Конспект занятия-экскурсии для детей старшего возраста «Малышки-хомлины в Калининграде»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Конспект занятия-экскурсии для детей старшего возраста «Малышки-хомлины в Калининграде»
Цель: Расширение знаний детей о родном крае, развитие познавательной активности через музейную и игровую технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_homliny.docx | 29.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия-экскурсии для детей старшего возраста «Малышки-хомлины в Калининграде»
Цель: Расширение знаний детей о родном крае, развитие познавательной активности через музейную и игровую технологии.
Задачи:
Образовательные: продолжать расширять знания детей о родном городе, его достопримечательностях; познакомить с хомлинами.
Развивающие: продолжать расширять и обогащать словарный запас детей (пассивный и активный); развивать монологическую речь, логическое мышление, воображение.
Воспитательные: воспитывать чувство гордости за свой город, формирование навыков взаимопомощи, доброжелательности, самостоятельности.
Предварительная работа: прогулки по городу детей с родителями, рассматривание фотографий и открыток с достопримечательностями города Калининграда, чтение стихов и рассказов о городе Калининграде, просмотр презентаций, видеофильмов о Калининграде.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация; карточки с животными Африки и Антарктиды, игра «Собери картинку»,
Ход занятия
Вход под песню «Калининград – мой город сад».
Дети заходят в группу и здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, становитесь в круг и, давайте поприветствуем друг друга.
Собрались все дети в круг, ты мой друг и я твой друг!
Вместе за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся!
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Тогда сегодня я приглашаю вас совершить увлекательную виртуальную экскурсию по городу Калининграду.
Слайд 1: Есть на Калининградских улицах, небольшие скульптурки, изображающие хомлинов. Кто же они такие?
Название персонажей образовано от английского home («хоум») — дом: человечки олицетворяют хранителей семейного очага.
Хомлины – это сказочные существа, на подобии домовых, которые, по легенде, живут рядом с людьми, а по ночам мастерят изделия из янтаря. По поверью, хомлин приносит счастье и добро. Всего в городе насчитывается семь персонажей. Фигурки семьи хомлинов с добродушной наружностью и «мышиными ушками», установлены в разных местах центра Калининграда, возле значимых достопримечательностей. «Если ты не видел всех хомлинов, значит, ты не видел Калининграда», — гласит местная поговорка.
Давайте с ними познакомиться.
Недалеко от Кафедрального собора на острове Канта находится фигурка первого хомлина.
Слайд 3: Дедушка Хомлин
Хомлин дедушка Карл - старший из семейства. Он появился в Калининграде самый первый. Дедушку Карла можно увидеть сидящим на перилах Медового моста, связывающего остров Канта с «Рыбной деревней». Дедушка хомлин расположился на самом юном и вкусном мосту, и он хотел бы вам задать вопрос: «Сколько всего было мостов в Кёнигсберге и как они назывались?» (ответы деткй)
Семь мостов:
- Лавочный
- Зелёный
- Потроховый
- Кузнечный
- Деревянный
- Высокий
- Медовый.
Воспитатель: Роман во время зимних каникул посетил Кафедральный собор. Что он там увидел он сейчас расскажет. (слайд 3)
Роман: Кафедральный собор сегодня — это культурный центр. Здесь находится самый большой в России органный комплекс, и музей Иммануила Канта. Вокруг собора — Парк скульптур, а у северной стены мемориальное захоронение великого немецкого философа. А еще Кафедральный собор является символом города Калининграда.
Воспитатель: Дедушка Карл сидит недалеко от органного зала и, говорят, иногда тайком посещает концерты. Он предлагает нам послушать как волшебно звучит орган. (слайд 4)
Воспитатель: Молодцы! Все мосты назвали. Орган послушали. Продолжим нашу прогулку по городу.
На входе в Музей янтаря (слайд 5) живёт следующий хомлин. Знакомьтесь – это бабушка Марта (слайд 6), жена дедушки Карла. Добрая, как и все бабушки, улыбающаяся с мешочком для янтаря. Она приглашает всех побольше узнать об этом солнечном камне, посетив музей. В руках бабушки Марты клевер, как символ здоровья, любви и богатства. Бабушка-хомлин приготовила для вас игру.
Игра «Собери картинку и отгадай что за предмет»
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. О музее янтаря нам расскажет Даяна. (слайд 7)
Даяна: В музее представлены образцы солнечного камня разных цветов и размеров, а также изделия из янтаря. В коллекции представлено немало образцов прозрачного камня, внутри которых можно увидеть остатки растений и животных. Когда-то жучки и мухи по неосторожности попали в вязкую смолу и навсегда остались там.
Воспитатель: Продолжим наше знакомство с калининградскими хомлинами. Около Музея мирового океана можно найти следующего хомлина.
Малыш Хомлин- Витя (слайд 8)
Это малыш хомлин - хомлин-морячок, третий из семьи. Он был установлен 26 июля 2019 года на перилах пирса набережной Петра Великого, перед главным зданием музея Мирового океана, у судна «Витязь». Малыш хомлин, которого именуют Витей, изображен сидящим в маленьком бумажном кораблике. Витя мечтает о дальних странствиях и морских путешествиях. Он приготовил для вас весёлую игру.
Воспитатель: А Саша нам расскажет о музее. (слайд 9)
В музее Мирового океана находится коллекция раковин морских моллюсков и картины художников-маринистов, множество моделей судов, даже скелет кашалота. Музей Мирового океана в Калининграде собрал массу уникальных экспонатов. В двух шагах от него — набережная исторического флота. Здесь навечно застыло легендарное научно-исследовательское судно «Витязь», рядом — действующее судно космической связи «Космонавт Виктор Пацаев», рыболовный траулер, плавучий маяк «Ирбенский», советская субмарина. На берегу — гидросамолет Бе-12. Можно попасть внутрь большинства этих судов.
Воспитатель: Хомлин – Витя очень любит играть и предлагает вам игру «Море волнуется».
Игра «Море волнуется» (слайд 10)
Воспитатель: Продолжаем нашу экскурсию по Калининграду в поисках хомлинов.
Ещё одного члена семьи хомлинов можно найти на входе в Зоопарк.
Малышка Хомлин (слайд 11)
Воспитатель: Четвертая по счету, Малышка Уля с улиткой, нашла свой дом рядом с Калининградским зоопарком.
Она появилась 19 июня 2020 года на перилах ограды перед входом в Калининградский зоопарк. Озорная девочка из семьи хомлинов изображена сидящей на необычном транспортном средстве - улитке. Уля очень любит животных. Она приготовила для вас интересную игру.
Дидактическая игра «Кто где живёт?» (разложить животных по месту обитания – «Животные Африки» и «Животные Антарктиды»)
(слайд 12)
Воспитатель: Ребята, Таня нам хочет рассказать о зоопарке. (слайд 13)
Таня: Калининградский зоопарк один из самых больших и старых зоопарков России. Организатором и первым директором был Герман Клаас. Во время войны почти все животные погибли. Уцелели только: лань, барсук, осел и бегемот, по кличке Ганс. Бегемот является символом Калининградского зоопарка. Численность живых экспонатов составляет около трех тысяч. А ещё здесь есть редкие растения, дерево гинкго, ровесник динозавров.
Воспитатель: Попрощаемся с Улей и отправимся дальше.
На перилах эстакадного моста перед входом в Музей изобразительных искусств сидит ещё один член семьи хомлинов - папа хомлин (слайд 14) Он появился 21 июля 2020 года. Глава семьи хомлинов, имя которого Лео, изображен сидящим с задумчивым видом. Он явно размышляет о чём-то высоком. Лео – любитель и знаток искусства. Он приготовил для вас загадки о жанрах живописи. Отгадайте, эти загадки.
Если видишь на картине нарисована река,
или ель и белый иней, или сад и облака,
или снежная равнина, или поле и шалаш,
то подобная картина называется … (пейзаж) (слайд 15)
Если видишь, что с картины
смотрит кто-нибудь на вас,
или принц в плаще старинном,
или в робе верхолаз,
летчик или балерина,
или Колька, твой сосед,
обязательно картина называется …(портрет) (слайд 16)
Если видишь на картине
чашку кофе на столе,
или розу в хрустале,
или бронзовую вазу,
или грушу или торт,
то подобную картину называют … (натюрморт) (слайд 17)
Воспитатель: Молодцы! Вы отгадали все загадки Лео.
Воспитатель: Никита недавно у нас побывал в музее и хочет вам рассказать о нём.
Никита: Калининградский музей изобразительных искусств был открыт 35 лет назад. Ежегодно в Музее проводится до 60 выставок отечественного и зарубежного искусства. Коллекция Музея насчитывает свыше 16 тысяч произведений живописи, графики, скульптуры, предметов декоративно-прикладного искусства. Здесь проводятся экскурсии, мастер – классы, лекции, концерты. А ещё это самый светлый открытый музей города, потому что в здании музея – 200 окон и 11 дверей.
Воспитатель: Далее мы отправляемся в самый красивый район города - Амалиенау. Здесь, на улице Красной находится интереснейший музей Альтес Хаус. (слайд 19)
Посетив музей, вы совершите путешествие во времени и побываете в гостях у людей, живших более ста лет назад. Бывший хозяин квартиры — кёнигсбергский купец Густав Гроссманн. Сто лет тому назад он жил в этой квартире, а сам дом был построен в 1912 году. Воссоздан интерьер квартиры, много интереснейших старинных вещиц собрано. Все их можно подержать в руках.
Здесь, на кирпичном парапете около музея-квартиры Альтес Хаус лёг передохнуть и помечтать самый маленький из семейства хомлинов малыш Антон. (слайд 20)
Беззаботный Антошка лежит на спине и разглядывает проплывающие над головой облака. А когда наступает ночь он бегает в парк Калинина покататься на каруселях.кАогда
А вы любите кататься на каруселях. Давайте покатаемся.
Физкультминутка “Карусели”
Карусели, карусели,
Мы с тобой в машину сели
И поехали, и поехали… (взмахи прямыми руками вперёд-назад)
(изображаем, как держим руль автомобиля)
Карусели, карусели,
В вертолёт с тобой мы сели
И поехали, и поехали…
(круговые вращения одной рукой над головой)
Карусели, карусели,
Дети на лошадку сели
И поехали, и поехали… (привстаём на носках, руками держим воображаемую уздечку)
Карусели, карусели,
В самолёт с тобой мы сели
И поехали, и поехали… (руки в сторону, покачиваемся)
Карусели, карусели,
Покатались - и присели!
Воспитатель: Мы прощаемся с Антоном и продолжаем нашу экскурсию.
Следующий персонаж семьи хомлинов мама Варя.
Эта фигурка была установлена последней, как и её малыш Антон, в знаковый день 21 июля (в день янтаря) в бойнице, в стене около ворот башни Врангеля. (слайд 21, 22)
Мама-хомлин посылает всем воздушные поцелуи из окна в башне. Хоть она и вдалеке от своего супруга Лео, она о нём помнит и ждёт. Одета Варя в простое платье с фартучком — символ хозяйственности и верности традициям.
Хомлин Варя интересуется историей города и гербами и предлагает вам найти герб Калининграда.
(слайд 23)
(Дети находят герб Калининграда)
И в завершении экскурсии хомлин Варвара предлагает вам поиграть в игру «Продолжи предложение» (слайд 24)
- В нашем городе есть музеи, театры, кинотеатры. Значит наш город какой? (культурный)
- В нашем городе много людей занимается спортом. Значит наш город какой? (спортивный)
- В нашем городе растёт много парков и деревьев. Значит наш город какой? (зелёный)
- К празднику наш город украшают флагами, шарами. Значит наш город какой? (праздничный)
- Весной в нашем городе высаживают много цветов. Значит наш город какой? (цветущий)
- В нашем городе много памятников героям. Значит наш город какой? (героический)
- Мы очень любим наш город. Значит наш город какой? (любимый)
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша экскурсия. (слайд 25)
Ребята, я вам сейчас раздам смайлики. Если вам понравилась сегодняшняя экскурсия, то вы положите на поднос улыбающийся смайлик, если нет, то наоборот, грустного.
А в память о прогулке мне хочется подарить небольшие сувенирчики – хомлины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста
Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста Раздел программы...
План – конспект подгрупповой коррекционно-логопедической ОД для детей старшей группы с ФФНР (с использованием ИКТ) из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ"
Коррекционно-образовательные цели: Расширение и активизация словаря детей по теме «Зима» (метель, снег, снежинка, вьюга, буран, снегопад, заснеженный).Совершенствование грамматического стро...
8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ
8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...
НОД для детей старшей группы «Как ребята Незнайке помогли» возрастная категория воспитанников: 5-6 лет (особенности старшей группы-дети с ТНР и ЗПР)старшая
Задачи:1. Продолжать формировать представление о цвете, форме и величине.2. Формировать пространственные представления у детей (право-лево).3. Закреплять конструктивные навыки.4. Закреплять прямой пор...
Презентация проекта по духовно-нравственному воспитанию детей средней группы МАДОУ №122 г.Калининграда. Автор: Белякова С.В.
Проект называется "Зёрнышко", он долгосрочный и рассчитан на 2 года. Целью его стало сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к нравственным и духовн...
Познавательный долгосрочный проект "Мы живем в Калининграде" для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, родителей, воспитателей ДОУ.
В проекте описан опыт знакомства с родным кородом Калининрадом в виде экскурсий, игр, чтение литературы и мн. другое. В проект вовлечены дети и родители, воспитатели. Предназначен для того, чтобы дети...
Педагогический проект Наш любимый Калининград для детей старшего дошкольного возраста
Педагогический проект Наш любимый Калининград для детей старшего дошкольного возраста...