Конспект по развитию речи "Чтение калмыцкой народной сказки "Плюх пришел"
план-конспект занятия (старшая группа)

Овкаджиева Данара Тальевна

ЧТЕНИЕ КАЛМЫЦКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ПЛЮХ ПРИШЕЛ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТАБЛИЦЫ

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»,» «Музыка», «Калмыцкий язык».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкальная, чтение.

Цели деятельности педагога: Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту; закрепить любовь и уважение к сказкам. Рассказать о видах сказок. Развивать память, внимание. Развивать умение слышать и слушать вопрос. Способствовать формированию познавательного интереса к калмыцким сказкам

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧТЕНИЕ КАЛМЫЦКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ПЛЮХ ПРИШЕЛ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТАБЛИЦЫ. (СТАРШАЯ ГРУППА)

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»,» «Музыка», «Калмыцкий язык».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, музыкальная, чтение.

Цели деятельности педагога: Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту; закрепить любовь и уважение к сказкам. Рассказать о видах сказок. Развивать память, внимание. Развивать умение слышать и слушать вопрос. Способствовать формированию познавательного интереса к калмыцким сказкам

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: с интересом слушает калмыцкую народную сказку «Плюх пришел», участвует в ее обсуждении, отвечает на вопросы педагога по содержанию текста сказки, проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту музыкальные произведения, свободно двигается во время танца.

Материалы и оборудование: иллюстрации, текст калмыцкой народной сказки «Плюх пришел», мнемотаблица к сказке.

Репертуар: калмыцкие народные плясовые мелодии.

Содержание организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?. Вот сегодня я хочу поговорить с вами о сказках. Кто мне скажет, что такое сказка? Сказка, ребята, это занимательный рассказ о необыкновенных придуманных событиях и приключениях. В сказке рассказывается о том, чего в жизни может и не быть. Кто помнит, как начинаются многие русские сказки? Давным- давно, в некотором царстве, в некотором государстве, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве… Сказки помогают детям отличать плохие качества личности от хороших, добрых людей от злых, глупых персонажей от смекалистых. А знаете какие бывают сказки? Сказки бывают: Волшебные сказки, сказки о животных, бытовые сказки В волшебных сказках всегда есть волшебство, присутствуют волшебные помощники. В сказках о животных главными героями являются животные, они ведут себя, как люди. А в бытовых сказках рассказывается о жизни народа. Ребята, а давайте вспомним сказки волшебные.

Ответы детей: «Аленький цветочек», «По щучьему велению», «Морозко».

Воспитатель: А какие сказки о животных вы знаете?

Ответы детей: «Теремок», «Заячья избушка» и т. д

Воспитатель: А какие бытовые сказки, то есть о жизни народа мы знаем?

Ответы детей: «Репка», «Каша из топора» и т. д.

Воспитатель: Сегодня я хочу познакомить вас с калмыцкой народной сказкой «Плюх пришел». Устраивайтесь поудобнее и слушайте.

2. Чтение калмыцкой народной сказки «Плюх пришел». Воспитатель читает сказку, одновременно демонстрируя мнемотаблицу к ней.

Калмыцкая народная сказка «Плюх пришел».

Над родником росла яблоня. А вокруг было много травы. Однажды весной Серый Заяц пришёл к яблоне, и ему тут очень понравилось: и трава вкусная растёт, и вода холодная из-под земли бьёт, и дерево тень даёт.

— Буду здесь жить!-сказал Серый Заяц и поселился под яблоней. Тихо было вокруг. Ничто зайца не пугало. Ел себе травку, пил водичку, спал под деревом. Так прошло лето. На яблоне налились большие тяжёлые яблоки. А заяц не знал, что на яблоне растут яблоки. Ничего заяц не знал. Он никогда не смотрел вверх, потому что еды ему и на земле хватало. И вот однажды, когда заяц подошёл к роднику и начал пить, тяжёлое спелое яблоко сорвалось с ветки и плюхнулось в воду перед самым заячьим носом. Заяц отдёрнул нос, закрыл глаза и пустился наутёк. Бежит и думает: «Как страшно! Никого не было, ничего не было и вдруг- плюх! Откуда такой страшный взялся?» Бежал он, бежал и наткнулся на целую стаю зайцев.

— Стой! Куда бежишь! — кричат они. -Да ты глаза закрыл от страха! Кого испугался? Кто за тобой гонится?

— Плюх! — прокричал Серый Заяц.

— Что за плюх?

— Какой плюх?

— Где плюх?

— Там, у родника, прямо перед моим носом — плюх! -сказал Серый Заяц. Он опасливо оглянулся и побежал ещё быстрей. Зайцы бросились за ним. Бегут они, бегут, а навстречу — Лиса. Смотрит она и думает: «Как много зайцев! Сейчас пообедаю! Но от кого они бегут?»

— Эй, зайцы, - кричит Лиса, — от кого вы бежите! Что случилось?

— Плюх! - крикнул Серый Заяц. ‘

— Плюх пришёл! — закричали остальные зайцы и побежали ещё быстрее.

Лиса думает: «Что это за плюх? Никогда его не видела, никогда о нём не слышала. Но лучше подобру-поздорову ноги унести». И она побежала вместе с зайцами. Навстречу- Волк. И спрашивает:

— От кого бежите? Что случилось!

— Плюх пришёл! — кричат хором зайцы

. -Плюх пришёл! — повторяет Лиса. Волк думает: «Зайцы бегут — так они просто трусишки. Но если Лиса бежит, значит, есть чего бояться. Она ведь умная. Да и каков он из себя, этот самый плюх, я не знаю!» И побежал вместе со всеми. Навстречу — Медведь.

— От кого бежите? — кричит. — Что такое!

— Плюх пришёл! — кричат хором зайцы.

— Плюх пришёл! — отвечает Лиса.

— Плюх пришёл! — повторяет Волк. Медведь думает: «Зайцы и Лиса — звери слабые, они бегут. Но Волк-зверь сильный, зубастый. И тоже бежит. Значит, плюх ещё сильнее. Что-то мне страшно!» И побежал вместе со всеми. Навстречу — Барс. Видит: и большие и маленькие звери-все бегут, не разбирая дороги, бегут куда глаза глядят.

— Что случилось? — кричит Барс. — Кто вас напугал!

— Плюх пришёл! — кричат хором зайцы.,

— Плюх пришёл! — отвечает Лиса.

— Плюх пришёл! — повторяет Волк.

— Плюх пришёл! — ревёт Медведь. Барс думает: «Что это за зверь- плюх? Никогда я о нём не слыхал? Что делать?» И он побежал вместе со всеми. Бежит Барс, смотрит на зверей, видит, какие они все испуганные, и думает: «Наверное, они видели плюха. А что это такое — плюх? И чем он страшен? Неужели мы все вместе его не одолеем?» И он крикнул своим громким голосом:

— Стойте! Звери остановились.

— Скажи, Медведь, что тебе сделал плюх? Ты его видел?

— Нет, -ответил Медведь, — я его не видел. Мне о нём сказал Волк.

— А мне сказала Лиса!

— А мне зайцы!

— А нам… а нам… вот этот Серый Заяц.

— Ну, — сказал Барс, — отвечай, Серый Заяц, ты видел плюха?

— Н-нет, я… я его не видел… но я его слышал!

— Он его слышал! — подхватили хором зайцы.

— Он его слышал! Слышал! — повторили Лиса и Волк.

— И что же он тебе, Серый Заяц, сказал? — спросил Барс.

— Он сказал… он сказал: «Плюх!» — ответил Серый Заяц.

— И всё?

— И всё.

— А где же он, этот плюх? — спросил Барс.

— В роднике под яблоней.

— Пойдёмте посмотрим, — сказал Барс. — Веди нас, Серый Заяц, к этому роднику. Заяц привёл всех к роднику под яблоней.

— Вот здесь — плюх! — дрожа всем телом, сказал он. Звери смотрят, ничего не видят. А Серый Заяц так боится, что отвернулся от родника. В это время сорвалось ещё одно яблоко и плюхнулось в воду: -Плюх!

— Опять плюх! — крикнул Серый Заяц и бросился бежать. Но Барс в два прыжка догнал его, схватил за уши и спросил:

— Так это и есть плюх, которым ты весь мой лес перепугал?

— Это и есть, — жалобно ответил Серый Заяц. И все звери начали громко-громко смеяться.

Вопросы:

Воспитатель: – Понравилась ли вам калмыцкая сказка?

Дети: Да.

Воспитатель: Назовите героев этой сказки.

Дети: Зайцы, лиса, волк, медведь и барс,

Воспитатель: – Кто вам понравился больше?

Дети:.

Воспитатель: А к какому виду сказок можно отнести эту сказку?

Дети: Сказки о животных.

Воспитатель: А может кто - нибудь объяснит, почему сказку так назвали?

Дети: …

Воспитатель: - Так говорится в тех случаях, когда людям от страха чудится то, чего нет в действительности. И здесь так же, ведь бояться-то было не чего, все началось с яблоки, которое упало в воду.

Воспитатель: Как вы думаете, правильно ли бояться того, чего не видел?

Дети:…

3. Музыкально- ритмические движения.

-Ребята, совсем недавно был праздник Зул. И скоро наступит Новый год. Все, от мала до велика ждут этот праздник. Давайте станцуем калмыцкий танец. (звучит запись музыки).

- Молодцы, ребята, очень хорошо танцуете.

4. Рефлексия.

Воспитатель: О каких сказках мы сегодня узнали? Какие виды сказок

бывают?

Дети: Волшебные, сказки о животных, бытовые сказки.

Воспитатель: – Какую сказку мы сегодня прочитали?

Дети: Калмыцкую сказку.

Воспитатель: Почему заяц испугался?

Дети: ответы детей.

Воспитатель:Кто из зверей оказался наиболее разумным? Чему учит эта сказка?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а может быть, кто-то сам расскажет нам эту сказку? (Рассказы детей с опорой на мнемотаблицу.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Путешествие по калмыцким народным сказкам» / средняя группа/

Знают ли дети калмыцкие народные сказки? Об этом это занятие....

Конспект по развитию речи тема: "Откуда хлеб пришел?"

Конспект расширяет словарь по теме ; продолжает упражнять детей  в составлении рассказа по серии картинок , соблюдая последовательность ; использует в речи предлоги  в , на ; вводит в словар...

КОНСПЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ "РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА "МУЖИК И МЕДВЕДЬ"

В ДАННОМ КОСПЕКТЕ ОТОБРАЖАЕТСЯ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ  НА ТЕМУ: РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА "МУЖИК И МЕДВЕДЬ"...

Конспект по развитию речи "День народного единства"

Знакомство детей с праздником - «День народного единства», историей его возникновения....

Конспект по развитию речи "День народного единства"

Данный материал предназначен для детей подготовительной группы.В ходе совместной деятельности дети познакомятся с князем Дмитрием Пожарским и Кузьмой Мининым. Узнают о государственном празднике - Дне ...

Конспект по развитию речи "Чтение калмыцкой народной сказки "Лягушка и муравей"

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ : ЧТЕНИЕ КАЛМЫЦКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «ЛЯГУШКА И МУРАВЕЙ» ( «МЕКЛӘ ШОРһЛҖН ХОЙР»)Виды детской деятельности: игровая, коммуник...

Конспект по развитию речи "Русское народное творчество"

Познакомить детей с русским народным творчеством на примере колыбельных песен.Показать значение колыбельных песен, потешек, поговорок, загадок, для воспитания детей и развитие их речи, развитие вниман...