Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей второй младшей группы Тема: «Масленица идёт»
план-конспект занятия (младшая группа)

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_duhovno-_nravstvennnomu.docx585.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  дошкольное образовательное учреждение

Возовский  детский  сад «Светлячок» Поныровского района Курской области

Конспект занятия

по духовно-нравственному воспитанию

для детей второй младшей группы

Тема: «Масленица идёт»

i.jpg

Воспитатель: Верёвкина Г.С.

2020 г.

Цель: 

Знакомство детей со старинными обычаями встречи весны.


Задачи: 

Познакомить детей с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями проведения праздника. 


Формировать интерес к народному фольклору, народным подвижным играм.


Развивать мелкую моторику пальцев рук, умение правильно держать карандаш, аккуратно, не выходя за контур раскрашивать картинку.

Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, желание применять их в жизни.

Материал:

 Иллюстрации о празднике Масленица, игрушка «Солнышко», блины из соленого теста на каждого ребенка, цветная гуашь, кисть, вода.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Воспитатель:

-Ребята, посмотрите к нам сегодня пришли гости и давайте поздороваемся. Вы знаете, что есть хорошая примета всем с утра дарить приветы. Давайте и мы так сделаем. Солнце красному…

Дети:

Привет!

Воспитатель:

Небу ясному…

Дети:

Привет!

Воспитатель:

Люди взрослые и малыши…

Дети:

Вам привет от всей души!

Воспитатель:

Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза, и передадим друг другу, ту искорку тепла и любви, что живет в нашем сердце. Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта. (Берем в руки зажженную (безопасную) свечу и дети передают друг другу свечу). Посмотрите, как искорка зажглась от наших сердец. Пусть она сопровождает вас все занятие. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения.

II. Основная часть.

Воспитатель: - Ребята, какое время года сейчас? (Зима)
Воспитатель: - Правильно, сейчас на дворе зима, но совсем скоро к нам придет весна. Вы заметили как, меняется погода, какое небо, солнце?
(Небо голубое, чистое, солнце светит ярко, от солнышка тепло). 
Воспитатель: - Чтобы солнышко ярче светило, пригревало землю в давние времена, когда ваши бабушки и дедушки были такими же, как вы, люди пели для солнышка песенки - за клички. Послушайте одну из них.

Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!


(Дети повторяют закличу со взрослым и два индивидуальных повтора).
Воспитатель: - Ребята, в старину на Руси люди отмечали самый веселый праздник - Масленица. Он длился целую неделю . Первыми праздновать начинали дети. Они делали из соломы большое чучело Масленицы, наряжали его и возили на санках по деревне. А в воскресенье чучело Масленицы сжигали. Так люди провожали зиму и встречали весну.

(Помещаю иллюстрации).

Воспитатель: - Люди собирались на площади, пели песни, водили хороводы, устраивали веселые представления. И взрослые, и дети катались с горы на санках, лыжах, веселились, шутили, ездили по деревне на лошадях (Помещаю иллюстрации)  и играли в народные игры.

Игра "Карусель" (музыка)

Еле, еле, еле, еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом,

Все бегом, бегом, бегом

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите!

Раз-два, раз-два,

Вот и кончилась игра»


Воспитатель:
- А еще во время празднования Масленицы хозяйки всю неделю пекли блины и угощали ими всех родных и гостей, которые приходили к ним в дом.
(Помещаю иллюстрацию). 

Воспитатель: - Ребята, а на что похож блин? (Ответы детей)
Воспитатель: - Верно, блин похож на солнце, он такой же круглый, желтый и теплый, как солнце. Предлагаю вам поиграть в игру, которая так и называется «Гори, Солнце, ярче!»


Игра «Гори, Солнце, ярче!»
В центре круга - ребенок -"Солнце" (На голову ребенку надевают шапочку с изображением солнца).  Дети хором произносят:


Гори, солнце, ярче -
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.


Дети идут, взявшись за руки вокруг "Солнца". На третью строчку подходят ближе к "Солнцу", сужая круг, на четвертую - отходят, расширяя круг. Водящий ребенок произносит "Горю!" и догоняет детей. Игра проводится 1-2 раза.


Воспитатель: - Молодцы, ребята. А теперь предлагаю вам отдохнуть и послушать какие блины пекли хозяйки в старину. Ведь самое главное в Масленице это - блины! Без них нет и Масленицы.

ГОЛОС:

 Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки.

В первый день пекли – блин ища, его называют «встреча». В этот день делают куклу-чучело и строят снежные горки.

 Во второй пекли - блины, его называют «заигрыши». В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр.

В третий пекли - блицы, его называли "лакомка». В этот день приходят в гости на блины.

В четвертый пекли - блинчики, его называют «разгул», самый веселый день. Возят чучело на колесе, катаются, песни поют.

В пятый пекли - блинки, его называют «вечерки». Теперь уж папа бабушку вечером к себе приглашает, блинами угощает.

В шестой пекли – блин очки, его называют «посиделки». Ходят друг к другу в гости, дарят подарки.

В седьмой пекли - царские блины, его называют «проводы». Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.

Ребята, а еще последний день Масленицы называют «прощеное воскресенье». Это последний день перед Великим постом. В этот день в народе принято просить прощения перед всеми родными, близкими и просто знакомыми людьми за мелкие грехи, недоразумение или обиды. Такое воскресенье бывает всего раз в году и считается святым. Только раз в году нам даётся Божий шанс научиться прощать и просить прощения.

Воспитатель: - Ребята, давайте сейчас поиграем в игру?

Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»

Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. Слушайте внимательно. Подсказывайте старательно:


На тарелке он один - называем просто ... (блин).
Много испекли их мы - тогда назовем ... (блины).
Испекли для дочек - назовем ... (блиночек).
Будет кушать их сынок - назовем тогда ... (блинок).
Огромный, как домище - назовем ... (блинище).

Воспитатель: - А сейчас давайте  мы с вами  испечем блины? Но перед работай нам нужно провести гимнастику для пальцев.

Месим, месим, месим тесто

Разливайся блинок

Разливайся большой,

Оставайся такой

Да не подгорай! П-ш-ш-ш

Мы печём, печём блины

Для гостей и детворы!

(Дети  лепят из соленого теста блины и раскрашивают их гуашью. Работы помещаются на выставке работ).

III. Итог занятия.

Воспитатель: - Ребята, пока наши работы высыхают давайте подведем итог занятия?

-О каком празднике сегодня говорили?

-Сколько длится праздник?

-Какое главное угощение на Масленицу?

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/2/31239_1c871f4a518cef38deb33888522cf6d9.jpg.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/2/31239_fcc2d1dd3ca5ad4e2950a6f91c896ca3.jpg.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/2/31239_33a2a042297ad60be8dfcd530221e85a.jpg.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/2/31239_f6895a0076e8834a3736010383527bae.jpg.jpg

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2018/2/31239_c44464b0608617bed845c75aef333780.png.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по сенсорному воспитанию для детей второй младшей группы "Вместе весело играть"

Конспект занятия по сенсорному воспитанию для детей второй младшей группы....

Конспект НОД по экологическому воспитанию с детьми второй младшей группы тема: "Посадка лука"

Конспект НОД по экологическому воспитанию с детьми второй младшей группы тема: "Посадка лука"Образовательная область - познавательное развитие...

Конспект НОД похудожественно-эстетическому воспитанию с детьми второй младшей группы. Тема: "Машенька и Медведь в гостях у ребят"

laquo;Машенька и медведь в гостях у ребят»Музыкальный руководитель – Мошкина Е.В.ЦЕЛЬ : Развивать воображение у детей . Задачи:  Воспитывать у детей эмоциональную отзывчив...

Методическая разработка по ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ для детей второй младшей группы Тема: «Путешествие в заповедник»

Цель: Расширять представление детей о природе родного края.Задачи:- познакомить детей с Красной книгой, растениями и животными, занесенными в нее;- познакомить с основами науки экологии, правилами охр...

Конспект НОД по трудовому воспитанию в во второй младшей группе. Тема: « Мы сегодня поварята».

Конспект НОД по трудовому воспитанию в во второй младшей группе.Тема: « Мы сегодня поварята».Цель: формирование представлений о профессии повара.Задачи.Образовательные: расширять представл...