Металлурги в годы ВОВ
учебно-методический материал

1. Развитие эмоционально-положительного отношения к труду людей металлургических профессий.

2. Формирование познавательного интереса к труду металлургов.

3. Формирование представлений о то, как металлурги обеспечивали фронт металлом, оружием, военной техникой в годы войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie._metallurg.docx21.39 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Металлургия» в годы ВОВ

Возрастная группа : дети 5  лет

Форма ОВД: интегрированное занятие 

Форма организации групповая

Средства наглядные: фотографии людей металлургических профессий, домны, прокатного стана,  музыкальное сопровождение, видеопрезентация.

ЗАДАЧИ

1. Развитие эмоционально-положительного отношения к труду людей металлургических профессий.

2. Формирование познавательного интереса к труду металлургов.

3. Формирование представлений о то, как металлурги обеспечивали фронт металлом, оружием, военной техникой в годы войны.

4. Обогащение активного словаря детей.

5. Развитие воображения и наглядно-образного мышления.

I. Мотивация к деятельности.

Прослушивание песни «Боги огня»

В: «Ребята, о ком это песня?

Дети: - О металлургах, о сталеварах, о людях, работающих на заводе.

В. – Знаете ли вы, кто такие металлурги и что они делают?

На самом деле профессии металлург не существуетМеталлург – это человек, работающий на металлургическом заводе.

- Какой металлургический завод есть у нас в городе (зсмк).

- У кого из вас родители работают именно там? Кем?

- Давайте прослушаем стихотворение о металлургических профессиях.

Ребенок читает стихотворение:

В отрасли металлургии специальностей не счесть

Сотни по стране заводов, тысячи рабочих мест

И металлом эти люди всю промышленность снабжают

Труд любого металлурга ценят все и уважают!

В: - Металлургический комбинат - это огромное царство машин и механизмов. И всё-таки главные здесь — металлурги, которые управляют этими умными механизмами. Металлурги — сильные и мужественные люди, потому что они работают с расплавленным металлом. Знаете, какое красивое зрелище, когда льётся горячий металл, а вокруг, будто фейерверк, рассыпаются огненные искры (фото № 1).

- Людей каких профессий называют металлургами :

Послушайте стихотворение и посмотрите на фотографию (фото № 2)

- Человек какой профессии изображен на этой фотографии? Это, ребята, горновой.

Он степенен и серьезен,

И в жару, и на морозе.

С грудью мощной нараспашку,

Вечно мокрая рубашка,

Но, когда идет в огонь,

Лучше ты его не тронь.

Работа горновых очень подвижна, так как члены бригады постоянно перемещаются по рабочей площадке (по периметру доменной печи, ведут наблюдение через специальные смотровые глазки за ходом процесса получения чугуна. Эта профессия подвластна только людям мужественным, смелым и надежным в работе.

- Что необходимо иметь горновому, чтобы выстоять в такую жару? (каска, очки, защитное стекло, невозгораемая куртка и

брюки, сапоги). Очень опасная и тяжелая, но нужная эта профессия!

-Кто назовет самую главную профессию, без которой завод не мог бы работать и выпускать сталь? Да, это сталевар (варит сталь). Рассмотреть фотографии. (фото 3)

Сталевар - не горновой,

Он в движениях - живой.

Как волчок, весь день вертится,

Укрощая чудо-птицу!

- Что назвали чудо - птицей? Почему такую профессию могут иметь только мужчины?

Горячий чугун в специальных вагонах везут в другой цех - конвертерный. В них из чугуна, металлического лома и специальных сплавов варят сталь. Да-да, сталь варят! Примерно так же, как на кухне варят борщ. Только кастрюля для производства металла — огромных размеров, и температура достигает 1500 градусов, почти как на солнце.

Процесс получения стали очень длительный: нужен металлолом, чугун, уголь, кислород, известь; нужны вагоны для металлолома, емкости для перевозки чугуна, нужны охладительные установки. Раньше весь процесс выполняли люди, позже появились автоматы, новое оборудование, пульты, установки, которые облегчили работу металлургов, взяли на себя более опасные работы, но все равно без людей выпустить сталь и сделать проволоку, рельсы, еще много-много продукции, обойтись нельзя. Человек рабочей профессии — волшебник, он может все.

- Люди еще каких профессий трудятся в производстве стали? Это конвертерщики, плавщики, разливщики стали, прокатчики, продувщики, машинисты, аппаратчики.

Ведущий:

Ещё в древности люди делали из металла разные вещи : оружие, посуду, украшения, а в наши дни без железа просто не обойтись. Делают его из железной руды, добывают ее шахтеры из горный пород под землей. Железную руду расплавляют в огромных печах.

Металлургия - это извлечение металлов из камней. Возникла металлургия еще в глубокой древности. При раскопках были найдены следы выплавки меди. И примерно в то же время человеку стали известны такие самородные металлы, как серебро, золото, медь, железо с метеоритов.

Сначала железо и медь обрабатывали в холодном состоянии. Следующим этапом человек научился получать из руд железо. И вскоре железо стало наиболее распространенным среди используемых человеком материалов (Европа, Азия).

Металлургия железа не менялась очень долго. Но процесс постепенно улучшался, и появились первые доменные печи. Полученный металл металлурги разливают в специальные формы, в которых он застывает. Получаются слитки в виде больших кирпичей. Из них делают металлические изделия. Детали самолетов, поездов, машин и даже крючки, на которые мы вешаем одежду, Всё сделано из металла, который выплавляет металлург.

Ребята, как вы думаете, какими качествами характера должен обладать металлург? (ответы детей)

-Верно, металлурги – это сильные, мужественные, ответственные, организованные люди, потому что они работают с расплавленным металлом.

-А еще я вам хочу рассказать о том, наш завод и люди, проживающие в городе помогали фронту. Они очень много чего сделали для победы в ВОВ.

  -С первых дней войны, преодолевая большие трудности, металлургия перестраивалась на военный лад, жизнь человека подчинялась лозунгу: «Всё для фронта, всё для Победы!» Тяжёлые мужские профессии освоили женщины, подростки, старики (по призыву партии на завод возвращали ушедших на пенсию). В глубоком тылу Сталинска (раньше так называли наш город) был трудовой фронт, воевали каждой лопатой угля, руды, ящиком снарядов. Увеличение производительности труда объяснялось небывалым массовым трудовым подъёмом земляков. Люди работали без выходных, не выходили с завода по несколько месяцев, спали у станков.

 -Я сейчас предлагаю вам посмотреть презентацию о нашем металлургическом комбинате, который в годы ВОВ помогал фронту.

По окончанию занятия можно еще раз включить прослушать песню «Боги огня», чтобы дети прослушали текст и осмыслили его в связи с той информацией, которую они получили на занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Свойства металлических и деревянных предметов. Беседа о металлурге».

Непосредственно образовательная деятельность (область познание) в старшей группе...

Сценарий праздника «День металлурга».

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей ....

ПРОЕКТ «МЕТАЛЛУРГ, СПОРТСМЕН, ПОЭТ, УЧИТЕЛЬ И НАШ ДРУГ А. В. ЛИСИЦА»

Прекрасные стихи для детей братского поэта А. В. Лисицы, в которых он рассказывает о родном сибирском крае, его природе, о нашем легендарном городе и людях труда  (металлургах, сталеварах, учител...

Проект "День металлурга. День города"

Творческий, познавательный...

Спортивная эстафета "День металлурга"

Данная эстафета будет способствовать сплочению ребят, научит их играть в команде, соревноваться....

проектная деятельность "Профессия - металлург"

ознакомление детей старшего дошкольного возраста с профессией металлург....

Металлурги в годы ВОВ

1. Развитие эмоционально-положительного отношения к труду людей металлургических профессий.2. Формирование познавательного интереса к труду металлургов.3. Формирование представлений о то, ка...