Занятие по познавательному развитию "Псковский Кремль"
методическая разработка (подготовительная группа)

Селезнева Елена Николаевна

Продолжать знакомить детей с историей города Пскова: Псковский Кремль,  Троицкий собор, башня Кутекрома, «зелейные погреба», «житницы», «колокольница», Троицкие ворота, Смердьи ворота.



 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pskovskiy_kreml.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия.

 «Псковский Кремль»

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с историей города Пскова: Псковский Кремль,  Троицкий собор, башня Кутекрома, «зелейные погреба», «житницы», «колокольница», Троицкие ворота, Смердьи ворота.
  2. Активизировать словарь детей за счет слов: Кремль, кром, ладья, собор, Троица, купола, главы, вече, «зелейные погреба», Перши, бойницы, захаб.
  3. Воспитывать познавательные интересы к истории города Пскова, любовь к родному городу, патриотические чувства.

Материал: репродукции с изображением Псковского Кремля, карточки с изображением построек, входящих в Кремль.

 

Ход НОД

Стихотворение:

На холме плитняковом, крутом

Кремль стоит, а по-псковскому – Кром,

Неприступна – седая твердыня

Наша крепость и наша святыня.

  1. Беседа о прочитанном стихотворении.
  • О чем это стихотворение? (о Кремле)
  • Что такое Кремль? (крепость)
  • В нашем городе есть Кремль? (Псковский Кремль)

  • С Кремля начинались все древнерусские города. И наш город Псков начинался с Кремля – с самого высокого скалистого мыса при слиянии двух рек Псковы и Великой.
  • Как вы думаете, давно ли возник Псковский Кремль?

(Очень давно, много столетий назад).

  • Я расскажу вам легенду о рождении нашего города.

«Когда-то, очень давно жила - была в этих местах Ольга, ставшая потом женой князя Игоря, она обладали сильной волей и хитрым умом. Любила Ольга верхом на лошади гулять по берегам озер, ходить на ладье. В старину ладьей называли лодку. Ходить на ладье по чистой широкой реке.

Во время одной из прогулок она остановилась на берегу, огляделась. Тучи неслись над простором, закрывали солнце. Вдруг свет тремя лучами пролился на землю. В великом безмолвии лежал перед Ольгой дивный край. Две реки стремились одна к другой. Там, где они сливались в лучах света, словно корабль, высился каменный мыс. Глядя на него, Ольга сказала: «Здесь будет собор Святой Троицы и град велик, славен и во всем изобилии».

Гордились Псковичи Ольгой и неслучайно, в народных легендах Псков назывался «Ольгиным городом» Центром города был Кремль или Кром.

Предполагают, что название это произошло от слова «закрома» - место, где хранили хлеб. В Кремле всё привлекает: и златоверхий собор, блещущий маковками на солнце, и древние камни»

  • Как вы понимаете слово «собор»?
  • Да, это самая главная церковь, по-другому – собор можно назвать храмом.

        Главное здание Псковского Кремля – Троицкий собор.

  • Почему собор назвали Троицким?

(Псковичи представляли бога в трёх лицах: Отца, Сына и Святого духа. Троицкий собор является символом Пскова. Уходя в бой, псковичи клялись постоять за «Троицу», за свое Отечество).

  • Как вы думаете, из какого материала построен собор?

(Троицкий собор возведен из камня и перестраивался три раза).

Золотою вершиной сверкая,

Всех соборов превыше и краше

Вырастает над Псковом святая

Семиглавая Троица наша.

  • Почему Троицу называют семиглавой?

 (Потому что Троицкий собор имеет 7 куполов или по-другому, 7 глав. Три главных купола в честь Троицы; 2 декоративных купола имеют практическое значение: для света и для большей вместимости прихожан; а еще 2 купола на притворах (показ фото)

        У южной стены собора сходилось псковское вече.

- А как вы понимаете слово «вече»?

- Вече – это совет, собрание прихожан для решения общих дел.

        Собирались псковичи на вече, которое проводилось у стен древней Троицы и решало: посадить ли на княжество нового князя, всести ли на конь на врагов?

- Как вы понимаете это выражение? (т.е. выступить в военный поход).

«встретить ли честно с кресты и дарами почётного гостя; многолетствовать ли»

- А это выражение как вы понимаете? (т.е. петь «многая лета» - исполнять церковное песнопение, содержащее пожелание долголетия);

«бити ли челом князю о чём-нибудь» (т.е. просить).

        С северной стороны собора стояли «зелейные погреба», «житницы».

- Как вы думаете, что могло хранится в «зелейных погребах»? Прежде всего порох и боеприпасы.

- А что хранилось в «житницах»? (Житница – хранилище хлеба и клетей с общественным и частным добром).

        Южная сторона Кремля называлась Першами – она «грудью» встречала врагов и была защищена рвом с водой – это место называлось Греблей.

        На Першах стояла «колокольница».

- Как вы думаете, зачем псковичам нужна была «колокольница»? (Когда на город нападали враги, колокол поднимал всех псковичей своим звоном. А также по звону колокола собирался народ на собрания).

        Чтобы псковичам попасть на площадь, они должны пройти через ворота. Через Троицкие ворота шли богатые люди, ворота эти считались парадными. А бедный люд шёл через Смердьи ворота – они считались рабочими.

        Итак, первая стена, которая называлась Першами была сначала деревянная, но после пожара псковичи возвели каменную стену. С ростом города было возведено 5 стен, так появляется Застенье (город за стеной). При строительстве стен использовали  местный материал – известняк. При кладке пользовались известняковым раствором, который готовили несколько лет.

- Как вы думаете, а зачем в стене были сделаны проёмы сверху и снизу? (эти проёмы сделаны для ведения боя верхнего и нижнего).

- А как раньше называли эти проемы? (бойницы).

        Псковичи стены укрепляли кострами.

- Как вы понимаете слово костёр? (кострами называли башни, которые укрепляли стены Кремля)

- Сколько башен укрепляют стены нашего Кремля? 11 башен. Самая старейшая – это Кутекрома, а самая молодая – Средняя.

- Вы знаете, как называются другие башни? (Власевская, Смердья, Плоская). При входе в Кремль сильным укреплением служил захаб. Захаб – это узкий длинный коридор, зажатый с двух сторон воротами, которые закрывались, а сверху из бревен был устроен боевой настил. Прорвавшись через внешние ворота, враг должен был оказаться в западне, так как перед ним были закрыты ворота внутренние и здесь враг был бы уничтожен.

        Послушайте ещё раз стихотворение про Псковский Кремль

На холме плитняковом, крутом

Кремль стоит, а по-псковскому – Кром,

Неприступна – седая твердыня

Наша крепость и наша святыня.

И пока он глядит в окоём,

Отражаясь в просторе речном,

Наше мужество нас не покинет…

        Предложить детям ответить на вопросы:

  1. Как называется город, в котором вы живете?
  2. Как называли южную стену Кремля? (Перши)
  3. Как по - другому можно назвать храм? (Собор)
  4. С чего начинались все древнерусские города? (Кремль)
  5. Назовите имя святой, которая предсказала рождение города Пскова? (Ольга)
  6. Как называлась главная площадь Кремля? (Вечевая).

Оформление ответов на предложенные вопросы.

ПЕРШИ

СОБОР

КРЕМЛЬ

ОЛЬГА

ВЕЧЕВАЯ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия "Мы гуляем по Кремлю".

Цели: Познакомить детей с понятием Кремль, с историей Московского Кремля...

Занятие по теме « Московский Кремль» в старшей группе.

Создание условий для получения и развития знаний воспитанников   об истории зарождения Московского Кремля средствами театрализованной деятельности....

Конспект занятия по рисованию "Московский Кремль"

Мы с детства запомнили эти слова,И нету прекрасней и прощеДля города имени — город Москва,Для площади — Красная площадь.[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"28041161","attr...

Конспект занятия по рисованию «Московский кремль»

Цель: Расширять представления детей о Московском Кремле. Учить рисовать башни кремля. Развивать творческое мышление. - учить детей рисовать разными материалами (простой карандаш, восковые мелки, цветн...

Конспект занятия по аппликации "Московский Кремль" (средняя группа)

Цель: Учить детей выполнять аппликацию московский Кремль из квадратов и прямоугольников разного размера.Задачи:Закреплять знания о флаге, гербе, гимне России.Закрепить представление о М...

Конспект занятия по рисованию "Московский кремль"

Цель: Расширять представления детей о Московском Кремле. Учить рисовать башни кремля. Развивать творческое мышление - учить детей рисовать разными материалами (простой каранда...

Конспект занятия по рисованию " Московский Кремль"

Расширять представления детей о Московском Кремле. Учить рисовать башни кремля. Воспитывать любовь к Родине....