Инновационный проект «По тропинкам Югорского края» Конспект занятия «Почему чум похож на конус»
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
В рамках инновационного проекта «По тропинкам Югорского края» в группе" Красная Шапочка" было проведено занятие о жилище и быте коренных жителей Югры.
Цель занятия: способствовать расширению и углублению представления детей о родном крае, быте коренных народов Югры. Воспитывать чувства уважения, доброго отношения к коренным народностям севера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_zhilishche.docx | 18.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Почему чум похож на конус»
Цель: способствовать расширению и углублению представлений детей о родном крае, быте, жизни коренных народов – ненцы. Расширять знания детей о жилище и быте коренных жителей тундры - ненцев.
Познакомить детей с последовательностью сбора чума.
Закрепить знания детей через продуктивную деятельность – «Сбор чума»: как строится чум.
Материал: Макет чума, фигуры конус, куб, полусфера, рис, вата, вода, фен.
Словарная работа: чум – переносное жилище народов севера, конус – фигура треугольной формы.
Яранга – традиционное переносное или стационарное жилище чукчей. Аналогичные жилища имеются и у некоторых других народов северо-востока Сибири: эскимосов, коряков, эвенов, юкагиров. Имеет купольную форму.
Юрта – переносное каркасное жилище у тюркских и монгольских кочевников.
Иглу – зимнее жилище эскимосов.
Методы: словесный, практический, наглядный.
Приемы: вопросы, напоминание, объяснение, показ, указание.
Содержание непосредственной организованной деятельности.
I. - Ребята, как называется наш округ?
- Кто коренные жители Югры?
- Чем занимаются коренные жители?
9 августа прошел праздник День коренных народов севера. В этот день проходят различные мероприятия, концерты, на которых показывают народные танцы, поют песни, участники рассказывают мифы и сказки своих народов, проводят обряды, а также презентовали традиционные народные костюмы и этноаксессуары.
- А чем занимаются кореные жители севера? (оленеводством) Значит, как называется их профессия? (Оленевод)
- Как называется жилище, в котором живут оленеводы?
Отгадайте загадку:
Среди северных снегов
Стоит домик без углов. (Чум)
- Чем чум отличается от дома? (у дома углы прямые и четыре стены, крыша, а чум круглый и крыши нет)
- Почему, они ставят чумы, а не дома? (чум легко собирается и разбирается)
Давайте соберем чум и убедимся что его легко построить.
Физминутка.
- На какую форму похож чум?
Чум похож на конус - это фигура треугольной формы, похожая на колпак.
- У каждого народа есть свой дом, который они строят. Давайте с ними познакомимся.
Яранга – традиционное переносное или стационарное жилище чукчей. Аналогичные жилища имеются и у некоторых других народов северо-востока Сибири: эскимосов, коряков, эвенов, юкагиров. Имеет купольную форму.
Юрта – переносное каркасное жилище у тюркских и монгольских кочевников.
Чум – простое, конусообразное сооружение.
Иглу – зимнее жилище эскимосов.
И сегодня мы с вами узнаем почему чум имеет форму конуса, а не другую. Почему ненцы решили жить в чуме, а не в юрте, например.Давайте подумаем какой бы формы мог быть чум.
- Конуса, куба и полусферы.
Сейчас какое время года? (осень). Какие осадки бывают осенью? (дождь)
– Возьмите стаканчики с водой – это дождь. Полейте на крыши. Что происходит.
- С конуса стекает быстро. С полусферы медленнее, на кубе осталась вода.
Воспитатель. – Какая крыша будет лучше осенью?
Рассуждения детей.
- После осени наступит? Мы с вами живем на севере, зима у нас какая? (долгая и очень много снега).
Сейчас проведем эксперимент: с какой фигуры легко будет скатывается снег и град.
У вас на столах 3 фигуры: куб, конус, полусфера. Возьмите щепотку риса – это у нас град, посыпьте его на вершины фигур. На какой фигуре остался град?
– Теперь возьмите кусочки ваты – это снег. Посыпьте на вершины. Что произошло?
- Снег с конуса скатился, на полусфере немного остался, на кубе осталось много снега. Значит с крутой поверхности чума легко скатывается снег.
2 эксперимент: какая форма самая устойчивая при ветрах, буранах.
Берем три фигуры: куб, конус, полусфера, фен. Каждую фигуру отмечаем где стоит, включаем вентилятор. Фигуры, кроме конуса сдвинулись. Это значит, что конусная форма придает устойчивость при метелях и сильных ветрах.
- Давайте сделаем вывод: Почему жители малочисленные народы Севера сооружают жилище, имеющее конусообразную форму? (Коническая форма хорошо приспособлена к открытым пространствам тундры: она придает устойчивость при метелях и сильных ветрах. C крутой поверхности чума легко скатывается снег, град и дождь. А так же его легко собирать и разбирать.)
Самоанализ детей:
- Что ты делал во время опыта? Что у тебя получилось? Что ты узнал?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Почему вода жидкая?"
Конспкт занятия разработан для детей старшего дошкольного возраста....
Природа родного края Конспект занятия в старшей группе
Цель: Закрепить знания детей о растительном мире родного края. Стремиться вызвать у детей чувство благодарности за то, что мир прекрасен.Учить использовать растительный мир с умом. Пока...
Сценарий непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Почему чум похож на конус»
Сценарий непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Почему чум похож на конус»ЗадачиОбразовательные: Способствовать расширению и углублению предста...
Инновационный проект "Экологическая тропа"
Инновационный проект предметно-средового образовательного комплекса «Экологическая тропа» направлен на развитие образовательной инфраструктуры детского сада, обеспечивающее максимальное ис...
Приказ "По тропинкам Югорского края"
материал...
Инновационный проект «По тропинкам Югорского края»
B рамках инновационного проекта «Потропинкам Югорского края» в группе"Красная Шапочка" было проведено занятие о жилище и быте коренных жителей Югры.Цель занятия: способствовать р...
«По тропинкам Югорского края»
Тема проекта: "Тропинки Югорского края"Цели проекта:Познакомить детей с природными особенностями Югорского края.Развить навыки ориентирования на местности и изучения природы.Сформировать эко...