«Живые письма» в патриотическом воспитании дошкольников.
статья (старшая группа)
Одной из новых форм организации деятельности дошкольников по патриотическому воспитанию являются «Живые письма дошкольников».
Автор проекта и сетевого сообщества «Живые письма дошкольников» воспитатель из г. Тюмени Саткеева Жанара Жаславовна. Цель сообщества: создание условий для реализации творческой активности детей в направлении патриотического воспитания и привлечения общественного внимания к проблемам духовного становления детей. «Живые письма» это возможность в интересной и доступной форме рассказать детям о нашей стране, ее городах, народах, традициях, ремеслах, истории. А также опираясь на опыт и знания детей, рассказать о своем родном городе другим.
Проект будет полезен и очень интересен для педагогов всех возрастных групп. Он позволяет обмениваться опытом и информацией среди коллег через письма; создавать информационно – педагогическое пространство для участников сообщества; организовать поддержку и профессиональную взаимопомощь.
Для детей "Живые письма"- это прекрасная возможность узнать новую информацию о России и ее городах; найти новых друзей среди сверстников;рассказать о своем родном городе, достопримечательностях, традициях, праздниках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_zhivye_pisma_doshkolnikov.docx | 20.31 КБ |
Предварительный просмотр:
«Живые письма» в патриотическом воспитании дошкольников.
Автор: Широкова Александра Андреевна
воспитатель, ГБДОУ№39 Колпинского района
Г.Санкт-Петербург
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Поэтому основными задачами патриотического воспитания являются:
- воспитывать у ребенка привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формировать бережное отношение к природе и всему живому;
- воспитывать уважение к труду;
- развивать интерес к русским традициям и промыслам;
- формировать элементарные знания о правах человека;
- расширять представления о городах России;
- знакомить детей с символами государства: герб, флаг, гимн;
- развивать чувство ответственности и гордости за достижения страны;
- формировать толерантность, чувство уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: образовательной деятельности, в играх, в труде.
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами – Кремлем, достопримечательностями. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада.
У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.
Задача воспитателя — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных родного края, труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать.
Одной из новых форм организации деятельности дошкольников по патриотическому воспитанию являются «Живые письма дошкольников».
Автор проекта и сетевого сообщества «Живые письма дошкольников» воспитатель по зову сердца из г. Тюмени Саткеева Жанара Жаславовна. Цель сообщества: создание условий для реализации творческой активности детей в направлении патриотического воспитания и привлечения общественного внимания к проблемам духовного становления детей. «Живые письма» это возможность в интересной и доступной форме рассказать детям о нашей стране, ее городах, народах, традициях, ремеслах, истории. А также опираясь на опыт и знания детей, рассказать о своем родном городе другим.
Основными задачами данного проекта принято считать:
Для педагогов:
- Обмениваться опытом и информацией среди коллег через письма;
- Создавать информационно – педагогическое пространство для участников сообщества;
- Организовать поддержку и профессиональную взаимопомощь.
Для детей:
- Узнать новую информацию о России и ее городах;
- Найти новых друзей среди сверстников;
- Рассказать о своем родном городе, достопримечательностях, традициях, праздниках.
Что такое «Живые письма дошкольников»? Почему письма "живые"? Потому что они состоят из работ, созданных детьми с помощью взрослых.
Что же принято писать в письмах и как найти друзей по переписке?
В сетевом сообществе есть вкладка с адресами тех, кто готов переписываться и рассказывать о своем городе. Совместно с детьми можно выбрать понравившийся город и начать переписку. Также в сетевом сообществе есть альбомы с примерами развивающей предметно – пространственной среды: шаблонами, марками, печатными играми, раскрасками, схемами путешествия письма, картотекой игр. Детям в игровой форме можно рассказать о том, как путешествует письмо, когда бумажный листок станет письмом, что такое конверт и марка, адрес и адресат, что такое индекс, чем отличается письмо от посылки, как отправить письмо.
В зависимости от времени года, государственных праздников и пожеланий детей можно использовать разные темы для написания писем и разные варианты. Рассмотрим основные из них:
- «Живая книга природы»;
- поезд времени;
- игра – ходилка по городу;
- сундучок народных ремесел;
- «живые бусы»;
- самодельные игры на разные темы.
Также в письма ребята вкладывают свои рисунки, фотографии, поделки, открытки, приятные мелочи и, конечно, письмо, в котором рассказывают о том, как называется их группа, сколько им лет, чем они любят заниматься, в какие игры играют, что интересного есть в их детском саду и городе.
Уже 2 года наш детский сад участвует в проекте. Дошколята отправили свои письма ровесникам в более чем 25 городов России и еще больше писем мы получили. Очень важна обратная связь, особенно для дошкольников, поэтому данная работа требует постоянной включенности педагога в процесс.
В ходе реализации проекта принимаем участие в различных марафонах: Марафон «Живая книга России». Книга, в которой рассказывается о животных и природе родного края. Мы с ребятами тоже создали такие книги. В ней мы рассказали о животных и растениях «Красной книги Ленинградской области», над страницами книги ребята работали дружно, кропотливо и вдумчиво, и каждая ее страница стала уникальной.
Марафон – путь «Голос ребенка в патриотическом воспитании». Целью марафона является познакомить детей с достопримечательностями родного края приобщение к культурному наследию малой Родины. Наш поселок Понтонный назван в честь первой в России понтонной роты, которая была расквартирована здесь по указу Петра I . Мы с ребятами придумали сделать игры: Ходилка «Путешествие по Понтонному», Мемори «поселок Понтонный», Лото «Наш Понтонный». Был создан 3Д альбом «Моя малая родина- Понтонный» с учётом регионального компонента. Все картинки с достопримечательностями города дети рисовали сами или с помощью родителей.
Конечно, чтобы развивать интерес к живым письмам нужно расширять предметно – пространственную среду. В группе имеется центр патриотического воспитания, который пересекается с уголком «Живые письма». Имеется карта России, где дети отмечают, откуда какое письмо пришло к нам в детский сад. Оборудовали накопительную коробочку для рисунков и писем, где дети самостоятельно вкладывают нарисованные рисунки для будущих писем.
В этом году наш детский сад был организатором Всероссийского флэшмоба, посвященного Дню народного единства «Хоровод дружбы», в котором участвовало более 18 детских садов от Владивостока до Калининграда.
Также мы отправили письма солдатам СВО с открытками к Новому году, посылку в город Сергиев Посад и село Советское Алтайского края, в которую вложили местные продукты и угощения , сувениры к Новому году, а на день защиты детей отправили посылку дошкольникам в город Луганск с игрушками, настольными играми и школьной канцелярией.
Таким образом, обмениваясь письмами можно не только найти новых интересных друзей, познакомиться с особенностями жизни, культуры и традициями жителей других регионов России, но и позволить нашим детям развить социально-коммуникативные способности, толерантное отношение к людям, проживающим далеко друг от друга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа гражданско - патриотического воспитания дошкольников "Я живу в России"
Программа «Я живу в России» предназначена для реализации работы по гражданско-патриотическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения. Результатом освоения данной программы явля...
Краткое сообщение о ходе работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию дошкольников в рамках самообразования по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников с использованием метода музейной педагогики».
В этом сообщении представленно описание моей работы по самообразовании....
Бобровникова Наталья. Анализ педагогического проекта по патриотическому воспитанию дошкольников «Живая память». МБДОУ №11 «Машенька» ХМАО – ЮГРА, г. Сургут.
В современных условиях, как показывает анализ научно-педагогической литературы, проблема патриотического воспитания теоретически разработана недостаточно, кроме этого анализ работы общеобразовательных...
Патриотическое воспитание дошкольников "Мы живем в России"
Патриотизм – это ответственность перед обществом, чувство глубокой привязанности к семье, дому, городу, Родине, родной природе , культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантн...
ПРОГРАММА по гражданско-патриотическому воспитанию дошкольников «МЫ ЖИВЕМ В РОССИИ»
laquo;МЫ ЖИВЕМ В РОССИИ»...
Программа по патриотическому воспитанию дошкольников "Я живу в России "
Формирование у детей дошкольного возраста патриотического отношения и чувства к своей семье, поселку, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Воспитание собст...
Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников от 6 до 7 лет «Мы живем в России»
Проект предназначен для ознакомления детей дошкольного возраста с жизнью, бытом и творчеством народов, проживающих не просто на территории современной России, а в непосредственной близости друг к друг...