Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе Тема: Пересказ сказки «Щедрый дятел» с опорой на мнемотаблицу.
план-конспект занятия (старшая группа)

Ирина Геннадьевна Конева

Данная методическая разработка пригодится педагогам ДОУ при ознакомлении старших дошкольников с миром природы Ямала, с зимующими птицами Севера, сказка для пересказа короткая и познавательная.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитатель МБОУ Питлярская СОШ «ОЦ»

Конева Ирина Геннадьевна

Конспект НОД по развитию связной речи в старшей группе

Тема: Пересказ сказки «Щедрый дятел» с опорой на мнемотаблицу.

Цель: Создание условий для развития связной речи детей.

Задачи: учить детей связно пересказывать сказку по мнемотаблице, выразительно передавать диалоги персонажей, соблюдать композицию сказки; развивать умение отвечать на вопросы полными ответами; развивать связную речь, слуховое внимание, зрительную память, мышление; пополнять и активизировать словарь детей; воспитывать интерес и развивать творческие способности через театрализованную деятельность; формировать у детей интерес к художественному слову; воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, чувство единства, отзывчивость, готовность оказать помощь другу в трудную минуту.

Предварительная работа

Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц родного края, беседа об их жизни в природе. Просмотр презентации «Зима снежная пришла». Заучивание стихов и загадок по теме. Прослушивание музыкальных произведений П.И Чайковского из цикла «Времена года».

Оборудование: мнемотаблица для составления пересказа, иллюстрации к сказке.

Ход НОД

I. Организационный момент

Воспитатель: Доброе утро, ребята мы с вами сейчас закроем глаза, а когда откроем, то попадем в одно удивительное место. Согласны?  Итак, закрывайте глаза, а теперь открывайте? (Звучит спокойная музыка, на доске появляются фотографии «Осень в нашем лесу» и «Зима в родном краю») Ребята, посмотрите, перед вами фотографии (осень и зима) Вы узнаете эти места? Они вам знакомы? (Дети рассматривают иллюстрации).

Воспитатель: Посмотрите как красиво вокруг!

Зимушка – зима, много снега принесла.

Снег в воздухе кружится, на землю тихо падает, ложится. (Дети делятся своими впечатлениями)

IIОсновная часть.

1. Подготовка к восприятию текста.

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение.

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром окутан весь.

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь. (Т. Зайцева)

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, о чем говорится в этом стихотворении? (о наступившей зиме, о птицах)

А про каких именно птиц идет речь? (О перелетных - они улетели в теплые края и про зимующих птиц)

Молодцы, ребята, вы все правильно сказали. Назовите каких- нибудь зимующих птиц, которые встречаются в наших северных лесах (Сова, куропатка, глухарь, сорока, воробей, синичка, снегирь, дятел, орел …) (Дети по очереди называют птиц)

Молодцы, ребята, вы столько птиц назвали!

(Показ слайдов с изображение птиц Ямала)

Воспитатель: А, теперь ответьте, пожалуйста, на такой вопрос: «Легко или тяжело приходится птицам зимой на Севере?» (Ответы детей)

 Все верно вы сказали – птицам зимой очень нелегко приходится: и холодно и голодно им. И не только птицам, но и всем другим лесным обитателям.

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с одной новой сказкой. Сказка называется «Щедрый дятел». Садитесь поудобнее и внимательно прослушайте сказку. Эту сказку мы сегодня будем пересказывать друг другу.

 

2. Чтение сказки с последующим обсуждением.

 «Щедрый дятел»

  Случилась в лесу суровая снежная зима. Тем зверям, которые запасы на зиму делаю, снег и морозы нипочём, а птицам как быть?

  И мудрый ворон не знает, где еду добывать, и проворная синичка, и смышлёный воробушек. Даже болтунья- сорока замолчала, призадумалась.

    Вдруг слышат птицы – барабанная дробь: тра-та-та, тра-та-та. Это дятел-труженик с утра пораньше затеял дерево лечить, личинок и жучков разных из-под коры вытаскивать.

   - Летите сюда! – зовет дятел. – Я на всех еды добуду!

   Обрадовались птицы, повеселели, принялись дятла хвалить. Только лесной барабанщик их не слышал – работа у него шумная.

             (Беседа и обсуждение непонятных для детей слов).

Воспитатель: Ребята, понравилась вам сказка? Чем?

2) Работа над сказкой. Беседа по содержанию сказки.

Воспитатель: Что случилось однажды в лесу?

Воспитатель: О чем задумались птицы?

Воспитатель: Что услышали птицы в лесу?

Воспитатель: Кто трудился в лесу с утра пораньше?

Воспитатель: Кого позвал к себе дятел? Что он им крикнул?

Воспитатель: Обрадовались ли птицы приглашению дятла? Хвалили ли его птицы за его приглашение, за его доброту и щедрость?

Воспитатель: Почему дятел не слышал, как птицы хвалили и благодарили его?

3. Составление плана для пересказа

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю в правильной последовательности расположить события в сказке, а также придумать название к каждой картинке.

Дидактическая игра «Расставь последовательность картин».

(Дети подходят к мольберту и определяют порядок иллюстраций к сказке, придумывают названия к каждой картинке)

1. Пришла морозная зима.

 2. Птицы задумались.

3. Дятел - труженик.

4. Неожиданная помощь и радость.

5. Лесной барабанщик.

4. Лексико-грамматическое упражнение к тексту

Игра с мячом «Скажи ласково» 

Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнем и поиграем. Игра называется  «Назови ласково».

(Зима-зимушка, мороз – морозец, лед – ледок, лес-лесочек, снег-снежок, жук-жучок, скорлупа-скорлупка, орех-орешек, сугроб - сугробик, дерево-деревце…)

 Воспитатель: Молодцы, ребята, а теперь присаживайтесь на свои стульчики!

5. Повторное чтение сказки с установкой на пересказ.

Воспитатель: Сейчас я ещё раз прочту сказку. Слушайте внимательно, вам нужно будет пересказать эту сказку.

6. Пересказ сказки по мнемотаблице.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам представить себя актером в детском театре и попробовать выступить перед маленькими зрителями: интересно пересказать сказку, а подсказкой для пересказа вам будет эта таблица. Ну, а мы будем зрителями в зале и будем внимательно слушать выступающего. Вы согласны, ребята?

Дети по очереди пересказывают сказку, а затем обсуждаем кто интереснее всех рассказал сказку.

III. Рефлексия.

Воспитатель: С какой сказкой вы сегодня познакомились? Как вы думаете, что самое главное в этой сказке?  (Ответы детей)

Воспитатель: Кто больше всех вам понравился? Почему? (Ответы детей)

Задание воспитателя

Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы пересказывали сказку по карточке мнемотаблицы. Я приготовила вам подарок: раскраски по новой сказке.  Дома раскрасьте картинки и расскажите сказку родителям.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию связной речи в средней группе. Тема: Пересказ сказки «Заяц и ёж» (Бр. Гримм).

Программное содержание: 1. помочь детям запомнить сюжет из сказки «Заяц и ёж», 2. продолжать учить отвечать на вопросы по содержанию; 3. учить выразительно, передавать диалоги персонажей; 4. восп...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ в старшей группе ПО МОТИВАМ СКАЗКИ К.И. ЧУКОВСКОГО «ДОКТОР АЙБОЛИТ»

Цель: Научить детей понимать и различать эмоциональное состояние героев сказки и развивать  у детей способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.Задачи:Образовательная: ...

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе . Тема: Составление рассказа по серии сюжетных картинок Гербовой «Нашёл выход»

Закрепить умение целенаправленного восприятия наглядного содержания картин, анализа изображенной ситуации....

Конспект занятия по развитию связной речи для старшей группы. Тема "Осень"

Цель: учить детей составлять описательный рассказ на тему «Осень» с опорой на схемы.Задачи:Коррекционно – образовательные: - формировать навык составления описательного рассказа...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ в старшей группе ПО МОТИВАМ СКАЗКИ К.И. ЧУКОВСКОГО «ДОКТОР АЙБОЛИТ»

Цель: Научить детей понимать и различать эмоциональное состояние героев сказки и развивать  у детей способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.Задачи:Образовател...

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе Тема: «Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»»

Развитие связной речи играет большую роль в жизни человека. Каждый человек должен в совершенстве владеть словом. Для этого необходима большая работа и много времени, именно поэтому...