«Живые письма» в патриотическом воспитании дошкольников.
статья (старшая группа)

 Александра Андреевна Широкова

Одной из новых форм организации деятельности дошкольников по патриотическому воспитанию являются «Живые письма дошкольников».

Автор проекта и сетевого сообщества «Живые письма дошкольников» воспитатель  из г. Тюмени Саткеева Жанара Жаславовна.  Цель сообщества: создание условий для реализации творческой активности детей в направлении патриотического воспитания и привлечения общественного внимания к проблемам духовного становления детей. «Живые письма» это возможность в интересной и доступной форме рассказать детям о нашей стране, ее городах, народах, традициях, ремеслах, истории. А также опираясь на опыт и знания детей, рассказать о своем родном городе другим.

Проект будет полезен и очень интересен для педагогов всех возрастных групп. Он позволяет обмениваться опытом и информацией среди коллег через письма; создавать информационно – педагогическое пространство для участников сообщества; организовать поддержку и профессиональную взаимопомощь.

Для детей "Живые письма"- это прекрасная возможность узнать новую информацию о России и ее городах; найти новых друзей среди сверстников;рассказать о своем родном городе, достопримечательностях, традициях, праздниках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zhivye_pisma_doshkolnikov.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

                              «Живые письма» в патриотическом воспитании дошкольников.    

                                                                   Автор:  Широкова Александра Андреевна

                                                                    воспитатель, ГБДОУ№39 Колпинского района  

                                                                    Г.Санкт-Петербург                                                                                      

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Поэтому основными задачами патриотического воспитания являются:

- воспитывать у ребенка привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

- формировать бережное отношение к природе и всему живому;

- воспитывать уважение к труду;

- развивать  интерес к русским традициям и промыслам;

- формировать элементарные знания о правах человека;

- расширять представления о городах России;

- знакомить  детей с символами государства: герб, флаг, гимн;

- развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;

- формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности:  образовательной деятельности, в играх, в труде.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами – Кремлем, достопримечательностями. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада.

 У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Задача воспитателя — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных родного края, труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать.

Одной из новых форм организации деятельности дошкольников по патриотическому воспитанию являются «Живые письма дошкольников».

Автор проекта и сетевого сообщества «Живые письма дошкольников» воспитатель по зову сердца из г. Тюмени Саткеева Жанара Жаславовна.  Цель сообщества: создание условий для реализации творческой активности детей в направлении патриотического воспитания и привлечения общественного внимания к проблемам духовного становления детей. «Живые письма» это возможность в интересной и доступной форме рассказать детям о нашей стране, ее городах, народах, традициях, ремеслах, истории. А также опираясь на опыт и знания детей, рассказать о своем родном городе другим.

Основными задачами данного проекта принято считать:

Для педагогов:

  • Обмениваться опытом и информацией среди коллег через письма;
  • Создавать информационно – педагогическое пространство для участников сообщества;
  • Организовать поддержку и профессиональную взаимопомощь.

Для детей:

  • Узнать новую информацию о России и ее городах;
  • Найти новых друзей среди сверстников;
  • Рассказать о своем родном городе, достопримечательностях, традициях, праздниках.

Что такое «Живые письма дошкольников»? Почему письма "живые"? Потому что они состоят из работ, созданных детьми с помощью взрослых.

Что же принято писать в письмах и как найти друзей по переписке?

В сетевом сообществе есть вкладка с адресами тех, кто готов переписываться и рассказывать о своем городе. Совместно с детьми можно выбрать понравившийся город и начать переписку. Также  в сетевом сообществе есть альбомы с примерами развивающей предметно – пространственной среды: шаблонами, марками, печатными играми, раскрасками, схемами путешествия письма, картотекой игр. Детям в игровой форме можно рассказать о том, как путешествует письмо, когда бумажный листок станет письмом, что такое конверт и марка, адрес и адресат, что такое индекс, чем отличается письмо от посылки, как отправить письмо.

В зависимости от времени года, государственных праздников и пожеланий детей можно использовать разные темы для написания писем и разные варианты. Рассмотрим основные из них:

  • «Живая книга природы»;
  • поезд времени;
  • игра – ходилка по городу;
  • сундучок народных ремесел;
  • «живые бусы»;
  • самодельные игры на разные темы.

Также в письма ребята вкладывают свои рисунки, фотографии, поделки, открытки, приятные мелочи и, конечно, письмо, в котором рассказывают о том, как называется их группа, сколько им лет, чем они любят заниматься, в какие игры играют, что интересного есть в их детском саду и городе.

Уже 2 года наш детский сад участвует в проекте. Дошколята отправили свои  письма ровесникам в более чем 25 городов России и еще больше писем мы получили. Очень важна обратная связь, особенно для дошкольников, поэтому данная работа требует постоянной включенности педагога в процесс.

В ходе реализации проекта принимаем участие в различных марафонах: Марафон «Живая книга России». Книга, в которой рассказывается о животных и природе родного края. Мы с ребятами тоже создали такие книги. В ней мы рассказали о животных и растениях «Красной книги Ленинградской области», над страницами книги ребята работали дружно, кропотливо и вдумчиво, и каждая ее страница стала уникальной.

Марафон – путь «Голос ребенка в патриотическом воспитании». Целью марафона является познакомить детей с достопримечательностями родного края приобщение к культурному наследию малой Родины. Наш поселок Понтонный назван в честь первой в России понтонной роты, которая была расквартирована здесь по указу Петра I .  Мы с ребятами придумали сделать игры: Ходилка «Путешествие по Понтонному», Мемори «поселок Понтонный», Лото «Наш Понтонный». Был создан 3Д альбом «Моя малая родина- Понтонный»  с учётом регионального компонента. Все картинки с достопримечательностями города дети рисовали сами или с помощью родителей.

Конечно, чтобы развивать интерес к живым письмам нужно расширять предметно – пространственную среду. В группе имеется центр патриотического воспитания, который пересекается с уголком «Живые письма». Имеется карта России, где дети отмечают, откуда какое письмо пришло к нам в детский сад. Оборудовали накопительную коробочку для рисунков и писем, где дети самостоятельно вкладывают нарисованные рисунки для будущих писем.

В этом году наш детский сад был организатором Всероссийского флэшмоба, посвященного Дню народного единства «Хоровод дружбы», в котором участвовало более 18 детских садов от Владивостока до Калининграда.

Также мы отправили письма солдатам СВО с открытками к Новому году, посылку в город Сергиев Посад и село Советское Алтайского края, в которую вложили местные продукты и угощения , сувениры к Новому году, а на день защиты детей отправили посылку дошкольникам в город Луганск с игрушками, настольными играми и школьной канцелярией.

Таким образом, обмениваясь письмами можно не только найти новых интересных друзей, познакомиться с особенностями жизни, культуры и традициями жителей других регионов России, но и позволить нашим детям развить социально-коммуникативные способности, толерантное отношение к людям, проживающим далеко друг от друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско - патриотического воспитания дошкольников "Я живу в России"

Программа «Я живу в России» предназначена для реализации работы по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошколь­ного образовательного учреждения. Результатом освоения данной программы явля...

Бобровникова Наталья. Анализ педагогического проекта по патриотическому воспитанию дошкольников «Живая память». МБДОУ №11 «Машенька» ХМАО – ЮГРА, г. Сургут.

В современных условиях, как показывает анализ научно-педагогической литературы, проблема патриотического воспитания теоретически разработана недостаточно, кроме этого анализ работы общеобразовательных...

Патриотическое воспитание дошкольников "Мы живем в России"

Патриотизм – это ответственность перед обществом, чувство глубокой  привязанности к семье, дому, городу, Родине, родной природе , культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантн...

Программа по патриотическому воспитанию дошкольников "Я живу в России "

Формирование у детей дошкольного возраста патриотического отношения и чувства к своей семье, поселку, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собст...

Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет «Мы живем в России»

Проект предназначен для ознакомления детей дошкольного возраста с жизнью, бытом и творчеством народов, проживающих не просто на территории современной России, а в непосредственной близости друг к друг...