Инновационный проект «По тропинкам Югорского края»
проект (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 18.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Почему чум похож на конус»
Цель: способствовать расширению и углублению представлений детей о родном крае, быте, жизни коренных народов – ненцы. Расширять знания детей о жилище и быте коренных жителей тундры - ненцев.
Познакомить детей с последовательностью сбора чума.
Закрепить знания детей через продуктивную деятельность – «Сбор чума»: как строится чум.
Материал: Макет чума, фигуры конус, куб, полусфера, рис, вата, вода, фен.
Словарная работа: чум – переносное жилище народов севера, конус – фигура треугольной формы.
Яранга – традиционное переносное или стационарное жилище чукчей. Аналогичные жилища имеются и у некоторых других народов северо-востока Сибири: эскимосов, коряков, эвенов, юкагиров. Имеет купольную форму.
Юрта – переносное каркасное жилище у тюркских и монгольских кочевников.
Иглу – зимнее жилище эскимосов.
Методы: словесный, практический, наглядный.
Приемы: вопросы, напоминание, объяснение, показ, указание.
Содержание непосредственной организованной деятельности.
I. - Ребята, как называется наш округ?
- Кто коренные жители Югры?
- Чем занимаются коренные жители?
9 августа прошел праздник День коренных народов севера. В этот день проходят различные мероприятия, концерты, на которых показывают народные танцы, поют песни, участники рассказывают мифы и сказки своих народов, проводят обряды, а также презентовали традиционные народные костюмы и этноаксессуары.
- А чем занимаются кореные жители севера? (оленеводством) Значит, как называется их профессия? (Оленевод)
- Как называется жилище, в котором живут оленеводы?
Отгадайте загадку:
Среди северных снегов
Стоит домик без углов. (Чум)
- Чем чум отличается от дома? (у дома углы прямые и четыре стены, крыша, а чум круглый и крыши нет)
- Почему, они ставят чумы, а не дома? (чум легко собирается и разбирается)
Давайте соберем чум и убедимся что его легко построить.
Физминутка.
- На какую форму похож чум?
Чум похож на конус - это фигура треугольной формы, похожая на колпак.
- У каждого народа есть свой дом, который они строят. Давайте с ними познакомимся.
Яранга – традиционное переносное или стационарное жилище чукчей. Аналогичные жилища имеются и у некоторых других народов северо-востока Сибири: эскимосов, коряков, эвенов, юкагиров. Имеет купольную форму.
Юрта – переносное каркасное жилище у тюркских и монгольских кочевников.
Чум – простое, конусообразное сооружение.
Иглу – зимнее жилище эскимосов.
И сегодня мы с вами узнаем почему чум имеет форму конуса, а не другую. Почему ненцы решили жить в чуме, а не в юрте, например.Давайте подумаем какой бы формы мог быть чум.
- Конуса, куба и полусферы.
Сейчас какое время года? (осень). Какие осадки бывают осенью? (дождь)
– Возьмите стаканчики с водой – это дождь. Полейте на крыши. Что происходит.
- С конуса стекает быстро. С полусферы медленнее, на кубе осталась вода.
Воспитатель. – Какая крыша будет лучше осенью?
Рассуждения детей.
- После осени наступит? Мы с вами живем на севере, зима у нас какая? (долгая и очень много снега).
Сейчас проведем эксперимент: с какой фигуры легко будет скатывается снег и град.
У вас на столах 3 фигуры: куб, конус, полусфера. Возьмите щепотку риса – это у нас град, посыпьте его на вершины фигур. На какой фигуре остался град?
– Теперь возьмите кусочки ваты – это снег. Посыпьте на вершины. Что произошло?
- Снег с конуса скатился, на полусфере немного остался, на кубе осталось много снега. Значит с крутой поверхности чума легко скатывается снег.
2 эксперимент: какая форма самая устойчивая при ветрах, буранах.
Берем три фигуры: куб, конус, полусфера, фен. Каждую фигуру отмечаем где стоит, включаем вентилятор. Фигуры, кроме конуса сдвинулись. Это значит, что конусная форма придает устойчивость при метелях и сильных ветрах.
- Давайте сделаем вывод: Почему жители малочисленные народы Севера сооружают жилище, имеющее конусообразную форму? (Коническая форма хорошо приспособлена к открытым пространствам тундры: она придает устойчивость при метелях и сильных ветрах. C крутой поверхности чума легко скатывается снег, град и дождь. А так же его легко собирать и разбирать.)
Самоанализ детей:
- Что ты делал во время опыта? Что у тебя получилось? Что ты узнал?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема проекта : «Югорский край в годы Великой Отечественной войны» ( 70 – годовщине победы в Великой Отечественной войне посвящается).
Тема проекта : «Югорский край в годы Великой Отечественной войны» ( 70 – годовщине победы в Великой Отечественной войне посвящается)....
Творческий проект “Достопримечательности Югорского края из лего - кирпичиков”
Творческий проект “Достопримечательности Югорского края из лего - кирпичиков” проводился с воспитанниками подготовительной к школе группе, возраст детей 6 лет.Дети не раз слышали, чем славится наш...
Проект "Югорский край"
Проект "Югорский край"...
Инновационный проект "Экологическая тропа"
Инновационный проект предметно-средового образовательного комплекса «Экологическая тропа» направлен на развитие образовательной инфраструктуры детского сада, обеспечивающее максимальное ис...
Приказ "По тропинкам Югорского края"
материал...
Инновационный проект «По тропинкам Югорского края» Конспект занятия «Почему чум похож на конус»
В рамках инновационного проекта «По тропинкам Югорского края» в группе" Красная Шапочка" было проведено занятие о жилище и быте коренных жителей Югры.Цель занятия: способствовать...
«По тропинкам Югорского края»
Тема проекта: "Тропинки Югорского края"Цели проекта:Познакомить детей с природными особенностями Югорского края.Развить навыки ориентирования на местности и изучения природы.Сформировать эко...