Мастер-класс для педагогов "Дидактическая игра "Кажыкмал"" на основе регионального компонента
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Использование дидактических игр, созданных на основе старинных народных игр с астрагалами в образовательной деятельности помогает развивать речь, мелкую моторику рук, мышление, память и повышает мотивацию к познанию нового у детей, что делает воспитательно-образовательный процесс интересным и непринужденным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_kazhykmal.docx307.18 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Звездочка» пгт.Каа-Хем Кызылского района Республики Тыва

Мастер – класс для педагогов ДОУ

«Кажыкмал»

Разработала: старший воспитатель Монгуш У.Б.


 2022г

Цель: познакомить педагогов с игровой технологией «использования астрагалов (кажык)» в работе с детьми.

Задачи:

- знакомство с авторской игрой с астрагалами «Кажыкмал»;

- расширить знания педагогов о роли использования нетрадиционного материала для развития детей;

- повышение профессиональной квалификации педагогов в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога.

Материалы и инструменты: Дидактический материал сделанный из астрагалов, картинки или игрушки домашних животных, макет чабанской стоянки.

Ожидаемые результаты мастер-класса:

- повышение креативности педагогов;

- возможность применение педагогами нового нетрадиционного метода в своей практике;

- рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности;

- практическое освоение участниками мастер-класса специальных знаний, умений, навыков и приемов игровой технологии на основе народных традиций в воспитании, обучении и развитии детей дошкольного возраста;

Ход мастер-класса:

Ст.воспитатель:

Свой мастер-класс начну сразу с вопроса:

- Скажите, пожалуйста, видите ли вы какую-то связь между воспитанием и астрагалами, т.е. с кажык?

Благодарю за ответы.

Фундаментом любой национальности является народная культура. Знание основ народной жизни, обрядов, традиций, литературы и искусства, помогает воспитывать интерес и уважение к родной культуре.

Исторический опыт показал, что незнание культуры своего народа, его прошлого и настоящего ведет к разрушению связи между поколениями – связи времен, что наносит непоправимый урон развитию человека и народа в целом. В этой связи хотелось бы отметить, что незнание основ национальной культуры, традиций и обычаев – затрудняет воспитательную работу.

Сегодня представляю вам свою авторскую дидактическую игру с использованием астрагалов «Кажыкмал».

Игра в кости у тувинцев является самой распространенной. Существует много вариантов игры в разных районах Тувы. Большинство вариантов этой игры отображает жизнь кочевников-скотоводов. Тувинцы считают, что кости приносят счастье и способствуют размножению поголовья скота, его сохранности.  Поэтому они их не выбрасывают, а собирают.  А когда их количество достигает до тысячи, закапывают в землю.

Использование дидактических игр, созданных на основе старинных народных игр с астрагалами в образовательной деятельности помогает развивать речь, мелкую моторику рук, мышление, память и повышает мотивацию к познанию нового у детей, что делает воспитательно-образовательный процесс интересным и непринужденным.

В ходе работы с детьми, я убедилась, что необычные дидактические игры придуманные и сделанные из бараньей кости интересуют как самых маленьких, так и детей постарше.

Ст.воспитатель: 

- Приглашаю желающих на фокус группу. Спасибо что откликнулись.  

«Кажыкмал» (показать). Как и в какой области вы бы могли использовать этот дидактический материал? Спасибо за ответы.

Эту игру мы придумали сами и назвали «Кажыкмал». Она состоит из нанизанных на твердую основу астрагалов (кажык). Она экологически безопасна для детского здоровья. На самом деле с ней можно придумать очень много игр, с каждым разом усложняя в соответствии возраста детей. Сегодня я покажу два варианта игры с ним.

Первая игра «Домашний скот чабана»

Цель игры: научить и закрепить знание названий домашних животных по каждой стороне астрагала. Развивать речь ребенка, мелкую моторику рук, память, внимание, мышление. Воспитывать интерес и любовь к тувинским народным традициям.

Ход игры:

В начале игры рассказывается о чабанской стоянке семьи Монгуштар (показывая макет чабанской стоянки).

Зимой они зимовали со скотом на зимней стоянке в местечке Каткылыг. А летом они перекочевывали в тайгу, в красивое местечко под названием Шиви-Хонаш. Богатый растительностью и красивый летний пейзаж тайги всегда радует взрослых, детей, даже домашних животных.

Основной быт и жизнь тувинского народа с давних времен ведение домашнего скота. От сбыта мяса, шерсти, шкуры скота умножается и доход семьи.

Издавна кости мелкого рогатого скота (чарын, кажык) никогда не выбрасывали и ценили. Охотники и путники жгли чарын на костре и смотрели в нее, видели и узнавали какой у них открывается путь (удачный, или плохой).

Кости «кажык» собирали для игры, четырем сторонам кости давали названия: выпуклой лежачей стороне – баран, обратной с ямочкой стороне – коза, стоящей верхней ровной стороне – лошадь и обратной, менее ровной стороне – корова. Варианты игр с кажык очень много. В соответствии своему возрасту можно играть всем: взрослым, подросткам, детям.

Игра «Кажыкмал» придумана для детей дошкольного возраста. Можно играть группой или индивидуально. Ведущий или воспитатель разыгрывает действие с козой (игрушкой), читает или припевает песенку про козу и ставит на зеленую лужайку:

          Ошку                                                              Коза

Ошкунун ажыы улуг                                   Рожками коза стучала

Хоюг судун, дугун алыр                             К нам в ворота вечерком.

Аажок чараш анайларнын,                         В поле целый день гуляла,

Авазы боор чи-чи, чи-чи.                            К вам вернулась с молоком

       Аът                                                                           Лошадка

Ажыл бурузун шупту кылыр,                           Есть лошадки белые,

Ажылгыр-даа кежээпей боор.                           Есть лошадки серые.

Шанактаар-даа, тергелээр-даа,                          Наша бурая лошадка,

Шалып, кежээ аът малым.                                 Ты совсем как шоколадка!

Дети должны правильно расставить (кажык) «астрагалы» после того как им прочитают стихотворение. Если ребенок понял о каком животном идет речь, то он сразу же переворачивает астрагалы.  И так разыграть по всем четырем животным.

    Инек                                                          Корова

«Инектиг кижи тодуг» дижир,                          И сметану, и кефир,

Идегелдиг малым – инек.                                          Молоко и вкусный сыр,

Аккыр судун амзап ижер                                   Чтобы были мы здоровы,

Аажок ынак уруглар бис.                                   Даст нам пестрая корова.

      Хой                                                                                  Овца

Хову чернин таар оъдун,                                    Вся пушистая овечка,

Хоптактанып казып чиир.                                  Шёрстка мягкая в колечках.

Аажок чараш хураганнын,                                 Сострижём, достанем спицы

Авазы боор, холба-холба.                                   Свяжем шарф и рукавицы.

                                                                               И овце спасибо скажем.

В результате обыгрывания этой игры дети узнают, что такое кажык (астрагалы), о том, как называли и обыгрывали тувинцы четыре стороны астрагала по названиям животных - ошку (коза), хой (овца), аът (лошадь), инек (корова) и как выглядят эти стороны.

2-ой вариант с игры с математическим уклоном:

Цель игры: научить и закрепить знание названий домашних животных по каждой стороне астрагала. Развивать мелкую моторику рук, память, внимание, мышление. Формировать элементарные математические представления.

Ход игры:

Первое задание: На лугу паслись 4 овечки, 4 козы и 2 лошади. Им нужно постараться расположить астрагалы по нужным сторонам;

Второе задание: У пастуха разбежались овцы и козы, справой стороны речки оказались 4 овцы, а с левой стороны речки паслись 6 коз.  

Участникам предлагается правильно поставить стороны по заданной задаче.  (Дальше задания можно обыгрывать по разному)  

- В результате выполнения этого задания у детей формируются математические представления, развивается память, мышление, внимание.

И я надеюсь, что игра с астрагалами «Кажыкмал» вам понравилось и вы обязательно используете в своей работе.

Спасибо вам за совместную и плодотворную работу!

D:\Мои разработки\Мастер-класс Кажыкмал\IMG_20220407_225030.jpg

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка На проведение эксперимента по формированию экологической культуры дошкольника в условиях интеграции исследовательской игровой и театрализованной деятельности на основе регионального компонента от 3 до 6 лет.

Цель: создание условий для формирования экологической культуры дошкольников на основе интеграции исследовательской, игровой и театрализованной деятельности, разработка и внедрение в воспитательн...

патриотическое воспитание на основе регионального компонента

Конспект  НОД в подготовительной группе детского сада №183   «Жемчужинка».  Тема: «Путешествие по  родным местам». Интеграция образовательных областей:Познание, комм...

Конспект занятия на основе регионального компонента "Плешковская игрушка"

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий составлен на основе материалов, предоставленных автору народным мастером России Фроловой Н. Н....

Доклад "Экологическое воспитание дошкольников на основе регионального компонента"

Выступление на районной конференции дошкольных работников....

Самообразование "Формирование экологического воспитания дошкольников на основе регионального компонента" 2015-2016 г.

Одна из задач экологического образования дошкольников - это воспитание экологической культуры. Экологические знания дети получают непосредственно в общении с природой, что способствует формированию у ...

Отчет по самообразованию "Формирование экологического воспитания дошкольников на основе регионального компонента" 2015-2016 г

Представлен отчет по самообразованию по теме "Формирование экологического воспитания дошкольников на основе регионального компонента"...