Обобщение опыта работы «Патриотическое воспитание дошкольников»
материал (старшая группа)

Чудакова Ольга Владимировна

В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей, материальные ценности, стали всё больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_patr.docx99.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад № 4 с. Екатеринославка» «Аленушка»

«Патриотическое воспитание дошкольников»

                                                                Воспитатель:

        Чудакова Ольга Владимировна

2021

Содержание

  1. Информация о системе работы

3

  1. Теоретическая база
  2. Технология системы работы
  3. Результативность опыта
  4. Заключение
  5. Литература
  6. Приложения

8

          9

13  

14

16

                                                                                                                                                                     

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека. Люди с рождения инстинктивно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу - это и является патриотическим воспитанием в широком смысле слова.

Известно, что дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В.А. Сухомлинский утверждал, что «детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

Обращение к проблемам патриотического воспитания можно считать продолжением традиции, заложенной плеядой выдающихся ученых – педагогов: К.Д. Ушинским, Н.Н. Ланге, П.Ф. Каптеревым, Е.И. Водовозовой, А.П. Нечаевым и др.

Актуальность работы: В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей, материальные ценности, стали всё больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В период нестабильности в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.  

Работая над проблемой патриотического воспитания, мною были обнаружены следующие противоречия:

- между потребностью современного общества в личности, способной ценностно относиться к своей малой Родине и недостаточным использованием потенциала дошкольного образовательного учреждения в формировании патриотизма дошкольника;

- между необходимостью интенсифицировать процесс воспитания патриотизма в системе дошкольного воспитания и отсутствием научных разработок, педагогических технологий, а также опыта практической работы по данной проблеме;  

- между         стремлением         педагогов         к         воспитанию         основ гражданственности по отношению к своему городу у дошкольника и педагогической некомпетентностью родителей в данной проблеме.  

Новизна моей работы заключается в создании условий, содействующих воспитанию патриотических чувств дошкольника к родному селу  на основе обогащения социальных представлений детей.

Длительность работы над опытом

Работа по патриотическому воспитанию через знакомство с родным селом проводилась с января 2021 г по декабрь 2021г.  

Целью моей работы является воспитание духовно-нравственной личности, достойных граждан России, патриотов своего Отечества.

Задачи:

  1. Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
  2. Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость, желание сохранить и приумножить богатство своего родного края и страны.
  3. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

Решение задач позволило спрогнозировать следующий результат - это воспитанник, способный:

- проявлять интерес к прошлому, настоящему и будущему своего села;

- способный решать интеллектуальные проблемы (задачи), адекватные возрасту – интеллектуально-развитый;

- проявлять интерес ко всему новому и непонятному, неизведанному – любознательный;

- проявлять активность и самостоятельность в принятии решений, в  совершении поступков, в деятельности – инициативный;

- воспринимать красоту окружающего мира (людей, природы), искусства – чувствующий прекрасное, эмоционально-отзывчивый;

- понимать ценность жизни; проявляющий заботу и внимание к окружающему миру.

- интерес к историческому прошлому и настоящему родного села Екатеринославка.

- владение детьми знаниями о семье, детском саде, городе.

- участие родителей в реализации воспитательной системы.

В своей работе по патриотическому воспитанию использую различные образовательные технологии:

  1. Игровые,
  2. ИКТ,
  3. Здоровьесберегающие,
  4. Проблемные,
  5. Развивающего обучения,
  6. Проектный метод
  7. Лепбук

 

        - Создание, благоприятного психологического климата в коллективе. 

  1. Каждый день ребенка в детском саду мы наполняем радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству;

- Интеграция содержания образования (проектирование такого содержания образования, которое бы способствовало усвоению ребенком культурных и других традиций своего народа, с традициями других народов) - тематический блок, тема;

- интеграция условий реализации содержания образования:

          а) технологии по патриотическому воспитанию;

б) формы организации патриотического воспитания старших дошкольников;

в) интегративные средства, методы (вопросы, задания, ситуации) и приемы;

г) предметно-пространственное окружение, учебно-наглядные пособия и материалы.

- результат:

а) интеллектуальные, личностные, физические качества;

б) универсальные предпосылки образовательной деятельности;

в) формирование у воспитанников общечеловеческих и гражданских ценностей. 

- единые требования к предметно-развивающей среде:

Предметно-развивающая среда в моей группе структурирована с учётом интересов и потребностей ребёнка, предоставляет возможность ребёнку продвигаться в своём развитии.

- использование системы мониторинга:

  1.  сочетание разнообразных методов (наблюдений, бесед, экспертной оценки, тестов), обеспечивающих объективность и точность получаемых данных.

  1. Теоретическая база опыта  

Работу по патриотическому воспитанию начала с изучения научной и методической литературы, которая помогла мне с разных сторон подойти к вопросам патриотического воспитания, подобрать формы и методы работы, наиболее соответствующие конкретным условиям работы в нашем детском саду.  Следующий шаг – создание нормативно-правовой базы для работы по нравственно-патриотическому воспитанию: мною были подобраны следующие документы: Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию проводится мной в условиях МДОБУ «Детский сад № 4 с. Екатеринославка «Алёнушка».

Большая роль в становлении опыта отводилась тесной взаимосвязи с районным краеведческим музеем, МОУ СОШ № 1, районным домом культуры (РДК), районной библиотекой, центром внешкольной работы (ЦВР), другими детскими садами. В своей работе с детьми, на протяжении трёх лет, я пытаюсь систематизировать работу по воспитанию чувств любви к родному селу и к своей стране, объединить в единое целое все задачи всестороннего воспитания детей дошкольного возраста: нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание.

В Программе большое внимание уделяется воспитанию в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим. В программе чётко прослеживается нить воспитание уважения к традиционным ценностям, таким как любовь к родителям, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, пожилым людям; формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках.

При составлении перспективного плана работы мною была использована программа Н.Г. Зеленовой, Л.Е. Осиповой «Мы живем в России», результатом освоения которой является воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.  

Используя в работе учебно-методическое пособие Н.В. Алёшиной «Патриотическое воспитание дошкольников» мною был сделан вывод, что для воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста, важно систематизировать работу по воспитанию чувства любви к родному городу, объединить в единое целое все задачи всестороннего воспитания детей. Материалы данного пособия легли в основу целевых прогулок, бесед, дидактических игр.

Система организации экскурсий была составлена на основе программы Ветохиной А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

Содержание и технология ознакомления детей с родным краем, планирование деятельности взяты из методических пособий Комратовой Н.Г., Грибовой Л.Ф. «Патриотическое воспитание детей 4-6, 6-7 лет».

  1. Технология системы работы

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию. Одним из таких подходов, проектный метод. Метод проектов актуален и очень эффективен.

Во-первых, он позволяет ребенку почувствовать себя исследователем. Во-вторых, проектный метод помогает не только максимально раскрыть возможности каждого ребенка, расширить кругозор, познавательные способности, повысить мыслительную активность и любознательность детей, обогатить их знания, но так же охватить все уровни воспитательной деятельности, начиная с семьи, ДОУ и других учреждений города, тем самым позволяет создать единое образовательное пространство и обеспечить качество образования в ДОУ.

В-третьих, проектная деятельность позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний, а это в свою очередь способствует формированию целостному виденью картины окружающего мира.

В-четвертых, проектная деятельность позволяет задействовать различные виды детской деятельности.

Одна из самых интересных сторон проектной деятельности заключается в то, что проект не “привязан” к программе и не имеет четких границ. Дети свободны в своем творчестве. Результат проекта дает возможность выбора, свободного варьирования. При реализации проекта возникают новые идеи, рождается новый проект, использование проектного метода один из путей достижения качества образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка, сохранения свободного пространства детства.

Работу по патриотическому воспитанию осуществляю по следующим направлениям, с целью выполнения поставленных задач.

  1. «Путешествие в историю»

Цель: формирование интереса детей к жизни наших предков, обогащение новыми знаниями об исторических событиях, конкретных личностях.

  1. «Вижу чудное раздолье…»

Цель: расширение представлений детей о природных ресурсах родного края, воспитывать чувство ответственности, бережное отношение к природе.

  1. «Быт и традиции»

Цель: знакомство детей с жилищем русских людей; расширение знаний об устройстве русской избы; пробуждать интерес к русскому национальному костюму; формирование представлений о христианских праздниках.

  1. «Моя Родина - Россия»

Цель: знакомство детей с государственной символикой России, области, района.

  1. «Дерево моей семьи»

Цель: воспитывать чувство любви к близким родственникам;

Отдельное место занимает художественная литература: С. Баруздин «Страна, где мы живем», Д. Чибисов «Вечный огонь», Н. Михайличенко «От края до края», «Святое Белогорье», «Родом они ровенчане» и другие. Широко использую пейзажную лирику А. Пушкина «Уж небо осенью дышало», «Зима!.. Крестьянин торжествуя», С. Есенина «Береза» и т. д.

Параллельно с беседами, рассматриванием картин, чтением художественных произведений планирую изобразительную деятельность по краеведению («Родной дом», «Праздник победы», «Прогулка по поселку»). Активизирую развитие воображения детей  посредством применения общедидактических методов и приемов. В своей работе по формированию национально-патриотических ценностей у дошкольников использую методические пособия: Алешиной Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников», программу Князевой О. Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» и др.  

        В своей группе к тематическим неделям, праздникам организовываю совместно с родителями и воспитателями других групп уголки, выставки:

        - «Воинская слава», где находятся атрибуты времен Великой Отечественной войны (гимнастерка, фляжка, полевая сумка командира, альбомы с фотографиями).

- «Мой поселок вчера и сегодня», где размещены фотографии из прошлых лет и современных достопримечательностей и другие.

Приобщая детей к русской культуре, рассказываю русские народные сказки. Предлагаю послушать в аудиозаписи русские народные песни, заучиваем русские народные потешки, знакомлю детей с предметами народно-прикладного искусства - дымковской игрушкой, матрешкой, хохломскими изделиями. С произведениями народного фольклора знакомлю детей в основном вне занятий. Для каждой местности характерны свои песни, сказки, хороводы. Особое место отводится знакомству с пословицами и поговорками. Особенное внимание в русских пословицах уделялось теме любви к Родине и защите Отечества:

«С родимой земли - умри не сходи».

«Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит»

«Один в поле не воин»

«Храбрость города берёт»

Эти пословицы любимы в народе и дошли до нашего времени.

Воспитанники получают знания о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей, они имеют свой язык, обычаи, фольклор. На данном возрастном этапе поддерживаю чувство дружелюбия и симпатии к людям других национальностей. Дружеское общение в быту, в труде, в различных играх является первоначальной ступенью воспитания доброжелательности ко всем людям.

Благодаря работе по патриотическому воспитанию мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, древним традициям, фольклору. Поэтому в своей работе стараюсь ежегодно проводить сезонные музыкально-игровые праздники: «Ярмарка», «Рождество» и «Новый год», а также праздничные развлечения: «Масленица», «Наши любимые, «Наш защитники», «Никто не забыт и ничто не забыто».

 Особое внимание уделяю самой подготовке праздника: знакомлю детей с особенностями праздника, устанавливаю его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с характером труда и отдыха человека. На наших праздниках, что характерно для народной традиции, нет просто зрителей. Дети, родители и сотрудники, -  все активные участники праздников.

Большую роль отвожу проведению экскурсий. Беседую с детьми о том, где они провели лето и обращаю их внимание на то, что дети были в разных городах, сёлах и видели, какая красивая и огромная наша страна. На различных экскурсиях дети знакомятся с особенностями таких природных зон как луг, поле, лес, пригорок; знакомятся с трудом человека в природе (посадка леса, полевые работы, устройство лесопитомника, теплицы).  

        Дошкольники уже способны принимать активное участие в защите природы, им доступно многое: уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей.  Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному краю, с желанием работать вместе со взрослыми по его благоустройству (озеленение, уборка улиц).

Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Знакомя детей с трудом взрослых, воспитываю положительное отношение к труду, уважительное отношение к людям разных профессий, желание помогать взрослым, самостоятельно трудиться.  Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании трудиться и бережно относиться к его богатствам.

Дети средней группы могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и на общую пользу. Причём очень важно, чтобы этот труд действительно имел реальную значимость для окружающих, не был надуманным. Внимательно наблюдаю за выполнением дошкольниками трудовых обязанностей, приучая их добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели. Знакомлю детей с тяжелым крестьянским трудом на земле. На экскурсиях дети видят, как работают их родители, видят результаты труда в поле и на ферме.

Воспитывая будущих граждан страны, учу их радоваться труду на общественное благо, прививаю им чувство ответственности, а потому требую от них чёткого выполнения порученного дела, приучаю самостоятельно замечать и устранять непорядок, не надеяться на то, что работу сделает взрослый. Конечно, взрослый и поможет, и тактично подскажет, что ещё нужно сделать и как, но при этом он должен следить, чтобы не снизилась активность и инициатива самих детей. Действенным средством такого воспитания является похвала, поощрение.

В дошкольный период детства происходит становление личности ребенка, раскрываются его индивидуальные особенности. Нельзя забывать, что на этом жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша становятся воспитатели и родственники. В семье зарождаются симпатии, потребности, интересы ребенка, обозначается его характер, поэтому жизнь семьи, ее традиции, идеалы влияют на  его дальнейшую судьбу.  Через призму отношения ребенка к его близким можно прививать детям   самые лучшие нравственно-патриотические качества характера. В своей работе с семьёй опираюсь на родителей не только как на помощников, но и как на равноправных участников формирования детской личности.

Наши родители принимают активное участие в жизни группы. В течение нескольких лет мы организовывали разнообразные конкурсы, выставки с участием родителей. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В своей работе по патриотическому воспитанию использую различные формы и методы работы с родителями:

  • КВН «О подвигах наших предков»,
  • Круглый стол «Воспитать патриота и гражданина»,
  • семинары – практикумы,
  • посиделки «Встреча с интересными людьми», «Сладкий вечер», «Приглашаем гостей»,
  • конкурсы рисунков
  • фотовыставки «Моё любимое село», «Самое красивое место в нашем селе», «Мой любимый домашний питомец»,  «Мой папа служил в Армии» и др.
  • походы
  • Оформление информационного стенда:  рубрика «Пошли мне чтения доброго…», (список детской художественной литературы о патриотическом воспитании).
  • игровые программы
  • Анкетирование родителей «Мой ребенок, какой он?»
  • Совместное творчество родителей и детей как стимул единения семьи (создание рисунков, аппликаций).
  • Совместное создание взросло-детских  проектов «Летающая страна», «Кукла из маминых варежков», «Моя любимая кукла», «Детка».
  • Родительский клуб («Опыт семейного воспитания по патриотическому воспитанию старших дошкольников»).
  • Провела родительское собрание на тему «Приобщение к истокам народной культуры через устное народное творчество». На этом собрании прошла презентация самодельных книг - самоделок. Активное участие в презентации приняли семьи Рубаха («Аленкины сказки»), Орловых («Сашкины рассказы»). А также был проведен конкурс «Самая читающая семья».
  1. Заключение

По определению одного из глубочайших знатоков русской культурной традиции В.И. Даля, «патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его». В другом месте своего фундаментального труда он поясняет: «ревнитель – усердный защитник, старатель, поборник, сподвижник». Здесь важен акцент не только на пассивно-созерцательной любви, но и любви деятельной, отдающей, а не себе только угождающей. Такая любовь бессмысленна с точки зрения потребительского сознания, но, на мой взгляд, только она создает Человека с большой буквы. В такой постановке патриотическое воспитание важно не только для успешного развития общества и государства, но, прежде всего, для самого человека, как необходимая составная часть развитой личности.  Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Но при этом важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм «от ума» не бывает, он бывает только от «сердца». Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создает патриотическое мировоззрение. Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей осуществляется ежесекундно: в организованной образовательной деятельности режимных моментах, самостоятельной деятельности и, конечно же, в семье. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада.

  1. Результативность опыта

Систематическая работа позволила накопить  у детей достаточно большой запас знаний по истории, привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, страны, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Речь детей стала более образной, расширился кругозор и словарный запас, усилился познавательный  интерес. Дети умеют устанавливать причинно-следственные связи, высказывать свое мнение и отношение, а также придумывать, создавать что-то новое, свое.  Результативность проделанной работы можно отследить в ниже представленном мониторинге.

  Результаты диагностики по патриотическому воспитанию детей

Таким образом, анализ результатов диагностики патриотической воспитанности детей показывает:

  • Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников.
  • У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.
  • Особенности представлений о родном городе, родном крае  стали более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.
  • Выросло количество участников проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине.

Приняли участие в акциях «Помогите синичке», «Не рубите елочку – зеленую иголочку». У родителей возрос интерес к мероприятиям, проводимым в группе, и в детском саду (конкурсы, спортивные соревнования, походы), а также количественный состав их участников. Повысился интерес педагогического коллектива к краеведческому материалу как образовательному и воспитательному  источнику. Обогатился опыт использования краеведческого содержания в воспитательно-образовательном процессе.

В жизни нашего детского сада укоренились такие традиции: ежегодно проводятся народные праздники -  «Осенины», «Масленица»;  отмечаются календарные праздники «Новый год», «День Защитника Отечества», «8 марта», «День Победы»;  привычным стал семейный спортивный досуг «Папа, мама, я – спортивная семья», выпускной утренник.

В ходе совместной работы старалась помочь детям стать добрыми, коммуникативными, толерантными, ответственными, настоящими гражданами, патриотами своей малой  и большой Родины. И пусть дети еще не в полной мере осознают суть нашей с ними работы, но они знакомятся с нашими национальными традициями, естественно приобщаются к ним, и хочется надеяться, унесут их в свою взрослую жизнь, чтобы передать своим детям.

Анкетирование родителей подтвердило эффективность нашей работы.  Родители стали отмечать не только интерес и желание детей как можно больше узнать о родном городе, но и признали, что  сами стали больше уделять внимания патриотическому воспитанию ребенка. Многие родители в своих ответах указали на то, что стали интересоваться историей села.

Подводя итог, мы можем говорить о том, что в ходе работы наблюдалась положительная динамика воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников.  

Таким образом, мы считаем, что систематическая работа по воспитанию нравственно - патриотических чувств детей к родному селу в условиях дошкольного образовательного учреждения имеет свои положительные результаты, а современное дошкольное учреждение выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей « малой Родине».

  1. Литература

  1. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мой родной дом» - М., 2005. – 136 с.
  2. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий, авт.-сост. Е. Ю. Александрова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. 203 с.
  3. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф.  Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2007. – 208 с.
  4. Писарева А. Е., Уткина В. В. Живем  в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 128 с.
  5. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) /Под ред. Л. А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
  6. Алешина  Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. _ М.: ЦГЛ, 2005. – 256 с.
  7. Алексеев Ю. А., Зуев М. Н., Ковалев В. Е. Государственные символы России. Моя Родина – Россия. – М.: «Триада-фарм», 2002. – 68 с.

 

 

                             

                                                                                               

                                                                                       Приложение 1

Вопросы к собеседованию

1. Как называется село, в котором ты живешь?

2. Найди герб нашего села. Что на нем изображено? Почему?

4. Как называется улица, на которой ты живешь?

5. Как называется улица, на которой находится детский сад?

6. Какие еще улицы и площади города ты знаешь? Найди их на фотографиях.

7.Найди на карте-схеме города достопримечательности города: дом культуры, стадион, а также школы, магазины, больницу, поликлинику, почту и др. объекты.

8. Знает своё имя, фамилию, пол, адрес, членов семьи, место работы родителей.

Уровни оценки усвоения вопросов по собеседованию:

Высокий 

Знает своё имя, фамилию, пол, адрес, членов семьи, место работы родителей. Проявляет активный познавательный интерес к прошлому и настоящему своего народа, своей семьи, родного села. Знает некоторые сведения об его истории, достопримечательностях, знаменитых людях. Проявляет интерес к стране, в которой живёт. Выражает положительное отношение к миру, к своему городу, дружбе, ко всему живому. Правильно понимает эмоциональное состояние других, активно выражает готовность помочь Нацелен на самостоятельность.

Средний 

Знает своё имя, фамилию. Может назвать членов семьи. Выражает интерес к прошлому и настоящему своего народа, семьи, села. Имеет представления о природных богатствах края, достопримечательностях города. Внимателен к эмоциональному состоянию других, проявляет сочувствие. По-доброму относится к людям, живой природе. Осуществляет элементарный самоконтроль.

Низкий 

Знает своё имя, фамилию. Затрудняется ответить на вопрос, где работают и чем занимаются родители. Имеет некоторые представления о прошлом своего народа, его культуре. Проявляет неустойчивый интерес к истории своего села, его достопримечательностям. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих, наряду с добрыми поступками часто наблюдаются проявления негативного поведения и отношения к окружающему миру.

                                                                                                                                                                                             

С целью выявления результативности проведенной работы по воспитанию нравственно - патриотических чувств у дошкольников, были  разработаны вопросы для собеседования и уровни оценки усвоения воспитанниками предложенного материала (высокий, средний, низкий).

В начале работы детям были предложены вопросы для собеседования и повторно по окончанию работы, в ходе анализа которых стало возможным определение степени представлений о родном селе.

Мы наблюдаем увеличение диагностируемых знаний в среднем на 70% по всем направлениям. 80% детей имеют представление о названии улиц села, знают, по какому адресу находятся дома, в которых они живут, детский сад, который они посещают. О самых распространенных профессиях нашего города, о главных промышленных предприятиях, их продукции имеют хорошее знание 54% детей, 46% детей не на все вопросы могут ответить уверенно. Познакомить с достопримечательностями нашего села могут 71% детей. В итоге, общий уровень следующий: 54% детей имеют прочные знания о родном селе. В результате изучения данной темы дети многое узнали о своем селе, видели его красоту и богатство своими глазами. Мы старались научить детей не только восхищаться красотой окружающего мира, но и заложить ростки любви к родному селу, попыталась научить их самостоятельно решать проблемы, возникающие в жизни, старалась воспитать чувство настоящего горожанина, который умеет использовать свои знания на практике.

                                                                                                    Приложение 2

Анкета для родителей

«Наше село»

 

1.  Проявляет ли Ваш ребенок интерес к нашему селу?

2. Интересует ли Вашего ребенка (улицы и     площади, памятники, исторические места, парки и т.д. нашего села?)

3.  Интересуется ли Ваш ребенок историей нашего села?

4.   Вы совершаете экскурсии с детьми по нашему селу?

5.  Вы хотели бы получить от детского сада по данному вопросу?

Результаты анкетирования родителей

С целью изучения мнения родителей о воспитании патриотизма был проведен опрос родителей воспитанников средней группы. В анкетировании приняло участие 19 человек. Такой процент указывает на то, что родители готовы на взаимодействие и сотрудничество и остаются неравнодушным к проблеме воспитания патриотических чувств у своих детей.

Выводы: Проведенное анкетирование показало, что большинство родителей знакомы с понятием патриотизма. Имеют представление об этом понятии, выделяют качества, которые присуще патриоту. Проводят для детей экскурсии, ходят в походы, рассказывают о селе, его достопримечательностях.

Данные результаты анкетирования показывает положительную динамику в понимании и отношении к  патриотизму. По итогам анкетирования были разработаны рекомендации для родителей «Как воспитать маленького патриота».

 

Рекомендации для родителей 

«Как воспитать маленького патриота»


Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт.
Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека.


Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него - родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

  • Обращайте внимание ребенка на красоту родного города
  • Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
  • Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т.д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда.
  • Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
  • Расширяйте собственный кругозор
  • Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей.
  • Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа
  • Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах.

                                                                                            

 

                                                                                       Приложение 3

                  

Оценочный  лист

«Создание условий для патриотического воспитания дошкольников»

 

Элементы предметно-развивающей среды

количествен

ный анализ

качественный  

     анализ

1. Наличие в группе материала, направленного на формирование представлений:

о семье,

о детском саде,

о родном городе,

о стране.

2. Разнообразие материала:

наглядный материал (иллюстрации, фотографии, картины, макеты, схемы, карты, плакаты и т.д.)

игровой материал (игрушки, дидактические игры)

детская художественная литература

3. Эстетичность оформления.

4. Оригинальность оформления.

 

3

2

2

2

3

3

3

3

3

 

3

2

2

2

3

3

3

3

3

                                                                                                                                                                                                

                                                                                                                                

                                                                

Условия для развития сюжетно-ролевой игры, направленной на закрепление детских представлений о семье, детском саде, родном городе, стране:

1) наличие необходимой атрибутики,

2)рациональность размещения атрибутики, свободный доступ к ней детей,

3) игровые модули,

4) предметы-заместители,

5) различные конструкторы, строительный и бросовый материал для создания игровой среды

 2

2

1

2

2

3

 2

2

1

2

2

3

Оборудование для трудовой деятельности детей

1)для работы в уголке природы по уходу за растениями,

2) для дежурства по столовой,

3) выносной материал для труда на участке, в цветнике ( в соответствие с сезоном)

 2

2

3

        2         

2

3

 

   

     1 балл - критерий не реализован,

 2 балла – частично реализован,

 3 балл – реализован полностью

 

 


                                                                                                              Приложение  4

Методика проведения мониторинга детей

по нравственно – патриотическому воспитанию

Задание 1. «Родное село»  

Цель: название   своего города, села

Методы: Беседа, игра, запись   ответов детей.  

Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает посмотреть на фотографию.  

Оценка результатов.  

Высокий уровень

Ребенок без особого труда узнает и называет город

Средний уровень

Ребенок не уверенно называет город

Низкий уровень Ребенок не знает названия города

Задание 2. «Домашний адрес»

Цель: знание домашнего адреса (в старших группах адрес детского сада)

Методы: Беседа, запись  ответов детей.  

Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает ответить на вопрос «Назови свой адрес» (А знаешь ли ты адрес детского сада)  

Оценка результатов:

Высокий уровень

Ребенок без особого труда называет домашний адрес (и адрес детского сада)

Средний уровень

Ребенок не уверенно называет адрес, путается.

Низкий уровень

Ребенок не знает домашний адрес (адрес детского сада)

Задание 3. «Родная природа»

Цель: знание растительного мира, животных родного города, правила поведения на природе. Методы: Беседа, рассматривание фото, рисунков, запись  ответов детей.  

Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает ответить на вопрос «Как называется это растение, животное», «Как нужно себя вести в лесу, возле водоема»

Оценка результатов:

Высокий уровень

Ребенок без особого труда называет растения и животных, а также правила поведения на природе.

Средний уровень  

Ребенок не уверенно называет растения и животных. Называет не все правила.

Низкий уровень

Ребенок не знает растения и животных, не знает правила.

Задание 4. «Достопримечательности»

Цель: умение узнавать достопримечательности родного города

Методы: Беседа, показ фотографий, запись  ответов детей.  

Ход проведения: Беседа с детьми, рассматривание фото.

Оценка результатов: 

Высокий уровень

Ребенок узнает и называет достопримечательности, связанные с детским отдыхом

Средний уровень

Ребенок узнает, но не всегда может назвать достопримечательность. 

Низкий уровень

Ребенок не узнает и не называет достопримечательность

Задание 5. «Профессии родителей, жителей города»

Цель: знание и называние профессий родителей, жителей города.

Методы: Беседа, рассматривание иллюстраций, запись  ответов детей.

 Ход проведения: Беседа с детьми. Воспитатель предлагает ответить на вопрос «Где работает мама, папа, кем они работают?», «Какие еще профессии в нашем городе ты знаешь»  

Оценка результатов:

Высокий уровень

Ребенок без труда называет место работы и профессию родителей, другие профессии.

Средний уровень

Ребенок не точно называет  профессии родителей и их место работы, называет мало других профессий.

Низкий уровень

Ребенок не называет профессии и место работы родителей, не знает других профессий.

Задание 6. «Транспорт города»

Цель: умение называть городской транспорт

Методы: Беседа, показ иллюстраций, запись  ответов детей.  

Ход проведения: Беседа с детьми. Рассматривание иллюстраций, запись ответов детей.

Оценка результатов:

Высокий уровень

Ребенок называет транспорт нашего города

Средний уровень

Ребенок называет не весь транспорт  

Низкий уровень

Ребенок не знает названия городского транспорта

Задание 6. «Моя семья»

Цель: умение называть свою фамилию, имена родителей, родственников, знает родственные связи, увлечения своей семьи.

Методы: Беседа, запись  ответов детей.  

Ход проведения: Беседа с детьми. Запись ответов детей.

Оценка результатов:

Высокий уровень

Ребенок называет фамилию, имена всех родственников, родственные связи, увлечения

Средний уровень

Ребенок называет не всех родственников, путается в связях.

Низкий уровень)  Ребенок не знает фамилию, родственников

Диагностическая карта по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста

2021 г. январьучебный год (автор Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова)

ФИ ребёнка

Родной город, символика

итого

История народной культуры, традиции

итого

Историко-географический и природный компоненты

итого

Личностный компонент

итого

Общий иотг

Название села

Домашний адрес, адрес детского сада

Достопримечательности родного села

Герб села

Предметы быта, жилище человека

Русские народные праздники

Народные умельцы села

Народные игрушки, промыслы

Природные богатства села

Любимый уголок природы

Животные нашего края

Растительный мир нашего края

Отношение к окружающей природе

Забота о своих близких

Умение управлять своими чувствами

Умение анализировать свои и чужие поступки

Андрей Б.

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

Руслан Б

н

н

с

с

с

с

с

с

с

с

в

с

с

в

с

с

с

с

с

с

с

Ангелина Б.

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

с

с

с

с

с

с

с

с

с

Ксени Б

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

с

с

в

в

в

с

Тимофей Б

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

Арсений В

в

с

с

с

с

с

н

в

в

с

в

в

в

с

в

с

с

с

с

с

с

Мирон Диана И

в

в

в

в

в

с

с

н

н

с

с

с

с

с

с

с

с

н

в

с

с

Каролина

н

н

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

Саша К

н

с

с

с

с

с

н

н

н

н

н

с

с

с

с

н

с

с

н

с

с

Кирилл К

н

с

н

с

с

н

с

с

с

с

с

с

н

с

с

с

с

с

с

Арина К

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

Лера К

н

н

с

с

с

с

с

с

с

с

в

с

с

в

с

с

с

с

с

с

с

Матвей К

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

с

с

с

с

с

с

с

с

с

Тимофей К

в

в

в

в

в

в

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

Артём Л

н

н

с

н

н

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

Аня Н

в

с

в

с

в

в

в

в

в

в

в

с

н

н

с

с

с

с

с

с

с

Дима П

с

с

в

в

в

с

с

с

с

в

с

с

с

с

с

с

с

в

с

с

Матвей П

н

н

с

н

н

с

с

с

с

с

с

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

Рома П

н

н

с

н

н

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

Семён Х

в

с

в

с

в

в

в

в

в

в

в

с

н

н

с

с

с

с

с

с

с

Диагностическая карта по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

2021 учебный год декабрь (автор диагностики Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова)

ФИ ребёнка

Родной город, символика

итого

История народной культуры, традиции

итого

Историко-географический и природный компоненты

итого

Личностный компонент

итого

Общий иотг

Название  села

Домашний адрес, адрес детского сада

Достопримечательности родного села

Герб села

Предметы быта, жилище человека

Русские народные праздники

Народные умельцы села

Народные игрушки, промыслы

Природные богатства села

Любимый уголок природы

Животные нашего края

Растительный мир нашего края

Отношение к окружающей природе

Забота о своих близких

Умение управлять своими чувствами

Умение анализировать свои и чужие поступки

Абраамян Эрик

с

с

с

с

с

н

н

в

с

с

в

в

в

в

в

в

в

с

в

в

в

Борщ Алина

н

н

с

н

н

с

н

с

с

н

с

н

н

с

н

с

с

н

н

с

с

Банникова Мира

в

в

в

с

в

в

с

с

с

в

с

н

с

с

в

в

в

в

в

в

Батуева Лера

н

н

с

н

н

с

с

с

с

с

с

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

Бугай Артем

н

н

с

н

н

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

Бортник Арсений

в

с

в

с

в

в

в

в

в

в

в

с

н

н

с

с

с

с

с

с

с

Верендякина Алина

с

с

в

в

в

с

с

с

с

в

с

с

с

с

с

с

с

в

с

с

Велиев Салим

н

н

с

н

н

с

н

с

с

н

с

н

н

с

н

с

с

н

н

с

с

Васильев Николай

в

в

с

с

в

с

н

в

в

с

в

в

в

с

в

в

в

с

с

в

в

Голубь Александр

в

в

в

в

в

с

с

в

в

в

с

с

с

н

с

с

с

в

в

в

в

Головань София

н

н

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

в

с

с

с

с

с

с

с

с

Гаджикурбанов Аслан

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

с

с

в

в

в

с

Дворниченко Артем

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

в

Дороошенко Степан

н

н

н

н

н

н

с

с

с

с

с

н

н

н

н

н

с

с

н

н

н

Зайцев Степан

с

с

с

с

с

н

н

в

с

с

в

в

в

в

в

в

в

с

в

в

в

Лиманский Данил

н

н

с

н

н

с

н

с

с

н

с

н

н

с

н

с

с

н

н

с

с

Нестеренко Артем

в

в

в

с

в

в

с

с

с

в

с

н

с

с

в

в

в

в

в

в

Пономарева Валерия

н

н

с

н

н

с

с

с

с

с

с

н

н

н

н

н

н

н

н

н

н

Кривошеина Кира

н

н

с

н

н

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

с

Костенко Ярослав

в

с

в

с

в

в

в

в

в

в

в

с

н

н

с

с

с

с

с

с

с

Рудзей Полина

с

с

в

в

в

с

с

с

с

в

с

с

с

с

с

с

с

в

с

с

Щербинин Артем

н

с

с

н

с

н

с

с

н

н

н

н

с

н

с

н

с

н

с

с

с

Анализ работы

по нравственно-патриотическому воспитанию

Анализируя полученные результаты можно сделать следующие выводы и предположения. Значительная часть дошкольников  имеет высокий и средний уровни развития нравственно-патриотических качеств. Это обусловлено в большей степени тем, что в течение 2-х лет работы в данном направлении мы уделяли большое внимание нормам нравственно-патриотического воспитания. Из вышесказанного следует, что в детских садах необходимо проводить специальную работу, направленную на воспитание нравственно-патриотических чувств, так как дошкольный возраст наиболее сензитивный период для воспитания этих качеств.

В целях реализации указанной задачи в группе проводится систематическая работа разнонаправленного характера: совместная с воспитанниками деятельность в первую и вторую половину дня (НОД, беседы, игры, досуговые мероприятия, наблюдения, приобщение к произведениям художественной литературы, рассматривание картин и рисунков соответствующего содержания: Особо показательными  в вопросе  формирования у детей  нравственно-патриотических  качеств личности стали мероприятия осуществляющих проект «Нет роднее дружка, чем родная матушка»

Кроме того, система работы в процессе НОД строится воспитателями   с учётом индивидуальной и самостоятельной работы.

Результатами системности  НОД по  нравственно- патриотическому воспитанию во стали следующие знания, умения и навыки, реализующиеся воспитанниками  в повседневной жизни:

-соблюдение правил культуры поведения по отношению к близким и незнакомым людям;

-знание стихов, пословиц и поговорок, в которых отражены забота о семье, любовь к близким;

-проявление интереса к прошлому, настоящему и будущему людей на Земле, жизни народов мира;

-умение вступать в сотрудничество со взрослыми и сверстниками;

-осознание собственной социальной значимости и ответственность за людей, нуждающихся в заботе и внимании;

-умение осмысливать и словесно выражать свои переживания, чувства, настроение;

-обретение представления о большой и малой Родине, проявление патриотических чувств по отношению к ней;

-проявление интереса к своему прошлому и будущему.  

Анализируя итоги работы следует отметить: владение детьми ЗУН по вышеозначенному вопросу - в соответствии с требованиями программы; использование воспитанниками  ЗУН по вопросу формирования нравственно-патриотических  качеств личности.

-систематически обновляется наглядная агитация;  
-проводятся различные формы    совместной  работы, предполагающие оказать влияние на формирование   нравственной     личности дошкольника;  родительская общественность регулярно принимает участие в  совместных досуговых  мероприятиях «День Матери», «День пожилых людей ( проведенный на высоком уровне в подготовительной группе «а») « День  защитника   Отечества», Международный  женский  день « 8 Марта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                            Приложение 6

Перспективный план по ознакомлению с родным селом  

с детьми 4-5 лет

 

Тема: «Моя семья»

Содержание

Задачи

Формы работы

Методы и приемы

Семья 

Учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам.

Занятия, совместные с родителями досуги, праздники, выставка

«Поколения», вечера встреч.

Беседы, составление рассказов о своей семье, рисование по теме «Моя семья».

Место работы родителей

Прививать уважение к труду родителей.

Экскурсии к месту жительства некоторых детей, сюжетно-ролевые, дидактические игры.

Беседы, составление рассказов о будущей профессии, рисование.

Родной очаг 

Прививать любовь к своему дому; желание поддерживать в нем порядок, помогать взрослым членам семьи.

Экскурсии к месту жительства некоторых детей, сюжетно-ролевые игры «Строители», «Почта».

Беседа на тему: «Мой адрес»; рисование дома, фантазирование сказочного дома.

Интересное в нашем доме

Учить детей внимательнее относиться к событиям в доме, интересоваться делами, традициями семьи.

Театрализованная деятельность, игры, концерты.

Беседы на темы: «Моя любимая игрушка», «Самая интересная книга», «Животные в доме»,

«Домашние праздники» и т. д.

Тема: «Мой детский сад»

Содержание

Задачи

Формы работы

Методы и приемы

По дороге в детский сад

Вызвать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями; учить детей запоминать дорогу в детский сад, называть его адрес.

Занятия, сюжетноролевые игры.

Рисование детского сада, группы, друзей, любимых игрушек и

т. д.

Заботливые люди

Воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание

Экскурсии на кухню, в прачечную, медицинский кабинет; дидактическая игра «Кому, что нужно для работы»; сюжетно-ролевые

Беседы, чтение художественной литературы о профессиях, встречающихся в детском саду, рисование.

оказывать посильную помощь.

игры.

Двор детского сада

Знакомить детей с участками детского сада; воспитывать желание поддерживать порядок на них, бережно относиться к оборудованию участков, ухаживать за растениями.

Прогулки; экологические тропинки на территории детского сада, трудовые поручения.

Беседы, моделирование участков.

История детского сада

Познакомить детей с историей детского сада

Вечера воспоминаний 

Беседы, рассматривание фотоальбомов.

Тема: «Мой город»

Содержание

Задачи

Формы работы

Методы и приемы

История города  

Познакомить детей с историей возникновения города, его названия; вызвать интерес к своему городу, привить чувство гордости за него.

Занятия, экскурсии по городу.

Беседы, рассказ воспитателя об истории города, рассматривание фотоальбомов.

Улицы города  

Дать детям понятие о происхождении названий некоторых улиц.

Экскурсии по улицам города.

Беседы, рассказ воспитателя о людях, в честь которых названы улицы.

 

Предприятия и учреждения города  

Воспитывать в детях чувство уважения к людям труда; интерес к профессиям.

Экскурсии на предприятия и учреждения города; сюжетно-ролевые игры.

Беседы с работниками предприятий; чтение художественной литературы о людях труда; рисование, рассматривание фотоальбомов.

Транспорт города  

Дать представления о транспорте; учить детей правилам поведения в общественном транспорте.

Экскурсии на автостанцию; сюжетно-ролевые игры.

Чтение художественной литературы, рассматривание фотоальбомов, рисование, беседы.

Символы Яковлевского района – герб

Познакомить детей с

символом Яковлевского района – гербом,

Экскурсии к администрации города

Рассматривание изображения герба, сравнение с другими гербами,

сформировать уважительное отношение к гербу, познакомить с символическим значением.

дидактическая игра «Найди наш герб», создание герба своей семьи.

Символы Яковлевского района - флаг

Познакомить детей с

символом Яковлевского района – флагом, с его основными цветами, назначением. 

Экскурсия по улицам города

Рассматривание изображения флага, целевая прогулка к зданию администрации, рассматривание флагов на здании, сравнение флага города и флага

России.

Тема: «Природа города»

Содержание

Задачи

Формы работы

Методы и приемы

Времена года

Учить детей видеть красоту природы в разное время года.

Прогулки, экскурсии, экологические тропы, подвижные игры, викторины, занятия, календарные праздники.

Слушание классической музыки из цикла «Времена года»; рисование; пословицы и поговорки о погодных условиях.

Растительный мир

Знакомить детей с растительным миром города; с исчезающими видами растений; воспитывать бережное отношение к природе.

Занятия, дидактические игры, экологические игры, сбор лекарственных растений, труд на природе.

Опыты, рассматривание картин, слайдов о природе, рисование, беседы.

Животный мир

Знакомить детей с животным миром города, исчезающими видами животных и птиц; прививать бережное, заботливое отношение к животному миру.

Экологические тропы, организация зимних столовых для птиц, занятия, игры.

Наблюдение за животными, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, закличек, прибауток, рисование.

Водоемы

Дать представления о водоемах города, их растительном и животном мире. Учить соблюдать правила поведения

Экологические тропы, прогулки, праздники.

Наблюдения за природой, рассматривание иллюстраций, фотоальбомов, беседы.

на водоемах.

Правила поведения на природе

Учить соблюдать правила поведения на природе. Дать понятие о заповедниках.

Занятия, театр на природе, экологические тропы, составление

Красной книги.

Наблюдения за природой, рассматривание иллюстраций, фотоальбомов, беседы.

Уроки безопасности

Дать понятие об опасных растениях и ядовитых животных; о возможных травмах на природе; учить оказывать первую помощь.

Занятия «Уроки доктора Айболита», экологические тропы.

Дидактические игры на классификации, игра

«Хорошо-плохо».

Тема: «Достопримечательности города»

Содержание

Задачи

Формы работы

Методы и приемы

Памятники воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

Вызвать у детей желание подражать воинам, быть такими же мужественными, смелыми.

Экскурсии к Аллее Героев в парке ветеранов, к часовне в память погибших воинов, к памятному знаку, установленному  героям Курской битвы

Беседы, рассматривание фотоальбомов.

Площадь Победы  

 

Вызвать гордость за красоту родного города, уважение к людям, создающим эту красоту

Экскурсии на городскую площадь

Рассматривание каскадов фонтанов, цветочных клумб, розарий

Парк Маршалково

Продолжать знакомство с достопримечательностями родного города. Дать детям знания о местах отдыха его жителей

Экскурсия в парк

Рассматривание деревьев, игра в детском городке на территории парка

Детский городок в парке

Познакомить дошкольников с местом детского отдыха.  

Экскурсия в городок

Игры на территории городка.

Проведение детских праздников и развлечений в летний период

Дворец культуры

Расширить представления детей о культурнодосуговом учреждении.

Экскурсия в ДК, рассматривание внешнего и внутреннего вида здания

 

Участие в представлениях, организованных сотрудниками ДК

 

                                                                                                                                                           Приложение № 2

Взаимодействие с родителями

№ п\п

Мероприятия

Сроки выполнения

Ответственные

1

Проведение родительского всеобуча.

По плану ДОУ

Воспитатель

2

Выставка цветов и композиций посвященных Дню города.

Сентябрь

Воспитатели, родители, старший воспитатель

3

Клуб выходного дня для родителей «Загадки осени» (конкурс-выставка собранного урожая нашего края).

Октябрь

Воспитатели

4

Конкурс рисунков «Моя мама лучше всех».

Ноябрь

Воспитатели, родители, старший воспитатель

5

Круглый стол, посвященный Дню матери.

Ноябрь

Воспитатели, психолог, методист

6

День открытых дверей «Воспитание нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста».

Декабрь

Заведующий, методист, воспитатели

7

Оформление стенда «Древо своей семьи».

Январь

Родители, воспитатели

8

Конкурс плакатов «Защитники Отечества».

Февраль

Воспитатели, родители, методист

9

Досуг «Мой – папа».

Февраль

Воспитатель, родители

10

Проект «Мама, папа, я – спортивная семья».

По плану ДОУ

Воспитатели, музыкальный руководитель, родители

11

Организация совместных занятий детей и родителей.

Апрель

12

Изготовление подарков для ветеранов ВОВ. Проект «Дети ветеранам».

Апрель

Родители, воспитатели

13

День взаимопомощи: «Зеленая улица» (озеленение территории детского сада). Проект «Зеленая улица».

Июнь

Родители, воспитатели

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»

Гендерное воспитание детей необходимо для ровномепрнрого развития, самореализация и обучения детей разного пола....

Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»

Гендерное воспитание- это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации....

Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»

Гендерное воспитание- это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации. Целью гендерного подхода в педагогике яв...

Обобщение опыта работы: "Экологическое воспитание дошкольников средствами экологической тропы ДОУ"

В настоящее время активно ведется поиск путей развития экологической ответственности человека, в связи с чем, перед образовательными учреждениями поставлена важная педагогическая задача – эколог...

Районное методическое объединение (обобщение опыта) Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности

В своём выступления я поделилась опытом как осуществляется нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности. Рассказала о различных формах работы с детьми и ...

Обобщение опыта работы «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»

ГЕНДЕР – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и  включающий в себя психологические, социальные и культурные  отличия  между  мужчинами (мальчик...

Обобщение опыта работы: «Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада»

Актуальность темы    Проблема формирования гендерного воспитания детей в современном мире,  сегодня актуальна как никогда.  В Российском современном дошкольном образован...