Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «В поисках потерянного ключа»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Антонова Юлия Геннадьевна

Вариант проблемного обучения на конкретном занятии по опытно-исследовательской деятельности «Магнит и его свойства».

Цель занятия: развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнита.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе

«В поисках потерянного ключа»

Тема: «Магнит и его свойства»

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнита.

Задачи:

Образовательные

— познакомить детей с понятием «магнит»;

— определить опытным путем предметы, взаимодействующие с магнитом; определить материалы, не притягивающиеся к магниту;

— выявить свойства магнита: прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества;

— актуализировать знания детей об использовании магнита человеком.

Развивающие

— развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы;

— развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные

— воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёров.

Ход совместной деятельности:

Организационный момент:

Воспитатель зовёт к себе детей и говорит: «Ребята, у нас сегодня в группе кто- то побывал».

-Посмотрите, что изменилось, (появился сундук и флешка).

-Интересно от кого? (На флешке изображен Пин)

-Вы узнали кто это?

— Что это может быть?

— А зачем же он к нам приходил?

— Может ответ на флешке?

Я поставлю флешку в ноутбук и мы посмотрим что же нам хочет сказать наш друг».

Включаем видео: «Здравствуйте, ребята! Я в этом сундуке для вас приготовил сюрприз. Подумайте, что нужно, для того, чтобы его открыть. А поможет вам в этом магнит. Удачи вам, ребята!».

Вос.: Да, вот это задачку загадал нам Пин!

-А вы знаете, что такое магнит? (Ответы детей).

Какой магнит? (дети рассматривают магниты в руках)

Магнит- это кусок металла, который притягивает железные предметы.

Теперь мы точно знаем, что такое магнит и готовы отравиться на поиски ключа. Как бы нам, ребята, чего-нибудь не перепутать…Интересно, для чего здесь эти стрелки? (Ответы детей). Отправляемся на поиски?

Основной этап:

Идут к столу с первым заданием.

И вот мы с вами на месте, давайте прочитаем первое задание: «Первый ключ должен быть металлическим».

Опыт 1: на подносах лежат ключи из различных материалов (бумага, резина, пластмасса, картон, пенопласт, дерево, металл и т. д. ).

Вос.: Ребята посмотрите как же много ключей, как среди них найти нужный нам ключ?

(Нашли нужный ключ).

-Давайте возьмём каждый по ключу и проверим, а вдруг ещё какой-нибудь притянется к магниту. (Дети нет).

-А почему?

-А из каких материалов были ваши ключи?

Вывод: И что у нас получилось? (Дети: только железный ключ притянулся к магниту, а предметы из дерева, бумаги и т. д не притягиваются).

Молодцы! Берём ключ и двигаемся дальше.

2. А вот и второе задание. ДОСТАНЬТЕ КЛЮЧ ИЗ СТАКАНА НЕ ЗАМОЧИВ РУК?

Опыт 2: на столе в стакане с водой лежит ключ.

— Ребята очень интересно, а как же нам достать ключ и не замочить руки. (Ответы детей).

А я вспомнила один интересный способ: «если вести магнитом по стенке стакана, то ключ будет двигаться за магнитом вверх, потому что магнитные силы проникают через пластмассу и воду».

Смотрите, что у нас получится.

-Хотите попробовать достать железный предмет из воды? (ДА).

Опустите в стаканы с водой по одной скрепке и при помощи магнита постарайтесь ее достать. (Достают скрепки).

Какой можно сделать Вывод: (Магнит очень сильный, его сила проходит через пластмассу и воду)

Молодцы у нас всё получилось и мы выполнили ещё одно задание. Вперед.

Ребята посмотрите ещё одно задание: «ЧТО СПРЯТАНО В ПЕСКЕ?».

Опыт 3 : Посмотрите, кроме песка на столе лежат схемы. Давайте вместе посмотрим и подумаем, что нам нужно сделать?

(Читаем схемы: 1. нужно взять коробку с песком, 2 взять магнит, 3 провести магнитом над песком, 4 зарисовать что нашли в песке).

Молодцы, а теперь можно приступить к работе.

-У всех получилось найти спрятанный предмет?

-У меня был …….

-А у вас что?

Какой можно сделать вывод? ( Молодцы все предметы в песке отыскали, а это значит что магнитные силы свободно походят через песок.)

Но нам нужен ключ берём его и отправляемся дальше.

А вот и новое задание «ПРОВЕДИ КЛЮЧ ПО ЛАБИРИНТУ»

Опыт 4: посмотрите 3 ключа у нас есть , а здесь лежит ещё один. Чтобы выполнить данное задание нам нужно разделится на пары.

Посмотрите что мы будем делать. (на листе картона нарисован лабиринт, один из вас будет держать лабиринт, а второй вести ключ по его коридорам, но магнит должен быть под листом).

Проводят ключ по лабиринту.

-У вас получилось пройти сложный лабиринт?

Вывод: потому что магнитные силы свободно проходят через лист картона и магнит передвигает ключ силой притяжения.

Продолжаем движение по стрелкам.

Следующее задание «Где спрятан ключ, нам подскажет один из шариков»

Проблемная ситуация воспитатель предлагает детям по наклонной доске прокатить шарики из разных материалов (деревянные, пластмассовые, резиновые, стеклянные, металлические). Дети выполняют действия и видят, что все шарики скатываются, а металлические останавливаются посередине доски.

Неизвестное в данном случае – почему только металлический шарик остановился посередине доски.

Возникло противоречие: шарик должен скатиться, но не скатился.

Дети задумываются, пытаются высказать свои предположения. Те, кто не знаком со свойствами магнита – в затруднении.

Далее наступает момент познавательной деятельности. Дети обследуют доску, чтобы найти причину остановки металлических шариков, находят магнит и спрятанный под ним ключ.

Возвращаемся к сундуку.

Вос.: Ну вот все задания выполнены, у нас все получилось.

-А знаете почему?

Да потому что мы все делали вместе, дружно и помогали друг другу.

Ребята посмотрите, мы с вами нашли 5 ключей, а замок один.

-Как же нам выбрать ключ, который откроет замок? (Ответы детей)

(на столе схема нужного ключа).

(Ребёнок берёт схему)

Вос.: Схема, что с ней нужно сделать? (Ответы детей).

Правильно давайте попробуем приложить ключи и найти нужный.

Ура! У нас получилось, давайте же поскорей откроем замок и посмотрим что для нас приготовил Пин.

(Достают магнитный конструктор)

Да действительно, конструктор, и не простой, а магнитный. Вот оказывается из магнита ещё и конструкторы делают. А может вы знаете, где ещё используют магнит. (Ответы детей).

Ребята, посмотрите, Пин нам ещё что то хочет сказать.

«Молодцы ребята вам удалось открыть сундук. И вы узнали очень много нового о магните, а сейчас посмотрите, где ещё люди используют магнит».

Заключительный этап: Ну вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. Вам понравилось?

А что вы узнали сегодня нового о магните?

Что вам понравилось?

А где вы захотели использовать магнит?

А что вы сегодня расскажите родителям и друзьям о магните?

Молодцы! Вот теперь вы о магните знаете очень много, но это ещё не все, а что ещё может магнит мы узнаем в следующий раз.



Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

Возрастная группа: подготовительная

Тема НОД: «Маленький беззащитный цветочек»

Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие.

Цель: создать условия для формирования знаний о растении занесенного в красную книгу (тюльпан Шренка) произрастающем на территории Оренбургской области

Задачи:

Способствовать накоплению представлений детей о заповедных местах родного края, растениях, находящихся на грани исчезновения, законах их защищающих; учить выделять и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок); формировать умения детей анализировать полученную информацию; познакомить с новым словом «агитация».

Развивать умение анализировать информацию, делать вы воды, зрительное и слуховое внимание, мышление, память и связную речь детей.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость к проблеме сохранения живой природы, бережное, заботливое отношение к природе.

Виды деятельности: поисково-исследовательская, коммуникативная, двигательная, изобразительная.

Формы реализации детских видов деятельности: изготовление продукта детского творчества (рисунок «Не рви цветок»), ситуативное общение, работа с кейсом.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Оборудование: макет тюльпана сделанного в технике оригами, мультимедийный проектор, бумажные листы круглой формы, карандаши (на каждого ребенка)

Ход НОД

Воспитатель вносит в группу новую красивую коробку. Сообщает детям, что ее оставил кто- то на ступеньках детского сада с запиской. Текст записки: «Дорогие дети посылаем вам нашего бумажного друга, который очень похож на нас. Просим его беречь и не обижать. Потому что он такой же хрупкий, как и мы. Надеемся, что ему будет у вас хорошо»

Воспитатель предлагает детям заглянуть в коробку:

-Ребята, давайте посмотрим кому или чему нужна наша забота.

В коробке тюльпан в горшочке, сделанный в технике оригами.

- Какой же он красивый. Вам так не кажется, ребята?

О тюльпане есть легенда.
В древности считалось, что в золотистом бутоне жёлтого тюльпана спрятано счастье. Много людей пыталось открыть этот бутон, чтобы добраться до счастья. Но сделать это не удавалось никому.
Однажды по лугу шла женщина с ребёнком. Мальчик вырвался из рук матери и со смехом подбежал к цветку. И от звонкого детского смеха бутон раскрылся. С тех пор тюльпаны принято дарить тем, кто счастлив.
Воспитатель вместе с детьми достает цветок из коробки, предлагает детям найти самое лучшее место в группе для него.

Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики.

- Ребята, как вы думаете, кто прислал нам этот цветочек? И почему он нуждается в заботе?

- А знаете ли вы ребята, что не всем растениям живется легко?

- Нет, конечно, не всем. Вот и наш тюльпанчик это копия настоящего тюльпана, который носит название – тюльпан Шренка. (слайд 1)

Интересное название, правда? Хочу рассказать, почему он так называется..

Своим именным названием он обязан ученому и путешественнику Александру Ивановичу Шренку. Путешествуя, он собрал много материалов по разным наукам. В том числе в 1873 году открыл новое растение - хрупкий и яркий тюльпан, который и получил впоследствии его имя.

-Предлагаю вам поиграть в игру

“Назови части цветка”

Разворачиваю мольберт.

- Самая главная часть цветка?

Корень. Он добывает из почвы воду и минеральные вещества.

-У тюльпана это луковица

Воспитатель выкладывает прозрачную плёнку с частями цветка.

- Что следует после корня-луковицы? Стебель. По стеблю вещества поднимаются вверх к листьям.

- После стебля идут…? Листья. Листья вбирают в себя энергию солнечного света, необходимую цветку для роста.

- После листьев идет…?Бутон. Бутон это нераскрывшийся цветок.

- И остались…? Лепестки.

- Какой цветок изображён? Тюльпан Шренка

- Он растет в нескольких районах Оренбургской области (слайд 2) Этот вид дикорастущего тюльпана сейчас находится на грани исчезновения и поэтому занесен в Красную книгу не только Оренбургской области, но и Красную книгу Российской Федерации.

- Ребята, а вы знаете, что такое Красная книга?

- Красная книга это список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов с описанием их жизни. (слайд 3) Она является главным документом, в котором собраны сведения обо всех редких видах растений и животных. Все они подлежат особой охране.

- Ребята, как вы думаете, почему тюльпан Шренка занесли в красную книгу?

- Как могло так получиться, что почти все цветы погибли?

- Да действительно люди осваивали земли, вспахивали поля, не задумываясь над тем, что губят это растение. Сейчас это растение находится под охраной, а полянка, на которой растут тюльпаны, является заповедной (там нельзя выгуливать скот, устраивать пикники, возделывать почву и высаживать другие растения).

-Ребята, как вы думаете, почему тюльпан не может перебраться на другую полянку, как это делают другие дикорастущие растения?

- А дело все в том, что тюльпан Шренка за всю свою жизнь цветет всего один раз, а семена, которые образовались после цветения, развиваются в почве 6-7 лет. После цветения луковица погибает, дав жизнь новым тюльпанам в своих семенах. Именно поэтому срывать тюльпаны строго запрещено.

- Хотите мы сейчас с вами отправимся на ту самую заповедную полянку?

Физминутка.

Мы в степную даль пойдем

Заповедник там найдем.

До поляночки широкой

Мы, конечно же, дойдем.

Там тюльпан на длинной ножке

Он стоит, прям у дорожки.

Я руки не протяну

Я его не погублю.

Наклонюсь я влево, вправо

Любоваться им я стану.

- Вот мы с вами и прибыли на ту самую полянку. Устраивайтесь поудобнее и любуйтесь цветами.

Дети усаживаются на паласе. Воспитатель на проекторе демонстрирует фото тюльпанного поля в различное время суток, художественно комментируя просмотр. (4 – 15 слайды)

Вам понравилась наша «прогулка»?

Кейс технология

-Ребята, как вы думаете, что надо сделать, чтобы сохранить это чудо природы?

-Ребята посмотрите на слайд и подумайте, как сделать, так что бы все знали, что срывать их нельзя? (слайд 16)

-Ребята, а как мы можем сообщить людям, что надо беречь эти растения?

-Разве могут наши рисунки рассказать, что дикие тюльпаны срывать нельзя?

Делаем вывод: наши рисунки помогут, если их развесить на доске объявлений по всему городу.

Воспитатель помогает детям обобщить все предложения, и предлагает сделать агитационные рисунки.

-Ребята, что же это значит такое: агитационные, агитация? Это когда мы делаем что то, чтобы убедить кого-либо в чем-либо, склонить к чему-либо, в нашем случае- убедить людей не рвать тюльпаны Шренка!

-давайте нарисуем с вами тюльпан и ладошку, которая срывает цветок. Перечеркнем рисунок в знак того, что мы против того чтобы люди ради своего удовольствия срывали эти цветы. Наши рисунки мы приклеим на доске объявлений по всему городу. Пусть люди видят и помнят о том, что нельзя срывать эти цветы.

Готовые работы вывешиваются на доске объявлений детьми и родителями, по периметру города.

Рефлексия:

- Ребята, где мы с вами сегодня побывали? Куда вносят растения находящиеся на грани исчезновения? Как мы можем защитить тюльпан Шренка? Какое полезное дело мы сделали?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике в старшей группе "В поисках Золотой рыбки".

Итоговое занятие по математике в старшей группе.Тема: «В поисках Золотой рыбки».Цели: закрепить  с детьми умения по всему пройденному материалу : количественный и порядковый счет в пределах 10;зн...

Занятие по экспериментированию в старшей группе "В поисках сокровищ"

Цель: расширить представления детей о свойствах воды. Задачи: 1.Развивать умение самостоятельно планировать свою деятельность. 2.Самостоятельно делать выводы. 3. Развивать логическ...

Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе «В поисках потерянного ключа».

Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе «В поисках потерянного ключа».Тема: «Магнит и его свойства».Цель: развивать познавательную активност...

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «В поисках потерянного ключа».

Тема: «Магнит и его свойства».Цель: развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнита....

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «В поисках 8 марта»

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе «В поисках 8 марта»Цель: Закрепление и совершенствование ранее полученных знаний.Образовательные задачи:- закреплять состав числа 5;- упражнять в ...

Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной группе «В поисках царевны – лягушки»

Конспект экспериментальной деятельности с использованием игровой мотивации:  путешествия в сказку, преодолевания препятствий в виде различных испытаний....