«Работа с родителями по программе «Социокультурные истоки» в образовательном учреждении»
консультация

Константинова Лариса Владимировна

Духовно- нравственное развитие ребенка осуществляется под влиянием многих факторов. Немало важную роль среди них играет окружающая среда и, прежде всего семья, где воспитывается ребенок и образовательное учреждение, которое он посещает.

Осознавая  факт, что решающую роль в духовно- нравственном развитии ребенка играет его семья, авторы программы «Социокультурные истоки»  пришли к пониманию того,  что семья и дошкольная организация, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать, во имя полноценного развития ребенка.

  Работа с родителями является  важным элементом в реализации программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Работа с родителями по программе «Социокультурные истоки» в образовательном учреждении»

 

  Духовно- нравственное развитие  ребенка осуществляется под влиянием многих факторов. Немало важную роль среди них играет окружающая среда и, прежде всего семья, где воспитывается ребенок и образовательное учреждение, которое он посещает.

  Осознавая  факт, что решающую роль в духовно- нравственном развитии ребенка играет его семья, авторы программы «Социокультурные истоки»  пришли к пониманию того,  что семья и дошкольная организация, выполняя свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать, во имя полноценного развития ребенка.

  Работа с родителями является  важным элементом в реализации программы.

  По взаимодействию дошкольной образовательной организации  и семьи программа  решает следующие задачи:

  • объединение усилий дошкольной образовательной организации и семьи с целью формирования у детей системы духовно- нравственных социокультурных  ценностей;
  • обеспечение психолого - педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в социокультурном и духовно – нравственном развитии и воспитании детей дошкольного возраста;
  • обеспечение родителей социокультурным инструментарием, способствующим формированию духовно-нравственной основы личности ребенка, начиная с дошкольного возраста.

  С  целью повышения педагогической культуры родителей программа предусматривает нетрадиционные формы работы с родителя и детьми.      

  Данная работа осуществляется по следующим направлениям:

  1. Система занятий с родителями по программе «Моя семья».  Она включает в себя планы занятий и систему активных форм обучения. В течение 2 лет совместной работы педагогов с родителями предлагается проведение 10 занятий (5 занятий в течение каждого года). Они проводятся с родителями  дошкольников, с 5-6-летнего возраста. Занятия организуются в вечернее время, что дает возможность всем родителям принять в них активное участие.

Каждое занятие имеет определенную структуру.

                                                                               

Темы занятий:

«Имя моего ребенка», «Доброе слово», «Любимый образ», «Добрый мир», «Добрая книга», «Дружная семья», «В добрый путь», «Добрая забота», «Благодарное слово», «Светлый праздник», «Верность родной земле», «Радость послушания», «Светлая Надежда», «Добрые друзья», «Мудрое слово», «Сказочное слово», «Напутственное слово в семье», «Светлый образ», «Мастера и рукодельницы», «Семейные традиции».

                                                                                       

  Разработка «Моя семья» основана на реализации идеи активного воспитания. Каждый взрослый (родитель, педагог) становится в активную позицию в воспитании детей. Это способствует освоению единой системы ценностей родителями и детьми, организации эффективного общения, активного взаимодействия между взрослыми и детьми.

  Занятия с родителями проводятся в благоприятной для общения, доверительной обстановке. Педагог организует работу в  паре, в четверке, микрогруппе, что способствует приобретению коммуникативных и управленческих навыков. Родители учатся слушать и слышать друг друга, у них формируется умение приходить к согласию, принимать совместные решения. Существующая открытая коммуникация между всеми участниками воспитательного процесса способствуют появлению взаимного доверия у воспитателей и родителей. Каждый имеет возможность обменяться знаниями, опытом, чувствами и прийти к пониманию того, что у всех в опыте много общего и совместными усилиями можно найти способы решения сложных педагогических проблем.

                                                 

  2.Организация взаимодействия детей и взрослых на основе комплекта книг для развития детей дошкольного возраста.                              

Книги для развития предназначены для совместной работы педагогов, детей и их родителей. В них заложена основная предварительная работа с детьми и родителями в период подготовки к занятиям по программе.                                                          

  В книгах содержится система ценностей и категорий, которые необходимо усвоить взрослым и детям, а также продумана система заданий, способствующая организации и развитию общения между родителями и их детьми.

   В них содержатся произведения разных жанров: стихотворения, сказки, рассказы, хороводные игры, песенки. Осмысление содержания книг для развития детей дошкольного возраста приводит родителей к пониманию необходимости работы с данными книгами вместе с ребенком. Родители, благодаря книгам для развития приобретают умение понять собственный внутренний мир и внутренний мир своих детей. Это является основанием для развития между ними теплых доверительных отношений, появлению мотивации к взаимодействию

  Книги подготовлены в соответствии с изучаемыми темами: («Слово», «Образ», «Книга»; «Родной очаг», «Родные просторы», «Труд земной», «Труд для души»; «Вера, Надежда, Любовь», «Мудрость»; «Традиции», «Слово», «Образа», «Дела и праздники»).

   В них заложена основная предварительная работа с детьми и родителями в период подготовки к занятиям по программе.

  Одна из главных задач программы - организовать доверительное взаимодействие между родителями и детьми, и следует помнить, что родители являются первыми педагогами своего ребенка.

  Каждая  из книг для развития начинается со Слова к родителям и заканчивается заданиями, которые направлены на активное взаимодействие взрослых и детей (Поразмышляйте вместе с детьми…).

   В них включены задания трех уровней сложности:

- Направленные на воспроизведение  информации: «Расскажите вместе с детьми сказку по опорным словам», выучите понравившуюся колыбельную песню», и.д.;

- Направленные на преобразование имеющихся знаний: «Поразмышляйте вместе с детьми и выберете качества, которые помогли Данилушке стать настоящим мастером»;

- Направленные на творческий поиск: «Придумайте вместе с ребенком продолжение истории».

  Задания, помещенные в книгах для развития, подводят детей и их родителей к более глубокому пониманию  и переосмыслению своего жизненного опыта.

  Каждая книга содержит страницу альбома «Мои истоки», оформляя которую ребенок становится  соавтором.

  Работа над книгами для развития в кругу семьи является необходимым условием успешного возвращения к традиции семейного чтения.  

3.Существенной особенностью программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» является непосредственное участие родителей в подготовке и проведению занятий.                                  

  Базовым звеном формирования системы ценностей у детей и их родителей являются  активные занятия – работа в паре. Эти занятия могут быть проведены в группе или в кругу семьи. При общении в активном занятии создается доверительная атмосфера. Осуществляется взаимодействие детей и взрослых, те и другие учатся договариваться, высказывать свою точку зрения, терпеливо выслушивать друг друга, осуществлять выбор, приходить к согласию. Радоваться положительным результатам совместной работы.

  Активные занятия носят обязательный характер, поэтому проводятся последовательно и системновся работа, проведенная совместно становится результатом сотворчества  взрослых и детей.

  Активное взаимодействие с ребенком в условиях ДОУ,  позволяет взрослым приобретать новые способы общения с детьми и корректировать собственное поведение. Позитивный опыт общения с воспитателем, родителями и сверстниками, получаемый каждым ребенком на занятиях, создает условия для формирования адекватной самооценки, предотвращает появление эмоциональной отчужденности.

  Таким образом, в программе «Истоки» обеспечено социальное партнерство дошкольной организации и семьи, осуществляется открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников и непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, направленный в конечном итоге, на социокультурное и духовно- нравственное развитие детей, и их успешную социализацию.

 

Картотека игр:

«Дерево дружбы»

Цель: Учить оценивать свои поступки, поступки других.

Ход игры: На обратной стороне листа написаны понятия «забота», «доброта», «честность» и др. Воспитатель говорит, что из-за неприятности листочки с дерева дружбы осыпались и предлагает это исправить.

Дети, собирая опавшие листочки и объясняя заданные понятия, прикрепляют его к дереву. (Эту игру можно использовать, если необходимо проанализировать какой-то поступок или ситуацию, подобрав соответствующие листочки)

«Лабиринт»

Цель: развивать чувство ответственности за другого человека, закреплять прочность формируемого качества.

Ход игры: в комнате, где разложены предметы-препятствия, дети, распределившись по парам, должны пройти лабиринт. У одного из них завязаны глаза, а другой объясняет, как ему двигаться. Потом они меняются ролями.

«Посмотри и расскажи»

Цель: развивать умение оценивать свои действия, воспитывать доверительные отношения между детьми.

Ход игры: дети по очереди выполняют действия с игрушками, а другие наблюдают и оценивают.

Театрализованная игра «Наоборот»

Цель: учить различать поведение героев, закреплять знания о особенностях характера, нормах поведения.

Ход игры: предложить разыграть хорошо знакомые сказки, изменив характеры персонажей на противоположные.

Театрализованная игра «Моя семья»

Цель: закреплять знания о морально-нравственных ценностях.

Ход: Дети самостоятельно изготавливают фигурки персонажей.

Воспитанникам объясняются отношения, которые необходимо разыграть.

«Подбери слово»

Цель: расширять словарный запас детей, учить понимать смысл и значение слов.

Ход игры: ребёнок должен подобрать как можно больше слов к вопросу.

Примерные вопросы:

-   Когда человек испытывает страх, что он делает?

-   Человек, лишенный чувства жалости, сострадания, причиняющий боль другим.

-   Что доставляет людям веселье?

-   Человек тихий, мягкосердечный.

-   Когда человеку невесело, какой он?

-   Человек, которому можно довериться?

-   Человек, не испытывающий страха? и т. п.

«Будь внимательным»

Цель: учить различать эмоции другого человека, анализировать, оценивать их и объяснять причину происхождения.

Ход игры: ребёнку предложить изобразить определённые эмоции с помощью движений, изменения голоса.

«Оживи предмет»

Цель: развивать коммуникативные навыки, умение выслушать другого.

Ход игры: взрослый предлагает детям представить, что чашка, швабра и т. д. - живые предметы, с которыми можно общаться. О чём бы вы их спросили? Что бы они вам ответили?

Беседы:

Беседа «Цветик-семицветик»

Цель: развитие чувства принадлежности к миру, развитие умения общаться.

Ход: каждый ребёнок по желанию открывает лепестки с вопросами.

Я похож на других, потому что…

Я отличаюсь от других, потому что…

Я мог бы всех научить, потому что…

Я хотел бы быть похожим на, потому что…

Мой любимый герой, потому что…

Когда я хочу познакомиться с кем-то, то…

Я никого не обижаю, потому что…

Беседа «Кто заботится?»

Цель: закреплять понятие «заботливый», «вежливый».

Ход: дети сидят в кругу и передают символ-солнце, отвечая на вопросы.

Что для тебя делает дворник?

Что для тебя делает шофёр? Строители? Врачи?  Нефтяники? Дворники?

Как быть внимательным? Зачем нужна вежливость?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм работы воспитателя по реализации программы «Социокультурные Истоки»

В работе описан алгоритм работы воспитателя по реализации программы "Социокультурные Истоки"....

«Работа с родителями по программе «Социокультурные истоки» в образовательном учреждении».

Работа с родителями является ключевым элементом  в реализации программы....

опыт работы «Новые нетрадиционные формы работы с родителями по программе «Социокультурные истоки»

Формирование фундаментальных черт личности, демонстрирующих мотивов и потребностей происходит в процессе накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений и...

Перспективные планы работы с детьми по программе «Социокультурные истоки» (по книгам для развития)

Перспективные планы работы по программе "Социокультурные истоки" (по книгам для развития) с детьми 4 - 5 лет и с детьми 5 - 6 лет...

Совместная работа с родителями по программе "Социокультурные Истоки" средний возраст.

Срвместная работа с родителями по программе "Социокультурные Истоки" средний возраст....

«Работа с родителями по программе «Социокультурные истоки» в образовательном учреждении.

laquo;Работа с родителями по программе «Социокультурные истоки» в образовательном учреждении....

Консультация для педагогов. «Новые нетрадиционные формы работы с родителями по программе «Социокультурные истоки»

Формирование фундаментальных черт личности, демонстрирующих мотивов и потребностей происходит в процессе накопления ребенком социокультурного опыта в виде чувств, отношений, знаний, умений и...