Инновационный проект «По тропинкам Югорского края» Конспект занятия «Почему чум похож на конус»
календарно-тематическое планирование (старшая группа)

Зиянгирова Ленара Фидаиловна

В рамках инновационного проекта «По тропинкам Югорского края» в группе" Красная Шапочка" было проведено занятие о жилище и быте коренных жителей Югры.
Цель занятия: способствовать расширению и углублению представления детей о родном крае, быте коренных народов Югры. Воспитывать чувства уважения, доброго отношения к коренным народностям севера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zhilishche.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Почему чум похож на конус»

Цель: способствовать расширению и углублению представлений детей о родном крае, быте, жизни коренных народов – ненцы. Расширять знания детей о жилище и быте коренных жителей тундры - ненцев.

Познакомить детей с последовательностью сбора чума.

Закрепить знания детей через продуктивную деятельность – «Сбор чума»: как строится чум.

Материал: Макет чума, фигуры конус, куб, полусфера, рис, вата, вода, фен.

Словарная работа: чум – переносное жилище народов севера, конус – фигура треугольной формы.

Яранга – традиционное переносное или стационарное жилище чукчей. Аналогичные жилища имеются и у некоторых других народов северо-востока Сибири: эскимосов, коряков, эвенов, юкагиров. Имеет купольную форму.

Юрта – переносное каркасное жилище у тюркских и монгольских кочевников.

Иглу – зимнее жилище эскимосов.

Методы: словесный, практический, наглядный.

Приемы: вопросы, напоминание, объяснение, показ, указание.

Содержание непосредственной организованной деятельности.

I. - Ребята, как называется наш округ?

- Кто коренные жители Югры?

- Чем занимаются коренные жители?

9 августа прошел праздник День коренных народов севера. В этот день проходят различные мероприятия, концерты, на которых показывают народные танцы, поют песни, участники рассказывают мифы и сказки своих народов, проводят обряды, а также презентовали традиционные народные костюмы и этноаксессуары.

- А чем занимаются кореные жители севера?  (оленеводством) Значит, как называется их профессия? (Оленевод)

- Как называется жилище, в котором живут оленеводы?

Отгадайте загадку:            

Среди северных снегов

Стоит домик без углов. (Чум)

- Чем чум отличается от дома? (у дома углы прямые и четыре стены, крыша, а чум круглый и крыши нет)

- Почему, они ставят чумы, а не дома? (чум легко собирается и разбирается)

Давайте соберем чум и убедимся что его легко построить.

Физминутка.

- На какую форму похож чум?

Чум похож на конус - это фигура треугольной формы, похожая на колпак.

- У каждого народа есть свой дом, который они строят. Давайте с ними познакомимся.

Яранга – традиционное переносное или стационарное жилище чукчей. Аналогичные жилища имеются и у некоторых других народов северо-востока Сибири: эскимосов, коряков, эвенов, юкагиров. Имеет купольную форму.

Юрта – переносное каркасное жилище у тюркских и монгольских кочевников.

Чум – простое, конусообразное сооружение.

Иглу – зимнее жилище эскимосов.

И сегодня мы с вами узнаем почему чум имеет форму конуса, а не другую. Почему ненцы решили жить в чуме, а не в юрте, например.Давайте подумаем какой бы формы мог быть чум.

- Конуса, куба и полусферы.

Сейчас какое время года? (осень). Какие осадки бывают осенью? (дождь)

– Возьмите стаканчики с водой – это дождь. Полейте на крыши. Что происходит.

- С конуса стекает быстро. С полусферы медленнее, на кубе осталась вода.

Воспитатель. – Какая крыша будет лучше осенью?

Рассуждения детей.

- После осени наступит? Мы с вами живем на севере, зима у нас какая? (долгая и очень много снега).

Сейчас проведем эксперимент: с какой фигуры легко будет скатывается снег и град.

У вас на столах 3 фигуры: куб, конус, полусфера. Возьмите щепотку риса – это у нас град, посыпьте его на вершины фигур. На какой фигуре остался град?

– Теперь возьмите кусочки ваты – это снег. Посыпьте на вершины. Что произошло?

- Снег с конуса скатился, на полусфере немного остался, на кубе осталось много снега. Значит с крутой поверхности чума легко скатывается снег.

2 эксперимент: какая форма самая устойчивая при ветрах, буранах.

Берем  три фигуры: куб, конус, полусфера, фен. Каждую фигуру отмечаем где стоит, включаем вентилятор. Фигуры, кроме конуса сдвинулись. Это значит, что конусная  форма придает устойчивость при метелях и сильных ветрах.

- Давайте сделаем вывод: Почему жители малочисленные народы Севера сооружают жилище, имеющее конусообразную форму? (Коническая форма хорошо приспособлена к открытым пространствам тундры: она придает устойчивость при метелях и сильных ветрах. C крутой поверхности чума легко скатывается снег, град и дождь. А так же его легко собирать и разбирать.)

Самоанализ детей:

- Что ты делал во время опыта? Что у тебя получилось? Что ты узнал?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Почему вода жидкая?"

Конспкт занятия разработан для детей старшего дошкольного возраста....

Природа родного края Конспект занятия в старшей группе

Цель: Закрепить знания детей о растительном мире родного края. Стремиться вызвать у детей чувство благодарности за то, что мир прекрасен.Учить использовать растительный мир с умом. Пока...

Сценарий непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Почему чум похож на конус»

Сценарий непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Почему чум похож на конус»ЗадачиОбразовательные: Способствовать расширению и углублению предста...

Инновационный проект "Экологическая тропа"

Инновационный проект предметно-средового образовательного комплекса «Экологическая тропа» направлен на развитие образовательной инфраструктуры детского сада, обеспечивающее максимальное ис...

Инновационный проект «По тропинкам Югорского края»

B рамках инновационного проекта «Потропинкам Югорского края» в группе"Красная Шапочка" было проведено занятие о жилище и быте коренных жителей Югры.Цель занятия: способствовать р...

«По тропинкам Югорского края»

Тема проекта: "Тропинки Югорского края"Цели проекта:Познакомить детей с природными особенностями Югорского края.Развить навыки ориентирования на местности и изучения природы.Сформировать эко...