проект "Мой край - югра"
проект (подготовительная группа)

Палтусова  Резида Римовна

проект "Мой край -Югра"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Моя -Югра»Воспитатель:

Палтусова Р.Р.

Изучение родного края необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина», «Мира не узнаешь, не зная края своего!». 

Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, отечеству, помогает формировать у воспитанников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций.

Используя в своей работе с детьми дошкольного возраста  краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности; воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости.

Одна из задач нравственного воспитания дошкольников - пропаганда экологического воспитания и интереса к родному краю, формирование экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, стимулирование добрососедства и дружеских отношений между разными народами, проживающими на одной территории. Это способствует воспитанию патриотических чувств, которые включают в себя воспитание у детей любви к близким, к детскому саду, к родному дому, городу, краю,  родной стране. Возникает вопрос: в чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольники могут эти чувства выразить? Дошкольный возраст – это  период формирования личности ребенка.  Именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности ребенка. Упущенное в дошкольном детстве, наверстать в школе гораздо сложнее или не удается совсем. А ведь именно от того, как дети воспринимают окружающий мир в детстве, в большей степени зависят их школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.

Паспорт проекта

Тип проекта

  • По составу участников: детско – взрослый
  • По сроку реализации: долгосрочный
  • По целевой установке: информационно – исследовательский

Участники проекта:

  • Воспитанники  подготовительной  группы
  • Воспитатели группы
  • Родители группы
  • Инструктор по ФИЗО, музыкальный работник, воспитатель по изо, воспитатель по экологии.

Основные направления работы с детьми:

  • Совместная деятельность взрослого и ребенка
  • Самостоятельная деятельность ребенка

Срок реализации проекта:  ноябрь – декабрь 2023г.

Проблема: проведя беседы с детьми диагностического характера и проанализировав перспективное планирование по реализации регионального компонента выяснилось:

  • При обследовании детей на начало учебного года выявлено – у воспитанников непрочные знания в области истории возникновения Ханты – Мансийского округа;
  • Отсутствие знаний о традициях, фольклоре коренных народов севера;
  • Недостаточное оснащение познавательно – развивающей среды и художественно – методической литературой в ДОУ.

Содержание проекта

Цель проекта: расширять и углублять представления детей о Ханты – Мансийском Автономном округе; природе родного края, жизни, быте и народных промыслах коренных народов: ханты и манси.

Задачи:

  • Познакомить детей с символикой, достопримечательностями ХМАО.
  • Закрепить знания о природных богатствах края.
  • Создать условия для исследовательской деятельности.
  • Расширить знания об историческом и культурном наследии народов ханты и манси.
  • Формировать осознанное отношение к природе ХМАО и экологическим проблемам родного края.
  • Организовать сотрудничество с семьями воспитанников.

Этапы реализации

I этап – подготовительный: подборка и оформление книжного уголка для детей; подборка методической литературы; наглядно – иллюстративного материала совместно с родителями; поиск материалов опираясь на интернет ресурсы; обогащение развивающей среды в пространстве группы ДОУ; создание презентаций по теме проекта совместно с родителями.

IIэтап – основной

Работа с детьми

Занятия:

«Знакомство с тайгой»

«Животный и растительный мир севера»

«Наша Родина – Югра»

«Ханты и манси – жизнь, быт и культура»

«Народные промыслы»

«Северные узоры»

Беседы:

«Жизнь и быт коренных народов».

«Это интересно»

«Ханты и манси – коренные жители ХМАО»

«Я – житель севера»

Чтение:

Стихи и песни В.Калинушкина

Сказки народов севера:

А.М. Конькова «Сказки бабушки Аннэ»

Г. Слинкина «Сказки земли Югорской»

Дидактические игры:

«Кто где обитает»

«Установи чум»

«Выложи герб»

«Собери флаг»

«Собери карту»

«Загадай, мы отгадаем»

«Найди животное по следу»

Подвижные игры:

«Важенка и оленята»

«Перетяни канат»

«Рыбаки и рыбки»

«Олени и оленеводы»

«Хейро»

Сюжетно – ролевые игры:

«Чум»

«На рыбалке»

«Стойбище оленеводов»

Изо

Конструирование чума из бумаги и меха

Изготовление атрибутов для подвижных игр рыбки, оленьи рога

 «Ободки»

Изготовление альбомов:

«Растительный и животный мир родного края»

«Народные промыслы»

«Орнамент»

«История края»

«Жизнь и быт народов севера»

Работа с родителями

Консультации:

«Мы живем в Югре»

«Быт, обряды, праздники народов Севера»

 «О любви к родному краю» 

«Праздники народов ханты и манси»

«Орнаменты ханты и манси»

Изготовление поделок

III этап заключительный

Изготовление макетов: «Долина мамонтов»,

«Хант возле чума», «Олень и оленевод»

Изготовление поделок - куклы детей ханты и манси.

Изготовить куклу в народном костюме хантов.

Оформление альбомов:

«Растительный и животный мир родного края»

«Народные промыслы»

«Орнамент»

«История края»

«Жизнь и быт народов севера»

Создание «Красной книги нашего Севера»

Оформление картотеки:   «подвижные игры народов ханты и манси.»

«Дидактические игры.»

Консультация для родителей «О любви к родному краю»

Сегодня мы с вами поговорим о нравственном и духовном воспитании детей, о любви  к нашему краю.

Человек, природа, нравственность – понятия тождественные. Сегодня мы с сожалением констатируем: многого не вернуть из того, что успели растоптать, разорить, растерять и растранжирить. Сегодня мы уже осознаём, мы на краю гибели, и только если каждый, именно каждый, на своём месте по крупицам упорно и добросовестно будет восстанавливать, залечивать, выращивать добро, под корень искоренять зло, то может через десяток лет, а то и более, природа вновь поверит нам, улыбнётся солнышком, прольётся живительными дождями.

«Один урок нравственности годен для детства и в высшей степени важен для всякого возраста – это не делает никому зла» - так писал Жан Жак Руссо. Давайте будем следить за своими действиями и поступками, показывать во всём пример своим детям.

Сознание ребёнка нуждается в подготовке к восприятию прекрасного «Лист чистой бумаги» ждёт предварительного покрытия чувствительным слоем. Как это сделать? Прежде всего, сталкивая ребёнка с чудесами окружающего мира, с природой нашего края, ставя его лицом к лицу с лесом, рекой, небом. Пусть впитывает без всяких «отметок» за успехи или неуспехи.

Чуткая душа, с детства познавшая чувство наслаждения красотой родного края, непременно затронет самые нужные струны человеческого характера. На свете очень трудно жить без трёх вещей: искусства, любви, воспоминаний. Что для этого нужно, какова роль взрослых в эти минуты?

Всё это увидеть представляется вместе с детьми во время наблюдений. Что вы считаете более значимым, т.е. ставите на первое место в ходе наблюдений – обогащение знаниями или развитием чувств. Почему? Удаётся ли вам увлечь детей объектом наблюдений? Каким образом?

Русская пословица гласит: « Не от еды дитя растёт, а от радости». Детство – это радость. Давайте подумаем вместе, как оправдать надежды детей в момент развития познания окружающего мира, знакомства с родным краем.

Русский педагог Д.К.Ушинский писал: «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей через посредство отечественного языка. Ярок, сочен, меток, поэтичен язык родной природы, нам же остаётся донести его до детей». Вопросы не только помогают увидеть и познать мир, но и неожиданно для нас самих обогащают наш ум неожиданными открытиями. Ребёнок должен приходить к нам с вопросами, а наша задача, взрослых, вызвать эти вопросы. Чудными мгновениями можно назвать минуты восклицания, любования. Чтобы они заворожили детей своей необычностью, неповторимостью, оригинальностью. Это призывает нас, взрослых и родителей, учиться у великой матери – природы. Счастье – это быть с природой родного края, видеть её, говорить с ней. Мы должны беречь это счастье .Пусть же ваше желание помочь детям полюбить свой край будет столь велико, что не оставит в покое никого из нас.

Анкета для родителей «Что такое патриотическое воспитание»

  • Какой смысл Вы вкладываете в понятие «гражданин», «патриотическое воспитание?»
  • Считаете ли Вы необходимым и возможным начинать патриотическое воспитание с дошкольного возраста?
  • Достаточно ли хорошо Вы знаете историю города, края, чтобы обеспечить вхождение ребенка в региональную культуру?
  • Интересуетесь ли Вы культурой и историей родного города, края?
  • Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки города Сургута? Если нет, то почему?
  • Считаете ли Вы необходимым приобщать детей дошкольного возраста к  истокам национальной культуры?
  • Как Вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к истории родного города, края?

          Спасибо за сотрудничество!

Дидактические игры

Узнай по описанию

Цель: Закрепить представления о достопримечательностях городов: Советского и Югорска, развивать внимание, память, речь-доказательство.

Игровое правило: по словесному описанию отгадывать достопримечательности города.

Игровое действие: отгадывание, называние.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям послушать короткие рассказы о достопримечательностях города, отгадать и назвать их.

Игровое упражнение: «Продолжи»

Цель: Формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, запоминать, составлять высказывание; закреплять знания о достопримечательностях Советского.

Игровое правило: выслушивать фразу до конца. Если один игрок ошибается, фразу продолжает другой игрок.

Игровое действие: продолжение фраз.

Ход игры:

Примеры фраз для продолжения.

Наш город называется…

Жителей нашего города называют …

 Так бывает

Цель: Формировать умение рассказывать о городе, в определении которого указаны нетипичные признаки, развивать мышление  и воображение.

Игровое правило: выслушивать словосочетание до конца. Если один игрок ошибается, то продолжает другой.

Игровое действие: раскрыть значение словосочетания.

Ход игры:

Педагог называет словосочетание, ребенок раскрывает его значение. Например: Холодный Советский (город зимой), веселый Советский (город в праздник), снежный Советский (город во время снегопада) и т. д.

Найди свой дом

Цели: Сформировать у детей знания о своем городе, о месте своего дома в нем, о разнообразии зданий, имеющихся в Советском. Развивать у детей внимательность, наблюдательность, умение находить свой дом среди нескольких. Развивать у детей логическое мышление, речь-доказательство. Воспитывать у детей интерес к родному городу.

Игровое правило: каждому игроку дается по одной карточке. Игроки соблюдают очередность. Если один игрок затрудняется в ответе, то ход переходит к следующему.

Игровое действие: поиск необходимого объекта на карточке.

Ход игры:

Детям предлагаются карточки, на которых изображено несколько зданий, необходимо найти свой дом и аргументировать ответ.

Почини здание

Цели: Формировать у детей представления о зданиях нашего города, об их разнообразии. Развивать у детей зрительное внимание, логическое  мышление и речь-доказательство. Воспитывать любознательность у дошкольников.

Игровое правило: каждый игрок берет по одной карточке. Выигрывает тот, кто первым подберет недостающий элемент к своей карточке.

Игровое действие: поиск недостающих элементов к карточкам.

Ход игры:

Детям предлагаются карточки, где недостает части здания и карточки с недостающими элементами, задача подобрать нужную часть.

Разложи предметы по домам

Цели: Формировать у детей представления о разнообразии зданий в нашем городе и об их назначении. Развивать у детей логическое мышление, умение классифицировать предметы по какому-либо признаку. Развивать речь-доказательство. Воспитывать интерес к родному городу.

Игровое правило: отбирать только подходящие картинки. Выигрывает тот, кто не ошибется.

Игровое действие: поиск подходящих карточек.

Ход игры:

Детям предлагается разложить отдельные карточки, на то поле, которому они соответствуют. Например, в магазин те предметы, которые необходимы в магазине. Для проверки можно предложить детям  перевернуть карточки изнаночной стороной, если карточки одного цвета, то задание выполнено верно. Можно играть с подгруппой детей, в этом случае водящий показывает карточки, а играющие выбирают нужную картинку.

Расскажи про свой город

Цели: Формировать у детей представления о разнообразии магазинов, учреждений, предприятий и об их назначении. Развивать у детей логическое мышление, умение находить определенное здание по какому-либо признаку. Развивать речь-доказательство. Воспитывать интерес к родному городу.

Игровое правило: выигрывает тот, кто не разу не ошибется.

Игровое действие: поиск необходимых карточек, рассказ о назначении зданий.

Ход игры:

Воспитатель раскладывает карточки на столе и предлагает детям найти магазин, аптеку, библиотеку, музей и т.п.  и рассказать о назначении этих зданий.

Загадки народов Севера

  • Из далёких стран привезённом предмете  не узнать ни головы, ни ног. (Яйцо).
  • Меня не  едят, но без  меня редко обедают. (Соль).
  • Котёл очень  маленький, а похлёбка очень вкусная. (Орех)
  • Хозяин  леса, хозяин Бога. (Медведь).
  • На вершине дерева длинная вязаная рукавица. (Шишка).
  • Вершина  дерева искрится, блестит. (Ягоды черёмухи).
  • Белое полотно разворачивается, чёрное полотно свёртывается; белое полотно свёртывается, а чёрное полотно разворачивается. (День и ночь).
  • Один  едет, а следов нет. (Лодка).
  • Живёт золотая божественная девушка, сын Бога играет на музыкальном инструменте, а такой – сякой танцует. (Солнце, ветер, снег).
  • Два человека, нареченные видеть прекрасную землю, одетую в золотую одежду, живут по обе стороны дороги, но никогда не встретятся. (Глаза).
  • На вершине  дерева скачет конь без всадника. (Белка)
  • Посредине полноводной Оби ели, лиственницы свёртываются, расстилаются. (Калдан – орудие лова рыбы)
  • По полноводной широкой Оби плывёт город с тысячным населением.  (Пароход).
  • Такой сякой прыгает, скачет, но это не лось, не птица, только быстрее и проворнее их. (Ветер дует).
  • В воде  плавает, но сухая. (Утка).
  • Небесную Божью дочь из дому тысячи людей не выгонят.  Время придёт, сама уйдёт.  (Луч солнца)
  • Вокруг тебя вьётся,  а руками не возьмёшь. (Дым).
  • Безрукий, безногий зверь с перьями из крыла, и на крыльях не летает, но не догонишь. (Рыба).
  • Живёт волшебник сильнее солнца, но с ветром не справляется. (Туча).
  • Никем не виденное лесное чудище, Божественное чудище дразнится. (Эхо).
  • Чем  больше берёшь из неё, тем она больше становится. (Яма).
  • Дерево обвито множеством нитей. Только эти  нити нельзя намотать в клубок. (Паутина).
  • Свет  Божественной волшебницы всех ослепляет. (Солнце).
  • Живёт волшебник: весной радует, летом кормит, зимой согревает. (Лес)
  • Божественный  волшебник хлынул, щелкая брызгами, землю досыта напоил. (Дождь).

Словарь терминов «Азбука Югры»

Югра – название в русских источниках XII–XVII вв. Югорской земли, а также хантыйских и мансийских племен.

Ханты (самоназвание хантэ — человек)  народ угорской группы. Живут по Оби, Иртышу и их притокам в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах Тюменской области, а также в Томской области. Язык - хантыйский. Религиозная принадлежность верующих: православные.

Манси (устаревшее - вогулы), народ в Российской Федерации (8,3 тыс. человек), в Ханты-Мансийском автономном округе (6,6 тыс. человек). Язык мансийский обско-угорской ветви финно-угорских языков. Верующие - православные.

Остяки – устаревшее название ханты.

Вогулы (вогуличи - гогуличи), устаревшее название манси.

Чувал – пристенный открытый очаг с нависающим над ним прямым дымоходом, распространённый до 20-х — 30-х гг. 20 в. у некоторых народов Сибири (якуты, ханты, манси), Поволжья (башкиры) и др. Очаг сооружался из неотёсанных камней или брёвен, покрытых слоем глины, дымоход — из тонких жердей, обмазанных глиной, сверху заканчивался трубой.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978

Лабаз - хозяйственный  амбарчик для мяса.

Малица – мальця - мужская одежда ненцев и части ханты и коми (оленеводов): длинная без разреза рубаха с капюшоном из оленьих шкур мехом внутрь.

Чум — конический шалаш из жердей, покрываемый берёстой, войлоком или оленьими шкурами; форма жилища, распространённая по всей Сибири, от Уральского хребта до берегов Тихого океана, у финно-угорских, тюркских и монгольских народов. Диаметр чума в нижней части обычно составляет от 3 до 8 метров.

Стойбище – 1. Становище кочевников. 2. Место отдыха пасущегося стада.

Краеведение – это исследование родного края, изучение его природы, его истории с древнейших времен до наших дней. Предметом изучения могут быть события, происходившие на территории района (области) в эпоху былых веков.

Кочевник – человек, который ведёт кочевой образ жизни.

Сургут – на языке ханты «сургут» означает «рыбное место».

Народные художественные промыслы ХМАО-Югры – изделия мастеров традиционного искусства коренных малочисленных народов округа: ханты, манси, лесные ненцы, а также коми-зырян и русских старожилов. Каждый народ в своем историческом бытии формирует и передает из поколения в поколение собственную духовную и материальную культуру, в которой складываются и приобретают устойчивость определенные традиции, этнодифференцирующие признаки, ремесленно-производственные навыки.

        Понятие «художественные традиции региона» охватывает широкий круг явлений, своеобразие которого определяет художественно-эстетический опыт народов, населяющих этот край, несут в себе глубокий отпечаток архаики.

«Сан» или «сон» – плоскодонный лоток с невысокими стенками, выполненный из цельного листа бересты.

«Кукр» – по форме напоминает коробку. Конструктивно он похож на сан, но стенки его выше и выполнены из двойной бересты.

«Пайп» или «хинт» – это высокий конический кузов из цельного листа бересты для переноса рыбы, ягод, охотничьих припасов.

«Совт» или «воньсюп» -  набирушка для ягод.

«Туес» («вота» манс) – делают их из березовой древесины. Чтобы дно держалось прочнее, снаружи его прижимает к стенкам кольцо бересты. Крышка туеса, плотно пригнанная к горловине, даже слегка распирает стенки.

Облас – это национальная лодка ханты и манси, сделанная из цельного дерева.

Оленеводство – разведение оленей, отрасль животноводства. Различают оленеводства: северное - разведение северных оленей и пантовое - пятнистых оленей, маралов, изюбрей. Основные районы северного оленеводства в Российской Федерации - тундровые и таежные Европейской части и Сибири; пантового - Алтайский, Красноярский, Приморский края. Северных оленей также разводят в Финляндии, Швеции, Норвегии, Канаде, США (Аляска), пантовых - в Китае, Корее, Монголии, Казахстане.

Тайга – хвойные бореальные леса, тип биома, распространенный в лесной зоне Северного полушария. Занимает ок. 10% суши Земли. В древостое тайги Евразии главным образом ель, пихта (темнохвойная тайга), сосна, лиственница (светлохвойная тайга); подлесок беден, травянисто-кустарничковый ярус однообразный (черника, брусника, кислица, зеленые мхи). Для тайги Сев. Америки характерны ель черная, ель белая, туя. В фауне из лесных млекопитающих - медведь, рысь, соболь, бурундук и др., из птиц - глухарь, клест, дятлы, совы и др. В тайге сосредоточены значительные ресурсы промышленной древесины, пищевого и лекарственного сырья, промысловых животных.

Тундра — вид природных зон, лежащих за северными пределами лесной растительности, пространства с вечномёрзлой почвой, не заливаемой морскими или речными водами. Тундра находится севернее зоны тайги. По характеру поверхности тундры бывают болотистые, торфянистые, каменистые.

Финно-угорские народы (фи́нно-у́гры) — группа народов, говорящих на финно-угорских языках, живущих чересполосно в Западной Сибири, Центральной, Северной и Восточной Европе.

Финно-угры - этноязыковая общность народов, насчитывающая более 20 миллионов человек. Все финно-угорские народы являются коренными на своих территориях. Предки финно-угров жили в Восточной Европе и на Урале еще со времен неолита (новый каменный век). От Балтийского моря до Западной Сибири, от лесостепей Русской равнины до побережья Северного Ледовитого Океана - исконные земли финно-угорских и близких к ним самодийских народов.

Краеведческий музей – комплексный музей, документирующий особенности природного развития, истории, хозяйственной жизни, культуры и быта определенной территории или населенного пункта (республики, края, области, района, города, села).

Собрания краеведческих музеев включают все виды музейных коллекций — художественные, естественнонаучные, археологические, нумизматические, этнографические, документов, оружия, предметов быта и т.д. (см. виды коллекций) Краеведческие музеи, как правило, имеют постоянные (долговременные) экспозиции, рассказывающие о природных особенностях, прошлом и настоящем края. Музеи проводят научно-исследовательскую работу, направленную на изучение коллекций, ведут многолетние наблюдения за природно-историческими объектами, проводят археологические раскопки и научные экспедиции. На базе краеведческих музеев проводятся научные чтения и конференции, материалы которых публикуются в трудах музеев.

Деятельность большинства современных краеведческих музеев отличается большим разнообразием форм, они активно и эффективно участвуют в жизни регионов, в решении социально значимых проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Мой край-Югра" для детей среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет

Проект включает в себя материалы для мероприятий с детьми,  консультации для родителей, подвижные игры для детей.Дети узнают историю нашего края, города Сургута других городов Югры,  п...

"Наша Родина- Россия, наш любимый край Югра!"

Музыкально-спортивный праздник, посвящённый Дню России и Дню города Сургута....

Сценарий концертной программы «Мой край – Югра»

Сценарий концертной программы  «Мой край – Югра»Посвящается 83-летию Ханты-Мансийского автономного округа....

Проект "Мой край-Югра"

Цель проекта - формирование у детей среднего дошкольного возраста знаний о родном поселке Пойковский и крае – ХМАО-Югра....

Проект - наш край Югра

ПРОЕКТ  «Наш край – ЮГРА» Проект: Долгосрочный, групповой, творчески-поисковый.По количеству участников: групповой.Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители....

Экологическая викторина «Мой край – Югра» (для детей 5-7 лет)

Деятельность направлена на решение задач направленных на формирование у дошкольников представлений о родном крае....

Проект по ознакомлению старших дошкольников с родным краем « Югра – мой край родной»

В проекте представлен опыт работы по организации сотрудничества педагога с родителями в вопросах художественно-эстетического развития детей. Сущность работы заключается в оптимизации взаимодействия в ...