Проект "Познавательно-исследовательская деятельность по сказкам Дальнего Востока"
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа)
Проект "Познавательно-исследовательская деятельность по сказкам Дальнего Востока"
Цель: формирование первичных представлений о малой родине, о культурных ценностях народа через исследование народного эпоса.
В презентации показана работа над проектом по ознакомлению детей старшей группы с малочисленными коренными народами Дальнего Востока, их жизнью, их деятельностью, их творчеством (сказками).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazki_narodov_dv_dlya_sayta.ppt | 1.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Самое лучшее открытие — то, которое ребенок делает сам» Ральф У. Эмерерсон
ГИПОТЕЗА Процесс и результат познавательно-исследовательской активности у дошкольников будет выше, если создать условия для развития познавательных способностей: формирование предпосылок поисковой деятельности.
ПРОБЛЕМА Одним из самых малоизученных направлений является использование сказок народов, населяющих нашу многонациональную страну с учетом регионального компонента, и проживающих на определенной географической местности, при воспитании детей старшего дошкольного возраста.
АКТУАЛЬНОСТЬ Люди постепенно забывают историю своей малой родины, сказки написанные народом, населяющим эту территорию. Родителям недосуг проводить вечера с книгой, проще вручить ребёнку телефон или планшет. Современные бабушки и дедушки активно работают, а не нянчат внуков. Что делать, чтобы история и сказки не были забыты? Необходимо знакомить детей дошкольного возраста со сказками народов, проживающих на территории Дальнего Востока.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Музей Детский сад Семья
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА Цель: Формирование первичных представлений о малой родине, о культурных ценностях народа через исследование народного эпоса. Объект исследования – формирование представлений о малочисленных народах Дальнего Востока в старшем дошкольном возрасте. Предмет исследования – сказки народов Дальнего Востока как средство формирование представлений о жизни и быте народов Дальнего Востока.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА Познакомить детей с народным творчеством (сказки) Дальнего Востока Познакомить с атрибутами, орнаментом малочисленных народов ДВ Исследовать с детьми, как изготавливалась, использовалась атрибутика в повседневной жизни людей Привлечь детей к поиску из чего делалась атрибутика Пополнить музей группы Привлечь детей к театральной деятельности
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА Воспитатель Дети Педагог-психолог Учитель-логопед Родители Музыкальный руководитель
Возраст детей: старшая группа детского сада (5 – 6 лет) Тип проекта: творчески–игровой Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2020 – май 2021)
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ Подготовительный этап - определение темы, разработка цели и задач, сбор информации, использование компьютерных технологий, подбор художественной литературы и иллюстративного материала, который включает в себя, ознакомление с народами Дальнего Востока, а именно с жизнью, бытом, основными видами деятельности, народными промыслами. Основной (практический) этап – Ознакомления детей со сказками народов ДВ. Проведение игр, наблюдений, бесед с детьми (как групповых, так и индивидуальных). Совместная деятельность воспитателей, детей, их родителей. Подготовка консультаций для родителей по данной тематике. Экскурсии в мини – музей. Ознакомление дошкольников с жизнью и бытом через сказки народов Дальнего Востока (нанайские, ульчиские, нивсхие, эвенки, орчи), изготовления одежды, рассматривание орнаментов и проведение дидактических игр. Заключительный этап - Подведение итогов. Презентация для сотрудников детского сада о ходе реализации проекта и его результатах. Проведение театрализованного представления с участием дошкольников, воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА В результате предполагаемой работы 80% детей и родителей познакомятся с обычаями, традициями коренных малочисленных народов Дальнего Востока, с их творчеством. Пополнение мини-музея атрибутами, экспонатами по сказкам Дальнего Востока.
Дата Этапы работы Содержание работы Сентябрь - октябрь Подготовка к работе. Подбор материала. Изучение и подбор литературы для ознакомления детей и родителей с жизнью народов Дальнего Востока. Ноябрь - декабрь Знакомство детей с жизнью, бытом, основными видами деятельности, народными промыслами народов Дальнего Востока 1. Рассказ, беседа, просмотр мультфильмов, демонстрирование иллюстраций о родном крае – Дальнем Востоке, о малочисленных народах, населяющих эту территорию. 2. Экскурсия в мини-музей 3. Знакомство с промыслами (изготовление одежды, деревянной утвари, рассматривание орнаментов, охота, рыболовство) 4. Проведение дидактических игр («Собери ковер», «Узнай элементы узора», «Составь узор») 5. Проведение народной игры «Хэйро» – «Восход солнца» 6. Работа с родителями – оформление папки-передвижки «Коренные малочисленные народы Дальнего Востока»,
Дата Этапы работы Содержание работы Январь - февраль Ознакомление с народным творчеством малочисленных народов Дальнего Востока Чтение, беседы, рассматривание иллюстраций по содержанию сказок народов ДВ – «Кукушка», «Самый сильный», «Недобрая Ладо», «Скрипучая старушка», «Маленькая Эльга» Чтение сказки «Айога», поисково-исследовательская деятельность по сказке (из чего изготавливалась одежда нанайцев, как выглядело жилище, утварь дома) Март - апрель Творческая деятельность детей Подготовка к презентации проекта. Знакомство с видами орнаментов (рассматривание иллюстраций) 1. Проведение работ по рисованию, аппликации, лепке – орнаменты народов ДВ. 2. Ручной труд – изготовление элементов одежды для театрализации. Изготовление макета «Стойбище нанайцев» Изготовление родителями персонажей нанайских сказок из втулок для театрализованных игр Мая Презентация проекта через театрализованную деятельность Театрализация сказки «Айога»
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И ВОСПИТАТЕЛЯМ • знакомить дошкольников с произведениями народного творчества Приамурья на выставках, Домах народного творчества, музеях; • использовать национальный орнамент народов ДВ для оформления групповых экспозиций, стендов; чаще обращать внимание и оговаривать орнаменты рисунков народных промыслов, как на занятиях по изобразительной деятельности, так и в повседневной жизни. • использовать средства музейной педагогики с целью развития у ребёнка уважения к обществу, традициям семьи, родного края;
Познавательно-исследовательская и творческая деятельность детей Знакомство детей с коренными малочисленными народами Дальнего Востока, их жизнью, бытом, внешним видом по средствам иллюстративного материала.
Лепка на тему: «Обувь с элементами орнамента нанайского народа» Познавательно-исследовательская и творческая деятельность детей
Изготовление макета стойбища малочисленного народа Дальнего Востока Познавательно-исследовательская и творческая деятельность детей
Познавательно-исследовательская и творческая деятельность детей Взаимодействие детей с родителями. Поиск информации и изготовление из втулок персонажей дальневосточных сказок.
Взаимодействие с родителями. Папка-передвижка «Коренные малочисленные народы Дальнего Востока» Познавательно-исследовательская и творческая деятельность детей
Театрализация нанайской сказки «Айога». Познавательно-исследовательская и творческая деятельность детей Цель: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности. Задачи: «Художественно-эстетическое развитие»: - развивать чувство сопереживания персонажам произведения; - стимулировать развитие творческой, поисковой активности, самостояте6льности детей; приобщать детей и родителей к совместной дизайн-деятельности по моделированию костюма, декораций, атрибутов. «Познавательное развитие»: - воспитывать познавательный интерес к творчеству малочисленных народов нашего края. «Социально-коммуникативное развитие»:. - развивать эмоционально-волевую сферу. «Речевое развитие»: - активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационную сторону речи, темп, выразительность речи. «Физическое развитие»: - развивать координацию речи с движением; - развивать общую моторику.
В результате поисково-исследовательского проекта по сказкам Дальнего Востока дети ознакомились с народностями, проживающими на территории Дальнего Востока, с их обычаями, традициями, творчеством, с различными играми, в которые дети с удовольствием играют. Сказки малочисленных народов детям стали понятны и доступны. Заключение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подвижные игры детей коренных народов Приамурья и Дальнего Востока
Практическое пособие для педагогов ДОУ....
Проект "Ускользающая жемчужина Дальнего востока"
Данная работа представлена оипсанием проектной деятельности по ознакомлению дошокльников с лотосом Камарова ( представителем флоры Дальнего востока, занесенного в Красную книгу Хабаровского края...
Проект "Ускользающая жемчужина Дальнего востока"
Данная работа представлена оипсанием проектной деятельности по ознакомлению дошокльников с лотосом Камарова ( представителем флоры Дальнего востока, занесенного в Красную книгу Хабаровского края...
Конспект занятия по теме:" Путешествие в мир лекарственных растений Дальнего Востока"
Региональный компонент. Закрепить умение узнавать и правильно называть лекарственные травы. Расширять знания о пользе и применении лекарственных растений....
Сказки(мифы) народов Дальнего Востока(Камчатка)
Сказки(мифы) народов Дальнего Востока...
Продуктивная деятельность - рисование к теме недели "Природа Дальнего Востока".
В течение двух недель детям были предложены следующие темы для рисования.Рисование: «Долина гейзеров».Программное содержание.Продолжать учить детей рисовать пейзажи, соблюдая правила персп...
Продуктивная деятельность аппликация и лепка к теме недели: "Природа Дальнего Востока".
Аппликация ленточная с элементами рисования: «Там сосны дремучие…».Программное содержание.Учить детей составлять ленточную композицию (сосны, ели,кедры) на основе объеди...