проект "Мой край - югра"
проект (подготовительная группа)
проект "Мой край -Югра"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Расширять и углублять представления детей о ХМАО-Югра | 45.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Моя -Югра»Воспитатель:
Палтусова Р.Р.
Изучение родного края необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности. Не зря народная мудрость гласит: «Дерево питают корни, а человека Родина», «Мира не узнаешь, не зная края своего!».
Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному городу, краю, отечеству, помогает формировать у воспитанников целостного представления о своём крае, сохранения и развития социально- экономических и культурных достижений и традиций края за счёт становления ключевых компетенций.
Используя в своей работе с детьми дошкольного возраста краеведческий материал, мы воспитываем патриотические чувства, которые сохраняются на всю жизнь и служат духовному развитию личности; воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости.
Одна из задач нравственного воспитания дошкольников - пропаганда экологического воспитания и интереса к родному краю, формирование экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, стимулирование добрососедства и дружеских отношений между разными народами, проживающими на одной территории. Это способствует воспитанию патриотических чувств, которые включают в себя воспитание у детей любви к близким, к детскому саду, к родному дому, городу, краю, родной стране. Возникает вопрос: в чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольники могут эти чувства выразить? Дошкольный возраст – это период формирования личности ребенка. Именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности ребенка. Упущенное в дошкольном детстве, наверстать в школе гораздо сложнее или не удается совсем. А ведь именно от того, как дети воспринимают окружающий мир в детстве, в большей степени зависят их школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.
Паспорт проекта
Тип проекта
- По составу участников: детско – взрослый
- По сроку реализации: долгосрочный
- По целевой установке: информационно – исследовательский
Участники проекта:
- Воспитанники подготовительной группы
- Воспитатели группы
- Родители группы
- Инструктор по ФИЗО, музыкальный работник, воспитатель по изо, воспитатель по экологии.
Основные направления работы с детьми:
- Совместная деятельность взрослого и ребенка
- Самостоятельная деятельность ребенка
Срок реализации проекта: ноябрь – декабрь 2023г.
Проблема: проведя беседы с детьми диагностического характера и проанализировав перспективное планирование по реализации регионального компонента выяснилось:
- При обследовании детей на начало учебного года выявлено – у воспитанников непрочные знания в области истории возникновения Ханты – Мансийского округа;
- Отсутствие знаний о традициях, фольклоре коренных народов севера;
- Недостаточное оснащение познавательно – развивающей среды и художественно – методической литературой в ДОУ.
Содержание проекта
Цель проекта: расширять и углублять представления детей о Ханты – Мансийском Автономном округе; природе родного края, жизни, быте и народных промыслах коренных народов: ханты и манси.
Задачи:
- Познакомить детей с символикой, достопримечательностями ХМАО.
- Закрепить знания о природных богатствах края.
- Создать условия для исследовательской деятельности.
- Расширить знания об историческом и культурном наследии народов ханты и манси.
- Формировать осознанное отношение к природе ХМАО и экологическим проблемам родного края.
- Организовать сотрудничество с семьями воспитанников.
Этапы реализации
I этап – подготовительный: подборка и оформление книжного уголка для детей; подборка методической литературы; наглядно – иллюстративного материала совместно с родителями; поиск материалов опираясь на интернет ресурсы; обогащение развивающей среды в пространстве группы ДОУ; создание презентаций по теме проекта совместно с родителями.
IIэтап – основной
Работа с детьми
Занятия:
«Знакомство с тайгой»
«Животный и растительный мир севера»
«Наша Родина – Югра»
«Ханты и манси – жизнь, быт и культура»
«Народные промыслы»
«Северные узоры»
Беседы:
«Жизнь и быт коренных народов».
«Это интересно»
«Ханты и манси – коренные жители ХМАО»
«Я – житель севера»
Чтение:
Стихи и песни В.Калинушкина
Сказки народов севера:
А.М. Конькова «Сказки бабушки Аннэ»
Г. Слинкина «Сказки земли Югорской»
Дидактические игры:
«Кто где обитает»
«Установи чум»
«Выложи герб»
«Собери флаг»
«Собери карту»
«Загадай, мы отгадаем»
«Найди животное по следу»
Подвижные игры:
«Важенка и оленята»
«Перетяни канат»
«Рыбаки и рыбки»
«Олени и оленеводы»
«Хейро»
Сюжетно – ролевые игры:
«Чум»
«На рыбалке»
«Стойбище оленеводов»
Изо
Конструирование чума из бумаги и меха
Изготовление атрибутов для подвижных игр рыбки, оленьи рога
«Ободки»
Изготовление альбомов:
«Растительный и животный мир родного края»
«Народные промыслы»
«Орнамент»
«История края»
«Жизнь и быт народов севера»
Работа с родителями
Консультации:
«Мы живем в Югре»
«Быт, обряды, праздники народов Севера»
«О любви к родному краю»
«Праздники народов ханты и манси»
«Орнаменты ханты и манси»
Изготовление поделок
III этап заключительный
Изготовление макетов: «Долина мамонтов»,
«Хант возле чума», «Олень и оленевод»
Изготовление поделок - куклы детей ханты и манси.
Изготовить куклу в народном костюме хантов.
Оформление альбомов:
«Растительный и животный мир родного края»
«Народные промыслы»
«Орнамент»
«История края»
«Жизнь и быт народов севера»
Создание «Красной книги нашего Севера»
Оформление картотеки: «подвижные игры народов ханты и манси.»
«Дидактические игры.»
Консультация для родителей «О любви к родному краю»
Сегодня мы с вами поговорим о нравственном и духовном воспитании детей, о любви к нашему краю.
Человек, природа, нравственность – понятия тождественные. Сегодня мы с сожалением констатируем: многого не вернуть из того, что успели растоптать, разорить, растерять и растранжирить. Сегодня мы уже осознаём, мы на краю гибели, и только если каждый, именно каждый, на своём месте по крупицам упорно и добросовестно будет восстанавливать, залечивать, выращивать добро, под корень искоренять зло, то может через десяток лет, а то и более, природа вновь поверит нам, улыбнётся солнышком, прольётся живительными дождями.
«Один урок нравственности годен для детства и в высшей степени важен для всякого возраста – это не делает никому зла» - так писал Жан Жак Руссо. Давайте будем следить за своими действиями и поступками, показывать во всём пример своим детям.
Сознание ребёнка нуждается в подготовке к восприятию прекрасного «Лист чистой бумаги» ждёт предварительного покрытия чувствительным слоем. Как это сделать? Прежде всего, сталкивая ребёнка с чудесами окружающего мира, с природой нашего края, ставя его лицом к лицу с лесом, рекой, небом. Пусть впитывает без всяких «отметок» за успехи или неуспехи.
Чуткая душа, с детства познавшая чувство наслаждения красотой родного края, непременно затронет самые нужные струны человеческого характера. На свете очень трудно жить без трёх вещей: искусства, любви, воспоминаний. Что для этого нужно, какова роль взрослых в эти минуты?
Всё это увидеть представляется вместе с детьми во время наблюдений. Что вы считаете более значимым, т.е. ставите на первое место в ходе наблюдений – обогащение знаниями или развитием чувств. Почему? Удаётся ли вам увлечь детей объектом наблюдений? Каким образом?
Русская пословица гласит: « Не от еды дитя растёт, а от радости». Детство – это радость. Давайте подумаем вместе, как оправдать надежды детей в момент развития познания окружающего мира, знакомства с родным краем.
Русский педагог Д.К.Ушинский писал: «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей через посредство отечественного языка. Ярок, сочен, меток, поэтичен язык родной природы, нам же остаётся донести его до детей». Вопросы не только помогают увидеть и познать мир, но и неожиданно для нас самих обогащают наш ум неожиданными открытиями. Ребёнок должен приходить к нам с вопросами, а наша задача, взрослых, вызвать эти вопросы. Чудными мгновениями можно назвать минуты восклицания, любования. Чтобы они заворожили детей своей необычностью, неповторимостью, оригинальностью. Это призывает нас, взрослых и родителей, учиться у великой матери – природы. Счастье – это быть с природой родного края, видеть её, говорить с ней. Мы должны беречь это счастье .Пусть же ваше желание помочь детям полюбить свой край будет столь велико, что не оставит в покое никого из нас.
Анкета для родителей «Что такое патриотическое воспитание»
- Какой смысл Вы вкладываете в понятие «гражданин», «патриотическое воспитание?»
- Считаете ли Вы необходимым и возможным начинать патриотическое воспитание с дошкольного возраста?
- Достаточно ли хорошо Вы знаете историю города, края, чтобы обеспечить вхождение ребенка в региональную культуру?
- Интересуетесь ли Вы культурой и историей родного города, края?
- Посещаете ли вы вместе с детьми музеи и выставки города Сургута? Если нет, то почему?
- Считаете ли Вы необходимым приобщать детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры?
- Как Вы думаете, с какого возраста необходимо развивать у детей интерес к истории родного города, края?
Спасибо за сотрудничество!
Дидактические игры
Узнай по описанию
Цель: Закрепить представления о достопримечательностях городов: Советского и Югорска, развивать внимание, память, речь-доказательство.
Игровое правило: по словесному описанию отгадывать достопримечательности города.
Игровое действие: отгадывание, называние.
Ход игры:
Воспитатель предлагает детям послушать короткие рассказы о достопримечательностях города, отгадать и назвать их.
Игровое упражнение: «Продолжи»
Цель: Формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, запоминать, составлять высказывание; закреплять знания о достопримечательностях Советского.
Игровое правило: выслушивать фразу до конца. Если один игрок ошибается, фразу продолжает другой игрок.
Игровое действие: продолжение фраз.
Ход игры:
Примеры фраз для продолжения.
Наш город называется…
Жителей нашего города называют …
Так бывает
Цель: Формировать умение рассказывать о городе, в определении которого указаны нетипичные признаки, развивать мышление и воображение.
Игровое правило: выслушивать словосочетание до конца. Если один игрок ошибается, то продолжает другой.
Игровое действие: раскрыть значение словосочетания.
Ход игры:
Педагог называет словосочетание, ребенок раскрывает его значение. Например: Холодный Советский (город зимой), веселый Советский (город в праздник), снежный Советский (город во время снегопада) и т. д.
Найди свой дом
Цели: Сформировать у детей знания о своем городе, о месте своего дома в нем, о разнообразии зданий, имеющихся в Советском. Развивать у детей внимательность, наблюдательность, умение находить свой дом среди нескольких. Развивать у детей логическое мышление, речь-доказательство. Воспитывать у детей интерес к родному городу.
Игровое правило: каждому игроку дается по одной карточке. Игроки соблюдают очередность. Если один игрок затрудняется в ответе, то ход переходит к следующему.
Игровое действие: поиск необходимого объекта на карточке.
Ход игры:
Детям предлагаются карточки, на которых изображено несколько зданий, необходимо найти свой дом и аргументировать ответ.
Почини здание
Цели: Формировать у детей представления о зданиях нашего города, об их разнообразии. Развивать у детей зрительное внимание, логическое мышление и речь-доказательство. Воспитывать любознательность у дошкольников.
Игровое правило: каждый игрок берет по одной карточке. Выигрывает тот, кто первым подберет недостающий элемент к своей карточке.
Игровое действие: поиск недостающих элементов к карточкам.
Ход игры:
Детям предлагаются карточки, где недостает части здания и карточки с недостающими элементами, задача подобрать нужную часть.
Разложи предметы по домам
Цели: Формировать у детей представления о разнообразии зданий в нашем городе и об их назначении. Развивать у детей логическое мышление, умение классифицировать предметы по какому-либо признаку. Развивать речь-доказательство. Воспитывать интерес к родному городу.
Игровое правило: отбирать только подходящие картинки. Выигрывает тот, кто не ошибется.
Игровое действие: поиск подходящих карточек.
Ход игры:
Детям предлагается разложить отдельные карточки, на то поле, которому они соответствуют. Например, в магазин те предметы, которые необходимы в магазине. Для проверки можно предложить детям перевернуть карточки изнаночной стороной, если карточки одного цвета, то задание выполнено верно. Можно играть с подгруппой детей, в этом случае водящий показывает карточки, а играющие выбирают нужную картинку.
Расскажи про свой город
Цели: Формировать у детей представления о разнообразии магазинов, учреждений, предприятий и об их назначении. Развивать у детей логическое мышление, умение находить определенное здание по какому-либо признаку. Развивать речь-доказательство. Воспитывать интерес к родному городу.
Игровое правило: выигрывает тот, кто не разу не ошибется.
Игровое действие: поиск необходимых карточек, рассказ о назначении зданий.
Ход игры:
Воспитатель раскладывает карточки на столе и предлагает детям найти магазин, аптеку, библиотеку, музей и т.п. и рассказать о назначении этих зданий.
Загадки народов Севера
- Из далёких стран привезённом предмете не узнать ни головы, ни ног. (Яйцо).
- Меня не едят, но без меня редко обедают. (Соль).
- Котёл очень маленький, а похлёбка очень вкусная. (Орех)
- Хозяин леса, хозяин Бога. (Медведь).
- На вершине дерева длинная вязаная рукавица. (Шишка).
- Вершина дерева искрится, блестит. (Ягоды черёмухи).
- Белое полотно разворачивается, чёрное полотно свёртывается; белое полотно свёртывается, а чёрное полотно разворачивается. (День и ночь).
- Один едет, а следов нет. (Лодка).
- Живёт золотая божественная девушка, сын Бога играет на музыкальном инструменте, а такой – сякой танцует. (Солнце, ветер, снег).
- Два человека, нареченные видеть прекрасную землю, одетую в золотую одежду, живут по обе стороны дороги, но никогда не встретятся. (Глаза).
- На вершине дерева скачет конь без всадника. (Белка)
- Посредине полноводной Оби ели, лиственницы свёртываются, расстилаются. (Калдан – орудие лова рыбы)
- По полноводной широкой Оби плывёт город с тысячным населением. (Пароход).
- Такой сякой прыгает, скачет, но это не лось, не птица, только быстрее и проворнее их. (Ветер дует).
- В воде плавает, но сухая. (Утка).
- Небесную Божью дочь из дому тысячи людей не выгонят. Время придёт, сама уйдёт. (Луч солнца)
- Вокруг тебя вьётся, а руками не возьмёшь. (Дым).
- Безрукий, безногий зверь с перьями из крыла, и на крыльях не летает, но не догонишь. (Рыба).
- Живёт волшебник сильнее солнца, но с ветром не справляется. (Туча).
- Никем не виденное лесное чудище, Божественное чудище дразнится. (Эхо).
- Чем больше берёшь из неё, тем она больше становится. (Яма).
- Дерево обвито множеством нитей. Только эти нити нельзя намотать в клубок. (Паутина).
- Свет Божественной волшебницы всех ослепляет. (Солнце).
- Живёт волшебник: весной радует, летом кормит, зимой согревает. (Лес)
- Божественный волшебник хлынул, щелкая брызгами, землю досыта напоил. (Дождь).
Словарь терминов «Азбука Югры»
Югра – название в русских источниках XII–XVII вв. Югорской земли, а также хантыйских и мансийских племен.
Ханты (самоназвание хантэ — человек) народ угорской группы. Живут по Оби, Иртышу и их притокам в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах Тюменской области, а также в Томской области. Язык - хантыйский. Религиозная принадлежность верующих: православные.
Манси (устаревшее - вогулы), народ в Российской Федерации (8,3 тыс. человек), в Ханты-Мансийском автономном округе (6,6 тыс. человек). Язык мансийский обско-угорской ветви финно-угорских языков. Верующие - православные.
Остяки – устаревшее название ханты.
Вогулы (вогуличи - гогуличи), устаревшее название манси.
Чувал – пристенный открытый очаг с нависающим над ним прямым дымоходом, распространённый до 20-х — 30-х гг. 20 в. у некоторых народов Сибири (якуты, ханты, манси), Поволжья (башкиры) и др. Очаг сооружался из неотёсанных камней или брёвен, покрытых слоем глины, дымоход — из тонких жердей, обмазанных глиной, сверху заканчивался трубой.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978
Лабаз - хозяйственный амбарчик для мяса.
Малица – мальця - мужская одежда ненцев и части ханты и коми (оленеводов): длинная без разреза рубаха с капюшоном из оленьих шкур мехом внутрь.
Чум — конический шалаш из жердей, покрываемый берёстой, войлоком или оленьими шкурами; форма жилища, распространённая по всей Сибири, от Уральского хребта до берегов Тихого океана, у финно-угорских, тюркских и монгольских народов. Диаметр чума в нижней части обычно составляет от 3 до 8 метров.
Стойбище – 1. Становище кочевников. 2. Место отдыха пасущегося стада.
Краеведение – это исследование родного края, изучение его природы, его истории с древнейших времен до наших дней. Предметом изучения могут быть события, происходившие на территории района (области) в эпоху былых веков.
Кочевник – человек, который ведёт кочевой образ жизни.
Сургут – на языке ханты «сургут» означает «рыбное место».
Народные художественные промыслы ХМАО-Югры – изделия мастеров традиционного искусства коренных малочисленных народов округа: ханты, манси, лесные ненцы, а также коми-зырян и русских старожилов. Каждый народ в своем историческом бытии формирует и передает из поколения в поколение собственную духовную и материальную культуру, в которой складываются и приобретают устойчивость определенные традиции, этнодифференцирующие признаки, ремесленно-производственные навыки.
Понятие «художественные традиции региона» охватывает широкий круг явлений, своеобразие которого определяет художественно-эстетический опыт народов, населяющих этот край, несут в себе глубокий отпечаток архаики.
«Сан» или «сон» – плоскодонный лоток с невысокими стенками, выполненный из цельного листа бересты.
«Кукр» – по форме напоминает коробку. Конструктивно он похож на сан, но стенки его выше и выполнены из двойной бересты.
«Пайп» или «хинт» – это высокий конический кузов из цельного листа бересты для переноса рыбы, ягод, охотничьих припасов.
«Совт» или «воньсюп» - набирушка для ягод.
«Туес» («вота» - манс) – делают их из березовой древесины. Чтобы дно держалось прочнее, снаружи его прижимает к стенкам кольцо бересты. Крышка туеса, плотно пригнанная к горловине, даже слегка распирает стенки.
Облас – это национальная лодка ханты и манси, сделанная из цельного дерева.
Оленеводство – разведение оленей, отрасль животноводства. Различают оленеводства: северное - разведение северных оленей и пантовое - пятнистых оленей, маралов, изюбрей. Основные районы северного оленеводства в Российской Федерации - тундровые и таежные Европейской части и Сибири; пантового - Алтайский, Красноярский, Приморский края. Северных оленей также разводят в Финляндии, Швеции, Норвегии, Канаде, США (Аляска), пантовых - в Китае, Корее, Монголии, Казахстане.
Тайга – хвойные бореальные леса, тип биома, распространенный в лесной зоне Северного полушария. Занимает ок. 10% суши Земли. В древостое тайги Евразии главным образом ель, пихта (темнохвойная тайга), сосна, лиственница (светлохвойная тайга); подлесок беден, травянисто-кустарничковый ярус однообразный (черника, брусника, кислица, зеленые мхи). Для тайги Сев. Америки характерны ель черная, ель белая, туя. В фауне из лесных млекопитающих - медведь, рысь, соболь, бурундук и др., из птиц - глухарь, клест, дятлы, совы и др. В тайге сосредоточены значительные ресурсы промышленной древесины, пищевого и лекарственного сырья, промысловых животных.
Тундра — вид природных зон, лежащих за северными пределами лесной растительности, пространства с вечномёрзлой почвой, не заливаемой морскими или речными водами. Тундра находится севернее зоны тайги. По характеру поверхности тундры бывают болотистые, торфянистые, каменистые.
Финно-угорские народы (фи́нно-у́гры) — группа народов, говорящих на финно-угорских языках, живущих чересполосно в Западной Сибири, Центральной, Северной и Восточной Европе.
Финно-угры - этноязыковая общность народов, насчитывающая более 20 миллионов человек. Все финно-угорские народы являются коренными на своих территориях. Предки финно-угров жили в Восточной Европе и на Урале еще со времен неолита (новый каменный век). От Балтийского моря до Западной Сибири, от лесостепей Русской равнины до побережья Северного Ледовитого Океана - исконные земли финно-угорских и близких к ним самодийских народов.
Краеведческий музей – комплексный музей, документирующий особенности природного развития, истории, хозяйственной жизни, культуры и быта определенной территории или населенного пункта (республики, края, области, района, города, села).
Собрания краеведческих музеев включают все виды музейных коллекций — художественные, естественнонаучные, археологические, нумизматические, этнографические, документов, оружия, предметов быта и т.д. (см. виды коллекций) Краеведческие музеи, как правило, имеют постоянные (долговременные) экспозиции, рассказывающие о природных особенностях, прошлом и настоящем края. Музеи проводят научно-исследовательскую работу, направленную на изучение коллекций, ведут многолетние наблюдения за природно-историческими объектами, проводят археологические раскопки и научные экспедиции. На базе краеведческих музеев проводятся научные чтения и конференции, материалы которых публикуются в трудах музеев.
Деятельность большинства современных краеведческих музеев отличается большим разнообразием форм, они активно и эффективно участвуют в жизни регионов, в решении социально значимых проблем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Мой край-Югра" для детей среднего дошкольного возраста от 4 до 5 лет
Проект включает в себя материалы для мероприятий с детьми, консультации для родителей, подвижные игры для детей.Дети узнают историю нашего края, города Сургута других городов Югры, п...
"Наша Родина- Россия, наш любимый край Югра!"
Музыкально-спортивный праздник, посвящённый Дню России и Дню города Сургута....
Сценарий концертной программы «Мой край – Югра»
Сценарий концертной программы «Мой край – Югра»Посвящается 83-летию Ханты-Мансийского автономного округа....
Проект "Мой край-Югра"
Цель проекта - формирование у детей среднего дошкольного возраста знаний о родном поселке Пойковский и крае – ХМАО-Югра....
Проект - наш край Югра
ПРОЕКТ «Наш край – ЮГРА» Проект: Долгосрочный, групповой, творчески-поисковый.По количеству участников: групповой.Участники проекта: воспитанники старшей группы, воспитатели, родители....
Экологическая викторина «Мой край – Югра» (для детей 5-7 лет)
Деятельность направлена на решение задач направленных на формирование у дошкольников представлений о родном крае....
Проект по ознакомлению старших дошкольников с родным краем « Югра – мой край родной»
В проекте представлен опыт работы по организации сотрудничества педагога с родителями в вопросах художественно-эстетического развития детей. Сущность работы заключается в оптимизации взаимодействия в ...