Литературно-краеведческий час «Родному краю посвящается».
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Цель: Воспитание у детей патриотических чувств, гордости за место, где они живут, за свою малую Родину.
Задачи:
-знакомить детей с прошлым и настоящим города Сольвычегодска;
- развивать любознательность детей;
- расширять кругозор;
- воспитывать интерес к истории
Предварительная работа: беседа «Мой город», беседа «Улицы города», экскурсии по родному городу, рассматривание фотоальбома «Город Сольвычегодск», рисование по строкам стихотворения П. Синявского «Рисунок».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnyy_chas_rodnomu_krayu.docx | 28.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Литературно-краеведческий час «Родному краю посвящается».
Цель: Воспитание у детей патриотических чувств, гордости за место, где они живут, за свою малую Родину.
Задачи:
-знакомить детей с прошлым и настоящим города Сольвычегодска;
- развивать любознательность детей;
- расширять кругозор;
- воспитывать интерес к истории
Предварительная работа: беседа «Мой город», беседа «Улицы города», экскурсии по родному городу, рассматривание фотоальбома «Город Сольвычегодск», рисование по строкам стихотворения П. Синявского «Рисунок».
Ход занятия:
Ведущий: Здравствуйте ребята. Я рада приветствовать вас на литературном вечере! И в начале нашей встречи, я предлагаю вам послушать музыкальную композицию, чтобы определить тему нашего литературного вечера. Внимательно вслушайтесь в слова, текст песни, в её характер и настроение. И подумайте, о чём же она нам говорит.
Прослушивание песни «С чего начинается Родина»
Ведущий: О чём говорится в песне? (о Родине)
- Тема нашего литературного вечера: «Родному краю посвящается».
- Ребята, что же такое Родина? Ответы детей
Ведущий: Вы знаете, что на земле существует много разных стран. А как называется наша страна? (Россия). Правильно, Россия. Люди, живущие в нашей стране, называются россияне. Россия - наша Родина. А тот город или село, где мы родились и живем, для нас является малой родиной. Любой человек, находясь далеко от дома, при слове "Родина" представляет что-то свое, очень-очень родное.
- Как называется наш родной город, наша малая Родина? (Сольвычегодск).
Сольвычегодск – это место, где мы с вами родились, где живут наши родные и близкие люди. Это место, по которому мы скучаем, когда находимся в отъезде. Сольвычегодск – это наша малая Родина.
И сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашему любимому Сольвычегодску, его памятным местам.
1) Речевая игра «Я знаю»
Ведущий: Чтобы проверить, хорошо ли мы знаем наш город, я предлагаю поиграть в игру «Я знаю». Я кидаю вам мяч, и предлагаю назвать определённые места в городе. Вы отвечаете и возвращаете мяч обратно. Например: «Я знаю три улицы в городе (Ленина, Советская, Карла Маркса)».
Примеры вопросов:
«Я знаю храмы в городе Сольвычегодске».
«Я знаю три магазина в Сольвычегодске»,
«Я знаю озеро в Сольвычегодске»,
«Я знаю птиц, которые есть в Сольвычегодске»
«Я знаю название реки, на которой стоит город Сольвычегодск».
«Я знаю, кто основал город Сольвычегодск»
«Я знаю, чем славится мой город».
Ведущий: Наш город очень маленький, гуляя по нему, мы можем очень быстро обойти весь Сольвычегодск. Но в нашем городе очень много интересных и исторических мест, которые привлекают туристов и путешественников. Про исторические места мы знаем из рассказов наших воспитателей и родителей, из песен, сказок, рассказов и стихотворений местных авторов, которые живут или жили в нашем городе. А также из произведений других авторов, которые когда-то приезжали сюда, им захотелось придумать о нашем городе песню или стихотворение, написать рассказ или сказку, нарисовать картину.
Белый храм над белою рекою
Над рекой забитою шугой
Таинство, какой-то редкий сон
Белоснежьем град заворожен
Кажется, ему всегда нужна
Сказочная эта белизна.
В ней и свет, и радость. И покой –
Многолетний,
Лучше вековой!
…Снег же ищет место потеплей
У заборов лег. И у церквей
Где на каждом куполе – кресты
Винее. И словно из слюды
И летит, а в небе нет дорог,
Стайка взбудораженных сорок,
И кричит, а что не перечесть,
Разнося о том и этом весть,
Чтоб её узнал сейчас, потом
Всякий человек и каждый дом.
У снежинок крылья мотылька
…Ночь. Сольвычегодск. Собор. Река
Ведущий: Так написал о Сольвычегодске поэт и писатель Владимир Ноговицын. А другой поэт назвал наш город зачарованным. И он был прав. Город пяти веков зачаровывает раз и навсегда. И даже побывав тут однажды, увозишь с собой частичку искренней любви к этому месту.
Город Сольвычегодск был основан в 1492 году на реке Вычегда.
Ведущий: Ребята, как вы думаете, почему наш город так называется?
Именно с солью связана история нашего города. В давние времена солеварение было основным промыслом сольвычегодцев.
Местные жители хорошо знали соленое озеро и речку Усолку, куда уходил их скот лакомиться солью, вскоре жители начали строить первые варницы «для варения соли». Эти варницы и стали началом крупного промышленно-торгового центра – Соли Вычегодской.
Семьей Строгановых был построен Благовещенский собор, как благодарение Богу за свой успех и талант. Он возвышается на берегу реки Вычегды.
Строился домовой храм долго – 24 года. Но это стоило того – это историческое творение потрясает воображение не только здешнего народа, но и приезжих.
Рядом с Благовещенским собором расположено Жемчужное озеро. Сохранилось предание, что в озере Строгановыми было организовано разведение жемчужниц с целью получения собственного жемчуга для украшения икон, крестов, головных уборов.
Наша прогулка продолжается. И мы видим ещё один памятник. Введенский собор - единственный действующий храм в городе.
Он не перестает восхищать пышностью отделки и убранства, не потерял первоначальной торжественности. Таким и хотел видеть новый собор Григорий Дмитриевич Строганов.
Рядом с Введенским храмом находится Соленое озеро.
Соль. Ее имя носят десятки городов, из-за нее не раз вспыхивали войны, бунты, делались великие географические открытия, заключались торговые союзы, она вошла в поговорки всех народов. Соль заменяла деньги.
Солёное озеро посреди города до сих пор используется как поставщик целебной грязи для курорта.
Людмила Верховцева
Я живу средь студёных морозов
Я живу средь студёных морозов,
Среди северных белых снегов,
Среди тонких, озябших берёзок
И высоких крутых берегов.
В стороне моей, сердцу любимой,
В древнем городе нашей Руси,
Средь дремучих лесов и тропинок
Набираешься заново сил.
Чтоб любить эту землю родную,
Свежий воздух сосновых боров,
Воду чистую, воду живую
С заповедных лесных озерков.
Север светлый мой, север былинный
Жемчугами осыпан зимой.
Солнце, иней... Мой город старинный —
Невозможно расстаться с тобой!
Ведущий: Продолжаем наш маршрут, гуляя по берегу, мы видим еще один из сохранившихся памятников архитектуры Сольвычегодска – Спасообыденная церковь.
Сначала жителями города был построен деревянный храм. Трудились над строительством храма все: старики, женщины и дети.
Позднее на месте деревянной возникла каменная одноэтажная теплая церковь, но лишь в 1730 году над ней возвели высокий второй этаж с холодным храмом, что придало всей постройке характерный для того времени облик.
Через сто лет при Спасообыденной церкви была открыта одна из первых профессиональных школ города - ремесленная школа.
Ведущий: Ребята, что это за школа такая? Чему могли обучать в ремесленной школе? (ответы детей)
Школа открыта в специально построенном и оборудованном здании на средства, пожертвованные для неё почетным гражданином Сольвычегодска Хаминовым. В школе преподавались образовательные предметы и столярное ремесло. Основную массу учеников составляли дети бедных крестьян. Школа просуществовала до 1918 года. В настоящее время в здании располагается городская баня.
2) Игра «Мой город»
(выбрать изображения с объектами, которые находятся в нашем городе).
Ведущий: А мы с вами отправляемся на центральную улицу города Сольвычегодска.
- Ребята, как называется центральная улица нашего города? (ответы детей). Правильно – улица Ленина, ранее Крестовоздвиженская, получившая свое название по церкви, стоявшей в центре города на торговой площади. А в народе эту улицу называли Миллионной из-за большого количества гуляющих по ней людей.
На этой улице расположено одно из красивейших зданий города Сольвычегодска - усадьба купцов Пьянковых!
Здание было построено в 1810г. купцом Степаном Ивановичем Пьянковым. Позднее в этом здании произошёл пожар, и Пьянковы продали это здание.
Потом на нижнем этаже здания разместились тюремный замок и уездное казначейство, тюремная церковь. В верхнем этаже - городническое правление, уездный суд, земский суд, канцелярия, зал дворянского собрания и квартира городничего.
Ведущий: А кто же такой городничий, ребята? (ответы детей)
Сольвычегодские градоначальники занимали здесь апартаменты, чиновники всех рангов вершили суд да власть. Во дворе этого здания размещалась полицейская тюрьма.
Позднее здесь открыли Дворец искусств. Правое крыло здания было занято библиотекой, левое – музеем. Вверху располагался клуб на 300 мест, мужская и женская гримёрки, внизу - большой танцевальный зал, детские и юношеские секции.
В 1923-ем сюда въехал курорт.
В годы Великой Отечественной войны здесь был эвакуационный госпиталь.
Ведущий: Ребята, кто мне ответит, что такое госпиталь? (ответы детей).
В настоящее время здание законсервировано, как архитектурный памятник охраняется государством. В данный момент идет реставрация усадьбы.
3) Игра «Назови объект»
Ведущий: Сейчас на экране вы увидите какое-либо здание, памятник или место в нашем городе. Ваше задача – дать название этому объекту и сказать, где он находится (презентация).
Сольвычегодск, заснеженный и белый,
Спит в тишине.
И белоснежный храм,
И снег летит, летит во все пределы
Снег с тишиной и грустью пополам.
Метель очистит тихо наши души,
Зима пришла. В том нет моей вины.
Что может быть еще на свете лучше
Небес и белоснежной тишины!
4) ИЗО-деятельность «Город будущего».
Ведущий: Ребята, мы с вами сегодня совершили интересную прогулку по нашему городу, по нашей малой Родине. Мы побывали у главных архитектурных памятников Сольвычегодска и увидели, как много в городе достопримечательностей, ещё раз вспомнили интересные места нашей малой Родины, придумали и изобразили город Сольвычегодск в будущем. Давайте всегда будем бережно относиться к нашей истории, сохранять наш город в чистоте, помогать людям, которые живут рядом с нами, заботиться о нашем городе, о животных, о птицах. И гордиться тем, что мы живём в городе Сольвычегодске!
Дети читают стихотворение и показывают свои рисунки
Рисунок П. Синявский 1.На моём рисунке Поле с колосками, Церковка на горке Рядом с облаками. 2.На моём рисунке Мама и друзья, На моём рисунке Родина моя. 3.На моём рисунке Лучики рассвета, Рощица и речка, Солнышко и лето. | 4.На моём рисунке Песенка ручья, 5.На моём рисунке Выросли ромашки, Вдоль по тропке скачет Всадник на коняшке, 6.На моём рисунке Радуга и я, На моём рисунке Родина моя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"
Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...
Проект "Край наш родной навек любимый", презентация "Ознакомление с родным краем"
Формировать обобщенное представление о природной уникальности Самарской луки, развивать элементарную потребность в эколого-краеведческой деятельности. Обеспечить эмоциональное удовлетворение от собств...
Педагогическое мероприятие с детьми подготовительной группы по реализации образовательной области Познание на тему:«Певец родного края Поэт родного края»
Педагогическое мероприятие по формированию национального самосознания у детей дошкольного возраста....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА 80-летию Краснодарского края посвящается: фольклорный музыкально-спортивный досуг «Путешествие по Краснодарскому краю»
Это мероприятие позволит в увлекательной, интересной форме познакомить дошкольников с историей и культурой родного края....
Конкурс чтецов "Родному краю посвящаю"
Цель: повышение речевой активности детей, уровня выразительного чтения стихов.Задачи:•совершенствовать речевой слух и навыки чёткой, выразительной и правильной речи;•развивать творческие спо...
Исследовательская работа к годовщине Дня Победы по теме: "Родному краю и своей семье посвящается".
Исследовательская работа про родной край, семейная хронология про дедушек, участвующих в годы Великой отечественной войны и песни, посвящённые своему городу и краю....
Сценарий образовательной деятельности Мой край родной!» Квест – игра «Путешествие по родному краю» (уточнение и закрепление представлений о родном районе).
Разработка по краеведческому образованию детей дошкольного возраста для реализации парциальной программы "Новая Сибирь - мой край родной". Блок Программы «История»....