НОД «И велика, и мала» (Экскурсия в мини – музей)
план-конспект занятия (средняя группа)
Познакомить детей с народной игрушкой - куклой. Обзор мини-музея в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экскурсия в мини-музей группы | 21.52 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 20»
КОНСПЕКТ
НЕПОСРЕДСТВЕННО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ
ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
на тему:
«И велика, и мала»
(Экскурсия в мини – музей)
Воспитатель: Гончарук Н.Р.
Курск - 2023
Цель: знакомство детей с народной куклой.
Задачи:
Образовательная: познакомить детей с народной игрушкой – куклой.
Развивающая: развивать творческое начало, воображение, фантазию на основе ознакомления с традициями и культурой своего народа.
Воспитательная: воспитывать любовь, уважение к традициям своего народа, его обычаям; создавать условия для самостоятельной творческой деятельности.
Материал: в группе оформлен мини-музей- выставка кукол разных лет (от современных до кукол – оберегов), сделанных из разных материалов.
Ход занятия:
Воспитатель: Воспитатель в русском народном костюме. Дети стоят в кругу. Ребята! А вы любите играть в куклы? (Ответы детей). Я хочу пригласить вас сегодня в одно очень интересное место. Я думаю, что вам очень там понравится, вы увидите что-то интересное. (Подходят к мини-музею «Народная кукла). Я приглашаю вас посетить выставку кукол. Давайте посмотрим, какие куклы здесь собраны. Воспитатель проводит экскурсию и беседует с детьми: Посмотрите, пожалуйста, на этих кукол, вы узнаёте их? Какие они? Из чего сделаны? (ответы детей). Они нарядные, красивые, большие и маленькие. Этими куклами вы играете в детском саду и дома. Это современные куклы. А теперь я хочу познакомить вас с простыми куклами, но люди дорожили этими куклами и берегли их. Возьмите кукол в руки, посмотрите, потрогайте. Из чего они сделаны? (ответы детей)
Положите кукол, присядьте на ковёр. Я сейчас расскажу вам о них. Дети вместе с воспитателем присаживаются на ковёр.
Рассказ: Таких кукол делали давным-давно, когда ваши прабабушки были маленькими. Кукол сделали из ниток, ткани, соломы. Это рукотворные куклы. Куклы, которые оберегали малышей от злых духов, их так и называли – «обереги». Давайте рассмотрим каждую из них.
Вот кукла – погремушка. Она сделана из ярких лоскутков и перевязана ниткой. Таких кукол подвешивали на верёвочку над колыбелькой ребёнка, и он играл с ней, как с погремушкой. Она не издавала никаких звуков, но зато была яркой и нарядной, и поэтому привлекала внимание детей. И дети с удовольствием играли с ней. А ещё люди считали, что эта погремушка оберегала малыша.
Когда малыш не мог заснуть, мама брала лоскуток и делала вот такую куколку и давала малышу, он зажимал её в руке и засыпал. Иногда эту куколку клали под подушку малышу, чтобы ребёнок мог рассказать ей сказку или свой секретик. А называют эту куколку – Бессонница.
В старину люди считали, что звуки тоже отгоняют злых духов, и поэтому придумали вот такую куклу – Колокольчик. Послушайте, как громко звенят колокольчики.
Каждая хозяйка старалась в своём доме держать куклу, которая называлась – Крупеничка, Гороховушка или Зерновушка. Как вы думает, почему её так называют? Возьмите в руки, потрогайте. (ответы детей). Правильно, потому что внутри куклы находился горох, крупа или зерно. И если в доме была такая кукла, то считалось, что в этом доме хорошая, заботливая, трудолюбивая хозяйка.
А вот это Кукла-Закрутка. Она сделана из палочек, связанных между собой и сверху закручена лоскутками ткани.
Посмотрите, пожалуйста, на эту куклу. Какая интересная куколка, правда? Она свёрнута в маленький кулёчек. Хотите узнать почему? (ответы детей). Я вам расскажу. Раньше, новорожденных детей плотно-плотно пеленали в пелёнку. Считалось, что спелёнатый ребёнок оберегался в ней, он не был никем заметен. А чего боялись люди? (ответы детей). Да, они боялись злых духов, которые могли обидеть ребёнка, поэтому первая кукла ребёнка, была её образ – Пеленашка. Её клали в люльку ребёнка. Эта кукла, как и другие рукотворные куклы, служила оберегом. А теперь я вам предлагаю поиграть, так как играли в старину. Оставьте своих куколок на стульчиках и становитесь в круг.
Физминутка. Повторяем слова и движения за мной:
У Маланьи у старушки (хлопки в ладоши).
Жили в маленькой избушке
(сложить руки домиком).
Семь сыновей (показать семь пальцев).
Все без бровей, (очертить брови пальцем).
Вот с такими ушами, (растопырить ладони, поднести к ушам).
Вот с такими носами, (показать нос двумя растопыренными руками).
Вот с такими усами, (нарисовать пальцем усы).
Вот с такой головой, (очертить большую голову).
Вот с такой бородой, (показать руками).
Они не пили и не ели (поднести ко рту чашку, другой - ложку).
На Маланью всё глядели, (держа руки у глаз, похлопывая пальцами, как ресницами).
И все делали вот так… (показать любое движение).
Воспитатель: А вот ещё сундук. Рядом с сундуком письмо, прочитаем его? «Здравствуйте дети, я Домовёнок. Найдите меня в вашем мини-музее». (Дети находят куклу – Домовёнка)
Воспитатель: Вот ещё одна кукла – Домовёнок. Такую куклу хранила у себя каждая хозяйка. Люди считали, что эта кукла оберегает дом от злых духов. (Воспитатель продолжает читать письмо) «Я приготовил каждому из вас подарок – куклу – Пеленашку». (Воспитатель раздаёт детям куколки). Когда рождается человек, ему дают имя и куклам тоже дают имена. А как вы назовёте своих кукол? (дети придумывают имена, ответы детей). Ну, вот и замечательно! Я думаю, что самое время укачать наших новорожденных Пеленашек. Как можно укачать маленького ребёнка? (ответы детей).
Давайте и мы вместе споём колыбельную.
Баю-баюшки-бай-бай -
Кукла, кукла, засыпай.
Крепче глазки закрывай,
Поскорее засыпай.
Глазки-глазки закрывай -
Баю-баю-баю-бай.
Ну вот, наши Пеленашки уснули. Давайте отнесём их на кроватки, и положим отдыхать. А когда они проснутся, вы будете с ними играть. (провожаю детей в группу).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"День здоровья" в детском саду. "ЗДОРОВЬЮ ЦЕНЫ НЕТ" Экскурсия в мини-музее "Русская изба"
Востребованы и популярны стали "Дни здоровья" не только в школах, но и в детских садах. В нашем саду он проводится уже несколько лет подряд. Предлагаемый материал экскурсии в мини-музее детского сада ...
Экскурсия в мини - музей русской старины
Экскурсия в мини-музей Русской старины (для детей старшего дошкольного возраста) Задачи: Познакомить детей с содержанием мини-музея. Расширить представления детей о жизни русского народа. Спо...
экскурсия в мини- музей русской старины
Экскурсия в мини – музей русской старины (для детей средней группы №7) Материал подготовлен воспитателем группы ...
Учебно методическое пособие "Экскурсия в мини-музей ложки"
Учебно методическое пособие "Экскурсия в мини-музей ложки"...
конспекты экскурсий по мини-музею книги
Представлены конспекты занятий, знакомящие детей с разными видами бумаги, с буквами разных народов, с разнообразными письменными принадлежностями....
Экскурсия в мини – музей «Транспорт» Тема экскурсии: «Знакомство с видами специального транспорта: пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина»
Тема «Транспорт на страже жизни и здоровья человека» Группа: средняя, 4 экскурсовода, гости из другой группы среднего возраста. Цель экскурсии: создать условия для обогащения представлений детей о мир...
«Музей как культурно-образовательный феномен развития дошкольников: подготовка детей старшего дошкольного возраста к проведению экскурсий в мини-музее»
Музей как культурно-образовательный феномен развития дошкольников...