриж)
Верный страж и друг полей,
Первый вестник теплых дней.
(Грач)
В: Вы ребята молодцы, отгадывали, сами загадывали и правильно находили птиц.
В: А сейчас ребятушки я приглашаю вас в горницу, проходите, горница у меня небольшая, да красивая какая. А вы посмотрите и назовите, что же в горнице моей.
(дети называют предметы обихода)
Садитесь поудобнее да порадуйтесь вместе со мной приходу весны. Мы с вами будем хороводы водить, песни распевать, Весну закликать, да птиц весенних прославлять. А заодно познакомимся со старинными русскими обрядами и обычаями. -
Чтобы приблизить радостную весеннюю пору, люди придумали обряд «Закликание весны». О весне складывались стихи, пели песни, ей посвящали хороводные гулянья, призывая ее поскорее растопить зимний снег.
В: Ребята, а может, кто то из вас знает заклички о весне?
(дети называют заклички)
-:Пускай весна придет скорей, мы так соскучились по ней,
-Станет солнышко добрее, а дни светлее и длиннее.
-Солнышко, покажись!
Ясное, снарядись!
Выйди поскорее, будь к нам подобрее!
Сядь на пенек, посвети денек!
-Ой, весна моя, Ты, весняночка!
Из-за тёмных лесов, Из-за синих морей приходи!
Солнцем, светом озари!
- Ой, Весна-красна! Ты румяна, ты ясна!
Приходи к нам с добром, Овей нас теплом,
Мы тебя давно ждем.
В: Дети, а давайте вместе позовем Весну
Дети (хором):Весна, Весна, красная!
Приди, весна, с радостью, с великой милостью! (выполняют поклон)
Со льном высоким! (поднимают руки вверх)
С корнем глубоким! (приседают руки опускают)
С колосом сильным! (встают, руки поднимают с разжатыми пальцами)
С хлебом обильным! (руками держат «каравай»)
В: Разных птиц я люблю, разных птиц приголублю, но дороже всех одна
пташка малая. Кто она, вы знаете, дети? Скорей мне ответьте!
Дети Это жаворонок.
В:Правильно. А вы знаете почему?
Дети (поочередно):
- Эта птичка-предвестник весны.
- Эта птица является символом добра и счастья.
В: Молодцы.
А чтобы весна поторопилась и поскорее принесла тёплые, погожие дни в наш город, давайте встретим её так, как раньше встречали весну на Руси. «Испечём» из теста жаворонков.
Воспитатель приглашает детей к своему столу, объясняю, показываю.
В: Раскатываем из теста две колбаски и укладываем их крест на крест
( сопровождаю свои слова показом)». Расплющиваем оба конца верхней колбаски и один конец нижней колбаски. Второй конец нижней колбаски приподнимаем и формируем голову и клювик. Надрезаем хвост и крылышки, делаем глазки.
( предлагаю перед началом работы размять пальчики)
Пальчиковая гимнастика «Пой-ка, подпевай-ка!»
Десять птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка,
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – жаворонушка,
Серенькое перышко,
Это зяблик, это стриж,
Это развеселый чиж,
Ну, а это злой орлан…
Птички, птички, по домам!»
В: «Создать образ жаворонка вам поможет прекрасная музыка композитора П. И. Чайковского, которая так и называется «Песня жаворонка». В этой звонкой радостной мелодии вы услышите и журчание ручейка, и перезвон колокольчиков».
Фонограмма «Пение Жаворонка»
В: Предлагаю детям приступить к лепке птиц. Во время самостоятельной работы при необходимости оказываю помощь, поощряю детей, если они стремятся по-разному украсить птичек.
В: «Посмотрите, какие чудесные жаворонки у нас получились». Возьмите ребята своих жаворонков поднимите вверх и покликайте весну.
Жаворонки прилетите
Весну красну принесите,
Принесите весну на своем хвосту,
На сохе, бороне, На овсяном снопе.
В: Выкладываем своих птичек на противень и отправляем поварам для выпечки, пока птички выпекаются, я предлагаю поиграть в игру.
Игра «Жаворонок».
Считалка:
Раз, два, три, четыре, пять – Начинаю я считать,
Досчитала до пяти, Ну-ка, жаворонок, лети!
Ход игры: По считалке выбирается ребенок (жаворонок). Дети стоят в кругу, ребенок (жаворонок) ходит за кругом с колокольчиком, проговаривая слова:
Все игроки говорят или поют:
В небе жаворонок пел, Колокольчиком звенел.
Порезвился в тишине, Спрятал песенку в траве.
Тот, кто песенку найдет, Будет весел целый год.
Затем играющие закрывают глаза. «Жаворонок» выбегает за круг, звенит в колокольчик и осторожно кладет его за спиной одного из игроков. Тот, кто догадается, у кого за спиной лежит колокольчик, становится «жаворонком».
В: Вот мы и поиграли в игру, я увидела, какие вы быстрые, ловкие увертливые.
А теперь пришло время проверить ваше внимание. Я буду читать стихотворение, а вы постарайтесь хлопнуть в ладоши тогда, когда услышите слово, обозначающее не птицу.
1.Прилетели птицы: | 3.Прилетели птицы: | 4.Прилетели птицы: |
В:Молодцы были все внимательны. Ну вот ребята, пока мы с вами играли, весну закликали, наши жаворонки уже испеклись. Пора нам угощаться жаворонками!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение "Как на Руси весну встречали"
Сценарий развлечения для взрослых и детей....
Образовательный маршрут (web-навигатор) "Как в старину на Руси весну встречали"
Web-навигатор – это материал для родителей, содержащий кратко аннотированные ссылки на полезные интернет-ресурсы или программы, способные привлечь родителей к совместной работе с детьми. Це...
«Как на Руси весну встречали»
В рамках проведения курсов повышения квалификации 03.04.2019г в нашем ДОУ состоялось межмуниципальное методическое объединение по фольклору, на котором присутствовали музыкальные руководители из дошко...
КАК НА РУСИ ВЕСНУ ВСТРЕЧАЛИ
На Руси всегда очень серьёзно относились к красавице Весне. Её всегда ждали, встречали, закликали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем. Так какие же обячаи и тради...
Как на Руси весну встречали
Приобщение к народным традициям...
« Как на Руси весну встречали. Закличка весны. Изготовление народной куклы Веснянки»
: ЗнаЗнакомство детей с русскими народными традициями и обрядами и с народной куклой Веснянкой....
Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Как на Руси весну встречали. Закличка весны. Изготовление народной куклы Веснянки»
Сегодня, русские народные тряпичные куклы переживают свое второе рождение и все больше и больше современных людей начинают интересоваться народными обрядами, культурой и традициями древней Руси. И дом...