Проект на 5 неделю сентября "Хлеб - всему голова"
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

 Колесникова Светлана Владимировна

ДанныйДанный материал будет полезен педагогам, родителям с целью увеличения знаний у детей и взрослых о значении хлеба в жизни человека; приобщении детей и взрослых к бережному отношению к хлебу, а также в организации мероприятий с детьми старшего дошкольного возраста.

Актуальность проекта: В мире существуют понятия, которые для людей никогда не теряют своей ценности, они незыблемы, речь пойдет о хлебе. Я часто прошу сына, зайди, купи хлеба; в детстве я своим детям говорила, ешьте с хлебом!
Человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни праздничные застолья. Хлеб – это символ благополучия и достатка!
В старину к хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку.
Моя мама родилась в деревне, и детство ее пришлось на военные годы. Она нам рассказывала, что самое огромное желание было, съесть большой кусок черного хлеба!
С детских лет нас учили, бережно относится к хлебу, как к самому большому богатству. Так откуда же берется хлеб? Может быть, булки растут на дереве? С помощью экологического проекта мы это узнаем!

https://www.youtube.com/watch?v=CAqrRhqjMG8 Фото/видео отчет за 2020г

httpshttps://youtu.be/QSXcTQSRN_g Фото/видео отчет за 2021г

Один день из жизни (исследовательская деятельность) https://youtu.be/9BNgvgSrSA4

 

 

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на  конец последней недели сентября и начало первой недели октября  )

Группа: старшая/ подготовительная группы.  Тема: «Хлеб – всему голова!»

Цель: формировать представления о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом, воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые выращивают и пекут хлеб, расширять и активизировать словарь детей.

Итоговое мероприятие: Выставка рисунков и поделок. Квест игра « Как хлеб на стол пришел». Экскурсия на машзавод. Фото детей в поле и на сельскохозяйственной технике. Дата проведения итогового мероприятия: пятница

Ответственный за проведение итогового мероприятия: воспитатель.

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Понедельник

Утро:

Соц.-ком.

Речевое

Познават.

Физическое

Худ.-эстет.

Утренняя гимнастика. Комплекс «Как хлеб выращивают»

Рассматривание колосьев. Цель: развивать умение обследовать и сравнивать колосья разных зерновых культур (рожь, ячмень, пшеница, овёс)

Беседа «Откуда хлеб пришёл?» Развитие речи детей.

Чтение стихотворений о хлебе А.Ремизов «Хлебный голос»

- Привитие эстетического вкуса.

Повторить выученные стихи об осени с девочками.

Ц: развитие памяти, речи детей.

Работа в книжном уголке. (привлечь внимание детей к зернам и колоскам различных зерновых культур, сравнить и рассмотреть, обратить внимание на иллюстрации.

Ситуативный разговор «Из чего делают муку?» -Расширение представлений об окружающем мире.

Рассматривание сюжетных картинок «Появление хлеба»

Просмотр презентации «Хлебушко»- знакомить детей с профессиями, связанными с производством хлеба.

Н ОД

Ознакомление с миром природы.  

Старшая / подготовительная к школе группа. «Откуда хлеб пришёл?» (Скоролупова ) Цели: Образовательная:  - закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле;

-рассказать детям, как на наших столах появляется хлеб, какой длинный путь он проходит, прежде чем мы его съедим;

- закрепить названия профессий людей, растящих хлеб.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду взрослых, которые выращивают и пекут хлеб.

Развивающая: словообразование: хлеб-хлебороб, трактор – тракторист, комбайн-комбайнер, пшеница- пшеничный хлеб, рожь- ржаной, овес- овсяная каша, кукуруза – кукурузная каша, хлопья. Упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

Худ.Эст.

(лепка)

Старшая группа Скоролупова «Хлебное поле» Цели: развивать навыки разминания пластилина и размазывания его по пластине;

-учить выполнять рисунок на пластилине с помощью стеки, заостренного карандаша, отпечатывания различных форм;

- развивать навыки работы с пластилином и чувство композиции.

Подготовительная группа «Колоски» Цели: развивать навыки раскатывания тонких жгутов из пластилина, развивать навыки работы с пластилином и чувство композиции.

Формирование основ безопасности

Подготовительная группа Витамины и здоровый организм  (Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина  с.102)

Цель: Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека.

Прогулка:

Худ.-эстет.

Речевое

Познават.

Физическое

Соц.-ком.

Познават.

Речевое

Худ.-эстет.

Соц.-ком.

Физическое

Физическое

Познават.

Речевое

Соц.-ком.

Худ.-эстет.

Худ.-эстет.

Речевое

Физическое

Соц.-ком.

Прогулка 18https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/02/04/k_5895a20842c8d/387623_17.jpeg

Наблюдение за березой

Цели: продолжать знакомить с характерными особенностями березы, по которым ее можно выделить среди других деревьев; воспитывать желание любоваться красотой дерева.

Ход наблюдения

Стоит Алена — платок зеленый, Тонкий стан, зеленый сарафан. (Береза.)

О каком дереве говорится в загадке? Какой высоты береза? Где ствол у березы широкий, а где — узкий? Ветки у березы толстые или тонкие? А листья можно достать? Какого цвета ствол березы? Какой ствол у березы? Как можно сказать про березку? Какого цвета листья у березы?

Предложить детям полюбоваться красотой березы. Можно ее обнять, погладить и сказать: «Расти, милая березонька, радуй добрых людей».

Трудовая деятельность

Навести порядок в песочнице - формировать у детей осознанное отношение к порядку.

Подвижная игра

«Зайцы и волк» - продолжать развивать двигательную активность детей; приучать к самостоятельному выполнению правил.

«Самый быстрый» - упражнять в беге.

«Мыши и кот» - учить детей выполнять бег на носочках.

Индивидуальная работа

«Школа мяча» - формировать умение вести мяч по

прямой линии, согласовывать движения ног и рук;

Самостоятельные игры с выносным материалом.

работа перед сном и после

Чтение рассказа М.М.Пришвин «Лисичкин хлеб» (конспект по Парамоновой)

 Задачи. Познакомить детей с рассказом о природе, подкрепить впечатления от рассказа поэтическим словом. Через художественное слово воспитывать у детей интерес к лесу, его обитателям, добрые чувства к ним. Побуждать детей делиться собственными «лесными» впечатлениями, подбирать образные выражения для их обозначения.

 Закреплять навык аккуратно складывать одежду.

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам.-предупреждение плоскостопия, формирование правильной осанки.

НОД

Формирование основ безопасности  Старшая  группа  Тема: «Витамины и здоровый организм»  (Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина  с.102)

Цель: Объяснить детям, как витамины влияют на организм человека.

Вечер:

Вспомнить пословицы и поговорки о хлебе.

Провести беседу на тему: «Изделия из муки)Цель: обогащать знания детей.

Показ настольного театра «Колосок»

Д/и: «Выложи сказку на фланелеграфе» и «Сложи колосок»(из овалов и счетных палочек) Цель: закреплять название геометрических фигур, и счет в пределах 7.

http://vospitatel.com.ua/images/k/kolosok-ranniy-vozrast8.jpg

С девочками рисовать усики колоску и оставлять отпечатки пальцев на месте зерен в колоске. Колосок, рисунок, клипарт

Мальчикам загадывание загадок о хлебе. Цель: развитие речи, памяти детей.

Ситуативный разговор о культуре поведения за столом.. Цель: формирование бережного отношения к хлебу, почтение и уважение к хлебу.

Чтение стихотворения М.Глинской «Хлеб»

Работа в центре книги. Цель: учить детей бережному отношению к книгам.

Внесение настольно-печатной игры.. Цель: учить различать геометрические фигуры по характерным признакам.

Прогулка.

П.игра «Ловкая пара» Цель: развивать ловкость, быстроту реакции. Самостоятельная деятельность детей. Игры-эксперименты с песком и водой (из какого песка можно строить, почему?) Цель: развивать познавательный интерес. Наблюдение за погодой. (вечером становится прохладно, быстро темнеет) Цель: развивать наблюдательность.





День недели

Режим

Образова

тельные

области

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

1

2

3

4

5

6

7

Вторник

Утро:

Соц.-ком.

Речевое

Познават.

Физическое

Худ.-эстет.

Утренняя гимнастика. Цель:развитие ловкости, совершенствование координации движений.

Беседа «Что нам колос подарил» .Цель: развитие речи, умения описывать.

Дидактическая игра «Чего не стало» Цель: Развивать зрительную память. Перед детьми выкладываются колосок, булочка,  тесто, хлеб, пирожок, баранка. Накрываются платком. Один предмет прячется. Затем платок снимается и детям предлагается сказать, какого предмета не стало.

Чтение стихотворения о хлебе « Золотая рожь» В.Серова

С детьми подготовительной группы - повторить последовательность времен года, месяцев года и дней недели.

Игра «Что за чем?» Цель: формировать знание последовательности получения хлеба.

Д/и на развитие мелкой моторики рук « Колосок» Прицепить прищепки на колосок.

Чтение стихов о хлебе С.Погореловский «Урожай»

Ситуативный разговор «Узнай своих родителей, родственников (по фотографии) Цель: углубление представлений о членах семьи. (фотографии членов семьи на общих фото в поле)

Сюжетно-дидактическая игра «Мы хлеборобы»

Цель: закрепить профессиональные действия людей, работающих в сельском хозяйстве, вспомнить названия профессий.

Строительная игра «Комбайн» Дети строят комбайн похожим на тот, что видели на картинках.

Цель: развитие навыков работы с конструктором «Лего».

Работа в центре творчества.

Самостоятельные игры детей .Цель: развивать самостоятельность детей.

Просмотр презентации «Откуда хлеб пришёл?» -расширять кругозор детей.

НОД

Физическая культура

По плану руководителя  (подготовительная группа )

ФЭМП

Старшая группа (Л.В.Минкевич с.20) Тема: «Понятие о плане и углах геометрических фигур»

Задачи: 1.Дать представление: - о плане как уменьшенном смоделированном отношении между предметами в пространстве;

-об углах геометрических фигур.

2.Формироват представление о неизменности веса от изменения местоположения предмета.

3.Закрепить знания о цифрах от 0 до 9.

ФЭМП

Подготовительная группа (по Скоролуповой) «Что такое хлебзавод?»

Цели: закрепить навыки сложения и вычитания чисел в пределах 10 с помощью арифметической линейки;

-учить измерять объем сыпучих продуктов мерной чашкой;

-развивать мелкую моторику руки, формировать графически навыки;

-закрепит знание цифр и порядка следования чисел в натуральном  ряду.

Музыкально-художественная деятельность

По плану руководителя.

Прогулка:

Худ.-эстет.

Речевое

Познават.

Физическое

Соц.-ком.

Познават.

Речевое

Худ.-эстет.

Соц.-ком.

Физическое

Познават.

Речевое

Соц.-ком.

Худ.-эстет.

Худ.-эстет.

Речевое

Физическое

Соц.-ком.

Прогулка 19https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/02/04/k_5895a20842c8d/387623_19.jpeg

Наблюдение за небом

Цель: Познакомить детей с внешними особенностями осеннего неба. Вызвать у детей интерес к внешним особенностям неба.

Ход наблюдения

Потемнело все кругом! Тучи по небу бегом

Дождик крупный, как горох! И гремит: - Грох, грох, грох!

Небо в начале осени – голубое. Солнца на небе не видно, его закрыли облака. Солнце выглянуло из-за туч. Темные тучи на небе – будет дождь или снег. Почему небо голубое?

Небо кажется нам голубым, однако ночью или в космосе небо выглядит черным. Голубизна дневного неба создается находящимся в атмосфере Земли молекулами газа и другими частицами. Молекулы газа и частицы рассеивают солнечный свет, который состоит из гаммы цветов. Голубой сильнее всего рассеивается и отражается к нам на Землю.

Трудовая деятельность

Подметание дорожек на участке младших групп -

воспитывать желание трудиться.

Подвижные игры:

«Краски», «Догони пару» - учить запоминать цвет краски, быстро бегать по сигналу воспитателя, быть внимательным; упражнять в беге в нужном направлении до определенного места.

Индивидуальная работа

Игровые упражнения с короткой скакалкой - учить прыгать через скакалку, вращая ее вперед и назад.

Работа перед сном и после сна

Чтение норвежской народной сказки «Пирог»О.С.Ушакова с.112(сказка в приложении)

Задачи: учить находить сходство и различие в сюжете, идее, характерах героев .

-замечать выразительные средства.

Вечер:

Оздоровительная гимнастика после сна.

Закаливание.

Цель: предотвращение плоскостопия, ОРЗ.

Экспериментирование с живой природой. О.В.Дыбина с.55 Цель: развивать познавательный интерес детей, выявить потребность растения в воздухе, дыхании. Понять, как происходит процесс дыхания у растений. Материал: трубочки, растение, вазелин.

 

Работа по уходу за растениями (рыхление)Цедь: формировать трудовые навыки у детей.

Индивидуальная работа (рисование

колосков) .Цель: развитие эстетического вкуса, мелкой моторики рук.

Игра «Пирог» с пуговицами.

Пирог - игра с пуговицами

Напомнить детям, что книги и игрушки надо содержать в порядке -формировать бережное отношение к книгам.. Проследить за тем, как дети убирают игрушки, наводят порядок в центрах активности.

Сюжетно-ролевая игра «Жатва». Цель: повышать положительное отношение к врачам, работе в поле.

Подбор рисунков и поделок для выставки .Цель: формирование самооценки у детей, умение оценивать работы других.

Прогулка.

Рассмотреть с детьми пень на участке (использовать лупы). Потрогать оставшуюся кору: она рыхлая или твердая? Как вы думаете, это «молодой» пень или «старый»? Почему? Есть ли на нем мхи или лишайники, грибы, муравьи, ходы личинок жуков?

Игры по желанию детей.


День недели

Режим

Образова

тельные

области

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Среда

Утро:

Соц.-ком.

Речевое

Познават.

Физическое

Худ.-эстет.

речевое

Утренняя гимнастика. Цель :развитие умений выполнять упражнения с предметами.

Наблюдения за комнатными растениями (как определить, какие растения нуждаются в поливе?)Цель: формирование навыков по уходу за цветами.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика «Тесто», «Пекарь-булочник» .-:развитие мелкой моторики рук.

С мальчиками старшей группы - закрепить названия колосков, растущих в поле. Цель: закрепление знаний о злаковых растениях.

Ситуативный разговор во время игр «Уроки вежливости» - будь приветлив. Цель: прививать умение вежливо и внимательно общаться с товарищами.

Работа в центрах творчества: разыгрывание придуманных сказок и историй с игрушками кукольного театра; .Цель: развитие воображения, речи.

С/Р игра «Пашня» Цель: углубление представлений о работе по уборке злаковых..

Нетрадиционное рисование:  «Пироги и булочки» Булки, рисунок

- Наклейте на подносы пирог и булки. Подбирайте поднос, подходящий по форме.
Посыплем круглую булочку маком (предварительно смазав клеем), а овальную булочку — кунжутом. А вот пирог сделаем с вишнями — налепите из пластилина красного цвета круги-вишни на пирог.

НОД

Музыкально-художественная деятельность

По плану руководителя

Рисование

Старшая группа  И.А.Лыкова с.38 Тема: «Сельскохозяйственная техника» Задачи: Учить детей передавать в рисунке трактор. Формировать композиционные умения.

Подготовительная к школе группа по Скоролуповой «Урожай» Цели: учить детей изображать фигуры людей, машины;

-совершенствовать навыки работы пастелью и цветными карандашами;

-развивать чувство композиции: учить гармонично размещать рисунок на листе бумаги.

Родной край

Беседы: «О названиях улиц», чтение стихотворений о родном посёлке.
• Подбирать материал к созданию альбома «Моя малая Родина – село Ветлянка».
Цель:
Формировать представление о родном посёлке, своём районе; воспитывать гордость за то, что ты житель своего родного посёлка, желание помогать взрослым в благоустройстве посёлка
.

Прогулка:

Прогулка 20https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/02/04/k_5895a20842c8d/387623_18.jpeg

Наблюдение за ветром

Цели - конкретизировать и закрепить знания детей о ветре. научить определять силу ветра. Ход наблюдения Неизвестно где живет, Засвистит по речке дрожь Прилетит, деревья гнет. Озорник, а не уймешь!? Что это? Это ветер. Как вы думаете, сегодня на улице есть ветер? (Наблюдение начинается из окна). Мы сейчас выйдем на улицу и проверим. Как вы узнали, что на улице есть ветер? Он дует нам в лицо, деревья качаются, цветы качаются. Посмотрите на небо: почему облака плывут? Да потому что их тоже ветер подгоняет. Ветер бывает сильный, ураганный, и тихий, ласковый. Когда ветер сильный он может дерево вырвать с корнем. А тихий приносит нам прохладу. Мы его видим? А услышать его мы можем? Да, когда сильный ураган Что же такое ветер. Ветер это воздух, который движется вокруг нас. Мы дышим воздухом, без него не могут жить ни животные, ни птицы, ни рыбы, ни трава. Какой сегодня ветер: тихий или сильный? Как по- другому можно сказать? Ласковый, теплый, слабый. Приносит ли он пользу? (сушит белье, лужи, мельницы работают, вырабатывает свет)

Трудовая деятельность

Кормление птиц – обсудить с детьми, чем питаются птицы, чем нужно подкармливать их в холодное время.

Подвижные игры

«Кто дольше простоит на одной ноге?», «Жмурки» - учить быстро действовать при потере равновесия.

«Куропатки и охотники» - развивать ловкость, меткость.

Индивидуальная работа

Закреплять навыки подскоков на месте (ноги врозь — вместе; одна вперед — другая назад).

работа перед сном и после сна

Чтение «Хлеб» белорусская сказка.

Вечер:

Реч.

Соц.-ком.

Худ.-эстет.

Худ.-эстет.

Речевое

Физическое

Соц.-ком.

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажным дорожкам. Цель: профилактика простудных заболеваний, плоскостопия.

Елена Рудницкая «История хлеба» чтение рассказа и беседа по содержанию.

Рассматривание научно-познавательной литературы.  Цель: поощрять проявление интереса к энциклопедическим изданиям.

Индивидуальная работа с детьми в театральной студии. Цель: поощрять проявление интереса к театрально-игровой деятельности детей.

Ситуативный разговор об отношении к хлебу. .Цель: :закреплять правильное отношение к труду хлебороба, пекаря.

Прогулка.

Свободные игры детей.




День недели

Режим

Образова

тельные

области

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Четверг

Утро:

Соц.-ком.

Речевое

Познават.

Физическое

Худ.-эстет.

речевое

Утренняя гимнастика .Цель: упражнять в равновесии, ловкости.

Рассматривание познавательных книг.

Загадывание загадок о хлебе, хлебных изделиях. –расширять кругозор детей.

• П. Коганов «Хлеб - наше богатство» чтение .

Пальчиковая гимнастика «Росток»Цель: :развитие мелкой моторики рук, речи..

С мальчиками подготовительной  группы закрепить знание о профессиях связанных с производством, выращиванием хлеба- расширить кругозор детей.

Вспомнить с детьми потешки, пословицы, поговорки о хлебе .Цель: формировать бережное отношение к хлебу, к труду хлебороба. Ознакомление с художественной литературой. Чтение украинской народной сказки «Колосок»-конспект. Прогр.сод.: формировать умение слушать сказку, уметь отвечать на вопросы по содержанию сказки, обогащать словарный запас детей.

Выставка книг о хлебе, детских энциклопедий. Цель: расширение представлений о хлебе через познавательную литературу.

Рассматривание картинок о выращивании хлеба.

Индивидуальное консультирование по запросам.

Оформление родительских уголков.

Привлечь родителей к обучению детей рассказыванию из личного опыта. Развивать у детей умение поделиться своими знаниями и умениями в уходе и помощи за животными.

НОД

Худ.-эстет.

речевое

ФЭМП Старшая группа Л.В. Минкевич с.22 Тема « Вес предметов, связи и зависимости между числами»

Задачи: 1.Закрепить  представление: -о весе предмета; -о плане как уменьшенном смоделированном отношении между предметами в пространстве; об углах геометрических фигур.

2.Учить устанавливать связи и зависимости между числами.

ФЭМП Подготовительная группа Л.В. Минкевич  с.29  Тема: «Масса предмета, логические задачи» Задачи: 1.Учить: - устанавливать закономерность при решении логической задачи; -измерению массы предмета; преобразовывать геометрические фигуры; - проводить в тетрадях короткие и длинные горизонтальные линии на расстоянии одной клетки друг от друга.

2.Закрепить состав числа 4 из двух меньших чисел.

Физ.разв.

Физическое развитие. По плану физ. руководителя.

Обучение грамоте

    Занятие 5.

Тема: Звук и буква И.

Цель: закрепление понятия «гласный звук»;

выделение заданного гласного звука из потока гласных звуков;

в начале и в конце слова; в словах из текста;

знакомство с буквой И.

Оборудование: зеркала, домик для гласных звуков, красный кружок, буква И большая и маленькая (для домика), полоски, разделенные на три части на каждого ребенка и на педагога, красные кружочки и буквы И к этим полоскам; кукла мальчик; мешочек, предметы: индюк, ириска, изюм; картинки: санки, коньки (или предметы); карточки с надписью Иа, Ауи, Иуа, Уиа.

Прогулка:

Худ.-эстет.

Речевое

Познават.

Физическое

Соц.-ком.

Познават.

Речевое

Целевая прогулка на машинный двор  Цель: развивать наблюдательность, знакомить детей с сельскохозяйственной техникой, которая используется для обработки земли под посадку, уборку зерна.

Д.игра «Кто скорее назовёт?»Цель: формировать быстроту, ловкость, формировать общую целостность мира.

Инд работа по закреплению равновесия в разнообразных упражнениях.

Напомнить детям, что нужно следить за своим внешним видом, чистотой одежды, за прической.Цель:формирование к.г.навыков.

Сюжетные игры по выбору детей.

Исследовательская деятельность – предложить детям рассмотреть карточки-схемы, придумать свой путь от зёрнышка к хлебу.

работа перед сном и после сна

Разговор с детьми о пользе дневного сна.. Цель: :привитие здорового образа жизни.

Чтение любимых сказок.- развитие фонематического слуха.

Вечер:

Гимнастика после сна.

Закаливающие процедуры Цель: профилактика простудных заболеваний, плоскостопия.

Составление рассказов по картинкам  по теме «Как выращивали хлеб»

Совместный труд детей (мытье строителя, ремонт книжек)…Цель: формирование трудовых навыков.

Индивидуальная работа по развитию движений :лазание по «колёсам» Цель: развивать ловкость, равновесие.

Ситуативные разговоры с детьми о красоте осенних пейзажей «И. И. Шишкина «Рожь»
Цель: приобщать детей к эмоциональной отзывчивости .

Свободная деятельность детей в центрах творчества, книги.Цель: формирование самостоятельного выбора.

Прогулка.

Наблюдения за изменениями погоды в солнечный и пасмурный день. .Цель: :уточнение и закрепление представлений об осени.

Самостоятельная игровая деятельность детей на участке, игры по выбору.

Совместный труд детей и родителей по уборке снега на дорожках..Цель: формировать умение и желание трудиться сообща.








День недели

Режим

Образова

тельные

области

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Групповая,

подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Пятница

Утро:

Соц.-ком.

Речевое

Познават.

Физическое

Худ.-эстет.

речевое

Утренняя гимнастика. -совершенствовать у детей координацию движений во время бега, используя подвижные игры.

Ситуативный разговор «Как бы ты поступил?».Цель: развивать моральные качества детей.

Пальчиковая гимнастика. Цель: развивать мелкую моторику рук, речь.

Учить составлять предложения на тему «Хлеб – всему голова!» по опорным схемам -развивать мышление, речь, воображение.

Д/игра «Опиши-мы отгадаем» - научить описывать предметы и находить их по описанию.

Ситуативный разговор по содержанию картин : И. И. Машкова «Снедь московская», С.А. Куприянова «Вспашка», «Посев», «Уборка», «Озимые».

Свободная деятельность детей в центрах активности. Цель: развивать самостоятельность в выборе игры.

Просмотр презентации «Хлеб»-обобщение знаний о хлебе, производстве хлебобулочных изделий, о профессиях тракториста, хлебороба…

Индивидуальные беседы и консультации по запросам.

Приобщить родителей к участию в выставке рисунков и поделок «Приключения хлебного колоска.»

НОД

Развитие речи

Старшая группа .В.В. Гербова Занятие 6. Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный»(конспект)

Цель. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обработка И. Карнауховой), помочь понять ее смысл.

Подготовительная группа.

Занятие 5. Тема: Закрепление изученного. Интонации в ролевом пересказе, окраска голоса (тембр). Хаббибуллина.

Конструктивно-исследовательская деятельность

Ручной труд. «Булочки, бараночки…» (тестопластика-конспект) Прогр.сод.: учить детей задумывать содержание своей работы на основании личного опыта, уточнить и закрепить знания детей о хлебобулочных изделиях, формировать умение передавать форму знакомых предметов, их пропорции, используя усвоенные раннее приёмы лепки.

Двигательная деятельность.

Прогулка:

Худ.-эстет.

Речевое

Познават.

Физическое

Соц.-ком.

Речевое

Прогулка 21

Наблюдение за песком

Цельдать элементарные представления о свойствах песка; формировать культурно-гигиенические навыки, выявить свойства песка и почвы, их сходства и отличия.https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2017/02/04/k_5895a20842c8d/387623_20.jpeg

Ход наблюдения

Он очень нужен детворе, Он и на стройке, и на пляже,

Он на дорожках во дворе, И он в стекле расплавлен даже.

(Песок)

Сухой песок рассыпается. Если полить песок водой, он станет влажным. Из влажного песка можно лепить куличи и пирожки. На влажном песке можно рисовать палочкой. После игры с песком нужно мыть руки. Почему на песчаных дорожках после дождя не образуются лужи? (хорошо пропускает воду). Где и как люди могут использовать песок, учитывая его свойства? ( Песок сыпучий, хорошо пропускает воду, благодаря этому, его используют в строительстве дорог. Кварцевый песок используют при производстве стекла). Сравнить цвет сухого и сырого песка. Из сырого песка можно лепить, строить, а сухой — рассыпается. Обратить внимание на почву (земля, песок, глина), на перекопку, рыхление. Что общего, чем отличаются.

Трудовая деятельность

Одна подгруппа детей — подметание дорожки на участке; другая — рыхление песка в песочнице - воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща.

Подвижная игра

«Не упади» - закреплять умение передавать мяч назад и вперед прямыми руками.

«Мышеловка» - учить детей четко проговаривать текст.

«Подбрось - поймай» - учить детей подбрасывать и ловить мяч.

Индивидуальная работа

«Коснись мяча» - закреплять умение бросать и ловить мяч.

Рисование на сыром песке – «Полевые цветы» - закреплять умение детей передавать положение предметов в пространстве на сыром песке.

работа перед сном

Чтение С.Михалков «Булка» Цель: развивать фонематический сух детей, моральные качества детей.

Вечер

Физическое

Познават.

Речевое

Соц.-ком.

Худ.-эстет.

Худ.-эстет.

Речевое

Физическое

Соц.-ком.

Гимнастика после сна. Закаливание.

Цель: профилактика простудных заболеваний.

Работа по уходу за растениями.

Цель: учить определять растения, нуждающиеся в поливе.

Выставка рисунков и поделок «Приключения хлебного колоска»Цель: закрепление представлений о хлебе, профессиях, связанных с производством хлеба.

Словарная работа со старшей группой

Д.игра «Опиши, я отгадаю»Цель: развивать и обогащать словарный запас детей.

Ситуативный разговор о правилах взаимоотношений .Цель: формировать правильное поведение детей.

Самостоятельная деятельность детей в центрах творчества.

Работа по уходу за растениями Цель:учить узнавать, какие нуждаются в поливе перед выходными днями.

Прогулка.

Наблюдения за погодными изменениями. Цель:закрепить умение видеть изменения в природе. Самостоятельные игры детей. П/и «Мяч капитану» Цель: развивать ловкость и ориентировку в пространстве.





Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

СТИХИ о хлебе

***

С. Погореловский

Вот он Хлебушек душистый,

Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

Вон пожаловал, пришел.

В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем - земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем...

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

***

В. Воронько

Вот и лето пролетело,

Тянет холодом с реки

Рожь поспела, пожелтела,

Наклонила колоски.

Два комбайна в поле ходят.

Взад-вперед, из края в край.

Жнут — молотят,

Жнут — молотят, убирают урожай.

Утром рожь стеной стояла.

К ночи — ржи как не бывало.

Только село солнышко,

Опустело зернышко.

***

Я. Дягутите “Руки человека»

Склонила тяжелую голову рожь.

«Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!

Спасибо земле,

Что была моим домом,

И сильным рукам,

Моим старым знакомым.

Я помню, как руки трудились упорно,

Чтоб в землю посеять янтарные зерна,

А нынче они урожай уберут.

Спасибо вам, руки,

За добрый ваш труд!

Я долгую зиму в земле пролежала,

Ютилась под снегом,

От стужи дрожала,

Но солнце меня отогрело давно,

И я принесла золотое зерно.

Кто хочет, отведайте хлеба ржаного!

А если меня вы посеете снова,

Я снова под снегом дорогу найду

И колосом стану,

И к людям приду”.

***

«Чудо» Лев Квитко

Зернышко – крошку всю зиму хранил,

В рыхлую землю весной посадил.

Чудо случилось, наверное, с ним –

Зернышко стало живым и большим.

Зернышко – крошка лежало в земле,

Зернышко – крошка разбухло в тепле.

Сначала разбухло, потом проросло,

Тонким росточком на грядке взошло.

Чубик завил этот слабый росток,

Выкинул перышки нежный листок.

Ну, разве не чудо, что чубик такой

Пробился, прорвался сквозь слой земляной?!

Он землю буравил, он лез на пролом,

Он к свету и солнцу пробился с трудом.

А под землею – опять чудеса: что-то растет не по дням – по часам.

Зернышка нет и в помине давно.

Не угадаешь, чем стало оно?

***

Я.Аким.

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке.

Люди хлеб в полях лелеют,

Сил для хлеба не жалеют.

***

«Ломоть хлеба» Т. Шорыгина

Хлеба мягкого ломоть,

Свежего, пшеничного.

Хлеба белого ломоть,

Что в нем необычного?

Дело, может быть, простое -

Белый хлебушек испечь.

Тесто замесить густое

И его поставить в печь.

Но сначала, детки, нужно

В поле вырастить зерно,

Летним днем трудиться дружно,

Чтобы налилось оно.

Чтоб поднялся колос спелый,

Полный зерен, золотой,

Чтоб пшеница зазвенела

На ветру тугой струной.

Надо в срок убрать пшеницу,

И зерно в муку смолоть,

Чтобы мог на свет родиться

Хлеба белого ломоть!

***

СКАЗКИ

 

«Котик – золотой лобик»  (белорусская сказка)

Жили-были дед, да баба. Да так бедно, что ни поесть нечего у них было, ни сварить. Вот баба и говорит деду:

 - Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, сруби дубок, отвези на рынок, продай да купи мерку муки. Напечём хлеба.

 Собрался дед, поехал в лесок, начал рубить дубок. Спрыгнул с дуба котик – золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.

 - Дед, дед, а что тебе надо?

 - Да вот, коточек, мой голубочек, послала меня старуха срубить дубок, отвезти на рынок, продать да купить мерку муки на хлеб.

 - Езжай, дед, домой: будет у вас мука! Приехал дед домой, глядь – а муки у него полон закром!

 Испекла баба хлеб, сама наелась, деда накормила и говорит ему:

 - Не мешало бы теперь и затирку сварить. Да вот беда: соли нет. Возьми, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик – золотой лобик: попроси у него соли.

 Взял дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок… Выскочил котик – золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.

 - Дед, дед, что тебе надо?

 - Да вот, коточек, мой голубочек: хлебушко есть, а соли-то нету!

 - Езжай, дед, домой: будет тебе и соль! Приехал дед домой, глядь – а у него целая кадка соли стоит!

 Наварила баба затирки, сама наелась, деда накормила и говорит ему:

 - Не мешало бы теперь и капусты отведать. Точи, дед, топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик – золотой лобик: попроси у него капусты.

 Наточил дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок… Выскочил котик – золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.

 - Дед, дед, что тебе надо?

 - Да вот, коточек, мой голубочек: хлеб есть, соль есть, капусты нету!

 - Езжай, дед, домой: будет тебе капуста! Приехал домой, а у него капусты бочка. Говорит баба:

 - Ай, как хорошо! Вот бы теперь ещё сальца… Мы бы с тобой щей наварили да сальцем заправили. Не ленись, дед, возьми топорок, поезжай в лесок, стукни в дубок, может, выскочит котик – золотой лобик: попроси у него сальца.

 Взял дед топорок, поехал в лесок, стук в дубок… Выскочил котик – золотой лобик, золотое ушко, серебряное ушко, золотая шерстинка, серебряная шерстинка, золотая лапка, серебряная лапка.

 - Дед, дед, что тебе надо?

 - Да вот, коточек, мой голубочек: просит баба ещё сальца к капусте.

 - Ладно, дед, езжай домой: будет и сало!

 Приезжает дед домой, а у него сала целый кубелец! Рад дед, рада баба. Стали они жить не тужить, детям сказки говорить. И теперь живут, хлеб жуют, щи хлебают. Вот вам и сказка, а мне баранок связка.

«Каравай»  (Латышская сказка)

У одного человека был такой сын, что на седьмом году жизни ещё не ходил: до того ленив, что ни в какую!

Смех, да и только. Но что поделаешь? Отец смастерил тележку, посадил в неё сына, как мешок какой-нибудь, и начал возить его по дворам, побираться.

Вот в одной избе хозяин положил на стол каравай хлеба и говорит:

— Тебе, отец, не дозволено брать хлеб. А ты, сынок, если можешь, бери. Если же не можешь или не хочешь, то оставайся не евши.

Сынок в тот день был очень голоден. Долго он возился в тележке, пока не вытащил одну ногу, а потом и другую.

— Ну, славу богу, уже из тележки вылез, -прошептал отец.

— Отдохни, отдохни, сынок, а то как бы тебе не надорваться! — смеются кругом.

Глядь, а сынок-то уже возле стола!

Но каравай в руки ему не дался. Он вдруг упал со стола да и покатился, а сынок за ним. И вот уже оба они за дверью!..

На дворе сынок бегом бежит, хочет схватить каравай. Но удалой каравай не даётся и так замучил беднягу, что у того вся спина мокрая. А под конец каравай и вовсе пропал, как в воду канул!

Каравай-то пропал, зато сынок бегать научился.

Отец радуется:

— Это хлебушек твою лень вылечил! С того дня сын стал много ходить, ловко работать. И в конце концов вырос хорошим работящим человеком.

«Легкий хлеб» (Белорусская сказка)

Косил на лугу косарь. Устал и сел под кустом отдохнуть. Достал мешочек, развязал и начал хлеб жевать.

Выходит из лесу голодный волк. Видит - под кустом косарь сидит и ест что-то. Волк подошел к нему и спрашивает:

- Ты что ешь, человече?

- Хлеб, - отвечает косарь.

- А он вкусный?

- Да еще какой вкусный!

- Дай мне отведать.

- Что ж, отведай.

Отломил косарь кусок хлеба и дал волку.

Понравился волку хлеб. Он и говорит:

- Хотел бы я каждый день хлеб есть, но где мне его доставать? Подскажи, человече!

- Ладно, - говорит косарь, - научу тебя, где и как хлеб доставать.

И начал он волка поучать:

- Прежде всего надо землю вспахать...

- Тогда и хлеб будет?

- Нет, брат, постой. Потом надо землю взборонить...

- И можно есть хлеб? - замахал волк хвостом.

- Что ты, погоди. Прежде надо рожь посеять...

- Тогда и хлеб будет? - облизнулся волк.

- Нет еще. Дождись, пока рожь взойдет, холодную зиму перезимует, весной вырастет, потом зацветет, потом начнет колоситься, потом зреть...

- Ох, - вздохнул волк, - долго ж, однако, надо ждать! Но уж тогда я наемся хлеба вволю!..

- Где там наешься! - перебил его косарь. - Рано еще. Сперва надо спелую рожь сжать, потом в снопы связать, снопы в копны поставить. Ветер их провеет, солнышко просушит, тогда вези на ток...

- И буду хлеб есть?

- Э, какой нетерпеливый! Надо сначала снопы обмолотить, зерно в мешки ссыпать, мешки на мельницу отвезти и муки намолоть...

- И все?

- Нет, не все. Надо муку в деже замесить и ждать, пока тесто взойдет. Тогда в горячую печь садить.

- И спечется хлеб?

- Да, спечется хлеб. Вот тогда ты и наешься его, - закончил косарь поученье.

Задумался волк, почесал лапой затылок и говорит:

- Нет! Эта работа больно долгая да тяжелая. Лучше посоветуй мне, человече, как полегче еду добывать.

- Ну что ж, - говорит косарь, - раз не хочешь тяжелый хлеб есть, поешь легкий. Ступай на выгон, там конь пасется.

Пришел волк на выгон. Увидел коня.

- Конь, конь! Я тебя съем.

- Что ж, - говорит конь, - ешь. Только сперва сними с моих ног подковы, чтоб не ломать тебе зубы об них.

- И то правда, - согласился волк. Нагнулся он подковы снимать, а конь как ударит его копытом в зубы... Перекувыркнулся волк - и бежать.

Прибежал к реке. Видит - на берегу гуси пасутся. “А не съесть ли мне их?” -думает. Потом говорит :

- Гуси, гуси! Я вас съем.

- Что ж, - отвечают гуси, - ешь. Но сперва окажи нам перед смертью одну услугу.

- Какую?

- Спой нам, а мы послушаем.

- Это можно. Петь я мастер.

Сел волк на кочку, задрал голову и давай выть. А гуси крыльями хлоп, хлоп - поднялись и полетели.

Слез волк с кочки, поглядел вслед гусям и пошел ни с чем.

Идет и ругает себя последними словами: “Ну и дурень же я! Зачем согласился петь? Ну, теперь кого ни встречу - съем!”

Только он так подумал, глядь - идет по дороге старый дед. Волк подбежал к нему:

- Дед, дед, я тебя съем!

- И зачем так спешить? - говорит дел. - Давай сперва табачку понюхаем.

- А он вкусный?

- Попробуй - узнаешь.

- Давай.

Достал дед из кармана кисет с табаком, сам понюхал и волку дал. Как нюхнул волк во весь дух, так весь кисет табаку и вдохнул. А потом как начал чихать на весь лес... Ничего от слез не видит, всё чихает. Так чихал с час, пока весь табак не вычихал. Осмотрелся, а деда уж и след простыл.

Пошел волк дальше. Идет он, идет, видит - на поле стадо овец пасется, а пастух спит. Высмотрел волк в стаде самого лучшего барана, схватил его и говорит:

- Баран, баран, я тебя съем!

- Что ж, - говорит баран, - такова моя доля. Но чтобы долго тебе не мучиться да не ломать зубы об мои старые кости, стань лучше вон в той ложбинке и раскрой рот, а я взбегу на горку, разгонюсь и сам влечу к тебе в рот.

- Спасибо за совет, - говорит волк. - Так мы и сделаем.

Стал он в ложбинке, открыл рот и ждет. А баран взбежал на горку, разогнался и трах рогами волка по голове. Так искры из глаз у серого и посыпались, весь свет перед ним закружился!

Опамятовался волк, покрутил головой и рассуждает сам с собой:

- Съел я его или нет?

А тем временем косарь закончил работу и идет домой. Услыхал он волчьи слова и говорит:

- Съесть-то не съел, да зато легкого хлеба отведал.

РАССКАЗЫ

«Танин пирожок» Любовь ВОРОНКОВА

Все сидели за столом: дедушка, бабушка, мать и Таня.

На столе стоял большой медный самовар и фыркал паром. Рядом с ним дымился горшок топлёного молока с коричневой пенкой.

Чашки у всех были разные. У бабушки – голубая, у матери – с ягодками, у Тани – с петушками.

У деда не было чашки. Он пил чай из стакана. А на стакане была только одна синяя полоска.

Бабушка достала из печки блюдо горячей картошки. Поставила на стол большую миску студня. А Тане на блюдце бабушка положила пухлый румяный пирожок. Таня обрадовалась.

– Эй, дедушка, – крикнула она, – а у тебя пирожка нету! А у меня-то есть!

– Подумаешь, пирожок! – ответил дед. – А зато я вижу синенькую птичку, а ты нет.

– Где, где синенькая птичка?

– Да вон, на берёзе сидит.

Таня высунулась из окна. Посмотрела на одну берёзу, посмотрела на другую. И на липу посмотрела.

– Где же эта птичка?

А дед встал, вышел на крыльцо, и когда вернулся, то опять сказал, что видел синенькую птичку.

– Да ты не слушай старого! – сказала бабушка. – Он нарочно.

– Вот ведь какой ты, дед, – рассердилась Таня, – всё обманываешь!

Она села на своё место, хотела взять пирожок, а пирожка-то нет! Таня посмотрела на всех по очереди – кто взял пирожок? Мать смеётся. Только у неё пирожка нет. И у бабушки пирожка нет… А дед удивляется:

– Что? Пирожок пропал? Э, да не его ли я сейчас во дворе видел?

– Как так – во дворе?

– Да так. Я иду в избу, а пирожок мне навстречу. Я спрашиваю: «Ты куда?» А он говорит: «Я на солнышко, погреться». А ну погляди, нет ли его на крылечке.

Таня выбежала на крылечко, смотрит – и правда! Лежит пирожок на перильцах. Лежит, греется на солнышке. Таня обрадовалась, схватила пирожок и прибежала обратно.

– Нашла беглеца? – спросила мать. – Ну вот и хорошо. Садись чай пить. Да ешь скорей свой пирожок, а то как бы опять не сбежал!

А бабушка покачала головой и проворчала тихонько:

– Эх, старый! И всё бы ему шутки пошучивать!

 «Горбушка» Борис Алмазов

Гришка, из нашей средней группы, принёс в детский сад пластмассовую трубочку. Посвистел в неё, а потом стал плеваться из неё пластилиновыми шариками. Плевался исподтишка, чтобы воспитательница — Инна Константиновна — ничего не видела.

Я дежурил в столовой. Суп разносить трудно, но я разнёс все тарелки хорошо. Стал раскладывать хлеб на хлебницы. Тут все ребята подошли. Пришёл и Гришка со своей трубочкой. Он как дунет в меня! Пластилиновый шарик попал мне прямо в лоб и отскочил в мою тарелку с супом. Гришка захохотал, и ребята захихикали.

Мне так обидно стало. Я старался, дежурил, а он мне в лоб, и все смеются! В руке у меня была горбушка. Я себе её оставил, я горбушки люблю. От обиды я запустил этой горбушкой в Гришку. Горбушка от его головы отскочила и покатилась по полу.

В столовой сразу стало тихо. Инна Константиновна посмотрела на меня, покраснела, прошла через столовую, подняла горбушку, сдула с неё пыль и положила на край стола.

— Вечером, — сказала она, — когда все, после полдника, пойдут гулять, ты, Серёжа, останешься в группе. Подумай над тем, что сделал. Ты приходишь в детский сад один, но завтра приходи с папой.

Когда я пришёл домой, папа уже вернулся с работы.

— Ну как дела? — спросил он.

— Нормально, — ответил я и поспешил к своим игрушкам.

— Если нормально, то почему некоторые в шапке в комнату входят; явившись с улицы, не моют руки?

Действительно, я и шапки не снял, и руки не помыл.

— Давай-ка, — сказал папа, — рассказывай, что у тебя стряслось.

— Инна Константиновна несправедливо наказывает! Гришка же мне первый в лоб шариком попал. Я в него горбушкой потом…

— Горбушкой?

— Ну да, от круглого хлеба. Гришка первый, а наказали меня!

Папа очень расстроился. Сел на диван, опустил голову.

— За что тебя наказали? — спросил он.

— Чтобы не дрался! Но ведь Гришка первый начал!

— Так!.. — сказал папа. — Ну-ка, принеси мою папку. Она в столе лежит, в нижнем ящике.

Папа её очень редко достаёт. Там папины почётные грамоты, фотографии. Папа достал конверт из пожелтевшей бумаги.

— Ты никогда не задумывался, почему у тебя нет ни бабушки ни дедушки?

— Задумывался, — сказал я. — У некоторых ребят по два дедушки и по две бабушки, а у меня никого…

— А почему их нет? — спросил папа.

— Они погибли на войне.

— Да, — сказал папа. Он достал узенькую полоску бумаги. — «Извещение», — прочитал он, и я увидел, как у папы задрожал подбородок: — «Проявив мужество и героизм в составе морского десанта, пал смертью храбрых…» — это один твой дедушка. Мой отец. А вот это: «Скончался от ран…» — это второй дедушка, мамин папа.

— А бабушки?

— Они умерли в блокаду. Фашисты окружили наш город. Начался голод. Ленинград остался совсем без продовольствия.

— И без хлеба?

— На день выдавали такой кусочек, какой ты съедаешь за обедом.

— И всё?

— И всё… Да и хлеб-то был с мякиной да с хвоей… Блокадный…

Папа достал фотографию.

— Ну, — сказал он, — найди меня.

Но все ребята-школьники были ужасно худые и похожи между собой, как братья. У всех были усталые лица и печальные глаза.

— Вот я, — папа показал на мальчика во втором ряду. — А вот — мама.

Я бы её никогда не узнал.

— Это наш детский дом. Нас не успели вывезти, и мы всю блокаду были в Ленинграде. Иногда к нам приходили солдаты или моряки. Приносили хлеб. Мама наша была совсем маленькая и радовалась: «Хлебушко! Хлебушко!» А мы, ребята постарше, понимали, что это бойцы отдали нам свой дневной паёк и на морозе в окопах сидят совсем голодные…

Я обхватил папу руками и закричал:

— Папочка! Накажи меня как хочешь!

— Что ты! Что ты!.. Ты только пойми, сынок, хлеб — не просто еда… А ты его на пол…

— Я больше никогда не буду! — прошептал я.

— Я знаю, — сказал папа.

Мы стояли у окна. Наш большой Ленинград, засыпанный снегом, светился огнями и был таким красивым…

— Папа, ты завтра, когда в садик придёшь, про хлеб расскажи. Всем ребятам расскажи, даже Гришке…

— Хорошо, — сказал папа, — приду и расскажу.

«ПЕЧЕНЬЕ» Осеева

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

- Дели по одному, - строго сказал Миша.

Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

- Ровно? - спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки:

- Ровно... Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

- Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.

- Угу! - отзывался с набитым ртом

Вова. Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку черного хлеба...

«Теплый хлеб» Константин Паустовский

Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня. Командир оставил раненого коня в деревне, а отряд ушёл дальше, пыля и позванивая удилами, — ушёл, закатился за рощи, за холмы, где ветер качал спелую рожь.

Коня взял к себе мельник Панкрат. Мельница давно не работала, но мучная пыль навеки въелась в Панкрата. Она лежала серой коркой на его ватнике и картузе. Из-под картуза посматривали на всех быстрые глаза мельника. Панкрат был скорый на работу, сердитый старик, и ребята считали его колдуном.

Панкрат вылечил коня. Конь остался при мельнице и терпеливо возил глину, навоз и жерди — помогал Панкрату чинить плотину.

Панкрату трудно было прокормить коня, и конь начал ходить по дворам побираться. Постоит, пофыркает, постучит мордой в калитку, и, глядишь, ему вынесут свекольной ботвы, или чёрствого хлеба, или, случалось даже, сладкую морковку. По деревне говорили, что конь ничей, а вернее, общественный, и каждый считал своей обязанностью его покормить. К тому же конь — раненый, пострадал от врага.

Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу Ну Тебя. Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!» Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях или поискать позеленевшие патроны, Филька отвечал сердитым басом: «Да ну тебя! Ищи сам!» Когда бабка выговаривала ему за неласковость, Филька отворачивался и бормотал: «Да ну тебя! Надоела!»

Зима в этот год стояла тёплая. В воздухе висел дым. Снег выпадал и тотчас таял. Мокрые вороны садились на печные трубы, чтобы обсохнуть, толкались, каркали друг на друга. Около мельничного лотка вода не замерзала, а стояла чёрная, тихая, и в ней кружились льдинки.

Панкрат починил к тому времени мельницу и собирался молоть хлеб, — хозяйки жаловались, что мука кончается, осталось у каждой на два-три дня, а зерно лежит немолотое.

В один из таких тёплых серых дней раненый конь постучал мордой в калитку к Филькиной бабке. Бабьей не было дома, а Филька сидел за столом и жевал кусок хлеба, круто посыпанный солью.

Филька нехотя встал, вышел за калитку. Конь переступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу.

— Да ну тебя! Дьявол! — крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам.

Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал:

— На вас не напасёшься, на христарадников! Вон твой хлеб! Иди, копай его мордой из-под снега! Иди, копай!

И вот после этого злорадного окрика и случились в Бережках те удивительные дела, о каких и сейчас люди говорят, покачивая головами, потому что сами не знают, было ли это или ничего такого и не было.

Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца — так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга.

Филька вскочил наконец в избу, припёр дверь, сказал: «Да ну тебя!» — и прислушался. Ревела, обезумев, метель, но сквозь её рёв Филька слышал тонкий и короткий свист — так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им себя по бокам.

Метель начала затихать к вечеру, и только тогда смогла добраться к себе в избу от соседки Филькина бабка. А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду, и колючий мороз прошёл по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твёрдому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые брёвна в стенах, и они трещали и лопались.

Бабка, плача, сказала Фильке, что наверняка уже замёрзли колодцы и теперь их ждёт неминучая смерть. Воды нет, мука у всех вышла, а мельница работать теперь не сможет, потому что река застыла до самого дна.

Филька тоже заплакал от страха, когда мыши начали выбегать из подпола и хорониться под печкой в соломе, где ещё оставалось немного тепла. «Да ну вас! Проклятые!» — кричал он на мышей, но мыши всё лезли из подпола. Филька забрался на печь, укрылся тулупчиком, весь трясся и слушал причитания бабки.

— Сто лет назад упал на нашу округу такой же лютый мороз, — говорила бабка. — Заморозил колодцы, побил птиц, высушил до корня леса и сады. Десять лет после того не цвели ни деревья, ни травы. Семена в земле пожухли и пропали. Голая стояла наша земля. Обегал её стороной всякий зверь — боялся пустыни.

— Отчего же стрясся тот мороз? — спросил Филька.

— От злобы людской, — ответила бабка. — Шёл через нашу деревню старый солдат, попросил в избе хлеба, а хозяин, злой мужик, заспанный, крикливый, возьми и дай одну только чёрствую корку. И то не дал в руки, а швырнул на пол и говорит: «Вот тебе! Жуй!» — «Мне хлеб с полу поднять невозможно, — говорит солдат. — У меня вместо ноги деревяшка». — «А ногу куда девал?» — спрашивает мужик. «Утерял я ногу на Балканских горах в турецкой баталии», — отвечает солдат. «Ничего. Раз дюже голодный — подымешь, — засмеялся мужик. — Тут тебе камердинеров нету». Солдат покряхтел, изловчился, поднял корку и видит — это не хлеб, а одна зелёная плесень. Один яд! Тогда солдат вышел на двор, свистнул — и враз сорвалась метель, пурга, буря закружила деревню, крыши посрывала, а потом ударил лютый мороз. И мужик тот помер.

— Отчего же он помер? — хрипло спросил Филька.

— От охлаждения сердца, — ответила бабка, помолчала и добавила: — Знать, и нынче завёлся в Бережках дурной человек, обидчик, и сотворил злое дело. Оттого и мороз.

— Чего ж теперь делать, бабка? — спросил Филька из-под тулупа. — Неужто помирать?

— Зачем помирать? Надеяться надо.

— На что?

— На то, что поправит дурной человек своё злодейство.

— А как его исправить? — спросил, всхлипывая, Филька.

— А об этом Панкрат знает, мельник. Он старик хитрый, учёный. Его спросить надо. Да неужто в такую стужу до мельницы добежишь? Сразу кровь остановится.

— Да ну его, Панкрата! — сказал Филька и затих.

Ночью он слез с печи. Бабка спала, сидя на лавке. За окнами воздух был синий, густой, страшный. В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами.

Филька запахнул тулупчик, выскочил на улицу и побежал к мельнице. Снег пел под ногами, будто артель весёлых пильщиков пилила под корень берёзовую рощу за рекой. Казалось, воздух замёрз и между землёй и луной осталась одна пустота — жгучая и такая ясная, что если бы подняло пылинку на километр от земли, то и её было бы видно и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда. Чёрные ивы около мельничной плотины поседели от стужи. Ветки их поблёскивали, как стеклянные. Воздух колол Фильке грудь. Бежать он уже не мог, а тяжело шёл, загребая снег валенками.

Филька постучал в окошко Панкратовой избы. Тотчас в сарае за избой заржал и забил копытом раненый конь. Филька охнул, присел от страха на корточки, затаился. Панкрат отворил дверь, схватил Фильку за шиворот и втащил в избу.

— Садись к печке, — сказал он. — Рассказывай, пока не замёрз.

Филька, плача, рассказал Панкрату, как он обидел раненого коня и как из-за этого упал на деревню мороз.

— Да-а, — вздохнул Панкрат, — плохо твоё дело! Выходит, что из-за тебя всем пропадать. Зачем коня обидел? За что? Бессмысленный ты гражданин!

Филька сопел, вытирал рукавом глаза.

— Ты брось реветь! — строго сказал Панкрат. — Реветь вы все мастера. Чуть что нашкодил — сейчас в рёв. Но только в этом я смысла не вижу. Мельница моя стоит, как запаянная морозом навеки, а муки нет, воды нет, и что нам придумать — неизвестно.

— Чего же мне теперь делать, дедушка Панкрат? — спросил Филька.

— Изобрести спасение от стужи. Тогда перед людьми не будет твоей вины. И перед раненой лошадью — тоже. Будешь ты чистый человек, весёлый. Каждый тебя по плечу потреплет и простит. Понятно?

— Понятно, — ответил упавшим голосом Филька.

— Ну, вот и придумай. Даю тебе сроку час с четвертью.

В сенях у Панкрата жила сорока. Она не спала от холода, сидела на хомуте — подслушивала. Потом она боком, озираясь, поскакала к щели под дверью. Выскочила наружу, прыгнула на перильца и полетела прямо на юг. Сорока была опытная, старая и нарочно летела у самой земли, потому что от деревень и лесов всё-таки тянуло теплом и сорока не боялась замёрзнуть. Никто её не видел, только лисица в осиновом яру высунула морду из норы, повела носом, заметила, как тёмной тенью пронеслась по небу сорока, шарахнулась обратно в нору и долго сидела, почёсываясь и соображая: куда ж это в такую страшную ночь подалась сорока?

А Филька в это время сидел на лавке, ёрзал, придумывал.

— Ну, — сказал наконец Панкрат, затаптывая махорочную цигарку1, — время твоё вышло. Выкладывай! Льготного срока не будет.

— Я, дедушка Панкрат, — сказал Филька, — как рассветёт, соберу со всей деревни ребят. Возьмём мы ломы, пешни, топоры, будем рубить лёд у лотка около мельницы, покамест не дорубимся до воды и не потечёт она на колесо. Как пойдёт вода, ты пускай мельницу! Провернёшь колесо двадцать раз, она разогреется и начнёт молоть. Будет, значит, и мука, и вода, и всеобщее спасение.

— Ишь ты шустрый какой! — сказал мельник. — Подо льдом, конечно, вода есть. А ежели лёд толщиной в твой рост, что ты будешь делать?

— Да ну его! — сказал Филька. — Пробьём мы, ребята, и такой лёд!

— А ежели замёрзнете?

— Костры будем жечь.

— А ежели не согласятся ребята за твою дурь расплачиваться своим горбом? Ежели скажут: «Да ну его! Сам виноват — пусть сам лёд и скалывает»?

— Согласятся! Я их умолю. Наши ребята — хорошие.

— Ну, валяй, собирай ребят. А я со стариками потолкую. Может, и старики натянут рукавицы да возьмутся за ломы.

В морозные дни солнце восходит багровое, в тяжёлом дыму. И в это утро поднялось над Бережками такое солнце. На реке был слышен частый стук ломов. Трещали костры. Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лёд у мельницы. И никто сгоряча не заметил, что после полудня небо затянулось низкими облаками и задул по седым ивам ровный и тёплый ветер. А когда заметили, что переменилась погода, ветки ив уже оттаяли, и весело, гулко зашумела за рекой мокрая берёзовая роща. В воздухе запахло весной, навозом.

Ветер дул с юга. С каждым часом становилось всё теплее. С крыш падали и со звоном разбивались сосульки. Вороны вылезли из-под застрех и снова обсыхали на трубах, толкались, каркали.

Не было только старой сороки. Она прилетела к вечеру, когда от теплоты лёд начал оседать, работа у мельницы пошла быстро и показалась первая полынья с тёмной водой.

Мальчишки стащили треухи и прокричали «ура». Панкрат говорил, что если бы не тёплый ветер, то, пожалуй, и не обколоть бы лёд ребятам и старикам. А сорока сидела на раките над плотиной, трещала, трясла хвостом, кланялась на все стороны и что-то рассказывала, но никто, кроме ворон, её не понял. А сорока рассказывала, что она долетела до тёплого моря, где спал в горах летний ветер, разбудила его, натрещала ему про лютый мороз и упросила его прогнать этот мороз, помочь людям.

Ветер будто бы не осмелился отказать ей, сороке, и задул, понёсся над полями, посвистывая и посмеиваясь над морозом. И если хорошенько прислушаться, то уже слышно, как по оврагам под снегом бурлит- журчит тёплая вода, моет корни брусники, ломает лёд на реке.

Всем известно, что сорока — самая болтливая птица на свете, и потому вороны ей не поверили — покаркали только между собой, что вот, мол, опять завралась старая.

Так до сих пор никто и не знает, правду ли говорила сорока, или всё это она выдумала от хвастовства. Одно только известно, что к вечеру лёд треснул, разошёлся, ребята и старики нажали — ив мельничный лоток хлынула с шумом вода.

Старое колесо скрипнуло — с него посыпались сосульки — и медленно повернулось. Заскрежетали жернова, потом колесо повернулось быстрее, ещё быстрее, и вдруг вся старая мельница затряслась, заходила ходуном и пошла стучать, скрипеть, молоть зерно.

Панкрат сыпал зерно, а из-под жёрнова лилась в мешки горячая мука. Женщины окунали в неё озябшие руки и смеялись.

По всем дворам кололи звонкие берёзовые дрова. Избы светились от жаркого печного огня. Женщины месили тугое сладкое тесто. И всё, что было живого в избах, — ребята, кошки, даже мыши, — всё это вертелось около хозяек, а хозяйки шлёпали ребят по спине белой от муки рукой, чтобы не лезли в самую квашню1 и не мешались.

Ночью по деревне стоял такой запах тёплого хлеба с румяной коркой, с пригоревшими к донцу капустными листьями, что даже лисицы вылезли из нор, сидели на снегу, дрожали и тихонько скулили, соображая, как бы словчиться стащить у людей хоть кусочек этого чудесного хлеба.

На следующее утро Филька пришёл вместе с ребятами к мельнице. Ветер гнал по синему небу рыхлые тучи и не давал им ни на минуту перевести дух, и потому по земле неслись вперемежку то холодные тени, то горячие солнечные пятна.

Филька тащил буханку свежего хлеба, а совсем маленький мальчик Николка держал деревянную солонку с крупной жёлтой солью.

Панкрат вышел на порог, спросил:

— Что за явление? Мне, что ли, хлеб-соль подносите? За какие такие заслуги?

— Да нет! — закричали ребята. — Тебе будет особо. А это раненому коню. От Фильки. Помирить мы их хотим.

— Ну что ж, — сказал Панкрат. — Не только человеку извинение требуется. Сейчас я вам коня представлю в натуре.

Панкрат отворил ворота сарая, выпустил коня. Конь вышел, вытянул голову, заржал — учуял запах свежего хлеба. Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял, начал мелко перебирать ногами, попятился в сарай. Испугался Фильки. Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал. Ребята зашептались и притихли, а Панкрат потрепал коня по шее и сказал:

— Не пужайся, Мальчик! Филька — не злой человек. Зачем же его обижать? Бери хлеб, мирись!

Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмыльнулся сквозь слёзы, а конь жевал хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия.

Все улыбались, радовались. Только старая сорока сидела на раките и сердито трещала: должно быть, опять хвасталась, что это ей одной удалось помирить коня с Филькой. Но никто её не слушал и не понимал, и сорока от этого сердилась всё больше и трещала как пулемёт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность “Хлеб - всему голова”

Срок реализации проекта: 2 месяца (сентябрь, октябрь).Тип проекта: информационно – практико - ориентированный.Участники проекта: дети, родители, воспитатели.Идеи проекта: Все занятия по проекту “Хлеб ...

Кратковременная проектная деятельность "Хлеб всему голова" с 19-23 октября 2015г.

Занятие для детей  5 группы и 10 группы.Кратковременная проектная деятельность с 19-23 октября «Хлеб всему голова».Цель: Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом. Рассказать отк...

Проектная деятельность "Хлеб - всему голова"

В нашей группе дети всегда с интересом и активно узнают что -то новое. Осенью 2014 года мы познакомили их с производством хлеба....

Итоговое музыкальное мероприятие к проектной деятельности "Хлеб всему голова".

Получение хлеба это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему. И мы решили...

Проектная карта "Хлеб- всему голова!" (старшая группа)

Цель: Создание социальной ситуации развития детей для формирования представлений об этапах производства хлебобулочных изделий....

Проектная деятельность ХЛеб - всему голова

Проектная деятельность ХЛеб - всему головадля подготовительной группы...