« Как на Руси весну встречали. Закличка весны. Изготовление народной куклы Веснянки»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кунакильдина Лилия Хакимжановна

: ЗнаЗнакомство детей с русскими народными традициями и обрядами и с народной куклой Веснянкой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия для старшей группы по художественно-эстетическому развитию.

« Как на Руси весну встречали. Закличка весны. Изготовление народной куклы Веснянки»

Интеграция образовательных областей: Познание, речевое развитие , художественно-эстетическое развитие.

Цель: Знакомство детей с русскими народными традициями и обрядами и с народной куклой Веснянкой.

Задачи: Приобщать  детей к   русской  народной культуре , традициям и  обрядам. Расширить представление о народных игрушках.

Учить изготавливать куклу- оберег Веснянка.

Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус.

Воспитывать интерес  к русскому народному творчеству.

                Ход занятия.

Зал украшен как  горница  различными игрушками и русскими народными предметами.

Дети входят в зал, их встречает воспитатель.

Воспитатель: Здравствуйте дорогие ребята! Всем ли удобно, всем ли видно, ну тогда милости просим в горницу. Наша горница непростая и не золотая , хотя и непростая а для ребяток привычная. Посмотрите сколько здесь игрушек , а кукол сколько и большие и маленькие.

-А давайте я вам загадаю загадку, а вы отгадайте.

- Есть ноги . но не ходят. Есть  рот, но не говорит

Доставляет детям радость, но сама радоваться не умеет.

- Правильно кукла.

Стук в дверь.

Воспитатель: Ой , кто-то стучит.( подходит к двери и приносит посылку)

-Ребята, к нам пришла посылка с письмом. Давайте прочитаем.

Не на море океане. Не на острове Буяне

Не на небе на земле , есть музей в одном селе.

Музей игрушки.

- А посылка пришла из музея игрушки , что находится в городе Сергиев Посад , что рядом с Москвой.

- А что же в этой посылке? Наверно гости из музея.

Воспитатель открывает посылку и достает карточку с загадкой

-Алый  шелковый платочек. Яркий сарафан в цветочек.

Упирается рука в деревянные бока.

Разрумянилась немножко наша русская (матрешка).

Воспитатель достает матрешку и ставит на стол.

Воспитатель: Из чего сделана игрушка.

- Правильно из дерева, значит деревянная

Следующая карточка: Вот игрушки вятские на все манеры,

Вот барышни. Вот кавалеры.

Игрушки эти всюду славятся, надеемся и вам понравятся.

Воспитатель: Как эти игрушки называются?( дымковские)

Воспитатель показывает дымковские игрушки и ставит на стол.

Воспитатель: А  дымковские игрушки из чего лепили?

- Правильно из глины , значит они глиняные.

-Здесь еще есть кукла. ( показывает соломенную куклу)  Догадайтесь из чего она сделана? Из соломы, солома это стебельки пшеницы. Значит кукла какая ?

-Правильно соломенная. Молодцы.

- А вот самая интересная кукла вот она .(показывает куклу оберег). Она сделана из ткани. Значит тряпичная кукла. А смысл этой куклы очень большой, потому что она защищала дом от неприятностей, болезней.

- Посмотрите сколько же кукол приехали к нам в гости и все они народные.  Знаете,  почему их так называют? Потому что с самых древних времен на Руси делали куклы для праздников, для детей ,а еще кукла  защищала дом от неприятностей, болезней, пожаров . Люди с куклами  провожали зиму , сжигали соломенную куклу, топили в воде куклу Кострому , чтобы она  унесла плохое и принесла урожай. А эта кукла называется Веснянка. (Показывает) Почему она так называется ? Потому что с ней люди выходили зазывать весну, тепло , лето, и хранили ее до следующей весны , чтобы она приносила удачу .

- А давайте мы тоже сделаем Веснянку и будем зазывать весну как в древние времена .Согласны? Тогда пойдемте и займем свои рабочие места. Посмотрите перед вами несколько видов ткани, веревочки и кусочек ваты. ( Показ воспитателя приемов изготовления куклы  ).

- Молодцы у всех получились красивые куклы . Обратите внимание что у наших кукол нет лица , так и должно быть .А теперь пойдемте в лес   зазывать весну с куклой Веснянкой.( Звучит музыка звуки леса) Вот лес . сколько здесь тайн и загадок.

- Здравствуй  лес дремучий полный сказок и чудес

Что в глуши твоей таится?  Что за зверь, что за птица?

Все открой не утаи, ты же видишь мы свои

- В какой лес мы пришли?

-Правильно дремучий. Весенний, волшебный.

- А главное дерево в России и символ ее это березка вот она красавица

Давайте поклонимся ей ведь она  и греет. и лечит ,и от жары спасает.

Воспитатель: Я вам загадаю загадку.

-Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей ,

Целый день на поле вскачь , а зовется птица (грач).

-Правильно. А в народе говорят грач весну открывает.

- Еще загадка.

На шесте дворец.Во дворце певец.

А зовется он (Скворец)

- Здесь шуметь можно? Нет.  И сорить нельзя ведь лес он живой.

А вот и поляна . А как же весну зазывали?

Воспитатель: (С куклой в руках.)

Приди весна , приди красна

С ясным солнышком ,колоколнышком.

Дети повторяют.

Воспитатель: Сейчас и медведь проснется , и муравьи, подснежники зацветут и солнце будет ярче светить.

- А теперь послушаем  весну.( Звучит запись звуков леса)

-Что вы слышите  птиц , ручей зажурчал, муравьи побежали .

А как в давние времена мы тоже поиграем в игру « Ручеек», это означает пробуждение природы.

Все встаем парами.(  звучит хороводная мелодия)

- Мы славно поиграли , пора возвращаться домой.

Под звуки леса дети делают круг.

Воспитатель: Вот мы пришли в горницу где ждут нас наши гости из музея игрушек. Спасибо им что пришли к нам в гости мы очень много узнали и увидели различных народных кукол. А теперь мы складываем их обратно в посылку и отправляем в музей . чтобы они могли порадывать  других детей. А наши Веснянки останутся с нами встречать весну.( Посылку отправляют)

-Мы сегодня познакомились с разными куклами измузея игрушек, ходили в лес зазывать весну , поклонились красавице березке, отгадывали загадки, слушали звуки волшебного леса и даже сами изготовили куклу Веснянку. Вот какое получилось у нас путешествие.

- Всем понравилось? А  в следующий раз мы пойдем кликать жаворонков.

До свидания. (Дети уходят из зала)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс "Приобщение детей к народной культуре посредством изготовления традиционной народной куклы Веснянка"

Восстановить и передать умение делать национальные куклы, пробудить интерес к народным традициям и обрядам....

Интегрированное занятие для детей старшего возраста «Изготовление народной куклы «Веснянка»

Цель: прививать интерес к русской культуре посредством создания народной куклы «Веснянка».Задачи:Образовательные: научить изготавливать народную куклу.Развивающие: развивать познавательный...

Технологическая карта изготовления русской народной куклы Веснянка

В технологической карте подробно описано поэтапное изготовление русской народной куклы Веснянка....

Мастер – класс тема: «Изготовление народной куклы Веснянки»

Данный мастер-класс рассчитан на воспитателей ДОУ.        Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение м...

Конспект интегрированного занятия для старшей группы «Как на Руси весну встречали. Закличка весны. Изготовление народной куклы Веснянки»

Сегодня, русские народные тряпичные куклы переживают свое второе рождение и все больше и больше современных людей начинают интересоваться народными обрядами, культурой и традициями древней Руси. И дом...